Щитница
Дева -воительница ( древнескандинавский : skjaldmær [ˈskjɑldˌmæːr] ) — женщина- воин из скандинавского фольклора и мифологии .
Термин древнескандинавский : skjaldmær чаще всего появляется в fornaldarsögur, например, в Hervarar saga ok Heiðreks . Однако женщины-воины упоминаются и в латинском произведении Gesta Danorum . [1] И fornaldarsögur, и Gesta Danorum были написаны после эпохи викингов и считаются вымышленными. Более ранние сообщения о борьбе женщин встречаются в некоторых римских источниках поздней античности . [2] Их часто связывают с мифическими валькириями , которые, возможно, послужили вдохновением для создания служанок. [3] Возможно, их также вдохновили рассказы об амазонках.
Этимология и значение
[ редактировать ]Термин «Дева-щит» является калькой древнескандинавского древнескандинавского слова : skjaldmær . Поскольку в древнескандинавском языке нет слова, которое напрямую переводится как воин, а, скорее, drengr, rekkr и seggr могут относиться к воину-мужчине, а bragnar может означать воинов, проблематично сказать, что этот термин означал женщину-воина для носителей древнескандинавского языка. Джудит Джеш исследовала это слово, пытаясь выяснить его происхождение. Хотя она обнаружила, что это слово использовалось для описания амазонок, а также женщин-воинов в сагах, обычно с Востока, она не нашла убедительных доказательств того, что оно датируется эпохой викингов, и предполагает, что оно могло войти в древнескандинавский язык в 13 веке. Кроме того, этот термин встречается в названии корабля и в прозвище поэта.
В современном английском языке это может относиться к общей женщине-воину, но также используется для обозначения конкретного типа персонажа, появляющегося в fornaldarsögur. Как ни странно, его иногда используют для обозначения гипотетических женщин-воинов эпохи викингов. Йеш выступает против такого использования в академических работах, чтобы избежать путаницы между текстовыми и буквальными Девами-Щитами. Этот термин также используется в современном английском языке как синоним валькирии. Действительно, Брюнхильда, валькирия, описывает себя как девушку-воительницу в саге о Вёльсунгах. Однако текст был составлен в 13 веке, а не в эпоху викингов. В эпоху викингов валькирии подавали напитки в Вахалле и выбирали мертвых в бою, но не были воинами в том смысле, в каком они были воительницами в сагах. [4]
Девы-воительницы в литературе
[ редактировать ]Примеры девиц-воительниц, упомянутых по имени в скандинавских сагах, включают Брюнхильд в саге о Вёлсунгах , Хервор в саге о Хервараре ок Хейдрекс , Брюнхильд из саги о Бозе ок Херраудс и шведскую принцессу Торнбьерг в саге о Хрольфе Гаутрекссонар . Принцесса Хед, Висна, Лагерта и Веборг — женщины-воины, названные в Gesta Danorum .
Две воительницы появляются в саге о Хервараре . Известно, что первая из этих Херворов в раннем детстве брала на себя типично мужские роли и часто совершала набеги на путешественников в лесу, одетых как мужчины. Позже в своей жизни она забрала проклятый меч Тирфинг с места захоронения своего отца и стала морским налетчиком. В конце концов она остепенилась и вышла замуж. Ее внучку также звали Хервор, и она командовала войсками против нападающих гуннов . Хотя в саге отмечается ее храбрость, она смертельно ранена вражескими силами и умирает на поле боя. [5]
Саксон Грамматик [6] сообщается, что женщины сражались на стороне датчан в битве при Бравеллире в 750 году:
И вот из города Сле под предводительством капитанов Хеты (Хейда) и Висны вместе с Хаконом Кат-Чеком вышел Тумми Парусник. Этим капитанам, имевшим тела женщин, природа даровала души мужчин. Вебиорг также был вдохновлен тем же духом, и его посетили Бо (Буи) Брамасон и Брат Джут, жаждущие войны.
Ученые Джудит Джеш и Дженни Йохенс предполагают, что часто мрачные судьбы дев-воительниц или их внезапное возвращение к типично женским ролям являются свидетельством их роли как фигур как мужских, так и женских фантазий, а также символом опасности отказа от гендерных ролей. [5]
Брюнхильд Будладоттир и Гудрун Гьюкадоттир
[ редактировать ]Брюнхильдра из саги о Вёлсунгах вместе со своей любовной соперницей Гудрун Гьюкадоттир представляет собой пример того, как дева-воительница сравнивается с более традиционной аристократической женственностью в сагах. Брюнхильд в основном озабочена честью, как и воин-мужчина. Когда она выходит замуж за вместо брата Гудрун Гуннара Сигурда , человека, за которого она собиралась выйти замуж, Брюнхильд произносит стих, сравнивая храбрость двух мужчин: [7]
Сигурд сразился с драконом
И это будет потом
Забытый никем
Пока мужчины еще живы.
И все же твой брат
Ни один не осмелился
Чтобы поехать в огонь
И не перепрыгнуть через него.
Брюнхильда замужем за Гуннарром, а не за Сигурдом из-за обмана и хитрости, в том числе из-за зелья забывчивости, данного Сигурду, чтобы он забыл свои предыдущие отношения с ней. [8] Брюнхильд расстроена не только потерей Сигурда, но и связанной с этим нечестностью. Подобно своим коллегам-мужчинам, дева-воительница предпочитает действовать прямо, без обмана, который в большей части средневековой литературы считается стереотипно женским. Она непосредственно осуществляет свою месть, что приводит к гибели ее самой, Сигурда и сына Сигурда от Гудрун. Убивая ребенка, она демонстрирует понимание вражды и сыновней ответственности; если бы он выжил, мальчик вырастет и отомстит семье Брюнхильд.
Гудрун так же озабочена семейными связями, но поначалу обычно не действует напрямую. Она более склонна подстрекать к действию своих родственников-мужчин, чем сама брать в руки оружие. Гудрун не воительница, и Брюнхильда издевается над ней за это, говоря: «Спрашивайте только то, что вам лучше знать. Это подходит для благородных женщин. И легко быть удовлетворенным, пока все происходит согласно вашим желаниям». [8] Однако в своих более поздних браках она готова убить своих детей, сжечь зал и отправить других сыновей отомстить за убийство своей дочери Сванхильдр. В мире саг женщины могут быть одновременно благородными и беспощадными, как и герои-мужчины. [ нужна ссылка ]
Историческое существование
[ редактировать ]Большая часть исследований служанок сосредоточена на них как на литературном феномене. Тем не менее, некоторые воительницы в буквальном смысле долгое время считались свидетельством существования исторических женщин-воинов в эпоху викингов. В начале 1900-х годов в Нордре-Хёлене была найдена могила с женским оружием, на которой было написано «Дева-воительница». Однако девушки-воительницы не изучались глубоко до тех пор, пока ученые-текстологи не начали изучать этот вопрос. Престгаард Андерсен, Йеш и Йохенс начали изучать текстовые источники. [9] Нил Прайс утверждает, что они существовали. [10] [11] Некоторые ученые, такие как профессор Джудит Йеш , ссылаются на отсутствие доказательств наличия обученных или регулярных женщин-воинов. [12]
Археология
[ редактировать ]Были обнаружены могилы женщин-поселенцев, в которых было оружие, но ученые не пришли к единому мнению, как это следует интерпретировать. [13] Могилы норвежских иммигрантов в Англии и химический анализ останков позволили предположить примерно равное распределение мужчин и женщин, предполагая, что мужья брали жен, в то время как некоторые женщины находились под захоронением. [14] [15] В специальном выпуске сериала « Викинги X века » Нил Прайс показал, что захоронение Бирка , раскопанное в 1870-х годах и содержащее множество оружия и кости двух лошадей, согласно анализу костей, проведенному Анной, оказалось могилой женщины. Кьельстрём. [10] В 2017 году анализ ДНК подтвердил, что это была женщина. [16] так называемая женщина-викинг-воительница Бирка .
Исторические отчеты
[ редактировать ]Римские источники иногда упоминают женщин, сражавшихся среди германских народов, с которыми они столкнулись; однако такие сообщения редки, и Герман Райхерт пишет, что драки женщин, вероятно, были исключительными, необычными случаями, а не нормой. [2]
Есть исторические свидетельства того, что женщины эпохи викингов принимали участие в войне. Византийский записывает , историк Иоанн Скилицес что женщины сражались в бою, когда Святослав I из Киева напал на византийцев в Болгарии в 971 году. [17] Когда варяги (не путать с византийской варяжской гвардией ) потерпели сокрушительное поражение при осаде Доростолона , победители были ошеломлены, обнаружив среди павших воинов вооруженных женщин. [17]
Сообщается, что когда Лейфа Эриксона беременная сводная сестра Фрейдис Эйриксдоттир была в Винланде , она, как сообщается, взяла меч и с обнаженной грудью отпугнула нападавших скрелингов . [17] Битва описана в саге о Гренландии , в которой Фрейдис прямо не упоминается как дева-воительница. [18]
В популярной культуре
[ редактировать ]Женщины-воины, вдохновленные скандинавскими сагами, изображены во многих произведениях исторической и фантастической фантастики, в том числе в таких произведениях, как сериал 2013 года « Викинги» . В сериале Лагерта (которую играет Кэтрин Винник ) изображена как величайшая воительница в мире. [19] В телешоу Beforeigners Альфхильдр Энгиннсдоттир (в исполнении Кристы Косонен ) и Урд (в исполнении Агусты Евы Эрлендсдоттир) - девушки-воительницы, сражавшиеся вместе с Ториром Хундом против Олафа II из Норвегии . Позже Альфхильдр попал в современную Норвегию через временную дыру и теперь работает инспектором полиции.
Объясняя включение женщины-воина-викинга в видеоигру Assassin's Creed Valhalla , исторический советник игры Тьерри Ноэль сказал: «Археологические источники широко обсуждаются по этому конкретному вопросу. Но (...) это было частью [скандинавских ] концепция мира. Саги и мифы скандинавского общества полны сильных женских персонажей и воинов. Частью их представления о мире было то, что женщины и мужчины одинаково грозны в бою». [20] Канонически главным героем игры может быть мужчина или женщина (пол выбирается в начале игры) по имени Эйвор Варинссон/Варинсдоттир, который является лидером клана Ворона вместе со своим приемным братом Сигурдом Стирбьорнссоном.
Хотя женщины-воины являются основным продуктом фэнтезийной литературы, их не часто называют девушками-воинами. Некоторые из них включают Эовин в Дж.Р.Р. Толкина . » «Властелин колец [21] и Торгиль в трилогии Нэнси Фармер « Море троллей» .
См. также
[ редактировать ]- Бирка, женщина-воин викингов
- Женщины в древней войне
- Женщины в постклассической войне
- Женщины на войне (1500–1699)
- Женщины-воины в литературе и культуре
- Список женщин-воинов в фольклоре
- Онна-бугейша
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йеш, Джудит (2021). «Женщины, война и слова: словесная археология служанок» . Войны викингов . 84 . дои : 10.5617/viking.9054 . S2CID 244733568 .
- ^ Jump up to: а б Райхерт, Герман (2010) [1995]. "Женщина". Германская античность онлайн .
- ^ Йеш, Джудит (2015). Диаспора викингов . Рутледж. ISBN 9781317482543 .
- ^ Йеш, Джудит (2021). «Женщины, война и слова: словесная археология служанок» . Войны викингов . 84 . дои : 10.5617/viking.9054 . S2CID 244733568 .
- ^ Jump up to: а б Толкин, Кристофер. «Сага о короле Гейдрике Мудром» (PDF) . Томас Нельсон и сыновья Ltd. Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Грамматик, Саксон (11 февраля 2006 г.) [первые годы XIII века н. э.], Киллингс, Дуглас Б. (редактор), Датская история, книги I – IX [ Девять книг датской истории Саксона Грамматика ] (Электронная книга) (на латыни), перевод Элтона, Оливера, Нью-Йорк: Общество Норроена (опубликовано в 1905 г.) , получено 2 января 2020 г. - через Project Gutenberg.
- ^ Джесси Л. Байок, пер., Сага о Вольсунгах ( Калифорнийский университет Press , 1990).
- ^ Jump up to: а б Бьок, Джесси Л. (Пер.) Сага о Вольсунгах. Калифорнийский университет Press, 1990.
- ^ Гардела, Лешек (2 сентября 2021 г.). Женщины и оружие в мире викингов. Амазонки Севера . Каземат. ISBN 9781636240695 .
- ^ Jump up to: а б «Тайны викингов: Девы со щитами» . www.history.com . Архивировано из оригинала 25 января 2016 года.
- ^ Андерсон, Кристина (14 сентября 2017 г.). «Женщина-викинг? Исследование гробницы дает подсказки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Йеш, Джудит (19 апреля 2014 г.). «Женщины викингов, воины и валькирии» . blog.britishmuseum.org . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Фосс, Арильд С. (2 января 2013 г.). «Не стоит недооценивать женщин викингов» . sciencenordic.com . Архивировано из оригинала 26 марта 2017 года . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Маклеод, Шейн (2011). «Воины и женщины: соотношение полов норвежских мигрантов в восточную Англию до 900 года нашей эры». Раннесредневековая Европа . 19 (3): 332–353. дои : 10.1111/j.1468-0254.2011.00323.x . S2CID 161848570 .
- ^ Вергано, Дэн (19 июля 2011 г.). «Раскопано нашествие женщин-викингов» . США сегодня .
- ^ Хеденшерна-Джонсон, Шарлотта; Кьельстрём, Анна; Захриссон, Торунь; Кшевиньска, Майя; Собрадо, Вероника; Прайс, Нил; Гюнтер, Торстен; Якобссон, Маттиас; Гётерстрем, Андерс; Стора, Январь (2017). «Женщина-викинг, подтвержденная геномикой» . Американский журнал физической антропологии . 164 (4): 853–860. дои : 10.1002/ajpa.23308 . ПМК 5724682 . ПМИД 28884802 .
- ^ Jump up to: а б с Харрисон Д. и Свенссон К. (2007). Жизнь викингов . Fälth & Hässler, Вернамо. ISBN 978-91-27-35725-9 . п. 71
- ^ Торссон, О. (Ред.) Саги об исландцах. Книги Пингвина, 1997.
- ^ Витальяно, Дэйв. Обзор 7 серии 6 сезона «Викингов: Ледяная дева» . Логово Компьютерщика .
- ^ «Assassin's Creed Valhalla – история легенды о викингах» . www.ubisoft.com . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ Янг, Хелен (2015). Фэнтези и научно-фантастический средневековье: от Айзека Азимова до «Игры престолов» . Камбрия Пресс. п. 55, примечание 37. ISBN 978-1-62196-747-7 .
Полоролевая инверсия в картине Арбо длится недолго: позже в фильме Эовин занимает ту же позу, что и воительница Хервор на картине, лежащая на поле, усыпанном трупами, где ее находит ее брат Эомер. . Цвета на картине Арбо — это золотой, красный, желтый и синий цвета Рохана в фильме, вплоть до белого цвета коня, который на картине пережил своего наездника.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Персонажи скандинавской мифологии
- Культурология
- персонажи европейского фольклора
- Фэнтезийные тропы
- Феминистская теория
- Вымышленные женщины-воины
- Германские женщины-воины
- Мифологические архетипы
- Мифологические персонажи
- Люди, существование которых оспаривается
- Скандинавский фольклор
- Стандартные персонажи
- Женщины эпохи викингов
- Богини войны
- Женщины в средневековой европейской войне
- Женщины в мифологии
- Женщины на войне в Норвегии
- Женщины на войне в Швеции
- Брунгильда