Jump to content

Сатрапия Армении

Страница полузащищена

Сатрапия Армении
𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴
570 г. до н.э. – 321 г. до н.э.
Территория династии Оронтидов в IV-II до н.э.
Территория династии Оронтидов в IV-II до н.э.
Статус Сатрапия
Капитал Тушпа
Эребуни
Общие языки Армянский
Арамейский (Южный)
Медиана (восток)
Религия
Армянский политеизм
Зороастризм [1]
Правительство Монархия
Король  
История  
• Учредил
570 г. до н.э.
• Упразднено
321 г. до н.э.
Предшественник
Преемник
Урартский
Мидийцы
Королевство Армения (древность)
Малая Армения
Софен
Коммагена

Сатрапия Армении ( древнеперсидский : 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴 Армина или 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴𐎹 Арминия ), регион, контролируемый династией Оронтидов (570–201 до н.э.), была одной из сатрапий Империи Ахеменидов в 6 веке до нашей эры, ставшей впоследствии независимым царством . Ее столицами были Тушпа , а затем Эребуни .

История

Династия Оронтидов

Династия Оронтидов, или известная под своим родным именем Эруандид или Ервандуни, была иранской династией. [2] наследственная династия, правившая сатрапией Армении, государством-преемником железного века царства Урарту (Арарат). [3] Предполагается, что оно имело династические семейные связи с правящей династией Ахеменидов . [4] [5] [а] [б] На протяжении всего своего существования Оронтиды подчеркивали свое происхождение от Ахеменидов, чтобы укрепить свою политическую легитимность. [7]

Члены династии правили Арменией с перерывами в период с VI по II век до нашей эры, сначала в качестве царей-клиентов или сатрапов Мидии . [7] и империи Ахеменидов , а позже, после распада империи Ахеменидов, [8] как правители независимого королевства, а позднее как короли Софены и Коммагены , которые в конечном итоге поддались Римской империи . [9]

После распада империи Ахеменидов сатрапия Армении была включена в состав империи Александра . [10] После смерти Александра Оронтиды получили независимость с 321 г. до н.э. до 301 г. до н.э., когда Армянское царство перешло к Империи Селевкидов . [10] В 212 году до нашей эры Ксеркс, царь Армении, восстал против Селевкидов, но капитулировал, когда его столица Арсамасота была осадена Антиохом III . [11]

Язык

Несмотря на эллинистическое вторжение в Персию, персидская и местная армянская культура оставалась сильнейшим элементом общества и элит. [с] [12]

Администрация Оронтидов использовала арамейский язык , где он веками использовался в официальных документах. [13] Тогда как в большинстве надписей использовалась древнеперсидская клинопись . [13] Ксенофонт пользовался переводчиком, чтобы разговаривать с армянами, а в некоторых армянских деревнях говорили на персидском языке. [13]

Греческие надписи в Армавире указывают на то, что высшие классы использовали греческий как один из своих языков. [14] При Оронте IV (около 210–200 гг. до н. э.) структура правительства стала напоминать греческие институты, и греческий язык использовался в качестве языка царского двора. Оронт IV окружил себя эллинизированной знатью и спонсировал создание греческой школы в Армавире, столице Армянского царства. [15]

См. также

Примечания

  1. Неизвестно, были ли Ервандуни этническими армянами. Вероятно, они имели брачные связи с правителями Персии и других ведущих дворянских домов Армении. [6]
  2. Хотя происхождение семьи Ервандуни [Оронтидов] неясно, историки предполагают династические семейные связи с правящей династией Ахеменидов в Персии. [7]
  3. Эллинистическое вторжение в Персию частично повлияло и на Армению, но персидская и местная армянская культура оставалась самым сильным элементом общества и элит. [12]

Ссылки

Источники

  • Аллсен, Томас Т. (2011). Царская охота в истории Евразии . Издательство Пенсильванского университета. п. 37. ИСБН  978-0812201079 .
  • Болл, Уорик (2002). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. ISBN  9781134823871 .
  • Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа . Калифорния: Mazda Publishers, Inc., с. 23. ISBN  1-56859-141-1 . Арамейский язык, язык имперской администрации, был завезен в Армению, где на протяжении веков продолжал использоваться в официальных документах. Между тем в большинстве надписей использовалась древнеперсидская клинопись. Ксенофонт упоминает, что для разговора с армянами он пользовался персидским переводчиком, и в некоторых армянских деревнях они отвечали на персидском языке.
  • Канепа, Мэтью (2010). «Королевские погребальные практики Ахеменидов и Селевкидов и среднеиранское царствование». Ин Бёрм, Х.; Визехёфер, Дж. (ред.). Commutatio et Contentio. Исследования на позднеримском, сасанидском и раннеисламском Ближнем Востоке памяти Зеева Рубина . стр. 1–21.
  • Канепа, Мэтью П. (2015). «Династические святилища и трансформация иранского королевства между Александром и исламом». Ин Бабайе, Сьюзен ; Григор, Талинн (ред.). Персидское царствование и архитектура: стратегии власти в Иране от Ахеменидов до Пехлеви . ИБТаурис. п. 80. ИСБН  978-1848857513 . Иранская культура оказала глубокое влияние на Армению, и иранские династии правили Арменией в течение нескольких важных периодов, включая Оронтидов (ок. шестого века – ок. начала второго века до н.э.) и Аршакидов (54–428 гг. н.э.).
  • Чахин, М. (1987). Королевство Армения: История . Керзон Пресс.
  • Дроуэр, М; Грей, Э.; Шервин-Уайт, С.; Визехёфер, Дж. (2021). «Армения» . Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.777 . ISBN  978-0-19-938113-5 .
  • Фаселла, Маргарет (2021). «Оронтиды » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
  • Гаггеро, Джанфранко (2016). «Армяне в Ксенофонте». Греческие тексты и армянские традиции: междисциплинарный подход . Де Грютер. Вышеупомянутые Оронтиды..[..]..но также и потому, что два сатрапа, которые были современниками Ксенофонта, явно названы персами.
  • Гарсоян, Н. (2005). «ТИГРАН II». Энциклопедия Ираника . Тигран (Тигран) II был самым выдающимся членом так называемой династии Арташесидов / Арташесидов, которая теперь идентифицируется как ветвь более ранней династии Эруандидов [Оронтидов] иранского происхождения, правившей в Армении по крайней мере с V века. до н.э.
  • Ованнисян, Ричард Г. (1997). Армянский народ от древности до современности . Том. I: Династические периоды: от античности до четырнадцатого века. Пэлгрейв Макмиллан. ...но существование местной армянской династии, вероятно иранского происхождения..
  • Стаусберг, Майкл; де Йонг, Альберт (2015). «Армянский и грузинский зороастризм». Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 119–128.
  • Ланг, Дэвид М. (2000). «Иран, Армения и Грузия». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3: периоды Селевкидов, парфян и Сасанидов . Издательство Кембриджского университета . п. 535. ИСБН  0-521-20092-Х . Самый яркий пример синкретизма богов в древней Парфии на самом деле происходит в бывшем армянском царстве-сателлите, а именно Коммагене, современном районе Малатьи. Здесь отпрыск армянского дома Оронтидов, царь Антиох I (69 — 38 до н.э.), построил себе погребальный холм в Нимруд-Даге. (..) Мы видим предков царя по отцовской линии, восходящих к ахеменидскому монарху Дарию, сыну Гистаспа, а греческие надписи фиксируют связи умершего правителя с армянской династией Оронтидов.
  • Манандян, Агоп (1965). Торговля и города Армении в связи с торговлей древнего мира . Армянская библиотека Фонда Галуста Гюльбенкяна. п. 37.
  • Михельс, Кристоф (2021). « Ахеменидские» и «эллинистические» направления представительства в малых царствах Малой Азии». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 475–496. ISBN  978-3515129251 .
  • Ольбрихт, Марек Ян (2021). Ранняя Арсакидская Парфия (ок. 250-165 до н.э.) . Брилл. ISBN  978-9004460751 .
  • Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников до купцов и комиссаров . Соединенное Королевство: Издательство Колумбийского университета. стр. 35 . ISBN  9781850657880 . Неизвестно, были ли Ервандуни этническими армянами. Вероятно, они имели брачные связи с правителями Персии и других ведущих дворянских домов Армении.
  • Паяслян, Саймон (2007). История Армении: от истоков до наших дней (1-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 8–9. ISBN  978-1403974679 .
  • Рассел, младший (1986). «АРМЕНИЯ И ИРАН iii. Армянская религия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 438–444. ISBN  978-0-71009-104-8 . Однако Иран должен был оказывать доминирующее влияние на армянскую духовную культуру. Все династии Оронтидов, Арташесидов и Аршакидов имели иранское происхождение , а большая часть армянского словарного запаса состоит из мид. Ир. заимствованные слова. Армяне сохранили сильные региональные традиции, которые, по-видимому, были включены в зороастризм, религию, принятую ими, вероятно, в период Ахеменидов.
  • Сартр, Морис (2005). Ближний Восток под властью Рима . Издательство Гарвардского университета. п. 23. ISBN  978-0674016835 . Коммагенские цари утверждали, что они произошли от Оронтидов, могущественной иранской семьи, правившей этой территорией в период Ахеменидов. Они были родственниками Ахеменидов, построивших царство (...)
  • Шмитт, Рюдигер (2002). «Оронт». Иранская энциклопедия
  • Стротман, Рольф (2020). «Эллинизм и персидизм в Иране» . Дабир . 7 : 201–227. дои : 10.1163/29497833-00701016 . hdl : 1874/408015 .
  • Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. п. 278. Преномен эпонима Оронтес столь же иранский, как и сама династия.
  • Адрич, Филиппа; Брейси, Роберт; Далглиш, Доминик; Ленк, Стефани; Вуд, Рэйчел (2017). Эльснер, Яс (ред.). Изображения Митры . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780192511119 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d13b821a976f7b10e34ee7d69faca79b__1721399160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/9b/d13b821a976f7b10e34ee7d69faca79b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Satrapy of Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)