Jump to content

Ольга Киевская

Страница полузащищенная


Ольга Киевская
Saint Olga by Mikhail Nesterov (1892)
Равноапостольная, Блаженная Княгиня
Рожденный в. 890–925
Pleskov or Vybuty  [ ru ] , Kievan Rus'
Резиденция Киев, Киевская Русь
Умер 11 июля 969 г.
Киев, Киевская Русь
Почитается в Восточное православие
Римский католицизм
канонизирован Неизвестно, возможно, 1284 г. [1]
Главный храм Десятинная церковь
Праздник 11 июля
Атрибуты Крест и церковь
Покровительство Вдовы , новообращенные
Княгиня Киевская
Царствование 945–957 [2]
Предшественник Игорь Киевский
Преемник Святослав Храбрый
Супруг Игорь Киевский
Проблема Святослав Храбрый
Династия Рюрик
Религия Халкидонское христианство
пред. Славянский язычник

Olga ( Church Slavonic : Ольга ; [3] [а] Древнескандинавское : Хельга ; [4] в. 890–925 - 11 июля 969) [5] была регентшей Киевской Руси при своем сыне Святославе с 945 по 957 год. После крещения Ольга взяла имя Елена . [б] Она известна покорением древлян , племени, убившего ее мужа Игоря . Несмотря на то, что именно ее внук Владимир принял христианство и сделал его государственной религией, [7] она была первым правителем, принявшим крещение. [8] [9]

Ольга почитается как святая в Восточной Православной Церкви с эпитетом « Равноапостольная ». Ее праздник - 11 июля. [10]

Ранний период жизни

Хотя дата рождения Ольги неизвестна, возможно, это был уже 890 или 925 год нашей эры. [11] По данным «Первой летописи» , Ольга была варяжского ( викингского ) происхождения и родилась в Плескове . [12] [13] Мало что известно о ее жизни до замужества с киевским князем Игорем I и рождения сына Святослава. [ нужна ссылка ] По словам Алексея Карпова , специалиста по истории древней Руси, Ольге на момент замужества было не больше 15 лет. Игорь был сыном и наследником Рюрика , основателя династии Рюриковичей . После смерти отца Игорь находился под опекой Олега , который укрепил власть в регионе, покорив соседние племена и основав столицу в Киеве. [14] [15] Эта свободная племенная федерация стала известна как Киевская Русь, территория, охватывающая территории, которые сейчас являются частями России , Украины и Белоруссии .

Древляне были соседним племенем , с которым у растущей империи Киевской Руси были сложные отношения. Древляне присоединились к Киевской Руси в военных походах против Византийской империи и отдали дань уважения предшественникам Игоря. После смерти Олега они перестали платить дань и вместо этого отдали деньги местному военачальнику. В 945 году Игорь отправился в древлянскую столицу Искоростень , чтобы заставить племя платить дань Киевской Руси. [14] Столкнувшись с более крупной армией Игоря, древляне отступили и заплатили ему. Однако, когда Игорь и его армия поехали домой, он решил, что платы недостаточно, и вернулся с небольшим эскортом в поисках большей дани. [16]

По прибытии на свою территорию древляне убили Игоря. По словам византийского летописца Льва Диакона , смерть Игоря наступила в результате ужасной пытки, в ходе которой он был «схвачен ими, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». [17] Д. Салливан предположил, что Лео, возможно, выдумал эту сенсационную версию смерти Игоря, черпая вдохновение из рассказа Диодора Сицилийского о аналогичном методе убийства, использованном разбойником Синисом , который жил недалеко от Коринфского перешейка и был убит Тесеем . [17]

Регентство

Личные символы Рюрика, Игоря, Ольги и Святослава.
Княгиня Ольга встречает тело своего мужа . Эскиз Василия Сурикова .

После смерти Игоря в 945 году Ольга правила Киевской Русью в качестве регента от имени их сына Святослава . [18] Она была первой женщиной, правившей Киевской Русью. [19] Мало что известно о пребывании Ольги на посту правительницы Киева, но « Последняя летопись» дает отчет о ее восшествии на престол и ее кровавой мести древлянам за убийство ее мужа, а также некоторое представление о ее роли гражданского лидера Киева. Киевский народ.

По мнению археолога Сергея Белецкого, Княгиня Ольга, как и все другие правители до Владимира Великого , также использовала двузубец как свой личный символ . [20]

Древлянское восстание

Романовская императорская икона святой Ольги 1895 года. Серебро, золото, цветная эмаль, темпера. Коллекция В.Логвиненко

После смерти Игоря от рук древлян на престол вступила Ольга, поскольку ее трехлетний сын Святослав был слишком молод, чтобы править. Древляне, воодушевленные успехом в засаде и убийстве царя, послали к Ольге гонца с предложением выйти замуж за его убийцу, князя Мала . Двадцать древлянских переговорщиков отправились на лодке в Киев, чтобы передать послание своего короля и обеспечить согласие Ольги. Они прибыли к ее двору и рассказали царице, зачем они в Киеве: «доложить, что они убили ее мужа   ... и чтобы Ольга пришла и вышла замуж за их князя Мала». (строка 6453). [21] Ольга ответила:

Ваше предложение мне приятно, ведь мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Теперь возвращайтесь в свою лодку и оставайтесь там с некоторым высокомерием. Завтра я пошлю за тобой, и ты скажешь: «Мы не поедем ни на лошадях, ни пешком, везите нас в нашей лодке». И вас понесут в вашей лодке. [21]

Когда древляне вернулись на следующий день, они ждали у двора Ольги, чтобы получить обещанную ею честь. Когда они повторили слова, которые она им велела сказать, киевляне восстали, неся древлян в своей лодке. Послы считали это большой честью, словно их несли в паланкине . Народ привел их во двор, где бросили в ров, вырытый накануне по приказу Ольги, где послы были похоронены заживо. Написано, что Ольга наклонилась посмотреть, как их хоронят, и «спросила, понравилась ли им эта честь». [21]

Ольга тогда послала древлянам послание, чтобы они прислали «к ней в Киев своих знатных людей, чтобы она с подобающим почетом пошла к их князю». [21] Древляне, не подозревая о судьбе первой дипломатической партии, собрали другую партию людей, чтобы послать «лучших людей, управлявших землей Деревянной». [21] Когда они прибыли, Ольга приказала своим людям набрать им ванну и пригласила мужчин предстать перед ней после того, как они искупаются. Когда древляне вошли в баню, Ольга велела поджечь ее от дверей, так что все древляне, находившиеся внутри, сгорели заживо. [21]

Ольга отправила древлянам еще одно послание, на этот раз приказав им «приготовить большое количество меда в том городе, где вы убили моего мужа, чтобы я могла поплакать над его могилой и устроить по нему поминки». [21] Когда Ольга с небольшой группой служителей прибыла на могилу Игоря, она действительно плакала и устроила поминки. Древляне подсели к ним и стали сильно пить. Когда древляне были пьяны, она приказала своим последователям убить их, «и пошла сама подстрекать свою дружину к резне древлян». [21] По данным «Первой летописи» , в эту ночь было убито пять тысяч древлян, но Ольга вернулась в Киев, чтобы подготовить войско для добития оставшихся в живых.

Первоначальный конфликт между армиями двух стран прошел очень хорошо для сил Киевской Руси, которые легко выиграли битву и отбросили выживших обратно в свои города. Затем Ольга повела свою армию в Искоростень (ныне Коростень ), город, где был убит ее муж, и осадила город. Осада длилась год безуспешно, пока Ольга не придумала план, как обмануть древлян. Она послала им послание: «Почему вы упорствуете? Все ваши города сдались мне и подчинились дани, так что жители теперь мирно возделывают свои поля и свои земли. Но вы лучше умрете от голода, не подчиняясь дани». (строка 6454). [22]

Древляне ответили, что подчинятся дани, но боятся, что она все еще намерена отомстить за мужа. Ольга ответила, что ей достаточно убийства гонцов, отправленных в Киев, а также событий праздничной ночи. Она тогда обратилась к ним с небольшой просьбой: «Дайте мне по три голубя   ... и по три воробья от каждого дома». [22] Древляне обрадовались перспективе окончания осады за столь небольшую цену и сделали, как она просила.

Затем Ольга поручила своему войску прикрепить к каждой птице кусок серы, перевязанный небольшими кусочками ткани. С наступлением темноты Ольга велела своим солдатам поджечь куски и выпустить птиц. Они вернулись в свои гнезда в городе, что впоследствии подожгло город. Как повествует « Первоначальная летопись» : «Не было дома, который бы не сгорел, и потушить пламя было невозможно, потому что все дома загорелись разом». [22] Когда люди бежали из горящего города, Ольга приказала своим солдатам поймать их, убив некоторых из них, а остальных отдав в рабство своим последователям. Она оставила остаток, чтобы отдать дань.

Управление

Ольга оставалась регентшей правительницей Киевской Руси при поддержке армии и своего народа. Она изменила систему сбора дани ( полиудие ) в первой правовой реформе, зафиксированной в Восточной Европе. Она продолжала уклоняться от предложений руки и сердца, защищала город во время осады Киева в 968 году и сохранила власть престола для своего сына.

После драматического покорения древлян в «Первой летописи» рассказывается, как Ольга «прошла через землю Деревянную в сопровождении сына и свиты, устанавливая законы и дань. Ее торговые фактории и охотничьи резерваты все еще находятся там». [22] Став царицей, Ольга основала торговые фактории и собирала дань вдоль рек Мста и Луга. Она основала охотничьи угодья, пограничные посты, города и торговые фактории по всей империи. Работа Ольги помогла централизовать государственное управление с помощью этих торговых центров, называемых погости , которые служили административными центрами в дополнение к своим торговым функциям. Ольги Сеть погостей сыграла важную роль в этническом и культурном объединении народа Руси, а ее пограничные посты положили начало установлению национальных границ королевства.

Во время длительных военных походов сына она оставалась руководителем Киева, проживая в Вышгородском замке со своими внуками.

Конверсия

В 950-х годах Ольга отправилась в Константинополь , столицу Византийской империи, чтобы навестить императора Константина VII . [23] Есть три основных источника об этом событии: предписывающий отчет о формальностях и этикете в De Ceremoniis или Книге церемоний ( около 950-х годов, написанный или по заказу византийского императора Константина VII Багрянородного на греческом языке ), краткий отрывок из «Синопсиса историй» ( написанный около 1070-х годов византийским историком Иоанном Скилицем на греческом языке), и длинная авантюрная история в «Первой летописи» (составленной в Киеве около 1110-х годов на старославянском языке неизвестным русским монахом). [24] Все три источника расходятся во мнениях относительно того, почему Ольга поехала в Константинополь, когда, что там произошло и как это произошло. [24]

Согласно Книге церемоний

Книга церемоний посвящена этикету при византийском императорском дворе, описывает все формальности во время церемоний, таких как посольства, приемы и обеды, и использует различные практические примеры для иллюстрации установленного протокола. [25] Визит Ольги используется как пример того, как принять русского князя (князя), изображая ее в положительном ключе. [25] В свиту Ольги входили различные представители других русских князей, а также 43 купца и один священник по имени Григорий. [25] нет упоминаний ни о крещении, ни о том, что она приняла христианское имя «Елена» В Книге церемоний . [25]

Согласно « Синопсису историй » Джона Скилица.

Иоанн Скилицес записал лишь очень краткий отрывок в главе 11, разделе 6 своего «Синопсиса историй» : Ольга «приехала в Константинополь после смерти мужа. Она крестилась и проявила пылкую преданность, а затем вернулась домой». [26] В отличие от Книги церемоний , Ольга, как говорят, была крещена в Константинополе и была набожной, но больше ничем не занималась. [26]

По данным « Первой летописи»

Оказавшись в Константинополе, Ольга приняла христианство при содействии императора и патриарха Полиевкта . Хотя в «Первой хронике» не раскрываются мотивы ее визита или обращения, в ней очень подробно рассказывается о процессе обращения, в ходе которого она была крещена и обучена путям христианства. [с]

В то время как в «Первой летописи» отмечается, что Ольгу окрестили именем «Елена» в честь древней Святой Елены (матери Константина Великого ), Джонатан Шепард утверждает, что имя при крещении Ольги происходит от жены современного императора, Елены. [27] Наблюдение, что Ольга была «достойна княжить с ним в его городе», говорит о том, что император был заинтересован в женитьбе на ней. Хотя Летопись объясняет желание Константина взять Ольгу в жены тем, что она была «красива и мудра», женитьба на Ольге, безусловно, могла бы помочь ему получить власть над Русью. [28]

Летопись рассказывает , что Ольга просила императора крестить ее, зная, что его крещенское покровительство, по правилам духовного родства, сделает брак между ними своего рода духовным кровосмешением. [28] Хотя ее желание стать христианкой, возможно, было искренним, эта просьба также была для нее способом сохранить политическую независимость. После крещения, когда Константин повторил свое предложение руки и сердца, Ольга ответила, что не может выйти за него замуж, так как церковный закон запрещает крестнице выходить замуж за своего крестного. [д]

Интерпретация источников

Фрэнсис Батлер утверждает, что история этого предложения была литературным приукрашиванием, описывающим событие, которое вряд ли когда-либо могло произойти на самом деле. [29] Фактически на момент крещения у Константина уже была императрица. Помимо неуверенности в истинности летописного повествования о событиях в Константинополе, существуют разногласия по поводу деталей ее обращения в христианство. [30] Согласно церковнославянским источникам, она была крещена в Константинополе в 957 году. Однако византийские источники указывают, что до своего визита в 957 году она была христианкой. [31]

Вероятно, она крестилась в Киеве около 955 года и после второго крещения в Константинополе приняла христианское имя Елена. Ольга была не первым человеком на Руси, отступившим от язычества - при дворе Игоря были христиане, приносившие клятву в Ильинской церкви в Киеве за русско-византийский договор в 945 году, - но она была самой могущественной Русь должна была принять крещение при жизни. [31]

Попытки христианизации Киевской Руси

«Первоначальная летопись» сообщает, что Ольга получила благословение Патриарха на поездку домой и что, приехав, безуспешно попыталась обратить сына в христианство:

Теперь Ольга жила с сыном своим Святославом, и она уговаривала его креститься, но он не слушал ее предложения, хотя, когда кто-нибудь желал креститься, ему не мешали, а только издевались. Ибо для неверных христианская вера — безумие. Они этого не понимают, потому что ходят во тьме и не видят славы Божией. Их сердца ожесточились, и они не могут ни слышать ушами, ни видеть глазами. Ибо Соломон сказал: «Дела неправедные далеки от мудрости. Поскольку Я призвал вас, и вы не услышали меня, я заострил слова мои, и вы не поняли. не хотели моего поношения, ибо они возненавидели знание и страх Господень не избрали, и не захотели совета моего, но презрели все мои обличения». [6]

Этот отрывок подчеркивает враждебное отношение к христианству в Киевской Руси в десятом веке. В « Летописи» Святослав заявляет, что его последователи «посмеялись бы», если бы он принял христианство. [6] Пока Ольга пыталась убедить сына, что его последователи последуют его примеру, если он обратится, ее усилия были напрасны. Однако ее сын согласился не преследовать тех в своем королевстве, кто обратился в христианство, что стало решающим поворотным моментом для христианства в этом регионе. [ нужна ссылка ] Несмотря на сопротивление своего народа христианству, Ольга строила церкви в Киеве, Пскове и других местах. [32]

Отношения с императором Священной Римской империи

Семь латинских источников [ который? ] документ посольства Ольги к императору Священной Римской империи Оттону I в 959 году. В продолжении «Регино Прюмского» упоминается, что послы просили императора назначить епископа и священников для их народа. Летописец обвиняет посланников во лжи, отмечая, что их уловка раскрылась лишь позднее. Титмар Мерзебургский сообщает, что первый архиепископ Магдебургский Адальберт Магдебургский , прежде чем быть возведен в этот высокий сан, был отправлен императором Оттоном в страну Русов ( Rusciae ) в качестве простого епископа, но был изгнан языческими союзниками Святослава. Я. ​Те же данные повторяются в анналах Кведлинбурга и Хильдесхайма . [ нужна ссылка ]

В 2018 году российский историк и писатель Борис Акунин указывал на важность двухлетнего перерыва между приглашением и приездом архиереев: «Неудача византийской поездки Ольги нанесла сильный удар по ее партии. Великая Княгиня предприняла вторую попытку найти христианского покровителя, теперь уже на Западе. Но, кажется, в период между отправкой посольства к императору Оттону в 959 году и прибытием Адальберта в Киев в 961 году произошел бескровный переворот, партия молодых. Святослав оттеснил мать на второй план, и поэтому немецким архиереям пришлось вернуться с пустыми руками». [33]

По словам российского историка Владимира Петрухина , Ольга пригласила епископов римского обряда, потому что хотела побудить византийских священников с большим энтузиазмом катехизировать народ Руси, введя конкуренцию. [34]

Смерть

По данным «Первой летописи» , Ольга умерла от болезни в 969 году, вскоре после печенегами осады города . Когда Святослав объявил о планах перенести свой престол в Придунавье, больная Ольга убедила его остаться с ней в последние дни ее жизни. Всего через три дня она умерла, и ее семья и большая часть Киевской Руси оплакивали:

Святослав объявил матери и своим боярам: «Я не хочу оставаться в Киеве, а предпочитаю жить в Переяславце на Дунае , так как это центр моего царства, где сосредоточены все богатства: золото, шелка, вино. и разные фрукты из Греции, серебро и кони из Венгрии и Богемии, а с Руси меха, воск, мед и рабы». Но Ольга ответила: «Ты видишь меня в моей слабости. Почему ты хочешь уйти от меня?» Потому что у нее уже было слабое здоровье. Таким образом, она упрекала его и умоляла сначала похоронить ее, а затем идти, куда он пожелает. Через три дня Ольга умерла. Плакал о ней сын ее в великой скорби, как и внуки ее и весь народ. Таким образом, они вынесли ее и похоронили в гробнице. Ольга повелела не устраивать по ней поминок, так как у нее был священник, который совершал последние обряды над святой княгиней. [35]

Хотя он не одобрял христианскую традицию своей матери, Святослав внял просьбе Ольги, чтобы ее священник Григорий провел христианские похороны без ритуального языческого погребения. [31] Ее могила оставалась в Киеве более двух столетий, но была разрушена монголо-татарским войском хана Батыя в 1240 году. [31] Саркофаг , найденный в 1826 году при раскопках Десятинной церкви под руководством архитектора Николая Ефимова, был приписан Ольге и перенесен сначала в Исторический музей, а затем в Софийский собор.

Наследие

Святость

Лемковская церковь Святых Владимира и Ольги, современная копия в музее под открытым небом Шевченковская роща во Львове.

На момент ее смерти казалось, что попытка Ольги сделать Киевскую Русь христианской территорией потерпела неудачу. Тем не менее, христианизационная миссия Ольги будет осуществлена ​​ее внуком Владимиром , который официально принял христианство в 988 году. [31] В «Первой летописи» подчеркивается святость Ольги в отличие от язычников, окружавших ее при жизни, а также значение ее решения принять христианство:

Ольга была предшественницей христианской земли, как день-весна предшествует солнцу и как заря предшествует дню. Ибо она сияла, как луна ночью, и сияла среди неверных, как жемчужина в грязи, так как народ был осквернен, но еще не очистился от греха своего святым крещением. Но сама она очистилась этим священным очищением   ... Она первая из Руси вошла в Царство Божие, и сыны Руси таким образом прославляют ее как свою вождь, ибо со времени своей смерти она ходатайствовала перед Богом в их имени. [35]

Неясно, когда была канонизирована Ольга, но Джон Феннелл утверждал, что это было, скорее всего, в 1284 году вместе с Владимиром, когда митрополит Максим созвал архиереев на собор. [36] и было записано, что в следующем году он посетил «всю землю Русскую (т. е. Суздальию, северо-восточную Русь), обучая, наставляя и управляя» и распространяя новости об их канонизации, в том числе в Новгороде и Пскове. [37] В северной русской рукописи XV века упоминается, что «когда Владимир раскопал тело своей бабушки Ольги [и обнаружил, что оно] нетленное, [затем] поместил его в деревянный гроб в Десятинной церкви». [38] В 1547 году, почти через 600 лет после ее 969-й кончины, Русская Православная Церковь официально причислила Ольгу к лику святых, равноапостольных . [36]

Из-за ее прозелитистского влияния Восточная Православная Церковь , Русинская Греко-Католическая Церковь и Украинская Греко-Католическая Церковь называют Ольгу почетным именем Исапостолос, «Равноапостольной». Памятник Ольге – 11 июля, день ее смерти. [11] Православная Церковь Украины отмечает ее память 24 июля. [39] [40] Согласно ее собственной биографии, она является покровительницей вдов и новообращенных. [41]

Почетный титул «Равноапостольной» впервые был присвоен ей по инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) в 1980-х годах. [42]

Ольгу почитают как святую в восточнославяноязычных странах, где церкви используют византийский обряд: Восточная Православная Церковь (особенно в Русской Православной Церкви ), Греко-Католическая Церковь (особенно в Украинской Греко-Католической Церкви ), в церквях с Византийским Обрядом, Лютеранство , [43] и среди западных католиков в России. [44]

Праздник

  • Собор Святых Псковских – переходящий праздник в 3-ю Неделю Пятидесятницы.

Церкви и памятники

Памятник княгине Ольге, святому апостолу Андрею Первозванному и просветителям Кириллу и Мефодию, Киев
Памятник княгине Ольге в городе Коростень , Украина.
Украина
Россия
Соединенные Штаты
Канада
Австралия

Современный прием

Изображение святой Ольги на печати села Ляччизы в Белоруссии . Меч часто включается в современную иконографию Ольги, связывая ее с образом женщины-богатыри . [52]

Стипендия традиционно была сосредоточена на роли Ольги в распространении христианства в Восточной Европе и России, а также на ее роли в консультировании своего сына против гонений на христиан в Киевской Руси.

Современные публикации, с другой стороны, отражают более широкий интерес к Ольге, выходящий за рамки ее роли в расширении христианского мира . В статье 2018 года, подробно описывающей ее историю, утверждалось, что она показала своим соотечественникам, как «женщина может править силой и решительностью». Утверждение «Первой русской хроники» о том, что Ольга была по происхождению викингом, также привлекло внимание из-за возможного вклада в ее «воинственный дух». [53]

Российский историк Борис Акунин утверждает, что, хотя она, безусловно, отвоевала древлян, правдоподобно только убийство ее первого посланника, поскольку Искоростень находился всего в двух днях езды от Киева, что затрудняло сокрытие первого публичного убийства. [54]

Искусство и литература

был написан новый балет по мотивам жизни Ольги В 1981 году к 1500-летию города Киева . [55]

Топонимы

В большинстве городов Украины есть улица Княгини Ольги. В городе Киеве есть улица Ольгинская.

В Кливленде есть проспект Святой Ольги. Есть также улица Святой Ольги в городе Гамильтон ( Канада ).

См. также

Примечания

  1. ^ Belarusian : Вольга , romanized Volha ; Russian : Ольга , romanized Olga ; Ukrainian : Ольга , romanized Olha .
  2. ^ Древневосточнославянское : Ѡлена , латинизированное: Олена . [6]
  3. ^ «Царствующего императора звали Константин, сын Льва. Перед ним предстала Ольга, и когда он увидел, что она была очень хороша лицом и к тому же мудра, император удивился ее интеллекту. Он беседовал с ней и заметил, что она была достоин царствовать с ним в его городе. Когда Ольга услышала его слова, она ответила, что она еще язычница, и что, если он желает крестить ее, то должен сам исполнить эту функцию, иначе она не желает принять крещение; Император при содействии Патриарха соответственно крестил ее. Когда Ольга просветилась, она возрадовалась душой и телом. Патриарх, наставивший ее в вере, сказал ей: «Благословенна Ты среди женщин Русских. ибо ты возлюбил свет и оставил тьму. Сыны Руси благословят тебя до последнего поколения потомков твоих». Он научил ее учению Церкви, наставлял ее в молитве и посте, в милостыне и в соблюдении целомудрия. Она склонила голову свою и как губка, впитывающая воду, она жадно впитывала его учение. Княгиня склонилась перед Патриархом, говоря: «Твоими молитвами, Святой Отец, да сохранится я от козней и нападок дьявола. При ее крещении она была крещена!» Елена, по имени древней царицы, матери Константина Великого, тогда Патриарх благословил ее и отпустил. [6]
  4. ^ «После ее крещения император вызвал Ольгу и сообщил ей, что желает, чтобы она стала его женой. Но она ответила: «Как ты можешь выйти за меня замуж, после того как сам крестил меня и назвал своей дочерью? Ибо среди христиан это противозаконно, как ты сам должен знать». Тогда Государь сказал: «Ольга, ты меня перехитрила». Он подарил ей много золота, серебра, шелка и разных ваз и отпустил ее, продолжая называть она его дочь». [6]

Библиография

Первоисточники

Староцерковнославянский
  • Первичная хроника ( ок. 1110-е гг.). [24]
    • Изборник (1928). По Летопись Лаврентьевскому Списку (издание 1926—1928 годов) . Complete Collection of Russian Chronicles (PSRL). Volume 2. 2nd Edition. Leningrad: Nauka. p. 579.
    • Изборник (1908). Лѣтопись ) По Ипатьевскому Списку (видання 1908 року . Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Том 2. 3-е издание. Санкт-Петербург: Типография Эдварда Пратса. п. 938.
Греческий
латинский

Литература

Ссылки

  1. ^ Гаспаров и Раевский-Хьюз 2018 , стр. 77–81.
  2. ^ Олег Котомин (2012). Русские цари . Перевод Пола Уильямса. Санкт-Петербург: Художественное издательство «Яркий город». п. 14. ISBN  978-5-9663-0239-9 .
  3. ^ Клосс, Борис (15 May 2022). Полное собрание русских летописей. Том 1. Лаврентьевская летопись (in Russian). Litres. pp. 55–60. ISBN  978-5-04-107383-1 .
  4. ^ Уинрот, Андерс (2016). Эпоха викингов . Издательство Принстонского университета. п. 50. ISBN  978-0-691-16929-3 .
  5. ^ Войтович, Леонтий Викторович (1992). Генеалогия Рюриковичей и Гедиминовичей . Авто. p. 16. ISBN  5-7702-0506-7 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , с. 82.
  7. ^ Фельдбрюгге, Фердинанд Дж. М. (2017). История российского права: от древнейших времен до Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 года . Брилл. п. 340. ИСБН  978-90-04-35214-8 .
  8. ^ Гаспаров и Раевский-Хьюз 2021 , с. 51.
  9. ^ Франклин, Саймон; Шепард, Джонатан (2014). Возникновение России 750–1200 . Рутледж. п. 137. ИСБН  978-1-317-87224-5 .
  10. ^ "Святая княгиня Ольга" . Русская вера (in Russian) . Retrieved 2019-08-08 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Майкл С. Флиер, «Святая Ольга» в Оксфордском средневековом словаре , изд. Роберт Э. Бьорк (Оксфорд: Oxford University Press, 2010).
  12. ^ Вернадский 1948 , с. 39.
  13. ^ Karpov, A.Y. (2009). Princess Olga (in Russian). Moscow: Molodaya Gvardiya . p. 22. ISBN  978-5-235-03213-2 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Кроуэлл 2006 , с. 83.
  15. ^ Томас Нунан, «Европейская Россия, ок. 500–1050», в The New Cambridge Medieval History , vol. 3, изд. Тимоти Рейтер (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008), 508.
  16. ^ Кроуэлл 2006 , с. 84.
  17. ^ Перейти обратно: а б Талбот, Алиса-Мэри; Салливан, Деннис Ф., ред. (2005), История Льва Дьякона: византийская военная экспансия в десятом веке , Вашингтон: Думбартон-Оукс, стр. 156, 157 (особенно примечание 99), ISBN  978-0-88402-324-1
  18. ^ Барбара Эванс Клементс (2012). История женщин в России: от древнейших времен до наших дней . Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN  978-0-253-00104-7 .
  19. ^ Гамильтон, Джордж Херд (1983). Искусство и архитектура России (3-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 17. ISBN  9780300053272 . Проверено 18 июля 2021 г.
  20. ^ Repin, Taras. "Что на самом деле означали знаки Рюриковичей" [What did the Rurikids' symbols really mean?]. cyrillitsa.ru (in Russian) . Retrieved 24 May 2020 . Князья до Владимира (Игорь, Святослав, Ярополк), как утверждает археолог Сергей Белецкий, пользовались двузубцами
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , стр. 79–80.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , стр. 80–81.
  23. ^ Кроуэлл 2006 , с. 86.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и Раффенспергер и Островский, 2023 , стр. 25–26.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Раффенспергер и Островский 2023 , стр. 25.
  26. ^ Перейти обратно: а б Раффенспергер и Островский 2023 , стр. 26.
  27. ^ Джонатан Шепард, «Происхождение Руси (ок. 900–1015)», в Кембриджской истории России , том. 1, изд. Морин Перри (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2006), 58 лет.
  28. ^ Перейти обратно: а б Фрэнсис Батлер, «Обращение Ольги и построение хронического повествования», The Russian Review 67, вып. 2 (апрель 2008 г.): 240.
  29. ^ Фрэнсис Батлер, «Обращение Ольги и построение хронического повествования», 234.
  30. Омельян Прицак, «Когда и где крестилась Ольга?» Гарвардская украинистика 9, вып. 1/2 (июнь 1985 г.): 5–24.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и «Ольга (ок. 890–969)» . Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия . 2002.
  32. ^ Кроуэлл 2006 , с. 88.
  33. ^ Akunin, Boris (2018). История Российского государства. Книга 1. От истоков до монгольского нашествия. Часть Европы [ History of the Russian state. Book 1. From the origins to the Mongol invasion. Part of Europe ] (in Russian). AST . ISBN  9785457497665 , Проверено 8 июня 2020 г. Русский : Неудачная поездка Ольги в Византию должна была нанести сильный удар по ее партии   ... , латинизированный : Неудавшаяся поездка Ольги в Византию должна была нанести сильный удар по ее партии...
  34. ^ "Испытание верой: мифы о крещении Руси" [Test by faith: myths about the baptism of Rus] (in Russian). TASS . 26 July 2019 . Retrieved 8 June 2020 .
  35. ^ Перейти обратно: а б Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , с. 86.
  36. ^ Перейти обратно: а б Курта, Флорин (8 июля 2019 г.). Восточная Европа в средние века (500–1300 гг.) (2 т.) . Брилл. п. 519. ИСБН  978-90-04-39519-0 .
  37. ^ Гаспаров и Раевский-Хьюз 2021 , с. 81.
  38. ^ Гаспаров и Раевский-Хьюз 1993 , стр. 257–258.
  39. ^ "Сегодня чтят память святой равноапостольной княгини Ольги – РИСУ" . Религиозно-информационная служба Украины (in Russian) . Retrieved 2023-09-14 .
  40. ^ "Чествование памяти святой равноапостольной Ольги: Великая княгиня, героическая служанка Бога" . Украинская православная церковь (in Russian). 2023-07-24 . Retrieved 2023-09-14 .
  41. ^ Редакторы Британской энциклопедии, «Святая Ольга», Британская энциклопедия, 2019, https://www.britannica.com/biography/Saint-Olga .
  42. ^ "ОЛЬГА РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ – Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 2023-01-16 .
  43. ^ «Выдающиеся лютеранские святые» . Resurrectionpeople.org . Архивировано из оригинала 16 мая 2019 г. Проверено 16 июля 2019 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б "Римско-католический приход святой Ольги" [St. Olga Roman Catholic Parish] . Retrieved September 15, 2019 . founded in 1991
  45. ^ "От Ольги до Ольги" [From Olga to Olga] (in Russian). Kommersant . 24 July 2003 . Retrieved 8 June 2020 .
  46. ^ «Памятник святой равноапостольной Ольге» . pskovgorod.ru . Город Псков . Проверено 2 августа 2020 г.
  47. ^ "Псковский аэропорт назовут в честь княгини Ольги" [Pskov airport to be renamed after Princess Olga] (in Russian). Moskovsky Komsomolets . 4 December 2018 . Retrieved 8 June 2020 .
  48. ^ « История храма». hram-olgi.ru (на русском языке). 7 декабря 2015 года . Проверено 8 июня 2020 г. 20 сентября 2014 г.
  49. ^ «История» [История]. hram-olgi.moseparh.ru (на русском языке) . Проверено 8 июня 2020 г.
  50. ^ «Исторические места Манитобы: Украинский католический собор и приходской собор Святых Владимира и Ольги (улица МакГрегора, 115, Виннипег)» . www.mhs.mb.ca. ​Проверено 1 мая 2019 г.
  51. ^ «Исторические места Манитобы: Украинская католическая церковь Святых Владимира и Ольги (Долина реки, ГРМ Дофина)» . www.mhs.mb.ca. ​Проверено 1 мая 2019 г.
  52. ^ «Княгиня Ольга. Духовная Мать Всея Руси » . Россия навсегда. 1 августа 2013 года . Проверено 23 октября 2020 г.
  53. ^ Шелдон, Наташа (11 февраля 2018 г.). «Святая Ольга Киевская — лучшая царевна-воительница, которую вы никогда не знали» . Сборник истории . Проверено 22 февраля 2022 г.
  54. ^ Akunin, Boris (2018). История Российского государства. Книга 1. От истоков до монгольского нашествия. Часть Европы [ History of the Russian state. Book 1. From the origins to the Mongol invasion. Part of Europe ] (in Russian). AST . ISBN  9785457497665 . Retrieved 8 June 2020 . Russian : Ольга закрепила за собой ловища (охотничьи угодья) и становища (места стоянок)  ... , romanized Ol'ga zakrepila za soboy lovishcha (okhotnich'i ugod'ya) i stanovishcha (mesta stoyanok)
  55. ^ Черкашина-Губаренко М. Р. Театральные университеты Владимира Рожко . Журнал Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. 2016. №3 (32). с. 52.
  56. ^ Раффенспергер и Островский 2023 , стр. 233.

СМИ, связанные с Ольгой, Великой княгиней Киевской, на Викискладе?

Предшественник Княгиня Киевская
как регент

945–960-е гг.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e634a00ca5f1fb1635bbc103fa9ebd59__1722197100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/59/e634a00ca5f1fb1635bbc103fa9ebd59.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Olga of Kiev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)