Олег Мудрый
Oleg | |
---|---|
Князь Киевский | |
Царствование | 881/2/889 [1] – 912/922/940-е [2] |
Предшественник | Аскольд и Дир |
Преемник | Игорь |
Князь Новгородский | |
Царствование | 879–912 |
Предшественник | Рюрик ? [2] |
Преемник | Игорь |
Умер | 912 [2] |
Похороны | |
Династия | оспариваемый [2] |
Отец | неизвестный [1] |
Религия | Скандинавское язычество |
Олег ( древневосточнославянский : Ѡлегъ, Ольгъ ; [5] [6] Древнескандинавский : Хельги ; умер в 912 г.), [7] также известный как Олег Мудрый , [а] был варяжским князем Руси , ставшим киевским князем , [8] [9] [10] [11] и заложил основы государства Киевская Русь . [12]
Согласно « Первой летописи» , он сменил своего «сородича» Рюрика на посту правителя Новгорода и подчинил своей власти многие восточнославянские племена, распространив свой контроль от Новгорода на юг по реке Днепр . Олег также предпринял успешную атаку на Константинополь . Он умер в 912 году, и ему наследовал сын Рюрика Игорь .
Эта традиционная датировка была оспорена некоторыми историками, которые отмечают, что она несовместима с такими другими источниками, как Письмо Шехтера , в котором упоминается деятельность некоего хагана HLGW ( на иврите : הלגו обычно транскрибируется Хельгу . Сравните шведское имя Хельге). Руси еще в 940-х годах, во времена правления византийского императора Романа I. Характер отношений Олега с правящим родом Рюриковичей на Руси, и в частности с его преемником Игорем Киевским , является предметом многочисленных споров среди историков. [13]
Олег в летописях
[ редактировать ]Согласно « Первой летописи» , Олег был «родственником» или «родичем» Рюрика , [14] и ему было поручено Рюриком заботиться и о своем царстве, и о малолетнем сыне Игоре. Однако его отношение к Рюрику является спорным и отвергается некоторыми современными учеными. [13] Сообщается, что Олег стал преемником Рюрика на посту правителя Новгорода в 879 году. В 881–882 годах он взял под свой контроль Смоленск , а затем захватил власть в Киеве , обманом и убив Аскольда и Дира , и назначив себя князем в Киеве, что обычно считается основанием Киевской Руси . [12] Хотя Олег и был первым «князем» ( князем ) Киева согласно « Первой летописи» , он еще не был «великим князем» ( великим князем ). [12] московские летописцы называли Олега «великим князем», а Киев — «великим княжеством» самые источники этого В то , время как более поздние ранние не делают. [15]
В 883 году Олег заставил древлян платить Киеву дань. В 907 году древляне приняли участие в военном походе Киева против Византийской империи: Русско-византийской войне (907) против Константинополя в 907. [16] [ нужен неосновной источник ] [ нужен лучший источник ]
Согласно летописи, Олег, штурмуя город, приказал дождаться попутного ветра с расправленными парусами в каком-то другом месте. Когда поднялся ветер, он погнал колесные лодки по суше в сторону города. Граждане были вынуждены начать мирные переговоры. Прикрепив свой щит к воротам имперской столицы, Олег заключил выгодный торговый договор, который в конечном итоге принес большую выгоду обоим народам. Хотя византийские источники не зафиксировали эти военные действия, текст договора сохранился в Хрониках . [17] [ нужен неосновной источник ] [ нужен лучший источник ]
Краткое описание жизни Олега в « Первой летописи» контрастирует с версией, приведенной в « Новгородской Первой летописи» , где говорится, что Олег не был родственником Рюрика, а был скорее скандинавским клиентом-князем, служившим военачальником Игоря. Новгородская Первая летопись не называет дату начала правления Олега, а датирует его смерть не 912, а 922 годом. [18]
Ученые сопоставили эту схему датировки с «эпическим» царствованием Олега и Игоря в «Первой летописи» продолжительностью примерно тридцать три года. [19] В «Первой летописи» и других киевских источниках могила Олега находится в Киеве, а в новгородских источниках указан погребальный курган в Ладоге . местом последнего упокоения Олега [20]
Смерть по легенде
[ редактировать ]В «Первой летописи » Олег известен как Пророк — эпитет, намекающий на сакральный смысл его скандинавского имени («священник»). По преданию, романтизированному Александром Пушкиным в балладе «Песнь о мудром Олеге», [21] ) предсказали языческие жрецы ( волхвы , что Олег примет смерть от своего жеребца. [22]
Чтобы бросить вызов пророчествам, Олег отослал коня. Много лет спустя он спросил, где его лошадь, и ему ответили, что она умерла. Он попросил показать останки, и его отвезли к месту, где лежали кости. Когда он коснулся черепа лошади ботинком, змея выскользнула из черепа и укусила его. Олег умер, исполнив таким образом пророчество. [22]
Смерть Олега интерпретировалась как искаженный вариант тройной темы смерти в индоевропейских мифах и легендах, где пророчество, змея и лошадь представляют три функции : пророчество связано с владычеством, лошадь с воинами и змея. с воспроизводством. [23]
Вариант этой истории встречается в скандинавской легенде, в саге XIII века об Орвар-Оддре . [24] Другой вариант можно найти в сказке о сэре Роберте де Шерланде на острове Шеппи в Кенте, Англия. [25]
Олег Шехтер Письмо
[ редактировать ]Согласно «Первой летописи», Олег умер в 912 году, и его преемник Игорь Киевский правил с тех пор до своего убийства в 945 году. Письмо Шехтера , [26] документ, написанный еврейским хазаром , современником Романа I Лакапина , описывает деятельность русского военачальника по имени HLGW ( иврит : הלגו ), обычно транскрибируемого как «Хельгу». [27] В течение многих лет многие ученые игнорировали или не принимали во внимание письмо Шехтера , в котором упоминался Хельгу (часто интерпретируемый как Олег) еще в 940-х годах. [28]
Однако недавно такие ученые, как Дэвид Кристиан и Константин Цукерман, предположили, что рассказ о Письме Шехтера подтверждается различными другими летописями Руси, и предполагает борьбу внутри политического устройства ранней Руси между фракциями, лояльными Олегу и Рюриковичу Игорю , борьба, которую Олег в конечном итоге проиграл. [29] Цукерман утверждал, что ранняя хронология Руси должна быть пересмотрена в свете этих источников. Среди убеждений Цукермана и других, кто анализировал эти источники, есть мнение, что хазары потеряли Киев только в начале 10 века (а не в 882 году, традиционной дате). [30] что Игорь был не сыном Рюрика, а, скорее, более дальним потомком, и что Олег не последовал сразу за Рюриком существует потерянное поколение . , а, скорее, между легендарным варяжским владыкой и его документально подтвержденными преемниками [31]
Особый интерес представляет тот факт, что в Письме Шехтера сообщается о смерти Олега (а именно о том, что он бежал и совершил набег на ФРС, предварительно отождествляемую с Персией, [32] и был убит там) имеет примечательные параллели с рассказами арабских историков, таких как Ибн Мискавайх , который описал аналогичное нападение Руси на мусульманское государство Арран в 944/5 году. [33]
Попытки сверить счета
[ редактировать ]В отличие от версии Цукермана, в «Первой летописи» и более поздней «Киевской летописи» могила Олега находится в Киеве, где ее можно было увидеть во время составления этих документов. Более того, ученые отмечают, что если бы Олег стал преемником Рюрика в 879 году (как утверждают восточнославянские летописи), он вряд ли мог бы действовать почти 70 лет спустя, если бы у него не было продолжительности жизни, неслыханной в средневековых летописях. Чтобы решить эти трудности, Паркоменко (1924) предположил, что языческие монархи-жрецы Руси использовали наследственный титул хельгу означает «святой» , что на скандинавском языке , и что Игорь и другие носили этот титул. [34]
Также высказывалось предположение, что Хельгу-Олег, ведший войну в 940-х годах, отличался от обоих преемников Рюрика. Он мог быть одним из «справедливых и великих князей», записанных в русско-византийских договорах 911 и 944 годов, или одним из «архонтов Руси», упомянутых в « Об администрировании империи » . [35] Но в «Первой летописи» не уточняются отношения между младшими князьями Рюриковичами, действовавшими в этот период, хотя имена Рюрик, Олег и Игорь были записаны среди Рюриковичей конца X и XI веков. [ нужна ссылка ]
Георгий Вернадский даже отождествил Олега из «Письма Шехтера» с анонимным старшим сыном Игоря, чья вдова Предслава упоминается в русско-византийском договоре 944 года. [36] Альтернативно, В.Я. Петрухин предположил, что Хельгу-Олег 940-х годов был одним из народных князей Чернигова , чья правящая династия поддерживала особенно тесные контакты с Хазарией находки в Черной Могиле , большом царском кургане , раскопанном под Черниговом. , о чем , кажется, свидетельствуют [37]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Олег ненадолго появляется в советском фильме «Легенда о княгине Ольге» (1983), которого играет российско-украинский актер Николай Олялин .
- Венгерский актер Ласло Хелей сыграл Олега в венгерском спектакле «Хонфогласал» (1996), биографическом фильме об Арпаде (которого играет Франко Неро ).
- Датский фильм «Сага о викингах» (2008) рассказывает о молодости и карьере Олега. Олега играет Кен Ведсегор , Эрик Холми в роли Рюрика, Ким Сёндерхольм в роли Дира и Питер Ганцлер в роли Аскольда, главного антагониста.
- Князь Олег появляется как главный злодей в 6 сезоне сериала «Викинги» (2019–2020). В этой постановке Аскольд и Дир изображены его братьями. Его играет российский актер Данила Козловский .
- Князь Олег появляется в русской документальной драме «Рюриковичи». История первой династии (2019), в которой рассказывается история династии Рюриковичей (9–16 вв.). Его играет российский актер Дмитрий Могучев.
- Олег появляется в видеоигре Crusader Kings III , где он является сыном Рюрика Рюрикида по имени Хельги «Провидец», который принадлежит к вере Славянской Правды, в отличие от веры Рюрика Асатру (скандинавской языческой религии).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Белорусский : Алег Веськи , латинизированный : Олег Вещый Русский : Олегтьи , латинизированный : Олег Веший ; Украинский : Олег Вистий , латинизированный : Олег Вищий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Островский 2018 , стр. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д Островский 2018 , стр. 42–44.
- ^ Островский 2018 , стр. 32–33.
- ^ Островский 2018 , стр. 40.
- ^ Chronicles by the Hypatian Lists (ЛѢТОПИСЬ ПО ИПАТЬЕВСКОМУ СПИСКУ) Archived 6 August 2011 at the Wayback Machine .
- ^ Vasmer, Max. "Этимологический словарь Макса Фасмера" . p. Олег. Archived from the original on 21 December 2022 . Retrieved 21 December 2022 .
- ^ «Сверне» . www.fortidensjelling.dk . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Брук, Кевин Алан (2006). Евреи Хазарии. Второе издание . Лондон: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., с. 55. ИСБН 9781442203020 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Кендрик, ТД (2018). История викингов . Рутледж. стр. 508–509, 847. ISBN. 9781136242397 . Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Рейтер, Тимоти (1995). Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, ок. 900–1024 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 891. ИСБН 9780521364478 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ Лок, Питер (2013). Путешественник Рутледжа по крестовым походам . Рутледж. п. 8. ISBN 9781135131371 . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Димник 2004 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б Островский 2018 , стр. 30–31, 39.
- ^ Габриэль Би Равндаль (1938). Истории восточных викингов . Аугсбургское издательство. п. 173. Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Димник 2004 , с. 259–260.
- ^ «Русская начальная летопись» .
- ^ «Русская начальная летопись» .
- ^ A. N. Nasonov, Novgorodskaia Pervaia Letopis Starshego i Mladshego Izvodov , (Moscow and Leningrad: ANSSR, 1950),109. cf. Kloss 337–343.
- ^ Shahmatov xxxii–xxxiii.
- ↑ Самая ранняя и наиболее правдоподобная версия, кажется, сохранилась в Новгородской Первой летописи , где говорится, что Олег отбыл «за границу» (т. е. в Скандинавию) и там был похоронен.
- ↑ Ленинград, Арт-издательство «Аврора», 1991.
- ^ Перейти обратно: а б «Князь Олег и его роковой конь: Повесть из Средневековой Руси » . Медиевалисты.нет . 1 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Миллер, Дин (1997). «Тройная смерть». В Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. стр. 577–578.
- ^ «Удивительные приключения Орвара-Оддра и встреча с загадочным Огмундром Флоки» . Древние страницы . 27 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Харрис, Оливер Д. (2023). « Серый дельфин» и Конная церковь, собор в Шеппи: строительство легенды». Археология Кантианы . 144 : 97–123.
- ↑ Текст письма Шехтера приведен в Golb 106–121. Здесь он цитируется по листам и строкам ( например, SL Fol. x:x).
- ^ SL Фол. 2р, 15–16; 17. Автор письма описывает Хазарию как «нашу землю». СЛ Фол. 1р:19, 2в:15,20.
- ^ Не кто иной, как Михаил Артамонов, заявил, что подлинность рукописей не подлежит сомнению. Артамонов 12. Тем не менее, другие ученые выразили скептицизм по поводу его изложения, во многом из-за его противоречия Первой летописи. Например, Грегуар 242–248, 255–266; Данлоп 161. Анатолий Новосельцев , отмечая несоответствие, признает подлинность документа, но заявляет, что автор "достаточно свободно подменяет реальные исторические факты". Новосельцев 216–218. Бруцкус утверждал, что HLGW на самом деле было еще одним именем Игоря. Бруцкус 30–31. Мосин предположил, что HLGW был отличным от Олега человеком и был независимым князем в Тмутаракани ; существование независимого Русского государства в Тмутаракани в первой половине Х века отвергается практически всеми современными исследователями. Мосин 309–325; ср. Цукерман 258.
- ^ Цукерман 257–268. Цукерман цитирует, в частности , Новгородскую Первую летопись . См., например, Кристиан 341–345.
- ^ Pritsak 60–71; Shahmatov xxxii–xxxiii;
- ^ Прицак 60–71. Прицак поместил «потерянное поколение» между Олегом и Игорем. Цукерман называет это «откровенным предположением»; и помещает обоих как современников в начало-середину десятого века.
- ↑ Павел Коковцов, публикуя русский перевод письма в 1932 году, утверждал, что ФРС может относиться к Фракии , где силы Руси потерпели поражение от армий Лакапина ( онлайн- архивировано 6 мая 2007 года на Wayback Machine ).
- ^ Мискаваихи 67–74; ср. СЛ Фол. 2т:3 и далее.
- ^ Parkomenko 1924 , p. 24 et seq. .
- ^ Брук 154.
- ^ Вернадского 41 и след.
- ^ Петрухин 226–228.
Библиография
[ редактировать ]- Artamonov, Mikhail . Istoriya Khazar . Leningrad, 1962.
- Бейн, Роберт Нисбет (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 76–77.
- Brutskus, Julius D. Pismo Hazarskogo Evreja Ol X Veka . Berlin 1924.
- Кристиан, Дэвид. История России, Средней Азии и Монголии , Том. 1. Блэквелл, 1998.
- Димник, Мартин (январь 2004 г.). «Титул «Великий князь» в Киевской Руси » . Средневековые исследования . 66 : 253–312. дои : 10.1484/J.MS.2.306512 . Проверено 6 марта 2023 г.
- Данлоп, Д.М. История еврейских хазар . Принстон: Принстонский университет. Пресс, 1954.
- Грегуар, Х. Хазарский «Глозель». Ревю византийских этюдов, 12, 1937.
- Голб, Норман и Омельян Прицак . Хазарско-еврейские документы Х века. Итака: Корнельский университет. Пресс, 1982. [Примечание: поскольку каждый автор отвечал за отдельные разделы работы, они указаны выше отдельно.]
- Kloss, B.M. "Letopis' Novgorodskaja pervaja". Slovar' Kniznikov i Knizhnosti Drevnej Rusi , vol. 1. Leningrad 1987.
- Kokovtsov P.S. Еврейско-хазарская переписка в X веке . Leningrad 1932.
- аль-Мискавайхи. Затмение Аббасидского халифата . Д.С. Марголиаут , пер. Оксфорд, 1921 год.
- Мосин В. «Хазары и византийцы по данным анонима из Кембриджа». Ревю византийских этюдов 6 (1931): 309–325.
- Nasonov, A.N., ed. Novgorodskaja Pervaja Letopis Starshego i Mladshego Izvodov . Moscow, 1950.
- Novoseltsev, Anatoli P. Hazarskoe Gosudarstvo i Ego Rol' v Istorii Vostochnoj Evropy i Kavkaza. Moscow 1990.
- Островский, Дональд (2018). «Была ли в Древней Руси династия Рюриковичей?» . Канадско-американские славянские исследования . 52 (1): 30–49. дои : 10.1163/22102396-05201009 .
- Parkomenko, V. A. (1924). У истоков русской государственности [ On the Origins of Rus' Statehood ]. Leningrad: Gosizdat . p. 113.
- Petrukhin V.Ya. "Князь Олег, Хелгу Кембриджского документа и русский княжеский род". Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. Памяти А.П. Новосельцева . Moscow, Russian Academy of Sciences, 2000: 222–230.
- Пушкин, Александр. Песня мудрого Олега . Ленинград, Издательство «Аврора Арт», 1991.
- Shahmatov, A.A. Ocherk Drevnejshego Perioda Istorii Russkogo Jazyka . Petrograd, 1915 (reprinted Paris 1967).
- Цукерман, Константин . «О дате обращения хазар в иудаизм и летоисчислении царей Русских Олега и Игоря ». Ревю византийских этюдов 53 (1995): 237–270.
- Вернадский, Георгий . Киевская Русь . Москва, 1996.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Олегом Новгородским, на Викискладе?