Рукопись
Рукопись напечатанный (сокращенно MS для единственного числа и MSS для множественного числа) традиционно представляла собой любой документ, написанный от руки или на машинке , в отличие от механически напечатанного или воспроизведенного каким-либо косвенным или автоматизированным способом. [1] Совсем недавно этот термин стал пониматься как включающий любую письменную, напечатанную или обработанную в текстовом виде копию авторской работы, в отличие от ее воспроизведения в виде печатной версии. [2]
До появления гравюр все документы и книги были рукописными. Рукописи не определяются их содержанием, которое может сочетать письмо с математическими расчетами, картами, нотной записью , пояснительными рисунками или иллюстрациями.
Терминология [ править ]
Слово «рукопись» происходит от латинского слова manūscriptum (от manus — рука и scriptum от scribere — писать ). [3] Изучение письма («руки») в сохранившихся рукописях называется палеографией (или палеографией). Традиционные сокращения — MS (рукопись) и MSS (рукописи). [4] [5] в то время как формы MS. , мс или мс. для единственного числа и MSS. , мсс или мсс. для множественного числа (с точкой или без нее также принимаются все прописные или строчные буквы). [6] [7] [8] [9] Второе s — это не просто множественное число; по старому соглашению удвоение последней буквы аббревиатуры обозначает множественное число, так же как pp означает «страницы».
Рукопись может представлять собой кодекс (т. е. переплетенный как книга ), свиток , переплетенный иначе или состоять из отдельных страниц. Иллюминированные рукописи дополнены рисунками, украшениями на рамке, искусно рельефными инициалами или полностраничными иллюстрациями.
Части [ править ]
- Крышка
- Форзац (чистый лист)
- Колофон (информация о публикации)
- инципит (первые несколько слов текста)
- украшение; иллюстрации
- размеры
- Полочная отметка или подпись в хранящейся библиотеке (в отличие от напечатанного номера каталога)
- произведения/композиции, включенные в одну MS
- кодикологические элементы:
- метод удаления: стирание? перебить? точки над буквами?
- верхние/нижние колонтитулы
- формат/макет страницы: столбцы? текст и сопутствующие комментарии/дополнения/примечания?
- интерполяции (отрывок написан не оригинальным автором)
- пометки/исправления владельцев на полях
- подписи владельцев
- посвящение/ надпись
- цензурные подписи
- сопоставление (требования) (порядок привязки)
- слоение
- нумерация страниц
- обязательность
- рукописи, объединенные в один том:
- сверток: том, содержащий разные рукописи
- пучок: отдельная рукопись, часть свертка
Материалы [ править ]
- бумага
- пергамент
- папирус для сохранения текста
- чернила
- пишущий инструмент используемый
- карандаш, который поможет в процессе письма
- вклейка (чистый лист для внутренней обложки)
Палеографические элементы [ править ]
- сценарий (один или несколько)
- встречаться
- наполнители линий
- рубрикация (текст красными чернилами)
- линейчатые линии
- крылатые слова
- исторические элементы мс: пятна крови, вина и т.д.
- состояние:
- дымность
- свидетельства пожара
- форма
- затесанный
Репродукция [ править ]
Механическое воспроизведение рукописи называется факсимиле . Цифровые репродукции можно назвать сканами (высокого разрешения) или цифровыми изображениями .
История [ править ]
До изобретения книгопечатания — в Китае с помощью гравюры на дереве , а в Европе — с помощью подвижного шрифта в печатном станке , все письменные документы приходилось создавать и воспроизводить вручную. На западе рукописи выпускались в виде свитков ( объемов на латыни) или книг ( кодекс , множественное число кодексов ). Рукописи создавались на пергаменте и другом пергаменте, папирусе и бумаге.
На субконтиненте и в Юго-Восточной Азии Индийском использовались рукописи из пальмовых листьев характерной длинной прямоугольной формы, датируемые V веком до нашей эры. [10] или раньше, а в некоторых случаях продолжали использоваться до 19 века. В Китае бамбуковые и деревянные накладки использовались до появления бумаги . В России сохранились берестяные грамоты еще XI века.
Бумага распространилась из Китая через исламский мир в Европу к 14 веку, а к концу 15 века в значительной степени заменила там пергамент для многих целей. Когда публиковались греческие или латинские произведения, писцы в скриптории иногда делали одновременно множество профессиональных копий , каждый из которых делал одну копию с оригинала, который декламировался вслух.
Древнейшие письменные рукописи сохранились благодаря идеальной сухости мест своего упокоения на Ближнем Востоке, были ли они помещены в саркофаги египетских гробниц или повторно использованы в качестве оберток для мумий , выброшены в или спрятаны развалины Оксиринха для безопасного хранения в кувшинах и захоронены ( библиотека Наг-Хаммади ) или хранятся в сухих пещерах ( свитки Мертвого моря ). Вулканический пепел сохранил часть римской библиотеки Виллы Папирусов в Геркулануме . Рукописи на тохарских языках , написанные на пальмовых листьях, сохранились в пустынных захоронениях в Таримской котловине Средней Азии.
По иронии судьбы, рукописи, наиболее бережно хранившиеся в библиотеках древности , практически все утеряны. Папирус живет не более столетия или двух в относительно влажных итальянских или греческих условиях; сохранились лишь те произведения, переписанные на пергамент, обычно после всеобщего обращения в христианство, и далеко не все.
Первоначально все книги были в рукописной форме. В Китае, а затем и в других частях Восточной Азии, печать на дереве использовалась для книг примерно с VII века. Самым ранним датированным примером является « Алмазная сутра» 868 года. В исламском мире и на Западе все книги были рукописными до появления печати подвижным шрифтом примерно в 1450 году. [ нужны разъяснения ] Рукописное копирование книг продолжалось как минимум столетие, поскольку печать оставалась дорогой. Частные или правительственные документы оставались рукописными до изобретения пишущей машинки в конце 19 века. Из-за вероятности возникновения ошибок при каждом копировании рукописи сопоставление различных версий одного и того же текста является фундаментальной частью изучения и критики всех текстов, переданных в рукописи.
В Юго-Восточной Азии в первом тысячелетии документы достаточно большой важности были начертаны на мягких металлических листах, таких как медная пластина , размягченных огнем рафинера и надписаны металлическим стилусом. На Филиппинах , например, еще в 900 году нашей эры образцы документов не писались стилусом, а перфорировались так же, как это делают сегодняшние матричные принтеры . [ нужна ссылка ] Этот тип документа был редкостью по сравнению с обычными листьями и бамбуковыми посохами, на которых были сделаны надписи. Однако ни листья, ни бумага не оказались столь долговечными, как металлический документ в жарком и влажном климате. В Бирме каммавака, буддийские рукописи, были начертаны на листах латуни, меди или слоновой кости и даже на выброшенных монашеских одеждах, сложенных и покрытых лаком. В Италии некоторые важные этрусские тексты были аналогичным образом начертаны на тонких золотых пластинах: подобные листы были обнаружены в Болгарии . Технически это все надписи, а не рукописи.
В западном мире, с классического периода до первых веков христианской эры , рукописи писались без пробелов между словами ( scriptio continua ), что делало их особенно трудными для чтения неподготовленным людям. Сохранившиеся копии этих ранних рукописей, написанные на греческом или латинском языке и обычно датируемые 4-8 веками, классифицируются в зависимости от использования в них либо всех прописных , либо всех строчных букв . Еврейские рукописи, такие как свитки Мертвого моря, не проводят такого различия. Рукописи, в которых используются только прописные буквы, называются маюскулами , а рукописи, в которых используются все строчные буквы, — минускулами . Обычно маюскульные шрифты, такие как унциал, пишутся с гораздо большей тщательностью. Писец поднимал перо между каждым росчерком, создавая безошибочный эффект правильности и формальности. С другой стороны, хотя небольшие рукописи можно писать с помощью подъемника пера, они также могут быть курсивными , то есть практически не использовать подъем пера.
Исламский мир [ править ]
Исламские рукописи создавались по-разному в зависимости от их использования и периода времени. Пергамент (пергамент) был распространенным способом изготовления рукописей. [11] В последующие столетия с распространением производства бумаги в Исламской империи рукописи в конечном итоге перешли на использование бумаги. Когда мусульмане столкнулись с бумагой в Центральной Азии, ее использование и производство в VIII веке распространились на Иран, Ирак, Сирию, Египет и Северную Африку. [12]
Африка [ править ]
4203 рукописи Тимбукту были сожжены или украдены во время вооруженного конфликта в Мали в период с 2012 по 2013 год. 90% этих рукописей было спасено населением, организованным вокруг НПО «Сохранение и повышение ценности рукописей в защиту исламской культуры» (SAVAMA- DCI). [13] Около 350 000 рукописей были перевезены в безопасное место, и в 2022 году 300 000 из них все еще находились в Бамако . [14] [15] международная консультация по вопросам охраны, доступности и продвижения древних рукописей в Сахеле в Бамако прошла В 2020 году в офисе ЮНЕСКО . [13] [14]
Западный мир [ править ]
Большинство сохранившихся досовременных рукописей используют формат кодекса (как в современной книге), который заменил свиток в эпоху поздней античности . Пергамент или пергамент , как известен лучший тип пергамента, также заменил папирус , который просуществовал не так долго и сохранился до наших дней почти исключительно в очень сухом климате Египта . [Примечание 1] хотя он широко использовался во всем римском мире. Пергамент изготавливается из шкур животных, обычно телячьих, овечьих или козлиных, а также других животных. Качество готового продукта для всех шкур зависит от того, насколько тщательно и умело было вложено в превращение кожи в пергамент. Пергамент, сделанный из теленка или овцы, был наиболее распространенным в Северной Европе, тогда как цивилизации Южной Европы предпочитали козью кожу. [17] Часто, если пергамент белого или кремового цвета и еще видны вены животного, это телячья кожа. Если он желтый, жирный или в некоторых случаях блестящий, значит, он сделан из овчины. [17]
Веллум происходит от латинского слова vitulinum, что означает «телячий»/ «сделанный из теленка». Для современных производителей пергамента и каллиграфов, а также, по-видимому, часто в прошлом, термины «пергамент» и «пергамент» используются в зависимости от различной степени качества, подготовки и толщины, а не в зависимости от того, от какого животного произошла кожа, и из-за этого более нейтральный термин «мембрана» часто используется современными учеными, особенно если животное не было установлено путем тестирования. [17]
Скрипты [ править ]
Меровингское письмо , или «Luxeuil minuscule», названо в честь аббатства Люксей в Западной Франции , основанного ирландским миссионером Св. Колумбой ок. 590 . [18] [19] Каролинский минускул — это каллиграфическое письмо, разработанное в качестве стандарта письма в Европе, чтобы латинский алфавит мог легко распознаваться грамотным классом из разных регионов. Он использовался в Священной Римской империи примерно между 800 и 1200 годами. Кодексы, классические и христианские тексты, а также учебные материалы были написаны на каролингском минускуле на протяжении всего периода Каролингского Возрождения . Сценарий превратился в черный шрифт и устарел, хотя его возрождение в эпоху итальянского Возрождения составляет основу более поздних сценариев. [17] Во «Введении в изучение рукописей» Клеменс и Грэм связывают начало этого текста с аббатством Сен-Мартен в Туре . [17]
Кэролайн Минускул прибыла в Англию во второй половине X века. Его принятие там, заменив островное письмо , было стимулировано импортом континентальных европейских рукописей Святыми Данстаном , Этельволдом и Освальдом . Этот сценарий довольно быстро распространился и использовался во многих английских центрах для копирования латинских текстов. Английские писцы адаптировали письмо Каролингов, придав ему пропорции и разборчивость. Эта новая редакция Каролинского минускула получила название «Английский протоготический книжник».Еще одним письмом, произошедшим от Каролинского Минускула, был немецкий протоготический книжник. Он возник на юге Германии во второй половине XII века. [20] Все отдельные буквы — Кэролайн; но, как и в случае с английским протоготическим книжником, он развивался. Это особенно заметно в руке буквы h. У него есть линия роста волос, которая сужается, изгибаясь влево. При первом прочтении немецкая протоготика h выглядит как немецкая протоготика b. [21] Многие другие сценарии возникли из немецкого протоготического книжника. После них появился Bastard Anglicana, которого лучше всего можно описать так: [17]
Сосуществование в готический период официальных рук, занятых копированием книг, и рукописей, используемых в документальных целях, в конечном итоге привело к взаимному обогащению этих двух принципиально разных стилей письма. Примечательно, что писцы начали модернизировать некоторые рукописи. Формализованный таким образом сценарий известен как ублюдочный сценарий (тогда как книжный рукописный шрифт, в который добавлены элементы курсива, известен как гибридный сценарий). Преимущество такого сценария заключалось в том, что его можно было написать быстрее, чем просто книжный рабочий; Таким образом, он рекомендовал себя писцам в период, когда спрос на книги рос, а авторы имели тенденцию писать более длинные тексты. В Англии четырнадцатого и пятнадцатого веков многие книги были написаны шрифтом, известным как Bastard Anglicana.
Жанры [ править ]
От древних текстов до средневековых карт — все, что было записано для изучения, было сделано с помощью рукописей. Некоторыми из наиболее распространенных жанров были Библии, религиозные комментарии, философские, юридические и правительственные тексты.
Библейский [ править ]
« Библия была самой изученной книгой Средневековья». [22] Библия была центром средневековой религиозной жизни. Вместе с Библией появилось множество комментариев. Комментарии были написаны томами, некоторые из которых были сосредоточены только на отдельных страницах Священных Писаний. По всей Европе существовали университеты, которые гордились своими библейскими знаниями. Помимо университетов, в некоторых городах в средневековый период были свои знаменитости, знавшие Библию.
Часослов [ править ]
Часослов — это тип религиозного текста, который был широко популярен в средние века. Это наиболее распространенный тип сохранившихся средневековых иллюминированных рукописей . Каждый часослов содержит одинаковую коллекцию текстов, молитв и псалмов , но оформление каждого экземпляра может различаться. Многие из них имеют минимальное освещение, часто ограничивающееся орнаментированными инициалами , но часовые книги, предназначенные для более состоятельных посетителей, могут быть чрезвычайно экстравагантными с полностраничными миниатюрами . Эти книги использовались владельцами для чтения молитв в частном порядке восемь раз или часов в день. [23]
Богослужебные книги и календари [ править ]
Наряду с Библиями в Церковь поступило большое количество рукописей, изготовленных в средние века. [ нужны разъяснения ] . Благодаря сложной церковной системе обрядов и богослужений эти книги были наиболее изящно написанными и прекрасно оформленными из всех средневековых рукописей. Богослужебные книги обычно существовали в двух вариантах. Те, которые используются во время мессы, и те, что используются для богослужения. [17]
Большинство богослужебных книг имели на лицевой стороне календарь. Это послужило быстрым ориентиром для важных дат в жизни Иисуса и позволило сообщить церковным чиновникам, каких святых следует чтить и в какой день.
Современные вариации [ править ]
В контексте библиотечного дела рукопись определяется как любой рукописный предмет в фондах библиотеки или архива. Например, коллекция рукописных писем или дневников в библиотеке считается коллекцией рукописей. Такие коллекции рукописей описываются в средствах поиска, аналогичных указателю или оглавлению коллекции, в соответствии с национальными и международными стандартами содержания, такими как DACS и ISAD(G) .
Однако в других контекстах использование термина «рукопись» больше не обязательно означает что-то, написанное от руки. По аналогии машинописный текст был напечатан на пишущей машинке. [24]
Публикация [ править ]
В книжном, журнальном и музыкальном издательстве рукопись представляет собой автограф или копию произведения, написанного автором, композитором или переписчиком. Такие рукописи обычно следуют стандартным типографским правилам и правилам форматирования, и в этом случае их можно назвать «чистой копией» (оригинал или копия). По этой причине нотную бумагу, обычно используемую для рукописной музыки, часто называют «рукописной бумагой».
Кино и театр [ править ]
В кино и театре рукопись, или сокращенно сценарий , — это авторский или драматургический текст, используемый театральной труппой или съемочной группой при постановке спектакля или съемках произведения. Точнее, рукопись кинофильма называется сценарием; телевизионная рукопись, телеспектакль; рукопись для театра, пьесы; а рукопись для аудиоспектакля часто называют радиоспектаклем, даже если записанное исполнение распространяется не по радио.
Страхование [ править ]
В страховании рукописный полис — это полис, который согласовывается между страховщиком и страхователем, в отличие от готовой формы, предоставляемой страховщиком.
Сохранение [ править ]
Сохранилось около 300 000 латинских, 55 000 греческих, 30 000 армянских и 12 000 грузинских средневековых рукописей. [25] По оценкам National Geographic сохранилось 700 000 африканских рукописей , в Университете Тимбукту в Мали . [26]
Репозитории [ править ]
Основные хранилища средневековых рукописей в США включают:
- Библиотека и музей Моргана = 1300 (включая папирусы)
- Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке , Йельский университет = 1100
- Художественный музей Уолтерса = 1000
- Библиотека Хоутона , Гарвард = 850
- Библиотека Ван Пелта , Пенсильвания = 650
- Библиотека Хантингтона = 400
- Коллекция Роббинса = 300
- Библиотека Ньюберри = 260
- Библиотека Корнеллского университета = 150
Многие европейские библиотеки имеют гораздо большие коллекции.
Поскольку досовременные рукописи представляют собой книги, их лучше всего описывать с использованием библиографических, а не архивных стандартов. Стандарт, одобренный Американской библиотечной ассоциацией, известен как AMREMM. [27] Растущий цифровой каталог досовременных рукописей — Digital Scriptorium , размещенный на базе Калифорнийского университета в Беркли .
См. также [ править ]
Примеры [ править ]
- Буддийские тексты Гандхары - Древние буддийские тексты
- Свитки Мертвого моря – древние еврейские рукописи
- Рукопись Спитцера - старейшая известная санскритская философская рукопись (II век н.э.).
- Архимед Палимпсест - рукопись греческого пергаментного кодекса
- Кодекс Зуш-Натталл - доколумбовый документ пиктографии микстеков.
- Кодекс Арундел – Книга Леонардо да Винчи
- Рукописи Синканга - серия китайских договоров аренды, ипотеки и других коммерческих контрактов.
- Гейлигенштадтское завещание - Письмо Людвига ван Бетховена 1802 года.
Общие [ править ]
- Каллиграфия - визуальное искусство, связанное с письмом.
- Консервация и реставрация иллюминированных рукописей . Уход и обращение с декорированными текстами.
- Рукописная культура - Культура, зависящая от рукописных рукописей.
- Миниатюра (иллюминированная рукопись) - Изображение в древней или средневековой иллюминированной рукописи.
- Нотная рукопись - Рукописные источники музыки.
- Рукопись на пальмовых листьях - Рукописи, сделанные из сушеных пальмовых листьев.
Примечания [ править ]
- ^ Примеры папирусов, сохранившихся за пределами Египта, включают свитки Мертвого моря (в сухом климате), папирусы Геркуланума (захороненные во время извержения Везувия ) и папирусы Равенны , сохранившиеся в Италии.
Ссылки [ править ]
- ^ «Определение РУКОПИСИ» . Мерриам-Вебстер . Архивировано из оригинала 18 октября 2017 года . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ «рукопись» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ «Рукопись» . Оксфордский словарь английского языка . Том. 6. 1933. с. 145.
- ^ Харпер, Дуглас. « Рукопись заархивирована 28 февраля 2008 года в Wayback Machine ». Интернет-этимологический словарь. Ноябрь 2001 г. По состоянию на 11 октября 2007 г.
- ^ « Средневековые английские литературные рукописи, заархивированные 9 декабря 2008 года в Wayback Machine ». www.Library.Rtruuochester.Edu. 22 июня 2004 г. Библиотеки Рочестерского университета. По состоянию на 11.10.2007.
- ^ «Рукопись» (сокращенно ms. и mss.) в глоссариях Британской библиотеки . Архивировано 12 марта 2016 года в Wayback Machine , Британская библиотека . По состоянию на 12 марта 2016 г.
- ^ «мс», «мс». и «MS». Архивировано 13 марта 2016 года в Wayback Machine в The Free Dictionary (American Heritage 2011 и Random House Kernerman Webster's 2010). По состоянию на 12 марта 2016 г.
- ^ «МСС», «мсс» и «мсс». Архивировано 13 марта 2016 года в Wayback Machine в The Free Dictionary (American Heritage 2011, Collins 2014 и Random House Kernerman Webster's 2010). По состоянию на 12 марта 2016 г.
- ^ «MSS». Архивировано 13 марта 2016 г. в Wayback Machine (MS. и ms., MSS. и mss.) в Dictionary.com LLC (Random House 2014 и Collins 2012). По состоянию на 12 марта 2016 г.
- ^ Чжисинь Ши; Шрирангарадж Сетлур; Вену Говиндараджу. «Цифровое улучшение изображений рукописей пальмовых листьев с использованием методов нормализации» (PDF) . Амхерст, США: SUNY в Буффало. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2010 года . Проверено 23 июня 2009 г.
- ^ Блум, Джонатан. (2001). Бумага перед печатью: история и влияние бумаги в исламском мире . Издательство Йельского университета. стр. 12 . ISBN 0300089554 . OCLC 830505350 .
- ^ Блум, Джонатан. (2001). Бумага перед печатью: история и влияние бумаги в исламском мире . Издательство Йельского университета. стр. 47 . ISBN 0300089554 . OCLC 830505350 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Судьба древних рукописей из Мали в центре международной конференции в Бамако» . Организация Объединенных Наций (на французском языке). 28 января 2015 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мали: драгоценные рукописи Тимбукту – Jeune Afrique» . JeuneAfrique.com (на французском языке). 21 января 2022 г. . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «Храбрый мудрец Тимбукту: Абдель Кадер Хайдара | Новаторы» . Культура . 21 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2021 г. Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Бюринг, Эльтьо; Ван Занден, Ян Люитен (2009). «Составление карты« подъема Запада »: рукописи и печатные книги в Европе, долгосрочная перспектива с шестого по восемнадцатый века». Журнал экономической истории . 69 (2): 409–445. дои : 10.1017/s0022050709000837 . S2CID 154362112 . (см. стр. 416, таблица 1)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Клеменс, Рэймонд и Тимоти Грэм. Введение в рукописное исследование. Итака: Издательство Корнельского университета , 2008.
- ^ Браун, Мишель П. (1991). Англосаксонские рукописи . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 9780802077288 .
- ^ Браун, Мишель П. Путеводитель по западным историческим сценариям от античности до 1600 года . Торонто, 1990 год.
- ^ Клеменс, Рэймонд и Тимоти Грэм. «Английский протоготический книжник». Введение в изучение рукописей. Итака: Издательство Корнельского университета, 2008. 146–147.
- ^ Клеменс, Рэймонд и Тимоти Грэм. «Немецкий протоготический книжник». Введение в изучение рукописей. Итака: Издательство Корнельского университета, 2008. 149–150.
- ^ Берил Смолли, Изучение Библии в средние века. 3-е изд. (Оксфорд, 1983), xxvii
- ^ «Изучение: базовое руководство» . Les Enluminures . Архивировано из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Merriam-Webster , Университетский словарь Merriam-Webster , Merriam-Webster, заархивировано из оригинала 22 февраля 2015 г. , получено 22 февраля 2015 г.
- ^ Кули, Бернард (2014). «Коллекции и каталоги армянских рукописей». В Кальцолари, Валентина (ред.). Армянская филология в современную эпоху: от рукописи к цифровому тексту . Handbuch der Orientalistik. Лейден: Брилл. п. 24. ISBN 9789004259942 . OCLC 872222210 .
- ^ «700 000 древних африканских книг сохранились в Университете Тимбукту, Мали» . 12 июля 2020 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2020 г. . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Пасс, Грегори. Описательная каталогизация древних, средневековых, ренессансных и ранних современных рукописей. Чикаго: Ассоциация колледжей и исследовательских библиотек, 2002.
Внешние ссылки [ править ]
- Глоссарий рукописных терминов Британской библиотеки, в основном относящихся к западным средневековым рукописям.
- Центр исследований рукописных культур, Гамбург
- Центр истории книги Эдинбургского университета
- Китайская кодикология
- Цифровой скрипторий
- Фонд рукописей Шейпелла
- Отдел рукописей Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл
- Библиотека Сарасвати Махала имеет богатейшую коллекцию рукописей на санскрите, тамильском, маратхи и телугу.
- Коллекция Шойена - крупнейшая в мире частная коллекция рукописей всех типов со множеством описаний и изображений.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Поиск рукописей в библиотеке Ньюберри. Архивировано 17 мая 2017 г. на Wayback Machine.
- Выставки Гетти
- Польские рукописи в Швеции
- Средневековые рукописные листы, Библиотеки Университета Колорадо в Боулдере
- Рукописи собора Личфилда - цифровое факсимиле Евангелий Святого Чада VIII века и Нового Завета Уиклифа собора XV века, 2010 г. Включает возможность наложения изображений, снятых с помощью 13 различных полос света, исторических изображений (начиная с 1887 года) и мультиспектральных изображений. визуализации. Также включает шестнадцать интерактивных 3D-рендерингов. Колледж искусств и наук Университета Кентукки
- Наложение исторических изображений : посмотрите, как стареет рукопись раннего средневековья.
- Введение в кодикологию: иврит, греческий, латинский, римский и арабский рукописи Филиппа Бобишона