Тамар Грузинская
Тамар Великая | |
---|---|
![]() Фреска Успенской церкви в Вардзии. | |
Королева Грузии | |
Царствование | 27 марта 1184 г. - 18 января 1213 г. [1] |
Коронация | 1178 г. как соправитель 1184 г. и королева-регент Гелатский монастырь |
Предшественник | Георг III |
Преемник | Георг IV |
Рожденный | в. 1160 |
Умер | 18 января 1213 г. (52–53 года) Замок Агарани |
Супруг | Юрий Боголюбский (1185–1187). David Soslan (1191–1207) |
Проблема | Георг IV Грузии Русудан из Грузии |
Династия | Династия Багратиони |
Отец | Георг III Грузии |
Мать | Бурдухан Алании |
Религия | Грузинская православная ![]() ![]() Королевские монограммы |
Хелртва | ![]() |
Тамар Великая ( грузинский : თამარ მეფე , латинизированный : тамар мепе , букв. Царь Тамар » ; ок. 1160 – 18 января 1213) правила как царица Грузии « с 1184 по 1213 год, руководя вершиной Золотого века Грузии . [2] Член династии Багратионов , ее положение первой женщины, самостоятельно правившей Грузией, подчеркивалось титулом мепе (« царь »), присвоенным Тамар в средневековых грузинских источниках. [3]
Тамар была провозглашена наследницей и соправительницей своего правящего отца Георга III в 1178 году, но она столкнулась с серьезным сопротивлением со стороны аристократии после своего восхождения к полной правящей власти после смерти Георгия. Тамар удалось нейтрализовать эту оппозицию и начать энергичную внешнюю политику, чему способствовал упадок враждебных турок-сельджуков . Опираясь на мощную военную элиту , Тамар смогла, опираясь на успехи своих предшественников, консолидировать империю, которая доминировала на Кавказе до ее краха под нападениями монголов в течение двух десятилетий после смерти Тамар. [4]
Тамар была замужем дважды, ее первый союз был с 1185 по 1187 год за князем , Юрием Владимирского великого княжества с которым она развелась и изгнала из страны, подавив его последующие попытки государственного переворота. Своим вторым мужем Тамар выбрала в 1191 году аланского князя Давида Сослана , от которого у нее было двое детей, Георгий и Русудан , два последовательных монарха на грузинском престоле. [5] [6]
Правление Фамари связано с периодом заметных политических и военных успехов и культурных достижений. Это, в сочетании с ее ролью женщины-правительницы, способствовало ее статусу идеализированной и романтизированной фигуры в грузинском искусстве и исторической памяти. Она остается важным символом грузинской массовой культуры .
Молодость и восхождение на престол
[ редактировать ]Тамар родилась около 1160 года в семье Георгия III , короля Грузии , и его супруги Бурдухан , дочери короля Алании . Хотя возможно, что у Фамари была младшая сестра Русудан , во всех современных отчетах о правлении Тамар она упоминается только один раз. [7] Имя Тамар имеет еврейское происхождение и, как и другие библейские имена, было одобрено грузинской династией Багратиони из-за их утверждения о том, что они произошли от Давида , второго царя Израиля . [8]
Юность Тамар совпала с крупными потрясениями в Грузии; в 1177 году ее отец, Георг III, столкнулся с мятежной фракцией дворян. Повстанцы намеревались свергнуть Георгия в пользу братского племянника короля Демны , которого многие считали законным королевским наследником его убитого отца Давида V. Дело Демны было не чем иным, как предлогом для дворян во главе с тестем претендента, амирспасаларом («верхним констеблем») Иваном II Орбели , чтобы ослабить корону. [9] Георг III смог подавить восстание и начал кампанию подавления непокорных аристократических кланов; Иване Орбели был казнен, а оставшиеся в живых члены его семьи были изгнаны из Грузии. Демна, кастрированный и ослепленный по приказу дяди, не пережил увечий и вскоре умер в тюрьме. [10] После того, как восстание было подавлено и претендент был устранен, Георгий пошел дальше, чтобы кооптировать Тамар вместе с ним в правительство и короновал ее как соправителя в 1178 году. Тем самым король попытался предотвратить любой спор после своей смерти и узаконить свою линию. на престоле Грузии. [11] В то же время он воспитывал людей из кипчаков , а также из шляхты и неранговых классов, чтобы держать династическую аристократию подальше от центра власти. [12]
Раннее правление и первый брак
[ редактировать ]В течение шести лет Тамар была соправительницей своего отца, после смерти которого в 1184 году Тамар продолжала оставаться единоличным монархом и была коронована во второй раз в Гелатском соборе недалеко от Кутаиси , западная Грузия. Она унаследовала относительно сильное королевство, но центробежные тенденции, поощряемые великой знатью, были далеки от подавления. Преемственность Фамари вызвала значительную оппозицию; это было вызвано реакцией на репрессивную политику ее отца и поощрялось другой предполагаемой слабостью новой государыни - ее полом. [11] Поскольку в Грузии никогда раньше не было женщины-правителя, часть аристократии ставила под сомнение легитимность Тамар, в то время как другие пытались использовать ее молодость и предполагаемую слабость, чтобы утвердить для себя большую автономию. [11] Энергичное участие влиятельной тети Тамар Русудан и Католикоса-Патриарха Михаила IV имело решающее значение для легитимизации престолонаследия Фамари. [13] Однако молодая королева была вынуждена пойти на значительные уступки аристократии. Ей пришлось вознаградить поддержку Католикоса-Патриарха Михаила, назначив его канцлером , поставив его таким образом на вершину как клерикальной, так и светской иерархии. [14]
На Тамар также оказывали давление, чтобы она уволила назначенцев своего отца, в том числе констебля Кубасара , грузинского кипчака неблагородного происхождения, который помогал Георгу III в его подавлении непокорной знати. [12] Одним из немногих безымянных слуг Георга III, избежавших этой участи, был казначей Кутлу Арслан, который теперь возглавил группу дворян и богатых граждан в борьбе за ограничение королевской власти путем создания нового совета Карави , члены которого единолично совещались и решать политику. [14] Эта попытка «феодального конституционализма » потерпела неудачу, когда Тамар арестовала Кутлу Арслана, а его сторонников заставили подчиниться. [12] Тем не менее, первые шаги Тамар по уменьшению власти аристократической элиты не увенчались успехом. Ей не удалось использовать церковный синод для увольнения Католикоса-Патриарха Михаила , а дворянский совет Дарбази отстоял за собой право утверждать царские указы. [14]

Брак царицы Тамар был вопросом государственной важности. В соответствии с династическими императивами и идеалами того времени дворяне требовали от Фамари выйти замуж, чтобы иметь лидера армии и обеспечить наследника престола. [4] [12] Каждая группа стремилась выбрать и добиться принятия своего кандидата, чтобы укрепить свою позицию и влияние при дворе. За влияние при дворе Тамар боролись две основные группировки: клан Мхаргрдзели и Абуласан . Победила фракция Абуласан, выбор был одобрен теткой Тамар Русудан и советом феодалов. [14] Их выбор пал на Юрия , сына убитого князя I Боголюбского Андрея Владимиро-Суздальского , впоследствии жившего беженцем среди кипчаков Северного Кавказа . Назвали влиятельного человека в королевстве, великого купца Занкана Зорабабели . Ему было поручено доставить жениха в Тбилиси. Он с рвением выполнил свою миссию, и в 1185 году принца привезли в Грузию для женитьбы на царице. [15]
Молодой человек – доблестный, совершенный телом и приятный на вид – Юрий оказался способным солдатом, но трудным человеком и вскоре поссорился со своей женой. [4] [12] Напряженные супружеские отношения сопровождались фракционной борьбой при царском дворе, в которой Тамар все более и более отстаивала свои права как царствующей царицы. [16] Поворотным моментом в судьбе Тамары стала смерть могущественного Католикоса-Патриарха Михаила, которого царица заменила на посту канцлера своим сторонником Антоном Гнолистависдзе . [16] Тамар постепенно расширяла свою собственную базу власти и поднимала своих верных дворян на высокие посты при дворе, в первую очередь Мхаргрдзели . [14]
Второй брак
[ редактировать ]
В 1187 году Тамар убедила дворянский совет разрешить ей развестись с Юрием, которого обвинили в пристрастии к пьянству и « мужеложестве » и отправили в Константинополь . [16] При содействии нескольких грузинских аристократов, стремившихся остановить растущую власть Тамары, Юрий предпринял две попытки государственного переворота, но потерпел неудачу и после 1191 года ушел в безвестность. [12] Второго мужа королева выбрала сама. Это был Давид Сослан , аланский князь, которому грузинский ученый XVIII века князь Вахушти приписывает происхождение от грузинского царя начала XI века Георгия I. [17] Давид, способный военачальник, стал главным сторонником Фамари и сыграл важную роль в разгроме мятежной знати, сплотившейся вокруг Юрия. [18]
У Фамари и Давида было двое детей. В 1192 или 1194 году королева родила сына Георгия-Лашу, будущего короля Георга IV . Дочь Русудан родилась ок. 1195 г. и станет преемником своего брата на посту правителя Грузии. [19]
Статус Давида Сослана как короля-консорта , а также его присутствие в искусстве, грамотах и монетах были продиктованы необходимостью мужских аспектов королевской власти, но он оставался подчиненным правителем, который делил трон и получал свою власть от Тамар. [18] [20] Фамарь продолжала называться мепета мепе – « царь царей ». В грузинском языке, языке без грамматического рода , мепе («король») не обязательно подразумевает мужской оттенок и может быть переведено как «государь». [3] [21] Женский эквивалент мепе - дедоп'али («королева»), который применялся к женам или другим старшим родственницам королей. Тамар иногда именуется дедоп'али и дедоп'алта дедоп'али В грузинских летописях и некоторых грамотах . Таким образом, титул мепе мог быть применен к Фамари, чтобы подчеркнуть ее уникальное положение среди женщин. [3]
Внешняя политика и военные кампании
[ редактировать ]Мусульманские соседи
[ редактировать ]

Синий круг = Столица
Черная точка = города и крепости, удерживаемые Грузией.
Красная точка = завоеванные города и крепости.
X = Крупные сражения
После того как Тамар удалось укрепить свою власть и найти надежную поддержку в лице Давида Сослана, Мхаргрдзели , Торели и других знатных родов, она возродила экспансионистскую внешнюю политику своих предшественников. Неоднократные случаи династических распрей в Грузии в сочетании с усилиями региональных преемников Сельджукской империи, таких как Эльдигузиды , Ширваншахи и Ахлатшахи , замедлили динамику развития грузин, достигнутую во время правления прадеда Тамар, Давида IV , и ее отец, Георг III. Однако грузины снова стали активными при Тамар, особенно во втором десятилетии ее правления.В начале 1190-х годов грузинское правительство начало вмешиваться в дела Эльдигузидов и Ширваншахов, помогая конкурирующим местным князьям и превращая Ширван в подчиненное государство. Эльдигузидский атабег Абу Бакр попытался остановить наступление грузин, но потерпел поражение от Давида Сослана в битве при Шамкоре. [14] и уступил свою столицу грузинскому протеже в 1195 году. Хотя Абу Бакр смог возобновить свое правление год спустя, Эльдигузиды едва смогли сдержать дальнейшие грузинские набеги. [22] [23]
Вопрос освобождения Армении оставался первостепенным во внешней политике Грузии. Армии Тамар под предводительством двух армянских генералов, Закаре и Иване Мхаргрдзели (Закарян), захватывали крепости и города в направлении Араратской равнины , отвоевывая одну за другой крепости и районы у местных мусульманских правителей.
Встревоженный успехами Грузии, Сулейманшах II , возрождающийся сельджукидский султан Рума , сплотил своих вассальных эмиров и выступил против Грузии, но его лагерь был атакован и разрушен Давидом Сосланом в битве при Басиане в 1203 или 1204 году. Летописец Тамар описывает как армия собиралась в высеченном в скале городе Вардзия перед походом на Басиан и как царица обращалась к войскам с балкона церкви. [24] Используя свой успех в этой битве, между 1203 и 1205 годами грузины захватили город Двин. [25] и дважды вступал во владения Ахлатшаха и подчинил себе эмира Карса (вассала Салтукидов в Эрзуруме), Ахлатшахов, а также эмиров Эрзурума и Эрзинджана .

В 1206 году грузинское войско под командованием Давида Сослана захватило Карс и другие крепости и опорные пункты вдоль Аракса . Эта кампания была начата, видимо, потому, что правитель Эрзерума отказался подчиниться Грузии. Эмир Карса запросил помощь у Ахлатшахов, но последние не смогли ответить. Вскоре он был захвачен султанатом Айюбидов в 1207 году . К 1209 году Грузия бросила вызов правлению Айюбидов в восточной Анатолии и вела освободительную войну на юге Армении. Грузинская армия осадила Хлат . В ответ Айюбид Султан аль-Адиль I собрал и лично возглавил большую мусульманскую армию, в которую входили эмиры Хомса аль , Хамы и Баальбека , а также контингенты из других княжеств Айюбидов, чтобы поддержать -Ахада , эмира Джазиры . Во время осады грузинский генерал Иване Мхаргрдзели случайно попал в руки аль-Ахада на окраине Ахлата. Используя Иване как разменную монету, аль-Ахад согласился освободить его в обмен на тридцатилетнее перемирие с Грузией, тем самым положив конец непосредственной грузинской угрозе Айюбидам. [26] Это застопорило борьбу за армянские земли. [27] оставив Ван район Айюбидам Дамаска . озера [28]
В 1209 году, начав Эльдигузидский поход Тамар Грузинской , братья Мхаргрзели опустошили Ардебиль – согласно грузинским и армянским летописям – в отместку за нападение местного мусульманского правителя на Ани и его резню христианского населения города. [27] В последнем мощном рывке братья повели армию, выстроенную по владениям Тамар и вассальным территориям, маршем через Нахчыван и Джульфу к Маранду , Тебризу и Казвину на северо-западе Ирана , грабя по пути несколько поселений. [27] Грузины добрались до стран, где никто не слышал ни об их имени, ни о существовании.
Трапезунд и Ближний Восток
[ редактировать ]
Среди примечательных событий правления Тамары — основание Трапезундской империи на побережье Черного моря в 1204 году. Это государство было основано Алексиосом I Мегасом Комнином (годы правления 1204–1222) и его братом Давидом в северо-восточных понтийских провинциях. разваливающейся Византийской империи с помощью грузинских войск. Алексиос и Давид, родственники Фамари, [29] были беглыми византийскими князьями, воспитанными при грузинском дворе. По мнению историка Тамары, целью грузинской экспедиции в Трапезунд было наказать византийского императора Алексия IV Ангела (годы правления 1203–1204) за конфискацию у него партии денег от грузинской царицы в монастыри Антиохии и Афона . Однако понтийские усилия Тамары лучше объяснить ее желанием воспользоваться Западноевропейским Четвертым крестовым походом против Константинополя для создания дружественного государства в непосредственной близости от юго-западной Грузии, а также династической солидарностью с обездоленными Комнинами . [30] Тамар стремилась использовать слабость Византийской империи и поражение крестоносцев от рук айюбидского султана Саладина, чтобы завоевать позиции Грузии на международной арене и взять на себя традиционную роль византийской короны как защитницы Христиане Ближнего Востока . [31] [32] Грузинские христианские миссионеры действовали на Северном Кавказе , а монашеские общины экспатриантов были разбросаны по всему Восточному Средиземноморью . Летопись Тамары восхваляет ее всеобщую защиту христианства и поддержку церквей и монастырей от Египта до Болгарии и Кипра . [33]

Грузинский суд прежде всего заботился о защите грузинских монашеских центров на Святой Земле . числилось восемь грузинских монастырей К XII веку в Иерусалиме . [34] Биограф Саладина Баха ад-Дин ибн Шаддад сообщает, что после завоевания Иерусалима Айюбидами в 1187 году Тамар отправила послов к султану с просьбой вернуть конфискованные владения грузинских монастырей в Иерусалиме. Ответ Саладина не записан, но усилия королевы, похоже, увенчались успехом: Жак де Витри , получивший епископство Акры вскоре после смерти Тамары, приводит дополнительные доказательства присутствия грузин в Иерусалиме. Он пишет, что грузинам, в отличие от других христианских паломников, был разрешен свободный проход в город с развернутыми знаменами. Ибн Шаддад, кроме того, утверждает, что Тамар перебила цену византийского императора в своих попытках получить реликвии Истинного Креста , предложив 200 000 золотых Саладину, который взял реликвии в качестве добычи в битве при Хаттине - однако безрезультатно. [31] [33]
Золотой век
[ редактировать ]Феодальная монархия
[ редактировать ]
Политические и культурные подвиги Грузии в эпоху Тамар уходили корнями в долгое и сложное прошлое. Своими достижениями Тамар в первую очередь была обязана реформам своего прадеда Давида IV (годы правления 1089–1125) и, в более отдаленной степени, объединительным усилиям Давида III и Баграта III , которые стали архитекторами политического единства грузинских царств и княжеств. в первом десятилетии XI в. Тамар смогла развить свои успехи. [35] К последним годам правления Тамар Грузинское государство достигло зенита своего могущества и престижа в средние века . Царство Тамар простиралось от гребня Большого Кавказа на севере до Эрзурума на юге и от Зигии на северо-западе до окрестностей Гянджи на юго-востоке, образуя общекавказскую империю с лояльным режимом Захариада в северной и центральной Армении. , Ширван как вассал и Трапезунд как союзник. Современный грузинский историк превозносит Тамар как повелительницу земель «от Понтийского моря [т. е. Черного моря моря ] до Гурганского [т. е. Каспийского моря ], от Спери до Дербенда и всех окрестностей и туда». Кавказ до Хазарии и Скифии ». [36] [37]
Соответственно был повышен королевский титул. Оно теперь отражало не только власть Тамары над традиционными подразделениями Грузинского царства, но и включало в себя новые компоненты, подчеркивающие гегемонию грузинской короны над соседними землями. Так, на монетах и грамотах, выпущенных на ее имя, Тамар обозначена как: [38]

Королева так и не достигла самодержавной власти, и дворянский совет продолжал действовать. Однако собственный престиж Тамар и расширение патронкмобы – грузинской версии феодализма – удерживали более могущественных династических князей от разделения королевства. Это был классический период в истории грузинского феодализма. [41] Попытки трансплантации феодальных обычаев на территории, где они ранее были почти неизвестны, не прошли без сопротивления. В 1212 году на северо-восточной границе Грузии произошло восстание горцев Пхови и Дидоны , которое было подавлено Иване Мхаргрзели после трех месяцев тяжелых боев. [42]
Теперь, когда процветающие коммерческие центры находятся под контролем Грузии, промышленность и торговля принесли новое богатство стране и двору. Дань, взимаемая с соседей, и военная добыча добавлялись в королевскую казну, что дало повод для поговорки, что «крестьяне были подобны дворянам, дворяне подобны принцам, а принцы подобны королям». [43] [44]
Культура
[ редактировать ]
С этим процветанием произошел взрыв особой грузинской культуры, возникшей в результате смешения христианского , светского, а также византийского и иранского влияний. [45] Несмотря на это, грузины продолжали идентифицировать себя с византийским Западом, а не с исламским Востоком, при этом грузинская монархия стремилась подчеркнуть свою связь с христианством и представить свое положение как данное Богом . [14] Именно в этот период был переработан канон грузинской православной архитектуры и построен ряд масштабных купольных соборов. Заимствованное из Византии выражение царской власти было изменено различными способами, чтобы укрепить беспрецедентное положение Тамар как женщины, правящей самостоятельно. Пять сохранившихся монументальных церковных портретов царицы явно созданы по образцу византийских образов, но также подчеркивают специфически грузинские темы и идеалы женской красоты персидского типа. [46] Несмотря на византийскую культуру Грузии, о тесных торговых связях страны с Ближним Востоком свидетельствуют современные грузинские монеты, легенды которых были составлены на грузинском и арабском языках . Серия монет, отчеканенных около 1200 года во имя царицы Тамар, изображала местный вариант византийского аверса и арабскую надпись на реверсе, провозглашающую Тамар «Защитницей Мессии». [47]
Современные грузинские летописи закрепили христианскую мораль, а святоотеческая литература продолжала процветать, но к тому времени уступила свое прежнее доминирующее положение светской литературе, которая была весьма оригинальной, хотя и развивала тесные контакты с соседними культурами. Кульминацией этой тенденции стала Шота Руставели « эпическая поэма Витязь в тигровой шкуре » ( Вепхистк'аосани ), которая прославляет идеалы « эпохи рыцарства » и почитается в Грузии как величайшее достижение отечественной литературы. [14] [32] [48]
Смерть и погребение
[ редактировать ]
Тамар пережила своего супруга Давида Сослана и умерла от «страшной болезни» недалеко от своей столицы Тбилиси своего сына Лашу-Георгия , предварительно короновав соправителем . Историк Тамар рассказывает, что царица внезапно заболела во время обсуждения государственных дел со своими министрами в замке Начармагеви близ города Гори . Ее перевезли в Тбилиси, а затем в близлежащий замок Агарани, где Тамар умерла и ее оплакивали ее подданные. Ее останки были перенесены в кафедральный собор Мцхеты , а затем в монастырь Гелати , фамильное захоронение грузинской царской династии. Традиционное мнение ученых состоит в том, что Фамарь умерла в 1213 году, хотя есть несколько указаний на то, что она могла умереть раньше, в 1207 или 1210 году. [49]

В более поздние времена о месте захоронения Фамари возник ряд легенд. Одна из них гласит, что Тамар была похоронена в тайной нише монастыря Гелати, чтобы предотвратить осквернение могилы ее врагами. Другая версия предполагает, что останки Фамари были перезахоронены в отдаленном месте, возможно, на Святой Земле. Французский рыцарь Гийом де Буа в письме, датированном началом XIII века, написанном в Палестине и адресованном епископу Безансонскому , утверждал, что слышал, что царь грузин направляется в Иерусалим с огромным войском и уже завоевал многие города сарацин . Он вез, как говорилось в сообщении, останки своей матери, «могущественной царицы Тамар» ( regin potentissima Thamar ), которая при жизни не смогла совершить паломничество в Святую Землю и завещала ее тело похоронить рядом с ней. Гроб Господень . [50]
В 20 веке поиски могилы Фамари стали предметом научных исследований, а также предметом более широкого общественного интереса. Грузинский писатель Григол Робакидзе в своем очерке о Тамар в 1918 году писал: «До сих пор никто не знает, где находится могила Тамар. Она принадлежит всем и никому: ее могила находится в сердце грузина. это не могила, а прекрасная ваза, в которой цветет неувядающий цветок, великая Фамарь». [51] Ортодоксальная академическая точка зрения по-прежнему относит могилу Тамар к Гелати, но серия археологических исследований, начиная с Такаишвили в 1920 году, не смогла обнаружить ее в монастыре. [52]
Наследие и популярная культура
[ редактировать ]Средневековый
[ редактировать ]
На протяжении веков царица Тамар стала доминирующей фигурой в грузинском историческом пантеоне . Конструирование ее правления как «золотого века» началось еще в период правления, и Фамарь стала центром эпохи. [53] Несколько средневековых грузинских поэтов, в том числе Шота Руставели, считали Тамар источником вдохновения для своих произведений. Легенда гласит, что Руставели даже охвачен любовью к царице и закончил свои дни в монастыре. Драматическая сцена из поэмы Руставели, где опытный король Ростеван венчает свою дочь Тинатин, является аллегорией выбора Тамар Георгием III. Руставели комментирует это так: «Львенок все равно хорош, будь то самка или самец». [54]
Царица стала предметом нескольких современных панегириков , таких как Чахрухадзе » «Тамариани и Иоанна Шавтели » «Абдул-Месия . [55] Ее восхваляли в летописях, особенно в двух рассказах, посвященных ее правлению - « Жизнь Тамар, царицы цариц» и «Истории и восхваления государей », которые стали основными источниками освящения Тамар в грузинской литературе. Летописцы превозносят ее как «покровительницу вдов» и «трижды блаженную», особое внимание уделяют добродетелям Фамари как женщины: красоте, смирению, милосердию, верности и чистоте. [19] Хотя Фамарь была канонизирована Грузинской церковью гораздо позже, она даже при жизни была причислена к лику святых в двуязычном греко -грузинском колофоне, приложенном к рукописи Ванийского Евангелия . [53]
Идеализация Фамари еще более усилилась событиями, произошедшими при ее непосредственных преемниках; Через два десятилетия после смерти Тамар вторжения хорезмийцев и монголов резко положили конец господству Грузии. [56] Более поздние периоды национального возрождения были слишком эфемерными, чтобы соответствовать достижениям правления Фамари. Все это способствовало возникновению культа Тамар, который стирал грань между идеализированной царицей и реальной личностью. [57]
В народной памяти образ Тамары приобрел легендарный и романтический фасад. Разнообразный набор народных песен, стихов и сказок иллюстрирует ее как идеальную правительницу, святую женщину, на которую определенные атрибуты языческих божеств иногда проецировались и христианских святых. Например, в старинной осетинской легенде царица Тамар зачинает сына от солнечного зайчика, сияющего в окно. Другой миф, родом из грузинских гор, приравнивает Тамар к языческому божеству погоды Пиримзе, управляющему зимой. [58] Аналогично, в высокогорном районе Пшави образ Тамары слился с языческой богиней врачевания и женского плодородия. [59]
Хотя Фамарь время от времени сопровождала свою армию и, как говорят, планировала некоторые кампании, она никогда не принимала непосредственного участия в боевых действиях. [4] Тем не менее, память о военных победах ее правления способствовала формированию другого популярного образа Фамари — образцовой царицы-воительницы. Это также отражено в « Сказании о царице Динаре» , популярном русском рассказе XVI века о вымышленной грузинской царице, сражающейся против персов . [60] Царь всея Руси Иван Грозный перед взятием Казани воодушевлял свое войско примерами битв Тамары. [61] описав ее как «самую мудрую королеву Иберии , наделенную умом и мужеством мужчины». [62]
Современный
[ редактировать ]


Большая часть современного восприятия царицы Тамар сформировалась под влиянием романтизма XIX века и растущего национализма. среди грузинской интеллигенции того времени. В русской и западной литературе XIX века Грузия воспринималась как имеющая «восточные тенденции», поэтому образ царицы Тамар отражал некоторые из этих западных представлений о Востоке и характеристиках женщин на нем. [63] Тирольский описал Тамар писатель Якоб Филипп Фальмерайер как «кавказскую Семирамиду ». [64] Очарованный « экзотикой » Кавказа, русский поэт Михаил Лермонтов написал романтическую поэму Тамара « » ( похожей 1841), в которой использовал старую грузинскую легенду о на сирену горной царевне, которой поэт дал имя царицы Тамар. Хотя изображение Лермонтовым грузинской царицы как разрушительной соблазнительницы не имело очевидной исторической подоплеки, оно оказалось достаточно влиятельным, чтобы поднять вопрос о сексуальности Тамары - вопрос, которому европейские авторы XIX века придавали определенное значение. [65] Пьеса Кнута Гамсуна 1903 года «Царица Тамара» имела меньший успех; театральные критики увидели в ней «современную женщину, одетую в средневековый костюм» и прочитали пьесу как «комментарий к новой женщине 1890-х годов». [66] Русский дирижер Милий Балакирев сочинил симфоническую поэму « Тамара ».
В грузинской литературе Тамар также была романтизирована, но совсем иначе, чем в русской и западноевропейской. Грузинские романтики следовали средневековой традиции в изображении Тамар как нежной, святой женщины, правившей страной, постоянно находящейся в состоянии войны. Это мнение было дополнительно вдохновлено повторным открытием современной настенной росписи Тамары XIII века в разрушенном тогда монастыре Бетания , который был обнаружен и восстановлен князем Григорием Гагариным в 1840-х годах. Фреска стала источником многочисленных гравюр, циркулировавших в то время в Грузии, и вдохновила поэта Григола Орбелиани посвятить ей романтическое стихотворение. Более того, грузинские литераторы, реагируя на российское правление в Грузии и подавление национальных институтов, противопоставляли эпоху Тамар их современной ситуации, оплакивая в своих произведениях безвозвратно утраченное прошлое. Таким образом, Тамар стала олицетворением периода расцвета Грузии, представление, сохранившееся до настоящего времени. [67]
Во время Второй мировой войны три батальона коллаборационистского Грузинского легиона были названы в честь Тамар.
Брак Тамары с князем Великого княжества Владимирским Юрием стал темой двух резонансных прозаических произведений в современной Грузии. Шалвы Дадиани Пьеса , первоначально озаглавленная «Несчастный русский» (უბედური რუსი; 1916–1926), подверглась критике со стороны советских критиков за искажение «вековой дружбы русского и грузинского народов». [68] Под давлением Коммунистической партии Дадиани был вынужден пересмотреть название и сюжет в соответствии с официальной идеологией советского государства. [69] В 2002 году сатирический рассказ «Первый русский» (პირველი რუსი), написанный молодым грузинским писателем Лашей Бугадзе и посвященный несостоявшейся брачной ночи Тамары и Юрия, возмутил многих консерваторов и вызвал общенациональную полемику, в том числе бурные дискуссии в СМИ . Парламент Грузии и Патриархат Грузинской Православной Церкви. [70] В 2018 году грузинский суд запретил продажу презервативов компании Aiisa, на которой была изображена Тамар. [71] .
Она является игровым лидером Джорджии в 4X видеоигре Civilization VI в расширении Rise and Fall . У нее также есть специальная кампания в Age of Empires II, представленная в дополнении Mountain Royals .
Почитание
[ редактировать ]
канонизирована . Грузинской Православной Церковью Святая Тамар Праведная Царица Тамар как [72] [73] (по юлианскому календарю , что соответствует 14 мая по григорианскому календарю ) и в воскресенье Святых Жен-Мироносиц. [74] Антиохийские православные отмечают праздник святой Тамары 22 апреля. [75]
Генеалогия
[ редактировать ]В таблице ниже показана сокращенная генеалогия Фамари и ее семьи, прослеживаемая от дедушки Тамар до ее внуков. [76]
Генеалогия Фамари и ее семьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Пеннингтон, Рейна; Хайэм, Робин Д.С. (2003). Амазонки летчикам-истребителям: Биографический словарь женщин-военных . Том. 2. Гринвуд Пресс. п. 428. ИСБН 0-313-32708-4 . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ Рэпп 2003 , с. 338.
- ^ Перейти обратно: а б с Истмонд 1998 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с д Истмонд 1998 , с. 94.
- ^ Туманов 1966 , «Армения и Грузия», с. 623.
- ^ Аллен 1971 , с. 104.
- ^ Истмонд 1998 , с. 108 (Сноска № 49).
- ^ Туманов 1940 , с. 299 (сноска № 4).
- ^ Хазанов и Винк 2001 , стр. 48–49.
- ^ Истмонд 1998 , стр. 106–107.
- ^ Перейти обратно: а б с Истмонд 1998 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хазанов и Винк 2001 , с. 49.
- ^ Лордкипанидзе и Хьюитт 1987 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Солнечный 1994 , с. 39.
- ^ Лордкипанидзе и Хьюитт 1987 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с Лордкипанидзе и Хьюитт 1987 , с. 142.
- ^ Немецкий 2000 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б Лордкипанидзе и Хьюитт 1987 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Истмонд 1997 , стр. 111–112.
- ^ Истмонд 1998 , стр. 135–137.
- ^ Рэпп 2003 , с. 263.
- ^ Лютер, Кеннет Аллин. « Атабакан-э Адарбайан », в: Энциклопедия Ираника (онлайн-издание). Проверено 26 июня 2006 г.
- ^ Лордкипанидзе и Хьюитт 1987 , с. 148.
- ^ Истмонд 1998 , с. 121; Лордкипанидзе и Хьюитт 1987 , стр. 150–151.
- ^ Лордкипанидзе и Хьюитт 1987 , с. 150.
- ^ Хамфрис, 1977 с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с Лордкипанидзе и Хьюитт 1987 , с. 154.
- ^ Хамфрис 1977 , стр. 130–131.
- ↑ Тётя Тамар по отцовской линии была бабушкой Комнинов по отцовской линии, как предположил Туманов (1940) .
- ^ Истмонд 1998 , стр. 153–154; Васильев 1935 , стр. 15–19.
- ^ Перейти обратно: а б Пахлицш 1996 , стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Истмонд 1998 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Истмонд 1998 , стр. 122–123.
- ^ Истмонд 1998 , с. 122.
- ^ Рэпп 2003 , с. 413.
- ^ (на грузинском языке) Шенгелия, Н., « Международные отношения Грузии во время правления Тамар», у Меликишвили (1979).
- ^ Салия 1983 , стр. 177–190.
- ^ Рэпп 2003 , с. 422; Истмонд 1998 , с. 135; Лордкипанидзе и Хьюитт 1987 , с. 157.
- ^ В средние века термины «Абхазия» и «абхазы» преимущественно использовались в более широком смысле, охватывая практически всю западную Грузию. Лишь в XV–XVI веках, после распада единого Грузинского царства, эти термины возобновили свой первоначальный ограниченный смысл, относясь к территории, соответствующей современной Абхазии , и к проживающей там этнической группе . Бартольд, Василь и Минорский, Владимир , «Абхаз», в Энциклопедии ислама , Том. 1, 1960.
- ^ «Картвелы», современное самоназвание грузин, первоначально относилось к жителям центральной грузинской провинции Картли ( Иберия в классических и византийских греческих источниках ). К началу IX века грузинские литераторы расширили значение слова «Картли» на другие районы средневековой Грузии, объединенные религией, культурой и языком ( Рапп 2003 , стр. 429–430).
- ^ Солнечный 1994 , с. 43.
- ^ Туите 2003 , стр. 7–23.
- ^ Солнечный 1994 , с. 40.
- ^ Туманов 1966 , «Армения и Грузия», стр. 624–625.
- ^ Suny 1994 , стр. 38–39.
- ^ Истмонд 1998 , стр. 94, 108–110.
- ^ Рэпп 1993 , стр. 309–330.
- ^ Рэйфилд 1994 , стр. 73–83.
- ^ Джавахишвили 1983 , стр. 280, 291–292; Ватейшвили 2003 , с. 135 (Сноска №3; Джапаридзе 2012 , стр. 348.
- ^ Пахлицш 1996 , с. 38 (сноска № 17); Ватейшвили 2003 , стр. 135–140.
- ^ (на грузинском языке) Робакидзе, Григол (13 мая – 15, 1918), « თამარ » («Тамар»). Сакартвело 90/91 .
- ^ Ватейшвили 2003 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б Истмонд 1998 , с. 97.
- ^ Рэйфилд 1994 , с. 74.
- ^ Рэйфилд 1994 , стр. 82–85.
- ^ Истмонд 1998 , стр. 97–98.
- ^ Истмонд 1998 , с. 98.
- ^ Сихарулидзе 1979 , стр. 167–176.
- ^ Драгадзе 1984 , с. 179.
- ^ Чижевский 1971 , с. 236; Суни 1994 , с. 49.
- ^ История русской литературы, Дмитрий Дмитриевич Благой, Volume 1, p. 208.
- ^ Салия 1983 , стр. 189.
- ^ Истмонд 1997 , с. 116 (Примечание №39).
- ^ Васильев 1936 , с. 13.
- ^ Истмонд 1997 , стр. 103–104.
- ^ Оксфельдт 2005 , стр. 220 (Примечание № 117).
- ^ Истмонд 1997 , стр. 103–111.
- ^ Солнечный 1994 , с. 290.
- ^ Тиллетт 1969 , стр. 329.
- ^ Сперлинг 2001 , с. 96.
- ^ https://dfwatch.net/georgian-court-bans-condoms-depicting-queen-tamar-50293
- ^ Мачитадзе, протоиерей Закария (2006), «Святая царица Тамар (†1213)». Архивировано 17 мая 2008 г. в Wayback Machine , в «Житиях грузинских святых» . Архивировано 14 июня 2008 г. в Wayback Machine . Православие.ру . Проверено 21 июля 2008 г.
- ^ (на греческом языке) Святая Тамара царица . 1 мая. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ "Благоверная Тама́ра Грузинская, царица" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2022-03-06 .
- ^ «Святая Тамара, царица Грузинская | Антиохийская православная архиепархия» . www1.antiochian.org . Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 г. Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ Истмонд 1998 , с. 262.
Источники
[ редактировать ]- Алемани, Агусти (2000). Источники алан: Критический сборник . Лейден, Бостон и Кельн: Brill. ISBN 90-04-11442-4 .
- Аллен, Уильям Эдвард Дэвид (1971) [1932]. История грузинского народа: от начала до российского завоевания в девятнадцатом веке (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-6959-6 .
- Чижевский, Дмитрий (1971) [1960]. История русской литературы: от одиннадцатого века до конца барокко . Гаага: Де Грюйтер (Мутон и компания). ISBN 978-9027919175 .
- Дондуа, Варлам; Бердзенишвили, Нико (1985). Жизнь царицы цариц Тамар (Жизнь царицы цариц Тамар) (на русском языке). Тбилиси: Мецниереба. ( Резюме на английском языке )
- Драгадзе, Тамара (1984). Родство и брак в Советском Союзе: полевые исследования . Лондон и Бостон: Рутледж . ISBN 0-7100-0995-Х .
- Истмонд, Энтони (1997). «Гендер и ориентализм в Грузии в эпоху царицы Тамар». У Джеймса, Лиз (ред.). Женщины, мужчины и евнухи: гендер в Византии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 100–118. ISBN 0-415-14685-2 .
- Истмонд, Энтони (1998). Царские образы в средневековой Грузии . Университетский парк: Издательство штата Пенсильвания. ISBN 0-271-01628-0 .
- Хамфрис, Р. Стивен (1977). От Саладина до монголов: Айюбиды Дамаска, 1193–1260 гг . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-263-4 .
- Джапаридзе, Гоча (2012). «В день смерти царицы Тамар» . Саисторио Кребули (на грузинском языке). 2 : 348–363. ISSN 1987-7285 .
- Джавахишвили, Иване (1983). История грузинской нации, т. 2. (История грузинского народа, Том 2) (PDF) (на грузинском языке). Тбилиси: Мецниереба. Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2011 г. Проверено 28 июня 2008 г.
- Хазанов Анатолий М.; Подмигните, Андре, ред. (2001). Кочевники в оседлом мире . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-7007-1369-7 .
- Лордкипанидзе Мариам Давыдовна; Хьюитт, Джордж Б. (1987). Грузия в XI–XII веках . Тбилиси: Издательство Ганатлеба.
- Меликишвили, Георгий; Анчабадзе, Зураб (1979). Очерки истории Грузии Том. Т. 3: Грузия в XI–XV веках (Очерки по истории Грузии, Том 3: Грузия в XI–XV веках) (PDF) (на грузинском языке). Тбилиси: Сабчота Сакартвело. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Метревели, Роин (1992). Царица Тамар (на грузинском языке) Тбилиси: Издательство Ганатлеба. ISBN 5-520-01229-6 .
- Оксфельдт, Элизабет (2005). Северный ориентализм: Париж и космополитическое воображение . Копенгаген: Музей Tusculanum Press (Копенгагенский университет). ISBN 87-635-0134-1 .
- Палич, Йоханнес (1996). «Грузины и греки в Иерусалиме (1099–1310)». В Сиггааре, Крижни; Теуле, Герман (ред.). Восток и Запад в государствах крестоносцев . Левен и Дадли: Peeters Press. стр. 35–52. ISBN 90-429-1287-1 .
- Рэпп, Стивен Х. (1993). «Чеканка Тамара, государя Грузии на Кавказе». Ле Музеон . 106 (3–4): 309–330. дои : 10.2143/MUS.106.3.2006033 .
- Рэпп, Стивен Х. (2003). Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты . Левен: Питерс. ISBN 90-429-1318-5 .
- Рэйфилд, Дональд (1994). Литература Грузии: История . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-815191-3 .
- Салия, Калистрат (1983). История грузинской нации (переводчик: Кэтрин Вивиан) (2-е изд.). Париж: Французская академия.
- Кюн, Сара (2011). Дракон в средневековом восточнохристианском и исламском искусстве . Лейден: Koninklijke Brill NV. ISBN 978-9004186637 .
- Сихарулидзе, Ксения (1979). «Ритуалы и песни о погоде в грузинском поэтическом фольклоре». В Блэкинге, Джон А.Р.; Кеалиинохомоку, Джоан В. (ред.). Исполнительское искусство: музыка и танец. IX Международный антропологический конгресс . Гаага, Париж и Нью-Йорк: Де Грюйтер (Mouton Publishers). стр. 167–176. ISBN 90-279-7870-0 .
- Суни, Рональд Григор (1994) [1988]. Создание грузинской нации (2-е изд.). Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-20915-3 .
- Сперлинг, Эми (2001). «Грузинская литературная сцена» . ПЕН-бюллетень избранных книг . 51–53: 96.
- Тиллетт, Лоуэлл (1969). Великая дружба: советские историки о нерусских национальностях . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины.
- Туманов, Кирилл (1966). «Армения и Грузия» . Кембриджская средневековая история (том 4) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 593–637.
- Туманов, Кирилл (июль 1940 г.). «О взаимоотношениях основателя Трапезундской империи и грузинской царицы Тамар». Зеркало . 15 (3). Издательство Чикагского университета: 299–312. дои : 10.2307/2855207 . JSTOR 2855207 . S2CID 162584594 .
- Туите, Кевин (2003). «Политическое и социальное значение горных святынь в постсоветской Грузии». Амирани . 9 :7–23.
- Васильев, А. А. (1935). Византия и арабы, Том I: Династия Амориума (820–867) (на французском языке). Французский редактор: Анри Грегуар , Мариус Канар . Брюссель, Бельгия: Éditions de l’Institut de Philologie et d’Histoire Orientales. стр. 195–198.
- Васильев, Александр (январь 1936 г.). «Основание Трапезундской империи (1204–1222)». Зеркало . 11 (1). Издательство Чикагского университета: 3–37. дои : 10.2307/2846872 . JSTOR 2846872 . S2CID 162791512 .
- Vateĭshvili, Dzhuansher Levanovich (2003). Грузия и европейские страны. Очерки истории взаимоотношений, XIII–XIX века. Том 1. Грузия и Западная Европа, XIII–XVII века. Книга 1. (Georgia and the European Countries: Studies of Interrelationship in the 13th–19th Centuries. Volume 1: Georgia and Western Europe, 13th–17th Centuries. Book 1.) (in Russian). Moscow: Nauka. ISBN 5-02-008869-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Царица Тамар: миф об идеальной правительнице The Forum , BBC Sounds
- Грузинские монеты, отчеканенные во времена правления Тамары , Зенон – База данных восточных монет.
- Ираклий Пагава, Первые арабские монеты грузинских монархов: новое открытие рода Давида IV Строителя (1089–1125), Царя царей и Меча Мессии
- 1160-е рождения
- 1213 смертей
- Царствующие королевы XII века
- Царствующие королевы 13 века
- Христианские святые XIII века
- Династия Багратиони Грузинского королевства
- Восточно-православные королевские святые
- История Трабзона
- Короли Грузии
- Королевы правят в Европе
- Святые Грузии (страна)
- Женщины Грузии (страны) в политике
- Люди 12 века из Грузии (страна)
- Люди 13 века из Грузии (страна)
- Русские святые Восточной Православной Церкви