Ольга Киевская
Ольга Киевская | |
---|---|
Равноапостольная, Блаженная Княгиня | |
Рожденный | в. 890–925 Pleskov or Vybuty , Kievan Rus' |
Резиденция | Киев, Киевская Русь |
Умер | 11 июля 969 г. Киев, Киевская Русь |
Почитается в | Восточное православие Римский католицизм |
канонизирован | Неизвестно, возможно, 1284 г. [1] |
Главный храм | Десятинная церковь |
Праздник | 11 июля |
Атрибуты | Крест и церковь |
Покровительство | Вдовы , новообращенные |
Княгиня Киевская | |
Царствование | 945–957 [2] |
Предшественник | Игорь Киевский |
Преемник | Святослав Храбрый |
Супруг | Игорь Киевский |
Проблема | Святослав Храбрый |
Династия | Рюрик |
Религия | Халкидонское христианство пред. Славянский язычник |
Olga ( Church Slavonic : Ольга ; [3] [а] Древнескандинавское : Хельга ; [4] в. 890–925 - 11 июля 969) [5] была регентшей Киевской Руси при своем сыне Святославе с 945 по 957 год. После крещения Ольга взяла имя Елена . [б] Она известна покорением древлян , племени, убившего ее мужа Игоря . Несмотря на то, что именно ее внук Владимир принял христианство и сделал его государственной религией, [7] она была первым правителем, принявшим крещение. [8] [9]
Ольга почитается как святая в Восточной Православной Церкви с эпитетом « Равноапостольная ». Ее праздник - 11 июля. [10]
Ранний период жизни
Хотя дата рождения Ольги неизвестна, возможно, это был уже 890 или 925 год нашей эры. [11] По данным «Первой летописи» , Ольга была варяжского ( викингского ) происхождения и родилась в Плескове . [12] [13] Мало что известно о ее жизни до замужества с киевским князем Игорем I и рождения сына Святослава. [ нужна ссылка ] По словам Алексея Карпова , специалиста по истории древней Руси, Ольге на момент замужества было не больше 15 лет. Игорь был сыном и наследником Рюрика , основателя династии Рюриковичей . После смерти отца Игорь находился под опекой Олега , который укрепил власть в регионе, покорив соседние племена и основав столицу в Киеве. [14] [15] Эта свободная племенная федерация стала известна как Киевская Русь, территория, охватывающая территории, которые сейчас являются частями России , Украины и Белоруссии .
Древляне были соседним племенем , с которым у растущей империи Киевской Руси были сложные отношения. Древляне присоединились к Киевской Руси в военных походах против Византийской империи и отдали дань уважения предшественникам Игоря. После смерти Олега они перестали платить дань и вместо этого отдали деньги местному военачальнику. В 945 году Игорь отправился в древлянскую столицу Искоростень , чтобы заставить племя платить дань Киевской Руси. [14] Столкнувшись с более крупной армией Игоря, древляне отступили и заплатили ему. Однако, когда Игорь и его армия поехали домой, он решил, что платы недостаточно, и вернулся с небольшим эскортом в поисках большей дани. [16]
По прибытии на свою территорию древляне убили Игоря. По словам византийского летописца Льва Диакона , смерть Игоря наступила в результате ужасной пытки, в ходе которой он был «схвачен ими, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». [17] Д. Салливан предположил, что Лео, возможно, выдумал эту сенсационную версию смерти Игоря, черпая вдохновение из рассказа Диодора Сицилийского о аналогичном методе убийства, использованном разбойником Синисом , который жил недалеко от Коринфского перешейка и был убит Тесеем . [17]
Регентство
После смерти Игоря в 945 году Ольга правила Киевской Русью в качестве регента от имени их сына Святослава . [18] Она была первой женщиной, правившей Киевской Русью. [19] Мало что известно о пребывании Ольги на посту правительницы Киева, но « Последняя летопись» дает отчет о ее восшествии на престол и ее кровавой мести древлянам за убийство ее мужа, а также некоторое представление о ее роли гражданского лидера Киева. Киевский народ.
По мнению археолога Сергея Белецкого, Княгиня Ольга, как и все другие правители до Владимира Великого , также использовала двузубец как свой личный символ . [20]
Древлянское восстание
После смерти Игоря от рук древлян на престол вступила Ольга, поскольку ее трехлетний сын Святослав был слишком молод, чтобы править. Древляне, воодушевленные успехом в засаде и убийстве царя, послали к Ольге гонца с предложением выйти замуж за его убийцу, князя Мала . Двадцать древлянских переговорщиков отправились на лодке в Киев, чтобы передать послание своего короля и обеспечить согласие Ольги. Они прибыли к ее двору и рассказали царице, зачем они в Киеве: «доложить, что они убили ее мужа ... и чтобы Ольга пришла и вышла замуж за их князя Мала». (строка 6453). [21] Ольга ответила:
Ваше предложение мне приятно, ведь мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Теперь возвращайтесь в свою лодку и оставайтесь там с некоторым высокомерием. Завтра я пошлю за тобой, и ты скажешь: «Мы не поедем ни на лошадях, ни пешком, везите нас в нашей лодке». И вас понесут в вашей лодке. [21]
Когда древляне вернулись на следующий день, они ждали у двора Ольги, чтобы получить обещанную ею честь. Когда они повторили слова, которые она им велела сказать, киевляне восстали, неся древлян в своей лодке. Послы считали это большой честью, словно их несли в паланкине . Народ привел их во двор, где бросили в ров, вырытый накануне по приказу Ольги, где послы были похоронены заживо. Написано, что Ольга наклонилась посмотреть, как их хоронят, и «спросила, понравилась ли им эта честь». [21]
Ольга тогда послала древлянам послание, чтобы они прислали «к ней в Киев своих знатных людей, чтобы она с подобающим почетом пошла к их князю». [21] Древляне, не подозревая о судьбе первой дипломатической партии, собрали другую партию людей, чтобы послать «лучших людей, управлявших землей Деревянной». [21] Когда они прибыли, Ольга приказала своим людям набрать им ванну и пригласила мужчин предстать перед ней после того, как они искупаются. Когда древляне вошли в баню, Ольга велела поджечь ее от дверей, так что все древляне, находившиеся внутри, сгорели заживо. [21]
Ольга отправила древлянам еще одно послание, на этот раз приказав им «приготовить большое количество меда в том городе, где вы убили моего мужа, чтобы я могла поплакать над его могилой и устроить по нему поминки». [21] Когда Ольга с небольшой группой служителей прибыла на могилу Игоря, она действительно плакала и устроила поминки. Древляне подсели к ним и стали сильно пить. Когда древляне были пьяны, она приказала своим последователям убить их, «и пошла сама подстрекать свою дружину к резне древлян». [21] По данным «Первой летописи» , в эту ночь было убито пять тысяч древлян, но Ольга вернулась в Киев, чтобы подготовить войско для добития оставшихся в живых.
Первоначальный конфликт между армиями двух стран прошел очень хорошо для сил Киевской Руси, которые легко выиграли битву и отбросили выживших обратно в свои города. Затем Ольга повела свою армию в Искоростень (ныне Коростень ), город, где был убит ее муж, и осадила город. Осада длилась год безуспешно, пока Ольга не придумала план, как обмануть древлян. Она послала им послание: «Почему вы упорствуете? Все ваши города сдались мне и подчинились дани, так что жители теперь мирно возделывают свои поля и свои земли. Но вы лучше умрете от голода, не подчиняясь дани». (строка 6454). [22]
Древляне ответили, что подчинятся дани, но боятся, что она все еще намерена отомстить за мужа. Ольга ответила, что ей достаточно убийства гонцов, отправленных в Киев, а также событий праздничной ночи. Она тогда обратилась к ним с небольшой просьбой: «Дайте мне по три голубя ... и по три воробья от каждого дома». [22] Древляне обрадовались перспективе окончания осады за столь небольшую цену и сделали, как она просила.
Затем Ольга поручила своему войску прикрепить к каждой птице кусок серы, перевязанный небольшими кусочками ткани. С наступлением темноты Ольга велела своим солдатам поджечь куски и выпустить птиц. Они вернулись в свои гнезда в городе, что впоследствии подожгло город. Как повествует « Первоначальная летопись» : «Не было дома, который бы не сгорел, и потушить пламя было невозможно, потому что все дома загорелись разом». [22] Когда люди бежали из горящего города, Ольга приказала своим солдатам поймать их, убив некоторых из них, а остальных отдав в рабство своим последователям. Она оставила остаток, чтобы отдать дань.
Управление
Ольга оставалась регентшей правительницей Киевской Руси при поддержке армии и своего народа. Она изменила систему сбора дани ( полиудие ) в первой правовой реформе, зафиксированной в Восточной Европе. Она продолжала уклоняться от предложений руки и сердца, защищала город во время осады Киева в 968 году и сохранила власть престола для своего сына.
После драматического покорения древлян в «Первой летописи» рассказывается, как Ольга «прошла через землю Деревянную в сопровождении сына и свиты, устанавливая законы и дань. Ее торговые фактории и охотничьи резерваты все еще находятся там». [22] Став царицей, Ольга основала торговые фактории и собирала дань вдоль рек Мста и Луга. Она основала охотничьи угодья, пограничные посты, города и торговые фактории по всей империи. Работа Ольги помогла централизовать государственное управление с помощью этих торговых центров, называемых погости , которые служили административными центрами в дополнение к своим торговым функциям. Ольги Сеть погостей сыграла важную роль в этническом и культурном объединении народа Руси, а ее пограничные посты положили начало установлению национальных границ королевства.
Во время длительных военных походов сына она оставалась руководителем Киева, проживая в Вышгородском замке со своими внуками.
Конверсия
В 950-х годах Ольга отправилась в Константинополь , столицу Византийской империи, чтобы навестить императора Константина VII . [23] Есть три основных источника об этом событии: предписывающий отчет о формальностях и этикете в De Ceremoniis или Книге церемоний ( около 950-х годов, написанный или по заказу византийского императора Константина VII Багрянородного на греческом языке ), краткий отрывок из «Синопсиса историй» ( написанный около 1070-х годов византийским историком Иоанном Скилицем на греческом языке), и длинная авантюрная история в «Первой летописи» (составленной в Киеве около 1110-х годов на старославянском языке неизвестным русским монахом). [24] Все три источника расходятся во мнениях относительно того, почему Ольга поехала в Константинополь, когда, что там произошло и как это произошло. [24]
- Согласно Книге церемоний
Книга церемоний посвящена этикету при византийском императорском дворе, описывает все формальности во время церемоний, таких как посольства, приемы и обеды, и использует различные практические примеры для иллюстрации установленного протокола. [25] Визит Ольги используется как пример того, как принять русского князя (князя), изображая ее в положительном ключе. [25] В свиту Ольги входили различные представители других русских князей, а также 43 купца и один священник по имени Григорий. [25] нет упоминаний ни о крещении, ни о том, что она приняла христианское имя «Елена» В Книге церемоний . [25]
- Согласно « Синопсису историй » Джона Скилица.
Иоанн Скилицес записал лишь очень краткий отрывок в главе 11, разделе 6 своего «Синопсиса историй» : Ольга «приехала в Константинополь после смерти мужа. Она крестилась и проявила пылкую преданность, а затем вернулась домой». [26] В отличие от Книги церемоний , Ольга, как говорят, была крещена в Константинополе и была набожной, но больше ничем не занималась. [26]
- По данным « Первой летописи»
Оказавшись в Константинополе, Ольга приняла христианство при содействии императора и патриарха Полиевкта . Хотя в «Первой хронике» не раскрываются мотивы ее визита или обращения, в ней очень подробно рассказывается о процессе обращения, в ходе которого она была крещена и обучена путям христианства. [с]
В то время как в «Первой летописи» отмечается, что Ольгу окрестили именем «Елена» в честь древней Святой Елены (матери Константина Великого ), Джонатан Шепард утверждает, что имя при крещении Ольги происходит от жены современного императора, Елены. [27] Наблюдение, что Ольга была «достойна княжить с ним в его городе», говорит о том, что император был заинтересован в женитьбе на ней. Хотя Летопись объясняет желание Константина взять Ольгу в жены тем, что она была «красива и мудра», женитьба на Ольге, безусловно, могла бы помочь ему получить власть над Русью. [28]
Летопись рассказывает , что Ольга просила императора крестить ее, зная, что его крещенское покровительство, по правилам духовного родства, сделает брак между ними своего рода духовным кровосмешением. [28] Хотя ее желание стать христианкой, возможно, было искренним, эта просьба также была для нее способом сохранить политическую независимость. После крещения, когда Константин повторил свое предложение руки и сердца, Ольга ответила, что не может выйти за него замуж, так как церковный закон запрещает крестнице выходить замуж за своего крестного. [д]
- Интерпретация источников
Фрэнсис Батлер утверждает, что история этого предложения была литературным приукрашиванием, описывающим событие, которое вряд ли когда-либо могло произойти на самом деле. [29] Фактически на момент крещения у Константина уже была императрица. Помимо неуверенности в истинности летописного повествования о событиях в Константинополе, существуют разногласия по поводу деталей ее обращения в христианство. [30] Согласно церковнославянским источникам, она была крещена в Константинополе в 957 году. Однако византийские источники указывают, что до своего визита в 957 году она была христианкой. [31]
Вероятно, она крестилась в Киеве около 955 года и после второго крещения в Константинополе приняла христианское имя Елена. Ольга была не первым человеком на Руси, отступившим от язычества - при дворе Игоря были христиане, приносившие клятву в Ильинской церкви в Киеве за русско-византийский договор в 945 году, - но она была самой могущественной Русь должна была принять крещение при жизни. [31]
Попытки христианизации Киевской Руси
«Первоначальная летопись» сообщает, что Ольга получила благословение Патриарха на поездку домой и что, приехав, безуспешно попыталась обратить сына в христианство:
Теперь Ольга жила с сыном своим Святославом, и она уговаривала его креститься, но он не слушал ее предложения, хотя, когда кто-нибудь желал креститься, ему не мешали, а только издевались. Ибо для неверных христианская вера — безумие. Они этого не понимают, потому что ходят во тьме и не видят славы Божией. Их сердца ожесточились, и они не могут ни слышать ушами, ни видеть глазами. Ибо Соломон сказал: «Дела неправедные далеки от мудрости. Поскольку Я призвал вас, и вы не услышали меня, я заострил слова мои, и вы не поняли. не хотели моего поношения, ибо они возненавидели знание и страх Господень не избрали, и не захотели совета моего, но презрели все мои обличения». [6]
Этот отрывок подчеркивает враждебное отношение к христианству в Киевской Руси в десятом веке. В « Летописи» Святослав заявляет, что его последователи «посмеялись бы», если бы он принял христианство. [6] Пока Ольга пыталась убедить сына, что его последователи последуют его примеру, если он обратится, ее усилия были напрасны. Однако ее сын согласился не преследовать тех в своем королевстве, кто обратился в христианство, что стало решающим поворотным моментом для христианства в этом регионе. [ нужна ссылка ] Несмотря на сопротивление своего народа христианству, Ольга строила церкви в Киеве, Пскове и других местах. [32]
Отношения с императором Священной Римской империи
Семь латинских источников [ который? ] документ посольства Ольги к императору Священной Римской империи Оттону I в 959 году. В продолжении «Регино Прюмского» упоминается, что послы просили императора назначить епископа и священников для их народа. Летописец обвиняет посланников во лжи, отмечая, что их уловка раскрылась лишь позднее. Титмар Мерзебургский сообщает, что первый архиепископ Магдебургский Адальберт Магдебургский , прежде чем быть возведен в этот высокий сан, был отправлен императором Оттоном в страну Русов ( Rusciae ) в качестве простого епископа, но был изгнан языческими союзниками Святослава. Я. Те же данные повторяются в анналах Кведлинбурга и Хильдесхайма . [ нужна ссылка ]
В 2018 году российский историк и писатель Борис Акунин указывал на важность двухлетнего перерыва между приглашением и приездом архиереев: «Неудача византийской поездки Ольги нанесла сильный удар по ее партии. Великая Княгиня предприняла вторую попытку найти христианского покровителя, теперь уже на Западе. Но, кажется, в период между отправкой посольства к императору Оттону в 959 году и прибытием Адальберта в Киев в 961 году произошел бескровный переворот, партия молодых. Святослав оттеснил мать на второй план, и поэтому немецким архиереям пришлось вернуться с пустыми руками». [33]
По словам российского историка Владимира Петрухина , Ольга пригласила епископов римского обряда, потому что хотела побудить византийских священников с большим энтузиазмом катехизировать народ Руси, введя конкуренцию. [34]
Смерть
По данным «Первой летописи» , Ольга умерла от болезни в 969 году, вскоре после печенегами осады города . Когда Святослав объявил о планах перенести свой престол в Придунавье, больная Ольга убедила его остаться с ней в последние дни ее жизни. Всего через три дня она умерла, и ее семья и большая часть Киевской Руси оплакивали:
Святослав объявил матери и своим боярам: «Я не хочу оставаться в Киеве, а предпочитаю жить в Переяславце на Дунае , так как это центр моего царства, где сосредоточены все богатства: золото, шелка, вино. и разные фрукты из Греции, серебро и кони из Венгрии и Богемии, а с Руси меха, воск, мед и рабы». Но Ольга ответила: «Ты видишь меня в моей слабости. Почему ты хочешь уйти от меня?» Потому что у нее уже было слабое здоровье. Таким образом, она упрекала его и умоляла сначала похоронить ее, а затем идти, куда он пожелает. Через три дня Ольга умерла. Плакал о ней сын ее в великой скорби, как и внуки ее и весь народ. Таким образом, они вынесли ее и похоронили в гробнице. Ольга повелела не устраивать по ней поминок, так как у нее был священник, который совершал последние обряды над святой княгиней. [35]
Хотя он не одобрял христианскую традицию своей матери, Святослав внял просьбе Ольги, чтобы ее священник Григорий провел христианские похороны без ритуального языческого погребения. [31] Ее могила оставалась в Киеве более двух столетий, но была разрушена монголо-татарским войском хана Батыя в 1240 году. [31] Саркофаг , найденный в 1826 году при раскопках Десятинной церкви под руководством архитектора Николая Ефимова, был приписан Ольге и перенесен сначала в Исторический музей, а затем в Софийский собор.
Наследие
Святость
На момент ее смерти казалось, что попытка Ольги сделать Киевскую Русь христианской территорией потерпела неудачу. Тем не менее, христианизационная миссия Ольги будет осуществлена ее внуком Владимиром , который официально принял христианство в 988 году. [31] В «Первой летописи» подчеркивается святость Ольги в отличие от язычников, окружавших ее при жизни, а также значение ее решения принять христианство:
Ольга была предшественницей христианской земли, как день-весна предшествует солнцу и как заря предшествует дню. Ибо она сияла, как луна ночью, и сияла среди неверных, как жемчужина в грязи, так как народ был осквернен, но еще не очистился от греха своего святым крещением. Но сама она очистилась этим священным очищением ... Она первая из Руси вошла в Царство Божие, и сыны Руси таким образом прославляют ее как свою вождь, ибо со времени своей смерти она ходатайствовала перед Богом в их имени. [35]
Неясно, когда была канонизирована Ольга, но Джон Феннелл утверждал, что это было, скорее всего, в 1284 году вместе с Владимиром, когда митрополит Максим созвал архиереев на собор. [36] и было записано, что в следующем году он посетил «всю землю Русскую (т. е. Суздальию, северо-восточную Русь), обучая, наставляя и управляя» и распространяя новости об их канонизации, в том числе в Новгороде и Пскове. [37] В северной русской рукописи XV века упоминается, что «когда Владимир раскопал тело своей бабушки Ольги [и обнаружил, что оно] нетленное, [затем] поместил его в деревянный гроб в Десятинной церкви». [38] В 1547 году, почти через 600 лет после ее 969-й кончины, Русская Православная Церковь официально причислила Ольгу к лику святых, равноапостольных . [36]
Из-за ее прозелитистского влияния Восточная Православная Церковь , Русинская Греко-Католическая Церковь и Украинская Греко-Католическая Церковь называют Ольгу почетным именем Исапостолос, «Равноапостольной». Памятник Ольге – 11 июля, день ее смерти. [11] Православная Церковь Украины отмечает ее память 24 июля. [39] [40] Согласно ее собственной биографии, она является покровительницей вдов и новообращенных. [41]
Почетный титул «Равноапостольной» впервые был присвоен ей по инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) в 1980-х годах. [42]
Ольгу почитают как святую в восточнославяноязычных странах, где церкви используют византийский обряд: Восточная Православная Церковь (особенно в Русской Православной Церкви ), Греко-Католическая Церковь (особенно в Украинской Греко-Католической Церкви ), в церквях с Византийским Обрядом, Лютеранство , [43] и среди западных католиков в России. [44]
Праздник
- 11 июля – главные поминки ( годовщина смерти ),
Фиксированный праздник ( Синаксы )
- 25 мая – Собор Святых Волынских ( РПЦЗ и Элладской Православной Церкви ),
- 15 июля – Собор Всех Святых Киева ( РПЦ ),
- 10 октября – Собор Святых Волыни ( РПЦ ),
- Собор Святых Псковских – переходящий праздник в 3-ю Неделю Пятидесятницы.
Церкви и памятники
- Украина
- Собор Святой Ольги, Киев (открытие в 2010 г.)
- Памятник княгине Ольге, святому апостолу Андрею Первозванному и просветителям Кириллу и Мефодию, Киев
- Церковь Св. Ольга и Елизавета, Львов
- Church of Volodymyr and Olha, Ходорив
- Церковь Святых. Volodymyr and Olha, Podusiv, Lviv Raion , Lviv Область
- Saint Volodymyr and Olha церковь, Старый Добротвир , Черногородский Район , Львов Область
- Church of Saints Volodymyr and Olha, Birky, Yavoriv Raion, Lviv Область
- Church of Saints Volodymyr and Olha, Horodok, Lviv Область
- Saint Olga Orthodox церковь в Коростене , Житомир Область
- Россия
- Monument of St. Olga by Vyacheslav Klykov , Pskov (2003). [45]
- Памятник Св. «Ольга» Зураба Церетели , Псков (2003). [46]
- Ольгинский мост в Пскове.
- Часовня Святой Ольги в Пскове.
- Аэропорт Княгини Ольги в Пскове (с 2019 года, благодаря победе в опросе над Александром Невским ). [47]
- Памятник святой Ольге во Владимире .
- Памятник святой Ольге в Москве .
- Святая Ольга присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде .
- Римско-католический собор Святой Ольги в Люблино , Москва (открытие в 2003 году). [44]
- Ольги Святой равноапостольной Русский православный собор в Останкино в Москве (открытие в 2014 году). [48]
- Русский православный собор Святой равноапостольной Ольги в Солнцево в Москве (открытие в 2015 году). [49]
- Русский православный собор Святой равноапостольной Ольги в селе Ольга, Приморье .
- Соединенные Штаты
- Канада
- Украинский католический собор и приходской зал Святых Владимира и Ольги, Виннипег, Манитоба [50]
- Украинская католическая церковь Святых Владимира и Ольги, Дофин, Манитоба [51]
- Украинская католическая церковь Святых Владимира и Ольги, Виндзор, Онтарио
- Австралия
- Церковь Святых Владимира и Ольги, Вудвилл, Южная Австралия
Современный прием
Стипендия традиционно была сосредоточена на роли Ольги в распространении христианства в Восточной Европе и России, а также на ее роли в консультировании своего сына против гонений на христиан в Киевской Руси.
Современные публикации, с другой стороны, отражают более широкий интерес к Ольге, выходящий за рамки ее роли в расширении христианского мира . В статье 2018 года, подробно описывающей ее историю, утверждалось, что она показала своим соотечественникам, как «женщина может править силой и решительностью». Утверждение «Первой русской хроники» о том, что Ольга была по происхождению викингом, также привлекло внимание из-за возможного вклада в ее «воинственный дух». [53]
Российский историк Борис Акунин утверждает, что, хотя она, безусловно, отвоевала древлян, правдоподобно только убийство ее первого посланника, поскольку Искоростень находился всего в двух днях езды от Киева, что затрудняло сокрытие первого публичного убийства. [54]
Искусство и литература
был написан новый балет по мотивам жизни Ольги В 1981 году к 1500-летию города Киева . [55]
Топонимы
В большинстве городов Украины есть улица Княгини Ольги. В городе Киеве есть улица Ольгинская.
В Кливленде есть проспект Святой Ольги. Есть также улица Святой Ольги в городе Гамильтон ( Канада ).
Галерея
- Месть Ольги за смерть мужа
- Четвертая месть Ольги: Сожжение древлянской столицы Искоростня
- Прием Ольги Константином VII
- Правительница Киевской Руси Ольга (1869 г.)
- Николая Бруни Святая великая княгиня Ольга (1901)
- Николая Рериха » « Святая Ольга (1915).
См. также
- Княгиня Ольга Псков Аэропорт
- Орден Княгини Ольги (учрежден в Украине в 1997 г.)
- Ольга Бэй и Ольга, Россия
- Христианизация Киевской Руси.
- A Perfect Absolution — концептуальный альбом французской группы Gorod об Ольге Киевской.
Примечания
- ^ Belarusian : Вольга , romanized : Volha ; Russian : Ольга , romanized : Olga ; Ukrainian : Ольга , romanized : Olha .
- ^ Древневосточнославянское : Ѡлена , латинизированное: Олена . [6]
- ^ «Царствующего императора звали Константин, сын Льва. Перед ним предстала Ольга, и когда он увидел, что она была очень хороша лицом и к тому же мудра, император удивился ее интеллекту. Он беседовал с ней и заметил, что она была достоин царствовать с ним в его городе. Когда Ольга услышала его слова, она ответила, что она еще язычница, и что, если он желает крестить ее, то должен сам исполнить эту функцию, иначе она не желает принять крещение; Император при содействии Патриарха соответственно крестил ее. Когда Ольга просветилась, она возрадовалась душой и телом. Патриарх, наставивший ее в вере, сказал ей: «Благословенна Ты среди женщин Русских. ибо ты возлюбил свет и оставил тьму. Сыны Руси благословят тебя до последнего поколения потомков твоих». Он научил ее учению Церкви, наставлял ее в молитве и посте, в милостыне и в соблюдении целомудрия. Она склонила голову свою и как губка, впитывающая воду, она жадно впитывала его учение. Княгиня склонилась перед Патриархом, говоря: «Твоими молитвами, Святой Отец, да сохранится я от козней и нападок дьявола. При ее крещении она была крещена!» Елена, по имени древней царицы, матери Константина Великого, тогда Патриарх благословил ее и отпустил. [6]
- ^ «После ее крещения император вызвал Ольгу и сообщил ей, что желает, чтобы она стала его женой. Но она ответила: «Как ты можешь выйти за меня замуж, после того как сам крестил меня и назвал своей дочерью? Ибо среди христиан это противозаконно, как ты сам должен знать». Тогда Государь сказал: «Ольга, ты меня перехитрила». Он подарил ей много золота, серебра, шелка и разных ваз и отпустил ее, продолжая называть она его дочь». [6]
Библиография
Первоисточники
- Староцерковнославянский
- Первичная хроника ( ок. 1110-е гг.). [24]
- Изборник (1928). По Летопись Лаврентьевскому Списку (издание 1926—1928 годов) . Complete Collection of Russian Chronicles (PSRL). Volume 2. 2nd Edition. Leningrad: Nauka. p. 579.
- Кросс, Сэмюэл Хаззард; Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (1953) [1930]. Русская начальная летопись, Лаврентьевский текст. Переведено и отредактировано Сэмюэлем Хаззардом Кроссом и Ольгердом П. Шербовицем-Вецором (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки. п. 325. (Первые 50 страниц представляют собой научное введение).
- Изборник (1908). Лѣтопись ) По Ипатьевскому Списку (видання 1908 року . Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Том 2. 3-е издание. Санкт-Петербург: Типография Эдварда Пратса. п. 938.
- Изборник (1928). По Летопись Лаврентьевскому Списку (издание 1926—1928 годов) . Complete Collection of Russian Chronicles (PSRL). Volume 2. 2nd Edition. Leningrad: Nauka. p. 579.
- Греческий
- De Ceremoniis ( ок. 950-е гг.), написанный или заказанный византийским императором Константином VII Багрянородным. [24]
- Джон Скилицес , Сводка историй ( ок. 1070-е гг.). [24]
- латинский
- Adalberti continuato Reginonis , продолжение Регино из « » Прюма Хроникона ( ок. 970). [56]
Литература
- Кроуэлл, Томас Дж. (2006). Святые, ведущие себя плохо: головорезы, мошенники, шлюхи, мошенники и поклонники дьявола, ставшие святыми . Даблдей (отпечаток Random House). ISBN 978-0-385-51997-7 . Проверено 15 июля 2024 г.
- Гаспаров Борис; Раевский-Хьюз, Ольга (1993). Калифорнийские славянские исследования . Том. XVI: Славянская культура в средние века. Издательство Калифорнийского университета. п. 81. ИСБН 978-0-520-07945-8 .
- Гаспаров Борис; Раевский-Хьюз, Ольга (2018) [1993]. Христианство и восточные славяне, Том I: Славянские культуры в средние века . Издательство Калифорнийского университета. п. 374.
- Гаспаров Борис; Раевский-Хьюз, Ольга (2021) [1993]. Калифорнийские славянские исследования . Том. XVI: Славянская культура в средние века. Издательство Калифорнийского университета. п. 394. ИСБН 978-0-520-30918-0 .
- Исторический словарь Украины. З. Когут, Б. Небесио, М. Юркевич. The Scarecrow Press, Inc. Лэнхэм, Мэриленд. Торонто. Оксфорд. 2005.
- Плохий Сергей, Ворота Европы. История Украины. Нью-Йорк: Основные книги, 2015.
- Раффенспергер, Кристиан; Островский, Дональд (2023). Правящие Роды Руси: Род, Род и Царство . Лондон: Книги реакции. п. 309. ИСБН 978-1-78914-745-2 . (электронная книга)
- Вернадский, Георгий (1948). История России . Том. II: Киевская Русь. Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-01647-6 .
Ссылки
- ^ Гаспаров и Раевский-Хьюз 2018 , стр. 77–81.
- ^ Олег Котомин (2012). Русские цари . Перевод Пола Уильямса. Санкт-Петербург: Художественное издательство «Яркий город». п. 14. ISBN 978-5-9663-0239-9 .
- ^ Клосс, Борис (15 May 2022). Полное собрание русских летописей. Том 1. Лаврентьевская летопись (in Russian). Litres. pp. 55–60. ISBN 978-5-04-107383-1 .
- ^ Уинрот, Андерс (2016). Эпоха викингов . Издательство Принстонского университета. п. 50. ISBN 978-0-691-16929-3 .
- ^ Войтович, Леонтий Викторович (1992). Генеалогия Рюриковичей и Гедиминовичей . Авто. p. 16. ISBN 5-7702-0506-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , с. 82.
- ^ Фельдбрюгге, Фердинанд Дж. М. (2017). История российского права: от древнейших времен до Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 года . Брилл. п. 340. ИСБН 978-90-04-35214-8 .
- ^ Гаспаров и Раевский-Хьюз 2021 , с. 51.
- ^ Франклин, Саймон; Шепард, Джонатан (2014). Возникновение России 750–1200 . Рутледж. п. 137. ИСБН 978-1-317-87224-5 .
- ^ "Святая княгиня Ольга" . Русская вера (in Russian) . Retrieved 2019-08-08 .
- ^ Перейти обратно: а б Майкл С. Флиер, «Святая Ольга» в Оксфордском средневековом словаре , изд. Роберт Э. Бьорк (Оксфорд: Oxford University Press, 2010).
- ^ Вернадский 1948 , с. 39.
- ^ Karpov, A.Y. (2009). Princess Olga (in Russian). Moscow: Molodaya Gvardiya . p. 22. ISBN 978-5-235-03213-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Кроуэлл 2006 , с. 83.
- ^ Томас Нунан, «Европейская Россия, ок. 500–1050», в The New Cambridge Medieval History , vol. 3, изд. Тимоти Рейтер (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008), 508.
- ^ Кроуэлл 2006 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Талбот, Алиса-Мэри; Салливан, Деннис Ф., ред. (2005), История Льва Дьякона: византийская военная экспансия в десятом веке , Вашингтон: Думбартон-Оукс, стр. 156, 157 (особенно примечание 99), ISBN 978-0-88402-324-1
- ^ Барбара Эванс Клементс (2012). История женщин в России: от древнейших времен до наших дней . Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN 978-0-253-00104-7 .
- ^ Гамильтон, Джордж Херд (1983). Искусство и архитектура России (3-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 17. ISBN 9780300053272 . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Repin, Taras. "Что на самом деле означали знаки Рюриковичей" [What did the Rurikids' symbols really mean?]. cyrillitsa.ru (in Russian) . Retrieved 24 May 2020 .
Князья до Владимира (Игорь, Святослав, Ярополк), как утверждает археолог Сергей Белецкий, пользовались двузубцами
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , стр. 79–80.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , стр. 80–81.
- ^ Кроуэлл 2006 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Раффенспергер и Островский, 2023 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б с д Раффенспергер и Островский 2023 , стр. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Раффенспергер и Островский 2023 , стр. 26.
- ^ Джонатан Шепард, «Происхождение Руси (ок. 900–1015)», в Кембриджской истории России , том. 1, изд. Морин Перри (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2006), 58 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнсис Батлер, «Обращение Ольги и построение хронического повествования», The Russian Review 67, вып. 2 (апрель 2008 г.): 240.
- ^ Фрэнсис Батлер, «Обращение Ольги и построение хронического повествования», 234.
- ↑ Омельян Прицак, «Когда и где крестилась Ольга?» Гарвардская украинистика 9, вып. 1/2 (июнь 1985 г.): 5–24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Ольга (ок. 890–969)» . Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия . 2002.
- ^ Кроуэлл 2006 , с. 88.
- ^ Akunin, Boris (2018). История Российского государства. Книга 1. От истоков до монгольского нашествия. Часть Европы [ History of the Russian state. Book 1. From the origins to the Mongol invasion. Part of Europe ] (in Russian). AST . ISBN 9785457497665 , Проверено 8 июня 2020 г.
Русский : Неудачная поездка Ольги в Византию должна была нанести сильный удар по ее партии ... , латинизированный : Неудавшаяся поездка Ольги в Византию должна была нанести сильный удар по ее партии...
- ^ "Испытание верой: мифы о крещении Руси" [Test by faith: myths about the baptism of Rus] (in Russian). TASS . 26 July 2019 . Retrieved 8 June 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б Кросс и Шербовиц-Ветзор, 1953 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Курта, Флорин (8 июля 2019 г.). Восточная Европа в средние века (500–1300 гг.) (2 т.) . Брилл. п. 519. ИСБН 978-90-04-39519-0 .
- ^ Гаспаров и Раевский-Хьюз 2021 , с. 81.
- ^ Гаспаров и Раевский-Хьюз 1993 , стр. 257–258.
- ^ "Сегодня чтят память святой равноапостольной княгини Ольги – РИСУ" . Религиозно-информационная служба Украины (in Russian) . Retrieved 2023-09-14 .
- ^ "Чествование памяти святой равноапостольной Ольги: Великая княгиня, героическая служанка Бога" . Украинская православная церковь (in Russian). 2023-07-24 . Retrieved 2023-09-14 .
- ^ Редакторы Британской энциклопедии, «Святая Ольга», Британская энциклопедия, 2019, https://www.britannica.com/biography/Saint-Olga .
- ^ "ОЛЬГА РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ – Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 2023-01-16 .
- ^ «Выдающиеся лютеранские святые» . Resurrectionpeople.org . Архивировано из оригинала 16 мая 2019 г. Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Римско-католический приход святой Ольги" [St. Olga Roman Catholic Parish] . Retrieved September 15, 2019 .
founded in 1991
- ^ "От Ольги до Ольги" [From Olga to Olga] (in Russian). Kommersant . 24 July 2003 . Retrieved 8 June 2020 .
- ^ «Памятник святой равноапостольной Ольге» . pskovgorod.ru . Город Псков . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ "Псковский аэропорт назовут в честь княгини Ольги" [Pskov airport to be renamed after Princess Olga] (in Russian). Moskovsky Komsomolets . 4 December 2018 . Retrieved 8 June 2020 .
- ^ « История храма». hram-olgi.ru (на русском языке). 7 декабря 2015 года . Проверено 8 июня 2020 г.
20 сентября 2014 г.
- ^ «История» [История]. hram-olgi.moseparh.ru (на русском языке) . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «Исторические места Манитобы: Украинский католический собор и приходской собор Святых Владимира и Ольги (улица МакГрегора, 115, Виннипег)» . www.mhs.mb.ca. Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ «Исторические места Манитобы: Украинская католическая церковь Святых Владимира и Ольги (Долина реки, ГРМ Дофина)» . www.mhs.mb.ca. Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ «Княгиня Ольга. Духовная Мать Всея Руси » . Россия навсегда. 1 августа 2013 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Шелдон, Наташа (11 февраля 2018 г.). «Святая Ольга Киевская — лучшая царевна-воительница, которую вы никогда не знали» . Сборник истории . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ Akunin, Boris (2018). История Российского государства. Книга 1. От истоков до монгольского нашествия. Часть Европы [ History of the Russian state. Book 1. From the origins to the Mongol invasion. Part of Europe ] (in Russian). AST . ISBN 9785457497665 . Retrieved 8 June 2020 .
Russian : Ольга закрепила за собой ловища (охотничьи угодья) и становища (места стоянок) ... , romanized : Ol'ga zakrepila za soboy lovishcha (okhotnich'i ugod'ya) i stanovishcha (mesta stoyanok)
- ^ Черкашина-Губаренко М. Р. Театральные университеты Владимира Рожко . Журнал Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. 2016. №3 (32). с. 52.
- ^ Раффенспергер и Островский 2023 , стр. 233.
Внешние ссылки
СМИ, связанные с Ольгой, Великой княгиней Киевской, на Викискладе?
- энциклопедия Британская Том. 20 (11-е изд.). 1911. с. 80. "
- Киевские принцессы-консорты (до 1019 г.)
- Князья Киевские
- Варяги
- Русские святые
- 969 смертей
- Рюриковичи
- Женщины-регенты X века
- Князья Киевской Руси X века.
- Христианские святые X века
- Христианские святые средневековья
- Христианские королевские святые
- Римско-католические королевские святые
- Переходит в христианство из языческих религий
- Восточно-православные монархи
- Похороны в Десятинной церкви
- Принцессы правят