Высокое Средневековье
Высокое средневековье , или период высокого средневековья , — период европейской истории , продолжавшийся с 1000 по 1300 год нашей эры. Высокому средневековью предшествовало раннее средневековье , а за ним последовало позднее средневековье , закончившееся около 1500 года нашей эры ( по историографическому соглашению). [1]
Ключевые исторические тенденции Высокого Средневековья включают быстро растущее население Европы, которое привело к большим социальным и политическим изменениям по сравнению с предыдущей эпохой, а также Возрождение 12-го века , включая первые события массового исхода из сельской местности и урбанизации . К 1350 году резкий рост населения принес большую пользу европейской экономике, которая достигла уровня, который в некоторых регионах не повторился до 19 века. Эта тенденция пошатнулась в эпоху позднего средневековья из-за ряда бедствий , в первую очередь Черной смерти , а также многочисленных войн, а также экономического застоя.
Примерно с 780 года Европа стала свидетелем последнего вторжения варваров. [2] и стал более социально и политически организованным. [3] Каролингское Возрождение стимулировало научную и философскую деятельность в Северной Европе. Первые университеты начали работать в Болонье , Оксфорде , Париже , Саламанке , Кембридже и Модене . Викинги . поселились на Британских островах, во Франции и в других местах, а скандинавские христианские королевства начали развиваться на их родине в Скандинавии Мадьяры Центральной прекратили свою экспансию в 10 веке, и к 1000 году христианское королевство Венгрия стало признанным государством в Европе , которое формировало союзы с региональными державами. За кратким исключением монгольских нашествий в 13 веке, крупные вторжения кочевников прекратились. Мощная Византийская империя династий Македонии . и Комнина постепенно уступила место возрожденным Сербии и Болгарии и новому государству крестоносцев (1204–1261), которые постоянно воевали друг с другом до конца Латинской империи Византийская империя была восстановлена в 1261 году с отвоеванием Константинополя у латинян, хотя она больше не была крупной державой и продолжала ослабевать в течение 14 века, а ее остатки сохранялись до середины 15 века.
В 11 веке население к северу от Альп начало более интенсивное заселение, ориентируясь на «новые» земли, некоторые районы которых вернулись в дикую природу после распада Западной Римской империи . В ходе того, что историк Шарль Игуне назвал «великими расчистками», [4] Европейцы вырубили и возделывали некоторые обширные леса и болота, которые простирались на большей части континента. В то же время поселенцы вышли за традиционные границы Франкской империи к новым границам за рекой Эльбой , что при этом утроило размеры Германии. Католическая церковь , достигшая тогда пика своего политического могущества, призвала армии со всей Европы к серии крестовых походов против турок-сельджуков . Крестоносцы оккупировали Святую Землю и основали государства крестоносцев в Леванте . Другие войны привели к Северным крестовым походам . Христианские королевства взяли большую часть Пиренейского полуострова из- под контроля мусульман , а норманны завоевали южную Италию, все это стало частью основного прироста населения и моделей переселения той эпохи.
Средневековье породило множество различных форм интеллектуальных, духовных и художественных произведений . В это время также наблюдался подъем этноцентризма , [ сомнительно – обсудить ] которые позже развились в современную национальную идентичность в большей части Европы, подъем великих итальянских городов-государств и подъем [ нужна ссылка ] и падение исламской цивилизации Аль -Андалуса . Повторное открытие работ Аристотеля , сначала косвенно через средневековую еврейскую и исламскую философию , [5] [6] [7] привел Маймонида , Ибн Сину , Ибн Рушда , Фому Аквинского и других мыслителей того периода к расширению схоластики , сочетания иудео-исламской и католической идеологий с древней философией. Большую часть этого периода Константинополь оставался самым густонаселенным городом Европы, а византийское искусство достигло своего пика в XII веке . В архитектуре многие из наиболее известных готических соборов были построены или завершены примерно в этот период.
Кризис позднего средневековья начался в начале XIV века и ознаменовал конец этого периода.
Исторические события и политика [ править ]
Великобритания и Ирландия [ править ]
В Англии норманнское завоевание 1066 года привело к образованию королевства, которым управляла франкоязычная знать. Норманны вторглись в Ирландию в 1169 году и вскоре утвердились на большей части страны, хотя их оплотом был юго-восток. Точно так же Шотландия и Уэльс были подчинены вассальным государствам примерно в то же время, хотя Шотландия позже заявила о своей независимости, и Уэльс оставался в основном под властью независимых местных принцев до смерти Лливелина ап Граффида в 1282 году. [8] Казначейство было основано в 12 веке при короле Генрихе I , и были созваны первые парламенты . В 1215 году, после потери Нормандии , король Иоанн подписал Великую хартию вольностей, ограничивавшую власть английских монархов .
Иберия [ править ]
Ключевым геостратегическим событием на Пиренейском полуострове стало христианское завоевание Толедо в 1085 году. [9] В северных христианских королевствах, где доминировала война, социальные структуры и отношения были подчинены требованиям вездесущего военного конфликта. [10] Территориальная экспансия северных христианских королевств на юг привела к созданию приграничных обществ, в которых военные требования к рыцарям и пехотинцам и содействие поселениям отдавались предпочтение возможным сеньорическим доходам; [11] Военные приказы также играли важную роль в приграничных районах Южной Месеты . [12] Сельскохозяйственные модели в районах со средиземноморским климатом обычно основывались на двухгодичном севообороте . [13] Несмотря на рост населения, объем сельскохозяйственного производства оставался относительно стабильным на протяжении всего периода; между 10 и 13 веками миграция на юг в незащищенные районы стимулировалась возможностью пользоваться привилегиями и приобретать собственность. [14] И наоборот, модель интенсивного сельского хозяйства, преобладающая на землях, находящихся под властью мусульман, не требовала территориальной экспансии. [15] В то время как мусульманские страны пользовались определенным демографическим и финансовым преимуществом [ нужны разъяснения ] Альморавиды из Северной и Альмохады Африки отличались нестабильными государственными структурами. [16] За исключением (безуспешных) попыток взять Толедо, Альморавиды и Альмохады не отличались проведением экспансионистской политики. [17]
Италия [ править ]
В Италии в результате норманнского завоевания образовалось первое великое и могущественное государство — Сицилийское королевство с наследственной монархией. Впоследствии присоединившись к Священной Римской империи, он пережил момент максимального расцвета при императоре Фридрихе II .
В остальной части Италии независимые города-государства стали богатыми благодаря морской торговле Восточного Средиземноморья . В частности, это были , Амальфи талассократии Пизы , Генуи и Венеции , которые с тех пор играли ключевую роль в европейской торговле, сделав эти города крупными финансовыми центрами. [18]
[ править ]
С середины 10 до середины 11 веков скандинавские королевства были объединены и христианизированы, что привело к прекращению набегов викингов и более широкому участию в европейской политике. Король Дании Кнут правил Англией и Норвегией. После смерти Кнута в 1035 году Англия и Норвегия были потеряны, а с поражением Вальдемара II в 1227 году датскому господству в регионе пришел конец. Тем временем Норвегия расширила свои владения в Атлантике от Гренландии до острова Мэн , а Швеция под руководством Биргера Ярла создала мощную базу в Балтийском море . , норвежское влияние начало снижаться. Однако уже в тот же период, ознаменованный Пертским договором 1266 года в Норвегии бушевали гражданские войны Кроме того, между 1130 и 1240 годами .
Франция и Германия [ править ]
Ко времени высокого средневековья Каролингская империя была разделена и заменена отдельными королевствами-преемниками, названными Францией и Германией, хотя и не в их современных границах. Франция двинулась на запад. Анжуйская империя контролировала большую часть Франции в XII и начале XIII веков, пока французы не вернули себе большую часть своей прежней территории.
Германия [ править ]
Ко времени высокого средневековья Каролингская империя была разделена и заменена отдельными королевствами-преемниками, названными Францией и Германией, хотя и не в их современных границах. Германия была значительно более восточной. Германия находилась под знаменем Священной Римской империи , которая достигла своего апогея единства и политической власти при кайзере Фридрихе Барбароссе .
Грузия [ править ]
Во время успешного правления короля Грузии Давида IV (1089–1125 гг.) Грузинское королевство набрало силу и изгнало империю Сельджуков со своих земель. Решающая победа Давида в битве при Дидгори (1121 г.) над турками-сельджуками, в результате которой Грузия вернула утраченную столицу Тбилиси , ознаменовала начало Золотого века Грузии . Внучка Давида, царица Тамар, продолжила подъем, успешно нейтрализовав внутреннюю оппозицию и приступив к энергичной внешней политике, чему способствовал дальнейший упадок враждебных турок-сельджуков . Опираясь на мощную военную элиту, Тамар смогла развить успехи своих предшественников и консолидировать империю, которая доминировала на обширных землях, простирающихся от современного юга России на Черном море до Каспийского моря . Грузия оставалась ведущей региональной державой до тех пор, пока не рухнула под натиском монголов, произошедших через два десятилетия после смерти Тамар.
Венгрия [ править ]
В эпоху высокого средневековья Венгерское королевство (основанное в 1000 г.) стало одним из самых могущественных средневековых государств Центральной и Западной Европы. Король Венгрии Святой Стефан I принес в регион христианство; Современные летописцы запомнили его как очень религиозного монарха, обладавшего обширными знаниями латинской грамматики, строгого к своему народу, но доброго к иностранцам. Он искоренил остатки племенной организации в Королевстве и заставил людей перейти на оседлый образ жизни и принять христианскую религию. Он основал Венгерское средневековое государство, политически организовав его в графства, используя в качестве модели германскую систему.
Следующие монархи обычно поддерживали тесные отношения с Римом, такие как святой Ладислав I Венгерский , и терпимое отношение к язычникам , бежавшим в Королевство в поисках убежища (например, половцы в 13 веке), что в конечном итоге создавало определенный дискомфорт для некоторые Папы . Вступив в Личную унию с Королевством Хорватия и создав другие вассальные государства , Венгрия стала небольшой империей, распространившей свой контроль на Юго-Восточную Европу и Карпатский регион. В средние века венгерский королевский дом передал католической церкви наибольшее количество святых.
Литва [ править ]
В эпоху высокого средневековья Литва возникла как Литовское княжество в начале 13 века, а затем ненадолго стала Литовским королевством с 1251 по 1263 год. После убийства своего первого христианского короля Миндаугаса Литва стала известна как Великое княжество Литовское . Непокоренная во время Литовского крестового похода , Литва сама благодаря завоеваниям быстро расширилась на Восток и стала одним из крупнейших государств Европы.
Польша [ править ]
В середине 10-го века Польша стала герцогством после того, как Мешко I , правитель полян , завоевал окружающие лечитские племена в этом регионе. Затем в 1025 году под властью Болеслава I Храброго Польша стала королевством.
Юго-Восточная Европа [ править ]
В эпоху Высокого Средневековья наблюдался расцвет и упадок славянского государства Киевская Русь и возникновение Кумании . Позже монгольское вторжение в 13 веке оказало большое влияние на восток Европы , поскольку многие страны региона были захвачены, разграблены, завоеваны и/или вассалы.
В первую половину этого периода ( ок. 1025—1185 ) Византийская империя господствовала в Юго-Восточной Европе , а при комнатнских императорах произошло возрождение процветания и урбанизации; однако их господство в Юго-Восточной Европе подошло к концу с успешным влахско-болгарским восстанием в 1185 году , и с этого момента регион был разделен между византийцами в Греции, некоторыми частями Македонии и Фракии , болгарами в Мезии и большей частью Фракии и Фракии. Македония и сербы на северо-западе. Восточная и Западная церкви формально разделились в 11 веке, и, несмотря на периодические периоды сотрудничества в 12 веке, в 1204 году Четвертый крестовый поход вероломно захватил Константинополь . Это нанесло серьезный ущерб византийцам, и их власть была в конечном итоге ослаблена сельджуками и растущей Османской империей в 14–15 веках. Однако могущество Латинской империи было недолгим после того, как армия крестоносцев была разгромлена болгарским императором Калояном в битве при Адрианополе (1205 г.). .
и Климат хозяйство сельское
Средневековый теплый период , период с 10 по 14 век в Европе, был относительно теплым и мягким периодом, завершившимся в целом более холодным Малым ледниковым периодом , который продолжался до середины 19 века. Фермеры выращивали пшеницу далеко на севере, в Скандинавии, и винный виноград в северной Англии, хотя максимальное расширение виноградников, по-видимому, приходится на период Малого ледникового периода. В это время высокий спрос на вино и стабильный объем потребления алкоголя вдохновили на революцию в виноградарстве. [19] Эта защита от голода позволила населению Европы увеличиться, несмотря на голод 1315 года, в результате которого погибло 1,5 миллиона человек. Это увеличение населения способствовало основанию новых городов и увеличению промышленной и экономической активности в этот период. Они также наладили торговлю и комплексное производство алкоголя. Производство продуктов питания также увеличилось в это время, поскольку были введены новые способы ведения сельского хозяйства, в том числе использование более тяжелого плуга, лошадей вместо волов и трехпольной системы, которая позволяла выращивать большее разнообразие культур, чем прежняя двухпольная система. система, особенно бобовые , рост которых предотвращал истощение важного азота из почвы.
Расцвет рыцарства [ править ]
В эпоху Высокого Средневековья представление о христианском воине начало меняться, поскольку христианство стало более заметным в средневековой Европе. Кодексы рыцарства продвигали идеального рыцаря как самоотверженного, верного и жестокого против тех, кто угрожает слабым. [20] Домашняя тяжелая конница ( рыцари ) получила распространение в XI веке по всей Европе, турниры были изобретены . Турниры позволяли рыцарям утвердить свою фамилию, а также накопить огромное богатство и славу благодаря победам. В 12 веке монахи Клюни пропагандировали этическую войну и вдохновили на создание рыцарских орденов , таких как рыцари-тамплиеры . В этот период были учреждены наследственные дворянские титулы. В Германии XIII века рыцарство стало еще одним наследуемым титулом, хотя и одним из менее престижных, и эта тенденция распространилась на другие страны.
Религия [ править ]
Христианская церковь [ править ]
Раскол между Востоком и Западом 1054 года формально разделил христианскую церковь на две части: католицизм в Западной Европе и восточное православие на востоке. Это произошло, когда Папа Лев IX и Патриарх Михаил I отлучили друг друга от церкви, в основном из-за разногласий по поводу filioque , дополнения к вероучению относительно происхождения Святого Духа, а также споров относительно существования папской власти над четырьмя восточными патриархами. , употребление опресноков в литургии и постных днях.
Крестовые походы [ править ]
Католические крестовые походы происходили между 11 и 13 веками. Они проводились под папской властью, первоначально с намерением восстановить христианское правление на Святой Земле путем изъятия этой территории у мусульманского Фатимидского халифата . Фатимиды захватили Палестину в 970 году нашей эры, уступили ее туркам-сельджукам в 1073 году и отбили ее в 1098 году, незадолго до того, как они снова потеряли ее в 1099 году в результате Первого крестового похода .
Военные приказы [ править ]
В контексте крестовых походов были основаны монашеские военные ордена, которые стали образцом для позднесредневековых рыцарских орденов .
Рыцари -тамплиеры — христианский военный орден, основанный после Первого крестового похода для защиты христианских паломников от враждебно настроенных местных жителей и бандитов на дорогах. Орден был глубоко вовлечен в банковское дело, и в 1307 году Филипп Красивый (Philippine le Bel) приказал арестовать весь орден во Франции и ликвидировать его по обвинению в предполагаемой ереси.
Рыцари -госпитальеры изначально были христианской организацией, основанной в Иерусалиме в 1080 году для оказания помощи бедным, больным или раненым паломникам в Святую Землю . После того, как Иерусалим был взят в ходе Первого крестового похода, он стал религиозным / военным орденом , которому было поручено заботиться и защищать государства крестоносцев . После того, как Святые Земли в конечном итоге были захвачены мусульманскими войсками, они перенесли свои операции на Родос , а затем на Мальту .
Тевтонские рыцари — немецкий религиозный орден, основанный в 1190 году в городе Акра для помощи христианским паломникам на пути в Святые Земли и для управления больницами для больных и раненых в Утремере . После того, как мусульманские войска захватили Святые Земли, орден переехал в Трансильванию в 1211 году, а позже, после изгнания, вторгся в языческую Пруссию с намерением христианизировать Балтийский регион . Тем не менее, как до, так и после того, как главный языческий противник Ордена, Литва , обратился в христианство, Орден уже нападал на другие христианские страны, такие как Новгород и Польша . Власть Тевтонских рыцарей, ставшая значительной, была сломлена в 1410 году в Грюнвальдской битве , где Орден потерпел сокрушительное поражение от объединенной польско-литовской армии. После Грюнвальда власть Ордена пришла в упадок до 1809 года, когда он был официально распущен. Всего было десять крестовых походов.
Схоластика [ править ]
На новый христианский метод обучения повлиял Ансельм Кентерберийский (1033–1109), заново открывший труды Аристотеля , сначала косвенно через средневековую еврейскую и мусульманскую философию ( Маймонид , Авиценна и Аверроэс ), а затем через Аристотеля собственные идеи . произведения, привезенные из византийских и мусульманских библиотек; и те, на кого он повлиял, в первую очередь Альберт Великий , Бонавентура и Абеляр . Многие схоласты верили в эмпиризм и поддерживали римско-католические доктрины посредством светского обучения, разума и логики. Они выступали против христианского мистицизма и платонистско-августинской веры в то, что разум является нематериальной субстанцией. Самым известным из схоластов был Фома Аквинский (позже объявленный « Доктором Церкви »), который возглавил движение от платона и августинцев к аристотелизму. Аквинский разработал философию разума , написав, что разум при рождении был tabula rasa («чистый лист»), которому была дана способность мыслить и распознавать формы или идеи через божественную искру. Включены и другие известные учёные. Мухаммад Аверроэс , Росцелин , Абеляр, Питер Ломбард и Франсиско Суарес . Одним из главных вопросов в это время была проблема универсалий . Выдающимися противниками различных аспектов схоластического направления были Дунс Скот , Уильям Оккам , Питер Дамиан , Бернар Клервоский и викторинцы .
Золотой век монашества [ править ]
- Конец XI – начало – середина XII веков – разгар золотого века христианского монашества (VIII–XII вв.).
- Бенедиктинский орден - монахи в черных одеждах.
- Цистерцианский орден – монахи в белых одеждах.
Нищенствующие ордена [ править ]
- В 13 веке возникли такие нищенствующие ордена , как:
- Францисканцы (Младшие братья, широко известные как Серые монахи), основанные в 1209 году.
- Кармелиты (отшельники Пресвятой Девы Марии Кармельской, широко известные как Белые монахи), основанные в 1206–1214 гг.
- Доминиканцы (Орден проповедников, обычно называемый Черными монахами), основан в 1215 году.
- Августинцы (отшельники Святого Августина, обычно называемые монахами Остина), основаны в 1256 году.
Еретические движения [ править ]
Христианские ереси существовали в Европе до XI века, но лишь в небольшом количестве и носили локальный характер: в большинстве случаев священник-изгой или деревня, возвращающаяся к языческим традициям. Однако начиная с XI века появились ереси массового движения. Частично корни этого можно искать в росте городов, свободной торговле и новой экономике, основанной на деньгах. Сельские ценности монашества мало привлекали горожан, которые начали формировать секты, более соответствующие городской культуре. Первые крупномасштабные еретические движения в Западной Европе зародились в новых урбанизированных регионах, таких как южная Франция и северная Италия, и, вероятно, находились под влиянием богомилов и других дуалистических движений . Эти ереси были такого масштаба, которого Католическая церковь никогда раньше не видела, и поэтому ответом на них было уничтожение некоторых (например, катаров ). Некоторые лидеры католических монашеств, такие как Франциск Ассизский , основатель францисканцев , должны были быть признаны непосредственно Папой, чтобы их не путали с реальными еретическими движениями, такими как Вальденсы .
Катары [ править ]
Катаризм — движение с гностическими элементами, зародившееся примерно в середине X века и заклейменное современной Римско-католической церковью как еретическое . Он существовал на большей части территории Западной Европы , но зародился он в Лангедоке и прилегающих районах на юге Франции.
Имя Катар происходит от греческого katharos — «чистый». Одним из первых зарегистрированных случаев использования является Экберт фон Шенау , который написал о еретиках из Кельна в 1181 году: «Hos nostra Germania catharos appellat». ([В] нашей Германии [одни] называют этих [людей] «катарами».)
Катаров еще называют альбигойцами . Это название берет свое начало в конце XII века и использовалось летописцем Жоффруа дю Брейлем из Вижуа в 1181 году. Название относится к южному городу Альби (древняя Альбига). Название вряд ли является точным, поскольку центр находился в Тулузе и соседних округах.
Альбигойцы были сильны на юге Франции, севере Италии и юго-западе Священной Римской империи .
Богомилы официальной религией , были сильны в Юго-Восточной Европе и стали поддерживаемой боснийскими королями .
- Дуалисты считали, что исторические события были результатом борьбы между доброй (духовной) силой и злой (материальной) силой и что мир состоит из злой силы, хотя ее можно контролировать или победить посредством аскетизма и добрых дел.
- Альбигойский крестовый поход , Симон де Монфор , Монсегюр , Замок Керибус
Вальденсы [ править ]
Питер Вальдо из Лиона был богатым купцом, который отказался от своего богатства около 1175 года после религиозного опыта и стал проповедником. Он основал вальденсов, которые стали христианской сектой, полагая, что все религиозные практики должны иметь строго библейскую основу. Третий Латеранский собор в 1179 году лишил Уолдо права проповедовать свои проповеди, чему он не подчинился и продолжал говорить свободно, пока не был отлучен от церкви в 1184 году. Уолдо критиковал христианское духовенство, говоря, что они не живут по слову. . Он отверг практику продажи индульгенций ( симонию ), а также распространённые в то время практики культа святых.
Вальденсы считаются предшественниками протестантской Реформации , и они растворились в протестантизме с началом Реформации и стали частью более широкой реформатской традиции после того, как взгляды Жана Кальвина и его богословских преемников в Женеве оказались очень похожими на их собственную богословскую мысль. . Вальденсские церкви существуют до сих пор, расположены на нескольких континентах.
Торговля и коммерция [ править ]
В Северной Европе Ганзейский союз , федерация свободных городов для развития морской торговли, был основан в 12 веке, с основанием города Любек , который позже будет доминировать в Лиге, в 1158–1159 годах. Многие северные города Священной Римской империи стали ганзейскими городами, в том числе Амстердам , Кёльн , Бремен , Ганновер и Берлин. Ганзейскими городами за пределами Священной Римской империи были, например, Брюгге и польский город Гданьск (Данциг), а также Кенигсберг, столица монашеского государства Тевтонских рыцарей. В Бергене (Норвегия) и Великом Новгороде (Россия) у лиги были фабрики и посредники. В этот период немцы начали колонизировать Европу за пределами Империи, в Пруссию и Силезию .
В конце 13 века венецианский исследователь Марко Поло стал одним из первых европейцев, прошедших по Шелковому пути в Китай. Жители Запада стали лучше узнавать Дальний Восток, когда Поло задокументировал свои путешествия в Il Milione . За ним последовали многочисленные христианские миссионеры на Восток, такие как Вильгельм Рубрук , Джованни да Пиан дель Карпине , Андре де Лонжюмо , Одорик Порденоне , Джованни де Мариньолли , Джованни ди Монте Корвино и другие путешественники, такие как Никколо де Конти. .
Наука [ править ]
Философское и научное учение раннего средневековья основывалось на немногочисленных копиях и комментариях древнегреческих текстов, сохранившихся в Западной Европе после распада Западной Римской империи . Большинство из них изучалось только на латыни, поскольку знание греческого языка было очень ограничено.
Этот сценарий изменился в эпоху Возрождения 12 века . Интеллектуальное возрождение Европы началось с рождения средневековых университетов . Расширение контактов с исламским миром в Испании и Сицилии во время Реконкисты , а также с византийским миром и мусульманским Левантом во время крестовых походов позволило европейцам получить доступ к научным арабским и греческим текстам, включая работы Аристотеля , Альхазена и Аверроэса . Европейские университеты оказали материальную помощь в переводе и распространении этих текстов и создали новую инфраструктуру, необходимую научным сообществам.
В начале XIII века существовали достаточно точные латинские переводы основных произведений почти всех интеллектуально важных древних авторов. [21] обеспечение надежной передачи научных идей как через университеты, так и через монастыри. К тому времени естественные науки, содержащиеся в этих текстах, начали расширяться такими известными схоластами , как Роберт Гроссетест , Роджер Бэкон , Альберт Великий и Дунс Скот . Предвестников современного научного метода можно увидеть уже в акценте Гроссетеста на математике как способе познания природы, а также в эмпирическом подходе, которым восхищался Бэкон, особенно в его Opus Majus .
Технология [ править ]
В течение XII и XIII веков в Европе произошли радикальные изменения в темпах новых изобретений, инноваций в способах управления традиционными средствами производства и экономическом росте. Менее чем за столетие было разработано и успешно применено больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет человеческой истории во всем мире. В этот период произошли крупные технологические достижения, включая принятие или изобретение ветряных и водяных мельниц , книгопечатания (хотя и без подвижного типа), пороха , астролябии , очков , ножниц современной формы, лучших часов и значительно улучшенных кораблей. Последние два достижения сделали возможным начало Эпохи географических открытий . Эти изобретения были созданы под влиянием иностранной культуры и общества.
Альфред В. Кросби описал некоторые аспекты этой технологической революции в книге «Мера реальности: количественная оценка в Западной Европе, 1250–1600 годы» , и другие крупные историки техники также отметили это.
- Самое раннее письменное упоминание о ветряной мельнице датируется 1185 годом в Йоркшире , Англия.
- Производство бумаги началось в Италии около 1270 года.
- Прялка была завезена в Европу (вероятно , из Индии) в 13 веке.
- Магнитный компас способствовал навигации, впервые достигнув Европы где-то в конце XII века.
- для глаз Очки были изобретены в Италии в конце 1280-х годов.
- Астролябия вернулась в Европу через исламскую Испанию.
- Фибоначчи знакомит индуистско-арабскими цифрами Европу с в своей книге Liber Abaci в 1202 году.
- на корме Самое старое известное на Западе изображение руля направления можно найти на церковных резных изображениях, датируемых примерно 1180 годом.
Искусство [ править ]
Изобразительное искусство [ править ]
Искусство Средневековья включает в себя следующие важные движения:
- Англосаксонское искусство имело влияние на Британских островах до норманнского вторжения 1066 года.
- Романское искусство продолжило традиции классического мира (не путать с романской архитектурой ).
- Готическое искусство приобрело отчетливый германский колорит (не путать с готической архитектурой ).
- Индо-исламская архитектура началась, когда Мухаммед Горский сделал Дели мусульманской столицей.
- Византийское искусство продолжило более ранние византийские традиции, оказав влияние на большую часть Восточной Европы.
- Иллюминированные рукописи приобрели известность как в католической, так и в православной церкви.
Архитектура [ править ]
Готическая архитектура вытеснила романский стиль, объединив контрфорсы , готические (или заостренные) арки и ребристые своды . Оно было под влиянием духовной подоплеки того времени, будучи религиозным по своей сути: тонкие горизонтальные линии и решетки заставляли здание устремляться к небу. Архитектура должна была казаться легкой и невесомой, в отличие от темных и громоздких форм предыдущего романского стиля . Обычно считалось, что свет был выражением Бога; поэтому архитектурные методы были адаптированы и развиты для строительства церквей, отражающих это учение. Красочные стеклянные окна усиливали дух легкости. Поскольку в средние века цвет был гораздо реже, чем сегодня, можно предположить, что эти виртуозные произведения искусства оказали впечатляющее воздействие на простого человека с улицы. Высотные замысловатые ребристые, а позднее веерные своды демонстрировали движение к небу. Почитание Бога выражалось и в относительно больших размерах этих построек. Поэтому готический собор не только приглашал посетителей подняться духовно, но и должен был продемонстрировать величие Бога. План этажа готического собора соответствовал правилам схоластики: согласно Эрвина Панофского , «Готической архитектуре и схоластике» план был разделен на секции и однородные подразделы. Эти характеристики демонстрирует самое известное сакральное здание того времени: Нотр-Дам де Пари .
Литература [ править ]
На литературу Высокого Средневековья оказали влияние разнообразные культуры, одной из сильнейших среди которых является христианство. Связь с христианством была наибольшей в латинской литературе , которая оказала влияние на народные языки в литературном цикле « Дело Рима» . Другие литературные циклы или взаимосвязанные группы рассказов включали « Дело Франции» (рассказы о Карле Великом и его дворе), акритические песни, посвященные рыцарству византийских пограничников, и, пожалуй, самый известный цикл « Дело Британии» , в который вошли сказки. о короле Артуре , его дворе и связанных с ним историях из Бретани , Корнуолла , Уэльса и Ирландии. Анонимный немецкий поэт попытался довести германские мифы периода переселения народов до уровня французского и британского эпоса, создав « Песнь о Нибелунгах» . В этот период было также написано немало стихов и исторических сочинений, таких как Historia Regum Britanniae Джеффри Монмута .
Несмотря на политический упадок в конце XII и большей части XIII веков, византийская научная традиция оставалась особенно плодотворной на протяжении всего этого периода. Один из самых выдающихся философов 11-го века, Михаил Пселл , возродил неоплатонизм на христианских основах и способствовал изучению древних философских текстов , а также внес свой вклад в историю, грамматику и риторику. Его ученик и преемник на посту главы кафедры философии в Константинопольском университете Иоанн Италос продолжил платоническую линию в византийской мысли и подвергся критике со стороны церкви за придерживание мнений, которые она считала еретическими, таких как учение о переселении людей . Двумя православными богословами, важными в диалоге между восточной и западной церквями, были Никифор Влеммид и Максим Плануд . Византийская историческая традиция также процветала благодаря трудам братьев Никиты и Михаила Хониата в начале 13 века и Георгия Акрополита поколением позже. Датируется также Византийской империей XII века. Тимарион , православный предвкушение Божественной комедии . Примерно в то же время возросла популярность так называемого « Византийского романа» , в котором синтезированы древние языческие и современные христианские темы.
В то же время на юге Франции родилась окситанская литература , наиболее известная благодаря трубадурам , воспевавшим куртуазную любовь . Он включал элементы латинской литературы, Испании и Северной Африки, находившихся под арабским влиянием. Позже его влияние распространилось на несколько культур Западной Европы, особенно в Португалии и миннезенгерах в Германии. Провансальская литература также достигла Сицилии и Северной Италии, заложив основу «милого нового стиля» Данте , а затем и Петрарки . Действительно, самая важная поэма позднего средневековья , аллегорическая «Божественная комедия» , в значительной степени является продуктом как богословия Фомы Аквинского, так и преимущественно светской окситанской литературы.
Музыка [ править ]
Сохранившаяся музыка Средневековья носит преимущественно религиозный характер, поскольку нотная запись развивалась в религиозных учреждениях, а применение нотной записи к светской музыке было более поздним развитием. В начале этого периода григорианское пение было доминирующей формой церковной музыки; другие формы, начиная с органума , а позднее включая клаусулы , кондуктус и мотет , развивались с использованием пения в качестве исходного материала.
В XI веке Гвидо Ареццо был одним из первых, кто разработал нотную грамоту, которая облегчила певцам запоминание григорианских песнопений.
Именно в XII и XIII веках григорианское простое пение породило полифонию, которая появилась в произведениях французской школы Нотр-Дам ( Леонен и Перотен ). Позже он развился в ars nova ( Филипп де Витри , Гийом де Машо ) и музыкальные жанры позднего средневековья. Важным композитором XII века была монахиня Хильдегард Бингенская .
Самым значительным светским движением было движение трубадуров , возникшее в Окситании (Южная Франция) в конце 11 века. Трубадуры часто были странствующими , происходили из всех слоев общества и писали песни на самые разные темы, хотя и с особым упором на куртуазную любовь . Их стиль впоследствии оказал влияние на труверов северной Франции, миннезингеров Германии и композиторов светской музыки Треченто на севере Италии.
Театр [ править ]
Экономические и политические изменения в Средневековье привели к образованию гильдий и росту городов, что привело к значительным изменениям в театре, начавшимся в это время и продолжающимся до позднего средневековья . Торговые гильдии начали ставить пьесы, обычно основанные на религии и часто посвященные библейским историям, связанным с их профессией. Например, гильдия пекарей проводила реконструкцию Тайной вечери . [22] На Британских островах в средние века пьесы ставились примерно в 127 различных городах. Эти народные мистерии были написаны циклами из большого количества пьес: «Йорк» (48 пьес), «Честер» (24), «Уэйкфилд» (32) и «Неизвестный» (42). В этот период сохранилось большее количество пьес во Франции и Германии, а некоторые религиозные драмы ставились почти во всех европейских странах в позднем средневековье. Многие из этих пьес содержали комедию , чертей , злодеев и клоунов . [23]
В Средние века также был поставлен ряд светских представлений, самым ранним из которых является «Игра зеленого леса» Адама де ла Галля в 1276 году. Она содержит сатирические сцены и народные материалы, такие как феи и другие сверхъестественные явления. фарсов Популярность также резко возросла после 13 века. Большинство этих пьес родом из Франции и Германии и схожи по тону и форме, подчеркивая секс и телесные выделения. [24]
Хронология [ править ]
- 1054 – Раскол между Востоком и Западом
- 1066 – Битва при Гастингсе.
- 1073–1085 – Папа Григорий VII.
- 1071 – Битва при Манцикерте.
- 1077 – Прогулка Генриха IV в Каноссу.
- 1086 – Книга Судного дня
- 1086 – Битва при Аз-Заллаке.
- 1088 г. – Болонский университет. основан
- 1091 – Битва при Левунионе.
- 1096 г. – Оксфордский университет. основан
- 1096–1099 – Первый крестовый поход .
- 1123 – Первый Латеранский собор.
- 1139 – Второй Латеранский собор.
- 1145–1149 – Второй крестовый поход.
- 1147 – Вендишский крестовый поход
- в. 1150 г. – Парижский университет. основан
- 1155–1190 – Фридрих I Барбаросса.
- 1159 г. – основание Ганзейского союза.
- 1169 г. – норманнское вторжение в Ирландию.
- 1185 г. – восстановление Болгарской империи.
- 1189–1192 – Третий крестовый поход .
- 1200–1204 гг. – Четвертый крестовый поход .
- 1205 – Адрианопольская битва.
- 1209 г. – Кембриджский университет. основан
- 1209 г. – основание Францисканского ордена.
- 1209–1229 – Альбигойский крестовый поход.
- 1212 – Битва при Лас-Навас-де-Тулуза.
- 1214 – Битва при Бувине – Средневековая Франция – восходящая держава.
- 1215 – Великая хартия вольностей
- 1216 г. – признание Доминиканского ордена.
- 1215 – Четвертый Латеранский собор.
- 1217–1221 – Пятый крестовый поход.
- 1218 г. – Университет Саламанки. основан
- 1220–1250 – Фридрих II.
- 1222 г. - Падуанский университет. основан
- 1223 г. – утверждение францисканского правила жизни.
- 1228–1229 – Шестой крестовый поход .
- 1230 – Прусский крестовый поход .
- 1230 – Битва при Клокотнице.
- 1237–1242 гг. – Монгольское вторжение в Европу.
- 1241 – Битва при Легнице и битва при Мохи.
- 1242 – Ледовое побоище
- 1248–1254 – Седьмой крестовый поход .
- 1257 г. – основание Колледжа Сорбонны.
- 1261 год – Византийская империя отвоевывает Константинополь .
- 1274 г. – смерть Фомы Аквинского ; Summa Theologica опубликована
- 1277-1280 – Восстание Ивайло – единственное успешное крестьянское восстание в средневековой Европе.
- 1280 – смерть Альберта Великого.
- 1291 — Акра , последний европейский форпост на Ближнем Востоке , захвачен мамлюками под предводительством Халила .
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Джон Х. Манди, Европа в эпоху высокого средневековья, 1150-1309 (1973) онлайн
- ^ Конные народы в раннем средневековье. Бодо, Анке и др. Штутгарт 2008
- ^ Хаммер, Ханс Дж. (2006). Политика и власть раннесредневековая Европа Эльзас и Франкское королевство 600–1000 | Европейская история: общий интерес . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511497209 . ISBN 9780511497209 .
- ^ См. например: Аберт, Джон (2013). «Раннесредневековый лесной массив». Экологическая история средневековья: тигель природы . Абингдон: Routledge (опубликовано в 2012 г.). п. 87. ИСБН 9780415779456 . Проверено 17 августа 2017 г.
Французский историк раннего средневекового леса Шарль Игуне в 1960-х годах подготовил карту, которая с тех пор неоднократно воспроизводилась, и которая призвана показать распределение лесного покрова в Европе накануне так называемых «великих вырубок». ( les grands défrichements ) между 10:00 и 13:00.
- ^ Тейлор 2005 , с. 181.
- ^ Адамсон 2016 , с. 180.
- ^ Фахри 2001 , с. 3.
- ^ Дэвис, Рис (1 мая 2001 г.). «Уэльс: сохраненная культура». bbc.co.uk/history. п. 3. Проверено 6 мая 2008 г.
- ^ Клементе Рамос 2018 , с. 171.
- ^ Гарсиа Фитц, Франциско (2016). «Битва на средневековом Пиренейском полуострове: Кастилия-Леон 11-13 веков. Современное состояние» . Имаго Времени : 26–27. дои : 10.21001/itma.2016.10.01 . hdl : 10459.1/58852 .
- ^ Клементе Рамос 2018 , с. 178.
- ^ Клементе Рамос 2018 , с. 179.
- ^ Клементе Рамос 2018 , стр. 185–186.
- ^ Клементе Рамос 2018 , стр. 187.
- ^ Клементе Рамос, Хулиан (2018). «Запад против ислама. Аграрные модели, общество/граница и военная мощь в завоевании полуострова» . Археология и средневековая территория . 25 (25). Хаэн: Хаэнский университет : 169–194. дои : 10.17561/aytm.v25.6 . ISSN 1134-3184 . S2CID 165549625 .
- ^ Клементе Рамос 2018 , стр. 174–175.
- ^ Клементе Рамос 2018 , с. 183.
- ^ «Торговля в средневековой Европе» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Еллинек, Э.М. 1976. «Пьющие и алкоголики в Древнем Риме». Под редакцией Кэрол Д. Яуни и Роберта Э. Пофэма. Журнал исследований алкоголя 37 (11): 1718–1740.
- ^ Сол, Найджел (2011). Рыцарство в средневековой Англии . Издательство Гарвардского университета. п. 197. ИСБН 9780674063693 .
- ^ Франклин Дж., «Миф эпохи Возрождения» , квадрант 26 (11) (ноябрь 1982 г.), 51–60. (Получено онлайн 07.06.2007)
- ^ История английской литературы для студентов , Роберт Хантингтон Флетчер, 1916: стр. 85–88.
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 86)
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 96)
Цитируемые работы [ править ]
- Адамсон, Питер (2016). Философия в исламском мире: история философии без пробелов . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-957749-1 .
- Фахри, Маджид (2001), Аверроэс (Ибн Рушд) Его жизнь, творчество и влияние , Oneworld Publications , ISBN 978-1-85168-269-0
- Тейлор, Ричард С. (2005). «Аверроэс: религиозная диалектика и аристотелевская философская мысль» . У Питера Адамсона; Ричард С. Тейлор (ред.). Кембриджский спутник арабской философии . Издательство Кембриджского университета. стр. 180–200. ISBN 978-0-521-52069-0 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фюрманн, Хорст. Германия в эпоху высокого средневековья: ок. 10:50–12:00 (Кембриджский университет, 1986).
- Джордан, Уильям К. Европа в эпоху высокого средневековья (2-е изд. Penguin, 2004).
- Манди, Джон Х. Европа в эпоху высокого средневековья, 1150–1309 (2014) - онлайн
- Пауэр, Дэниел, изд. Центральное средневековье: Европа 950–1320 (Oxford UP, 2006).
Внешние ссылки [ править ]
- Музыка Средневековья: 475–1500 гг.
- Средневековье: Высокое средневековье в энциклопедии Колумбии на Infoplease
- Провансальская литература в Колумбийской энциклопедии на Infoplease