Фьёргюн и Фьёргюн
Фьёргюн (или Йорд ; древнескандинавское «земля») — олицетворение земли в скандинавской мифологии и мать бога грома Тора , сына Одина . Мужская форма Фьёргинн изображается как отец богини Фригг , жены Одина. [ 1 ]
Оба имени встречаются в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и в « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном . Эти имена связаны с рядом теорий, и они были предметом научных дискуссий.
Имя
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Древнескандинавское имя Фьёргюн используется как поэтический синоним слов «земля» или «земля» в скальдических стихах. [ 2 ] [ 1 ] [ 3 ] Оно происходит от протогерманского *fergunja , что означает «гора», возможно, «горный лес», которое в конечном итоге может происходить от протоиндоевропейского *per-k. В ун-ия («царство Перка В унос '; то есть деревянные горы). [ 4 ] [ 5 ] Fjörgyn родственно , оба значения которого готскому firgen fairguni 𐍆𐌰𐌹𐍂𐌲𐌿𐌽𐌹), древнеанглийскому ( означают «гора», а также древневерхненемецкому Firgunnea , Рудные горы . [ 5 ] Альтернативно, имя может быть женским эквивалентом *ferga , что означает «бог». [ 5 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]Ученые утверждают, что Фьёргюн может быть просто другим именем Йорда , чье имя также означает «земля». [ 2 ] [ 1 ] тот факт, что она больше нигде не появляется как богиня в скальдической поэзии , «как можно было бы ожидать от чисто литературной альтернативы Йорду». Примечателен также [ 2 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Фьёргюн (женское начало) засвидетельствовано в Вёлуспа в теории «сын Фьёргюн» для Тора , а в Харбардсльёд — как мать Тора. [ 1 ]
Так что держитесь левой стороны дороги, пока не найдете Верланда;
Там Фьёргинн найдет Тора, своего сына,
И она научит его путям сородичей в землях Одина.
И в Gylfaginning (9) , и в Skáldskaparmál (19) Фьёргинн (мужской род) изображен как отец Фригг . [ 1 ] В «Локасенне» Локи (« Полет ») Локи отвечает Фригг:
Заткнись, Фригг! Ты дочь Фьёргинна
и всегда жаждали мужчин...— Снорри Стурлусон, Локасенна , 26, пер. Дж. Линдоу , 2002.
Теории
[ редактировать ]Божественная пара
[ редактировать ]Хильда Эллис Дэвидсон предполагает, что Фьёргюн и Фьёргинн, возможно, представляли собой божественную пару, о которой сохранилось мало информации, наряду с такими фигурами, как теоретические Улл и Уллин, Ньёрд и Нертус , а также засвидетельствованные Фрейр и Фрейя . [ 6 ]
Протоиндоевропейское происхождение
[ редактировать ]Были выдвинуты теории, что Фьёргюн ( протогерманский : * fergunja ) может представлять собой продолжение более раннего протоиндоевропейского бога грома или дождя *Perk. В unos обусловлено индоевропейскими языковыми связями между скандинавским Фьёргыном, литовским богом Перкунасом , славянским богом Перуном и, возможно, ведическим богом дождя Парджаньей . [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Линдоу 2002 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с Симек 1996 , с. 86.
- ^ Запад 2007 , с. 241, 243.
- ^ Запад 2007 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б с Кроонен 2013 , с. 136.
- ^ Дэвидсон (1990:106, 111)
- ^ Мэллори (1989:129).
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвидсон, HR Эллис (1990). Боги и мифы Северной Европы . Книги о пингвинах . ISBN 0-14-013627-4
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. ISBN 9789004183407 .
- Линдоу, Джон (2002). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .
- Мэллори, JP (1989). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф. Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27616-1
- Симек, Рудольф (1996). Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр. ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .