вуаль Девы

Покров Богородицы был христианской реликвией, которая, как полагают, когда-то принадлежала Марии, матери Иисуса . Он хранился в Константинополе , столице Византийской империи , между V и XII веками. Существует несколько рассказов о появлении одеяния Марии в Константинополе, но они не последовательны в описании того, что это была за одежда, как она была связана с Марией или как она попала в Константинополь. Похожая реликвия, возможно, из Константинополя, хранится в Шартрском соборе с IX или X века.
Мафорион в Константинополе
[ редактировать ]В проповеди Константинопольского патриарха Евфимия I (907–912) в Менологионе Василия II говорится, что император Аркадий (395–424) приобрел реликвию, которую Мария носила при рождении Иисуса , и поместил ее в базилика, посвященная Богородице во Влахернах . Согласно «Евфимиевой истории» , императрица Пульхерия (450–453) просила Марианские мощи у иерусалимского патриарха Ювенала , который прислал ей два платья ( ἱμάτια , imatia ) и погребальную плащаницу ( ἐντάφια , энтафия ) в гробу, который она хранится в базилике в Влахерн. В VII веке Теодор Синкеллос сообщает, что реликвия и ее гроб были украдены у еврейской вдовы двумя патрициями по имени Гальбиос и Кандид. Он сообщил, что Мария оставила «одежду» ( ἐσθής , esthēs ) своим друзьям в своем завещании. Это был тот же самый костюм, который она носила, когда кормила Иисуса. В VIII веке Андрей Критский заявил в проповеди, что одежда была испачкана каплями молока. Он назвал его «поясом» ( ζώνη , zōnē ). [ 1 ]
Теодор Синкелл, по-видимому, был первым очевидцем, поместившим реликвию в Константинополь перед осадой аваров в 626 году . Возможно, что оно приобрело большое значение только благодаря связи с этим событием. Первым источником, назвавшим эту одежду покрывалом ( περιβολή , периболе ), является патриарх Константинопольский Фотий I , писавший об осаде Руси в 860 году . Писатели X века постоянно называют его мафорионом , разновидностью мантии, закрывающей голову и плечи. [ 1 ]
Реликварий . ( сорос ) покрова хранился в круглой церкви, пристроенной к базилике во Влахернах Он был доставлен на хранение в собор Святой Софии во время аварского набега 619 г. Его возвращение во Влахерн в 620 г. отмечалось ежегодно 2 июля. Несколько раз реликвию выносили, как сообщается, с чудесным эффектом: ее присутствие на стенах Константинополя рассеяло аварскую осаду в 626 году, арабскую осаду в 718 году и русскую осаду в 860 году. Согласно сообщениям, реликварий использовался в некоторых императорских церемониях. X века Книга церемоний . В 906 году реликвия была взята из Влахерн, чтобы помочь исцелить императрицу Зою Зауцаину от беса. 9 ноября 926 года император Роман I носил мафорион , когда покидал Константинополь для переговоров с болгарским царем Симеоном I. [ 1 ]
В «Житии Андрея Юродивого» рассказывается, как Андрею Юродивому в начале X века было видение, в котором Мария подняла вуаль над прихожанами в знак защиты. В 963 году часть завесы была помещена в реликварий, ныне известный как Лимбургская Ставуротека . В 1075 году Михаил Пселл записал, как каждую пятницу вечером во Влахернах происходило «обычное чудо». Покров, наложенный на икону Богородицы, чудесным образом поднялся вечером и опустился в субботу утром. Это чудо прославилось на всю Европу. В 1089 году император Алексиос I стал последним известным императором, который носил мафорион в битве, когда он нес его в качестве боевого знамени против половцев . Потерпев поражение, ему пришлось спрятать мафорион на дереве, хотя его удалось найти. Похоже, что Алексиос взял реликвию из церкви в марте 1107 года, выступая против норманнов . Однако неудача «обычного чуда» вынудила его быстро вернуться с ним. После этого культ богородичных мощей постепенно вытеснялся культом богородичных икон. Биография Алексиоса, Алексиада - одна из последних работ, в которых мафорион Марии упоминается как настоящая реликвия. [ 1 ]
Святая рубашка в Шартре
[ редактировать ]Примерно в то же время, в начале XII века, на Западе появились первые сообщения, описывающие перенесение реликвии Марии в Шартрском соборе из Константинополя в IX веке. [ 2 ] Эту реликвию, Sancta Camisa , обычно не называли завесой. Обычно его описывают как сорочку (нижнее белье) или тунику , а иногда и суппарум (шаль), все предметы одежды обычно из льна . Согласно истории XII века, он был подарен Шартру королем Карлом Лысым в 876 году. Более поздние и легендарные источники, такие как « Пелеринаж Карла Великого» , утверждают, что он был вывезен из Константинополя дедом Карла, Карлом Великим . [ 3 ] Реликвия могла быть дипломатическим подарком византийского императора Карлу Великому, позже подаренным его внуком Шартру. [ 2 ] Самый ранний источник, в котором упоминается реликвия в Шартре, - это Дюдо из Сен-Кантена около 1000 года. К тому времени реликвия была помещена в реликварий. Более поздние источники приписывают ему те же чудесные свойства, что и завесе в Константинополе. Его вмешательство предположительно спасло город от осады викингов в 911 году . Он оставался скрытым от глаз до тех пор, пока реликварий не был открыт в 1712 году, обнаружив не льняное нижнее белье, а две длинные ленты роскошной ткани, одну из шелка, завернутую в другую из шелка и льна с вышивкой. К началу 19 века настоящую реликвию обычно называли покровом Богородицы. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Аннемари Вейл Карр, «Нити власти: Покров Девы Марии в средние века», в Стюарте Гордоне (редактор), « Одеяния и честь: Средневековый мир облачений» (Palgrave, 2001), стр. 59–94.
- ^ Jump up to: а б Ив Делапорт, Завеса Нотр-Дама (Шартр, 1927).
- ^ Jump up to: а б Девы Э. Джейн Бернс (2006), «Сарацинский шелк и сорочка : культурное скрещивание в ткани», Speculum 81 (2): 365–397. дои : 10.1017/s0038713400002621