Стрелки-Оддр

Орвар-Оддр ( древнескандинавский : ƪrvar-Oddr [ˈɔrvɑr-ˌodːr̩] , «Стрела-Нечет» или «Острие стрелы») — легендарный герой, о котором анонимный исландец написал форналдарсагу во второй половине 13 века. Сага об Орвар-Одде , Сага об Орвар-Одде, стала очень популярной и содержит старинные легенды и песни. Он также появляется в саге о Хервараре и, что касается битвы при Самсё , в Gesta Danorum .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Пророчество
[ редактировать ]Оддр был сыном Грима Лодинкинни и внуком Кетилла Хэнгра (оба из которых имеют свои собственные саги) из Халогаланда . Когда он был младенцем, вёльва предсказала, что он будет убит своей собственной лошадью Факси в том месте, где он родился, в возрасте трехсот лет (что может означать 360 лет, поскольку рассматриваемая единица, вероятно, является « « длинная сотня », обычно используемая в средневековых германских языках , обозначающая 120, а не 100).
Чтобы сорвать предсказание, он убил свою лошадь, закопал ее глубоко в землю и покинул дом, намереваясь никогда больше не возвращаться. Когда он уходил, его отец дал ему несколько волшебных стрел ( Гусиснаутар ), которые вскоре принесли ему прозвище стрела . После путешествия в Финнмарк , Бьярмаланд , Холмгорд , Константинополь и Йотунхейм он успешно сражался против нескольких викингов.
Хьялмар и Ангантир
[ редактировать ]Однако, когда он встретил чемпиона Швеции Ялмара , он встретил достойного соперника. Бой был равным, и два воина не только стали друзьями, но и вступили в побратимство .
Два героя вместе сражались во многих битвах (подробнее см. Хьялмар ), пока после знаменитой битвы при Самсё против сыновей Арнгрима Орвар-Оддру не пришлось привезти мертвого Хьялмара (убитого Ангантиром ) в Уппсалу и его невесту Ингеборг, дочь шведского короля.
Орвар-Оддр путешествовал по югу, сражаясь против корсаров Средиземноморья , он крестился на Сицилии , потерпел кораблекрушение и в одиночестве прибыл в Святую Землю .
Огмунд Флоки
[ редактировать ]Оддр стремился отомстить Огмунду Флоки («Огмунд Кочка» или Огмунд «пучок»); [ 1 ] [ 2 ] он же Огмундр Эйжофсбани [ 3 ] или «убийца Эйтьофа» [ 4 ] ) за убийство своего кровного брата Торда стафнгламра (Торда Проу-Блеска). [ 4 ] Он и его команда направились к фьорду в Хеллуланде («Слэбланд»), где, по словам полугигантского сына Оддра, Виннира, и должен был быть найден Огмундр. Во время своего путешествия они встречают двух огромных морских существ, напоминающих острова:
…сказал Винир. «Я вам расскажу: это были два морских монстра, одного звали Морской Вонь , а другого Вересковая Спина . Морской Вонь — самое большое чудовище во всем океане. Оно глотает и людей, и корабли, и китов. а также и все остальное вокруг. Он остается под водой в течение нескольких дней, затем выставляет рот и ноздри, а когда делает это, никогда не остается на поверхности менее чем на один прилив. [ 5 ] [ 6 ]
Пять человек были отправлены высадиться на острове, который они считали островом, но «Вересковый берег» ( лингбакр ) погрузился в море, и эти люди погибли. [ 7 ] Однако группа благополучно прошла сквозь пасть Морского Вонючего ( хафгуфа ), другого монстра, которого Огмунд послал с помощью магии, чтобы перехватить группу. [ 6 ]
Баркман
[ редактировать ]Оддр становится Баркманом ( naefrmaðr , «берестяной человек»), своего рода диким человеком, одетым в кору. [ 8 ] Он прибыл в Хуналанд и встретил короля Херрауда, где его истинная личность вскоре была раскрыта благодаря его героическим действиям. [ 9 ] [ 10 ] После победы над королем Бьялкаланда («страны шкур»), который платил дань королю Хуналанда, он женился на дочери Херрауда Силкисиф и стал следующим королем.
Смерть
[ редактировать ]После всего этого Оддр затосковал по дому и вернулся домой. Проходя по могиле Факси, он посмеялся над старым пророчеством, но споткнулся о череп лошади, из которого появилась змея. Змея укусила его, и он умер.
Анализ
[ редактировать ]Сага включает в себя несколько историй, таких как путешествие Оттара из Хологаланда в Бьярмаланд, легенду о Сёте приемном брате Хьялмара (первоначально звавшегося ) , Старкадре , Кетил Хёинг , Одиссее и Полифеме , Сигурде Йорсалфаре и правителе Руси Олеге Новгород (нападение на Бялкаланд).
Мотив насмешки Орвара-Оддра над пророчеством и смертью имеет параллели в « Первой летописи» , где в сходных терминах описывается способ смерти Олега (тоже варяжского происхождения). Легендарная смерть Олега от «конского черепа» стала темой одной из самых известных баллад на русском языке , изданной Александром Пушкиным в 1826 году. Другой вариант на ту же тему встречается в легенде о сэре Роберте де Шерланде о остров Шеппи в Кенте, Англия, записанный в 17 веке и вдохновивший в 1837 году на создание одной из популярных легенд Инголдсби о Ричарде Бархеме . [ 11 ]
У Огмунда Флоки был плащ, сделанный из бород королей, которых он собирал, как и у гиганта из Мон-Сен-Мишеля, врага короля Артура в Бретани. [ 12 ] [ а ]
Орвар-Оддр и норвежский Ругии
[ редактировать ]Орвар-Оддр провел свое детство и юность в Берурджодре недалеко от Эйкунда (Эйгерсунда). В саге Орвар-Оддр отвечает на вопрос жрицы о том, кто его воспитал, в такой глупости, что он отказывается поклоняться высшему богу и предводителю асов Одину:
«В детстве меня воспитывал Ингьяльд, который правил Эйкундом и населял Джадар».
- Эйкундасунд, Эйкундасунд. В: Иоганн Самуэль Эрш , Иоганн Готфрид Грубер (ред.): Общая энциклопедия наук и искусств. Раздел 1: А-Г. Часть 32: Яйцо – железо. Ф.А. Брокгауз, Лейпциг 1839, с. 209 ( solver.sub.uni-goettingen.de gdz.sub.uni-goettingen.de ).
В начале XIX века историки, литературоведы и географы считали, что судьба Оддра связана с норвежским Рогаландом. В «Общей энциклопедии наук и искусств» указывается, что в саге об Орваре-Одде речь идет об острове Эйгерой. [ 14 ]
Поселение Берурджодр (Берглуд ), остров Эйкунд (Eigerøy ) и историческая область Ядар ( Jæren ) расположены в норвежской провинции Рогаланд населяли ругии , которую в средние века . Эгерсунд — это залив между островом Эйгерой и материком, который в средние века назывался «Эйкундарсунд». Остров Эйгерой в средние века назывался «Эйкунд». Название этого острова указывает на богатые залежи высококачественной дубовой древесины, используемой для судостроения, поскольку слово «эйк» по-норвежски означает «дуб». Эйкунд и Эйкундарсунд были одними из старейших географических названий в Норвегии и уже встречаются в « Саге об Олафе Хельге» , написанной в 13 веке исландским писателем Снорри Стурлусоном .
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ назвал Рето Гигант, которого Джеффри Монмутский назвал Ройнсом (Райенс, Райенс, Районс) , а Томас Мэлори . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Лейн (1971) , с. 90, примечание 2: «Кочка» — это в любом случае плохой перевод слова flóki . Что-то вроде «пучок» было бы лучше, поскольку оно, несомненно, относилось к какому-то волосатому элементу. Слово «кочка», хотя в наши дни оно означает траву в сознании большинства людей».
- ^ Трейси (2017) , с. 327 защищает перевод «Кочки», говоря: « floki относится к части спутанных волос, таких как шерсть или войлок, которая больше напоминает комок травы, чем стандартный топпринн или прядь волос». В ее цитате (текст вместо перевода) toppurinn переводится как «чуб» (ср. мод. Icel. hártoppur ).
- ^ Фокс (2020) , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс и Палссон (1970) «Глава 13. Убийца Огмунда Эйтиофа», стр. 36–39.
- ^ Бур (1888) , с. 132
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс и Палссон (1970) «Глава 21. Воссоединение семьи», стр. 68–69 (в первом издании слова «морской запах» и «вереск» не пишутся с заглавной буквы); Эдвардс и Палссон (1985) , стр. 85–86 .
- ^ Калинке, Марианна Э. [на исландском языке] (январь 1992 г.). «Рейкьяхолабок: легенда накануне Реформации » Скальдскапармал 2 : 28, примечание
- ^ Фокс (2020) , с. 162.
- ^ Бур (1888) , стр. 139–141
- ^ Эдвардс и Палссон (1970) «Глава 24. Король Херрауд», стр. 75–79.
- ^ Харрис, Оливер Д. (2023). « Серый дельфин» и Конная церковь, собор в Шеппи: строительство легенды». Археология Кантианы . 144 : 97–123.
- ^ Трейси (2017) , стр. 327–328.
- ^ Никель, Хельмут [на немецком языке] (осень 1985 г.). «Битва за бороду короля Артура и за плащ королевских бород» . Интерпретации . 16 (1). Скрипториум Пресс: 1–7. JSTOR 43797841 .
- ^ Эйкунд. В: Иоганн Самуэль Эрш, Иоганн Готфрид Грубер (ред.): Общая энциклопедия наук и искусств. 1-й раздел: А–Г. 32-я часть: яйцо–железо. Ф.А. Брокгауз, Лейпциг, 1839 г., стр. 209 (gdz.sub.uni-goettingen.de) .
- Библиография
- Бур, Ричард Констант , изд. (1888). Сага об Орваре-Оддсе . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 462860153 . Архивировано из оригинала 13 мая 2008 г.
- Эдвардс, Пол ; Палссон, Герман , ред. (1970). Стрела-Одд: Средневековый роман . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. СБН 8147-0458-1 . (Первый английский перевод)
- Эдвардс, Пол ; Палссон, Герман (трр.) (1985). Семь романов о викингах . Торонто: Penguin Books Canada Ltd. ISBN 978-0-14-044474-2 .
- Фокс, Майкл (2020). Следуя Формуле в «Беовульфе», саге об Орваре-Одде и Толкине . Спрингер Природа. ISBN 9783030481346 .
- Лейн, Джордж С. (зима 1971 г.). «(Обзор): Странная стрела: Средневековый роман Пола Эдвардса и Германа Палссона» . Скандинавские исследования . 43 (1): 89–91.
- Трейси, Ларисса (2017), Трейси, Ларисса (редактор), «Face Off: содранные бороды и идентичность в средневековых романах» , «Сдирание кожи в досовременном мире: практика и репрезентация» , Boydell & Brewer, стр. 322–348, ISBN 9781843844525
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пословицы и поговорочные материалы в саге об Орваре-Одде
- Датский историк Саксон Грамматик об Орвар-Одде
- Древнескандинавский текст саги
Эта статья содержит материалы из Owl Edition Nordisk familjebok , шведской энциклопедии, изданной между 1904 и 1926 годами и ныне находящейся в свободном доступе .