Мокрая земля

Ландвэттир («духи земли» или «земные духи ») — духи земли в древнескандинавской религии , более поздних народных верованиях и современном язычестве . Они тесно связаны с конкретными местами, и их благополучие представляется необходимым для того, чтобы земля, на которой они живут, была плодородной. В древнескандинавских источниках они изображены как потенциально вредные и способные отгонять нежелательных людей, а также способные пугаться человеческих действий, таких как использование резных номинальных голов на кораблях или нидстангов . Считалось, что хорошие отношения между людьми и ландваттиром поддерживаются такими действиями, как оставление им еды, однако после основания церкви эта практика была названа еретической и явно запрещена в норвежских Гулатинга сводах законов .
Ученые по-разному связывали Ландваттир с другими существами, населявшими эту землю, такими как эльфы , гномы и ланддисир , с которыми они потенциально отождествлялись в разные моменты истории. Их вера и почитание возродились в современный период как часть практики современных язычников .
Имя и этимология
[ редактировать ]Vættr ( мн. Vættir ) может быть переведено как «уайт» или «существо» и происходит от протозападногерманского слова «*wihti» от протогерманского : * wihtiz от протоиндоевропейского : «*wekti» («причина , сакэ, вещь»), от праиндоевропейского «*wekʷ-» («сказать, рассказать»). [ 1 ] [ 2 ] Таким образом, он родственен древнеанглийскому : wiht и его потомкам среднеанглийскому : wight или среднеанглийскому : wit и современному английскому «wight». Это также родственно шотландцам : wicht , немецкому : Wicht , голландскому : Wicht и является предком шведского : vätte , датского : vætte и исландского : vættur . [ 3 ] [ 2 ]
Слово « ланд-ваттир» по-разному переводят как «духи-хранители страны», «духи земли», «сухопутные жители» или «духи природы». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Средневековый период
[ редактировать ]Преступление через действия человека
[ редактировать ]
В Úlfljótslug , законе, направленном на предотвращение нарушения ландваттира:
Это было начало языческого закона, согласно которому люди не должны иметь головной корабль в море, но если он был, они должны были снять голову, прежде чем они появятся в поле зрения суши, и не должны плыть на сушу с разинутыми головами или выпирающими кормами. так что это включает в себя |
Это было началом преамбулы языческих законов, гласившей, что людям не следует выводить в море корабли с вырезанными на корме головами фигур; но если они это сделали, то им следует снимать их до того, как они увидят землю, а не плыть на сушу с разинутые головы или зевающие морды, чтобы фейри-хранители земли не испугались этого». |
- Древнескандинавский текст [ 8 ] | — Современный английский перевод [ 9 ] |
В саге Эйрбюггья человеческие отходы изображены в виде пугающих эльфов, которых некоторые ученые называют ландваттир. В этом рассказе Торольфр Мострарскегг откладывает шхеру, которую он называет Дритскер («Дерьмовая шхера»), чтобы они не оскверняли своими фекалиями Хельгафелл , который он считал святым. [ 10 ]
Причинение вреда и пугание людей
[ редактировать ]Ландвэттир часто изображают как человека, глубоко связанного с определенным местом и желающего и способного причинить вред людям, живущим там, если ландвэттир не сочтут их желанными гостями. Ланднамабок , например, описывает, как два брата, Ингольф и Хьёрлейф, отправились заселять Исландию из Норвегии. Ингольф часто выполнял блоты , а его брат - нет. Позже Хьёрлейф был убит своими рабами в Хьёрлейфсхёфди, что Ингольф приписывает его несоблюдению языческих обычаев . Позже в книге говорится, что никто не осмеливался жить там, где поселился Хьёрлейф, из-за ландвэттира. В соответствии с другими сообщениями, это изображает Исландию как населенную ландвэттирами, и далее утверждается, что это отражает веру в то, что они могут причинить вред поселенцам, если не будут приняты соответствующие ритуальные меры предосторожности. [ 11 ] Были высказаны альтернативные предположения, например, что ландвэттир были разгневаны из-за пролития крови на земле, на которой они жили, или что они были напуганы этим, и поэтому земля не могла процветать. [ 12 ] [ 13 ]
Они также фигурируют в литературе саг, например, в версии Heimskringla саги об Олаве Tryggvasonar, когда они отгоняют возможное вторжение со стороны Харальда Bluetooth :
Конунг Харальд предложил королю отправиться в Исландию в случае катастрофы и попробовать, что он может ему сказать. Тот пошел в образе кита. Но когда он пришел в страну, он отправился на запад, на север страны; он увидел, что все горы и холмы были полны болот, как больших, так и маленьких. |
Конунг Харальд велел колдуну отправиться в Исландию в каком-нибудь измененном обличье и попробовать рассказать ему то, что он сможет там узнать: и он отправился в путь в обличье кита. И когда он приблизился к этой земле, он отправился на западную сторону Исландии, на север вокруг страны, где он увидел все горы и холмы, полные духов-хранителей, больших и малых. |
- Древнескандинавский текст [ 14 ] | — Современный английский перевод [ 15 ] |
После этого человек в обличье кита плавает вокруг Исландии и каждый раз, когда он достигает новой части, его прогоняют. Сначала шел большой дракон, за ним следовали змеи, жабы и ящерицы, которые дули в него ядом, затем большая птица со множеством более мелких птиц, затем большой бык, за которым следовал ландваттир и, наконец, огромный бергриси с железным посохом, за которым шло множество другой йотнар. [ 15 ] Неясно, считались ли все эти защитные существа ландвэттиром, учитывая, что за быком явно следует ландвэттир, однако большинство исландцев понимают под этим термином четыре фигуры. Также неясно, взяты ли образы этих четырех существ из традиционных преданий, но ученые обычно полагают, что на них сильно повлияли христианские образы Четырех евангелистов . [ 16 ] [ 13 ] Было отмечено, что в описании этого же события из «Саги о Йомсвикинге» не упоминаются волшебник или ландваттир. Сага о Книтлинге , однако, пересказывает рассказ Хеймскринглы и вместо этого называет существ óvættir («злые духи»), что соответствует тому, что это рассказывается с датской точки зрения. [ 11 ]
В саге об Эгилсе , находясь в Норвегии, Эгиль Скаллагримссон воздвигает нидстёнг , голову лошади на столбе, как оскорбление ландвэттира. Он проклинает их за то, что они не смогут найти свои жилища, пока они не изгонят Эрика Кровавого Топора и Гуннхильд из Норвегии. В следующем году эти двое вынуждены покинуть Норвегию, хотя в саге причина намеренно остается неясной. [ 11 ]
Ассоциация с рождаемостью
[ редактировать ]В Ланднамабоке в одном из рассказов описывается бергбуи («житель скалы»), заключивший соглашение с человеком по имени Бьёрн, у которого было несколько коз после бегства от потока лавы. После этого появляется козел, у которого от своих козочек-нянек рождается много детей, что делает его богатым за счет всего скота, которым он владел. В нем описывается, что Ландваттира вместе с Бьёрном могли увидеть те, у кого было второе зрение . Было высказано предположение, что в этом контексте бергбуар является синонимом ландвэттр, что подтверждается идеей, что ландвэттир живут в камнях, горах и холмах. [ 17 ] Было также высказано предположение, что взамен Бьорн, возможно, должен был делать подношения еды, как записано, как это совершалось женщинами для ландвэттира в Heimslýsing ok Helgifrœði , проповеди, найденной в Hauksbók . [ 11 ] В этом рассказе женщины относят еду в каменные кучи или плоские камни, надеясь, что взамен ландвэттир принесет им процветание. [ 18 ]
Запрет и критика веры и поклонения
[ редактировать ]Норвежские законы Гулатинга , написанные во второй половине 13 века, сделали незаконным убеждение в том, что хауы , лесные массивы и водопады населены ландвэттирами, считая это ересью и принадлежностью к языческой религии . [ примечание 1 ] [ 19 ] [ 11 ] Точно так же автор проповеди Heimslýsing ok Helgifrœði утверждает, что готовность некоторых женщин приносить подношения ландвэттиру проистекает из их глупости. [ 18 ]
Дальнейшая стипендия
[ редактировать ]Отношение к другим существам
[ редактировать ]Ландваттир обсуждался в связи с ланддисастейнаром ( камнями ланддисир ). Это камни на северо-западе Исландии, которые, по описанию, пользовались уважением еще в 19 веке, и считалось неуместным косить траву или позволять детям играть рядом с ними. Термин «landdísir» не засвидетельствован в древнескандинавских источниках, но может быть реконструирован из термина «landdísasteinar» , где они, вероятно, жили. На основании этого проживания в скалах было высказано предположение, что они тесно связаны с ландвэттиром, и было отмечено, что и другие существа германского фольклора, в этих местах, как полагают, живут такие как эльфы и гномы . [ 20 ]
Отношения между людьми и ландваттиром были также связаны с более широкой моделью людей в одном и том же культурном контексте, поклоняющихся и получающих советы от духов, живущих в водопадах, лесах и скалах, которым они делали подношения. Об этом свидетельствует Ланднамабок, в котором записано, что поселенцы приносили подношения водопаду и священной роще . [ 5 ] Помимо этого, в « Саге о Торвальдсе Видфёрле» и «Саге о Кристни» рассказывается история, в которой исландский фермер по имени Кодран вступает в партнерство с духом, живущим в камне, называемом спамадр или армадр , который в конечном итоге прогоняется, когда епископ окропляет камень, в который он попал. жил святой водой. Было отмечено, что это существо, вероятно, создано по образцу ландваттира и бергбуара , что очень похоже на их изображения в других источниках. [ 21 ]
Некоторые ученые предполагают, что ландваттиры являются хтоническими духами мертвых, но другие интерпретируют их как духов природы, поскольку иногда они живут на никогда не заселенной земле. [ 22 ] [ 5 ]
Утверждалось, что в начале XII века в Исландии альфары и ландвэттир считались отдельными существами: ландвэттир жил в холмах и холмах, а эльфы были больше похожи на богов. Согласно этому предположению, рассказ о пятне , нанесенной эльфам, живущим на холме, в саге о Кормаксе , является ранней стадией слияния двух существ. Фольклорное представление эльфов стало результатом этого более позднего смешения, которое можно увидеть в более поздних материалах саг, таких как Norna-Gests þáttr , Hrólfs saga kraka и Þiðriks saga . [ 23 ]
Отсутствие мифологического значения
[ редактировать ]Утверждалось, что Ландветтир не играл никакой роли в скандинавской мифологии , поскольку они не упоминаются ни в одном эддическом материале. [ 24 ]
Современный период
[ редактировать ]Современное язычество
[ редактировать ]Йормундур Инги Хансен , бывший верховный жрец Асатруарфелагида , сказал, что ландвэттир — это «духи, и они каким-то образом контролируют безопасность земли, ее плодородие и так далее». [ 25 ] По его словам, они «привязаны к какому-то месту в ландшафте, к огромной скале, к горе или к особо красивому месту», и это место можно узнать по тому, что оно красивее, чем «всего в нескольких ярдах от него». [ 26 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Четыре существа, идентифицированные как ландваттир Исландии, изображены на исландском гербе , на аверсе монет исландской кроны и на гербе национальных футбольных команд Исландии. [ 27 ] [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Анимизм — религиозная вера в то, что объекты, места и существа обладают отдельной духовной сущностью.
- Кофгоды — домашние боги англосаксонской национальности.
- Genius loci , духи места в классической римской религии.
- Ками , почитаемые существа в синтоизме, часто связанные с природными объектами.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ОИД-Вэтр .
- ^ Jump up to: а б *с .
- ^ Уайт .
- ^ OID-Landvätr .
- ^ Jump up to: а б с Дэвидсон 1988 , стр. 103–104.
- ^ Ноэцель 2018 .
- ^ Ганнелл 2007 , с. 116.
- ^ Расчетная книга (4) .
- ^ Торгилссон и Элвуд 1898 , стр. 177.
- ^ Фелстед 2014 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мейланд 2013 .
- ^ Шанда 2018 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Турвиль-Петре 1975 , с. 232.
- ^ История Олафа Трюггвасона .
- ^ Jump up to: а б Стурлусон 1961 , Глава 37.
- ^ Ганнелл 2007 , стр. 116–117.
- ^ Шанда 2018 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Турвиль-Петре 1975 , с. 233.
- ^ Санмарк 2010 , стр. 167–168.
- ^ Симек 2008 , стр. 185–186.
- ^ Хьюз 2022 , с. 132.
- ^ де Врис 1956 , с. 260.
- ^ Ганнелл 2007 , стр. 119–121.
- ^ Найгаард 2021 , стр. 150.
- ^ Блейн 2000 , с. 7.
- ^ Блейн 2000 , стр. 7–8.
- ^ Стивен .
- ^ и .
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Стурлусон, Снорри (1961). Хеймскрингла. Часть вторая, Саги о скандинавских королях. Перевод Лэнга, Сэмюэля. Лондон: Дент. ISBN 0460008471 .
- Торгилссон, Ари ; Эллвуд, Томас (1898). Книга заселения Исландии: Тр. с оригинального исландского языка Ари Учёного . Т. Уилсон.
- «Расчетная книга (часть 4)» . hmiskringla.com . Проверено 17 августа 2022 г.
- «История Олафа Трюггвасона» . hmiskringla.no . Проверено 31 октября 2023 г.
вторичный
[ редактировать ]- Блейн, Дженни (2000). Уайты и предки: язычество в живом ландшафте . Уилтшир: Колодец Вирда. ISBN 0953904407 .
- Дэвидсон, Хильда Родерик Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-2207-4 .
- де Врис, Ян (1956). «Священная канцелярия». Древнегерманская религиозная история . 1 :260.
- Ганнелл, Терри (2007). «Насколько эльфийскими были Альфары?» . Создание наций, реконструкция мифа . Изготовление Средневековья. 9 . Издательство Брепольс: 111–130. doi : 10.1484/m.mmages-eb.3.3608 . ISBN 978-2-503-52393-4 . S2CID 163209884 .
- Хьюз, Томас Эндрю (2022). «[Диксит] non se carere posse consortio praedecessorum suorum, 'Он сказал, что не может быть без своих предшественников': Отношение к проклятию языческих предков в древнескандинавско-исландской литературе» (PDF) . Саги и Кругобалтийская арена . 18 : 128–134.
- Мейланд, Николас (2013). «(Ре)преобразование «духов земли» в средневековой Исландии» . Ревю истории религий . 230 (3): 333–354 . Проверено 7 ноября 2023 г.
- Ноетцель, Джастин Т. (2018). «7 преступников и нежить: определение священного и общественного пространства в средневековой Исландии». Работа с мертвецами . Брилл. стр. 175–200. ISBN 978-90-04-35833-1 .
- Найгаард, Саймон (2021). «ein l?g ok einn siðr: Закон, религия и их роль в культивировании культурной памяти в дохристианском исландском обществе» . Скандинавско-канадские исследования . 28 : 144–177. дои : 10.29173/scancan205 . ISSN 2816-5187 . S2CID 246009592 .
- Фелстед, Карл (2014). «Экокритика и сага об Эйрбиггье» (PDF) . Лидс Исследования на английском языке .
- Санмарк, Александра (2010). «Глава 8. Жизнь дальше: предки и душа» . Сигналы веры в ранней Англии: новый взгляд на англосаксонское язычество . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-395-4 . JSTOR j.ctt1cd0nf9.14 .
- Шанда, Флора (2018). « Все горы и холмы были полны земли vättir»:: Древнескандинавская земля vättir и родственные ей мифологические существа» . Венский университет .
- Симек, Рудольф (2008). Словарь северной мифологии . Перевод Холла, Анжелы. БОЙ6. ISBN 9780859915137 .
- Стивен, Рэйчел. «Сборная Исландии по футболу обретает новую идентичность» . Креативный обзор . Проверено 6 июля 2020 г.
- Турвиль-Петре, Эдвард Освальд Габриэль (1975). Миф и религия Севера: религия древней Скандинавии (Ред.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780837174204 .
- «Старый исландский словарь — Landvættr» . Староисландский словарь . Проверено 30 октября 2023 г.
- «Старый исландский словарь — Vættr» . Староисландский словарь . Проверено 18 ноября 2023 г.
- "уайт" . Викисловарь, бесплатный словарь . 6 сентября 2023 г. Проверено 29 октября 2023 г.
- «Реконструкция: протогерманский/вайтиз» . Викисловарь, бесплатный словарь . 9 апреля 2023 г. Проверено 29 октября 2023 г.
- «Исландский вратарь и кинорежиссер снял рекламный ролик для Bold New Crest» . Иллюстрированный спорт . ООО «АБГ-СИ». 1 июля 2020 г. Проверено 6 июля 2020 г.