Jump to content

Мокрая земля

Четыре существа, обычно идентифицируемые как ландваттир, как описано в Хеймскринглы версии саги об Олафе Трюггвасонаре , как сторонники на гербе Исландии .

Ландвэттир («духи земли» или «земные духи ») — духи земли в древнескандинавской религии , более поздних народных верованиях и современном язычестве . Они тесно связаны с конкретными местами, и их благополучие представляется необходимым для того, чтобы земля, на которой они живут, была плодородной. В древнескандинавских источниках они изображены как потенциально вредные и способные отгонять нежелательных людей, а также способные пугаться человеческих действий, таких как использование резных номинальных голов на кораблях или нидстангов . Считалось, что хорошие отношения между людьми и ландваттиром поддерживаются такими действиями, как оставление им еды, однако после основания церкви эта практика была названа еретической и явно запрещена в норвежских Гулатинга сводах законов .

Ученые по-разному связывали Ландваттир с другими существами, населявшими эту землю, такими как эльфы , гномы и ланддисир , с которыми они потенциально отождествлялись в разные моменты истории. Их вера и почитание возродились в современный период как часть практики современных язычников .


Имя и этимология

[ редактировать ]

Vættr ( мн.   Vættir ) может быть переведено как «уайт» или «существо» и происходит от протозападногерманского слова «*wihti» от протогерманского : * wihtiz от протоиндоевропейского : «*wekti» («причина , сакэ, вещь»), от праиндоевропейского «*wekʷ-» («сказать, рассказать»). [ 1 ] [ 2 ] Таким образом, он родственен древнеанглийскому : wiht и его потомкам среднеанглийскому : wight или среднеанглийскому : wit и современному английскому «wight». Это также родственно шотландцам : wicht , немецкому : Wicht , голландскому : Wicht и является предком шведского : vätte , датского : vætte и исландского : vættur . [ 3 ] [ 2 ]

Слово « ланд-ваттир» по-разному переводят как «духи-хранители страны», «духи земли», «сухопутные жители» или «духи природы». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Средневековый период

[ редактировать ]

Преступление через действия человека

[ редактировать ]
Резные столбы с головами животных из корабельного захоронения Осеберг

В Úlfljótslug , законе, направленном на предотвращение нарушения ландваттира:

В саге Эйрбюггья человеческие отходы изображены в виде пугающих эльфов, которых некоторые ученые называют ландваттир. В этом рассказе Торольфр Мострарскегг откладывает шхеру, которую он называет Дритскер («Дерьмовая шхера»), чтобы они не оскверняли своими фекалиями Хельгафелл , который он считал святым. [ 10 ]

Причинение вреда и пугание людей

[ редактировать ]

Ландвэттир часто изображают как человека, глубоко связанного с определенным местом и желающего и способного причинить вред людям, живущим там, если ландвэттир не сочтут их желанными гостями. Ланднамабок , например, описывает, как два брата, Ингольф и Хьёрлейф, отправились заселять Исландию из Норвегии. Ингольф часто выполнял блоты , а его брат - нет. Позже Хьёрлейф был убит своими рабами в Хьёрлейфсхёфди, что Ингольф приписывает его несоблюдению языческих обычаев . Позже в книге говорится, что никто не осмеливался жить там, где поселился Хьёрлейф, из-за ландвэттира. В соответствии с другими сообщениями, это изображает Исландию как населенную ландвэттирами, и далее утверждается, что это отражает веру в то, что они могут причинить вред поселенцам, если не будут приняты соответствующие ритуальные меры предосторожности. [ 11 ] Были высказаны альтернативные предположения, например, что ландвэттир были разгневаны из-за пролития крови на земле, на которой они жили, или что они были напуганы этим, и поэтому земля не могла процветать. [ 12 ] [ 13 ]

Они также фигурируют в литературе саг, например, в версии Heimskringla саги об Олаве Tryggvasonar, когда они отгоняют возможное вторжение со стороны Харальда Bluetooth :

После этого человек в обличье кита плавает вокруг Исландии и каждый раз, когда он достигает новой части, его прогоняют. Сначала шел большой дракон, за ним следовали змеи, жабы и ящерицы, которые дули в него ядом, затем большая птица со множеством более мелких птиц, затем большой бык, за которым следовал ландваттир и, наконец, огромный бергриси с железным посохом, за которым шло множество другой йотнар. [ 15 ] Неясно, считались ли все эти защитные существа ландвэттиром, учитывая, что за быком явно следует ландвэттир, однако большинство исландцев понимают под этим термином четыре фигуры. Также неясно, взяты ли образы этих четырех существ из традиционных преданий, но ученые обычно полагают, что на них сильно повлияли христианские образы Четырех евангелистов . [ 16 ] [ 13 ] Было отмечено, что в описании этого же события из «Саги о Йомсвикинге» не упоминаются волшебник или ландваттир. Сага о Книтлинге , однако, пересказывает рассказ Хеймскринглы и вместо этого называет существ óvættir («злые духи»), что соответствует тому, что это рассказывается с датской точки зрения. [ 11 ]

В саге об Эгилсе , находясь в Норвегии, Эгиль Скаллагримссон воздвигает нидстёнг , голову лошади на столбе, как оскорбление ландвэттира. Он проклинает их за то, что они не смогут найти свои жилища, пока они не изгонят Эрика Кровавого Топора и Гуннхильд из Норвегии. В следующем году эти двое вынуждены покинуть Норвегию, хотя в саге причина намеренно остается неясной. [ 11 ]

Ассоциация с рождаемостью

[ редактировать ]
Хьёрлейфшёди , где, по словам Ланднамабука, человек по имени Хьёрлейф был убит своими рабами, и позже это место не было заселено из-за страха перед ландваттиром.

В Ланднамабоке в одном из рассказов описывается бергбуи («житель скалы»), заключивший соглашение с человеком по имени Бьёрн, у которого было несколько коз после бегства от потока лавы. После этого появляется козел, у которого от своих козочек-нянек рождается много детей, что делает его богатым за счет всего скота, которым он владел. В нем описывается, что Ландваттира вместе с Бьёрном могли увидеть те, у кого было второе зрение . Было высказано предположение, что в этом контексте бергбуар является синонимом ландвэттр, что подтверждается идеей, что ландвэттир живут в камнях, горах и холмах. [ 17 ] Было также высказано предположение, что взамен Бьорн, возможно, должен был делать подношения еды, как записано, как это совершалось женщинами для ландвэттира в Heimslýsing ok Helgifrœði , проповеди, найденной в Hauksbók . [ 11 ] В этом рассказе женщины относят еду в каменные кучи или плоские камни, надеясь, что взамен ландвэттир принесет им процветание. [ 18 ]

Запрет и критика веры и поклонения

[ редактировать ]

Норвежские законы Гулатинга , написанные во второй половине 13 века, сделали незаконным убеждение в том, что хауы , лесные массивы и водопады населены ландвэттирами, считая это ересью и принадлежностью к языческой религии . [ примечание 1 ] [ 19 ] [ 11 ] Точно так же автор проповеди Heimslýsing ok Helgifrœði утверждает, что готовность некоторых женщин приносить подношения ландвэттиру проистекает из их глупости. [ 18 ]

Дальнейшая стипендия

[ редактировать ]

Отношение к другим существам

[ редактировать ]

Ландваттир обсуждался в связи с ланддисастейнаром ( камнями ланддисир ). Это камни на северо-западе Исландии, которые, по описанию, пользовались уважением еще в 19 веке, и считалось неуместным косить траву или позволять детям играть рядом с ними. Термин «landdísir» не засвидетельствован в древнескандинавских источниках, но может быть реконструирован из термина «landdísasteinar» , где они, вероятно, жили. На основании этого проживания в скалах было высказано предположение, что они тесно связаны с ландвэттиром, и было отмечено, что и другие существа германского фольклора, в этих местах, как полагают, живут такие как эльфы и гномы . [ 20 ]

Отношения между людьми и ландваттиром были также связаны с более широкой моделью людей в одном и том же культурном контексте, поклоняющихся и получающих советы от духов, живущих в водопадах, лесах и скалах, которым они делали подношения. Об этом свидетельствует Ланднамабок, в котором записано, что поселенцы приносили подношения водопаду и священной роще . [ 5 ] Помимо этого, в « Саге о Торвальдсе Видфёрле» и «Саге о Кристни» рассказывается история, в которой исландский фермер по имени Кодран вступает в партнерство с духом, живущим в камне, называемом спамадр или армадр , который в конечном итоге прогоняется, когда епископ окропляет камень, в который он попал. жил святой водой. Было отмечено, что это существо, вероятно, создано по образцу ландваттира и бергбуара , что очень похоже на их изображения в других источниках. [ 21 ]

Некоторые ученые предполагают, что ландваттиры являются хтоническими духами мертвых, но другие интерпретируют их как духов природы, поскольку иногда они живут на никогда не заселенной земле. [ 22 ] [ 5 ]

Утверждалось, что в начале XII века в Исландии альфары и ландвэттир считались отдельными существами: ландвэттир жил в холмах и холмах, а эльфы были больше похожи на богов. Согласно этому предположению, рассказ о пятне , нанесенной эльфам, живущим на холме, в саге о Кормаксе , является ранней стадией слияния двух существ. Фольклорное представление эльфов стало результатом этого более позднего смешения, которое можно увидеть в более поздних материалах саг, таких как Norna-Gests þáttr , Hrólfs saga kraka и Þiðriks saga . [ 23 ]

Отсутствие мифологического значения

[ редактировать ]

Утверждалось, что Ландветтир не играл никакой роли в скандинавской мифологии , поскольку они не упоминаются ни в одном эддическом материале. [ 24 ]

Современный период

[ редактировать ]

Современное язычество

[ редактировать ]

Йормундур Инги Хансен , бывший верховный жрец Асатруарфелагида , сказал, что ландвэттир — это «духи, и они каким-то образом контролируют безопасность земли, ее плодородие и так далее». [ 25 ] По его словам, они «привязаны к какому-то месту в ландшафте, к огромной скале, к горе или к особо красивому месту», и это место можно узнать по тому, что оно красивее, чем «всего в нескольких ярдах от него». [ 26 ]

[ редактировать ]

Четыре существа, идентифицированные как ландваттир Исландии, изображены на исландском гербе , на аверсе монет исландской кроны и на гербе национальных футбольных команд Исландии. [ 27 ] [ 28 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Анимизм — религиозная вера в то, что объекты, места и существа обладают отдельной духовной сущностью.
  • Кофгоды — домашние боги англосаксонской национальности.
  • Genius loci , духи места в классической римской религии.
  • Ками , почитаемые существа в синтоизме, часто связанные с природными объектами.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Древнескандинавское письмо гласит: « Но эти люди слышат об ошибке и высоте гадюки [...] и верят, что земля влажная, чтобы видеть рощи, холмы и броды » . [ 11 ]

Библиография

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]
  • Стурлусон, Снорри (1961). Хеймскрингла. Часть вторая, Саги о скандинавских королях. Перевод Лэнга, Сэмюэля. Лондон: Дент. ISBN  0460008471 .
  • Торгилссон, Ари ; Эллвуд, Томас (1898). Книга заселения Исландии: Тр. с оригинального исландского языка Ари Учёного . Т. Уилсон.
  • «Расчетная книга (часть 4)» . hmiskringla.com . Проверено 17 августа 2022 г.
  • «История Олафа Трюггвасона» . hmiskringla.no . Проверено 31 октября 2023 г.

вторичный

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff3c3b1eb885c9f101d47767a9af655d__1710765660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/5d/ff3c3b1eb885c9f101d47767a9af655d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Landvættir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)