Жесткий захват
Хардгрейпр (или Хартгрепа; древнескандинавский : [ˈhɑrðˌɡréipz̠] , «Жесткая хватка») — персонаж скандинавской мифологии . В Gesta Danorum она дочь молодого Вагнофта и кормилица датского Хадинга. героя [ 1 ] [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Древнескандинавское название « Harðgreipr» переводится как «жесткая хватка». [ 1 ] Это сложное слово образовано прилагательным harðr («твердый, сильный»), присоединенным к корню greip- («рука [с растопыренными большими пальцами], ручка»). [ 3 ] Смысл можно объяснить эпизодом, в котором Хартгрепа (Harðgreipr) сжимает гигантскую руку, пытающуюся проникнуть в ее убежище. [ 2 ]
Датский историк XIII века Саксон Грамматик называет ее Хартгрепа в Gesta Danorum . [ 1 ]
Сертификаты
[ редактировать ]В Gesta Danorum (Действие датчан) Хартгрепа (Harðgreipr) становится кормилицей, любовницей и спутником датского героя Хадингуса (Хаддинга). [ 4 ] кто жаждал мести после убийства своего отца, короля Грама . [ 5 ]
Хартгрепа, сын Вагнхофта, пытался смягчить свой крепкий дух [Хаддинга] своим соблазном любви, неоднократными утверждениями, что он должен отдать ей первый подарок в виде своего брачного ложа, женившись на ней, поскольку она воспитала его в младенчестве с особую преданность и подарил ему первую погремушку.
— Деяния датчан , 1.6.2, пер. П. Фишер, 2015.
Хартгрепа пытается соблазнить Хадингуса, но тот отвечает, что «размер ее тела [] непосильен для человеческих объятий». [ 6 ] Однако, поскольку она йотунн , Хартгрепа может переодеться мужчиной и сопровождать Хадингуса в его путешествии. [ 2 ]
«Не позволяй виду моей странной величины повлиять на тебя. Я могу сделать тело своего меньше или больше, то тонким, то вместительным... Я становлюсь огромным, чтобы пугать свирепых, но маленьким, чтобы лежать с людьми». ... Этими заявлениями она уговорила Хаддинга переспать с ней и так сильно пылала любовью к молодому человеку, что, когда она обнаружила, что он жаждет вновь посетить свою страну, она, не теряя времени, сопровождала его, одетая как мужчина. ...
— Деяния датчан , 1.6.3–1.6.4, пер. П. Фишер, 2015.
Позже, «желая проверить волю богов с помощью своей магии ясновидения», она просит Хадингуса поместить палку с вырезанными на ней «самыми ужасными заклинаниями» (возможно, рунами ) под язык мертвеца. [ 7 ] [ 4 ] [ 2 ] Труп, которого магический предмет заставил говорить «ужасным для слуха голосом», проклинает того, кто его вызвал, а затем предсказывает смерть Хартгрепы, «отягощенной собственной обидой». [ 7 ]
В следующем эпизоде ей удается победить гигантскую руку, которая пытается проникнуть в их убежище, построенное из хвороста, пока она и Хаддингус спят. [ 4 ]
...они увидели огромную руку, прокравшуюся прямо в их маленькую хижину, обезумевшие от этого явления, и взывали о помощи няни. Хартгрепа, развернув конечности и раздувшись до гигантских размеров, крепко сжала руку...
— Деяния датчан , 1.6.6, пер. П. Фишер, 2015.
Как и предсказал труп, Хартгрепа в конце концов расплачивается за оскорбление, которое она ему нанесла, и в конечном итоге оказывается «испорченной товарищами своей расы [ йотнар ]». Автор Gesta Danorum добавляет, Саксон Грамматик что «ни ее особая природа, ни ее телесные размеры не помогли ей избежать диких когтей нападавших». [ 8 ]
В исландских мантрах Хардгрейпр появляется в списке гигантов . [ 1 ] [ 2 ]
Теории
[ редактировать ]По словам ученого Джона Линдоу , Хадингус обладает «многочисленными чертами Одина », и «определенно оставаться с великаншей — это поступок Одина…» [ 2 ] Линдоу интерпретирует эпизод, в котором Хардгрейпр заставляет Хадингуса помещать заклинания под язык трупа, как посвящение в одно из царств Одина — некромантию . [ 2 ]
Интерпретация Жоржа Дюмезиля
[ редактировать ]В «Саге о Хадингусе » Жорж Дюмезиль пытается продемонстрировать, что легенда о Хадингусе показывает много общего с мифами о боге Ньёрде и, в более общем плане, что Хадингус имеет много общих черт с ванами . Некоторые из его аргументов связаны с отношениями Хадингуса и Хартгрепы. [ нужна ссылка ]
До своей интеграции в асы ваны например имели инцестуозные отношения ( Фрейр и Фрейя, , являются детьми Ньёрда и его сестры). Отношения Хадингуса с Хартгрепой являются квази-инцестовыми, тем более что Хартгрепа настаивает на том, что она была для него как мать. [ нужна ссылка ]
Дюмезиль также проводит параллель между отношениями Хадингуса и Хартгрепы и отношениями между Фрейром / Гуннаром Хельмингом и жрицей Фрейра, как это описано в Ögmundar þáttr dytts . [ нужна ссылка ]
Он также напоминает, что ваны практиковали такой вид магии, как сейд . Даже если магия Хартгрепы (заставляющая мертвеца говорить) не входит в практику сейда, обе они описываются как постыдные и подлежащие наказанию. В этом отношении смерть Хартгрепы можно сравнить с попытками асов убить Гуллвейг . [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Орчард 1997 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Линдоу 2002 , с. 163.
- ^ де Врис 1962 , стр. 186, 210–211.
- ^ Jump up to: а б с Фруктовый сад 1997 года .
- ^ Фишер 2015 , с. 43.
- ^ Фишер 2015 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Фишер 2015 , с. 47.
- ^ Фишер 2015 , с. 49.
- ↑ Саксон Грамматик не называет причину смерти Хартгрепы. Объяснение Дюмезиля — лишь одно из многих. Аксель Олрик ( Kilderne tit Sakses Oldhistorie , 2, 1894), например, утверждал, что она была убита существами ее собственной расы за то, что предала их, поскольку она встала на сторону человека.
Ссылки
[ редактировать ]- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3 .
- Дюмезиль, Джордж (1973). От мифа к вымыслу: Сага о Хадингусе Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-16972-9 .
- Линдоу, Джон (2002). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл. ISBN 978-0-304-34520-5 .
Первоисточник
[ редактировать ]- Фишер, Питер, пер. (2015). Подвиги датчан Том. 1. Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-820523-4 .