Афанасий III Константинопольский
Афанасий III Константинопольский | |
---|---|
![]() | |
Святой, Просветитель | |
Рожденный | 1597 Ретимон , Крит |
Умер | 5 (15) апреля 1654 г. Марский монастырь |
Почитается в | Русская Православная Церковь |
канонизирован | 1670-е годы |
Главный храм | реликвии в Благовещенском соборе, Харьков |
Праздник | Собор Афонских преподобных: 2 (15) мая. |
Покровительство | Дубна , Харьков |
Афанасий III Константинопольский | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
Церковь | Церковь Константинополя |
В офисе | 25 февраля 1634 г. - начало апреля 1635 г. Июнь 1652 г. (15 дней) |
Предшественник | Кирилл Лукарис , Кирилл III Константинопольский |
Преемник | Кирилл Лукарис , Паисий I Константинопольский |
Афанасий III Пателлариос ( греч . Αθανάσιος ; урожденный Алексиос Пателлариос , Ἀλεξιος Пателлариос ; русский : Алексий Пателла́рий ; [ 1 ] 1597 — 5 апреля 1654) — Константинопольский Патриарх в 1634, 1635 и 1652 годах. До своего патриархата Афанасий митрополитом Салоникским был . Участвовал в книжно-редактической реформе патриарха Никона в 1653 году.
Афанасий был канонизирован как просветитель в Собор афонских преподобных Русской Церковью в 1670-х годах. Дата его памяти — 2 (15) мая, на 2-й неделе по Пятидесятнице , канонизирован вместе с Афанасием Великим .

Биография
[ редактировать ]Алексиос родился в знатной семье, корни которой восходят к династии Палеологов . Его отец Георгиос был ученым и издателем, а старший брат Евстафий был врачом. В течение 26 лет он жил на Крите в монастыре Аркади , находившемся тогда под властью Венеции , и получил там образование. Алексиос хорошо знал философию , древнегреческий , латынь , иврит , арабский и итальянский языки .
В 1631 году Алексий был рукоположен в митрополита Салоникского сан ; он находился под покровительством патриарха Кирилла Лукариса . третья оппозиция против Лукариса по поводу публикации « Восточного исповедания христианской веры» сформировалась В начале 1634 года в Фанари в марте 1629 года , поскольку документ имел кальвинистские богословские линии. В феврале 1634 года Афанасий стал Константинопольским Патриархом и был возведен на престол 25 марта.
Через несколько дней его свергнул вернувшийся из тюрьмы Кирилл Лукарис. Затем Афанасий бежал на Афон , где построил скит (где в 1849 году был основан русский Андреевский скит), в котором хранилась икона « Ве скорбех и печалех Утешение ».
После второго низложения в 1635 году Афанасий отправился в Италию , остановившись в Анконе и Венеции . Питер Ритберген рассказывает: «Приземлившись в Анконе, он был принят известным ученым-востоковедом отцом Орацио Джустиниани . Достигнув Рима, он присягнул папе на верность. Следовательно, перед возвращением в Стамбул ему была оказана поддержка людьми и деньгами». [ 2 ] Он «заявил [себя] за Рим», - говорит Стивен Рансимен . [ 3 ] [ 4 ] Папа Римский посоветовал Афанасию стать кардиналом и принять Кредо с Филиокве , но святой отказался. [ нужна ссылка ]
В 1637 году Афанасий был вызван в Константинополь. 26 июня 1638 года, после того как Лукарис был задушен по просьбе Мурада IV , Афанасий стал претендентом на патриархат. Парфений Константинопольский , патриарх с 1639 по 1644 год, потребовал от Афанасия отречься от патриархата и вернуться на Салоникскую кафедру. Из-за налогов метрополии Афанасий дважды был заключен в тюрьму и просил у русского царя Михаила I милостыню.
В 1643 году он переехал в Россию , но по дороге заболел и остановился в Молдавии , у господаря Василе Лупу. В Галаце он основал Свято-Никольский монастырь как подворье монастыря Святой Екатерины на Синае . Тогда же он написал «Гимн Божией Матери» и панегирик Лупу.
Афанасий вернулся в Константинополь в 1652 году и в третий раз принял патриархат. Снова удерживая престол на короткое время, Афанасий в июле 1652 года добровольно отрекся от патриархата и до бесконечности покинул Константинополь. Во время своего последнего патриархата он произнес проповедь, в которой упомянул о своем отходе от католицизма. Он снова побывал в Молдавии в гостях у Лупу в Яссах , затем в Чигирине в гостях у Богдана Хмельницкого . Подвигами этих людей за царя он достиг Москвы 16 апреля 1653 года, а 22 апреля посетил царя Алексея .
Там он жил на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском монастыре и в Спасском соборе при Теремном дворце . В июле 1653 года Афанасий посетил Троице-Сергиев монастырь .
По просьбе патриарха Никона Афанасий написал «Устав архиерейской литургии на Востоке» , в котором подчеркивался московский отредактированный Архиератикон архиерейской службы , используемый Русской Церковью до сих пор. [ 5 ] Афанасий вручил царю записную книжку, в которой изложил главную причину своего визита в Москву; то есть возбудить Царя к объединению с Молдавией и казацкой Гетманщиной для будущей войны с турками, после чего Царь должен стать новым Римским Императором, а Московский Патриарх – новым Вселенским Патриархом.
Афанасий известен как торговец индульгенциями, которые он продавал в больших количествах на Украине и в России. [ 6 ]
К декабрю 1653 года Афанасий переехал в Молдавию в Никольский монастырь в Галаце. По пути он нанес визит Богдану Хмельницкому. В феврале 1654 года он остановился в Мгарском монастыре под Любенском и скончался 5 апреля на Фоминой неделе. Похоронен он был игуменом Спасо -Преображенского монастыря, тело его находилось в сидячем положении на престоле под амвоном .
Почитание
[ редактировать ]
1 февраля 1662 года мощи святителя были перенесены благодаря митрополиту Газскому Паисию Лигаридису , которому, посетив Лубенский монастырь , во сне было видение Афанасия. В 1672 году царь поручил подьячему М. Савину исследовать чудеса от мощей. В XVIII веке рукописи его жития и канона в Любенском монастыре сохранились .
В 1818 году Мефодий (Пишнячевский), епископ Полтавский, обратился в Святейший Синод с просьбой о канонизации Афанасия, но ходатайство было отклонено. Однако почитание святителя и запись чудес от его мощей продолжались. В 1860-х годах церковный историк Андрей Николаевич Муравьев создал новое житие Афанасия с примерами чудес над его мощами.
История канонизации Афанасия туманна, но официальное чествование началось в Русской Церкви к концу XIX века, хотя Евгений Голубинский своими произведениями доказал, что чествование началось между 1672 и 1676 годами при Иосифе (Нелюбовиче-Тукальском), митрополит Киевский (Константинопольская Православная Церковь).
В 1922 году Преображенский собор вместе с серебряным престолом святителя был разграблен большевиками . Мощи были перевезены в Харьков в 1930-х годах. города В конечном итоге в 1947 году они были сохранены в Благовещенском соборе .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ в русской традиции также известен как просветитель Афанасий Царьградский (Сидящий), Любенский чудотворец и Афанасий Харьковский.
- ^ Питер Ритберген, Власть и религия в Риме в стиле барокко: Культурная политика Барберини (Brill, 2006), с. 400.
- ^ «Карьера Кирилла Лукариса показала, что в иерархии существовала мощная партия, которая была готова принять римское превосходство. Противники Кирилла, патриархи Григорий IV, Кирилл II и Афанасий III, все заявили о своей поддержке Рима». (Стивен Рансимен, Великая Церковь в плену , 4. Церковь и церкви. Константинополь и Рим.)
- ^ См. также Евгению Кермели, « Кириллоса Лукариса Наследие : Реформация как катализатор в Османском обществе 17 века », в «Мусульманском мире» , том 107, выпуск 4 (стр. 737–753). «Наконец, Кириллос Контарис из Веррои, получивший образование в иезуитской школе Константинополя, и Афанасиос Пателарос, митрополит Салоник и патриарх в течение месяца в 1634 году, оба подписали католический символ веры». (сноска 83)
- ^ M. S. Zheltov. Episcopal Liturgy
- ^ Гидулянов, Павел Васильевич . / Загробная жизнь, как предмет спекуляции, или индульгенции в римско-католической и греко-православной церкви / П. В. Гидулянов. - М. ; Рязань : Атеист, 1930. - 176 с. / С. 163, 172
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. В. Рындина, В. Шапран Афанасий III Пателларий // Православная энциклопедия. том. IV – Москва, 2002. – С. 20 – 22.
- Святитель Афанасий, Патриарх Царьградский, Любенский чудотворец // Журнал Московской Патриархии . 1947, № 10.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Просветитель Афанасий III Пателларий, Царьградский Патриарх на сайте pravlavie.ru
- Просветитель Афанасий, Любенский чудотворец . Краткое житие о Полтавской миссионерской духовной семинарии УПЦ