Ётунхеймр
Термины Jötunheimr (в древнескандинавской орфографии : J?tunheimr [ˈjɔtonˌhɛimz̠] ; часто англизированный как Jotunheim ) или Jötunheimar относятся либо к земле, либо к нескольким землям соответственно в скандинавской мифологии, населенной йотнарами ( родственниками богов, на английском языке иногда неточно называемых «гигантами»). ").
Ётунхеймар обычно, но не исключительно, представлен в эддических источниках как процветающие земли, расположенные на севере и обычно отделенные от земель, населенных богами и людьми, барьерами, которые невозможно преодолеть обычными способами.
Этимология
[ редактировать ]Древнескандинавское : J?tunheimr — составное слово, образованное от древнескандинавских слов « j?tunn » и «heimr» , что означает «дом» или «мир». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Когда это слово засвидетельствовано в эддических источниках, оно обычно встречается в форме множественного числа J?tunheimar (« j?tunn -земли»). [ 4 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]Ётунхеймар упоминается в трёх стихотворениях « Поэтической Эдды» . В начале «Вёлуспа» приход трёх женщин из Ётунхеймара знаменует собой конец Золотого века для богов. [ 5 ] Ближе к концу стихотворения, в разделе, описывающем начало Рагнарёка , они упоминаются следующим образом:
Древнескандинавский текст [ 6 ] | сильфона Перевод [ 7 ] |
---|---|
|
|
В прологе Skirnismál , сидя на Хлидскьяльфе , Фрейр видит Герд , дочь Гюмира в Ётунхеймаре , и влюбляется в нее. В следующем разделе прозы описывается, что он, его слуга Скирнир , свою лошадь, отправляет его в ее дом в Гимисгардаре в Ётунхеймаре , которого он достигает после путешествия через влажные горы, мерцающее пламя и тьму. После своего путешествия Скирнир встречает Герда и ее семью, живущих в холле и присматривающих за животными при дневном свете, защищенных забором и собаками. По возвращении Фрейр спрашивает в строфе о новостях из Ётунхеймара , на что его слуга отвечает, что встретится с ним через девять ночей в Барри . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
В «Тримсквиде » Локи использует , фьядрхамр Фрейи чтобы полететь в Ётунхеймаре дом Трима в , Тора чтобы найти молот . Йотунн говорит богу , что он вернет молот только в обмен на руку Фрейи в браке. Когда она отказывается идти в Ётунхеймар , ее место занимает Тор, замаскированный под свадебную фату, с Локи в качестве его служанки. В этом рассказе поместье Трима представлено как богатое: он держит собак на золотых поводках и рассказывает, что в его конюшнях есть крупный рогатый скот с золотыми рогами и много драгоценностей, а Фрейя - единственное, чего ему не хватает. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Гильфагиннинг
[ редактировать ]Йотунхеймар упоминается в Gylfaginning, например, когда Гефджун берет четырех быков, которые были ее сыновьями от йотуна , из йотунхеймара на севере и использует их для вспахивания земли за пределами Швеции , образуя Зеландию . Ётнар и Гигьяр также описываются как живущие в ётунхеймаре, такие как отец Ночи , Нарфи и Ангрбода , мать Фенрира . Существа также могут выходить из Ётунхеймара , чтобы взаимодействовать с другими, например, художник, который с помощью своей лошади Свадильфари строит укрепления для богов, чтобы защитить их от ётнаров . [ 14 ] [ 15 ]
Вопрос фантастики
[ редактировать ]Скальдскапармал рассказывает о том, как Локи однажды был вынужден помочь йотуну Тьязи похитить Идунн , которая унесла ее на север, обратно в свой дом в Ётунхеймаре по имени Тримхейм . Фрейи Используя фьядрхамр , Локи стал ястребом и полетел в дом Тьязи, пока йотун отсутствовал, уплыв в море. Достигнув Идунн, Локи превратил ее в орех и улетел с ней в своих когтях. Позже Оджази узнает, что Идунн ушел, и преследует их в образе орла, но его убивают, когда он достигает Асгарда , когда он влетает в огонь, созданный богами. [ 16 ] [ 17 ]
Позже в Скальдскапармале Один едет в Ётунхеймар на Слейпнире , где встречает ётуна, сделанного из камня Хрунгнира, и держит пари, что ни одна лошадь там не была так хороша, как его. Разгневанный Хрунгнир преследует Одина обратно в Асгард на своем коне Гуллфакси , после чего боги приглашают его выпить с ними. Напившись, он хвастается, что совершит ряд действий, в том числе перенесет Валхалла в Ётунхеймар и похитит Сиф и Фрейю . Когда богам надоело его хвастовство, они позвали Тора . Хрунгнир заявил, что, поскольку он был безоружен, Тор не получит никакой чести, убив его, и поэтому вызвал его на бой в Ётунхеймаре , в его доме Грьотунагардаре . Позже Тор встречает его там и убивает Мьёльниром , который на пути к Хрунгниру попадает в отточенный камень , с которым йётунн боролся , разбивая его. Одна из частей летит Тору в голову и застревает. Чтобы снять его, он отправился к вёльве Гроа , который начал гальдр расшатывать его. Пока она пела, Тор рассказал ей, что нес ее мужа Аурвандила, когда тот путешествовал на юг из Ётунхеймар и что он скоро будет с ней. В волнении она забыла о гальдре , и осколок так и остался в голове Тора. [ 18 ] [ 19 ]
Позиция в космологии
[ редактировать ]Ётунхеймар , наряду с другими землями, такими как Хель , представляет собой «потусторонний мир» в эддических источниках, куда либо отправляются, либо возвращаются, что часто приводит к конфронтации, которая составляет основу повествования. [ 20 ] не существует единого места, где йётунхеймары встречаются Однако в скандинавской космологии , вместо этого они путешествуют по разным направлениям и часто отделены от земель людей и богов барьером, который трудно преодолеть, например, водоемами , холмами , холмами и т. д. огонь или лес. [ 21 ]
Йотнары обычно встречаются на Севере и Востоке, с явными ссылками на йотунхеймар, указывающими на их местонахождение на Севере, однако в «Гилфагиннинге» Снорри Стурлусон пишет, что после убийства Имира боги отдали йотнарам для заселения берега по всему миру, предполагая мировоззрение, в котором Мидгард расположен в центре, а йотнары живут на периферии, что, вероятно, контрастирует с тем, как современные исландцы смотрели бы на дикую природу. [ 22 ] Позже в Gylfaginning Тор вместе с Локи, Тьяльфи и Рёсквой отправляется в Ётунхеймар , который расположен на востоке над глубоким морем. Затем они путешествуют через большой лес, прежде чем в конце концов достигают зала Атгарда-Локи . [ 23 ] Иногда йотнары располагаются в определенных географических местах, таких как Эгир на острове Лесё . [ 24 ]
Было высказано предположение, что вместо того, чтобы рассматривать Ётунхеймар как физическую землю, которая может быть расположена географически относительно регионов мира, населенных людьми, Ётунхеймар должен рассматриваться как связанный с другими мирами множеством проходов, которые не могут быть пройдены обычными людьми. означает и может показаться противоречивым с натуралистической точки зрения, поскольку в одно и то же место можно попасть из начальной точки в нескольких различных направлениях. В этой модели йотунхеймар не будет расположен в этих противоположных направлениях, а только в проходах, по которым к ним можно добраться. [ 25 ] Далее было отмечено, что в эддических источниках кажется, что йотнары расположены в некоторой степени во всех направлениях и что до них можно добраться, если отойти достаточно далеко от места, населенного людьми. как «другим» свойственным является то Исходя из этого, было высказано предположение, что йотнарам , что они не могут быть ограничены одним местом, однако следует отметить, что не все эти земли, населенные йотнарами, явно описываются как быть ётунхеймаром . [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ётунхеймр .
- ^ *на английском языке .
- ^ *хаймаз .
- ^ Якобссон 2006 , стр. 106.
- ^ Сильфоны .
- ^ Валуспа (Онтарио) , Станцы 47 и 48.
- ^ Беллоуз 2004 , строфы Валуспа 47 и 48.
- ^ Сад 2011 , стр. 59–67, Фёр Скирн: путешествие Скирнира.
- ^ Крещение (ВКЛ) .
- ^ Хайде 2014 , стр. 107–108.
- ^ Фруктовый сад 2011 , Тримсквида: Песня о Триме.
- ^ Скороварка (ВКЛ.) .
- ^ Хайде 2014 , с. 121.
- ^ Стурлусон 2018 , Gylfaginning, глава 1. О короле Гюльфи и Гефьонре, глава 10. Прибытие Дагра и Натта, глава 14. О жилище богов и происхождении гномов, глава 34. О детях Локи и привязка волка Фенриса.
- ^ Gylfaginning (ON) , 1. От короля Гюльфа и Гефджуна, 10. Тилквама Дагс и Нэтр, 14. О жилищах богов и начале гномов, 34. От детей Локи и связанного Фенрисульфра.
- ^ Sturluson 2018 , Skáldskaparmál, глава 2. Гигант Тьязи унес Идунн, глава 3. Локи захватил Идунн и убил Тьязи.
- ^ Художественная литература (ВКЛ) , 2. Великан Тджази похитил Иду, 3. Локи поймал Иду и убил Тьязу.
- ^ Sturluson 2018 , Skáldskaparmál, глава 24. О великане Хрунгнире, глава 25. О вёльве Гроа.
- ^ Skáldskaparmál (ON) , 24. Из Hrugni jötni, 25. Из Groa valu..
- ^ Нордвиг 2013 , стр. 382.
- ^ Хайде 2014 , стр. 107–108, 131–134.
- ^ Якобссон 2006 , стр. 105–106.
- ^ Стурлусон 2018 , Gylfaginning, главы 44-47.
- ^ Хайде 2014 , с. 118.
- ^ Хайде 2014 , стр. 107–108, 120–121, 131–134.
- ^ Якобссон 2006 , стр. 109–110.
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адам (2004). Поэтическая Эдда: мифологические поэмы . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 9780486437101 .
- Орчард, Энди (2011). Старшая Эдда: книга знаний викингов . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 9780141393728 .
- Стурлусон, Снорри (2018). Прозаическая Эдда . Перевод Бродера, Артура Гилкриста. Франклин Классикс Трейд Пресс. ISBN 9780344335013 .
- Беллоуз, Генри Адам. «Поэтическая Эдда: Волуспо» . www.sacred-texts.com . Проверено 3 июля 2022 г.
- «Гилфагиннинг (ОН)» . heimskringla.no . Проверено 7 ноября 2022 г.
- «Язык поэзии (ЯН)» . worldkringla.com . Проверено 5 ноября 2022 г.
- «Крещение (ОН)» . worldkringla.com . Проверено 9 ноября 2022 г.
- «ТРИМСКВИДА (ОН)» . heimskringla.com . Проверено 9 ноября 2022 г.
- «Вёлуспа (ОН)» . heimskringla.com . Проверено 28 апреля 2023 г.
вторичный
[ редактировать ]- Хайде, Эльдар (2014). «Противоречивая космология в древнескандинавских мифах и религии – но все же система?» . Маал ог Минне (на норвежском языке). 106 (1). ISSN 1890-5455 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Якобссон, Арманн (2006). « Где живут великаны » ? Архив для скандинавской филологии . 121 : 101–112 . Проверено 6 мая 2022 г.
- Нордвиг, Матиас (2013). «Метод анализа моделей мира в скандинавской мифологии» . Орхусский университет .
- Симек, Рудольф (2008). Словарь северной мифологии . Перевод Холла, Анжелы. БОЙ6. ISBN 9780859915137 .
- «Ётунхеймр» . Викисловарь . Проверено 29 октября 2022 г.
- "*етуназ" . Викисловарь . Проверено 20 ноября 2022 г.
- «*хаймаз» . Викисловарь . Проверено 20 ноября 2022 г.