Jump to content

Афанасий III Константинопольский

Афанасий III Константинопольский
Святой, Просветитель
Рожденный 1597
Ретимон , Крит
Умер 5 (15) апреля 1654 г.
Марский монастырь
Почитается в Русская Православная Церковь
канонизирован 1670-е годы
Главный храм реликвии в Благовещенском соборе, Харьков
Праздник Собор Афонских преподобных: 2 (15) мая.
Покровительство Дубна , Харьков
Афанасий III Константинопольский
Вселенский Патриарх Константинопольский
Церковь Церковь Константинополя
В офисе 25 февраля 1634 г. - начало апреля 1635 г.
Июнь 1652 г. (15 дней)
Предшественник Кирилл Лукарис , Кирилл III Константинопольский
Преемник Кирилл Лукарис , Паисий I Константинопольский

Афанасий III Пателлариос ( греч . Αθανάσιος ; урожденный Алексиос Пателлариос , Ἀλεξιος Пателлариос ; русский : Алексий Пателла́рий ; [ 1 ] 1597 — 5 апреля 1654) — Константинопольский Патриарх в 1634, 1635 и 1652 годах. До своего патриархата Афанасий митрополитом Салоникским был . Участвовал в книжно-редактической реформе патриарха Никона в 1653 году.

Афанасий был канонизирован как просветитель в Собор афонских преподобных Русской Церковью в 1670-х годах. Дата его памяти — 2 (15) мая, на 2-й неделе по Пятидесятнице , канонизирован вместе с Афанасием Великим .

Просветитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, в Лубенском монастыре отдыхавший сидя. Русская икона , 17 век.

Биография

[ редактировать ]

Алексиос родился в знатной семье, корни которой восходят к династии Палеологов . Его отец Георгиос был ученым и издателем, а старший брат Евстафий был врачом. В течение 26 лет он жил на Крите в монастыре Аркади , находившемся тогда под властью Венеции , и получил там образование. Алексиос хорошо знал философию , древнегреческий , латынь , иврит , арабский и итальянский языки .

В 1631 году Алексий был рукоположен в митрополита Салоникского сан ; он находился под покровительством патриарха Кирилла Лукариса . третья оппозиция против Лукариса по поводу публикации « Восточного исповедания христианской веры» сформировалась В начале 1634 года в Фанари в марте 1629 года , поскольку документ имел кальвинистские богословские линии. В феврале 1634 года Афанасий стал Константинопольским Патриархом и был возведен на престол 25 марта.

Через несколько дней его свергнул вернувшийся из тюрьмы Кирилл Лукарис. Затем Афанасий бежал на Афон , где построил скит (где в 1849 году был основан русский Андреевский скит), в котором хранилась икона « Ве скорбех и печалех Утешение ».

После второго низложения в 1635 году Афанасий отправился в Италию , остановившись в Анконе и Венеции . Питер Ритберген рассказывает: «Приземлившись в Анконе, он был принят известным ученым-востоковедом отцом Орацио Джустиниани . Достигнув Рима, он присягнул папе на верность. Следовательно, перед возвращением в Стамбул ему была оказана поддержка людьми и деньгами». [ 2 ] Он «заявил [себя] за Рим», - говорит Стивен Рансимен . [ 3 ] [ 4 ] Папа Римский посоветовал Афанасию стать кардиналом и принять Кредо с Филиокве , но святой отказался. [ нужна ссылка ]

В 1637 году Афанасий был вызван в Константинополь. 26 июня 1638 года, после того как Лукарис был задушен по просьбе Мурада IV , Афанасий стал претендентом на патриархат. Парфений Константинопольский , патриарх с 1639 по 1644 год, потребовал от Афанасия отречься от патриархата и вернуться на Салоникскую кафедру. Из-за налогов метрополии Афанасий дважды был заключен в тюрьму и просил у русского царя Михаила I милостыню.

В 1643 году он переехал в Россию , но по дороге заболел и остановился в Молдавии , у господаря Василе Лупу. В Галаце он основал Свято-Никольский монастырь как подворье монастыря Святой Екатерины на Синае . Тогда же он написал «Гимн Божией Матери» и панегирик Лупу.

Афанасий вернулся в Константинополь в 1652 году и в третий раз принял патриархат. Снова удерживая престол на короткое время, Афанасий в июле 1652 года добровольно отрекся от патриархата и до бесконечности покинул Константинополь. Во время своего последнего патриархата он произнес проповедь, в которой упомянул о своем отходе от католицизма. Он снова побывал в Молдавии в гостях у Лупу в Яссах , затем в Чигирине в гостях у Богдана Хмельницкого . Подвигами этих людей за царя он достиг Москвы 16 апреля 1653 года, а 22 апреля посетил царя Алексея .

Там он жил на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском монастыре и в Спасском соборе при Теремном дворце . В июле 1653 года Афанасий посетил Троице-Сергиев монастырь .

По просьбе патриарха Никона Афанасий написал «Устав архиерейской литургии на Востоке» , в котором подчеркивался московский отредактированный Архиератикон архиерейской службы , используемый Русской Церковью до сих пор. [ 5 ] Афанасий вручил царю записную книжку, в которой изложил главную причину своего визита в Москву; то есть возбудить Царя к объединению с Молдавией и казацкой Гетманщиной для будущей войны с турками, после чего Царь должен стать новым Римским Императором, а Московский Патриарх – новым Вселенским Патриархом.

Афанасий известен как торговец индульгенциями, которые он продавал в больших количествах на Украине и в России. [ 6 ]

К декабрю 1653 года Афанасий переехал в Молдавию в Никольский монастырь в Галаце. По пути он нанес визит Богдану Хмельницкому. В феврале 1654 года он остановился в Мгарском монастыре под Любенском и скончался 5 апреля на Фоминой неделе. Похоронен он был игуменом Спасо -Преображенского монастыря, тело его находилось в сидячем положении на престоле под амвоном .

Почитание

[ редактировать ]
Храм эн. Афанасия в Любенском монастыре. Литография , 1868 г.

1 февраля 1662 года мощи святителя были перенесены благодаря митрополиту Газскому Паисию Лигаридису , которому, посетив Лубенский монастырь , во сне было видение Афанасия. В 1672 году царь поручил подьячему М. Савину исследовать чудеса от мощей. В XVIII веке рукописи его жития и канона в Любенском монастыре сохранились .

В 1818 году Мефодий (Пишнячевский), епископ Полтавский, обратился в Святейший Синод с просьбой о канонизации Афанасия, но ходатайство было отклонено. Однако почитание святителя и запись чудес от его мощей продолжались. В 1860-х годах церковный историк Андрей Николаевич Муравьев создал новое житие Афанасия с примерами чудес над его мощами.

История канонизации Афанасия туманна, но официальное чествование началось в Русской Церкви к концу XIX века, хотя Евгений Голубинский своими произведениями доказал, что чествование началось между 1672 и 1676 годами при Иосифе (Нелюбовиче-Тукальском), митрополит Киевский (Константинопольская Православная Церковь).

В 1922 году Преображенский собор вместе с серебряным престолом святителя был разграблен большевиками . Мощи были перевезены в Харьков в 1930-х годах. города В конечном итоге в 1947 году они были сохранены в Благовещенском соборе .

Масло от мощей Патриарха Афанасия
  1. ^ в русской традиции также известен как просветитель Афанасий Царьградский (Сидящий), Любенский чудотворец и Афанасий Харьковский.
  2. ^ Питер Ритберген, Власть и религия в Риме в стиле барокко: Культурная политика Барберини (Brill, 2006), с. 400.
  3. ^ «Карьера Кирилла Лукариса показала, что в иерархии существовала мощная партия, которая была готова принять римское превосходство. Противники Кирилла, патриархи Григорий IV, Кирилл II и Афанасий III, все заявили о своей поддержке Рима». (Стивен Рансимен, Великая Церковь в плену , 4. Церковь и церкви. Константинополь и Рим.)
  4. ^ См. также Евгению Кермели, « Кириллоса Лукариса Наследие : Реформация как катализатор в Османском обществе 17 века », в «Мусульманском мире» , том 107, выпуск 4 (стр. 737–753). «Наконец, Кириллос Контарис из Веррои, получивший образование в иезуитской школе Константинополя, и Афанасиос Пателарос, митрополит Салоник и патриарх в течение месяца в 1634 году, оба подписали католический символ веры». (сноска 83)
  5. ^ M. S. Zheltov. Episcopal Liturgy
  6. ^ Гидулянов, Павел Васильевич . / Загробная жизнь, как предмет спекуляции, или индульгенции в римско-католической и греко-православной церкви / П. В. Гидулянов. - М. ; Рязань : Атеист, 1930. - 176 с. / С. 163, 172

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. А. В. Рындина, В. Шапран Афанасий III Пателларий // Православная энциклопедия. том. IV – Москва, 2002. – С. 20 – 22.
  2. Святитель Афанасий, Патриарх Царьградский, Любенский чудотворец // Журнал Московской Патриархии . 1947, № 10.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db9d4cd5bd6a4285c5e104bae667e535__1714826880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/35/db9d4cd5bd6a4285c5e104bae667e535.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Athanasius III of Constantinople - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)