Jump to content

Битва при Марафоне

Координаты : 38 ° 07'05 ″ с.ш. 23 ° 58'42 ″ в.д.  /  38,11806 ° с.ш. 23,97833 ° в.д.  / 38,11806; 23,97833
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Страница полузащищенная

Битва при Марафоне
Часть первого персидского вторжения в Грецию.

Изображение Марафонской битвы 1900 года.
Дата 10 сентября 490 г. до н. э. ( 6 Боэдромиона ) [1]
Расположение 38 ° 07'05 ″ с.ш. 23 ° 58'42 ″ в.д.  /  38,11806 ° с.ш. 23,97833 ° в.д.  / 38,11806; 23,97833
Результат Греческая победа
Воюющие стороны
Империя Ахеменидов
Командиры и лидеры
Сила
10 000–11 000 человек
  • Современные оценки:
    • 25 000 пехоты
    • 1000 кавалеристов (не задействованы)
    • Более 100 000 вооруженных гребцов и матросов (организованные в резервные войска, они мало участвовали в боевых действиях, в основном защищая корабли)
    • 600 триер
    • 50+ конновозов
    • 200+ кораблей снабжения
Жертвы и потери
Геродот : 203 убийств.
  • 192 афинянина погибли
  • 11 платейцев мертвы
Геродот : 6400 убитых.
  • 7 кораблей потоплены
  • 6400 солдат Ахеменидов убиты

Другие оценки:
4000–5000 убитых [3]
Марафонская битва находится в Греции.
Битва при Марафоне
Место Марафонской битвы

произошла Марафонская битва в 490 г. до н.э. во время первого персидского вторжения в Грецию . Битва велась между гражданами Афин , которым помогала Платея , и персидскими войсками под командованием Датиса и Артаферна . Битва стала кульминацией первой попытки Персии при царе Дарии I подчинить Грецию . Греческая армия нанесла сокрушительное поражение более многочисленным персам, что стало поворотным моментом в греко-персидских войнах .

Первое персидское вторжение было ответом на участие Афин в Ионическом восстании , когда Афины и Эретрия направили войска для поддержки городов Ионии в их попытке свергнуть персидское правление. Афинянам и эретрийцам удалось захватить и сжечь Сарды , но затем они были вынуждены отступить с большими потерями. В ответ на этот набег Дарий поклялся сжечь Афины и Эретрию. По словам Геродота , Дарию поднесли к нему лук, а затем он выпустил стрелу «вверх, к небу», сказав при этом: «Зевс, чтобы мне было даровано отомстить афинянам!» Геродот далее пишет, что Дарий поручил одному из своих слуг произносить «Учитель, помни об афинянах» три раза перед ужином каждый день. [4]

На момент битвы Спарта и Афины были двумя крупнейшими городами-государствами Греции. После того, как ионическое восстание было окончательно подавлено победой персов в битве при Ладе в 494 г. до н.э., Дарий начал планировать подчинение Греции. военно-морскую группу под командованием Датиса и Артаферна В 490 г. до н. э. он послал через Эгейское море , чтобы подчинить себе Киклады , а затем совершить карательные нападения на Афины и Эретрию. Достигнув Эвбеи в середине лета после успешной кампании в Эгейском море, персы приступили к осаде и захвату Эретрии. Затем персидские войска направились в Аттику и высадились в заливе недалеко от города Марафон . Афиняне, к которым присоединился небольшой отряд из Платеи, двинулись к Марафону и сумели заблокировать два выхода с Марафонской равнины. Афиняне также направили спартанцам послание с просьбой о поддержке. Когда гонец прибыл в Спарту, спартанцы участвовали в религиозном празднике и объяснили это тем, что не пришли на помощь афинянам.

Афиняне и их союзники выбрали для сражения место с болотами и гористой местностью, что не позволяло персидской коннице присоединиться к персидской пехоте. Мильтиад , афинский полководец, приказал атаковать персидские войска, состоящие в основном из стрелковых войск. Он усилил свои фланги, заманив лучших бойцов персов в свой центр. Внутренние фланги окружили персов, разгромив их. Персидская армия в панике рванулась к своим кораблям, и большое количество людей было убито. Поражение при Марафоне положило конец первому персидскому вторжению в Грецию, и персидские войска отступили в Азию. Затем Дарий начал собирать огромную новую армию, с помощью которой он намеревался полностью подчинить Грецию; однако в 486 г. до н.э. его египетские подданные восстали, отложив на неопределенный срок любую греческую экспедицию. После смерти Дария его сын Ксеркс I возобновил подготовку ко второму вторжению в Грецию , которое наконец началось в 480 году до нашей эры.

Марафонская битва стала переломным моментом в греко-персидских войнах, показав грекам, что персов можно победить; Можно видеть, что окончательный триумф Греции в этих войнах начался при Марафоне. Битва также показала грекам, что они могут побеждать в битвах без спартанцев, поскольку Спарта считалась главной военной силой Греции. Эту победу с подавляющим преимуществом одержали афиняне, и Марафон поднял к ним уважение греков. Следующие двести лет стали свидетелями подъема классической греческой цивилизации, которая имела непреходящее влияние в западном обществе, поэтому Марафонскую битву часто рассматривают как поворотный момент в истории Средиземноморья и Европы, и ее часто отмечают сегодня.

Фон

Равнина Марафона сегодня с сосновым лесом и водно-болотными угодьями.
Карта, показывающая греческий мир во время битвы.

Первое персидское вторжение в Грецию имело свои непосредственные корни в Ионическом восстании , самой ранней фазе греко-персидских войн . Однако это также было результатом долгосрочного взаимодействия между греками и персами. В 500 г. до н. э. Персидская империя была еще относительно молодой и экспансионистской, но склонной к восстаниям среди подвластных ей народов. [5] [6] [7] Более того, персидский царь Дарий был узурпатором и потратил немало времени на подавление восстаний против своего правления. [5] Еще до Ионического восстания Дарий начал расширять империю на Европу, подчинив Фракию и вынудив Македонию стать вассалом Персии. [8] Попытки дальнейшей экспансии в политически нестабильный мир Древней Греции, возможно, были неизбежны. [6] Однако Ионическое восстание напрямую угрожало целостности Персидской империи, а государства материковой Греции оставались потенциальной угрозой ее будущей стабильности. [9] Таким образом, Дарий решил подчинить и умиротворить Грецию и Эгейское море, а также наказать участников Ионического восстания. [9] [10]

Ионическое восстание началось с неудачной экспедиции против Наксоса , совместного предприятия персидского сатрапа Артаферна и милетского тирана Аристагора . [11] После этого Артаферн решил отстранить Аристагора от власти, но прежде чем он смог это сделать, Аристагор отрекся от престола и объявил Милет демократией. [11] Другие ионические города последовали этому примеру, свергнув назначенных персами тиранов и объявив себя демократическими государствами. [11] [12] Затем Аристагор обратился за поддержкой к государствам материковой Греции, но только Афины и Эретрия предложили отправить войска. [13]

Участие Афин в Ионическом восстании возникло из-за сложного набора обстоятельств, начиная с установления афинской демократии в конце VI века до нашей эры. [13]

В 510 г. до н.э. с помощью Клеомена I , царя Спарты , афинский народ изгнал Гиппия , тирана , правителя Афин. [14] Вместе с отцом Гиппия Писистратом семья правила 36 из предыдущих 50 лет и полностью намеревалась продолжить правление Гиппия. [14] Гиппий бежал в Сарды ко двору персидского сатрапа Артаферна и пообещал персам контроль над Афинами , если они помогут восстановить его. [15] Тем временем Клеомен помог установить проспартанскую тиранию под руководством Исагора в Афинах, в противовес Клисфену , лидеру традиционно могущественной семьи Алкмеонидов , которые считали себя естественными наследниками правления Афин. [16] Клисфен, однако, потерпел политическое поражение от коалиции во главе с Исагором и решил изменить правила игры, обратившись к демосу ( народу), фактически сделав его новой фракцией на политической арене. Эта тактика увенчалась успехом, но спартанский царь Клеомен I вернулся по просьбе Исагора, и поэтому Клисфен, Алкмеониды и другие известные афинские семьи были изгнаны из Афин. Когда Исагор попытался создать узкое олигархическое правительство, афинский народ спонтанным и беспрецедентным шагом изгнал Клеомена и Исагора. [17] Таким образом, Клисфен был возвращен в Афины (507 г. до н.э.) и с головокружительной скоростью начал реформировать государство с целью закрепить свое положение. Результатом на самом деле не стала демократия или настоящее гражданское государство, но он позволил создать полностью демократическое правительство, которое возникнет в следующем поколении, когда демос осознает свою власть. [18] Вновь обретенная свобода и самоуправление афинян означали, что с тех пор они были исключительно враждебны по отношению к возвращению тирании Гиппия или любой форме внешнего порабощения со стороны Спарты, Персии или кого-либо еще. [17]

Дарий I Персидский в изображении греческого художника на вазе Дария , IV век до нашей эры.

Клеомен не был доволен событиями и двинулся на Афины со спартанской армией. [19] Попытки Клеомена вернуть Исагора в Афины закончились фиаско, но, опасаясь худшего, афиняне к этому моменту уже отправили посольство к Артаферну в Сардах с просьбой о помощи у Персидской империи. [20] Артаферн попросил афинян дать ему « землю и воду », традиционный знак подчинения, на что афинские послы согласились. [20] Однако по возвращении в Афины их сурово порицали за это. [20] Некоторое время спустя Клеомен спровоцировал заговор с целью вернуть Гиппию власть в Афинах. Это не удалось, и Гиппий снова бежал в Сарды и пытался убедить персов подчинить Афины. [21] Афиняне отправили послов к Артаферну, чтобы отговорить его от действий, но Артаферн просто приказал афинянам вернуть Гиппия в качестве тирана. [13] Афиняне с негодованием отказались и вместо этого решили начать войну с Персией. [21] Став, таким образом, врагом Персии, Афины уже были в состоянии поддержать ионические города, когда они начали свое восстание. [13] Тот факт, что ионические демократии были вдохновлены примером, который подали афиняне, несомненно, еще больше убедил афинян поддержать Ионическое восстание, тем более что города Ионии изначально были афинскими колониями. [13]

Афиняне и эретрийцы отправили в Малую Азию оперативную группу из 25 триер для помощи восстанию. [22] Находясь там, греческая армия застигла врасплох и перехитрила Артаферна, двинулась к Сардам и сожгла нижний город. [23] Однако это было все, чего греки добились, и затем они были отброшены и преследованы персидскими всадниками до побережья, потеряв при этом много людей. Несмотря на то, что их действия оказались в конечном итоге бесплодными, эретрийцы и в особенности афиняне заслужили длительную вражду Дария, и он поклялся наказать оба города. [24] Победа персидского флота в битве при Ладе (494 г. до н. э.) практически положила конец Ионическому восстанию, и к 493 г. до н. э. последние уцелевшие были побеждены персидским флотом. [25] Восстание было использовано Дарием как возможность расширить границы империи до островов восточной части Эгейского моря. [26] и Пропонтида , которая раньше не входила в состав персидских владений. [27] Умиротворение Ионии позволило персам начать планировать свои следующие действия; погасить угрозу империи со стороны Греции и наказать Афины и Эретрию. [28]

В 492 г. до н.э., после того как Ионическое восстание было окончательно подавлено, Дарий отправил в Грецию экспедицию под командованием своего зятя Мардония . Мардоний вновь подчинил Фракию и полностью подчинил Македонию персам; он был вассалом персов с конца VI века до нашей эры, но сохранял свою общую автономию. [29] Однако вскоре после этого его флот потерпел крушение в результате сильного шторма, что привело к преждевременному завершению кампании. [30] Однако в 490 г. до н.э., после успехов предыдущего похода, Дарий решил послать морскую экспедицию во главе с Артаферном (сыном сатрапа, к которому бежал Гиппий) и Датисом , мидийским адмиралом. Мардоний был ранен в предыдущей кампании и впал в немилость. Целью экспедиции (который сопротивлялся нападению персов в 499 г. до н.э.), а затем направиться в Грецию , было ввести Киклады в состав Персидской империи, наказать Наксос чтобы заставить Эретрию и Афины подчиниться Дарию или быть уничтоженными. [31] После перехода по островам Эгейского моря, включая успешную атаку на Наксос, персидские войска в середине лета прибыли к Эвбее. Затем персы приступили к осаде , захвату и сожжению Эретрии. Затем они направились на юг вдоль побережья Аттики, чтобы выполнить конечную цель кампании — наказать Афины.

Прелюдия

Первоначальное расположение сил на Марафоне
Болота на Марафоне.

Персы проплыли вдоль побережья Аттики и высадились в Марафонской бухте, примерно в 27 километрах (17 миль) к северо-востоку от Афин, по совету изгнанного афинского тирана Гиппия (который сопровождал экспедицию). [32] Под руководством Мильтиада , афинского полководца с наибольшим опытом борьбы с персами, афинская армия быстро двинулась, чтобы заблокировать два выхода с Марафонской равнины и не допустить продвижения персов вглубь страны. [33] [34] В то же время величайший бегун Афин Фидиппид (или, по некоторым сведениям, Филиппид) был отправлен в Спарту с просьбой, чтобы спартанская армия двинулась на помощь Афинам. [35] Фидиппид прибыл во время праздника Карнея , священного периода мира, и был проинформирован, что спартанская армия не может идти на войну до тех пор, пока не взойдет полная луна; Афины не могли ожидать подкрепления в течение как минимум десяти дней. [33] Афинянам придется какое-то время продержаться у Марафона, хотя они были подкреплены полным набором 1000 гоплитов из небольшого города Платеи , жест, который во многом успокоил нервы афинян. [33] и завоевал бесконечную благодарность афинян к Платеям.

Таким образом, в течение примерно пяти дней армии противостояли друг другу на равнине Марафона в тупике. [33] Фланги афинского лагеря были защищены либо рощей деревьев, либо заграждением из кольев (в зависимости от точного прочтения). [36] [37] Поскольку с каждым днем ​​приход спартанцев приближался, задержка пошла афинянам на пользу. [33] В Марафоне было десять афинских стратегов (полководцев), избранных каждым из десяти племен , на которые были разделены афиняне; Мильтиад был одним из них. [38] Кроме того, общим руководителем был военный архонт ( полемарх ) Каллимах , избираемый всем гражданским составом. [39] Геродот предполагает, что командование поочередно осуществлялось между стратегами , каждый из которых по очереди в течение дня командовал армией. [40] Далее он предполагает, что каждый стратег в свой день командования вместо этого подчинялся Мильтиаду. [40] По рассказу Геродота, Мильтиад стремится напасть на персов (несмотря на то, что он знает, что спартанцы идут на помощь афинянам), но, как ни странно, предпочитает дождаться фактического дня своего командования, чтобы атаковать. [40] Этот отрывок, несомненно, проблематичен; афинянам было мало что выиграть от нападения до прибытия спартанцев. [41] и нет никаких реальных доказательств этой ротации генералов. [42] Однако между прибытием афинян в Марафон и битвой, похоже, произошла задержка; Геродот, который, очевидно, полагал, что Мильтиад рвался в атаку, возможно, допустил ошибку, пытаясь объяснить эту задержку. [42]

Как обсуждается ниже , причина задержки, вероятно, заключалась просто в том, что ни афиняне, ни персы изначально не были готовы рисковать битвой. [41] [43] Тогда возникает вопрос, почему битва произошла именно тогда. Геродот прямо сообщает нам, что греки напали на персов (и другие источники это подтверждают), но неясно, почему они сделали это до прихода спартанцев. [41] Есть две основные теории, объясняющие это. [41]

Первая теория состоит в том, что персидская конница покинула Марафон по неустановленной причине и что греки попытались воспользоваться этим, напав. Эта теория основана на отсутствии каких-либо упоминаний о кавалерии в описании битвы Геродота и записи в словаре Суда . [41] Запись χωρίς ἱππέων («без кавалерии») объясняется так:

Кавалерия ушла. Когда Датис сдался и был готов к отступлению, ионийцы забрались на деревья и дали афинянам сигнал, что конница ушла. И когда Мильтиад понял это, он атаковал и таким образом победил. Отсюда и вышеупомянутая цитата, которую используют, когда кто-то нарушает строй перед боем. [44]

Существует множество вариаций этой теории, но, пожалуй, наиболее распространенной является версия, что кавалерия завершала трудоемкий процесс повторной посадки на корабли и должна была быть отправлена ​​морем для атаки (незащищенных) Афин с тыла, в то время как остальные персы сковали афинскую армию у Марафона. [33] Таким образом, эта теория использует предположение Геродота о том, что после Марафона персидская армия начала повторно высаживаться на борт, намереваясь обойти мыс Сунион, чтобы напрямую атаковать Афины. [45] Таким образом, эта повторная посадка произошла бы до битвы (и действительно спровоцировала битву). [43]

Вторая теория заключается в том, что битва произошла потому, что персы наконец двинулись в атаку на афинян. [41] Хотя эта теория предполагает, что персы переходят в стратегическое наступление, ее можно согласовать с традиционным представлением о нападении афинян на персов, если предположить, что, видя наступление персов, афиняне перешли в тактическое наступление и атаковали их. [41] Очевидно, невозможно точно установить, какая теория (если таковая имеется) верна. Однако обе теории предполагают, что примерно на пятый день или около того произошла какая-то персидская деятельность, которая в конечном итоге спровоцировала битву. [41] Также возможно, что обе теории верны: когда персы отправили конницу на корабле для атаки на Афины, они одновременно послали свою пехоту для атаки на Марафон, что спровоцировало греческую контратаку.

Дата боя

Геродот упоминает для нескольких событий дату в лунно-солнечном календаре , вариант которого каждый греческий город-государство использовал. Астрономические вычисления позволяют нам получить абсолютную дату в пролептическом юлианском календаре , который часто используется историками в качестве хронологической основы. Филипп Август Бек в 1855 году пришел к выводу, что битва произошла 12 сентября 490 года до нашей эры по юлианскому календарю, и это общепринятая дата. [46] Однако это зависит от того, когда именно спартанцы проводили свой праздник, и возможно, что спартанский календарь опережал афинский на месяц. В таком случае битва произошла 12 августа 490 г. до н.э. [46]

Противоборствующие силы

афиняне

Афиняне на пляже Марафона. Современная реконструкция боя (2011 г.)

Геродот не приводит цифр о численности афинской армии. Однако Корнелий Непот , Павсаний и Плутарх приводят цифру в 9000 афинян и 1000 платейцев; [47] [48] [49] в то время как Юстин предполагает, что было 10 000 афинян и 1000 платейцев. [50] Эти цифры вполне сопоставимы с количеством войск, которые, по словам Геродота, афиняне и платейцы отправили в битву при Платеях 11 лет спустя. [51] Павсаний заметил на памятнике битве имена бывших рабов , освобожденных в обмен на военные услуги. [52] Современные историки в целом принимают эти цифры как разумные. [33] [53] Население территорий, которыми управляли Афины (Аттика), в то время составляло 315 000 человек, включая рабов, что означает, что вся афинская армия во времена Марафона и Платеи насчитывала около 3% населения. [54]

персы

Этническая принадлежность солдат армии Дария I проиллюстрирована на могиле Дария I в Накше-Ростаме с упоминанием каждой этнической принадлежности на отдельных этикетках. [55] [56] [57] [58] [59]
Идентичные изображения были сделаны на гробницах других императоров Ахеменидов, наиболее хорошо сохранившимся фризом является фриз I. Ксеркса

По словам Геродота, флот, посланный Дарием, состоял из 600 триер . [60] Геродот не оценивает размер персидской армии, а лишь говорит, что это была «большая, хорошо укомплектованная пехота». [61] Среди древних источников поэт Симонид , еще один почти современник, сообщает, что численность кампании составляла 200 000 человек; тогда как более поздний писатель, римлянин Корнелий Непот, оценивает 200 000 пехоты и 10 000 кавалерии, из которых только 100 000 сражались в бою, а остальные были погружены в флот, огибавший мыс Сунион; [62] Плутарх и Павсаний независимо друг от друга дают 300 000, как и словарь Суда . [49] [63] [64] Платон и Лисий дают 500 000; [65] [66] и Юстинус 600 000. [67]

Современные историки предлагают самые разные цифры численности пехоты: от 20 000 до 100 000, при этом единодушное мнение составляет, возможно, 25 000; [68] [69] [70] [71] оценка кавалерии находится в пределах 1000 человек. [72]

В состав флота входили различные контингенты из разных частей империи Ахеменидов, в частности ионийцы и эолийцы , хотя они не упоминаются как участвовавшие непосредственно в битве и, возможно, остались на кораблях: [73]

Датис первым поплыл со своей армией против Эретрии , взяв с собой ионийцев и эолийцев.

- Геродот 6.98. [74]

Что касается этнических групп, участвовавших в битве, Геродот особо упоминает присутствие персов и саков в центре линии Ахеменидов:

Они долго сражались на Марафоне. В центре линии преобладали иностранцы, где выстроились персы и саки. Иноземцы одержали там верх и прорвались в преследование вглубь страны, но на каждом фланге одержали верх афиняне и платейцы. Одержав победу, они позволили разгромленным иноземцам бежать и собрали фланги для борьбы с теми, кто прорвался через центр. Афиняне одержали победу, затем последовали за бегущими персами и поразили их. Достигнув моря, они потребовали огня и захватили персидские корабли.

- Геродот 6.113. [75]

Стратегические и тактические соображения

Персидская пехота (вероятно, Бессмертные ), изображенная на фризе дворца Дария в Сузах в Персии (ныне Иран )

Со стратегической точки зрения афиняне имели некоторые недостатки при Марафоне. Чтобы противостоять персам в бою, афинянам пришлось призвать всех доступных гоплитов ; [33] даже тогда их численность, вероятно, была как минимум 2 к 1. [37] Более того, создание такой большой армии лишило Афины защитников, и, таким образом, любая вторичная атака в афинский тыл отрезала бы армию от города; и от любого прямого нападения на город невозможно было защититься. [43] Более того, поражение при Марафоне означало бы полное поражение Афин, поскольку другой афинской армии не существовало. Таким образом, афинская стратегия заключалась в том, чтобы удерживать персидскую армию у Марафона, блокируя оба выхода с равнины и таким образом не позволяя себя перехитрить. [33] Однако эти недостатки компенсировались некоторыми преимуществами. Афинянам изначально не было необходимости искать битвы, поскольку им удалось ограничить персов Марафонской равниной. Более того, время работало в их пользу, так как каждый день приближал прибытие спартанцев. [33] [41] Имея все, что можно потерять при нападении и многое выиграть, выжидая, афиняне оставались в обороне в преддверии битвы. [41] Тактически гоплиты были уязвимы для атак кавалерии, а поскольку персы располагали значительным количеством кавалерии, это делало любой наступательный маневр афинян еще более рискованным и, таким образом, усиливало оборонительную стратегию афинян. [43]

Напротив, персидская стратегия, вероятно, в основном определялась тактическими соображениями. Персидская пехота, очевидно, была легкобронирована и не могла сравниться с гоплитами в лобовом столкновении (что было продемонстрировано в более поздних битвах при Фермопилах и Платеях) . [76] ) Поскольку афиняне, по-видимому, заняли сильную оборонительную позицию при Марафоне, нерешительность персов, вероятно, была вызвана нежеланием атаковать афинян в лоб. [43] Лагерь афинян располагался на отроге горы Агриелики рядом с Марафонской равниной; остатки его укреплений все еще видны. [77]

Какое бы событие в конечном итоге ни спровоцировало битву, оно, очевидно, настолько изменило стратегический или тактический баланс, что побудило афинян напасть на персов. Если первая теория верна (см. выше ), то отсутствие кавалерии устранило главный тактический недостаток афинян, а угроза обхода с фланга делала необходимым нападение. [43] Но если вторая теория верна, то афиняне просто реагировали на нападение персов. [41] Поскольку персидские силы, очевидно, содержали значительную долю стрелковых войск, статичная оборонительная позиция не имела для афинян особого смысла; [78] сила гоплита заключалась в рукопашной схватке, и чем скорее это удастся осуществить, тем лучше с афинской точки зрения. [76] Если вторая теория верна, то возникает дальнейший вопрос, почему персы, поколебавшись несколько дней, затем напали. Для этого могло быть несколько стратегических причин; возможно, они знали (или подозревали), что афиняне ожидают подкрепления. [41] С другой стороны, они, возможно, чувствовали необходимость добиться какой-то победы — они вряд ли могли оставаться на Марафоне бесконечно. [41]

Боевой

Первый этап: две армии формируют свои линии.

Первый этап

Расстояние между двумя армиями в месте сражения сократилось до «расстояния не менее 8 стадий» или около 1500 метров. [79] Мильтиад приказал двум племенам, составлявшим центр греческой формации, племени Леонтиса во главе с Фемистоклом и племени Антиохида во главе с Аристидом , расположиться в глубину четырех рядов, в то время как остальные племена на их флангах располагались в рядах по восемь. . [80] [81] Некоторые современные комментаторы полагают, что это была преднамеренная уловка, направленная на двойной охват персидского центра. Однако это предполагает уровень подготовки, которым, как полагают, греки не обладали. [82] Существует мало свидетельств такого тактического мышления в греческих сражениях до Левктры в 371 г. до н.э. [83] Поэтому вполне возможно, что эта договоренность была принята, возможно, в последний момент, чтобы афинская линия была такой же длинной, как и персидская, и поэтому ее нельзя было обойти с фланга. [43] [84]

Вторая фаза: греки атакуют, и линии вступают в контакт.

Греческие войска рвутся вперед в битве при Марафоне, Жорж Рошгросс , 1859 год.
Второй этап

Согласно одному источнику, когда афинская линия была готова, Мильтиад подал простой сигнал к наступлению: «На них». [43] Геродот подразумевает, что афиняне пробежали всю дистанцию ​​до персидских позиций, что под тяжестью арсенала гоплитов обычно считалось физически невозможным. [85] [86] Скорее всего, они шли до предела эффективности лучников, «пробитой зоны» (примерно 200 метров), а затем перебегали в сторону противника. [86] Другая возможность состоит в том, что они добежали до 200-метровой отметки разбитыми рядами, а затем оттуда перестроились для марша в бой. Геродот предполагает, что это был первый раз, когда греческая армия вступала в бой таким образом; Вероятно, это произошло потому, что это был первый раз, когда греческая армия столкнулась с противником, состоящим в основном из ракетных войск. [86] Все это, очевидно, сильно удивило персов; «... мысленно они обвиняли афинян в безумии, которое должно быть фатальным, поскольку их было мало, но они все же продвигались вперед бегом, не имея ни кавалерии, ни лучников». [87] Действительно, исходя из их предыдущего опыта с греками, персам это можно было простить; Геродот сообщает нам, что афиняне в Марафоне были «первыми, кто вынес вид мидийской одежды и носивших ее мужчин, поскольку до тех пор одно только слово мидяне вызывало у эллинов панику». [79] Пройдя сквозь град стрел персидской армии, по большей части защищенной броней, греческая линия наконец вступила в контакт с армией противника.

Третья фаза: греческий центр отодвинут назад

Третий этап
«Они врезались в персидскую армию с огромной силой», иллюстрация Уолтера Крейна в книге Мэри Макгрегор, « История Греции, рассказанная мальчикам и девочкам» , Лондон: TC & EC Jack.

Они долго сражались на Марафоне. В центре линии преобладали иностранцы, где выстроились персы и саки. Иноземцы одержали там верх и прорвались в преследование вглубь страны, но на каждом фланге одержали верх афиняне и платейцы.

- Геродот VI.113

Четвертая фаза: крах персидских крыльев

Четвертый этап

Афинские фланги быстро разгромили низшие персидские войска на флангах, прежде чем повернуться внутрь, чтобы окружить персидский центр, который был более успешным против слабого греческого центра. [88]

Пятая фаза: персы разбиты и отступают к своим кораблям.

Пятый этап
Кинегир захватывает персидский корабль в Марафонской битве (иллюстрация XIX века).

Битва закончилась, когда персидский центр в панике рванул к своим кораблям, преследуемым греками. [88] Некоторые, не зная местности, побежали в сторону болот, где утонули неизвестные. [52] [89] Афиняне преследовали персов до их кораблей и сумели захватить семь кораблей, хотя большинство из них смогли успешно спуститься на воду. [45] [90] Геродот рассказывает историю о том, как Кинегир , брат драматурга Эсхила , который также был среди бойцов, бросился в море, схватил одну персидскую триеру и начал тянуть ее к берегу. Член экипажа увидел его, отрезал ему руку, и Кинегирус погиб. [90]

Геродот сообщает, что на поле боя было насчитано 6400 персидских тел, и неизвестно, сколько еще погибло в болотах. [91] Он также сообщил, что афиняне потеряли 192 человека, а платейцы — 11. [91] Среди погибших были военный архонт Каллимах и полководец Стесилай. [90]

Выводы

Рельеф битвы при Марафоне ( Храм Августа, Пула ).

Есть несколько объяснений греческого успеха. Большинство ученых считают, что греки имели лучшее вооружение и использовали более совершенную тактику. По мнению Геродота, греки были лучше оснащены. В то время они использовали не бронзовые доспехи, а кожаные или льняные. Формирование фаланги оказалось успешным, поскольку гоплиты имели давнюю традицию рукопашного боя, тогда как персидские солдаты привыкли к совершенно другим видам конфликтов. При Марафоне афиняне проредили свой центр, чтобы сделать свою армию равной по длине персидской армии. [92] не в результате тактического планирования. [93] Похоже, что персидский центр попытался вернуться, поняв, что его фланги сломались, и был захвачен во флангах победившими греческими флангами. Лэзенби (1993) считает, что основной причиной успеха Греции было проявленное греками мужество:

Марафон был выигран потому, что обычные солдаты-любители нашли в себе смелость перейти на рысь, когда стрелы начали падать, вместо того, чтобы остановиться, и когда неожиданно крылья противника обратились в бегство, не для того, чтобы выбрать легкий путь и следовать за ними, а остановиться и как-то прийти на помощь находящемуся под сильным давлением центру. [94]

По мнению Вика Хёрли , поражение персов объясняется «полной неспособностью… выставить представительную армию», назвав сражение «наиболее убедительным» примером того, что пехота-лучники не могут защитить ни одну позицию, находясь в тесном контакте. кварталы и без поддержки [95] (то есть с помощью укреплений или отсутствия их поддержки конницей и колесницами , как это было обычной персидской тактикой).

Современное изображение Марафонской битвы в Стоа Пойкиле (реконструкция)

Последствия

Геродот говорит, что сразу после битвы персидский флот обогнул мыс Сунион, чтобы напрямую атаковать Афины. [45] Как уже говорилось выше , некоторые современные историки считают эту попытку незадолго до битвы. В любом случае афиняне, очевидно, поняли, что их город все еще находится под угрозой, и как можно быстрее двинулись обратно в Афины. [96] Два племени, находившиеся в центре афинской линии, остались охранять поле битвы под командованием Аристида. [97] Афиняне прибыли вовремя, чтобы помешать персам обеспечить высадку, и, видя, что возможность упущена, персы развернулись и вернулись в Азию. [96] В связи с этим эпизодом Геродот передает слух о том, что этот маневр персов был запланирован совместно с Алкмеонидами , видной афинской аристократической семьей, и что после битвы был подан «сигнал щита». [45] Хотя было предложено множество интерпретаций этого события, невозможно сказать, было ли это правдой, и если да, то что именно означал этот сигнал. [98] На следующий день спартанская армия прибыла в Марафон, преодолев 220 километров (140 миль) всего за три дня. Спартанцы осмотрели поле битвы при Марафоне и согласились, что афиняне одержали великую победу. [99]

Курган ( сорос ), в котором хоронили погибших афинян после Марафонской битвы.
Гробница платейцев в Марафоне.

Афиняне и платейцы, погибшие в Марафоне, были похоронены на поле боя в двух курганах . На могиле афинян была написана такая эпиграмма , сочиненная Симонидом :

Греческие защитники Афинский марафон
из золотоносных Мидян они создали державу


Сражаясь на передовой линии греков, афиняне при Марафоне
поверг армию позолоченных мидян.

Тем временем Дарий начал собирать огромную новую армию, с помощью которой он намеревался полностью подчинить Грецию; однако в 486 г. до н.э. его египетские подданные восстали, отложив на неопределенный срок любую греческую экспедицию. [7] Затем Дарий умер, готовясь к походу на Египет, и трон Персии перешел к его сыну Ксерксу I. [100] Ксеркс подавил египетское восстание и очень быстро возобновил подготовку к вторжению в Грецию. [101] Эпическое второе персидское вторжение в Грецию, наконец, началось в 480 году до нашей эры, и персы добились первоначального успеха в битвах при Фермопилах и Артемисии . [102] Поражение в битве при Саламине произошло после того, как Ксеркс сжег Афины дотла после того, как афиняне покинули город. [103] а в следующем году экспедиция завершилась решающей победой греков в битве при Платеях . [104]

Значение

Шлем греческого коринфского стиля и череп, предположительно найденный внутри него времен Марафонской битвы, сейчас находятся в Королевском музее Онтарио в Торонто.

Поражение при Марафоне едва затронуло огромные ресурсы Персидской империи, однако для греков это была чрезвычайно значительная победа. Это был первый раз, когда греки разгромили персов, доказав, что персы не были непобедимыми и что сопротивление, а не подчинение, возможно. [105]

Битва стала определяющим моментом для молодой афинской демократии, показав, чего можно достичь посредством единства и веры в себя; действительно, битва фактически знаменует собой начало «золотого века» Афин. [106] Это относилось и к Греции в целом; «Их победа дала грекам веру в свою судьбу, которая продлилась три столетия, в течение которых зародилась западная культура». [107] [108] Знаменитое мнение Джона Стюарта Милля заключалось в том, что «Марафонская битва, даже как событие в британской истории, более важна, чем битва при Гастингсе ». [109] По словам Айзека Азимова , «если бы афиняне проиграли Марафонскую битву… Греция, возможно, никогда бы не достигла вершины своей цивилизации, вершины, плоды которой мы, современные люди, унаследовали». [110]

Похоже, что афинский драматург Эсхил считал своим величайшим достижением в жизни (а не пьес) участие в Марафоне, поскольку на его надгробии была следующая эпиграмма:

Эсхил Евфорион Афинский тогда лежит
мемориал павшего пирофорного смеха;
Alkēn d'eudokimon Marathonion также Ἀν εἴποι
и ты углубляешь веру Мидяна


Эту могилу скрывает прах Эсхила,
Сын Эйфориона и плодотворная гордость Гелы.
Как испытывал свою доблесть, может рассказать Марафон,
И длинноволосый мидянин, который слишком хорошо это знал. [111]

В военном отношении главным уроком для греков стал потенциал фаланги гоплитов. Этот стиль развился во время междоусобных войн среди греков; поскольку все города-государства сражались одинаково, преимущества и недостатки фаланги гоплитов не были очевидны. [112] Марафон стал первым случаем, когда фаланга столкнулась с более легковооруженными войсками, и показал, насколько эффективны гоплиты в бою. [112] Построение фаланги все еще было уязвимо для кавалерии (что послужило причиной большой осторожности греческих войск в битве при Платеях ), но при использовании в правильных обстоятельствах теперь было показано, что оно является потенциально разрушительным оружием. [113]

Источники

План Марафонской битвы, 1832 г.

Основным источником информации о греко-персидских войнах является греческий историк Геродот . Геродот, которого называли «Отцом истории», [114] родился в 484 г. до н. э. в Галикарнасе, Малая Азия (тогда находившаяся под властью Персии). Он написал свои «Исследования» (греч. — Historiai ; англ. — (The)Histories ) около 440–430 гг. до н.э., пытаясь проследить истоки греко-персидских войн, которые все еще были относительно недавней историей (войны окончательно закончились в 450 г. ). [107] Подход Геродота был совершенно новым, и, по крайней мере, в западном обществе он, похоже, изобрел «историю» в том виде, в каком мы ее знаем. [107] По словам Холланда: «Впервые летописец решил проследить истоки конфликта не в прошлом, столь далеком, чтобы быть совершенно сказочным, не в прихотях и желаниях какого-то бога, не в притязаниях народа. чтобы проявить судьбу, а скорее объяснения, которые он мог проверить лично». [107]

Некоторые последующие античные историки, несмотря на то, что пошли по его стопам, критиковали Геродота, начиная с Фукидида . [115] [116] Тем не менее, Фукидид решил начать свою историю с того места, где остановился Геродот (при осаде Сеста ), и поэтому, возможно, чувствовал, что история Геродота была достаточно точной, чтобы не нуждаться в переписывании или исправлении. [116] Плутарх раскритиковал Геродота в своем эссе «О злобе Геродота» , назвав Геродота « Филобарбаром » (любителем варваров) за то, что он недостаточно прогречен, что предполагает, что Геродот на самом деле мог проделать разумную работу, будучи беспристрастным. [117] Негативное мнение о Геродоте распространилось в Европе эпохи Возрождения, хотя он оставался начитанным. [118] Однако с XIX века его репутация была резко реабилитирована археологическими находками, неоднократно подтверждавшими его версию событий. [119] Преобладающая современная точка зрения состоит в том, что Геродот в целом проделал замечательную работу в своих «Историях» , но к некоторым его конкретным деталям (особенно численности и датам войска) следует относиться со скептицизмом. [119] Тем не менее, до сих пор есть историки, которые считают, что большую часть своей истории Геродот выдумал. [120]

Сицилийский историк Диодор Сицилийский , писавший в I веке до нашей эры в своей Bibliotheca Historica , также предоставляет отчет о греко-персидских войнах, частично заимствованный из более раннего греческого историка Эфора . Это описание вполне соответствует сообщению Геродота. [121] Греко-персидские войны также менее подробно описаны рядом других древних историков, включая Плутарха, Ктесия Книдского , и упоминаются другими авторами, такими как драматург Эсхил . Археологические данные, такие как Змеиная колонна , также подтверждают некоторые конкретные утверждения Геродота. [122]

Наследие

Легенды, связанные с битвой

Статуя Пана , Капитолийский музей , Рим

Самая известная легенда, связанная с Марафоном, — это легенда о бегуне Фидиппиде (или Филиппиде), принесшем в Афины известие о битве, которая описана ниже .

С бегством Фидиппида в Спарту за помощью связаны и другие легенды. Геродот упоминает, что Фидиппида посетил бог Пан на пути в Спарту (или, возможно, на обратном пути). [33] Пан спросил, почему афиняне не чтят его, и благоговейный Фидиппид пообещал, что они будут делать это и впредь. Бог, видимо, почувствовал, что обещание будет выполнено, поэтому явился в бой и в решающий момент вселил в персов свой собственный вид страха, бездумный, бешеный страх, носивший его имя: « паника ». После битвы в гроте на северном склоне Акрополя было установлено священное место для Пана, и ежегодно приносилось жертвоприношение. [123]

Реконструкция Ники Каллимаха , воздвигнутой в честь Марафонской битвы. Разрушен во время разрушения Афин Ахеменидами . Музей Акрополя .

был проведен фестиваль Agroteras Thysia («жертвоприношение Агротере») Точно так же после победы в Аграх недалеко от Афин в честь Артемиды Агротеры («Артемиды-охотницы»). Это было выполнением клятвы, данной городом перед битвой, принести в жертву такое же количество козлов, какое было у персов, убитых в конфликте. Их было настолько много, что было решено предлагать по 500 коз ежегодно, пока их количество не будет заполнено. Ксенофонт отмечает, что в его время, спустя 90 лет после битвы, ежегодно приносили в жертву коз. [124] [125] [126] [127]

Плутарх упоминает, что афиняне видели призрак царя Тесея , мифического героя Афин, ведущего армию в полном боевом снаряжении в атаку против персов. [128] и действительно, он был изображен на фреске Стоа Пойкиле, сражающегося на стороне афинян, вместе с двенадцатью олимпийскими богами и другими героями. [129] Павсаний также сообщает нам, что:

Говорят также, что в битве случайно присутствовал человек деревенской внешности и одежды. После того как он перебил многих иностранцев плугом, после боя его больше не видели. Когда афиняне навели справки у оракула, бог просто приказал им почтить Эхетлея («того, что с Плугохвостом») как героя. [52]

Другая история конфликта связана с собакой Марафона. Элиан рассказывает, что один гоплит привел свою собаку в афинский лагерь. Собака последовала за своим хозяином в битву и напала на персов на стороне своего хозяина. Он также сообщает нам, что эта собака изображена на фреске Стоа Пойкиле. [130]

марафонский бег

Картина Люка-Оливье Мерсона о победе в Марафонской битве , изображающая бегуна, возвещающего афинянам .

По словам Геродота, афинский бегун по имени Фидиппид был отправлен бежать из Афин в Спарту, чтобы попросить помощи перед битвой. Он пробежал дистанцию ​​более 225 километров (140 миль) и прибыл в Спарту на следующий день после отъезда. [131] Затем, после битвы, афинская армия прошла около 40 километров (25 миль) обратно в Афины на очень высокой скорости (учитывая количество доспехов и усталость после битвы), чтобы отразить персидские силы. плавание вокруг мыса Сунион. Они вернулись ближе к вечеру, как раз вовремя, чтобы увидеть, как персидские корабли отвернулись от Афин, завершив тем самым победу афинян. [132]

Позже, в массовом сознании, эти два события были объединены, что привело к созданию легендарной, но неточной версии событий. В этом мифе Фидиппид бежит из Марафона в Афины после битвы, чтобы объявить о победе греков словом «неникекамен!» ( Чердак : νενικήκαμεν ; мы победили!), после чего он тут же умер от истощения. Эта история впервые появляется в Плутарха книге «О славе Афин» в I веке нашей эры, где он цитирует утраченную работу Гераклида Понтийского , называя имя бегуна либо Терсипом из Эрхия, либо Евклом. [133] Лукиан Самосатский (2 век нашей эры) рассказывает ту же историю, но называет бегуна Филиппидом (а не Фидиппидом). [134] В некоторых средневековых кодексах Геродота имя бегуна между Афинами и Спартой перед битвой дается как Филиппид, и это имя также отдается предпочтение в некоторых современных изданиях. [135]

Когда в конце XIX века идея современных Олимпийских игр стала реальностью, инициаторы и организаторы искали большое популяризирующее мероприятие, напоминающее о древней славе Греции. [136] Идея организации «марафонского забега» исходила от Мишеля Бреаля , который хотел, чтобы это событие было представлено на первых современных Олимпийских играх в 1896 году в Афинах. Эту идею активно поддержал Пьер де Кубертен , основатель современных Олимпийских игр, а также греки. [136] Это перекликается с легендарной версией событий, когда участники бежали от Марафона до Афин. Это мероприятие было настолько популярным, что оно быстро завоевало популярность и стало неотъемлемой частью Олимпийских игр, а крупные города проводили свои собственные ежегодные мероприятия. [136] В конечном итоге расстояние стало фиксированным и составило 42,195 километра (26 миль 385 ярдов), хотя в первые годы оно было переменным и составляло около 40 километров (25 миль) — примерное расстояние от Марафона до Афин. [136]

См. также

Примечания

  1. ^ Плутарх, Кэм. 19, 3; п. 139 http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Plutarch/Lives/Camillus*.html
  2. ^ «Павсаний, Описание Греции, Беотии, глава 4, раздел 2» . www.perseus.tufts.edu.
  3. ^ Кренц, Питер, Марафонская битва (Йельская библиотека военной истории), Yale Univ Press, (2010) стр. 98
  4. ^ Книга Геродота 5: Терпсихора, 105. Архивировано 11 декабря 2013 г. в Wayback Machine. «... он спросил, кто такие афиняне; и когда ему сообщили, он попросил свой лук, получил его и положил на тетиве он выпустил стрелу вверх, к небу, и, выстрелив в воздух, сказал: «Зевс, чтобы мне было даровано отомстить афинянам». Сказав это, он поручил одному из своих помощников, что он сказал: когда перед царем накрывали обед, он всегда должен был сказать трижды: «Господин, помни об афинянах».
  5. ^ Jump up to: а б Голландия, стр. 47–55.
  6. ^ Jump up to: а б Голландия, стр. 58–62.
  7. ^ Jump up to: а б Голландия, с. 203
  8. ^ Ройсман и Уортингтон 2011 , с. 343.
  9. ^ Jump up to: а б Голландия, 171–78
  10. ^ Геродот V, 105. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  11. ^ Jump up to: а б с Голландия, стр. 154–57.
  12. Геродот V, 97. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Голландия, стр. 157–61.
  14. ^ Jump up to: а б Геродот V, 65 лет. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Геродот V, 96. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  16. ^ Голландия, стр. 131–32.
  17. ^ Jump up to: а б Голландия, стр. 133–36.
  18. ^ Полный отчет и анализ см. в RM Berthold, Dare To Struggle. История и общество Греции (2009), стр. 81–94.
  19. ^ Голландия, стр. 136–38.
  20. ^ Jump up to: а б с Голландия, с. 142
  21. ^ Jump up to: а б Геродот V, 96 лет. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  22. Геродот V, 99. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  23. ^ Голландия, с. 160
  24. ^ Голландия, с. 168
  25. ^ Голландия, с. 176
  26. Геродот VI, 31 год. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  27. ^ Геродот VI, 33 года. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  28. ^ Голландия, стр. 177–78.
  29. ^ Ройсман и Уортингтон 2011 , стр. 135–38, 342–45.
  30. Геродот VI, 44 года. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  31. Геродот VI, 94. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  32. ^ Геродот VI, 102. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Голландия, стр. 187–90.
  34. ^ Корнелий Непос, Мильтиад, IV
  35. Геродот VI, 105. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  36. ^ Корнелий Непос, Мильтиад, VI
  37. ^ Jump up to: а б Лэзенби, с. 56
  38. ^ Геродот VI, 103. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  39. Геродот VI, 109. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  40. ^ Jump up to: а б с Геродот VI, 110. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Лэзенби, стр. 59–62.
  42. ^ Jump up to: а б Лэзенби, стр. 57–59.
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Голландия, стр. 191–95.
  44. ^ Суда , запись Без кавалерии
  45. ^ Jump up to: а б с д Геродот VI, 115. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  46. ^ Jump up to: а б Д. У. Олсон и др. , стр. 34–41.
  47. ^ Корнелий Непот, Мильтиад , V
  48. ^ Павсаний X, 20 лет.
  49. ^ Jump up to: а б Плутарх, Моралия , 305 Б.
  50. ^ Джастин II, 9
  51. Геродот IX, 28 лет. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  52. ^ Jump up to: а б с Павсаний I, 32 года
  53. ^ Лазенби, с. 54
  54. ^ AW Гомме. «Население Афин в пятом и четвертом веках до нашей эры». 1933 год
  55. ^ Империя Ахеменидов в Южной Азии и недавние раскопки в Акре на северо-западе Пакистана Питер Маги, Кэмерон Петри, Роберт Нокс, Фарид Хан, Кен Томас, стр. 713–714. Архивировано 23 мая 2020 г. в Wayback Machine.
  56. ^ НАКШ-Э РОСТАМ – Иранская энциклопедия .
  57. ^ «Список национальностей с соответствующим рисунком» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2020 г. Проверено 24 декабря 2018 г.
  58. ^ Лекок, Пьер. Надписи Ахеменидской Персии (1997) (на французском языке). стр. 221–222.
  59. ^ «Надпись ДНе» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2020 г. Проверено 26 марта 2020 г.
  60. Геродот VI, 95 лет. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  61. Геродот VI, 94. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  62. ^ Корнелий Непос, Мильтиад , IV
  63. ^ Павсаний IV, 22
  64. ^ Suda, entry Hippias
  65. ^ Платон, Менексен , 240 А.
  66. ^ Лисий, Надгробная речь , 21.
  67. ^ Джастин II, 9
  68. ^ Дэвис, стр. 9–13
  69. ^ Голландия, с. 390
  70. ^ Ллойд, с. 164
  71. ^ Грин, с. 90
  72. ^ Лазенби, с. 46
  73. ^ Секунда, Ник (2002). Марафон, 490 г. до н. э.: Первое персидское вторжение в Грецию . Прегер. стр. 31, 54. ISBN.  9780275988364 .
  74. ^ Геродот, «История», книга 6, глава 98 .
  75. ^ Геродот, «История», книга 6, глава 113 .
  76. ^ Jump up to: а б Лэзенби, с. 256
  77. ^ Лагос и Карианос, стр. 109-124
  78. ^ Лазенби, с. 67
  79. ^ Jump up to: а б Геродот VI, 112. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  80. ^ Plutarch, Aristides , V
  81. Геродот VI, 111. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  82. ^ Лазенби, с. 250
  83. ^ Лазенби, с. 258
  84. ^ Лазенби, с. 64
  85. ^ Деннис Л. Финк, Марафонская битва в стипендиях: исследования, теории и противоречия с 1850 года. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine McFarland, 2014, стр. 154–60.
  86. ^ Jump up to: а б с Лэзенби, стр. 66–69.
  87. ^ Геродот VI, 110. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  88. ^ Jump up to: а б Геродот VI, 113. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  89. ^ Лазенби, с. 71
  90. ^ Jump up to: а б с Геродот VI, 114. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  91. ^ Jump up to: а б Геродот VI, 117. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  92. ^ Ирод. Истории 6.111,3
  93. ^ Лэзенби 258
  94. ^ Лэзенби с. 258
  95. ^ Херли, Вик (2011). Стрелы против стали: история лука и как он навсегда изменил военное дело . Книги Цербера. п. 66. ИСБН  978-0-9834756-1-3 . LCCN   2012371911 . ОЛ   25349509М .
  96. ^ Jump up to: а б Геродот VI, 116. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  97. ^ Голландия, с. 218
  98. ^ Лэзенби, стр. 72–73.
  99. Геродот VI, 120. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  100. ^ Голландия, стр. 206–207.
  101. ^ Голландия, стр. 208–211.
  102. ^ Лазенби, с. 151
  103. ^ Лазенби, с. 197
  104. ^ Голландия, стр. 350–55.
  105. ^ Голландия, с. 201
  106. ^ Голландия, с. 138
  107. ^ Jump up to: а б с д Голландия, стр. xvi–xvii.
  108. ^ Фуллер, стр. 11–32.
  109. ^ Пауэлл и др. , 2001 г.
  110. ^ Азимов, Исаак (1985). Греки: большое приключение . Бостон: Хоутон Миффлин.
  111. ^ Приложение к греческой антологии , том. 3, Могильная эпиграмма с. 17
  112. ^ Jump up to: а б Голландия, стр. 194–97.
  113. ^ Голландия, стр. 344–52.
  114. ^ Цицерон, О законах I, 5.
  115. ^ Фукидид, История Пелопоннесской войны, например, I, 22. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  116. ^ Jump up to: а б Финли, с. 15.
  117. ^ Голландия, с. XXIV.
  118. ^ Дэвид Пайпс. «Геродот: отец истории, отец лжи» . Архивировано из оригинала 27 января 2008 года . Проверено 18 января 2008 г.
  119. ^ Jump up to: а б Голландия, с. 377.
  120. ^ Фелинг, стр. 1–277.
  121. ^ Диодор Сицилийский, Bibliotheca Historica. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  122. Примечание к Геродоту IX, 81. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  123. ^ Геродот VI, 105.
  124. ^ Плутарх, О злобе Геродота , 26.
  125. ^ Ксенофонт, Анабасис III, 2
  126. ^ Элиан, Varia Historia II, 25
  127. ^ Аристофан, Рыцари , 660 г.
  128. ^ Плутарх, Тесей , 35.
  129. ^ Павсаний I, 15 лет.
  130. ^ Элиан, О природе животных VII, 38.
  131. ^ Геродот VI, 105–06.
  132. ^ Голландия, с. 198
  133. ^ Плутарх, Моралия , 347C.
  134. ^ Люциан, III
  135. ^ Лазенби, с. 52
  136. ^ Jump up to: а б с д ЦЕЛИ. «История марафона» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 г. Проверено 15 октября 2008 г.

Ссылки

Древние источники

Современные исследования

  • Ганс В. Гиссен, миф о марафоне. От Геродота до Бреаля и до наших дней. Издательство «Эмпирическая педагогика», Ландау (= Сочинения Ландау по коммуникации и культурологии. Том 17) 2010. ISBN   978-3-941320-46-8 .
  • Грин, Питер (1996). Греко-персидские войны . Издательство Калифорнийского университета . ISBN  0-520-20313-5 .
  • Холланд, Том (2006). Персидский огонь: Первая мировая империя и битва за Запад . Счеты. ISBN  0-385-51311-9 .
  • Лейси, Джим. Первое столкновение: чудесная победа греков на марафоне и ее влияние на западную цивилизацию (2011), популярный
  • Лагос, Константинос. Карьянос Фотис, Кто на самом деле выиграл Марафонскую битву? Смелая переоценка одной из самых известных битв в истории , «Перо и меч», Барнсли, 2020 г. ( ISBN   978-1526758064 )
  • Лазенби, Дж. Ф. Защита Греции 490–479 гг. До н.э. Арис и Филлипс Лтд., 1993 г. ( ISBN   0-85668-591-7 )
  • Ллойд, Алан. Марафон: решающая битва, создавшая западную демократию . Сувенир Пресс, 2004. ( ISBN   0-285-63688-X )
  • Дэвис, Пол. 100 решающих битв . Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN   1-57607-075-1
  • Пауэлл Дж., Блейкли Д.В., Пауэлл, Т. Биографический словарь литературных влияний: девятнадцатый век, 1800–1914 гг . Издательская группа Гринвуд, 2001. ISBN   978-0-313-30422-4
  • Фуллер, JFC: Военная история западного мира. Фанк и Вагналлс, 1954.
  • Фелинг, Д. Геродот и его «источники»: цитирование, изобретения и повествовательное искусство . Перевод Дж. Г. Хоуи. Лидс: Фрэнсис Кэрнс, 1989.
  • Финли, Моисей (1972). "Введение". Фукидид: История Пелопоннесской войны . Перевод Рекса Уорнера. Пингвин. ISBN  0-14-044039-9 .
  • Д. У. Олсон и др. , «Луна и марафон» , Sky & Telescope, сентябрь 2004 г.
  • Кренц, Питер. Марафонская битва. Издательство Йельского университета, 2010 г.
  • Лэннинг, Майкл Л. (апрель 2005 г.). «28». Битва 100: истории самых влиятельных сражений в истории . Справочники. стр. 95–97. ISBN  978-1402202636 .
  • Дэвис, Пол К. (июнь 2001 г.). "Марафон". 100 решающих битв: с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0195143669 .
  • Ройсман, Джозеф; Уортингтон, Ян (2011). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-44-435163-7 .

Историография

  • Финк, Деннис Л. Марафонская битва в стипендиях: исследования, теории и противоречия с 1850 года (МакФарланд, 2014). 240 стр. онлайн-обзор

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ab524be4fd8b3d09ccc27cca25a293b__1721050080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/3b/7ab524be4fd8b3d09ccc27cca25a293b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Marathon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)