Jump to content

Ислам в Армении

Ислам в Европе
в процентах от населения страны [1]
  90–100%
  70–90%
  50–70%
  30–50%
  10–20%
  5–10%
  4–5%
  2–4%
  1–2%
  < 1%

Ислам начал проникать на Армянское нагорье в седьмом веке. Арабские , а позднее курдские племена начали селиться в Армении после первых арабских вторжений и сыграли значительную роль в политической и социальной истории Армении. [2] После вторжений сельджуков в одиннадцатом и двенадцатом веках тюркский элемент в конечном итоге вытеснил арабский и курдский. С созданием иранских династий Сефевидов , династий Афшаридов , династий Занд и династии Каджаров Армения стала неотъемлемой частью шиитского мира, сохраняя при этом относительно независимую христианскую идентичность. Давление, оказанное на установление иностранного правления рядом мусульманских государств, вынудило многих ведущих армян в Анатолии и на территории сегодняшней Армении принять ислам и ассимилироваться с мусульманской общиной. Многие армяне также были вынуждены принять ислам под страхом смертной казни в годы Геноцида армян . [3]

Первые армянские мусульмане

[ редактировать ]

Фаркад Сабахи (умер в 729 г. н. э.) был армянским мусульманским проповедником и соратником Хасана Басри. [2] [ нужна страница ] В результате его считают одним из табиинов (следующего поколения товарищей). Фаркад Сабахи изначально был христианином. Фаркад Сабахи, вероятно, вырастил знаменитого Кархи , сыгравшего ключевую роль в формировании суфизма. Сабахи был известен своей аскетической жизнью и знанием иудео-христианских писаний. [4]

Арабские вторжения

[ редактировать ]

Арабы -мусульмане впервые вторглись в Армению в 639 году, под предводительством Абд ар-Рахмана ибн Рабии 18 000 арабов проникли в район Тарона и район озера Ван. [5] [ ненадежный источник? ] Князь Теодорос Рштуни возглавил оборону Армении. Примерно в 652 году было заключено мирное соглашение, предоставляющее армянам свободу вероисповедания. Князь Феодор отправился в Дамаск , где арабы признали его правителем Армении , Грузии и Кавказской Албании . [6]

К концу седьмого века политика Халифата в отношении Армении и христианской веры ужесточилась. Для управления Арменией были отправлены специальные представители халифа, называемые остиканами (правителями). Правители сделали своей резиденцией город Двин . Хотя Армения была объявлена ​​вотчиной халифа , почти все армяне, хотя и не все, остались верны христианству . В начале восьмого века арабские племена из Хиджаза и Плодородного полумесяца начали мигрировать и селиться в крупных армянских городских центрах, таких как Двин, Диярбекир , Манзикерт и Апахуник. [7]

Средневековый

[ редактировать ]

Мусульманский элемент в Армении в средневековый период становился все сильнее. После поражения Византии при Манцикерте в 1071 году волны тюркских кочевников, направлявшихся из Средней Азии и северного Ирана , проникли и в конечном итоге расселились по всей территории Армении и Анатолии. [8] [9]

Большинство этнических армян оставались христианами в тот период, когда Западная Армения была разделена между мусульманскими государствами после вторжения сельджуков. Хотя некоторые армяне приняли ислам и стали влиятельными членами общества Бейлик, армянская архитектура повлияла на архитектуру Сельджуков, и многие армянские нахарары оставались автономными лидерами армянского общества при мусульманских эмирах в Эрзинджане, Тайке, Сасуне и Ване. Мусульманские эмиры вступали в брак с армянами, особенно Шаддадиды Ани, которые вступали в брак с женщинами Багратид. Был эмир Вана по имени Эздин, который симпатизировал армянам и, как говорили, происходил от сенекерима Ованеса Арцруни, царя Васпуракана. Сын армянского князя Тахартена , губернатора Эрзинджана. Его сын от дочери императора Трапезунда принял ислам и был назначен Тимуром губернатором Эрзинджана. [10]

Под Османской империей

[ редактировать ]

Османская империя правила в соответствии с исламскими законами . Таким образом, люди Книги ( христиане и евреи ) должны были платить налог , чтобы выполнить свой статус зимми , и взамен им была гарантирована религиозная автономия. Хотя армяне Константинополя воспользовались поддержкой султана и превратились в процветающую общину, этого нельзя сказать о тех, кто населял историческую Армению . В кризисные времена жителям отдаленных горных районов часто приходилось (наряду с оседлым мусульманским населением) подвергаться набегам кочевых курдских племен. [11] Армянам , как и другим османским христианам (хотя и не в такой степени), пришлось передать часть своих здоровых детей мужского пола правительству султана из-за действующей политики девширме . [12] [13]

В период Османской империи многие армяне были вынуждены принять ислам по всей Западной Армении посредством массовых убийств, социального давления и жестких налогов. Множество обращений было отмечено по всей восточной Анатолии, особенно в Амшене , Юсуфели , Тортуме , Испире , Байбурте , Эрзинджане . Примечательно, что массовое обращение в ислам описал армянский священнослужитель Акоп (Якоб) Карнеци. В регионе Тайк , расположенном вокруг Тортума , мусульманскому священнослужителю по имени мулла Джаффар было поручено османским правительством провести перепись населения провинции Эрзурум и взимать налоги. После того, как мулла Джафар ввел чрезмерно высокие налоги, халкидонские армяне, принадлежавшие к Грузинской православной церкви и составлявшие половину населения долины Тортум, обратились в ислам, в то время как апостольские армяне этого не сделали, как описывает Карнеци. [14]

В районе Испира (по-армянски Спер) в 1723 году было сожжено 100 армянских деревень, а большая часть населения была насильственно обращена в ислам. В районе Юсуфели (Пертакрак по-армянски) армянский католический священник Инчичян пишет, что большая часть мусульманского населения была армянского происхождения, но обратилась в ислам, чтобы избежать тяжелых налогов и притеснений в начале 1700-х годов; Инчичян посетил село Хеваг ( Яйлалар ) и встретился в селе исламизированных армян. Армяне Юсуфели были в основном халкидонцами, как и армяне Тортума до их исламизации. [15] В провинции Урфа зарегистрировано три исламизированных армянских деревни, в которых говорили на диалекте, близком к классическому армянскому . [16] Инчичян также писал, что регион Кема в Эрзинджане раньше был армянским и что его мусульманские жители также имели исламизированное армянское происхождение.

В начале 1500-х годов османы жестоко ввели налогообложение, уничтожив 10 000 армян в Байбурте , Эрзинджане , Испире , Эрзуруме и насильно обратив в ислам еще 50 000 человек. что в районе Дерсима сообщил , Армянский Патриархат Константинополя группы армян обратились в алевитский ислам и ассимилировались с курдскими зазами , которые мигрировали в Армению во время османского правления. [16] Точно так же в районе Палу некоторые армянские деревни приняли суннитский ислам и ассимилировались с суннитской общиной Заза. [17]

Периодические насильственные обращения привели к созданию класса криптохристианских армян под названием Кес-кес (Полуполовина), которые практиковали как христианские, так и мусульманские ритуалы. Армяне, принявшие ислам, потеряли свою армянскую идентичность, потому что сменили проса , но многие сохранили армянский язык и культуру. Однако в восточной Анатолии они в конечном итоге были тюркизированы , за исключением армян Амшена , которые сохраняли свой язык в изолированных Понтийских горах до тех пор, пока в 1800-х годах не были открыты турецкие мусульманские школы, а западный Хемшин не стал тюркифицирован, поскольку армянский язык был осужден мусульманами как греховный. учителя. В Турции только хопа -хемшины сохранили свой язык, составляющий хомшецкий диалект языка армянского , в современную эпоху. [16]

Во время резни в Хамидиане правительство подстрекало курдские племена , когда османское атаковать и разрушать армянские поселения, многие армяне были вынуждены принять ислам по всей восточной Анатолии. В Диярбакыре было обращено 20 000 человек, а также многие обращены в Муше , Ване и Эрзуруме . Хотя некоторые из них обратились обратно в христианство после окончания массовых убийств, многие остались мусульманами и стали курдизированными и тюркизированными. В районе Сиваса в начале 19 века многие армянские деревни были насильственно обращены в ислам местными властями. В 1877 году деревня Канкова (Чанчик) в Заре была деревней, в которой проживало 400 армянских семей, но к 20 веку только 48 семей остались христианами. Армяне-католики Перкиника сообщили, что их соседняя деревня Глхатех (ныне Узунтепе) была армянской деревней, и армяне были насильно обращены в ислам и тюркизированы. [18]

Во время геноцида армян 1915 года многие армяне приняли ислам, чтобы избежать депортации и резни.

Под иранскими империями

[ редактировать ]
Голубая мечеть, Ереван . Это единственная действующая мечеть в Армении.

Иранские Сефевиды (которые к тому времени превратились из суннитов в мусульман-шиитов) установили определенный контроль над Арменией и далеко за ее пределами со времен шаха Исмаила I в начале 16 века. Несмотря на то, что они часто конкурировали с османами за территорию, то, что сегодня является Арменией, всегда оставалось неотъемлемой частью персидской территории в течение следующих столетий, пока им не пришлось уступить ее России после русско-персидской войны (1826-1828 гг.) . Многие армяне присоединились к функциям Сефевидов, в гражданской администрации и в армии (так называемые гуламы ) со времен шаха Аббаса Великого. Особенно среди этих элитных солдатских подразделений, гуламов (буквально означающих рабов ), многие из них были обращенными армянами, наряду с массами черкесов и грузин . Прежде чем присоединиться к этим функциям, будь то в гражданской администрации или в армии, им всегда приходилось принимать ислам, как в Османской империи, но тем, кто оставался христианином (но не мог добраться до высших должностей), не приходилось доплачивать. налоги в отличие от Османской империи.

В рамках своей политики выжженной земли Аббаса во время войн против османов, а также для стимулирования экономики своей империи он один депортировал около 300 000 армян с Армянского нагорья , включая территорию современной Армении , в центр Ирана . [19] Чтобы заполнить пробел, образовавшийся в этих регионах, он расселил массы туркмен-мусульман и курдов в регионах для защиты границ от турок-османов , сделав территорию Армении территорией, где доминируют мусульмане. Его преемники продолжали совершать новые депортации и замены туркменами и курдами.Сефевидские сюзерены также создали Эриванское ханство в регионе, что сделало его похожим на систему, существовавшую во времена Ахеменидов, когда сатрапы управляли территорией вместо короля, позволяя всему Армянскому нагорью оставаться под властью мусульман до начала 19 века. .

К тому времени, когда иранцам пришлось отказаться от многовекового сюзеренитета над Арменией, большинство населения территории нынешней Армении составляли мусульмане. (персы, азербайджанцы, курды и выходцы с Северного Кавказа)

Из-за раннего шиитского рвения Сефевидов обратить все население Ирана в шиитский ислам , многие армяне подвергались сильному давлению с целью обращения в ислам по всей Восточной Армении. Исламскими священнослужителями был принят закон, согласно которому любой армянин , принявший ислам , унаследует имущество своего родственника до 7-го поколения, благодаря этому закону многие армяне в Сефевидской Армении начали принимать ислам. [20] Католическая епархия Нахичевани сообщила, что в середине 1600-х годов 130 армянских семей из сел Салтак, Кирне приняли ислам, чтобы не потерять свое имущество. Епархия обратилась к Папе и королю Испании с просьбой заступиться перед шахом Ирана, чтобы уменьшить преследования армян. В 1700-х годах католические миссионеры предупреждали, что, если насильственное обращение не прекратится, все армянское христианское население исчезнет из-за обращений и тюркификации , написав, что в деревне Ганза в Ордубад провинции осталась лишь горстка армян.

Царский период

[ редактировать ]

В позднецарский период мусульманское население составляло значительную часть населения на территории современной Армении. По данным Российской императорской переписи 1897 года, мусульманское население составляло 362 565 человек из общей численности населения в 829 556 человек в Эриванской губернии , что примерно соответствует современной центральной Армении , провинции Игдыр в Турции и Нахчыван эксклаву в Азербайджане . [21] проживало 41 417 турок-татар, 27 075 армян и 19 099 курдов . В Сурмалинском уезде , входящем сегодня в состав Турции, [21] В Шарур-Даралайазском уезде , сегодня разделенном между Арменией и Азербайджаном, 20 726 армян также превосходили по численности мусульманское население, состоящее из 3 761 курда и 51 560 татар. [21] С притоком армянских беженцев после геноцида армян демографический баланс сместился в пользу армянского населения.

Первая Республика Армения

[ редактировать ]

Правительство Первой Республики Армения проводило политику этнической гомогенизации в пользу армян на территориях, находящихся под его контролем. В 1917–1921 годах мусульмане в Армении подверглись крупномасштабным резне и депортациям, организованным армянскими партизанами, что привело к разрушению десятков мусульманских поселений, убийствам тысяч мирных мусульман и перемещению до 235 000 человек. [22] [23]

Управление Арменией было подорвано широкомасштабными мусульманскими восстаниями, поощряемыми турецкой и азербайджанской агентурой, прежде всего в Араратской , Карсской и Нахичеванской областях в 1919–1920 годах. [24] [25]

Советский период

[ редактировать ]

Когда в 1923 году исторические провинции были включены в границы Турецкой Республики , остальная часть Армении стала частью Армянской Советской Социалистической Республики . Небольшое количество мусульман проживало в Армении, когда она была частью Советского Союза , и состояло в основном из азербайджанцев и курдов , подавляющее большинство из которых уехали в 1988 году после Сумгаитских погромов и Первой Нагорно-Карабахской войны , вызвавшей армянское и азербайджанские общины каждой страны будут иметь что-то вроде обмена населением, при этом Армения получит около 500 000 армян, ранее проживавших в Азербайджане за пределами Нагорно-Карабахской Республики, [26] и азербайджанцы получают около 724 000 человек, изгнанных из Армении и Нагорного Карабаха. [26]

Независимая Армения

[ редактировать ]

С момента обретения Арменией независимости в 1991 году большинство мусульман, все еще проживающих в стране, являются временными жителями из Ирана и других стран. В 2009 году Исследовательский центр Pew подсчитал, что 0,03%, или около 1000 человек, были мусульманами – из общей численности населения в 2 975 000 жителей. [27] [28]

Перепись населения, проведенная в 2011 году, насчитала в Армении 812 мусульман. [29] большинство из которых были из Ирана. [30]

Культурное наследие

[ редактировать ]
Распределение мусульман в современных границах Армении, 1886–1890 гг.

Значительное количество мечетей было построено в исторической Армении в период от Средневековья до Нового времени. [ нужна ссылка ] Хотя армянские и другие христианские церкви нередко превращались в мечети, как это было, например, с собором Карса , собором Ани и церковью Святой Богородицы в Газиантепе.

Голубая мечеть Еревана на сегодняшний день является единственной действующей мечетью в Армении, которая была восстановлена ​​и открыта для религиозных служб в сотрудничестве властей Армении и Ирана после распада Советского Союза. [31] В 2022 году было объявлено о планах в сотрудничестве между иранскими властями и муниципалитетом Еревана отремонтировать мечеть Аббасколи-хана (также известную как мечеть Тафа Баши), старую разрушенную мечеть, расположенную в квартале Конд в Ереване. [32]

Первая печатная версия Корана, переведенная на армянский язык с арабского, появилась в 1910 году. В 1912 году был опубликован перевод с французского варианта. Оба были на западноармянском диалекте. Новый перевод Корана на восточноармянский диалект начат с помощью посольства Исламской Республики Иран, расположенного в Ереване. Перевод с персидского языка был выполнен Эдвардом Ахвердяном за три года. [33] С переводом помогала группа арабологов. Каждая из 30 частей Корана была прочитана и одобрена Тегеранским центром коранических исследований. [34] Публикация 1000 экземпляров переведенного произведения осуществлена ​​в 2007 году.

Известные армянские мусульмане

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б Тер-Гевондян, Арам (1976). Арабские Эмираты в Багратидской Армении . Пер. Нина Григорьевна Гарсоян. Лиссабон: Фонд Галуста Гюльбенкяна.
  3. ^ Врионис, Сперос (1971). Упадок средневекового эллинизма в Малой Азии и процесс исламизации с одиннадцатого по пятнадцатый век . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  4. ^ Исторический словарь суфизма Джона Ренарда, стр. 87
  5. ^ Куркджян, Ваан М. История Армении, организованная Чикагским университетом . Нью-Йорк: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки, 1958, стр. 173–185.
  6. ^ Об арабских вторжениях см. также (на армянском языке) Арам Тер-Гевондян (1996), Армения в VI-VIII веках. Ереван: Армянская академия наук.
  7. ^ Тер-Гевондян, Арабские Эмираты в Багратидской Армении , стр. 29 и далее.
  8. ^ Каэн, Клод (1988). Доосманская Турция . Стамбул-Париж: Французский институт анатолийских исследований в Стамбуле.
  9. ^ Коробейников, Дмитрий А. (2008). «Рейдеры и соседи: турки (1040–1304)», в Кембриджской истории Византийской империи, ок. 500-1492 , изд. Джонатан Шепард . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 692–727.
  10. ^ «Армения в сельджукский и монгольский периоды» .
  11. ^ Маккарти, Джастин (1981). Османские народы и конец империи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 63.
  12. ^ Куймджян, Дикран (1997). «Армения от падения Киликийского царства (1375 г.) до принудительной миграции при шахе Аббасе (1604 г.)» в книге «Армянский народ от древних до наших дней», том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века , изд. . Ричард Г. Ованнисян . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, стр. 12–14. ISBN   1-4039-6422-X .
  13. ^ (на армянском) Зулалян, Манвел . «Девширме» (Сбор детей) в Османской империи по турецким и армянским источникам» [«Девширме» (Сбор детей) в Османской империи по турецким и армянским источникам]. Патма-Банасиракан Хандес . № 2-3 (5-6), 1959, с. 247–256.
  14. ^ Симонян, Ованн (январь 2007 г.). «Хемшин от исламизации до конца девятнадцатого века» . Хемшин, История, общество и идентичность в горной местности северо-восточной Турции . дои : 10.4324/9780203641682 . ISBN  9780203641682 .
  15. ^ http://ysu.am/files/1-1512129568-.pdf [ пустой URL PDF ]
  16. ^ Jump up to: а б с http://www.fundamentalarmenology.am/datas/pdfs/292.pdf [ пустой URL PDF ]
  17. ^ «Алевизированные армяне в Дерсиме» . Западная Армения ТВ. 6 марта 2017 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
  18. ^ «Без названия» .
  19. ^ Аведис Крикор Санджян. Средневековые армянские рукописи в Калифорнийском университете, Калифорнийский университет Лос-Анджелеса , 1999. ISBN   978-0520097926 стр. 39.
  20. ^ http://shsu.am/media/journal/2013n2b/7.pdf. [ пустой URL PDF ]
  21. ^ Jump up to: а б с Люпольд, Дэвид (2020). Боевые страны грез. Политика оспаривания армянской, турецкой и курдской памяти . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 93–94.
  22. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1982). Республика Армения: От Версаля до Лондона, 1919–1920 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 147, 178, 213. ISBN.  978-0520041868 .
  23. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1996). Республика Армения: От Лондона до Севра, февраль – август 1920 г. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 122. ИСБН  978-0520088030 .
  24. ^ Беххофер Робертс, Карл Эрик (1921). В книге Деникина «Россия и Кавказ, 1919–1920 годы: запись о путешествии по югу России, в Крым, Армению, Грузию и Баку в 1919 и 1920 годах» . п. 263. [На] Игдырском фронте… Генерал Себо [Себух] сдерживал курдов. … [Т]о сторону Арарата… был фронт Камарлоо [Арташат]. Там врагом были татары, которых, конечно, поддерживали турецкие союзники и возбуждали их агенты. Далеко на Востоке лежит путь на Нахичевань, находившуюся во владении врага.
  25. ^ Сомакян, Маноф Джозеф (1992). Политика царизма и большевиков в отношении армянского вопроса 1912–1920 гг. (PDF) . Лондон: Лондонский университет. п. 311. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2022 года. К лету 1919 года вопрос репатриации был полностью отодвинут на второй план широкомасштабными мусульманскими восстаниями. Поставленные на карту вопросы превратили вопрос репатриации в вопрос выживания Армении.
  26. ^ Jump up to: а б « Опасные звуки в «Холодной войне» ». Венская газета . 2 января 2013 г.
  27. ^ Миллер, Трейси, изд. (октябрь 2009 г.), Картирование мирового мусульманского населения: отчет о размере и распределении мусульманского населения в мире (PDF) , Pew Research Center , стр. 31, заархивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2009 г. , получено 8 октября 2009 г.
  28. ^ «Данные переписи населения 2011 года» (PDF) . п. 7.
  29. ^ Медиа, Ampop (26 декабря 2017 г.). «Религиозный состав в Армении | Ampop.am» . Ampop.am . Проверено 25 января 2018 г.
  30. ^ Карамян, Севак; Аветикян, Геворг (2022). «Армения (Том 13, 2020)» . В Мюссиг, Стефани; Рациус, Эгдунас; Акгонюль, Самим; Алибашич, Ахмет; Нильсен, Йорген С.; Шарбродт, Оливер (ред.). Ежегодник мусульман Европы в Интернете . Брилл Онлайн.
  31. ^ «Премьер-министр Армении принял иранскую делегацию». Ежедневный отчет: Советский Союз (35–39). Информационная служба зарубежного вещания : 103–104. 22 февраля 1991 года. Гости провели деловую встречу в исполкоме Ереванского горсовета, на которой был разработан проект договора на ремонт персидского архитектурного сооружения столицы XVII века - Голубой мечети. В соответствии с соглашением Иран направит в Ереван специалистов по ремонту и предоставит необходимое количество строительных материалов. Планируется завершить ремонтные работы до 1995 года.
  32. ^ «Иран готов помочь в восстановлении ереванской мечети» . Тегеран Таймс . 13 сентября 2022 г. Проверено 27 ноября 2022 г.
  33. ^ Коран опубликован на армянском языке. Архивировано 10 мая 2007 г. в Wayback Machine.
  34. Коран на армянском языке. Архивировано 10 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0df173df560a4ca94a56db8f83296107__1720046160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/07/0df173df560a4ca94a56db8f83296107.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)