Осада Константинополя (860 г.)
Осада Константинополя | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть русско-византийских войн. | |||||||
![]() Русь под стенами Константинополя | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Византийская империя | Русский | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Майкл III | |||||||
Сила | |||||||
Основная римская армия численностью 60 000 человек. | Флот 200–300 кораблей. 5000 человек |
Осада Константинополя в 860 году была единственной крупной военной экспедицией народа Руси ( средневековый греческий : Ῥῶς), зафиксированной в византийских и западноевропейских источниках. Поводом для войны стало строительство византийскими инженерами крепости Саркел , ограничившей торговый путь русов по реке Дон в пользу хазар . [ нужна ссылка ] Сведения различаются, есть расхождения между современными и более поздними источниками, а результат в деталях неизвестен.
Из византийских источников известно, что русы застали Константинополь врасплох; озабоченная продолжающимися арабо-византийскими войнами , империя не смогла, по крайней мере на начальном этапе, дать эффективный ответ на нападение. Разграбив пригороды византийской столицы, русы отступили днем и продолжили осаду ночью, истощив византийские войска и вызвав дезорганизацию. Это событие породило более позднюю православную христианскую традицию, которая приписывала освобождение Константинополя чудесному вмешательству Богородицы .
Фон
[ редактировать ]Первое упоминание о Руси вблизи Византийской империи происходит из Жития святого Георгия Амастриского , агиографического труда, датировка которого дискутируется . Византийцы вступили в контакт с русами в 839 году. Время нападения предполагает, что русы были проинформированы о слабости города, демонстрируя, что торговые и коммуникационные линии не прекратили свое существование в 840-х и 850-х годах. Тем не менее нападение русов в 860 г. стало неожиданностью; это было так же внезапно и неожиданно, «как рой ос», как Фотий . выразился [3] Империя изо всех сил пыталась отразить наступление Аббасидов в Малой Азии . В марте 860 г. гарнизон ключевой крепости Лулон неожиданно сдался арабам. В апреле или мае обе стороны обменялись пленными , и боевые действия ненадолго прекратились; однако в начале июня император Михаил III покинул Константинополь и направился в Малую Азию, чтобы вторгнуться в Аббасидский халифат . [4]
Осада
[ редактировать ]
18 июня 860 г. [а] на закате флот из примерно 200 русских судов [б] отплыл в Босфор и начал грабить пригороды Константинополя ( древневосточнославянский : Цариград , древнескандинавский : Миклагард ). Нападавшие подожгли дома, утопили и ранили жителей. Не имея возможности что-либо сделать для отражения захватчиков, патриарх Фотий призвал свою паству умолять Богородицу спасти город. [5] Опустошив предместья, руси перешли в Мраморное море и напали на Княжеские острова бывший патриарх Константинопольский Игнатий , где жил в изгнании . Русы грабили жилища и монастыри, убивая пленных. Они взяли на корабль двадцать два слуги патриарха и расчленили их топорами. [6]
Нападение застало византийцев врасплох, «как гром с небес», как выразился патриарх Фотий в своей знаменитой речи, написанной по этому случаю. Императора Михаила III в городе не было, как и его флота, который внушал страх за умение обращаться с греческим огнем . Имперская армия, включая войска, обычно размещавшиеся в гарнизонах ближе всего к столице, сражалась с арабами в Малой Азии. Это ослабило сухопутную оборону города. Морской обороны также не хватало, поскольку византийский флот был занят борьбой с арабами в Эгейском и Средиземном морях . Эти одновременные развертывания сделали побережья и острова Черного моря , Босфора и Мраморного моря уязвимыми для нападения.
Вторжение продолжалось до 4 августа, когда в другой своей проповеди Фотий поблагодарил небо за чудесное избавление города от столь страшной угрозы. Сочинения Фотия представляют собой самый ранний пример упоминания имени «Русь» ( Rhos , греч . Ῥῶς ) в греческом источнике; ранее жителей земель к северу от Черного моря архаично называли « тавроскифами ». Патриарх сообщил, что они не имели верховного правителя и жили в каких-то далеких северных землях. Фотий называл их ἔθνος ἄγνωστον, «неизвестный народ», хотя некоторые историки предпочитают переводить это словосочетание как «неизвестный народ», указывая на более ранние контакты между византийцами и русами. [7]
Более поздние традиции
[ редактировать ]
Проповеди Фотия не дают никаких указаний ни на исход вторжения, ни на причины ухода русов. Более поздние источники связывают их отступление с быстрым возвращением Императора. Рассказывают, что после того, как Михаил и Фотий сбросили покрывало Богородицы в море, поднялась буря, которая разогнала лодки варваров. В более поздние века говорили, что император поспешил в церковь во Влахернах и приказал процессией пронести одежду Богородицы вдоль Феодосийских стен . Эту драгоценную византийскую реликвию символически опустили в море, и тут же поднялся сильный ветер и погубил русские корабли. [3] Благочестивое предание было записано Георгием Хамартолом , чья рукопись послужила важным источником для « Первой хроники» . [8] Авторы летописи приписали имена Аскольда и Дира к рассказу , так как считали, что эти два варяга правили Киевом в 866 году. Именно этому году (из-за некоторой странности в хронологии) они отнесли первый поход русов на византийская столица. [9]

Рассказ Нестора о первой встрече русов с византийцами, возможно, способствовал популярности Богородицы в России. Чудесное спасение Константинополя от варварских орд предстало бы в русской иконописи без понимания того, что орды, о которых идет речь, могли выйти из Киева . Более того, когда в XVII веке Влахернитиссу привезли в Москву , говорили, что именно эта икона спасла Царьград от войск « скифского кагана », после того как Михаил III помолился перед ней Богородице. Никто не заметил, что история имела явные параллели с последовательностью событий, описанных Нестором.
В IX веке возникла легенда о том, что на древней колонне на Таврском форуме была надпись, предсказывающая завоевание Константинополя русами. Эта легенда, хорошо известная в византийской литературе, была возрождена славянофилами в XIX веке, когда Россия собиралась отвоевать город у османов.
Критика
[ редактировать ]Как показали Олег Творогов и Константин Цукерман , среди прочих, источники IX века и более поздних лет не соответствуют самым ранним записям об этом событии. В своей августовской проповеди Фотий не упоминает ни о возвращении Михаила III в столицу, ни о чуде с покрывалом (участником которого якобы был автор).
С другой стороны, папа Николай I в письме, отправленном Михаилу III 28 сентября 865 года, упоминает, что пригороды имперской столицы недавно подверглись набегам язычников, которым было разрешено отступить без всякого наказания. [10] Венецианская хроника Иоанна Диакона сообщает, что норманнские народы , опустошив предместья Константинополя, с триумфом вернулись в свои земли (« и так означенный народ вернулся с триумфом в свою землю »). [11]
Судя по всему, победа Михаила III над русами была выдумана византийскими историками в середине IX века или позже и стала общепринятой в славянских летописях, находящихся под их влиянием. [12] Однако память об успешном походе передавалась среди киевлян устно и, возможно, была продиктована рассказом Нестора о походе Олега года 907 , который вообще не зафиксирован в византийских источниках. [ нужна ссылка ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эта дата, указанная в « Брюссельской хронике» , в настоящее время считается историками окончательной. XII века В «Первой летописи Киевской Руси» поход датируется 866 годом и связан с именами Аскольда и Дира , которые, как полагают, были киевскими правителями того времени. Однако датировка в начале «Первой летописи» в целом ошибочна. (Васильева 145)
- ↑ Вопреки греческим источникам, Иоанн Диакон оценивает количество кораблей в 360. Это расхождение побудило Александра Васильева утверждать, что Иоанн писал о совершенно другом событии — нападении викингов на Константинополь с юга в 861 году, иначе не подтвержденном никем. другой источник (Васильев 25). В «Первой летописи» указывается еще более преувеличенное число кораблей — 2000. (Логан 188)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гумилев 2023 , p. 60.
- ^ Егоршина 2023 , p. 9.
- ^ Jump up to: а б Тернбулл 48–49
- ^ Васильев 188
- ^ Логан 190
- ^ Васильев 188–189.
- ^ Васильев 187
- ^ О других византийских авторах, повествующих истории о чудесном спасении Константинополя от скифов, см.: Лев Грамматик 240–241; Феодосия де Мелитена 168; Симеон Логофет 674–675.
- ↑ Количество набегов было умножено в Никоновской летописи XVI века, в которой набег 860 г. (описанный в византийских источниках) и набег 866 г. (описанный в Первой летописи) интерпретировались как два разных события. Эта очевидная ошибка привела Бориса Рыбакова к выводу, что русы совершили набег на Царьград в 860, 866, 874 годах. Критику см. Творогов 54–59.
- ^ Николай I 479–480. Анализируется в Васильеве 61–62.
- ^ Иоанн Диакон 116–117.
- ^ [ нужна страница ] Эту теорию, среди прочего, выдвинул Цукерман (см. Zuckerman 2000).
Источники
[ редактировать ]- Егоршина, Петрова (2023). История русской армии [ История Российской Армии ] (на русском языке). Москва: Москва. ISBN 978-5-699-42397-2 .
- Иоанн Диакон . Хроникон . Рим: Монтиколо, древние венецианские хроники.
- Лев Грамматик Корпус сочинений по византийской истории . Бонн, 1842 год.
- Логан, Дональд Ф. Викинги в истории , 2-е изд. Рутледж, 1992. ISBN 0-415-08396-6
- Николай I Письма Папы Римского Эд. в: Исторические памятники Германии. Послания VI. (Я ходил к Каролине IV). Берлин, 1925 год.
- Симеон Логофет . Хроникон . Бонн, 1838 год.
- Феодосий Мелитинский . Хронограф . Мюнхен, 1859 год.
- Харрис, Джонатан, Константинополь: столица Византии . Хэмблдон/Континиум, Лондон, 2007 г. ISBN 978-1-84725-179-4
- Сверрир Якобссон, Варяги: В Божьем священном огне. Архивировано 18 апреля 2021 г. в Wayback Machine (Palgrave Macmillan, 2020), стр. 23–34. ISBN 978-3-030-53797-5
- Тернбулл, Стивен . Стены Константинополя, 324–1453 гг. н. э. , издательство Osprey Publishing , ISBN 1-84176-759-X
- Tvorogov, Oleg. "Skol'ko raz khodili na Konstantinopol Askold i Dir?" Slavyanovedeniya , 1992. 2
- Васильев, Александр . Нападение русских на Константинополь в 860 году . Кембридж, Массачусетс, 1925 год.
- Успенский, Федор . История Византийской империи , т. 2. Москва: Мысль, 1997.
- Цукерман, Константин . Два этапа становления древнерусского государства , в русских протогородских центрах между Скандинавией, Византией и Востоком. Материалы международной конференции, состоявшейся в Коллеж де Франс в октябре 1997 г. , под ред. М. Казанский, А. Нерсесян и К. Цукерман ( Византийские реалии 7 ), Париж, 2000, стр. 95–120.
- Гумилев, Лев (2023). От Руси к России . Moscow: Москва. ISBN 978-5-17-153845-3 .