Сатрапия Армении
Сатрапия Армении 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴 | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
570 г. до н.э. – 321 г. до н.э. | |||||||||||||||||
Статус | Сатрапия | ||||||||||||||||
Капитал | Тушпа Эребуни | ||||||||||||||||
Общие языки | Армянский Арамейский (Южный) Медиана (восток) | ||||||||||||||||
Религия | Армянский политеизм Зороастризм [1] | ||||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||||
Король | |||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||
• Учредил | 570 г. до н.э. | ||||||||||||||||
• Упразднено | 321 г. до н.э. | ||||||||||||||||
|
История Армении |
---|
Хронология • Происхождение • Этимология |
Сатрапия Армении ( древнеперсидский : 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴 Армина или 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴𐎹 Арминия ), регион, контролируемый династией Оронтидов (570–201 до н.э.), была одной из сатрапий Империи Ахеменидов в 6 веке до нашей эры, ставшей впоследствии независимым царством . Ее столицами были Тушпа , а затем Эребуни .
История
Династия Оронтидов
Династия Оронтидов, или известная под своим родным именем Эруандид или Ервандуни, была иранской династией. [2] наследственная династия, правившая сатрапией Армении, государством-преемником железного века царства Урарту (Арарат). [3] Предполагается, что оно имело династические семейные связи с правящей династией Ахеменидов . [4] [5] [а] [б] На протяжении всего своего существования Оронтиды подчеркивали свое происхождение от Ахеменидов, чтобы укрепить свою политическую легитимность. [7]
Члены династии правили Арменией с перерывами в период с VI по II век до нашей эры, сначала в качестве царей-клиентов или сатрапов Мидии . [7] и империи Ахеменидов , а позже, после распада империи Ахеменидов, [8] как правители независимого королевства, а позднее как короли Софены и Коммагены , которые в конечном итоге поддались Римской империи . [9]
После распада империи Ахеменидов сатрапия Армении была включена в состав империи Александра . [10] После смерти Александра Оронтиды получили независимость с 321 г. до н.э. до 301 г. до н.э., когда Армянское царство перешло к Империи Селевкидов . [10] В 212 году до нашей эры Ксеркс, царь Армении, восстал против Селевкидов, но капитулировал, когда его столица Арсамасота была осадена Антиохом III . [11]
Язык
Несмотря на эллинистическое вторжение в Персию, персидская и местная армянская культура оставалась сильнейшим элементом общества и элит. [с] [12]
Администрация Оронтидов использовала арамейский язык , где он веками использовался в официальных документах. [13] Тогда как в большинстве надписей использовалась древнеперсидская клинопись . [13] Ксенофонт пользовался переводчиком, чтобы разговаривать с армянами, а в некоторых армянских деревнях говорили на персидском языке. [13]
Греческие надписи в Армавире указывают на то, что высшие классы использовали греческий как один из своих языков. [14] При Оронте IV (около 210–200 гг. до н. э.) структура правительства стала напоминать греческие институты, и греческий язык использовался в качестве языка царского двора. Оронт IV окружил себя эллинизированной знатью и спонсировал создание греческой школы в Армавире, столице Армянского царства. [15]
См. также
- Династия Оронтидов
- Список армянских монархов
- Урартский
- Империя Ахеменидов
- Королевство Армения (древность)
Примечания
- ↑ Неизвестно, были ли Ервандуни этническими армянами. Вероятно, они имели брачные связи с правителями Персии и других ведущих дворянских домов Армении. [6]
- ↑ Хотя происхождение семьи Ервандуни [Оронтидов] неясно, историки предполагают династические семейные связи с правящей династией Ахеменидов в Персии. [7]
- ↑ Эллинистическое вторжение в Персию частично повлияло и на Армению, но персидская и местная армянская культура оставалась самым сильным элементом общества и элит. [12]
Ссылки
- ^ Рассел 1986 , с. 51.
- ^ Фаселла 2021 ; Сартр 2005 , с. 23; Стротман 2020 , стр. 205, 210; Михельс 2021 , с. 485; Туманов 1963 , с. 278; Гарсоян 2005 ; Гаггеро 2016 , с. 79; Рассел 1986 , стр. 438–444; Дроуэр и др. 2021 ; Ольбрихт 2021 , с. 38; Болл 2002 , стр. 31, 436; Канепа 2015 , с. 80
- ^ Туманов 1963 , с. 278.
- ^ Алсен 2011 , с. 37.
- ^ Ланг 2000 , с. 535.
- ^ Паносян 2006 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с Паяслян 2007 , с. 8.
- ^ Стаусберг и де Йонг 2015 , с. 120.
- ^ Канепа 2015 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Туманов 1963 , с. 73.
- ^ Чахин 1987 , с. 190.
- ^ Перейти обратно: а б Паносян 2006 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Бурнутиан 2006 , стр. 23.
- ^ Манандиан 1965 , с. 37.
- ^ Паяслян 2007 , с. 12.
Источники
- Аллсен, Томас Т. (2011). Царская охота в истории Евразии . Издательство Пенсильванского университета. п. 37. ИСБН 978-0812201079 .
- Болл, Уорик (2002). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. ISBN 9781134823871 .
- Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа . Калифорния: Mazda Publishers, Inc., с. 23. ISBN 1-56859-141-1 .
Арамейский язык, язык имперской администрации, был завезен в Армению, где на протяжении веков продолжал использоваться в официальных документах. Между тем в большинстве надписей использовалась древнеперсидская клинопись. Ксенофонт упоминает, что для разговора с армянами он пользовался персидским переводчиком, и в некоторых армянских деревнях они отвечали на персидском языке.
- Канепа, Мэтью (2010). «Королевские погребальные практики Ахеменидов и Селевкидов и среднеиранское царствование». Ин Бёрм, Х.; Визехёфер, Дж. (ред.). Commutatio et Contentio. Исследования на позднеримском, сасанидском и раннеисламском Ближнем Востоке памяти Зеева Рубина . стр. 1–21.
- Канепа, Мэтью П. (2015). «Династические святилища и трансформация иранского королевства между Александром и исламом». Ин Бабайе, Сьюзен ; Григор, Талинн (ред.). Персидское царствование и архитектура: стратегии власти в Иране от Ахеменидов до Пехлеви . ИБТаурис. п. 80. ИСБН 978-1848857513 .
Иранская культура оказала глубокое влияние на Армению, и иранские династии правили Арменией в течение нескольких важных периодов, включая Оронтидов (ок. шестого века – ок. начала второго века до н.э.) и Аршакидов (54–428 гг. н.э.).
- Чахин, М. (1987). Королевство Армения: История . Керзон Пресс.
- Дроуэр, М; Грей, Э.; Шервин-Уайт, С.; Визехёфер, Дж. (2021). «Армения» . Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.777 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- Фаселла, Маргарет (2021). «Оронтиды » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Гаггеро, Джанфранко (2016). «Армяне в Ксенофонте». Греческие тексты и армянские традиции: междисциплинарный подход . Де Грютер.
Вышеупомянутые Оронтиды..[..]..но также и потому, что два сатрапа, которые были современниками Ксенофонта, явно названы персами.
- Гарсоян, Н. (2005). «ТИГРАН II». Энциклопедия Ираника .
Тигран (Тигран) II был самым выдающимся членом так называемой династии Арташесидов / Арташесидов, которая теперь идентифицируется как ветвь более ранней династии Эруандидов [Оронтидов] иранского происхождения, правившей в Армении по крайней мере с V века. до н.э.
- Ованнисян, Ричард Г. (1997). Армянский народ от древности до современности . Том. I: Династические периоды: от античности до четырнадцатого века. Пэлгрейв Макмиллан.
...но существование местной армянской династии, вероятно иранского происхождения..
- Стаусберг, Майкл; де Йонг, Альберт (2015). «Армянский и грузинский зороастризм». Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 119–128.
- Ланг, Дэвид М. (2000). «Иран, Армения и Грузия». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3: периоды Селевкидов, парфян и Сасанидов . Издательство Кембриджского университета . п. 535. ИСБН 0-521-20092-Х .
Самый яркий пример синкретизма богов в древней Парфии на самом деле происходит в бывшем армянском царстве-сателлите, а именно Коммагене, современном районе Малатьи. Здесь отпрыск армянского дома Оронтидов, царь Антиох I (69 — 38 до н.э.), построил себе погребальный холм в Нимруд-Даге. (..) Мы видим предков царя по отцовской линии, восходящих к ахеменидскому монарху Дарию, сыну Гистаспа, а греческие надписи фиксируют связи умершего правителя с армянской династией Оронтидов.
- Манандян, Агоп (1965). Торговля и города Армении в связи с торговлей древнего мира . Армянская библиотека Фонда Галуста Гюльбенкяна. п. 37.
- Михельс, Кристоф (2021). « Ахеменидские» и «эллинистические» направления представительства в малых царствах Малой Азии». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 475–496. ISBN 978-3515129251 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2021). Ранняя Арсакидская Парфия (ок. 250-165 до н.э.) . Брилл. ISBN 978-9004460751 .
- Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников до купцов и комиссаров . Соединенное Королевство: Издательство Колумбийского университета. стр. 35 . ISBN 9781850657880 .
Неизвестно, были ли Ервандуни этническими армянами. Вероятно, они имели брачные связи с правителями Персии и других ведущих дворянских домов Армении.
- Паяслян, Саймон (2007). История Армении: от истоков до наших дней (1-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 8–9. ISBN 978-1403974679 .
- Рассел, младший (1986). «АРМЕНИЯ И ИРАН iii. Армянская религия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 438–444. ISBN 978-0-71009-104-8 .
Однако Иран должен был оказывать доминирующее влияние на армянскую духовную культуру. Все династии Оронтидов, Арташесидов и Аршакидов имели иранское происхождение , а большая часть армянского словарного запаса состоит из мид. Ир. заимствованные слова. Армяне сохранили сильные региональные традиции, которые, по-видимому, были включены в зороастризм, религию, принятую ими, вероятно, в период Ахеменидов.
- Сартр, Морис (2005). Ближний Восток под властью Рима . Издательство Гарвардского университета. п. 23. ISBN 978-0674016835 .
Коммагенские цари утверждали, что они произошли от Оронтидов, могущественной иранской семьи, правившей этой территорией в период Ахеменидов. Они были родственниками Ахеменидов, построивших царство (...)
- Шмитт, Рюдигер (2002). «Оронт». Иранская энциклопедия
- Стротман, Рольф (2020). «Эллинизм и персидизм в Иране» . Дабир . 7 : 201–227. дои : 10.1163/29497833-00701016 . hdl : 1874/408015 .
- Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. п. 278.
Преномен эпонима Оронтес столь же иранский, как и сама династия.
- Адрич, Филиппа; Брейси, Роберт; Далглиш, Доминик; Ленк, Стефани; Вуд, Рэйчел (2017). Эльснер, Яс (ред.). Изображения Митры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192511119 .