Jump to content

Галактика Гутенберга

Галактика Гутенберга: создание типографского человека
Обложка первого издания
Автор Маршалл Маклюэн
Предмет История СМИ
Издатель Университет Торонто Пресс
Дата публикации
1962
Место публикации Канада
Тип носителя Печать (мягкая обложка)
Страницы 293 с. (пронумеровано)
ISBN 978-0-8020-6041-9
ОКЛК 428949

«Галактика Гутенберга: Создание типографского человека» — книга Маршалла Маклюэна 1962 года , в которой он анализирует влияние средств массовой информации , особенно печатного станка , на европейскую культуру и человеческое сознание . Он популяризировал термин « глобальная деревня» . [1] это относится к идее о том, что массовая коммуникация позволяет применить деревенский образ мышления ко всему миру; и Галактика Гутенберга , [2] которое мы можем рассматривать сегодня как совокупность записанных произведений человеческого искусства и знаний, особенно книг.

Маклюэн изучает появление того, что он называет человеком Гутенберга, субъекта, возникшего в результате изменения сознания , вызванного появлением печатной книги. Относительно своей аксиомы « Средство — это сообщение » Маклюэн утверждает, что технологии — это не просто изобретения, которые используют люди, но и средства, с помощью которых люди изобретаются заново. Изобретение подвижного шрифта стало решающим моментом в переходе от культуры, в которой все чувства взаимодействовали друг с другом, к тирании визуального. Он также утверждал, что развитие печатного станка привело к созданию национализма , дуализма , доминированию рационализма , автоматизации научных исследований, унификации и стандартизации культуры и отчуждению личностей.

Подвижный шрифт с его способностью точно и быстро воспроизводить тексты расширил стремление к однородности и повторяемости, уже проявившееся в появлении перспективного искусства и необходимости единой «точки зрения». Он пишет:

мир визуальной перспективы — это мир единого и однородного пространства. Такому миру чуждо резонансное многообразие произнесенных слов. Таким образом, язык был последним искусством, принявшим визуальную логику технологии Гутенберга, и первым, восстановившимся в эпоху электричества. [3]

Формат книги — мозаика.

[ редактировать ]

Книга необычна по своему оформлению. Маклюэн описал его как подход, который «разрабатывает мозаичный или полевой подход к своим проблемам». [4] Мозаичное изображение, которое будет построено из данных и цитат, тогда раскроет «причинные операции в истории». [5]

Книга состоит из пяти частей:

  • Пролог
  • Галактика Гутенберга
  • Галактика перенастроена
  • Библиографический указатель
  • Указатель пояснений к главам

Основная часть книги «Галактика Гутенберга» состоит из 107 коротких «глав».

Судя по всему, у Маклюэна тоже были некоторые идеи о том, как просматривать книгу. Маршалл Маклюэн, гуру «Галактики Гутенберга» (1962), рекомендует браузеру открыть страницу 69 любой книги и прочитать ее. Если вам нравится эта страница, купите книгу». [6] Такая кажущаяся произвольность вполне соответствует ситуации, когда вы выбираете конкретный кусок (или часть) мозаики и решаете, нравится ли он вам. Конечно, тест Маклюэна можно применить и к самой Галактике Гутенберга. Это позволит лучше понять цель его собственной книги. [7]

Маклюэн заявляет, что его книга «дополняет книгу «Певец сказок» Альберта Б. Лорда ». [8] Последняя работа является продолжением гомеровских исследований Милмана Пэрри , который обратился к «изучению югославского эпоса». [8] доказать, что стихи Гомера были устными произведениями.

Четыре эпохи истории

[ редактировать ]

Книгу также можно рассматривать как способ описания четырех эпох истории:

  1. Культура устного племени
  2. Рукописная культура [9]
  3. Галактика Гутенберга
  4. Электронный век

За разрыв между временными периодами в каждом случае ответственно появление нового средства массовой информации: рукописание завершает устную фазу, печать и электричество впоследствии революционизируют культуру и общество. [10]

Учитывая ключ к «письму от руки», завершающему «устную фазу», можно ожидать, что «печать» завершит фазу рукописи, а «электрификация» положит конец эпохе Гутенберга. Странность использования слова «электрифицировать» вполне уместна в контексте Маклюэна 1962 года. Интернета тогда еще не существовало.

Сам Маклюэн предполагает, что последний раздел его книги может сыграть главную роль в качестве первого раздела:

Последний раздел книги, «Переконфигурированная Галактика», посвящен столкновению электрических и механических, или печатных, технологий, и читатель может счесть его лучшим прологом. [11]

Культура устного племени

[ редактировать ]

Устная традиция не умерла. В школах, дома или на улице, где детей учат учить наизусть, запоминать детские стишки , стихи или песни, тогда можно сказать, что они участвуют в устной традиции. То же самое часто справедливо и в отношении детей, принадлежащих к религиозным группам, которых учат читать молитвы. Другими словами, детство — это один из возрастов человека (в шекспировском смысле) и, по сути, представляет собой устную племенную культуру. Переход от этой устной культуры происходит, когда ребенка учат читать и писать. Затем ребенок попадает в мир рукописной культуры.

Маклюэн определяет » Джеймса Джойса как «Поминки по Финнегану ключ, открывающий что-то из природы устной культуры. [12] "

Особое значение для устной культуры имеет искусство памяти .

Комментируя тогдашний Советский Союз , [13] Маклюэн ставит «сообщество рекламы и пиара» в один ряд с ними, поскольку оба «озабочены доступом к средствам массовой информации и результатами». [14] Еще более примечательно то, что он утверждает, что «советская озабоченность результатами средств массовой информации естественна для любого устного общества, где взаимозависимость является результатом мгновенного взаимодействия причин и следствий в общей структуре. Таков характер деревни, или, поскольку электрические средства массовой информации, таков же и характер характер глобальной деревни». [14]

Рукописная культура

[ редактировать ]

Культуру рукописи (буквально рукописного письма) Маклюэн часто называет культурой писца .

Средневековое освещение, глянец и скульптура в равной степени были аспектами искусства памяти, центральными для культуры писцов. [15]

С этой эпохой связано Искусство памяти (по-латыни Ars Memoriae).

Галактика Гутенберга

[ редактировать ]

Поминки по Финнегану: Джойса «Поминки по Финнегану» Шекспира (как и «Король Лир» ) — один из текстов, который Маклюэн часто использует на протяжении всей книги, чтобы сплести воедино различные нити своей аргументации.

На протяжении всей книги «Поминки по Финнегану» Джойс называет Вавилонскую башню башней сна.то есть башня безумного предположения, или то, что Бэкон называет царством идолов. [16]

Подвижный тип

[ редактировать ]

Его эпизодическая история переносит читателя из доалфавитного племенного человечества в электронную эпоху . По мнению Маклюэна, изобретение подвижного шрифта значительно ускорило, усилило и в конечном итоге сделало возможным культурные и когнитивные изменения, которые уже происходили со времени изобретения и внедрения алфавита, под которым Маклюэн подразумевает фонематическую орфографию . (Маклюэн старается отличать фонетический алфавит от логографических /логограммных систем письма, таких как иероглифы или идеограммы .)

Культура печати , порожденная прессой Гутенберга в середине пятнадцатого века, привела к культурному преобладанию визуального над слуховым/устным. о природе печатного слова из «Печатная графика и визуальная коммуникация» книги Цитируя с одобрением наблюдение Уильяма Айвинса , Маклюэн замечает:

В этом отрывке [Айвинс] не только отмечает укоренение линейных, последовательных привычек, но, что еще более важно, указывает на визуальную гомогенизацию опыта печатной культуры и отодвигание слуховой и другой чувственной сложности на задний план. [...] Технология и социальные эффекты типографики склоняют нас воздерживаться от учета взаимодействия и как бы «формальной» причинности как в нашей внутренней, так и во внешней жизни. Печать существует благодаря статическому разделению функций и способствует формированию менталитета, который постепенно сопротивляется любому, кроме сепаратистского, разделяющего или специализированного мировоззрения. [17]

Основная концепция аргументации Маклюэна (позже развитая в «Средство — это массаж ») заключается в том, что новые технологии (такие как алфавиты, печатные станки и даже сама речь) оказывают гравитационное воздействие на познание, что, в свою очередь, влияет на социальную организацию: печатные технологии меняются. наши привычки восприятия («визуальная гомогенизация опыта»), что, в свою очередь, влияет на социальные взаимодействия («способствует менталитету, которое постепенно сопротивляется всему, кроме... взгляда специалиста»). По мнению Маклюэна, появление технологии печати способствовало и сделало возможным большинство ярких тенденций Нового времени в западном мире: индивидуализм , демократия, протестантизм , капитализм и национализм . По мнению Маклюэна, все эти тенденции перекликаются с принципом печатной технологии «сегментации действий и функций и принципом визуальной количественной оценки». [18]

Электронный век

[ редактировать ]

Глобальная деревня

[ редактировать ]

В начале 1960-х годов Маклюэн писал, что визуальной, индивидуалистической печатной культуре скоро придет конец из-за того, что он назвал «электронной взаимозависимостью»: когда электронные средства массовой информации заменят визуальную культуру звуковой/устной культурой. В эту новую эпоху человечество перейдет от индивидуализма и фрагментации к коллективной идентичности с «племенной основой». Маклюэновское обозначение этой новой социальной организации — « глобальная деревня» . [19]

Этот термин иногда описывается как имеющий негативный оттенок в «Галактике Гутенберга» , но сам Маклюэн был заинтересован в изучении эффектов, а не в вынесении оценочных суждений:

Вместо того, чтобы стремиться к огромной александрийской библиотеке, мир превратился в компьютер, в электронный мозг, в точности как в инфантильную часть научной фантастики. И поскольку наши чувства вышли наружу, Большой Брат уходит внутрь. Итак, если мы не осознаем эту динамику, мы сразу же вступим в фазу панического ужаса, что точно соответствует маленькому миру племенных барабанов, полной взаимозависимости и наложенного сосуществования. [...] Террор — нормальное состояние любого устного общества, ибо в нем все постоянно влияет на все. [...] В нашем долгом стремлении восстановить для западного мира единство чувств, мыслей и чувств мы были готовы принять племенные последствия такого единства не больше, чем мы были готовы к фрагментации человеческой психики путем печатная культура. [20]

Ключом к аргументам Маклюэна является идея о том, что технология сама по себе не имеет моральной направленности — это инструмент, который глубоко формирует самооценку и реализацию личности и, как следствие, общества:

Разве не очевидно, что моральных проблем всегда хватает и без того, чтобы занимать моральную позицию по технологическим соображениям? [...] Печать — это крайняя фаза алфавитной культуры, которая в первую очередь детрайбализует или деколлективизирует человека. Печать повышает визуальные особенности алфавита до максимальной четкости. Таким образом, печать несет индивидуализирующую силу фонетического алфавита гораздо дальше, чем рукописная когда-либо могла сделать культура. Печать – это технология индивидуализма . Если бы люди решили модифицировать эту визуальную технологию с помощью электрической технологии, индивидуализм также изменился бы. Выдвигать моральные претензии по этому поводу — все равно, что ругать циркулярную пилу за то, что она отрубила пальцы. «Но», говорит кто-то, «мы не знали, что это произойдет». Однако даже глупость не является моральной проблемой. Это проблема, но не моральная проблема; и было бы неплохо развеять моральный туман, окружающий наши технологии. Это было бы полезно для морали . [21]

Моральная значимость воздействия технологий на познание является для Маклюэна вопросом перспективы. Например, Маклюэн противопоставляет значительную тревогу и отвращение, которые вызывало растущее количество книг во второй половине XVII века, современной озабоченности «концом книги». Если технологиям не может быть вынесен универсальный моральный приговор, Маклюэн считает, что «катастрофа может возникнуть только из-за неосведомленности о причинно-следственных связях и следствиях, присущих нашим технологиям».

Хотя Всемирная паутина была изобретена через тридцать лет после публикации «Галактики Гутенберга» , Маклюэн, возможно, придумал и, безусловно, популяризировал использование термина « серфинг » для обозначения быстрого, нерегулярного и разнонаправленного перемещения по разнородному массиву документов или знаний, например , такие утверждения, как « Хайдеггер катается на электронной волне так же триумфально, как Декарт оседлал механическую волну». Книга Пола Левинсона 1999 года «Цифровой Маклюэн» исследует способы лучшего понимания работы Маклюэна через призму цифровой революции. [22] Позже на веб-сайте Билла Стюарта «Живой Интернет» 2007 года описывается, как идеи Маклюэна «сделали концепцию глобальной деревни, связанной электронной нервной системой, частью нашей популярной культуры задолго до того, как это произошло на самом деле». [23]

Маклюэн часто цитировал книгу Уолтера Онга « Рамус, метод и распад диалога» (1958), что, очевидно, побудило Маклюэна написать «Галактику Гутенберга» . Онг написал весьма положительную рецензию на эту новую книгу в Америке . [24] Однако позже Онг смягчил свою похвалу, охарактеризовав « Галактику Гутенберга » Маклюэна как «колоритный обзор, безразличный к некоторым научным деталям, но исключительно ценный, поскольку показывает размах и глубину культурных и психологических изменений, повлекших за собой переход от неграмотности к печати и вне." [25]

В 1962 году книга Маклюэна «Галактика Гутенберга» получила высшую литературную награду Канады — Премию генерал-губернатора в области документальной литературы . Председателем отборочной комиссии был коллега Маклюэна по Университету Торонто и частый интеллектуальный спарринг-партнер Нортроп Фрай . [26]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Маклюэн 1962, стр.31: «Но, конечно, открытия в области электромагнетизма воссоздали одновременное «поле» во всех человеческих делах, так что человеческая семья теперь существует в условиях «глобальной деревни».»
  2. Обратите внимание, что сам Маршалл Маклюэн совершенно ясно заявляет, что «хотя основной темой этой книги является Галактика Гутенберга или конфигурация событий, которая намного опережает алфавит и культуру писцов, необходимо знать, почему без алфавита существует не было бы Гутенберга, 1962, стр. 40».
  3. ^ Маклюэн 1962, стр.136.
  4. ^ (Маклюэн 1962, первая строка неназванного предисловия на «странице 0»)
  5. ^ (Маклюэн 1962, стр.0)
  6. ^ Джон Сазерленд 2006.
  7. ^ «Показать, посредством какого именно исторического процесса ["современный человек десакрализовал свой мир и принял мирское существование"] - тема Галактики Гутенберга». Маклюэн 1962, стр.69.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маклюэн 1962, стр.1.
  9. ^ Сам Маклюэн предлагает продемонстрировать, что «рукописная культура в значительной степени аудиально-тактильна по сравнению с печатной культурой; а это означает, что привычки отстраненного наблюдения совершенно несовместимы с рукописными культурами, будь то древние египетские, греческие, китайские или средневековые». 1962, с.28.
  10. ^ Изабель Морисс и Уве Леманн, Проект Маршалла Маклюэна, Философия, Галактика Гутенберга
  11. ^ Маклюэн 1962, стр.0
  12. ^ «Падение старого парра, который когда-то жил в стенах, рассказывается в начале жизни в постели, а затем и в жизни всех христианских менестрелей». Джойс 1964, стр.1
  13. Мы прошли путь от Советского Союза времен Маклюэна до сегодняшнего истеблишмента на Западе.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б глянец 18 : «Интериоризация технологии фонетического алфавита переводит человека из волшебного мира уха в нейтральный визуальный мир». Маклюэн 1962, с. 21
  15. ^ Маклюэн 1962, стр.108.
  16. ^ Маклюэн 1962, стр.183
  17. ^ Галактика Гутенберга, стр. 124–26.
  18. ^ Галактика Гутенберга с. 154.
  19. Уиндема Льюиса ( «Америка и космический человек» 1948) и » Джеймса Джойса иногда «Поминки по Финнегану считаются источниками этой фразы, но ни один из них не использовал слова «глобальная деревня» конкретно как таковые. По словам сына Маклюэна Эрика Маклюэна , его отец, исследователь Уэйка и близкий друг Льюиса, вероятно, обсуждал эту концепцию с Льюисом во время их общения, но нет никаких доказательств того, что он получил эту идею или формулировку от кого-либо; Маклюэну обычно приписывают создание этого термина.
    Эрик Маклюэн (1996). «Источник термина «глобальная деревня» » . Маклюэновские исследования (выпуск 2) . Проверено 30 декабря 2008 г.
  20. ^ Галактика Гутенберга с. 32.
  21. ^ Галактика Гутенберга с. 158.
  22. ^ Пол Левинсон (1999). Цифровой Маклюэн: Путеводитель по информационному тысячелетию . Рутледж. ISBN  0-415-19251-Х . Книга переведена на японский, китайский, хорватский, румынский и корейский языки.
  23. ^ Стюарт, Билл (7 января 2000 г.). «Маршалл Маклюэн предвидит глобальную деревню» . Живой Интернет . Проверено 8 мая 2008 г.
  24. ^ Америка 107 (15 сентября 1962 г.): 743, 747.
  25. ^ Новая католическая энциклопедия 8 (1967): 838.
  26. ^ Гордон, с. 109.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4476ba6f9a92275f85c4b51ae479b594__1686316920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/94/4476ba6f9a92275f85c4b51ae479b594.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Gutenberg Galaxy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)