Ислам в Армении
Ислам начал проникать на Армянское нагорье в седьмом веке. Арабские , а позднее курдские племена начали селиться в Армении после первых арабских вторжений и сыграли значительную роль в политической и социальной истории Армении. [2] После вторжений сельджуков в одиннадцатом и двенадцатом веках тюркский элемент в конечном итоге вытеснил арабский и курдский. С созданием иранских династий Сефевидов , династий Афшаридов , династий Занд и династии Каджаров Армения стала неотъемлемой частью шиитского мира, сохраняя при этом относительно независимую христианскую идентичность. Давление, оказанное на установление иностранного правления рядом мусульманских государств, вынудило многих ведущих армян в Анатолии и на территории сегодняшней Армении принять ислам и ассимилироваться с мусульманской общиной. Многие армяне также были вынуждены принять ислам под страхом смертной казни в годы Геноцида армян . [3]
История
[ редактировать ]Первые армянские мусульмане
[ редактировать ]Фаркад Сабахи (умер в 729 г. н. э.) был армянским мусульманским проповедником и соратником Хасана Басри. [2] [ нужна страница ] В результате его считают одним из табиинов (следующего поколения товарищей). Фаркад Сабахи изначально был христианином. Фаркад Сабахи, вероятно, вырастил знаменитого Кархи , сыгравшего ключевую роль в формировании суфизма. Сабахи был известен своей аскетической жизнью и знанием иудео-христианских писаний. [4]
Арабские вторжения
[ редактировать ]Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Арабы -мусульмане впервые вторглись в Армению в 639 году, под предводительством Абд ар-Рахмана ибн Рабии 18 000 арабов проникли в район Тарона и район озера Ван. [5] [ ненадежный источник? ] Князь Теодорос Рштуни возглавил оборону Армении. Примерно в 652 году было заключено мирное соглашение, предоставляющее армянам свободу вероисповедания. Князь Феодор отправился в Дамаск , где арабы признали его правителем Армении , Грузии и Кавказской Албании . [6]
К концу седьмого века политика Халифата в отношении Армении и христианской веры ужесточилась. Для управления Арменией были отправлены специальные представители халифа, называемые остиканами (правителями). Правители сделали своей резиденцией город Двин . Хотя Армения была объявлена вотчиной халифа , почти все армяне, хотя и не все, остались верны христианству . В начале восьмого века арабские племена из Хиджаза и Плодородного полумесяца начали мигрировать и селиться в крупных армянских городских центрах, таких как Двин, Диярбекир , Манзикерт и Апахуник. [7]
Средневековый
[ редактировать ]Мусульманский элемент в Армении в средневековый период становился все сильнее. После поражения Византии при Манцикерте в 1071 году волны тюркских кочевников, направлявшихся из Средней Азии и северного Ирана , проникли и в конечном итоге расселились по всей территории Армении и Анатолии. [8] [9]
Большинство этнических армян оставались христианами в тот период, когда Западная Армения была разделена между мусульманскими государствами после вторжения сельджуков. Хотя некоторые армяне приняли ислам и стали влиятельными членами общества Бейлик, армянская архитектура повлияла на архитектуру Сельджуков, и многие армянские нахарары оставались автономными лидерами армянского общества при мусульманских эмирах в Эрзинджане, Тайке, Сасуне и Ване. Мусульманские эмиры вступали в брак с армянами, особенно Шаддадиды Ани, которые вступали в брак с женщинами Багратид. Был эмир Вана по имени Эздин, который симпатизировал армянам и, как говорили, происходил от сенекерима Ованеса Арцруни, царя Васпуракана. Сын армянского князя Тахартена , губернатора Эрзинджана. Его сын от дочери императора Трапезунда принял ислам и был назначен Тимуром губернатором Эрзинджана. [10]
Под Османской империей
[ редактировать ]Османская империя правила в соответствии с исламскими законами . Таким образом, люди Книги ( христиане и евреи ) должны были платить налог , чтобы выполнить свой статус зимми , и взамен им была гарантирована религиозная автономия. Хотя армяне Константинополя воспользовались поддержкой султана и превратились в процветающую общину, этого нельзя сказать о тех, кто населял историческую Армению . В кризисные времена жителям отдаленных горных районов часто приходилось (наряду с оседлым мусульманским населением) подвергаться набегам кочевых курдских племен. [11] Армянам , как и другим османским христианам (хотя и не в такой степени), пришлось передать часть своих здоровых детей мужского пола правительству султана из-за действующей политики девширме . [12] [13]
В период Османской империи многие армяне были вынуждены принять ислам по всей Западной Армении посредством массовых убийств, социального давления и жестких налогов. Множество обращений было отмечено по всей восточной Анатолии, особенно в Амшене , Юсуфели , Тортуме , Испире , Байбурте , Эрзинджане . Примечательно, что массовое обращение в ислам описал армянский священнослужитель Акоп (Якоб) Карнеци. В регионе Тайк , расположенном вокруг Тортума , мусульманскому священнослужителю по имени мулла Джаффар было поручено османским правительством провести перепись населения провинции Эрзурум и взимать налоги. После того, как мулла Джафар ввел чрезмерно высокие налоги, халкидонские армяне, принадлежавшие к Грузинской православной церкви и составлявшие половину населения долины Тортум, обратились в ислам, в то время как апостольские армяне этого не сделали, как описывает Карнеци. [14]
В районе Испира (по-армянски Спер) в 1723 году было сожжено 100 армянских деревень, а большая часть населения была насильственно обращена в ислам. В районе Юсуфели (Пертакрак по-армянски) армянский католический священник Инчичян пишет, что большая часть мусульманского населения была армянского происхождения, но обратилась в ислам, чтобы избежать тяжелых налогов и притеснений в начале 1700-х годов; Инчичян посетил село Хеваг ( Яйлалар ) и встретился в селе исламизированных армян. Армяне Юсуфели были в основном халкидонцами, как и армяне Тортума до их исламизации. [15] В провинции Урфа зарегистрировано три исламизированных армянских деревни, в которых говорили на диалекте, близком к классическому армянскому . [16] Инчичян также писал, что регион Кема в Эрзинджане раньше был армянским и что его мусульманские жители также имели исламизированное армянское происхождение.
В начале 1500-х годов османы жестоко ввели налогообложение, уничтожив 10 000 армян в Байбурте , Эрзинджане , Испире , Эрзуруме и насильно обратив в ислам еще 50 000 человек. что в районе Дерсима сообщил , Армянский Патриархат Константинополя группы армян обратились в алевитский ислам и ассимилировались с курдскими зазами , которые мигрировали в Армению во время османского правления. [16] Точно так же в районе Палу некоторые армянские деревни приняли суннитский ислам и ассимилировались с суннитской общиной Заза. [17]
Периодические насильственные обращения привели к созданию класса криптохристианских армян под названием Кес-кес (Полуполовина), которые практиковали как христианские, так и мусульманские ритуалы. Армяне, принявшие ислам, потеряли свою армянскую идентичность, потому что сменили проса , но многие сохранили армянский язык и культуру. Однако в восточной Анатолии они в конечном итоге были тюркизированы , за исключением армян Амшена , которые сохраняли свой язык в изолированных Понтийских горах до тех пор, пока в 1800-х годах не были открыты турецкие мусульманские школы, а западный Хемшин не стал тюркифицирован, поскольку армянский язык был осужден мусульманами как греховный. учителя. В Турции только хопа -хемшины сохранили свой язык, составляющий хомшецкий диалект языка армянского , в современную эпоху. [16]
Во время резни в Хамидиане правительство подстрекало курдские племена , когда османское атаковать и разрушать армянские поселения, многие армяне были вынуждены принять ислам по всей восточной Анатолии. В Диярбакыре было обращено 20 000 человек, а также многие обращены в Муше , Ване и Эрзуруме . Хотя некоторые из них обратились обратно в христианство после окончания массовых убийств, многие остались мусульманами и стали курдизированными и тюркизированными. В районе Сиваса в начале 19 века многие армянские деревни были насильственно обращены в ислам местными властями. В 1877 году деревня Канкова (Чанчик) в Заре была деревней, в которой проживало 400 армянских семей, но к 20 веку только 48 семей остались христианами. Армяне-католики Перкиника сообщили, что их соседняя деревня Глхатех (ныне Узунтепе) была армянской деревней, и армяне были насильно обращены в ислам и тюркизированы. [18]
Во время геноцида армян 1915 года многие армяне приняли ислам, чтобы избежать депортации и резни.
Под иранскими империями
[ редактировать ]
Иранские Сефевиды (которые к тому времени превратились из суннитов в мусульман-шиитов) установили определенный контроль над Арменией и далеко за ее пределами со времен шаха Исмаила I в начале 16 века. Несмотря на то, что они часто конкурировали с османами за территорию, то, что сегодня является Арменией, всегда оставалось неотъемлемой частью персидской территории в течение следующих столетий, пока им не пришлось уступить ее России после русско-персидской войны (1826-1828 гг.) . Многие армяне присоединились к функциям Сефевидов, в гражданской администрации и в армии (так называемые гуламы ) со времен шаха Аббаса Великого. Особенно среди этих элитных солдатских подразделений, гуламов (буквально означающих рабов ), многие из них были обращенными армянами, наряду с массами черкесов и грузин . Прежде чем присоединиться к этим функциям, будь то в гражданской администрации или в армии, им всегда приходилось принимать ислам, как в Османской империи, но тем, кто оставался христианином (но не мог добраться до высших должностей), не приходилось доплачивать. налоги в отличие от Османской империи.
В рамках своей политики выжженной земли Аббаса во время войн против османов, а также для стимулирования экономики своей империи он один депортировал около 300 000 армян с Армянского нагорья , включая территорию современной Армении , в центр Ирана . [19] Чтобы заполнить пробел, образовавшийся в этих регионах, он расселил массы туркмен-мусульман и курдов в регионах для защиты границ от турок-османов , сделав территорию Армении территорией, где доминируют мусульмане. Его преемники продолжали совершать новые депортации и замены туркменами и курдами.Сефевидские сюзерены также создали Эриванское ханство в регионе, что сделало его похожим на систему, существовавшую во времена Ахеменидов, когда сатрапы управляли территорией вместо короля, позволяя всему Армянскому нагорью оставаться под властью мусульман до начала 19 века. .
К тому времени, когда иранцам пришлось отказаться от многовекового сюзеренитета над Арменией, большинство населения территории нынешней Армении составляли мусульмане. (персы, азербайджанцы, курды и выходцы с Северного Кавказа)
Из-за раннего шиитского рвения Сефевидов обратить все население Ирана в шиитский ислам , многие армяне подвергались сильному давлению с целью обращения в ислам по всей Восточной Армении. Исламскими священнослужителями был принят закон, согласно которому любой армянин , принявший ислам , унаследует имущество своего родственника до 7-го поколения, благодаря этому закону многие армяне в Сефевидской Армении начали принимать ислам. [20] Католическая епархия Нахичевани сообщила, что в середине 1600-х годов 130 армянских семей из сел Салтак, Кирне приняли ислам, чтобы не потерять свое имущество. Епархия обратилась к Папе и королю Испании с просьбой заступиться перед шахом Ирана, чтобы уменьшить преследования армян. В 1700-х годах католические миссионеры предупреждали, что, если насильственное обращение не прекратится, все армянское христианское население исчезнет из-за обращений и тюркификации , написав, что в деревне Ганза в Ордубад провинции осталась лишь горстка армян.
Царский период
[ редактировать ]В позднецарский период мусульманское население составляло значительную часть населения на территории современной Армении. По данным Российской императорской переписи 1897 года, мусульманское население составляло 362 565 человек из общей численности населения в 829 556 человек в Эриванской губернии , что примерно соответствует современной центральной Армении , провинции Игдыр в Турции и Нахчыван эксклаву в Азербайджане . [21] проживало 41 417 турок-татар, 27 075 армян и 19 099 курдов . В Сурмалинском уезде , входящем сегодня в состав Турции, [21] В Шарур-Даралайазском уезде , сегодня разделенном между Арменией и Азербайджаном, 20 726 армян также превосходили по численности мусульманское население, состоящее из 3 761 курда и 51 560 татар. [21] С притоком армянских беженцев после геноцида армян демографический баланс сместился в пользу армянского населения.
Первая Республика Армения
[ редактировать ]Правительство Первой Республики Армения проводило политику этнической гомогенизации в пользу армян на территориях, находящихся под его контролем. В 1917–1921 годах мусульмане в Армении подверглись крупномасштабным резне и депортациям, организованным армянскими партизанами, что привело к разрушению десятков мусульманских поселений, убийствам тысяч мирных мусульман и перемещению до 235 000 человек. [22] [23]
Управление Арменией было подорвано широкомасштабными мусульманскими восстаниями, поощряемыми турецкой и азербайджанской агентурой, прежде всего в Араратской , Карсской и Нахичеванской областях в 1919–1920 годах. [24] [25]
Советский период
[ редактировать ]Когда в 1923 году исторические провинции были включены в границы Турецкой Республики , остальная часть Армении стала частью Армянской Советской Социалистической Республики . Небольшое количество мусульман проживало в Армении, когда она была частью Советского Союза , и состояло в основном из азербайджанцев и курдов , подавляющее большинство из которых уехали в 1988 году после Сумгаитских погромов и Первой Нагорно-Карабахской войны , вызвавшей армянское и азербайджанские общины каждой страны будут иметь что-то вроде обмена населением, при этом Армения получит около 500 000 армян, ранее проживавших в Азербайджане за пределами Нагорно-Карабахской Республики, [26] и азербайджанцы получают около 724 000 человек, изгнанных из Армении и Нагорного Карабаха. [26]
Независимая Армения
[ редактировать ]С момента обретения Арменией независимости в 1991 году большинство мусульман, все еще проживающих в стране, являются временными жителями из Ирана и других стран. В 2009 году Исследовательский центр Pew подсчитал, что 0,03%, или около 1000 человек, были мусульманами – из общей численности населения в 2 975 000 жителей. [27] [28]
Перепись населения, проведенная в 2011 году, насчитала в Армении 812 мусульман. [29] большинство из которых были из Ирана. [30]
Культурное наследие
[ редактировать ]Значительное количество мечетей было построено в исторической Армении в период от Средневековья до Нового времени. [ нужна ссылка ] Хотя армянские и другие христианские церкви нередко превращались в мечети, как это было, например, с собором Карса , собором Ани и церковью Святой Богородицы в Газиантепе.
Голубая мечеть Еревана на сегодняшний день является единственной действующей мечетью в Армении, которая была восстановлена и открыта для религиозных служб в сотрудничестве властей Армении и Ирана после распада Советского Союза. [31] В 2022 году было объявлено о планах в сотрудничестве между иранскими властями и муниципалитетом Еревана отремонтировать мечеть Аббасколи-хана (также известную как мечеть Тафа Баши), старую разрушенную мечеть, расположенную в квартале Конд в Ереване. [32]
Коран
[ редактировать ]Первая печатная версия Корана, переведенная на армянский язык с арабского, появилась в 1910 году. В 1912 году был опубликован перевод с французского варианта. Оба были на западноармянском диалекте. Новый перевод Корана на восточноармянский диалект начат с помощью посольства Исламской Республики Иран, расположенного в Ереване. Перевод с персидского языка был выполнен Эдвардом Ахвердяном за три года. [33] С переводом помогала группа арабологов. Каждая из 30 частей Корана была прочитана и одобрена Тегеранским центром коранических исследований. [34] Публикация 1000 экземпляров переведенного произведения осуществлена в 2007 году.
Известные армянские мусульмане
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Тер-Гевондян, Арам (1976). Арабские Эмираты в Багратидской Армении . Пер. Нина Григорьевна Гарсоян. Лиссабон: Фонд Галуста Гюльбенкяна.
- ^ Врионис, Сперос (1971). Упадок средневекового эллинизма в Малой Азии и процесс исламизации с одиннадцатого по пятнадцатый век . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Исторический словарь суфизма Джона Ренарда, стр. 87
- ^ Куркджян, Ваан М. История Армении, организованная Чикагским университетом . Нью-Йорк: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки, 1958, стр. 173–185.
- ^ Об арабских вторжениях см. также (на армянском языке) Арам Тер-Гевондян (1996), Армения в VI-VIII веках. Ереван: Армянская академия наук.
- ^ Тер-Гевондян, Арабские Эмираты в Багратидской Армении , стр. 29 и далее.
- ^ Каэн, Клод (1988). Доосманская Турция . Стамбул-Париж: Французский институт анатолийских исследований в Стамбуле.
- ^ Коробейников, Дмитрий А. (2008). «Рейдеры и соседи: турки (1040–1304)», в Кембриджской истории Византийской империи, ок. 500-1492 , изд. Джонатан Шепард . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 692–727.
- ^ «Армения в сельджукский и монгольский периоды» .
- ^ Маккарти, Джастин (1981). Османские народы и конец империи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 63.
- ^ Куймджян, Дикран (1997). «Армения от падения Киликийского царства (1375 г.) до принудительной миграции при шахе Аббасе (1604 г.)» в книге «Армянский народ от древних до наших дней», том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века , изд. . Ричард Г. Ованнисян . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, стр. 12–14. ISBN 1-4039-6422-X .
- ^ (на армянском) Зулалян, Манвел . «Девширме» (Сбор детей) в Османской империи по турецким и армянским источникам» [«Девширме» (Сбор детей) в Османской империи по турецким и армянским источникам]. Патма-Банасиракан Хандес . № 2-3 (5-6), 1959, с. 247–256.
- ^ Симонян, Ованн (январь 2007 г.). «Хемшин от исламизации до конца девятнадцатого века» . Хемшин, История, общество и идентичность в горной местности северо-восточной Турции . дои : 10.4324/9780203641682 . ISBN 9780203641682 .
- ^ http://ysu.am/files/1-1512129568-.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Jump up to: а б с http://www.fundamentalarmenology.am/datas/pdfs/292.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ «Алевизированные армяне в Дерсиме» . Западная Армения ТВ. 6 марта 2017 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Без названия» .
- ^ Аведис Крикор Санджян. Средневековые армянские рукописи в Калифорнийском университете, Калифорнийский университет Лос-Анджелеса , 1999. ISBN 978-0520097926 стр. 39.
- ^ http://shsu.am/media/journal/2013n2b/7.pdf. [ пустой URL PDF ]
- ^ Jump up to: а б с Люпольд, Дэвид (2020). Боевые страны грез. Политика оспаривания армянской, турецкой и курдской памяти . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 93–94.
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (1982). Республика Армения: От Версаля до Лондона, 1919–1920 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 147, 178, 213. ISBN. 978-0520041868 .
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (1996). Республика Армения: От Лондона до Севра, февраль – август 1920 г. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 122. ИСБН 978-0520088030 .
- ^ Беххофер Робертс, Карл Эрик (1921). В книге Деникина «Россия и Кавказ, 1919–1920 годы: запись о путешествии по югу России, в Крым, Армению, Грузию и Баку в 1919 и 1920 годах» . п. 263.
[На] Игдырском фронте… Генерал Себо [Себух] сдерживал курдов. … [Т]о сторону Арарата… был фронт Камарлоо [Арташат]. Там врагом были татары, которых, конечно, поддерживали турецкие союзники и возбуждали их агенты. Далеко на Востоке лежит путь на Нахичевань, находившуюся во владении врага.
- ^ Сомакян, Маноф Джозеф (1992). Политика царизма и большевиков в отношении армянского вопроса 1912–1920 гг. (PDF) . Лондон: Лондонский университет. п. 311. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2022 года.
К лету 1919 года вопрос репатриации был полностью отодвинут на второй план широкомасштабными мусульманскими восстаниями. Поставленные на карту вопросы превратили вопрос репатриации в вопрос выживания Армении.
- ^ Jump up to: а б « Опасные звуки в «Холодной войне» ». Венская газета . 2 января 2013 г.
- ^ Миллер, Трейси, изд. (октябрь 2009 г.), Картирование мирового мусульманского населения: отчет о размере и распределении мусульманского населения в мире (PDF) , Pew Research Center , стр. 31, заархивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2009 г. , получено 8 октября 2009 г.
- ^ «Данные переписи населения 2011 года» (PDF) . п. 7.
- ^ Медиа, Ampop (26 декабря 2017 г.). «Религиозный состав в Армении | Ampop.am» . Ampop.am . Проверено 25 января 2018 г.
- ^ Карамян, Севак; Аветикян, Геворг (2022). «Армения (Том 13, 2020)» . В Мюссиг, Стефани; Рациус, Эгдунас; Акгонюль, Самим; Алибашич, Ахмет; Нильсен, Йорген С.; Шарбродт, Оливер (ред.). Ежегодник мусульман Европы в Интернете . Брилл Онлайн.
- ^ «Премьер-министр Армении принял иранскую делегацию». Ежедневный отчет: Советский Союз (35–39). Информационная служба зарубежного вещания : 103–104. 22 февраля 1991 года.
Гости провели деловую встречу в исполкоме Ереванского горсовета, на которой был разработан проект договора на ремонт персидского архитектурного сооружения столицы XVII века - Голубой мечети. В соответствии с соглашением Иран направит в Ереван специалистов по ремонту и предоставит необходимое количество строительных материалов. Планируется завершить ремонтные работы до 1995 года.
- ^ «Иран готов помочь в восстановлении ереванской мечети» . Тегеран Таймс . 13 сентября 2022 г. Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Коран опубликован на армянском языке. Архивировано 10 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Коран на армянском языке. Архивировано 10 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]