Евфимий I Константинопольский
Евфимий I Синцелл | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
![]() Посвящение Евфимия в сан Патриарха Константинопольского. Миниатюра из мадридских скилиц. | |
Установлено | 907 |
Срок закончился | 912 |
Предшественник | Николас Мистикос |
Преемник | Николас Мистикос |
Личные данные | |
Рожденный | в. 834 |
Умер | 5 августа 917 г. «та Агафу», недалеко от Константинополя. (современный Стамбул , Турция) |
Национальность | Византийская империя |
Евфимий I Синцелл ( греч . Εὐθύμιος ὁ Σύγκελλος , ок. 834 — 5 августа 917) — Вселенский патриарх Константинопольский с 907 по 912 год. Монах с юности, он стал духовным отцом будущего императора Льва VI Мудрого и был возведен им на высшую церковную должность синцелла . Несмотря на его бурные отношения со Львом, в 907 году он был назначен патриархом и занимал этот пост до своего низложения незадолго до или после смерти Льва в 912 году.
Жизнь
[ редактировать ]Евфимий родился в Селевкии в Исаврии ок. 834 г. и в раннем возрасте стал монахом. [ 1 ] Согласно его надгробной речи, составленной Арефой Кесарийским , он приходился родственником «чудотворцу» Григорию Декапольскому . [ 2 ] После пребывания в монашеской общине горы Олимп и монастыре близ Никомидии Евфимий прибыл в византийскую столицу Константинополь , где поступил в монастырь святого Феодора, на окраине столицы. [ 3 ] Евфимий имел связь с патриархом Игнатием , на которого он намекает как на своего хозяина, и, вероятно, именно во время второго пребывания Игнатия на патриаршем престоле (867–877) он был назначен духовным отцом князя Льва, сына [ а ] императора Василия I Македонского ( годы правления 867–886 ) и будущего императора Льва VI Мудрого ( годы правления 886–912 ). Действительно, историк Шон Тогер в своем исследовании правления Льва утверждает, что Евфимий, возможно, был духовным отцом всех сыновей Василия. [ 4 ] Евфимий поддержал Льва в его конфликте с отцом из-за романа с Зоей Зауцаиной . Согласно житию Евфимия, Vita Euthymii , он помог Льву пережить заключение в 883–886 годах, в то время как молодой князь постоянно просил его совета, вынуждая его остаться в Константинополе, а не в монастыре. [ 1 ] [ 2 ]
На момент смерти Василия в 886 году Евфимий был монахом в монастыре Богородицы Весны . [ 2 ] С восшествием Льва на престол Евфимий был удостоен назначения настоятелем вновь построенного монастыря в квартале Псаматия в Константинополе, построенного на земле, конфискованной у ссыльного Льва Катакалона . Согласно « Житию Евфимия» , он принял это только после того, как император согласился отозвать Катакалона из ссылки и вернуть ему остальное его имущество. Монастырь был открыт 6 мая 889 или 890 года в присутствии Льва и брата последнего Стефана , который с декабря 886 года был Патриархом Константинопольским. [ 1 ] [ 2 ] Примерно в это же время (по данным П. Карлин-Хейтера в конце 888 или начале 889 г. [ 5 ] ) он был также назначен на должность синцелла , сменив Стефана, занимавшего этот пост совместно с патриархатом с 886 года. [ 1 ] [ 6 ] Это была важная должность в византийской церковной иерархии, и некоторые из ее обладателей впоследствии перешли в патриархат. [ 7 ]
Несмотря на его близость к новому императору, отношения Евфимия со Львом были «общеизвестно бурными» (Шон Тагер) и, возможно, объясняют, почему он не унаследовал патриарший престол до 907 года. [ 7 ] В Vita Euthymii также большая часть вины за непростые отношения Евфимия с императором возлагается на махинации отца Зои Зауцаины, Стилианоса Зауцеса . [ 2 ] Соперничество Зауца с Евфимием является основной темой его агиографии, где первый представлен как всемогущий министр, чьи амбиции и махинации ответственны за все ошибки и бедствия царствования и с которым Евфимий вел битву «за приз души Льва». Тогер ставит под сомнение то, насколько заявленное доминирование Стилианоса отражает реальность, и указывает, что, судя по историческим источникам, Лео, похоже, не просто следовал инициативе Стилианоса, но сохранял контроль над делами на протяжении всего своего правления. [ 8 ] Современные ученые также рассматривают Евфимия как защитника традиционной аристократии, находящегося в противоречии с «иностранными» (т.е. невизантийскими греками и неаристократическими) советниками Льва, такими как армянский Зауц, арабский евнух-камергер Самонас или итальянец Николай Мистикос , предшествовавший Евфимию на патриаршем престоле, [ 1 ] хотя это, вероятно, больше связано с очевидным стремлением « Виты» представить Евфимия совершенным святым, что приводит к очернению его соперников. [ 2 ]
Евфимий впервые навлек на себя неудовольствие Льва, когда он поддержал свою первую жену Феофано и отговорил ее от развода из-за пренебрежения императора и его продолжающегося сожительства со своей давней любовницей Зоей Зауцаиной. [ 2 ] [ 9 ] После смерти Феофано Евфимий выступил против второго брака Льва с Зоей Зауцаиной из-за ее дурной репутации, за что он был приговорен к двухлетнему заключению в монастыре Святого Диомеда. Его освободили только два года спустя после смерти Зои. [ 2 ] [ 10 ] После смерти Зои после рождения дочери Анны Лео заключил третий брак — обычно неканонический — с Евдокией Баяна в надежде иметь наследника мужского пола. Действительно, на Пасху 901 года родился мальчик по имени Василий, но Евдокия умерла во время родов, и вскоре за ней последовал младенец. [ 11 ] Это снова стало поводом для столкновения между императором и Евфимием. В Вите утверждается, что после смерти Зои и ее отца, а также раскрытия заговора их родственниками Лев раскаялся в своем обращении с Евфимием и попросил у него прощения. Император неоднократно обращался к нему за советом, вплоть до посещения его инкогнито в монастыре в Псамафии. Во время одного из визитов Евфимий предсказал смерть Евдокии, а позже отказался присутствовать на ее похоронах, удалившись с шестью последователями из Константинополя в пригород «та Агафу», принадлежавший его монастырю. [ 2 ]
Не испугавшись, император взял любовницу Зою Карбонопсину и в сентябре 905 года наконец смог отпраздновать рождение будущего императора Константина VII Багрянородного . Тот факт, что мать ребенка была любовницей императора, вызвал проблемы с ведущими церковными чиновниками, и Лев был вынужден пообещать расстаться с Зоей в качестве предварительного условия для торжественного крещения младенца Патриархом Николаем Мистиком в соборе Святой Софии . Евфимия также убедили выступить в роли одного из крестных отцов Константина на церемонии, которая состоялась в январе 906 года. [ 12 ] Однако, несмотря на свое обещание расстаться с Зоей, Лео теперь был полон решимости узаконить ее и их сына четвертым браком, что категорически запрещено каноническим правом под страхом отлучения от церкви . Патриарх Николай первоначально поддержал императора в его усилиях получить грант на экономию , но церковное руководство было категорически против, что вынудило и Николая перейти на другую сторону. Поскольку тупиковая ситуация сохранялась, в феврале 907 года Николай был отправлен в отставку императором, а на его место был назначен Евфимий. [ 1 ] [ 13 ] Vita объясняет позицию Николая и его окончательное показание его причастностью к неудавшемуся заговору генерала Андроникоса Дукаса , но другие источники умалчивают о точной подоплеке этого дела. [ 2 ]

Несмотря на пресловутое упрямство Евфимия, которое, вероятно, помешало Льву возвысить его до патриархата раньше, он оказался готов предоставить императору экономию, чему способствовало согласие других патриархатов Пентархии . Однако, несмотря на неоднократные усилия Зои, он упорно отказывался официально признать ее брак с императором каноническим и ее статус императрицы. Лео был вынужден покаяться, чтобы искупить свой брак, и принять закон, запрещающий кому-либо снова вступать в брак в четвертый раз. В результате урегулирования 15 мая 908 года Евфимий короновал младенца Константина VII соправителем. [ 14 ] Хотя более поздние византийские летописцы склонны выступать на стороне Николая Мистика против Льва, они изображают Евфимия в благоприятном свете. [ 2 ] Согласно « Вите» , его пребывание в должности помогло залечить раскол в Церкви и примирить многих ведущих церковников с четвертым браком императора. Говорят, что епископ Анкирский Гавриил даже прислал омофор святителя Климента. в подарок и в знак признательности [ 2 ]
Незадолго до смерти Льва в мае 912 года император примирился с Николаем Мистиком, который теперь требовал его восстановления в должности Патриарха. [ 2 ] синодом Источники неясны, но вскоре после смерти Льва, а может быть, и раньше, Евфимий был низложен созванным в Магнауре в пользу Николая, отозванного из ссылки. Евфимий был сослан в Агафу, где и умер 5 августа 917 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 15 ]
Агиография и сочинения
[ редактировать ]Агиография Евфимия, Vita Euthymii , или Житие Евфимия , была, по-видимому, написана в 920/25 годах по мнению П. Карлин-Хейтера, или, по мнению Д. Софианоса, вскоре после 932 года. Ее автор неизвестен, но, по словам Шона Тогера, «он имел инсайдерский взгляд на судебные дела во время правления [Льва VI]», и, следовательно, является одним из «самых богатых источников за период от смерти Василия I до первых лет правления Константина VII». ( Александр Каждан ). Однако, несмотря на то, что он предлагает яркий портрет Льва и его двора с анекдотами очевидцев, иллюстрирующими характер императора, он как источник ограничен из-за сосредоточенности на Евфимии и предвзятости в его пользу, а также из-за Дело в том, что некоторые разделы отсутствуют. [ 1 ] [ 16 ] [ 17 ] Единственная сохранившаяся рукопись хранилась в Берлине и исчезла во время Второй мировой войны , но « Житие» существует в нескольких критических изданиях: [ 18 ]
- К. де Бур (1888). Вита Евфимия, Анекдот об истории Льва Мудрого (на немецком языке). Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - П. Карлин-Хейтер (1955–57). «Вита преподобного Евфимия». Византия . 25/27: 1–172, 747–778.
- П. Карлин-Хейтер (1971). Житие Евфимии Патриаршего КП: Текст, перевод, введение и комментарии . Библиотека Византии. Том. 3. Брюссель.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - A. P. Kazhdan (1959). Две византийские хроники X века: Псамафийская хроника — Иоанн Камениата, Взятие Фессалоники (in Russian). Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - А. Алексакис (2006). Свадьбы, похороны и императорские похороны. Житие патриарха Евфимия (на греческом языке). Афины: Канакис. ISBN 960-7420-91-8 .
Собственные сочинения Евфимия немногочисленны и относительно незначительны: они включают проповеди о зачатии святой Анны и проповедь о Деве Марии . [ 1 ] Его современник Арета Кесарийский также написал в его честь панегирик , но, по словам Каждана, «он условен и дает лишь ограниченные данные». [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Мать Льва, Евдокия Ингерина , была второй женой Василия, но также любовницей его предшественника Михаила III ( годы правления 842–867 ). Лео родился, когда Майкл был еще жив, что привело к слухам, уже ходившим в то время, о том, что он на самом деле сын Майкла. Многие современные ученые доверяют этой идее, особенно с учетом непростых отношений Лео с Бэзилом. Однако каким бы ни было его биологическое происхождение, Лео был публично и юридически признан сыном Бэзила. Tougher 1997 , стр. 1, 42 и далее.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Kazhdan 1991 , pp. 755–756.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н PmbZ , Евфимий (#21913).
- ^ Tougher 1997 , стр. 50–51.
- ^ Жестче 1997 , с. 51.
- ^ Жестче 1997 , с. 102 (примечание 53).
- ^ Tougher 1997 , стр. 82, 84.
- ^ Перейти обратно: а б Tougher 1997 , стр. 38–39.
- ^ Tougher 1997 , стр. 102 и далее..
- ^ Жестче 1997 , с. 139.
- ^ Tougher 1997 , стр. 104, 141.
- ^ Tougher 1997 , стр. 146–152.
- ^ Tougher 1997 , стр. 152–156.
- ^ Tougher 1997 , стр. 156–161.
- ^ Tougher 1997 , стр. 161–163.
- ^ Евфимий А' (на греческом языке). Константинопольский Вселенский Патриархат . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Tougher 1997 , стр. 8–10.
- ^ Коронация 2010 , стр. 192–194.
- ^ Коронация 2010 , стр. 194–195.
Источники
[ редактировать ]- Каждан, Александр (1991). «Евфимий». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 755–756. ISBN 0-19-504652-8 .
- Кронунг, Беттина (2010). «Житие Евфимия, патриарха Константинопольского» . В Томасе, Дэвиде; Маллетт, Алекс (ред.). Христианско-мусульманские отношения: Библиографическая история, Том 2 (900–1050) . Лейден и Бостон: БРИЛЛ. стр. 192–195. ISBN 978-90-04-16976-0 .
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2013). Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- Жестче, Шон (1997). Царствование Льва VI (886–912): Политика и люди . Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-10811-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Пчелы, Никос (1944). «Жизнеописание Вселенского Патриарха Евфимия I противопоставлено Берлинскому кодексу Греч. л. 55 [=291]». Praktika Tes Akademias Athenon (на греческом языке). 19 : 105–120.
- Германис, Филиппос (2014). Константинопольский Патриарх Евфимий I (907–912): жизнь и деятельность [ Константинопольский Патриарх Евфимий I (907–912). Жизнь и деятельность ] (кандидатская диссертация) (на греческом языке). Университет Аристотеля в Салониках, богословский факультет, кафедра социального и пастырского богословия.
- Джуги, Мартин (1913). «Жизнь и деятельность Евфимия, Патриарха Константинопольского». Эхо Востока (на французском языке). XVI : 385–395 и 481–492 .
- Софианос, Деметриос З. (1971). «Житие святителя Евфимия (Vita Euthymii), Патриарха Константинопольского († 917 г.) и время его написания». Epeteris Etaireias Byzantinon Spoudon (на греческом языке). 38 : 289–296.