Моралистическое заблуждение
Моралистическое заблуждение — это неформальное заблуждение , заключающееся в том, что аспект природы, имеющий социально неприятные последствия, не может существовать. Его типичная форма - «если бы X было правдой, то Z произошло бы ! Таким образом, X ложно», где Z - это морально, социально или политически нежелательная вещь. То, что должно быть нравственным, априори считается естественным. Моралистическое заблуждение иногда представляется как противоположность натуралистическому заблуждению . Однако это можно рассматривать как разновидность того же натуралистического заблуждения; разницу между ними можно считать прагматической , в зависимости от намерений человека, который его использует: натуралистическая ошибка, если пользователь хочет оправдать существующие социальные практики тем аргументом, что они естественны; моралистическая ошибка, если пользователь хочет бороться с существующими социальными практиками, утверждая, что они естественны.
Примеры
[ редактировать ]Стивен Пинкер пишет, что «натуралистическое заблуждение — это идея о том, что все, что находится в природе, хорошо. Это было основой социального дарвинизма , веры в то, что помощь бедным и больным будет мешать эволюции, которая зависит от выживание наиболее приспособленных. Сегодня биологи осуждают натуралистическое заблуждение, потому что они хотят описать мир природы честно, без того, чтобы люди выводили мораль о том, как мы должны себя вести (например: если птицы и звери занимаются прелюбодеянием, детоубийством, каннибализмом, это должно быть все в порядке)». Пинкер продолжает объяснять, что «моралистическое заблуждение заключается в том, что все хорошее можно найти в природе. Оно лежит в основе плохой науки в озвучке документальных фильмов о природе: львы — убийцы из милосердия слабых и больных, мыши не чувствуют боли». когда их едят кошки, навозные жуки перерабатывают навоз, чтобы принести пользу экосистеме и так далее. Это также лежит в основе романтического убеждения, что люди не могут питать желания убивать, насиловать, лгать или воровать, потому что это было бы слишком удручающе или реакционно». [1]
Моралистическое заблуждение
[ редактировать ]- «Война разрушительна и трагична, и поэтому она не свойственна человеческой природе».
- «Употребление мяса вредит животным и окружающей среде, поэтому употребление мяса неестественно».
- «Неверность аморальна, и поэтому неестественно испытывать желание к другим, находясь в моногамных отношениях».
- «Таблетка, которую я принимаю, должна оказывать на меня терапевтическое воздействие, и поэтому она оказывает на меня терапевтическое воздействие». (Пример эффекта плацебо .)
Натуралистическое заблуждение
[ редактировать ]- «Война должна быть разрешена, потому что человеческое насилие инстинктивно».
- «Веганство глупо, потому что люди ели мясо на протяжении тысячелетий».
- «Мужчины и женщины не должны играть одинаковые роли в обществе, потому что у мужчин больше мышечной массы, а женщины могут рожать».
- «Прелюбодеяние приемлемо, потому что люди, естественно, могут хотеть больше сексуальных партнеров».
Влияние на науку и общество
[ редактировать ]Иногда фундаментальные научные открытия или интерпретации отвергаются, а их открытия, разработки или признание противоречат или ограничиваются посредством утверждений о потенциальном неправильном использовании или вреде.
В конце 1970-х годов Бернард Дэвис , в ответ на растущие политические и общественные призывы ограничить фундаментальные исследования (по сравнению с прикладными исследованиями ), на фоне критики опасных знаний (по сравнению с опасными приложениями), применил термин «моралистическая ошибка» к его нынешнему использованию. [2]
(Этот термин использовался еще в 1957 году, по крайней мере, для обозначения некоторых, хотя и отличающихся друг от друга, значений. [3] )
В естествознании моралистическая ошибка может привести к неприятию или подавлению фундаментальной науки , целью которой является понимание мира природы, из-за ее потенциального неправильного использования в прикладной науке , целью которой является развитие технологии или техники. [4] Это размывает научную оценку , обсуждаемую в естественных науках (например, физике или биологии ), по сравнению с оценкой значимости , взвешенной в социальных науках (например, социальной психологии , социологии и политологии ) или в поведенческих науках (например, психологии ).
Дэвис утверждал, что в фундаментальной науке первична описательная, объяснительная и, следовательно, предсказательная способность информации, а не ее происхождение или ее применение, поскольку знание не может быть защищено от неправильного использования, а неправильное использование не может фальсифицировать знания. Как злоупотребление научной работой, так и подавление научных знаний могут иметь нежелательные или даже нежелательные последствия. В начале 20 века развитие квантовой физики сделало возможным создание атомной бомбы в середине 20 века. Однако без квантовой физики большая часть технологий связи и визуализации была бы невозможна.
Научные теории, получившие обширную исследовательскую поддержку, могут быть отвергнуты в ходе публичных дебатов, где общее согласие имеет решающее значение, но может оказаться совершенно ложным. [5] Обязанность ученых-фундаменталистов информировать общественность, однако, может быть поставлена в тупик, если противопоставлять заявления других, одновременно вызывающие тревогу и рекламирующие гарантии защиты общественности. [6] Дэвис указал, что более глубокое и четкое ознакомление с возможностями использования и ограничениями науки может более эффективно предотвратить неправильное использование знаний или причинение им вреда. [7]
Естественные науки могут помочь людям понять мир природы, но, по мнению Бернарда Дэвиса, они не могут принимать политические, моральные или поведенческие решения. [7] Дэвис считает, что вопросы, связанные с ценностями – что люди должны делать – более эффективно решать посредством дискурса в социальных науках, а не путем ограничения фундаментальной науки. [7] Непонимание потенциала науки и неоправданные ожидания привели к моральным препятствиям и препятствиям в принятии решений, но подавление науки вряд ли решит эти дилеммы. [7]
Севильское заявление о насилии
[ редактировать ]Севильское заявление о насилии было принято в Севилье , Испания, 16 мая 1986 года на международной встрече ученых, созванной Национальной комиссией Испании по делам ЮНЕСКО . ЮНЕСКО приняла это заявление 16 ноября 1989 г. на двадцать пятой сессии своей Генеральной конференции. Заявление призвано опровергнуть «представление о том, что организованное человеческое насилие биологически детерминировано». [8] [ нужна страница ]
Некоторые, в том числе Стивен Пинкер, [9] раскритиковали Севильское заявление как пример моралистического заблуждения. Исследования в области эволюционной психологии и нейропсихологии показывают, что человеческое насилие имеет биологические корни. [10] [11]
См. также
[ редактировать ]- Обращение к традиции
- Обращение к новизне
- Мужчине
- Дефинистская ошибка
- Различие фактов и значений
- Метаэтика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сайлер, Стив (30 октября 2002 г.). «Вопросы и ответы: Стивен Пинкер из «Чистого листа» » . УПИ . Архивировано из оригинала 5 декабря 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ Дэвис Б.Д. (1978). «Моралистическое заблуждение» . Природа . 272 (5652): 390. дои : 10.1038/272390a0 . ПМИД 11643452 .
- ^ Мур ЕС (1957). «Моралистическое заблуждение». Журнал философии . 54 (2): 29–42. дои : 10.2307/2022356 . JSTOR 2022356 .
- ^ Дэвис Б.Д. (2000). «Мир учёного» . Микробиол Мол Биол Rev. 64 (1): 1–12. дои : 10.1128/ММБР.64.1.1-12.2000 . ПМК 98983 . ПМИД 10704471 .
- ^ Кройцберг Г.В. (2005). «Ученые и рынок мнений» . Представитель ЭМБО . 6 (5): 393–96. дои : 10.1038/sj.embor.7400405 . ПМЦ 1299311 . ПМИД 15864285 .
- ^ Дэвис Б.Д. (2000), раздел «Технологии» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дэвис Б.Д. (2000), раздел «Ограниченный объем науки» .
- ^ Сутер, Кейт (2005). 50 вещей, которые вы хотели знать о мировых проблемах... но боялись спросить . Милсонс-Пойнт, Новый Южный Уэльс, Австралия: Transworld Publishers. ISBN 978-1-86325-503-5 .
- ^ Пинкер, Стивен. Как работает разум . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1997, стр. 44, 49.
- ^ Джонс Д. (2008). «Человеческое поведение: инстинкты убийцы» . Природа . 451 (7178): 512–15. дои : 10.1038/451512а . ПМИД 18235473 .
- ^ Мэй МЭ и Кеннеди Ч. (2009). «Агрессия как положительное подкрепление у мышей при различных схемах подкрепления, основанных на соотношении и времени» . Журнал экспериментального анализа поведения . 91 (2): 185–96. дои : 10.1901/jeab.2009.91-185 . ПМЦ 2648522 . ПМИД 19794833 .