История книг

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Скульптура стопки книг высотой 12 метров (40 футов) на Берлинской Аллее идей , посвященная изобретению современного книгопечатания.

История книги стала признанной академической дисциплиной в 1980-х годах. Вклад в эту область поступил от текстологов , кодикологии , библиографии , филологии , палеографии , истории искусства , социальной истории и истории культуры . Его основная цель — продемонстрировать, что книга как объект, а не только текст, содержащийся в ней, является каналом взаимодействия между читателями и словами. Анализ каждой составной части книги позволяет выявить ее назначение, где и как она хранилась, кто ее читал, идеологические и религиозные убеждения того периода, а также взаимодействовали ли читатели с текстом внутри. Даже отсутствие доказательств такого рода оставляет ценные подсказки о природе этой конкретной книги.

Самые ранние формы письма были выгравированы на каменных плитах, а в древности перешли к пальмовым листьям и папирусу. Позже пергамент и бумага стали важными материалами для букмекерской деятельности, что обеспечило большую долговечность и доступность. В таких регионах, как Китай, Ближний Восток, Европа и Южная Азия, развивались разнообразные методы производства книг. В средние века возникло появление иллюминированных рукописей, в которых текст и изображения сложно сочетались, особенно в эпоху Великих Моголов в Южной Азии под покровительством таких правителей, как Акбар и Шах Джахан. До изобретения печатного станка, прославившегося благодаря Библии Гутенберга , каждый текст представлял собой уникальное ценное изделие ручной работы, персонализированное с помощью особенностей дизайна, заложенных писцом, владельцем, переплетчиком и иллюстратором. [1]

Изобретение печатного станка в 15 веке стало поворотным моментом, произведшим революцию в книжном производстве. Такие инновации, как подвижные шрифты и паровые прессы, ускорили производственные процессы и способствовали повышению уровня грамотности. Также появилась защита авторских прав, обеспечивающая права авторов и формирующая издательский ландшафт. В период позднего Нового времени появились книжки, рассчитанные на более широкий круг читателей, а механизация печатного процесса еще больше повысила эффективность.

XX век стал свидетелем появления пишущих машинок, компьютеров и настольных издательских систем, что изменило процесс создания и печати документов. Цифровые достижения в 21 веке привели к появлению электронных книг , чему способствовала популярность электронных книг и специальных возможностей. В то время как появились дискуссии о потенциальном сокращении количества книг в печатном виде, печатные СМИ оказались удивительно устойчивыми и продолжают процветать как многомиллиардная индустрия. Кроме того, появились усилия сделать литературу более инклюзивной благодаря развитию системы Брайля для людей с нарушениями зрения и созданию устных книг, предоставляющих людям альтернативные способы доступа к литературе и ее удовольствия.

Происхождение [ править ]

история книги стала признанной академической дисциплиной Во второй половине ХХ века . Этому способствовали книги Уильяма Айвинса-младшего « Гравюры и визуальная коммуникация» (1953) и Анри-Жана Мартена и Люсьена Февра » «L'apparition du livre Приход книги: влияние печати, 1450–1800 ») в 1958 году. а также Маршалла Маклюэна ( «Галактика Гутенберга: создание типографского человека» 1962). Другим выдающимся пионером в истории книги является Роберт Дарнтон . [2]

Хронология [ править ]

История книги начинается с развития письменности и различных других изобретений, таких как бумага и книгопечатание , и продолжается до современного книгопечатания . Самые ранние знания об истории книг, которыми располагает общество, на самом деле предшествовали тому, что сегодня принято называть «книгами», и начинаются с табличек , свитков и листов папируса . (Нынешний формат, который мы считаем книгами, в которых отдельные листы скреплены вместе, а не свитком, называется кодексом . Затем в форме кодекса появились переплетенные вручную, дорогие и сложные рукописи . Они уступили место печатным томам и В конечном итоге это привело к распространению массовых печатных томов. Современные книги, возможно, даже не имеют физического присутствия с появлением электронных книг . Книга также стала более доступной для людей с ограниченными возможностями с появлением шрифта Брайля и аудиокниг .

Глиняные таблички [ править ]

, Шумерская глиняная табличка в настоящее время хранящаяся в Восточном институте , Чикагского университета на которой написан текст поэмы «Инанна и Эбих» , написанной жрицей Энхедуанной , первым автором, имя которой известно. [3]

Глиняные таблички использовались в Месопотамии в 3-м тысячелетии до нашей эры . Аир, инструмент с треугольным острием, использовался для написания иероглифов на влажной глине. Для высушивания таблеток использовался огонь. В Ниневии было найдено более 20 000 табличек, датируемых VII веком до нашей эры ; это был архив и библиотека царей Ассирии , имевших мастерские переписчиков в своем распоряжении и реставраторов. Это предполагает определенную степень организации книг, внимание к их сохранению, классификации и т. д. Такие таблички продолжали использоваться до XIX века в различных частях мира, включая Германию, Чили, Филиппины и пустыню Сахара. [4] [5]

Клинопись и шумерская письменность [ править ]

Письменность возникла как форма ведения записей в Шумере в четвертом тысячелетии до нашей эры. [6] [7] с появлением клинописи . Было обнаружено множество глиняных табличек, на которых изображена клинопись, используемая для записи юридических контрактов, составления списков активов и, в конечном итоге, для записи шумерской литературы и мифов. Археологи обнаружили школы писцов еще во втором тысячелетии до нашей эры , где студентов обучали искусству письма. Разработанный на территории современного Ирака, [8] «Клинописное» письмо позже было названо в честь латинского слова cuneus, что означает «клиновидный». [9] [7] Писцы часто писали клинописью на глине, но иногда использовали драгоценные материалы, например золото. [7] Клинопись была написана на разных языках, таких как шумерский, аккадский и греческий, на протяжении более трех тысяч лет, и прекратила свое существование только тогда, когда Сасанидская империя завоевала Вавилон и заставила писцов прекратить писать. [9] [10] Некоторые из сохранившихся клинописных табличек были написаны студентами-писцами. [7]

Папирус [ править ]

Книга мертвых Хунефера , ок. 1275 г. до н.э., чернила и пигменты на папирусе, в Британском музее (Лондон).

После извлечения костного мозга из стеблей папирусного тростника в результате ряда этапов (увлажнение, прессование, сушка, склеивание и резка) были получены материалы различного качества, лучшие из которых использовались для священного письма. [11] В Древнем Египте папирус использовался в качестве материала для письма, возможно, еще во времена Первой династии , но первое свидетельство содержится в бухгалтерских книгах царя Нефериркаре Какаи из Пятой династии (около 2400 г. до н.э.). [12] Для письма использовали аир, заостренный до кончика стебель тростника или птичьи перья. Письмо египетских писцов называлось иератическим , или священническим письмом; это не иероглиф , а упрощенная форма, более приспособленная к рукописному письму (иероглифы обычно гравируются или рисуются). Египтяне экспортировали папирус в другие средиземноморские цивилизации, включая Грецию и Рим, где он использовался до тех пор, пока не пергамент . был разработан [13]

Папирусные книги представляли собой свиток из нескольких склеенных между собой листов общей длиной 10 и более метров. Некоторые книги, например, история правления Рамзеса III , имели длину более 40 метров. Книги развернуты горизонтально; текст занимал одну сторону и был разделен на колонки. Название указывалось на этикетке, прикрепленной к цилиндру с книгой. Многие тексты на папирусах происходят из гробниц, где хранились молитвы и священные тексты (например, «Книга мертвых» начала 2-го тысячелетия до нашей эры).

Папирус был распространенным субстратом, который использовался в качестве нотариальных документов, налоговых реестров и юридических контрактов. [14] Свитки обычно держали вертикально, чтобы их можно было прочитать, а текст писался длинными столбцами. С другой стороны, литературные тексты традиционно переписывались в форме кодекса. [14] После второй половины X века нашей эры остатки папируса в Египте часто использовались переплетчиками для изготовления обложек книг, поскольку бумага заменила папирус в качестве доминирующего субстрата для книг. [14]

Восточная Азия [ править ]

Китайская бамбуковая книга.

Китай [ править ]

До появления книг письмо на кости , ракушках, дереве и шелке было распространено в Китае задолго до II века до нашей эры, пока примерно в I веке нашей эры в Китае не была изобретена бумага. Первые узнаваемые книги Китая, называемые цзянс или цзянду , были сделаны из рулонов тонкого расщепленного и высушенного бамбука, переплетенных коноплей, шелком или кожей. [15] Открытие процесса использования коры тутового дерева для изготовления бумаги приписывается Цай Луню , но оно может быть более древним. [16] Тексты воспроизведены методом ксилографии ; Распространение буддийских текстов стало основным стимулом для крупномасштабного производства. Формат книги развивался с промежуточными этапами: свитки, сложенные гармошкой , свитки, переплетенные с одного края («книги-бабочки») и так далее.

Хотя точная дата неизвестна, между 618 и 907 годами нашей эры — периодом династии Тан — в Китае началось первое печатание книг. [17] [18] Самая старая сохранившаяся печатная книга представляет собой произведение « Алмазная сутра» и датируется 868 годом нашей эры, во времена династии Тан. [17] « Алмазная сутра» была напечатана методом печати на дереве , трудоемким методом, при котором печатаемый текст вырезался на поверхности деревянной доски и, по сути, использовался для отпечатка слов на поверхности для письма. [19] Печать на дереве была обычным процессом воспроизведения уже рукописных текстов на самых ранних этапах книгопечатания. Этот процесс занял невероятно много времени. [20]

Из-за кропотливого и трудоемкого процесса печати на дереве Би Шэн , внесший ключевой вклад в историю печати, изобрел процесс печати подвижным шрифтом (1041–1048 гг. Н. Э.). [20] [21] Би Шэн разработал процесс печати, при котором письменный текст можно было копировать с использованием сформированных шрифтов, причем самые ранние шрифты изготавливались из керамического или глиняного материала. [20] [21] Метод печати подвижным шрифтом позже был независимо изобретен и усовершенствован Иоганном Гутенбергом . [22]

Япония [ править ]

В начале 17 века в Японии было создано множество чрезвычайно подробных текстов. Например, Хитоми Хицудай провел шестьдесят лет, делая полевые записи о 499 видах съедобных цветов и животных для своей книги «Хончо шоккан» («Кулинарное зеркало королевства»). [23] Этот детальный стиль письма был распространен в первые годы, когда большинство грамотных людей принадлежало к высшим классам. Вскоре после этого грамотность возросла, поскольку сотни (некоторые говорят, тысячи) школ обучали детей словарю географии, истории, а также индивидуальным ремеслам и призваниям. [24] Очень подробный стиль все еще сохранялся, поскольку он был последовательным во многих географических справочниках, и превратился в социальный лексикон. В некоторых случаях семейные альманахи и энциклопедии составлялись на региональном уровне. [23]

Несмотря на то, что очень подробная форма письма сохранилась, примерно в 1670-х годах также развился более простой стиль чтения, который был написан для популярной читательской аудитории. В нем использовался более простой народный язык, и он был написан практически специально для тех, кто впервые покупает книгу. Эти оригинальные художественные сказки были популярны как среди простых самураев, так и среди простых горожан. Работы выходили за рамки художественной литературы, а также изображали определенные поделки и руководства, посвященные этой теме. [23] Эти более популярные книги были написаны недавно появившейся формой письма. [ нужны разъяснения ] . Авторам впервые пришлось столкнуться с идеей «читающей публики». Эти авторы принимали во внимание различные социальные слои своей аудитории и должны были изучить «общие формы обращения, которые делали слова и изображения текста понятными» непрофессионалу. [23]

Авторы вышли на новый рынок со своими более упрощенными произведениями. Преодолев это препятствие, они начали писать о более чем определенных ремеслах и социальных лексиконах. Впервые у писателей появилась возможность обнародовать некогда частные знания и перейти к более региональным информационным справочникам. [23] Письмо, ориентированное на детали, все еще сохранялось, поскольку письмо стало пониматься как нечто, что должно было продемонстрировать «количественные доказательства, чтобы измерить непрерывность и изменения». [25] Рост грамотности в Японии, а также увеличение количества авторов сделали письменность полуавтономной системой. [ нужны разъяснения ] Однако в конце 17 века случаи цензуры все же имели место. Несмотря на обширное изображение ландшафта, правительственные власти гарантировали, что области, затрагивающие деликатные темы, такие как военное хозяйство, иностранные дела, христианство и другие неортодоксальные верования, а также тревожные текущие события, были исключены из общественных работ. У этой самоцензуры были свои недостатки, поскольку социальные комментарии оставались в руках высших социальных слоев, где эта информация была более доступна. [23] Несмотря на эту цензуру, публичные чтения увеличились по всей Японии и создали новые рынки, которые можно было разделить между высшей элитой, а также людьми среднего класса, хотя и с разной тематикой.

Доколумбовые Америки кодексы

Дрезденский кодекс (стр. 49)

В Мезоамерике информация записывалась на длинные полоски бумаги, волокна агавы или шкуры животных, которые затем складывались и закрывались деревянными крышками. Считалось, что они существовали со времен классического периода между III и VIII веками нашей эры. Считалось, что многие из этих кодексов содержат астрологическую информацию, религиозные календари, знания о богах, генеалогии правителей, картографическую информацию и сбор дани. Многие из этих кодексов хранились в храмах, но в конечном итоге были уничтожены испанскими исследователями. [26]

В настоящее время единственной полностью расшифрованной доколумбовой системой письменности является письменность майя . Майя, наряду с некоторыми другими культурами Мезоамерики , создавали книги в стиле гармошки, написанные на бумаге амате . Почти все тексты майя были уничтожены испанцами во время колонизации по культурным и религиозным причинам. Одним из немногих сохранившихся примеров является Дрезденский кодекс . [27]

Хотя было показано, что только у майя есть система письма, способная передавать любые концепции, которые могут быть переданы посредством речи (примерно на том же уровне, что и современная японская система письма ), другие мезоамериканские культуры имели более рудиментарные идеографические системы письма , которые содержались в подобные книги в стиле гармошки, одним из таких примеров являются ацтекские кодексы .

Флорентийский кодекс [ править ]

Здесь представлено более 2000 иллюстраций местных художников, представляющих эту эпоху. Бернардино де Саагун рассказывает историю жизни ацтеков и их естественную историю. Флорентийский кодекс рассказывает о культуре, религиозной космологии и ритуальных практиках, обществе, экономике и естественной истории ацтеков. Рукопись оформлена как на языке науатль, так и на испанском языке. На английский перевод полного текста на науатль всех двенадцати томов Флорентийского кодекса ушло десять лет. Артур Дж. О. Андерсон и Чарльз Диббл проделали десятилетнюю долгую работу, но они внесли важный вклад в этноисторию Мезоамерики. Спустя годы, в 1979 году, правительство Мексики опубликовало полноцветный том Флорентийского кодекса. Теперь, с 2012 года, он доступен в цифровом формате и полностью доступен для тех, кто интересуется историей Мексики и ацтеков.

Флорентийский кодекс — это этнографическое исследование XVI века, проведенное испанским монахом-францисканцем Бернардино де Саагуном. Сам кодекс фактически назывался «Всеобщая история вещей Новой Испании». [28] Бернардино де Саагун работал над этим проектом с 1545 года до своей смерти в 1590 году. Флорентийский кодекс состоит из двенадцати книг. В нем 2500 страниц, но он разделен на двенадцать книг по таким категориям, как; Боги, церемонии, предзнаменования и другие культурные аспекты ацтеков.

Восковые таблетки [ править ]

Женщина держит восковые таблички в виде кодекса . Настенная роспись из Помпеи , до 79 г. н.э.

Римляне использовали покрытые воском деревянные таблички или pugillares , на которых они могли писать и стирать с помощью стилуса . Один конец стилуса был заостренным, а другой — сферическим. Обычно эти таблички использовались для повседневных целей (учет, заметки) и для обучения детей письму, согласно методам, рассмотренным Квинтилианом в его Institutio Oratoria X, глава 3. Некоторые из этих табличек можно было собрать в форме, похожей на кодекс. . Кроме того, этимология слова кодекс (деревянный блок) предполагает, что оно могло произойти от деревянных восковых табличек. [29]

Пергамент [ править ]

Пергамент постепенно заменил папирус. Легенда приписывает его изобретение Эвмену II , царю Пергама , от которого произошло название «пергамин», которое стало «пергаментом». Его производство началось примерно в III веке до нашей эры. Пергамент, изготовленный из шкур животных (овцы, крупного рогатого скота, осла, антилопы и т. д.), со временем оказалось легче сохранять; он был более прочным и позволял стирать текст. Это был очень дорогой носитель из-за редкости материала и времени, необходимого для создания документа. В частности, пергамент представляет собой высококачественный пергамент, изготовленный из телячьей кожи. Загадка книги Эксетера 26 описывает процесс изготовления пергамента глазами животного. Загадка гласит:

Какой-то враг лишил меня жизни

И отнял у меня мирские силы, потом намочил меня, окунул меня в воду, вынул снова, поставил меня на солнце, где я быстро потерял волосы, которые у меня были. Позже острый край ножа отрежь меня, сошлифовав все примеси. Затем пальцы сложили меня; прекрасный наряд птицы часто проносился надо мной полезными каплями через мои коричневые владения, проглотил краситель дерева перепутался с водой, снова наступил на меня оставляя темные следы. Герой одел меня тогда с досками, чтобы охранять меня, накинув на меня шкуру,

Украсил меня золотом…

- Оксфордская иллюстрированная история книги

Греция и Рим [ править ]

Свиток папируса на латыни называется «объемом» — словом, которое означает «круговое движение», «ролл», «спираль», «водоворот», «революцию» (возможно, аналогично современной английской интерпретации слова «вихрь»). ) и, наконец, «рулон писчей бумаги, свернутая рукопись или книга». В VII веке Исидор Севильский объясняет связь между кодексом, книгой и свитком в своей «Этимологии» (VI.13) следующим образом:

Кодекс состоит из множества книг ( librorum ); книга состоит из одного свитка ( voluminis ). Кодексом он назван в виде метафоры стволов ( caudex ) деревьев или виноградных лоз, как если бы это был деревянный ствол, потому что он содержит в себе множество книг, как бы ветвей.

Описание [ править ]

Свиток вращается вокруг двух вертикальных деревянных осей. Эта конструкция допускает только последовательное использование; текст необходимо читать в том порядке, в котором он написан, и невозможно поставить маркер, чтобы напрямую получить доступ к точному месту в тексте. Это сравнимо с современными видеокассетами. Более того, читатель должен держаться за вертикальные деревянные рулоны обеими руками и, следовательно, не может читать и писать одновременно. Единственным общеупотребительным сегодня томом является еврейская Тора .

Книжная культура [ править ]

авторы Античные не имели никаких прав на опубликованные ими произведения; не было ни авторских, ни издательских прав. Любой мог скопировать текст и даже изменить его содержимое. Писцы зарабатывали деньги, а авторы зарабатывали в основном славу, если покровитель не давал денег; книга прославила своего автора. Это соответствовало традиционной концепции культуры: автор придерживался нескольких моделей, которым подражал и пытался улучшить. Статус автора не расценивался как абсолютно личный. [ нужна цитата ]

С политической и религиозной точки зрения книги подвергались цензуре очень рано: произведения Протагора сжигались, поскольку он был сторонником агностицизма и утверждал, что нельзя знать, существуют боги или нет. Как правило, культурные конфликты приводили к важным периодам уничтожения книг: в 303 году император Диоклетиан приказал сжечь христианские тексты. Некоторые христиане позже сожгли библиотеки и особенно еретические или неканонические христианские тексты. Эти практики встречаются на протяжении всей истории человечества, но сегодня во многих странах они прекратились. В некоторых странах сегодня все еще подвергают жесткой цензуре и даже сжигают книги. [ нужна цитата ]

Но существует и менее заметная, но тем не менее эффективная форма цензуры, когда книги предназначены только для избранных ; книга изначально не была средством свободы выражения. Это может служить подтверждением ценностей политической системы, как во времена правления императора Августа , который умело окружал себя великими авторами. Это хороший древний пример контроля над СМИ со стороны политической власти. Однако частная и общественная цензура продолжается и в современную эпоху, хотя и в различных формах. [ нужна цитата ]

книг в Греции и сохранение Распространение

Сведений о книгах Древней Греции сохранилось мало. На нескольких вазах (VI и V вв. до н.э.) изображены объемные изображения. Широкой торговли книгами, несомненно, не было, но существовало несколько сайтов, посвященных продаже книг.

Распространение книг и внимание к их каталогизации и сохранению, а также литературная критика развивались в эллинистический период с созданием крупных библиотек в ответ на стремление к знаниям, примером которого является Аристотель . Эти библиотеки, несомненно, также были построены как демонстрация политического престижа:

При библиотеках имелись переписные мастерские, а общая организация книг позволяла:

  • Каталог книг
  • Сохранение примера каждого текста
  • Литературная критика с целью установления справочных текстов для копии (пример: «Илиада» и «Одиссея» ).
  • Сам экземпляр, позволивший распространять книги.
  • Перевод ( Септуагинта ) например, Библия

Книжное производство в Риме [ править ]

Книжное производство развивалось в Риме в I веке до нашей эры благодаря латинской литературе, находившейся под влиянием греческой. По скромным оценкам, число потенциальных читателей в Имперском Риме составляет около 100 000 человек. [30]

Это распространение касалось прежде всего кругов литераторов. Аттик был редактором своего друга Цицерона . Однако книжный бизнес постепенно распространился на территорию Римской империи ; например, в Лионе были книжные магазины . Распространению книги способствовало расширение Империи, предполагавшее навязывание латинского языка большому числу людей (в Испании, Африке и т. д.).

Библиотеки были частными или создавались по воле человека. Юлий Цезарь , например, хотел основать одну в Риме, доказывая, что библиотеки были признаком политического престижа.

В 377 году в Риме было 28 библиотек, известно, что в других городах было много библиотек поменьше. Несмотря на широкое распространение книг, ученые не имеют полной картины литературной жизни древности, поскольку тысячи книг были утеряны со временем.

Бумага [ править ]

Производство бумаги традиционно восходит к Китаю около 105 г. н.э., когда Цай Лунь , чиновник при императорском дворе во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.), создал лист бумаги из шелковицы и других лубяных волокон вместе с рыболовными сетями , старыми тряпки и конопляные отходы. [31]

Хотя бумага, используемая для упаковки и прокладки, использовалась в Китае со II века до нашей эры, [32] бумага, используемая в качестве средства письма, получила широкое распространение только к III веку. [33] К VI веку в Китае листы бумаги начали использовать для изготовления туалетной бумаги . и [33] Во времена династии Тан (618–907 гг. н. э.) бумагу сгибали и зашивали в квадратные мешочки , чтобы сохранить аромат чая. [4] выпустившим бумажные Последующая династия Сун (960–1279) стала первым правительством, деньги .

Бумага в качестве подложки была завезена из Китая и практиковалась в Центральной Азии к 8 веку нашей эры. [14] Вместо лубяных волокон, используемых для изготовления китайской бумаги, ремесленники использовали тряпичные волокна, которые могли быть местного производства. Под властью арабов эти ремесленники усовершенствовали свои методы измельчения тряпичных волокон и подготовки поверхности бумаги к гладкой и пористой за счет использования крахмала . [14] Ко второй половине X века н. э. бумага заменила папирус в качестве доминирующего материала для книг в регионах, находящихся под властью ислама. [34]

Важным событием стала механизация производства бумаги средневековыми изготовителями бумаги. Появление водяных бумажных фабрик , первые достоверные свидетельства которых датируются 11 веком в Кордове, Испания. [35] позволили массово расширить производство и заменили трудоемкий ручной ремесл, свойственный как китайцам, так и китайцам. [36] [37] и мусульманин [36] [38] изготовление бумаги. Центры производства бумаги начали размножаться в конце 13 века в Италии, цены на бумагу снизились до одной шестой цены на пергамент, а затем упали еще больше. [39]

Средневековье [ править ]

Codex Manesse — немецкая книга средневековья.

К концу античности, между II и IV веками, свиток был заменен кодексом. Книга больше не представляла собой сплошной рулон, а представляла собой набор листов, скрепленных сзади. Стало возможным быстро получить доступ к точному месту в тексте. Кодекс одинаково легко положить на стол, что позволяет читателю делать заметки во время чтения. Форма кодекса улучшилась за счет разделения слов, заглавных букв и знаков препинания, что позволило читать без звука . Оглавления и индексы облегчают прямой доступ к информации. Это все еще стандартная форма книги, спустя более 1500 лет после ее появления. Однако более вероятно, что его развитие связано с ранними христианами, которые начали его использовать. [40]

Бумага постепенно заменит пергамент. Дешевле в производстве, это позволило обеспечить большее распространение книг.

Книги в монастырях [ править ]

Ряд христианских книг был уничтожен по приказу Диоклетиана в 304 году. В бурные периоды вторжений именно монастыри сохраняли религиозные тексты и некоторые произведения классической древности для Запада также существовали важные копировальные центры . В Византии .

Роль монастырей в сохранении книг несколько неоднозначна:

  • Целью консервации книг было не только сохранение древней культуры; это было особенно актуально для понимания религиозных текстов с помощью древних знаний. Некоторые работы так и не были переписаны, поскольку были сочтены слишком опасными для монахов. Более того, нуждаясь в чистых носителях, монахи иногда соскребали рукописи, тем самым уничтожая древние произведения. Передача знаний была сосредоточена в первую очередь на священных текстах.
  • Чтение было важным занятием в жизни монахов, которое можно разделить на молитву, интеллектуальный труд и физический труд ( в бенедиктинском например, ордене). Поэтому было необходимо сделать копии некоторых произведений. Соответственно, во многих монастырях имелись скриптории , где монахи копировали и украшали сохранившиеся рукописи.

Копирование и сохранение книг [ править ]

Авторский портрет Жана Мьело, пишущего сборник « Чудеса Богоматери» , одно из многих его популярных произведений.

Несмотря на эту двусмысленность, монастыри на Западе и Восточной Империи разрешили сохранение определенного количества светских текстов, и было создано несколько библиотек: например, Кассиодора («Виварум» в Калабрии, около 550 г.) и Константина I в Константинополе . Несмотря на это, выживание книг часто зависело от политических битв и идеологий, которые иногда влекли за собой массовое уничтожение книг или трудности в производстве (например, распространение книг во время иконоборчества между 730 и 842 годами). Длинный список очень старых и сохранившихся библиотек, которые сейчас являются частью Архивов Ватикана, можно найти в Католической энциклопедии .

Чтобы сохранить книги и защитить их от воров, библиотекари создавали библиотеки с цепями , в которых книги прикреплялись к шкафам или столам металлическими цепями. Это исключило несанкционированное вынос книг. Одна из первых библиотек с цепочками находилась в Англии в 1500-х годах. В массовой культуре также есть примеры связанных библиотек, например, в «Гарри Поттере и философском камне» Дж . К. Роулинг .

Скрипторий scriptorium[edit

Скрипторий был мастерской монахов-переписчиков; здесь книги копировали, украшали, перепечатывали и сохраняли. Армариус руководил работой и исполнял роль библиотекаря.

Роль переписчиков была многогранной: например, благодаря их работе тексты распространялись из одного монастыря в другой. Копии также позволяли монахам изучать тексты и совершенствовать свое религиозное образование. Таким образом, отношения с книгой определялись интеллектуальными отношениями с Богом. Но если эти копии иногда делались для самих монахов, то были и копии, сделанные по требованию.

Сама задача копирования состояла из нескольких этапов: подготовка рукописи в виде тетрадей после завершения работы, представление страниц, само копирование, доработка, исправление ошибок, оформление и переплет . Таким образом, книга требовала различных компетенций, что часто делало рукопись коллективной работой.

Трансформация из литературного издания XII века [ править ]

Сцена в » Боттичелли « Мадонне книги (1480) отражает наличие книг в домах более богатых людей его времени.

Возрождение городов в Европе изменило бы условия книжного производства и расширило его влияние, а монашеский период книги подошел бы к концу. Это возрождение сопровождало интеллектуальный ренессанс того периода. монастыря . В это время в университетских городах Европы развивалась рукописная культура за пределами Именно вокруг первых университетов возникли новые структуры производства: справочные рукописи использовались студентами и профессорами для преподавания богословия и гуманитарных наук. Развитие торговли и буржуазии повлекло за собой потребность в специализированных и общих текстах (юриспруденции, истории, романах и т. д.). В этот период развивается письменность на просторечии (куртуазная поэзия, романы и т. д.). Коммерческие скриптории стали обычным явлением, и возникла профессия продавца книг, иногда работающего на международном уровне.

Также создаются королевские библиотеки, как в случае с Людовиком Сент-Луисом и Карлом V. Книги также собирались в частных библиотеках, что стало более распространенным в XIV и XV веках.

Использование бумаги распространилось по Европе в 14 веке. Этот материал, более дешевый, чем пергамент, пришел из Китая через арабов в Испанию в 11 и 12 веках. Его использовали, в частности, для обычных экземпляров, а пергамент – для роскошных изданий.

Печатный станок [ править ]

Джикджи , Избранные учения буддийских мудрецов и мастеров сеонов , самая ранняя известная книга, напечатанная подвижным металлическим шрифтом, 1377 год. Национальная библиотека Франции , Париж.

Изобретение подвижного шрифта в печатном станке Иоганном Фустом , Петером Шоффером и Иоганном Гутенбергом около 1440 года знаменует вступление книги в индустриальную эпоху. Западная книга больше не была отдельным объектом, написанным или воспроизведенным по заказу. Издание книги стало предприятием, требующим капитала для ее реализации и рынка для ее распространения. Стоимость каждой отдельной книги (большим тиражом) была значительно снижена, что, в свою очередь, увеличило распространение книг. Книга в форме кодекса, напечатанная на бумаге в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, датируется 15 веком. Книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называются инкунабулами . Распространение книгопечатания по Европе произошло относительно быстро, однако большинство книг по-прежнему печаталось на латыни. Распространение концепции печатания книг на народном языке происходило несколько медленнее.

Западная Азия и Северная Африка [ править ]

Ранний период [ править ]

Страница из рукописи Синего Корана , ок. 9 или 10 век н.э.

С 7-го века нашей эры пергамент использовался в форме кодекса для расшифровки Корана . [14] Они варьировались от больших размеров, используемых для публичных декламаций, до карманных. [41] В книгах, созданных в этот период времени, тексту придавалось большее значение, чем изображению. [41] Во многих случаях пергамент был окрашен (например, Синий Коран ), что изначально выполнялось в христианских византийских рукописях . [41] Раньше рукописи Корана были ориентированы вертикально, при этом высота книги превышала ее ширину. [42] Однако позже была установлена ​​стандартная горизонтальная ориентация. [42]

Средневековый период [ править ]

Книжное искусство как дисциплина зародилось в средневековый исламский период, в 11 веке нашей эры. [43] Это объясняется ростом доступности бумаги, которая заменила пергамент, с которой было легче обращаться и распространять, а также тем, что закругленные шрифты заменили ранее угловатые шрифты. [43] В этот период помимо Корана было выпущено множество типов книг, включая научные заметки, стихи и литературные рассказы. [43]

Обращение представителей монгольской элиты в ислам в 13 веке нашей эры с образованием Ильханата привело к всплеску покровительства над производством и распространением книг со стороны Тебриза и Багдада . [44] Крупномасштабное производство Корана стало возможным благодаря наличию багдадийской бумаги. [45] Увеличение объема выпускаемых книг использовалось как инструмент распространения информации о работе бумажных фабрик, основанных Ильханами. Наряду с этим, другие ремесленники, работающие совместно с книжным искусством ( каллиграфы , переплетчики , иллюминаторы и т. д.), получили выгоду от увеличения производительности. [45] Изображения стали появляться на иллюминированных рукописях вместе с текстом, а иллюстрации стали центральным элементом книги, а не только каллиграфия. [45] Роль книг, выпускаемых ильханами, была направлена ​​на пропаганду религии или наследия и варьировалась от священных книг до исторических. [45]

Фолио из рукописи Шанамы ( Книги царей)

Более поздний период [ править ]

Производство рукописей в 16 и 17 веках нашей эры было направлено на королевские мастерские, имевшие экономическую мощь для их производства. [46] Распространение книг связано с их использованием в качестве символов статуса в своей коллекции или в качестве экономических инвестиций и пожертвований. [46] Процесс создания рукописи начался с того, что директор мастерской разработал общий макет, за которым последовал процесс изготовления бумаги (которая может быть с золотыми крапинками или мрамором ), писец , написавший текст, и, наконец, несколько мастеров, иллюстрирующих страницы миниатюрными рисунками. , баннеры и декорированные фронтисписы . [46] После того, как страницы были отполированы , переплетчики сшили переднюю обложку, корешек и заднюю обложку с фолиантами . [46]

Багдад стал эпицентром книжного производства в Османской империи . [47] Книги, выпущенные в османских мастерских, включали биографии, рассказы о путешествиях и генеалогии. [48] В конце 16 века CE покровительство искусству, в том числе книжному производству, сократилось из-за экономического кризиса. [48] Искусство возродилось при правлении Ахмета III , который основал библиотеку дворца Топкапы в Константинополе для заказа новых рукописей. [48] Образы, используемые в этих книгах, начали черпать вдохновение из современных европейских гравюр . [48] До конца 1500-х годов доступность печатных книг увеличивалась, но печатный станок не принимался, поскольку писцы и каллиграфы чувствовали, что, если он будет введен, они останутся без работы. [49]

Персидские Сефевиды придавали большое значение книжному искусству и имели процветающую книжную культуру. [50] В эту эпоху китаб-хана («книжный дом») представлял собой термин, имеющий три определения: во-первых, это была публичная библиотека для хранения и сохранности книг; во-вторых, это также относилось к частной коллекции книг человека; и, в-третьих, в мастерскую, где вместе создавали книги каллиграфы, переплетчики и производители бумаги. [50] Сефевидский стиль рукописных иллюстраций развился в отдельный стиль искусства периода Тимуридов . [51] Самая известная рукопись, созданная Сефевидами, — « Шахнама» , основанная на поэме Фирдоуси . [51]

Введение в полиграфию [ править ]

Подвижный шрифт арабской графикой изначально был создан европейскими типографиями. В 1530-х годах первый Коран был напечатан в Венеции Паганино Паганини . [52] Принятие печатного станка широкой публикой в ​​арабском и персидском мире произошло в 18 веке нашей эры, несмотря на то, что оно было введено в Европе тремя столетиями ранее. [49] Первая арабская типография была создана в Константинополе в 1720 году при правлении султана Ахмеда III. [49]

Фотография типографии в Египте, ок. 1922 год

В 1815 году Мухаммед Али-паша отправил ремесленников в Милан изучать принципы книгопечатания, чтобы открыть типографию в Египте. [49] Издательство «Булак Пресс» было основано в 1822 году, его возглавил Никула аль-Масабики из Сирии, который разработал арабские наборы. [49] Первой книгой, опубликованной в типографии, был итальянско-арабский словарь. [49]

Литографическая печать была представлена ​​​​как способ механического воспроизведения текста и изображения в 19 веке нашей эры, вскоре после ее изобретения в Королевстве Бавария . [53] Первой персидской книгой, напечатанной методом литографии, была копия Корана, выполненная с использованием печатного станка, привезенного из России в город Тебриз . [53] Несмотря на то, что в период с 1852 по 1872 год использование передвижной типографики уменьшилось, процесс печати с каменной литографии процветал в исламском книжном производстве. [53] Преимущество литографии заключалось в том, что этот материал хорошо подходил для адаптации устоявшихся художественных традиций, присущих традиционным исламским рукописям. [53] В Персии в середине 1800-х годов было создано несколько «смешанных» кодексов, в которых использовался гибридный набор как рукописных частей, так и печатных материалов. [53]

К концу 1800-х годов популярность подвижных шрифтов снова возросла. [49] В Египте большая часть из 10 205 книг, напечатанных с 1822 по 1900 год, была изготовлена ​​методом высокой печати. [49] Поскольку в 20 веке нашей эры популярность искусств, связанных с изготовлением рукописей, таких как миниатюрная живопись и переплетное дело, снизилась, каллиграфия и искусство письма по-прежнему остаются популярными. [54]

Южная Азия [ править ]

Страница из джайнской рукописи, изображающая рождение Махавиры , ок. 1400
Фолио из альбома Шаха Джахана , ок. 1620 г., с изображением императора Великих Моголов Шаха Джахана.

Ранние рукописи [ править ]

В древние времена каменные плиты . для письма использовались [55] Самые старые из сохранившихся книг датируются 10 веком нашей эры, самые ранние из них относятся к буддийской рукописной традиции. [55] До появления бумаги они писались на пальмовых листьях — природном богатом ресурсе южной части субконтинента. [55] Страницы обычно были три фута в ширину и два дюйма в высоту. [55] Процесс подготовки пальмовых листьев заключался в сушке, полировке и обработке крахмалом для образования поверхности, пригодной для письма. [55] Страницы были связаны вместе одной веревкой на более коротком крае и удерживались так, чтобы длинный край рукописи проходил вдоль груди пользователя. [55]

Бумага была завезена на Индийский субконтинент из Египта и Аравийского полуострова в 11 веке нашей эры купцами, торговавшими с Гуджаратом . [14] Первые бумажные фабрики были основаны в 15 веке ремесленниками, прибывшими из Самарканда . [14] Однако пальмовые листья продолжали использоваться в качестве основы для рукописей в некоторых частях восточной и южной Индии и Шри-Ланки. [55] Бумага широко использовалась в джайнской рукописной традиции, начиная с 15 века нашей эры. [55] Удлиненные пропорции рукописей с пальмовыми листьями были заменены более тонкими формами, что стало возможным благодаря использованию бумаги, однако страницы по-прежнему имели горизонтальную ориентацию. [55] Изображения занимали около трети страницы, остальная часть была заполнена текстом. [55]

Эра Великих Моголов [ править ]

Первый император Великих Моголов Бабур не был крупным покровителем искусств, однако он описал свои усилия в биографической рукописи под названием « Бабурнама» . [56] После изгнания в империю Сефевидов в 1540 году преемник Бабура Хумаюн вернул ко двору Великих Моголов мастеров иллюстрированных персидских рукописей. [56]

Несмотря на то, что он сам был неграмотен, книжное искусство процветало под покровительством императора Великих Моголов Акбара . [57] В конце 15 века нашей эры он основал живописную мастерскую рядом с королевской библиотекой и ателье в Фатехпур-Сикри , что позволило более эффективно производить книги и иллюстрированные рукописи. [58] Крупномасштабные рукописные картины размером с плакат использовались в качестве вспомогательного средства для декламации известных историй и повествований, таких как « Хамзанама» . [57] Внук Акбара Шах Джахан установил традицию оформления рукописей, которая включала в себя больший акцент на тексте, чем его предшественники, а также поля, заполненные изображениями цветов и растительности. [56] Ко времени правления Шаха Джахана производство рукописей снизилось со своего пика, и книжные иллюстраторы и ремесленники продолжали работать в региональных судах Раджастхана в Биканере , Бунди и Коте . [59]

В 17 веке н.э. влияние иллюстрированной книги уменьшилось. [52] Работы на отдельных листах стали более популярными, поскольку их производство и покупка были более рентабельными, а позже их собирали в альбомы с добавленными декоративными элементами. [52]

Современная эпоха [ править ]

Поздний Новое время [ править ]

В период позднего Нового времени произошло значительное развитие типов распространяемых книг. Чапбуки – короткие произведения на дешевой бумаге – были ориентированы на читателей из низшего класса и охватывали широкий круг тем. Все, от мифов и сказок до практических и медицинских советов и молитв, способствовало устойчивому спросу, который способствовал распространению грамотности среди низших классов. Грамотность в целом росла: к 1890 году почти всеобщий уровень грамотности был в Западной Европе, Австралии и Соединенных Штатах Америки, а к 1900 году неравенство между грамотностью мужчин и женщин начало выравниваться.

Печатный станок становился все более механизированным. Ранние конструкции металлических и паровых печатных машин были представлены в начале 19 века такими изобретателями, как Фридрих Кениг и Чарльз Стэнхоуп. Однако к 1830-м годам они получили широкое распространение, особенно в таких газетах, как «Лондон Таймс». Примерно в то же время революция в производстве бумаги произошла благодаря Генри Фурдринье и Томасу Гилпину, чьи новые бумагоделательные машины производили очень широкие непрерывные рулоны бумаги. Единственным препятствием в производстве книг был трудоемкий процесс составления. В конечном итоге эта проблема была решена Оттмаром Мергенталером и Толбертом Ланстоном, которые произвели машины линотипии и монотипии соответственно. После устранения этих барьеров книжное производство резко возросло.

Большие успехи начались в издательской сфере, когда авторы начали пользоваться ранними формами защиты авторских прав. Статут Анны был принят в 1710 году, устанавливая основные права на интеллектуальную собственность автора. Его заменил Закон об авторском праве 1814 года, который передал исключительные права на печатные произведения на двадцать восемь лет после публикации. В 1842 году этот срок был продлен до всей жизни автора плюс семь лет, или сорок два года после первой публикации. [60]

В эпоху Просвещения в европейских печатных изданиях стало выходить все больше книг, создавая раннюю форму информационной перегрузки для многих читателей. Нигде это не наблюдалось в большей степени, чем в Шотландии эпохи Просвещения, где учащиеся во время обучения знакомились с самыми разнообразными книгами. [61] Требования Британского и зарубежного библейского общества (основанного в 1804 году), Американского библейского общества (основанного в 1816 году) и других неконфессиональных издателей на огромные недорогие тиражи текстов привели к многочисленным нововведениям. Появление паровых печатных машин незадолго до 1820 года, за которым последовали новые паровые бумажные фабрики, стало двумя наиболее важными нововведениями. Вместе они привели к падению цен на книги и значительному увеличению количества книг. Этот новый метод производства также затронул многочисленные библиографические особенности, такие как расположение и формулировка заголовков и подзаголовков. Позднее, в XIX веке, появились новые виды документов: фотография, звукозапись и кинопленка.

Современный период [ править ]

Пишущие машинки и, в конечном итоге, компьютерные текстовые процессоры и принтеры позволяют людям печатать и собирать свои собственные документы. Настольные издательские системы распространены в 21 веке.

Среди ряда событий, произошедших в 1990-е годы, примечательным для книжно-издательской отрасли стало распространение цифровых мультимедиа, которые кодируют тексты, изображения, анимацию и звуки в уникальной и простой форме. Гипертекст еще больше улучшил доступ к информации. Наконец, Интернет снизил затраты на производство и распространение.

Электронные книги и будущее книги [ править ]

Трудно предсказать будущее книги в эпоху стремительных технологических изменений. [62] Беспокойство по поводу «смерти книг» выражалось на протяжении всей истории этого средства массовой информации, и оно воспринималось как угроза со стороны конкурирующих средств массовой информации, таких как радио, телевидение и Интернет. [63] [64] Однако эти взгляды, как правило, преувеличены, и в них «доминируют фетишизм, опасения по поводу конца гуманизма и идеи техно-фундаменталистского прогресса». [65] Форма печатной книги оказалась очень гибкой и адаптируемой. В 2020-х годах продажи печатных книг по-прежнему значительно превосходят электронные книги в большинстве стран и остаются многомиллиардной индустрией. [66] [67] [68]

Значительное количество справочных материалов, предназначенных для прямого доступа, а не последовательного чтения, таких как, например, энциклопедии, существует все меньше и меньше в виде книг и все больше в Интернете. Материалы для чтения в свободное время все чаще публикуются в форматах электронных книг.

Хотя электронные книги или электронные книги в первые годы имели ограниченный успех, и читатели поначалу сопротивлялись, спрос на книги в этом формате резко вырос, в первую очередь из-за популярности устройств для чтения электронных книг и по мере увеличения количества количество доступных названий в этом формате увеличилось. С момента выпуска Amazon Kindle в 2007 году электронные книги стали цифровым феноменом, и многие предполагают, что в будущем они заменят книги в твердом переплете и бумажные книги. Электронные книги гораздо более доступны и их легче купить, а также дешевле купить электронную книгу, чем ее физический аналог, поскольку вычитаются расходы на бумагу. [69] Еще одним важным фактором роста популярности электронных книг является ее постоянная диверсификация. Многие электронные книги теперь поддерживают базовые операционные системы, которые облегчают работу с электронной почтой и выполнение других простых функций. iPad . является наиболее очевидным примером этой тенденции, но даже мобильные телефоны могут содержать программное обеспечение для электронного чтения

Чтение для слепых [ править ]

Брайль — это система чтения и письма с помощью кончиков пальцев. Брайль был разработан как система эффективного общения как для слепых, так и для частично слепых. [70] Система состоит из шестидесяти трех символов и читается слева направо. Эти символы состоят из маленьких выпуклых точек в двух столбцах, похожих на современное домино, для обозначения каждой буквы. [71] Читатели могут идентифицировать персонажей двумя пальцами. Скорость чтения в среднем составляет сто двадцать пять слов в минуту и ​​может достигать двухсот слов в минуту. [70]

Создание Брайля [ править ]

Брайль был назван в честь своего создателя Луи Брайля в 1824 году во Франции. В возрасте трех лет Брайль ударил себя ножом в глаза кожаными инструментами своего отца. [70] Брайль провел девять лет, работая над предыдущей системой общения, названной ночным письмом Шарлем Барбье . В 1829 году Брайль опубликовал свою книгу «Процедура написания слов, музыки и равнинной песни точками». [72] В 1854 году Франция сделала шрифт Брайля «официальной системой связи для слепых». [70] Валентин Гаюи был первым, кто нанес шрифт Брайля на бумагу в виде книги. [71] В 1932 году шрифт Брайля стал общепринятым и использовался в англоязычных странах. [71] В 1965 году был создан Кодекс математики и научной записи Брайля Немета. Код был разработан для назначения символов сложным математическим обозначениям и операциям. [71] Система осталась прежней, с момента создания в нее были внесены лишь незначительные изменения.

Разговорные книги [ править ]

Устная книга была первоначально создана в 1930-х годах, чтобы предоставить слепым и слабовидящим возможность наслаждаться книгами. В 1932 году Американский фонд помощи слепым сделал первые записи устных книг на виниловых пластинках. [73] В 1935 году британский фонд, Королевский национальный институт для слепых (RNIB), первым начал доставлять слепым говорящие книги на виниловых пластинках. [73] Каждая пластинка содержала около тридцати минут аудиозаписи с обеих сторон, и пластинки проигрывались на граммофоне . Разговорные книги изменили носитель в 1960-х годах с переходом от виниловых пластинок к кассетам. [74] Следующее развитие устной литературы произошло в 1980-х годах с широким распространением компакт-дисков. Компакт-диски стали доступны большему количеству людей и позволили слушать книги в машине. [73] В 1995 году термин «аудиокнига» стал отраслевым стандартом. [74] Наконец, Интернет сделал аудиокниги более доступными и портативными. Аудиокниги теперь можно было воспроизводить целиком, а не разбивать на несколько дисков. [74]


XV века Инкунаблия . Обратите внимание на крышку, изготовленную потайным способом, угловые выступы и застежки.

Галерея [ править ]

См. также [ править ]

Специализированные базы данных по истории книги

Ссылки [ править ]

  1. ^ Пирсон, Дэвид (2011). Книги как история: важность книг помимо их текстов . Лондон: Британская библиотека и Oak Knoll Press. п. 23. ISBN  978-0-7123-5832-3 .
  2. ^ Уиллисон, ИК (22 ноября 2006 г.). «История книги как область гуманитарных исследований» . В Лионе, Мартин; Мишон, Жак; Молье, Жан-Ив; Валлоттон, Франсуа (ред.). Национальная история или международная история книг и издательского дела? Глобальные дебаты/Национальная или международная история книги и издательского дела? Всемирная дискуссия . Квебек: Нота Бене . Проверено 6 сентября 2023 г. - через Открытый университет.
  3. ^ Бинкли, Роберта (2004). «Чтение древней фигуры Энхедуанны». В Липсоне, Кэрол; Бинкли, Роберта А. (ред.). Риторика до и за пределами греков . СУНИ Пресс. п. 47. ИСБН  978-0791460993 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Джозеф; Ван, Л. (1954). Наука и цивилизация в Китае . Том. 5. Университетское издательство. п. 22.
  5. ^ «Раннее письмо» . Центр Гарри Рэнсома . Техасский университет в Остине. Архивировано из оригинала 06 января 2018 г. Проверено 11 апреля 2018 г.
  6. ^ Каллендорф, К. (2010). Суарес, Майкл Ф.; Вудхуйсен, HR (ред.). Древняя книга . doi : 10.1093/acref/9780198606536.001.0001 . ISBN  978-0-19-860653-6 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д «Клинописные таблички: от правления Гудеа Лагашского до Шалманасара III» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 26 марта 2022 г. Проверено 26 марта 2022 г.
  8. ^ Шмандт-Бессера, Д. (2014). «Эволюция письма» . В Райт, Джеймс (ред.). Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук . Эльзевир. Архивировано из оригинала 22 марта 2022 г. Получено 26 марта 2022 г. - через Техасский университет в Остине.
  9. ^ Перейти обратно: а б Браун, Шелби (27 апреля 2021 г.). «Откуда взялась письменность? Взлет, падение и новое открытие клинописи» . Гетти . Музей Фонда природоохранных исследований. Архивировано из оригинала 26 марта 2022 г. Проверено 26 марта 2022 г.
  10. ^ Редакция (май – июнь 2016 г.). «Самая старая письменность в мире» . Археология . 69 (3): 26–33. Архивировано из оригинала 5 сентября 2019 г. Проверено 26 марта 2022 г.
  11. ^ Цунейши, Моника (2014). «Как был сделан древний папирус» . Библиотека Мичиганского университета . Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 г. Проверено 11 апреля 2018 г.
  12. ^ Аврин, Лейла (1991). Писцы, сценарий и книги: книжное искусство от античности до эпохи Возрождения . Американская библиотечная ассоциация/Британская библиотека. п. 83. [ ISBN отсутствует ]
  13. ^ Лионс 2011 , с. 21.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час Блум, Джонатан (2001). «Изобретение бумаги». Бумага перед печатью: история и влияние бумаги в исламском мире . Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 17–45. ISBN  978-0-300-08955-4 .
  15. ^ Лионс 2011 , с. 18.
  16. ^ «Изобретение бумаги» . ipst.gatech.edu . Архивировано из оригинала 15 сентября 2013 г. Проверено 11 апреля 2018 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Макдермотт, Джозеф П. (2006). Социальная история китайской книги: Книги и литературная культура в позднем императорском Китае . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. стр. 10–11. ISBN  978-962-209-782-7 .
  18. ^ «Древние римляне изобрели первую книгу в переплете | Древние страницы» . Древние страницы . 25 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 г. Проверено 11 апреля 2018 г.
  19. ^ «3.2 История книг» . 3.2 История книг | Понимание СМИ и культуры: введение в массовые коммуникации . Издание библиотек Университета Миннесоты, 2016 г. Это издание адаптировано на основе работы, первоначально выпущенной в 2010 г. издателем, который попросил не указывать авторство. 2016. Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 г. Проверено 11 апреля 2018 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  20. ^ Перейти обратно: а б с «Изобретение ксилографии в династиях Тан (618–906) и Сун (960–1279)» . Музей азиатского искусства | Образование . Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 г. Проверено 11 апреля 2018 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Ли, Фонд Silkroad, Адела С.Ю. «Изобретение подвижного шрифта» . Silk-Road.com . Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 г. Проверено 11 апреля 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  22. ^ "Печатная пресса" . сайт Historyguide.org . Архивировано из оригинала 08 апреля 2018 г. Проверено 11 апреля 2018 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Берри, Мэри Элизабет (2006). Япония в печати: информация и нация в период раннего Нового времени . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0520254176 .
  24. ^ Исикава Мацутаро Ораймоно но сейрицу в тенкай Токио: Юсёдо Шуппан, 1988.
  25. ^ Дарнтон, Роберт (2010). Аргументы в пользу книг: прошлое, настоящее и будущее . Общественные дела. ISBN  9781586489021 .
  26. ^ Суарес, МЭ и Вудхейсен, HR (2013). Книга: Глобальная история. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 656–657.
  27. ^ «О кодексе Дрездена» . Всемирная цифровая библиотека . 1200–1250. Архивировано из оригинала 2 января 2014 г. Проверено 21 августа 2013 г.
  28. ^ «Проект МУЗА» . дои : 10.1353/cjm.2013.0010 . S2CID   161843600 . Архивировано из оригинала 27 июля 2018 г. Проверено 27 июля 2018 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  29. ^ Бернхард Бишофф. Латинская палеография: античность и средние века , издательство Кембриджского университета, 2003 г. [перепечатка], с. 11.
  30. ^ Борода, Мэри (16 апреля 2009 г.). «Пролистывание веков» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 29 июня 2017 года. Население Имперского Рима составляло не менее миллиона человек. По скромным оценкам уровня грамотности в городе насчитывалось более 100 000 читателей.
  31. ^ «Бумажное производство» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 29 октября 2007 г. Проверено 11 ноября 2007 г.
  32. ^ «Нидхэм, Джозеф и Ван, Л.» (1954) «Наука и цивилизация в Китае». Том 5, стр. 122. University Press.
  33. ^ Перейти обратно: а б «Нидхэм, Джозеф и Ван, Л.» (1954) «Наука и цивилизация в Китае». Том 1, стр.123. Университетское издательство
  34. ^ Блум, Джонатан (2001). «Распространение производства бумаги по исламским землям». Бумага перед печатью: история и влияние бумаги в исламском мире . Новый рай. стр. 47–89. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  35. ^ Бернс, Роберт И.: «Бумага приходит на Запад, 800–1400», в: Линдгрен, Юта : европейские технологии в средние века. От 800 до 1400. Традиции и инновации , 4-е изд., Gebr Mann Verlag, Берлин, 1996 г., ISBN   3-7861-1748-9 , стр. 413–422 [418]
  36. ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Сьюзен: «Производство бумаги и ранние книги», Анналы Нью-Йоркской академии наук , Том. 314 (1978), стр. 167–176 (169).
  37. ^ Лукас, Адам Роберт: «Промышленное фрезерование в древнем и средневековом мире. Обзор свидетельств промышленной революции в средневековой Европе», Technology and Culture , Vol. 46, № 1 (2005), стр. 1–30 (28, сн. 70).
  38. ^ Бернс, Роберт И.: «Бумага приходит на Запад, 800–1400», в: Линдгрен, Юта : европейские технологии в средние века. От 800 до 1400. Традиции и инновации , 4-е изд., Gebr Mann Verlag, Берлин, 1996 г., ISBN   3-7861-1748-9 , стр. 413–422 [414–417]
  39. ^ Бернс, Роберт И.: «Бумага приходит на Запад, 800–1400», в: Линдгрен, Юта : европейские технологии в средние века. От 800 до 1400. Традиции и инновации , 4-е изд., Gebr Mann Verlag, Берлин, 1996 г., ISBN   3-7861-1748-9 , стр. 413–422 [417]
  40. ^ Фанк, Анна О. «От свитка к Кодексу: новые технологии и возможности». Разрушение общества от планшета к планшету. 2015. CC BY- NC
  41. ^ Перейти обратно: а б с Эхтиар, Марьям; Коэн, Джулия (май 2014 г.). «Ранние Кораны: VIII – начало XIII веков» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 01 февраля 2021 г. Проверено 21 мая 2021 г. - через Метрополитен-музей.
  42. ^ Перейти обратно: а б Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (1997). «Ручки и пергамент: Коран и ранняя письменность». Исламское искусство . Лондон: Файдон. стр. 57–78.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (1997). «Писатели и художники: искусство книги». Исламское искусство . Лондон: Файдон. стр. 193–220.
  44. ^ Карбони, Стефано (октябрь 2003 г.). «Искусство книги в период Ильханидов» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 12 мая 2021 г. Проверено 21 мая 2021 г. - через Метрополитен-музей.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д Хилленбранд, Роберт (2002). «Искусство книги в Ильханидском Иране». Наследие Чингисхана . Нью-Йорк. стр. 134–167. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  46. ^ Перейти обратно: а б с д Сардар, Марика (октябрь 2003 г.). «Искусство книги в исламском мире, 1600–1800» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 14 мая 2021 г. Проверено 21 мая 2021 г. - через Метрополитен-музей.
  47. ^ Ялман, Сьюзан (октябрь 2002 г.). «Искусство османов до 1600 года» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 10 мая 2021 г. Проверено 21 мая 2021 г. - через Метрополитен-музей.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д Сардар, Марика (октябрь 2003 г.). «Искусство османов после 1600 года» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 01 июня 2021 г. Проверено 21 мая 2021 г. - через Метрополитен-музей.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час Шехаб, Баия; Навар, Хайтам (2020). «Ранняя арабская печать». История арабского графического дизайна . Каир. стр. 29–41. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  50. ^ Перейти обратно: а б Симпсон, Марианна Шрив (1993). «Изготовление рукописей и деятельность Китаб-ханы в Сефевидском Иране» . Исследования по истории искусства . 38 : 104–121. ISSN   0091-7338 . JSTOR   42620405 . Архивировано из оригинала 06 мая 2021 г. Проверено 21 мая 2021 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б Ялман, Сьюзен; Комарофф, Линда (октябрь 2002 г.). «Искусство Сефевидов до 1600 года» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 01 июня 2021 г. Проверено 21 мая 2021 г. - через Метрополитен-музей.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (1997). «От рукописи к странице: Искусство книги». Исламское искусство . Лондон: Файдон. стр. 329–360.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д Это Эмами, Фаршид (2017). «Литографическое изображение и его аудитория». Технологии изображения: искусство Ирана XIX века . Кембридж. стр. 55–80. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  54. ^ Микдади, Салва (октябрь 2004 г.). «Западная Азия: между традициями и современностью» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 20 декабря 2017 г. Проверено 21 мая 2021 г. - через Метрополитен-музей.
  55. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж Камминс, Джоан (2006). «Индийские картины до создания ателье Великих Моголов». Индийская живопись: от пещерных храмов до колониального периода . Бостон: Музей изящных искусств. стр. 11–25.
  56. ^ Перейти обратно: а б с Камминс, Джоан. «Рукописные картины при императорах Великих Моголов». Индийская живопись: от пещерных храмов до колониального периода . Бостон: Музей изящных искусств. стр. 26–73.
  57. ^ Перейти обратно: а б Дехеджия, Видья (1997). «Видения рая: роскошь искусства Великих Моголов». Индийское искусство . Лондон: Файдон. стр. 297–334.
  58. ^ Кафедра исламского искусства (октябрь 2002 г.). «Искусство Великих Моголов до 1600 года» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 03 февраля 2018 г. Проверено 21 мая 2021 г. - через Метрополитен-музей.
  59. ^ Сардар, Марика (октябрь 2003 г.). «Искусство Великих Моголов после 1600 года» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 01 июня 2021 г. Проверено 21 мая 2021 г. - через Метрополитен-музей.
  60. ^ Лионс 2011 , с. 116.
  61. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2012). «Естественная история, натурфилософия и читательская аудитория» . Эдинбургская история книги в Шотландии . 2 : 297–309.
  62. ^ Роберт Дарнтон , Аргументы в пользу книг: прошлое, настоящее и будущее , Нью-Йорк, по связям с общественностью, 2009. ISBN   978-1-58648-826-0 .
  63. ^ Нанберг, Джеффри (1996). Будущее книги . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-20451-5 .
  64. ^ Карьер, Жан-Клод; Эко, Умберто (2012). Это не конец книги: беседа под руководством Жана-Филиппа де Тоннака . Винтаж. ISBN  978-0-09-955245-1 .
  65. ^ Баллаторе, Андреа; Натале, Симона (18 мая 2015 г.). «Электронные книги и смерть книги: Или новые медиа и миф об исчезающем средстве массовой информации» . Новые медиа и общество . 18 (10): 2379–2394. дои : 10.1177/1461444815586984 . hdl : 2318/1768949 . ISSN   1461-4448 . S2CID   39026072 . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 г. Проверено 16 сентября 2015 г.
  66. ^ «Печать преобладала: выносливость физических книг» . Визуальный капиталист . 15 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2022 года . Проверено 19 августа 2022 г.
  67. ^ «Электронные книги по-прежнему не могут сравниться с печатными книгами» . Статистика . 21 апреля 2022 г.
  68. ^ «Книги на бумажных носителях по-прежнему продаются лучше электронных — и вот почему» . CNBC . 19 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 2 января 2021 года . Проверено 2 января 2021 г.
  69. ^ «Электронные книги захватывают печатный мир? - Очерк подростковой политики» . Teenink.com . 05.05.2010. Архивировано из оригинала 20 апреля 2015 г. Проверено 21 апреля 2015 г.
  70. ^ Перейти обратно: а б с д «История Брайля» . Брайль работает . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 г. Проверено 25 июля 2018 г.
  71. ^ Перейти обратно: а б с д «Брайль | система письма» . Британская энциклопедия . Проверено 25 июля 2018 г.
  72. ^ «Книга Брайля 1829 года» . Национальная федерация слепых . 04.10.2010. Архивировано из оригинала 26 июля 2018 г. Проверено 26 июля 2018 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б с Шелковые звуковые книги. «История аудиокниг» . silversoundbooks.com . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 г. Проверено 26 июля 2018 г.
  74. ^ Перейти обратно: а б с Тоет, Элисон (22 ноября 2017 г.). «Краткая история аудиокниги через 20 лет после появления первого портативного цифрового аудиоустройства» . PBS NewsHour . Архивировано из оригинала 15 февраля 2023 г. Проверено 26 июля 2018 г.

Цитируемые работы [ править ]

  • Лайонс, Мартин (2011). Книги: Живая история . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. ISBN  978-1-60606-083-4 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Книги [ править ]

Серия издателей [ править ]

Периодические издания [ править ]

  • Ежегодная библиография по истории печатной книги и библиотек (Мартинус Нийхофф) ISSN   0303-5964
  • Архив истории книги (Ассоциация книготорговцев) ISSN   0066-6327
  • История книги ( Общество истории авторства, чтения и издательского дела ) ISSN   1098-7371
  • Электронный журнал Британской библиотеки Значок бесплатного доступа ( Совет Британской библиотеки ) ISSN   1478-0259 Ранее журнал Британской библиотеки.
  • Документы Библиографического общества Америки (Библиографическое общество Америки) ISSN   0006-128X
  • Документы Библиографического общества Канады (Библиографическое общество Канады) ISSN   0067-6896
  • Поиск (Мировой театр) ISSN   0014-9527
  • Французский обзор истории книги (Общество библиофилов Гиени) ISSN   0037-9212
  • Script & Print (Библиографическое общество Австралии и Новой Зеландии) ISSN   1834-9013 , бывший Бюллетень Библиографического общества Австралии и Новой Зеландии.
  • Исследования по библиографии (Библиографическое общество Университета Вирджинии) ISSN   0081-7600
  • Библиотека: Труды Библиографического общества (Библиографическое общество) ISSN   0024-2160
  • История и цивилизация книги. Международный обзор ISSN   1661-4577
  • Международный журнал книги ISSN   1447-9567
  • Книжные мемуары/Исследования книжной культуры ISSN   1920-602X
  • Журнал Общества ранней книги по изучению рукописей и истории печати ISSN   1525-6790

Внешние ссылки [ править ]