Никейская империя
Никейская империя | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1204–1261 | |||||||||||
Статус | Оставшееся государство Византийской империи | ||||||||||
Капитал | Никея ( Nicaea ) ( де-юре ) Нимфеон ( Кемальпаша ) ( де-факто ) | ||||||||||
Общие языки | византийский греческий | ||||||||||
Религия | Греческое православие (официальное) [2] | ||||||||||
Demonym(s) | Ромиой пусть эллины [3] | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Император | |||||||||||
• 1204–1222 | Феодор I Ласкарис | ||||||||||
• 1222–1254 | Иоанн III Дукас Ватацес | ||||||||||
• 1254–1258 | Феодор II Ласкарис | ||||||||||
• 1258–1261 | Иоанн IV Ласкарис | ||||||||||
• 1259–1261 | Михаил VIII Палеолог | ||||||||||
Историческая эпоха | Высокое Средневековье | ||||||||||
• Учредил | 1204 | ||||||||||
• Упразднено | июль 1261 г. | ||||||||||
|
История Византийской империи |
---|
Предыдущий |
Ранний период (330–717 гг.) |
Средний период (717–1204 гг.) |
Поздний период (1204–1453 гг.) |
|
Хронология |
По теме |
Портал Византийской империи |
( Никейская империя греч . Βασιλεία Ῥωμαιον ) или Никейская империя [4] был крупнейшим из трёх византийских греческих [5] [6] осколки государств, основанных аристократией Византийской империи , которая бежала, когда Константинополь был оккупирован западноевропейскими и венецианскими вооруженными силами во время Четвертого крестового похода , военного события, известного как разграбление Константинополя . Как и другие византийские государства, образовавшиеся в результате распада империи в 1204 году, такие как Трапезундская империя и Эпирский деспотат , оно было продолжением восточной половины Римской империи, которая сохранилась до средневекового периода. Четвертое государство, известное в историографии как Латинская империя , было создано армией крестоносцев и Венецианской республикой после захвата Константинополя и окрестностей.
Основана семьей Ласкарис . [6] оно длилось с 1204 по 1261 год, когда никейцы восстановили Византийскую империю после того, как отбили Константинополь. Таким образом, Никейская империя рассматривается как прямое продолжение Византийской империи, поскольку в 1205 году она полностью приняла традиционные титулы и управление византийцев.
оспорил Эпирский деспотат это притязание в 1224 году и стал Фессалоникской империей , но был вынужден отказаться от своих притязаний никейцами в 1242 году. Трапезундская империя , провозгласившая свою независимость за несколько недель до разграбления Константинополя в 1204 году, отошла от власти. все претензии на то, чтобы быть продолжением Византийской империи в договоре 1282 года .
История [ править ]
Фонд [ править ]
В 1204 году византийский император Алексиос V Дука Мурцуфлос бежал из Константинополя после вторжения крестоносцев в город. Вскоре после этого императором был провозглашен Феодор I Ласкарис , зять императора Алексия III Ангела , но и он, понимая, что положение в Константинополе безнадежно, бежал в город Никею в Вифинии .
Латинская империя , основанная крестоносцами в Константинополе, плохо контролировала бывшую византийскую территорию, а греческие государства-преемники Византийской империи возникли в Эпире , Трапезунде и Никее . Трапезунд отделился как независимое государство за несколько недель до падения Константинополя . [7] Никея, однако, была ближе всего к Латинской империи и имела лучшие возможности попытаться восстановить Византийскую империю.
Теодор Ласкарис не сразу добился успеха, так как Генрих Фландрский победил его при Пойманонене и Прусе (ныне Бурса ) в 1204 году. Но Теодор смог захватить большую часть северо-западной Анатолии после болгарского поражения латинского императора Балдуина I в битве при Адрианополе , потому что Генрих был отозван в Европу для защиты от вторжений царя болгарского Калояна . [8] Теодор также разбил армию из Трапезунда, а также других второстепенных соперников, оставив ему командовать самым могущественным из государств-преемников.
В течение следующих нескольких лет были заключены и разорваны многочисленные перемирия и союзы, поскольку византийские государства-преемники, Латинская империя, империя и сельджуки Иконии Болгарская (чья территория также граничила с Никеей) воевали друг с другом. В 1211 году в Антиохии на Меандре Феодор отразил крупное вторжение сельджуков, которые поддержали предложение Алексиоса III Ангела вернуться к власти. Однако потери, понесенные в Антиохии, привели к поражению от рук Латинской империи у реки Риндакус и потере большей части Мизии и побережья Мраморного моря по последующему Нимфейскому договору . Никейцы получили компенсацию за эту территориальную потерю, когда в 1212 году смерть Давида Комнина позволила им аннексировать его земли в Пафлагонии . [9]
В 1205 году Феодор принял традиционные титулы византийских императоров. Три года спустя он созвал церковный собор для избрания нового православного Константинопольского патриарха . Новый патриарх короновал Феодора императором и установил его резиденцию в столице Феодора Никее. В 1219 году он женился на дочери латинской императрицы Иоланды Фландрской , но умер в 1221 году, и ему наследовал его зять Иоанн III Дукас Ватацес.
Расширение [ править ]
Воцарение Ватацев первоначально было оспорено Ласкаридами, а севастократоры Исаак и Алексиос, братья Феодора I, искали помощи у Латинской империи. Однако Ватацы одержали верх над их объединенными силами в битве при Пойманонене , закрепив за собой трон и вернув при этом почти все азиатские территории, принадлежавшие Латинской империи.
В 1224 году Латинское Фессалоникийское королевство было захвачено деспотом Эпира Теодором Комненосом Дукой , который короновал себя императором в соперничестве с Ватацами и основал Фессалоникскую империю . Оно оказалось недолгим, так как перешло под контроль Болгарии после битвы при Клокотнице в 1230 году. Поскольку Трапезунд не имел никакой реальной власти, Никея была единственным оставшимся эффективным византийским государством, и Иоанн III расширил свою территорию через Эгейское море . В 1235 году он вступил в союз с Иваном Асеном II из Болгарии , что позволило ему распространить свое влияние на Фессалоники и Эпир.
В 1242 году монголы вторглись на территорию сельджуков к востоку от Никеи, и хотя Иоанн III беспокоился, что они могут напасть на него в следующий раз, в конечном итоге они устранили угрозу сельджуков Никее. В 1245 году Иоанн заключил союз со Священной Римской империей , женившись на Констанции II Гогенштауфенской , дочери Фридриха II . В 1246 году Иоанн напал на Болгарию и вернул себе большую часть Фракии и Македонии, а также приступил к включению Фессалоники в свое царство. К 1248 году Иоанн разгромил болгар и окружил Латинскую империю. Он продолжал отбирать земли у латинян до своей смерти в 1254 году.
Феодор II Ласкарис , сын Иоанна III, столкнулся с вторжениями болгар во Фракию , но успешно защитил территорию. Конфликт Его между Никеей и Эпиром вспыхнул в 1257 году. Эпир вступил в союз с Манфредом Сицилийским, когда Теодор II умер в 1258 году. сменил Иоанн IV Ласкарис , но, поскольку он был еще ребенком, он был поставлен под регентство генерала Михаила Палеолога. Михаил провозгласил себя соправителем (как Михаил VIII ) в 1259 году и вскоре разбил совместное вторжение Манфреда, деспота Эпира, и латинского принца Ахеи в битве при Пелагонии .
Возвращение Константинополя [ править ]
В 1260 году Михаил начал штурм самого Константинополя, чего не смогли сделать его предшественники. Он вступил в союз с Генуей , и его генерал Алексиос Стратегопулос провел несколько месяцев, наблюдая за Константинополем, чтобы спланировать свое нападение. В июле 1261 года, когда большая часть латинской армии сражалась в другом месте, Алексию удалось убедить стражу открыть ворота города. Оказавшись внутри, он сжег венецианский квартал (поскольку Венеция была врагом Генуи и в значительной степени ответственна за захват города в 1204 году).
Через несколько недель Михаил был признан императором, восстановив Византийскую империю. Часть Ахеи вскоре была отвоевана, но Трапезунд и Эпир остались независимыми византийскими греческими государствами. Восстановленная империя также столкнулась с новой угрозой со стороны османов , когда они возникли на смену сельджукам.
Последствия [ править ]
После 1261 года Константинополь вновь стал столицей Византийской империи. [10] Территории бывшей Никейской империи были лишены своих богатств, которые были использованы для восстановления Константинополя и финансирования многочисленных войн в Европе против латинских государств и Эпира. Солдаты были переброшены из Малой Азии в Европу, оставив старую границу относительно незащищенной. Набеги турецких гази оставались беспрепятственными, а граница все больше нарушалась.
Узурпация законного правителя Ласкаридов Иоанна IV Ласкариса Михаилом VIII Палеологом в 1261 году настроила большую часть населения против восстановленной Византийской империи в Константинополе. Иоанн IV остался в Никее, а позже был ослеплен по приказу Михаила в свой одиннадцатый день рождения, 25 декабря 1261 года. Это лишило его права на престол, и он был сослан и заключен в крепость в Вифинии. Это действие привело к отлучению Михаила VIII Палеолога от церкви патриархом Арсением Автореианом, а также к более позднему восстанию, возглавленному Псевдо-Иоанном IV недалеко от Никеи.
Последующая история бывшей территории Никейской империи представляет собой историю постепенного завоевания турками. После смерти Михаила VIII в 1282 году турецкие набеги превратились в постоянное заселение и учреждение турецких бейликов на бывшей византийской территории. Император Андроник II пытался улучшить ситуацию, но безуспешно. К ц. В 1300 году почти вся бывшая Никейская империя была завоевана турками, и за ней цеплялась лишь крошечная полоска территории прямо напротив Константинополя. Окончательный конец византийской Малой Азии наступил с падением Бурсы в 1326 году, Никеи в 1331 году и Никомидии в 1337 году.
Военный [ править ]
Никейская империя состояла из самого густонаселенного греческого региона Византии, за исключением Фракии, которая находилась под контролем Латинской и Булгарии. Таким образом, на пике своего развития Империя смогла собрать достаточно многочисленную военную силу численностью около 20 000 солдат – цифры, зафиксированные как участвующие в ее многочисленных войнах против государств крестоносцев.
Никейцы продолжали некоторые аспекты комнатнской армии , но без ресурсов, доступных комнатнским императорам, никейские византийцы не могли сравниться ни по численности, ни по качеству с армиями, которые император Мануил выставили и его предшественники. Передняя Малая Азия имела выход к морю, что делало ее богаче, чем большинство отколовшихся государств вокруг, и со временем стала самым могущественным государством в регионе, хотя бы на короткий период.
Идеология и эллинизм [ править ]
Суд Никейского государства широко использовал термин «эллины» вместо более раннего «римляне» для описания грекоязычного населения. [11] Современники предпочитали использовать слово «Эллада» или прилагательное «Эллиникон» для обозначения Никейской империи. [12] [13] Таким образом, император Теодор Ласкарис иногда заменял термины Romaioi (римляне) и Graikoi эллинами. [14] Император Феодор II описывает свое царство как новую Элладу . [15] Патриарх Герман II использовал в официальной переписке с западным миром термин «Грайкой» для описания местного населения и «Империю греков» ( греч . Βασιλεία των Γραικών ) в качестве названия государства. В то время существовала согласованная инициатива самоидентификации этнических греков. [16]
Некоторые ученые рассматривают период Никейской империи как показатель роста этнического эллинского самосознания и греческого национализма . Однако эти ученые предупреждают, что рост этнического самосознания не повлиял на официальную имперскую идеологию. [17] В официальной идеологии традиционный взгляд на Византию как на Римскую империю не был опровергнут, о чем свидетельствует использование слова Romaioi для обозначения подданных никейских императоров. [17] Официальной идеологией Никейской империи была идеология завоевания и милитаризма, чего не было в риторике Палеологов позднего XIV века. [18]
Идеология Никеи XIII века характеризовалась верой в сохраняющееся значение Константинополя и надеждой вернуть город, опираясь не столько на претензии политического универсализма или эллинского национализма, сколько на ветхозаветные идеи еврейского провидения. Императора этого периода часто сравнивают с Моисеем. [19] или Зоровавель , или даже как « Огненный Столп », который ведет народ Божий к Земле Обетованной, например, в речи Феодора I Ласкариса , написанной Никитой Хониатом . [20]
Риторика этого периода также прославляла войну и завоевание Константинополя, используя образы, не взятые из Ветхого Завета. Например, в своем панегирике Феодору I Ласкарису Хониат описывает битву с сельджукским султаном как битву между христианством и исламом, риторически сравнивая раны Феодора, который сам убил вражеского полководца, с ранами Христа на кресте. [21] Димитер Ангелов предполагает, что западная идеология крестовых походов, возможно, повлияла на развитие этой точки зрения на завоевание, и в этот период упоминается, что патриарх Михаил IV Авторейанос предлагал полное отпущение грехов никейским войскам, собирающимся вступить в битву, - практика, почти идентичная западной полное снисхождение . Однако предоставление таких послаблений длилось недолго, и многие из возможных влияний крестоносцев, похоже, ослабли после 1211 года. [21]
Византийцы XIII века также проводили параллели между положением империи после 1204 года и положением античных греков. Эти свидетельства помогли укрепить точку зрения некоторых ученых, таких как А. Е. Вакалопулос, которые считают эти ссылки, в сочетании с переоценкой классического прошлого Византии, источником греческого национализма. [22] После потери Константинополя это сравнение обыграло идею «эллинов», окруженных варварами; Хониат приравнивал убитого Теодором I сельджукского султана к Ксерксу, а патриарх Герман II вспоминал победу Иоанна III Ватаца как еще одну битву при Марафоне или Саламине . [23] Во многом таким же образом Феодор II Ласкарис сравнил победы своего отца с победами Александра Великого и начал превозносить военные ценности современных «эллинов». [24]
Кроме того, в этот период, похоже, произошел сдвиг в использовании слова «эллин» в византийском языке. До этого момента слово «эллин» носило негативный оттенок и ассоциировалось, в частности, с остатками язычества. Однако в этот период оба термина «Граики» и «эллины», по-видимому, вошли в дипломатическое использование империи как форма религиозной и этнической самоидентификации, вызванная желанием отличить империю и ее граждан от Латиняне. [25] Патриарх Константинопольский Герман II, в частности, является примером этого нового видения этнической и религиозной идентичности. В его письмах хорошее происхождение приравнивается к чистоте его эллинистического происхождения, придавая большее значение его эллинистическому языковому и этническому происхождению, чем какой-либо связи с Константинополем, и демонстрируя его презрение к латинянам, которые гордились владением городом. Среди ученых ведутся споры относительно точного времени изменения значения слова эллин. Родерик Битон, рассматривая свидетельства использования термина «эллины» в XII веке, считает, что переоценка этого термина произошла до потери Константинополя в 1204 году. Кроме того, в отличие от Вакалопулоса, [26] Битон видит не зарождение греческого национализма, а, скорее, зачаточное «этническое» сознание, в первую очередь основанное на языке. [27]
Майкл Анголд отмечает, что идеология того периода демонстрирует способность византийцев реагировать и адаптироваться к изменяющимся культурным и политическим обстоятельствам, включая изгнание, и что идеологические разработки этого периода были по большей части прерваны и отвергнуты восстановил империю Палеологов , поскольку Михаил VIII вернулся к идеологии более ранних периодов. [28]
Императоры [ править ]
- Феодор I Ласкарис (1204–1222)
- Иоанн III, герцоги Ватацкие (1222–1254)
- Феодор II Ласкарис (1254–1258)
- Иоанн IV Ласкарис (1258–1261)
- Михаил VIII Палеолог (соимператор 1259–1261; восстановленная Византийская империя)
См. также [ править ]
- Династия Ласкарисов и родственное генеалогическое древо
- Династия Ватацев и связанное с ней генеалогическое древо
- Генеалогические древа византийских императорских династий
Цитаты [ править ]
- ^ Ставриду-Зафрака, Алкмени (2015). «Византийская культура в позднесредневековых греческих государствах» . Βυζαντιακά . 32 : 211.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2014). Веры во времени: 5000 лет истории религии [4 тома]: 5000 лет истории религии . АВС-КЛИО. п. 800. ISBN 978-1-61069-026-3 .
- ^ Мальтезу, Крисса; Шрайне, Питер (2002). Византия, Венеция и франко-греческий мир (на французском языке). Греческий институт византийских и поствизантийских исследований Венеции. п. 33. ISBN 978-960-7743-22-0 .
Теодорос Ласкарис полностью избегает терминов Latinoi в своих письмах и вместо этого использует Italoi. Он также заменяет термины Romaioi (римляне) и греческий на эллины.
- ^ Васильев, Александр Александрович (1952). История Византийской империи, 324–1453 гг . Университет Висконсин Пресс. п. 546. ИСБН 978-0-299-80926-3 .
- ^ Мировая история Колумбии Джона Артура Гаррати, Питера Гэя (1972), с. 454: «Греческая империя в изгнании в Никее оказалась слишком сильной, чтобы ее можно было изгнать из Малой Азии, а в Эпире другая греческая династия бросила вызов захватчикам».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Краткая история Греции с древнейших времен до 1964 года, написанная У.А. Хертли , Х.К. Дарби, К.В. Кроули, К.М. Вудхаусом (1967), с. 55: «Там, в процветающем городе Никее, Теодорос Ласкарис, зять бывшего византийского императора, основывает двор, который вскоре станет Маленькой, но возрождающейся Греческой империей».
- ^ Майкл Панаретос, Хроника , гл. 1. Греческий текст в оригинальных фрагментах, хрониках, надписях и других материалах по истории Трапезундской империи , часть 2; в трактатах исторического класса Королевской Баварской академии 4 (1844), абт. 1, стр. 11; Немецкий перевод, стр. 41
- ^ Алиса Гардинер, Ласкариды Никеи: История империи в изгнании , 1912, (Амстердам: Адольф М. Хаккерт, 1964), стр. 75–78
- ^ Анголд 1999 , с. 547.
- ^ Геанакоплос 1989 , с. 173.
- ^ Бялор, Перри (2008). «Глава 2, Этническое выживание греков под османским господством» . ScholarWorks@UMass Amherst : 73.
- ^ Мейендорф, Джон (2010). Византия и возвышение России: исследование византийско-российских отношений в четырнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета. п. 100. ИСБН 978-0-521-13533-7 .
Никейская империя, в частности, рассматривалась как Элленикон или Эллада.
- ^ Ставриду-Зафрака, Алкмени (2015). «Византийская культура в позднесредневековых греческих государствах» . Βυζαντιακά . 32 : 211.
- ^ Мальтезу, Крисса; Шрайне, Питер (2002). Византия, Венеция и франко-греческий мир (на французском языке). Греческий институт византийских и поствизантийских исследований Венеции. п. 33. ISBN 978-960-7743-22-0 .
Теодорос Ласкарис полностью избегает терминов Latinoi в своих письмах и вместо этого использует Italoi. Он также заменяет термины Romaioi (римляне) и греческий на эллины.
- ^ Думанис, Николас (2009). История Греции . Международное высшее образование Макмиллана. п. 140. ИСБН 978-1-137-01367-5 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хилсдейл, Сесили Дж. (2014). Византийское искусство и дипломатия в эпоху упадка . Издательство Кембриджского университета. п. 84. ИСБН 978-1-107-72938-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ангелов, Димитр. Императорская идеология и политическая мысль в Византии (1204–1330) . Кембридж: University Press, 2007. с. 95 Также Калделлис, Энтони. Эллинизм в Византии: трансформации греческой идентичности и рецепция классической традиции . Кембридж: Университетское издательство, 2007.
- ^ Angelov, pp. 99–101
- ^ Ангольд, Майкл. Византийское правительство в изгнании: правительство и общество при Ласкаридах Никейских, 1204–1261 гг . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1975. с. 13
- ^ Angelov, p. 99
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Angelov, p. 100
- ^ Ангольд, Майкл. «Византийский «национализм» и Никейская империя». Византийские и новогреческие исследования , 1 (1975), стр. 51–52.
- ^ Ангольд, с. 29
- ^ Angelov, p. 97
- ^ Angelov, pp. 96–97
- ^ А. Э. Вакалопулос, Истоки греческой нации: византийский период (1204–1461) (Нью-Брансуик, 1970).
- ^ Битон, Родерик. «Античная нация? «эллины» накануне независимости Греции и в Византии двенадцатого века», « Византийские и новогреческие исследования» , 31 (2007), стр. 76–95.
- ^ Анголд, Майкл (1975). «Византийский «национализм» и Никейская империя» (требуется подписка) . Византийские и новогреческие исследования , 1 , 1 с. 70
Общие и цитируемые ссылки [ править ]
- Анголд, Майкл (1999). «Византия в изгнании» . В Абулафии, Дэвид (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, том 5, около 1198–1300 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 543–568. ISBN 978-1-13905573-4 .
- Геанакоплос, Дено Джон (1989). Константинополь и Запад: очерки поздневизантийского (палеологовского) и итальянского Возрождения, а также византийской и римской церквей . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-11884-6 .
- Никейская империя
- 1261 прекращение деятельности в Азии
- 13 век в Азии
- 13 век в Византийской империи.
- Византийские осколки государств
- Бывшие империи
- История провинции Бурса
- История Турции
- Династия Ласкаридов
- Никея
- Штаты и территории упразднены в 1261 году.
- Штаты и территории, основанные в 1204 году.
- христианские государства