Ислам в Турции
Религия в Турции ![]() |
---|
Секуляризм в Турции |
Безверие в Турции |
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Ислам является наиболее распространенной религией в Турции . Целых 99% населения следует суннитскому мазхабу ислама . Большинство турецких мусульман-суннитов принадлежат к ханафитской школе юриспруденции. Устоявшееся присутствие ислама в регионе, который сейчас составляет современную Турцию, восходит ко второй половине 11 века, когда сельджуки начали экспансию в восточную Анатолию . [2]
Хотя записи показывают, что число мусульман составляет 99,8%, [Я] это, вероятно, завышенная оценка; большинство опросов оценивают меньшие цифры - около 94%. [3] [4] [5] [6] [7] Самой популярной школой мысли ( мадхаб ) является ханафитская школа суннитского ислама (около 90% всех мусульманских конфессий). Остальные мусульманские секты , составляющие около 9% мусульманского населения, [8] состоят из алевитов , джафарисов (что составляет 1% [9] [10] ) и алавиты (с предполагаемой численностью от 500 000 до 1 миллиона человек, или около 1% [11] [12] ). Существует также меньшинство суфиев и неконфессиональных мусульман . [10] [13] [14] [15]
История
[ редактировать ]Исламские империи
[ редактировать ]
Во время мусульманских завоеваний VII и начала VIII веков арабские армии основали Исламскую империю . Халифат Омейядов продолжил распространение ислама . Золотой ислама век вскоре начался в середине 8-го века с приходом к власти Аббасидского халифата и переносом столицы из Дамаска в Багдад . [16]
В более поздний период произошло первоначальное расширение и захват Крита (840 г.). Аббасиды вскоре переключили свое внимание на Восток. Во время более поздней фрагментации правления Аббасидов и возвышения их шиитских соперников Фатимидов и Буидов возродившаяся Византия отбила Крит и Киликию в 961 году, Кипр в 965 году и вторглась в Левант к 975 году. Византийцы успешно боролись с Фатимидами за влияние в регионе до прихода турок-сельджуков, которые сначала объединились с Аббасидами, а затем правили как фактические правители.
В 1068 году Алп-Арслан и союзные ему туркменские племена отбили многие земли Аббасидов и даже вторглись в византийские регионы, продвигаясь дальше в восточную и центральную Анатолию после крупной победы в битве при Манцикерте в 1071 году. Распад династии Сельджуков привел к возвышению последующих , меньшие, конкурирующие тюркские королевства , такие как Датишменды , Султанат Рум и различные атабеги, которые оспаривали контроль над регионом во время крестовых походов и постепенно расширялись по Анатолии до возникновения Османской империи .
Османский халифат
[ редактировать ]
Начиная с XII века прибыли новые волны тюркских мигрантов, многие из которых принадлежали к суфийским орденам. Некоторые из этих мигрантов позже стали придерживаться неортодоксальных убеждений. Одним из суфийских орденов, который понравился туркам в Анатолии, был Сафавийа , орден, который изначально был суннитским и аполитичным, но позже стал одновременно шиитским и политически базирующимся на северо-западе Ирана . В течение 14 и 15 веков Сефевиды и подобные им ордены, такие как Бекташи, стали соперниками османов , которые были ортодоксальными мусульманами-суннитами, за политический контроль над восточной Анатолией. Хотя орден Бекташи был признан сектой ортодоксальных мусульман-суннитов, они не отказались от своих неортодоксальных убеждений. Напротив, Сефевиды в конечном итоге завоевали Иран, распространили свои верования и стали сторонниками ортодоксального шиитского ислама двунадесятников .
Завоевание византийской столицы Константинополя (современный Стамбул ) в 1453 году позволило османам консолидировать свою империю в Анатолии и Фракии . Позднее османы возродили титул халифа во время правления I. Селима Несмотря на отсутствие формальной институциональной структуры, суннитские религиозные функционеры продолжали играть важную политическую роль. Теоретически кодифицированная система шариата регулировала все аспекты повседневной жизни, по крайней мере, для мусульманских подданных империи. Глава судебной власти стоял непосредственно ниже султана и был вторым по власти после великого визиря . В начале османского периода должность великого муфтия Стамбула превратилась в должность Шейхюлислама (шейха, или «лидера ислама»), который обладал высшей юрисдикцией над всеми судами империи и, следовательно, осуществлял власть над толкованием и применением законов. шариат. Юридические заключения, вынесенные Шейхулисламом, считались окончательными толкованиями.
Эпоха секуляризации
[ редактировать ]
Секуляризация и была характерной Турции началась в последние годы существования Османской империи чертой реформ Ататюрка . Под его руководством халифат был упразднен, а светская власть религиозных авторитетов и функционеров была сокращена и в конечном итоге ликвидирована. Религиозные фонды были национализированы, а религиозное образование было ограничено и на время запрещено. Были также подавлены влиятельные и популярные ордена дервишских братств ( Тарика ).
Период Республики: 1923 – настоящее время.
[ редактировать ]Уход Турции, наследницы Османской империи, как предполагаемого лидера международного мусульманского сообщества, стал символом изменения отношения правительства к исламу. Секуляризм (или лайклик ) стал одной из « Шести стрел » программы Ататюрка по переустройству Турции. В то время как ислам сформировал идентичность мусульман в Османской империи, секуляризм рассматривался как формирование новой турецкой нации и ее граждан.

Реформы Ататюрка
[ редактировать ]В 1922 году новый националистический режим упразднил Османский султанат, а также халифат в 1924 году – религиозную должность, которую османские султаны занимали на протяжении четырех столетий. Таким образом, впервые в исламской истории ни один правитель не претендовал на духовное лидерство ислама.

Ататюрк и его соратники отменили некоторые религиозные практики и институты и вообще поставили под сомнение ценность религии, предпочитая доверять науке . Они считали организованную религию анахронизмом и противопоставляли ее «цивилизации», которая для них означала рационалистическую , светскую культуру. В отличие от Запада, установление секуляризма в Турции не было постепенным процессом разделения церкви и государства.В Османской империи все жители, по крайней мере теоретически, подчинялись традиционному религиозному праву, а суннитские религиозные организации были частью государственной структуры. Однако государство обычно имело власть над духовенством и религиозными законами (например, известно, что многие султаны меняют шейхулислама , который не одобряет государственную политику). Когда реформаторы начала 1920-х годов сделали выбор в пользу светского государства, они исключили религию из сферы государственной политики и ограничили ее исключительно сферой личной морали , поведения и веры. Хотя частное соблюдение религиозных ритуалов могло продолжаться, религия и религиозные организации были исключены из общественной жизни.
Помимо отмены халифата, новые законы предписывали упразднение должности Шейхулислама и религиозной иерархии , закрытие и конфискацию суфийских лож, мест собраний и монастырей , а также объявление вне закона их ритуалов и собраний, установление правительства контроль над вакифами , которые были неотчуждаемы при шариате , замена шариата адаптированными европейскими правовыми кодексами; закрытие религиозных школ; отказ от исламского календаря в пользу григорианского календаря, используемого на Западе, и ограничения на общественную одежду, связанную с религией: феска объявлена вне закона для мужчин, а чадра не рекомендуется для женщин.
Ататюрк и его коллеги также пытались «оттюркизировать» ислам посредством официального поощрения таких практик, как использование турецкого языка вместо арабского во время богослужений, замена арабского слова словом «Танры турецким «Аллах» » и включения турецкого языка в ежедневные призывы к молитве. Эти изменения в религиозных практиках вызвали широкую критику среди мусульман, что привело к возвращению к арабской версии призыва к молитве в 1950 году, после того как оппозиционная партия ДП выиграла выборы. Более долгосрочный эффект имели меры режима по запрету религиозного образования, ограничению строительства новых мечетей и передаче существующих мечетей для светских целей - в первую очередь, собора Святой Софии Юстиниана шестого века (христианская базилика , которая была преобразована в мечеть Мехмеда II ), который в 1935 году был превращен в музей. Муфтии и имамы назначались правительством, а религиозное обучение взяло на себя Министерство национального образования . В результате такой политики некоторые части мусульманского мира оценили Турецкую Республику негативно.
Общепринятое ожидание заключалось в том, что такая политика 1920-х и 1930-х годов уменьшит роль религии в обществе, чего, однако, не произошло. Еще в 1925 году религиозные обиды были одной из основных причин восстания Шейха Саита , восстания на юго-востоке Турции, которое, возможно, унесло до 30 000 жизней, прежде чем было подавлено.
Хотя Турция была секуляризована на юридическом уровне, религия оставалась сильной силой. После 1950 года некоторые политические лидеры поддержали программы и политику, ориентированные на религиозно настроенных людей, пытаясь извлечь выгоду из привязанности значительной части населения к религии. Против таких усилий выступила большая часть государства, которая считала секуляризм важнейшим принципом кемалистской идеологии . Это постепенно привело к поляризации всей страны, что стало особенно очевидным в 1980-е годы, когда появилось новое поколение религиозно мотивированных местных лидеров, бросивших вызов доминированию секуляризованной политической элиты.
К 1994 году лозунги, обещающие, что возвращение к исламу излечит экономические недуги и решит проблемы бюрократической неэффективности, имели достаточно всеобщую привлекательность, чтобы позволить общепризнанным религиозным кандидатам победить на выборах мэра в Стамбуле и Анкаре .
Многопартийный период
[ редактировать ]После ослабления авторитарного политического контроля в 1946 году большое количество людей начало открыто призывать к возвращению к традиционным религиозным практикам. В 1950-е годы даже некоторые политические лидеры сочли целесообразным присоединиться к религиозным лидерам и выступить за большее уважение государства к религии. [18]
Более прямым проявлением растущей реакции против секуляризма стало возрождение суфийских братств. Мало того, что подавленные суфийские ордена, такие как Кадири , Мевлеви , Накшибенди , Халидийя и Аль-Тариках ат-Тиджания , возродились, но были сформированы новые движения, в том числе Нур Джемаати , движение Гюлена , Сулеймания , Сообщество Искендерпаша и Исмаилага . Тиджани стали особенно воинственными в противостоянии государству, повреждая памятники Ататюрку, чтобы символизировать свое несогласие с его политикой секуляризации. Однако это был единичный инцидент, в котором затрагивался только один конкретный шейх ордена. На протяжении 1950-х годов над Тикани и другими суфийскими лидерами проходили многочисленные судебные процессы за антигосударственную деятельность.
В то же время некоторые движения, в частности «Сулейманджи» и «Нурджулар», сотрудничали с политиками, которые считались сторонниками происламской политики. Турции «Нурджулар» в конечном итоге выступал за поддержку многопартийной политической системы , а одно из его ответвлений, движение Гюлена , поддерживало Партию «Истинный путь» , в то время как Ишикчилар и Энвер Орен открыто поддерживали Партию «Родина» с середины 1980-х годов.

Требование восстановления религиозного образования в государственных школах началось в конце 1940-х годов. Первоначально правительство отреагировало на это разрешением религиозного обучения в государственных школах для тех учащихся, чьи родители просили об этом. При правлении Демократической партии в 1950-х годах религиозное образование было обязательным в средних школах, если только родители не обратились с конкретной просьбой об освобождении своих детей. В 1982 году религиозное образование стало обязательным для всех детей начальной и средней школы.
Повторное введение религии в школьную программу поставило вопрос о религиозном высшем образовании. Светские люди считали, что ислам можно «реформировать», если будущие лидеры будут обучаться в государственных семинариях. Для достижения этой цели правительство в 1949 году учредило факультет богословия в Университете Анкары для подготовки учителей ислама и имамов. В 1951 году правительство Демократической партии создало специальные средние школы ( школы Имама Хатипа ) для подготовки имамов и проповедников. Число этих школ быстро выросло до более чем 250 в 1970-х годах, когда происламская Партия национального спасения участвовала в коалиционных правительствах. После переворота 1980 года военные, хотя и светские по своей ориентации, рассматривали религию как эффективное средство противодействия социалистическим идеям и поэтому санкционировали строительство еще 90 средних школ Имама Хатипа.
В 1970-х и 1980-х годах ислам пережил политическую реабилитацию из-за того, что правоцентристские светские лидеры воспринимали религию как потенциальный оплот в своей идеологической борьбе с левоцентристскими светскими лидерами. Небольшой правозащитной группой, которая стала чрезвычайно влиятельной, была « Очаг интеллектуалов» ( турецкий : Aydınlar Ocağı ), организация, которая придерживается убеждения, что истинная турецкая культура представляет собой синтез доисламских традиций турок и ислама. По мнению «Очага», ислам не только представляет собой важный аспект турецкой культуры, но и является силой, которая может регулироваться государством, чтобы помочь социализировать людей, чтобы они стали послушными гражданами, соглашающимися с общим светским порядком. После переворота 1980 года многие предложения «Очага» по реструктуризации школ, колледжей и государственного телерадиовещания были приняты. Результатом стала чистка из этих государственных учреждений более чем 2000 интеллектуалов, которые считались сторонниками левых идей, несовместимых с видением Очага национальной культуры Турции.

Более терпимое отношение государства к исламу способствовало распространению частной религиозной деятельности, включая строительство новых мечетей и школ Корана в городах, создание исламских центров для исследований и конференций об исламе и его роли в Турции, а также создание религиозно ориентированных профессиональных и женских журналов. Процветало печатание газет, издание религиозных книг и рост бесчисленных религиозных проектов — от медицинских центров, детских учреждений и молодежных общежитий до финансовых учреждений и потребительских кооперативов. Когда после 1990 года правительство легализовало частное вещание, было организовано несколько исламских радиостанций. Летом 1994 года первый исламский телеканал Kanal 7 начал вещание сначала в Стамбуле , а затем в Анкаре .
Хотя тарика сыграла основополагающую роль в религиозном возрождении Турции и в середине 1990-х годов все еще издавалась, некоторые из наиболее широко распространенных в стране религиозных журналов и газет, новый феномен - Исламджи Айдын (исламистский интеллектуал), не связанный с традиционными суфийскими взглядами. приказы, возникшие в 1980-е гг. Плодовитые и популярные писатели, такие как Али Булач , Расим Озденорен и Исмет Озель, опирались на свои знания западной философии, марксистской социологии и радикальной исламистской политической теории, чтобы отстаивать современную исламскую точку зрения, которая без колебаний критикует социальные проблемы, одновременно оставаясь верными. этическим ценностям и духовным аспектам религии. Исламистские интеллектуалы резко критикуют турецких светских интеллектуалов, которых они обвиняют в попытке сделать в Турции то, что западные интеллектуалы сделали в Европе: заменить религиозные ценности мирским материализмом в его капиталистической или социалистической версии.
15 июля 2016 года в Турции была предпринята попытка государственного переворота против государственных институтов фракцией в турецких вооруженных силах , связанной с движением Гюлена, сославшись на эрозию секуляризма.
Диянет и секуляризм
[ редактировать ]
Существует администрация под названием «Президентство по делам религии» или Диянет. [19] управляет 77 500 мечетями. Это государственное агентство, созданное Ататюрком (1924 г.), финансирует только богослужения мусульман- суннитов . Другие религии должны обеспечивать финансовую самостоятельность, и в ходе своей деятельности они сталкиваются с административными препятствиями. [20]
Религии | Предполагаемое население | Экспроприация меры [21] | Официальное признание посредством Конституции или международных договоров | Государственное финансирование мест отправления культа и религиозного персонала |
---|---|---|---|---|
Суннитский ислам – ханафитский и шафиитский | более 85% [22] [23] | Нет | Да, через Диянет, упомянутый в Конституции (статья 136). [24] | Да, через Диянет [25] |
Шиитский ислам - Алеви [26] | от менее %5 до более 30% [27] [22] [28] | Да [29] | Нет. [30] В начале пятнадцатого века, [31] из-за неустойчивого гнета Османской империи Алевис поддержал шаха Исмаила I, имевшего туркменское происхождение. Сторонников шаха Исмаила I , носящих красную шапку с двенадцатью складками в честь 12 имамов, называли кызылбашами . Османы считали Кызылбаши ( Алеви ) придатками Сефевидской империи . Сегодня Джемеви , места поклонения алеви - бекташи не имеют официального признания. | Нет [25] |
Шиитский ислам - Бекташи [26] | Нет. [30] В 1826 году с упразднением янычарского корпуса Бекташи- текке ( дервишский женский монастырь) был закрыт. [29] [32] | |||
Шиитский ислам - Джафари | ~1% | Нет [30] | Нет [25] | |
Шиитский ислам – алавиты [26] | ~1% [33] | Нет [30] | Нет [25] | |
Гайр Мукаллид и мусульманин-коранист | ~2% [10] | - | - | - |
Диянет — официальное государственное учреждение, основанное в 1924 году, которое занимается обучением детей Корану, а также составляет еженедельные проповеди, которые читают примерно в 85 000 различных мечетей. Более того, в Диянете работают все имамы Турции. [34]
При сборе налогов все граждане Турции равны. Ставка налога не зависит от религии. Однако благодаря «Диянету» турецкие граждане не равны в использовании доходов. Управление по делам религий, бюджет которого в 2012 году превышает 2,5 миллиарда долларов США, финансирует только богослужения мусульман- суннитов . [35]
Суфийские ордена, такие как Алеви - Бекташи , Байрами - Джелвети , Халвети ( Гульшани , Джеррахи , Насухи , Рахмани , Сунбули , Уссаки ), Хуруфи - Руфаи , Маламати , Мевлеви , Накшибенди ( Халиди , Хаккани ), Кадири - Галиби и мусульмане Джафари [29] официально не признаны.
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
Проблема с платком
[ редактировать ]Вы прикрываетесь, выходя на улицу? [36] | ||
---|---|---|
2011 | 2021 | |
Нет, я не | 37% | 41% |
Да, я ношу платок | 53% | 48% |
Да, я ношу тюрбан | 9% | 10% |
Да, я ношу чаршаф | 1% | 1% |
Хотя интеллектуальные дебаты о роли ислама вызвали широкий интерес, они не вызвали таких споров, которые разгорались по вопросу о подходящей одежде для мусульманских женщин. В начале 1980-х годов студентки колледжей, которые были полны решимости продемонстрировать свою приверженность исламу, начали покрывать головы и шеи шарфами и носить длинные, скрывающие фигуру пальто. Появление этих женщин в цитаделях турецкого секуляризма шокировало тех мужчин и женщин, которые были склонны воспринимать такую одежду как символ отвергаемого ими исламского традиционализма. Воинствующие секуляристы убедили Совет высшего образования издать в 1987 году постановление, запрещающее студенткам университетов покрывать головы на уроках. Протесты тысяч религиозных студентов и некоторых профессоров университетов вынудили несколько университетов отказаться от соблюдения дресс-кода. В середине 1990-х годов этот вопрос продолжал вызывать серьезные разногласия. На протяжении первой половины 1990-х годов высокообразованные, красноречивые, но религиозно набожные женщины появлялись на публике в исламских одеждах, скрывающих все, кроме их лиц и рук. Другие женщины, особенно в Анкара , Стамбул и Измир выступили против такой одежды, надев откровенную одежду и значки Ататюрка. Этот вопрос обсуждается и обсуждается практически на всех типах форумов – художественных, коммерческих, культурных, экономических, политических и религиозных. Для многих граждан Турции женская одежда стала вопросом, определяющим, является ли мусульманин светским или религиозным. В 2010 году Совет высшего образования Турции (YÖK) снял запрет на ношение хиджаба в университетах. С начала своего президентства президент Реджеп Тайип Эрдоган резко увеличил количество религиозных средних школ по всей Турции, чтобы поддержать свой план по воспитанию более набожного поколения. Однако такое давление на благочестие школьников, похоже, имело отрицательный эффект, поскольку существуют неофициальные свидетельства того, что значительное количество турецких студентов религиозных средних школ признали свою потерю веры в исламские убеждения, что вызвало значительное количество дискуссий среди политики и религиозные деятели. [37]
Совсем недавно, в 2016 году, Турция утвердила хиджаб как часть официальной полицейской формы . Впервые женщины-полицейские смогут покрывать голову платком под фуражкой. Этот закон был инициирован исламистской Партией справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которая настаивала на смягчении ограничений на ношение хиджаба.
Номиналы
[ редактировать ]
Суннитский ислам
[ редактировать ]Подавляющее большинство современного турецкого народа являются мусульманами , а суннитский ислам является самой густонаселенной исламской сектой, включающей около 90% мусульман в стране. Наиболее популярной школой права является ханафитский мазхаб суннитского ислама . Ханафитский . мазхаб был официальной школой исламской юриспруденции, поддерживаемой Османской империей [38] [39] а опрос, проведенный Турецким управлением по делам религии в 2013 году, показывает, что 77,5% турецких мусульман идентифицируют себя как ханафиты . [40] Еще одна распространенная суннитская юриспруденция, шафиитская, является доминирующей в Турецком Курдистане . Хотя Матуриди и Ашари школы исламского богословия (которые применяют Ильм аль-Калам или рациональное мышление для понимания Корана и хадисов ) были доминирующими вероучениями в Турции из-за их широкого признания и распространения с момента возникновения Османской империи. , [38] кредо Атари ( буквальное ) [41] движения салафитов пользуется все большим признанием. [39]
По сравнению со школой ислама Ханбали, школа ислама Ханафи придерживается гораздо более либерального взгляда на религию, допуская более снисходительную интерпретацию религиозного закона. [42]
Часть серии о Шиитский ислам |
---|

Часть серии об Алевисах. Алевизм |
---|
Шиитский ислам
[ редактировать ]
Двенадцативетвь шиитского ислама. Мусульманское население Турции состоит из джафаритской акыды и фикха , батиния - суфизма, акыды Маймуна аль-Каддахи , фикха алевитов и цилли- акиды Маймуна ибн Абу'л-Касима Сулеймана ибн Ахмада ибн ата. -Табарани фикх алавитов , [43] [44] что в совокупности составляет почти одну десятую всего населения страны. По оценкам, численность турецкого населения алевитов варьируется от 3,5 до 11 миллионов человек. [45] [46] [36] Однако оценить реальную численность шиитского населения в Турции очень сложно, поскольку в стране не проводятся этнические или религиозные переписи.
В отличие от общепринятого использования термина « шиит » на других языках, Алевилер вместо этого часто используется для обозначения всех мусульман- шиитских сект на турецком языке . Более того, термин Кызылбаш в истории использовался уничижительно по отношению ко всем шиитам в Анатолии .
В городе
[ редактировать ]варьируется По разным источникам, численность населения алевитов от менее 4 миллионов до более чем 12 миллионов человек. [8] [22] [27] Трудно сделать реалистичную оценку численности их населения, поскольку турецкое правительство никогда не спрашивало о религиозных конфессиях в ходе проводимых переписей населения. Другими причинами этого являются светские тенденции алевитов и притеснения со стороны исламистов-суннитов, из-за которых большинство алевитов скрывают свою религиозную принадлежность. Однако, учитывая небольшое количество проведенных надежных опросов, ~10% можно принять за упрощенную оценку. [22] [47] [28] Некоторые люди используют термин «алеви» для обозначения всех мусульман- шиитов в Турции, поскольку они являются доминирующей шиитской сектой в стране.
- Алеви Акида
- Некоторые из их членов (или подгрупп, особенно принадлежащих к кызылбашу и хуруфизму ) утверждают, что Бог обитает в телах людей ( хулул ), верят в метемпсихоз ( танасух ), [48]
- Некоторые алевиты критикуют курс ислама , поскольку его исповедуют в подавляющем большинстве более 99% суннитского и шиитского населения. [49]
- Регулярный ежедневный намаз и пост в священный месяц Рамадан официально не соблюдаются группами кызылбашей , хуруфитов и ишикистов . Такие члены язданизма как ишикисты и ярсани , изображавшие себя алевитами , часто подвергаются осуждению со стороны Дедеса , .
в Джафаре
[ редактировать ]Последователи юриспруденции Джафари составляют третье по величине сообщество. Исторически это основная конфессия этнического азербайджанского народа. Большинство из них проживает в восточных провинциях, соседних с Азербайджаном , в частности в провинциях Игдыр и Карс , а также в крупных городах на западе. По оценкам, джафари составляют 4% населения Турции, то есть около 3 300 000 человек. [50] У них 70 мечетей в Стамбуле и около 300 по всей стране, и они не получают государственного финансирования для своих мечетей и имамов, поскольку Управление по делам религий (Диянет) является исключительно суннитским. [51]
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Алавиты
[ редактировать ]Большая часть общины алавитов в Турции с населением около 1 миллиона человек. [52] живет в провинции Хатай , где они составляют почти половину всего населения, [53] преимущественно в районах Арсуза , [54] Дефне и Самандаг . [52] где алавиты составляют большинство, а также в Искендеруне и Антакье , где они составляют значительное меньшинство населения.Более крупные общины алавитов также можно найти в регионе Чукурова , в основном в городах Адана , Тарсус и Мерсин и их окрестностях . [12] В Турции они известны как арабские алевиты.
суфизм
[ редактировать ]Народный ислам в Турции заимствовал многие из своих популярных практик из суфизма , который широко распространен в Турции и Египте . Отдельные суфийские шейхи – а иногда и другие люди, считавшиеся благочестивыми – считались после смерти святыми, обладающими особыми способностями. Почитание святых (как мужских, так и женских) и паломничество к их святыням и могилам представляют собой важный аспект популярного ислама в стране. Народный ислам продолжает придерживаться такой практики, хотя официально почитание святых не поощряется с 1930-х годов. Таблички, размещенные в различных святилищах, запрещают зажигание свечей, принесение вотивных предметов и связанные с этим религиозные действия в этих местах. Среди современных суфийских шейхов с большим количеством приверженцев в Турции - шейх Мехмет Эфенди. [ ВОЗ? ] (проживающий в Стамбуле) и Мавлана Шейх Назим Аль-Хаккани , который проживал в Лефке , Северный Кипр, до своей смерти в мае 2014 года.
Коранизм
[ редактировать ]Те, кто не признает авторитет хадисов , известные как Коранисты , Кораниюн или Ахль аль-Коран, также присутствуют в Турции. [55] [56] В Турции идеи Корана стали особенно заметными: часть молодежи либо покинула ислам, либо обратилась в Коранизм. [57] В Турции существует значительная коранистская наука, и в крупных университетах есть даже профессора коранистской теологии, в том числе такие ученые, как Яшар Нури Озтюрк. [58] и Джанер Тасламан . [59] Некоторые полагают, что тайные коранисты есть даже в самом Диянете .
Турецкое . управление по делам религии (Диянет) регулярно критикует и оскорбляет коранистов, не признает их и называет кафирами (неверующими) [60]
См. также
[ редактировать ]- Христианство в Турции
- Религия в Турции
- Секуляризм в Турции
- Меньшинства в Турции
- Ислам по странам
- Турецкий Азан
Примечания
[ редактировать ]- ^ Они основаны на существующей информации о религии, записанной в национальном удостоверении личности каждого гражданина, автоматически передаваемой от родителей каждому новорожденному, и не обязательно представляют собой индивидуальный выбор. Более того, каждый, кто к моменту основания республики не был официально зарегистрирован как христианин или иудей, автоматически записывался в мусульманство, и этот ярлык передался новым поколениям. Поэтому в официальное число мусульман входят и люди без религии; перешел из ислама в другую религию, отличную от ислама; и все, кто исповедует другую религию, чем их родители, но не подали заявку на изменение своих личных данных.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Актас, Вахап (1 января 2014 г.). «Исламизация Анатолии и последствия устоявшегося суфизма (орденов)» . Антрополог . 17 (1): 147–155. дои : 10.1080/09720073.2014.11891424 . ISSN 0972-0073 . S2CID 55540974 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Нишанджи, Зубейир (21 марта 2023 г.). Айше Бетюль Айдын; Хатидже Нур Кескин (ред.). Вера и религиозность в Турции (PDF) . Университет Мармара . ISBN 978-1-64205-906-9 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 апреля 2023 года . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ «База данных WVS» .
- ^ Чичек, Невзат (26 марта 2023 г.). " Опубликовано исследование "Вера и религиозность в Турции": Мы стали религиозными или светскими?" [Опубликовано исследование «Вера и религиозность в Турции»: Мы стали религиозными или секуляризованными?] (на турецком языке). indyturk.com.
- ^ «Страна – Турция» . Проект Джошуа. Архивировано из оригинала 20 марта 2016 года . Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ «Опрос религии и убеждений от Optimar: 89 процентов верят в существование и единство Бога» . Т24 (на английском языке). Архивировано из оригинала 29 марта 2020 года . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Турция: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г.» . Госдепартамент США. Архивировано из оригинала 4 декабря 2019 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ «Шииты» . Архивировано из оригинала 10 января 2011 года . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Форум Пью по религиозной и общественной жизни» . pewforum.org . 9 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 26 декабря 2016 года . Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ «Сирийские раздоры подвергают испытанию турецких алавитов | Турция | Аль-Джазира» . Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Прохазка-Эйсль, Гизела. «Арабоязычные алавиты Чукурова: превращение лингвистического меньшинства в чисто религиозное» . Кристиана Булут: Языковые меньшинства в Турции и тюркоязычные меньшинства на периферии, Харрасовиц (Висбаден) Скоро . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ «Суфизм» . Всё о Турции. 20 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2008 г. Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ ОЗКОК, Эртугрул (21 мая 2019 г.). «Турция больше не является страной, в которой 99 процентов мусульман» . www.hurriyet.com.tr (на турецком языке). Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ «Опрос религии и убеждений от Optimar: 89 процентов верят в существование и единство Бога» . T24.com.tr. Архивировано из оригинала 29 марта 2020 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Григорян, Вартан. Ислам: мозаика, а не монолит , Brookings Institution Press, 2003, стр. 26–38. ISBN 0-8157-3283-X
- ^ Стрикленд, Кэрол (3 августа 2009 г.). «Мечеть модерн» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 19 ноября 2020 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Озтюрк, Ахмет Эрди (26 февраля 2019 г.). «Альтернативное прочтение религии и авторитаризма: новая логика между религией и государством в Новой Турции ПСР» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 19 : 79–98. дои : 10.1080/14683857.2019.1576370 . ISSN 1468-3857 . S2CID 159047564 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 ноября 2020 г. Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Президентство ТР по делам религии | Вера | Поклонение | Молитва | Мораль» . Архивировано из оригинала 25 октября 2015 года . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Ахмет Эрди Озтюрк (2016). «Турецкий Диянет под властью ПСР: от защитника к навязыванию государственной идеологии?» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 16 (4): 619–635. дои : 10.1080/14683857.2016.1233663 . S2CID 151448076 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 мая 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Правительство Турции вернет имущество, конфискованное у религиозных меньшинств» . Крест . 29 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2017 года . Получено 23 февраля 2017 г. - через www.la-croix.com.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ТР100» . interaktif.konda.com.tr . Архивировано из оригинала 25 июня 2022 года . Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ СЗ, 1615 Л. Стрит; Люкс 800Вашингтон; Справки, округ Колумбия 20036США202-419-4300 | Главная202-857-8562 | Факс202-419-4372 | СМИ (7 октября 2009 г.). «Картирование мирового мусульманского населения» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . Архивировано из оригинала 14 июня 2022 года . Проверено 17 августа 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Türki̇ye Büyük Mi̇llet Mecli̇si̇» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2014 года . Проверено 8 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Cahiers de L’obtic» (PDF) . Междисциплинарная исследовательская обсерватория современной Турции. Декабрь 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2013 г. . Проверено 8 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Не признан качестве исламского фикхского мазхаба Амманским посланием в .
- ^ Перейти обратно: а б «Президент Фонда Джем Иззеттин Доган: Человек, за которого голосовал Алевис, - это Мустафа Кемаль Ататюрк | Независимый турок» . 15 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Картирование мирового мусульманского населения» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 7 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2022 г. Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мир алевитов: проблемы культуры и идентичности, Глория Л. Кларк
- ^ Перейти обратно: а б с д Лиза Деёрль-Монмайор (2010). «Немусульманские меньшинства в Турции: «в некоторых отчетах НПО говорится о логике истощения», - отмечает Жан-Поль Бурди» . дои : 10.58079/smk9 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2017 года . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ Бакке-Граммон, Жан-Луи (1979). «Записки и документы об османах, Сефевидах и Грузии, 1516-1521». Записные книжки русского и советского мира . 20 (2): 239–272. дои : 10.3406/cmr.1979.1359 .
- ^ «Блог Hautetfort: Ошибка 404» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ Спенсер, Ричард (3 апреля 2016 г.). «Кто такие алавиты?» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Архивировано из оригинала 10 октября 2022 года . Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ «ЦСИА» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 года . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Сёзери, Семиха; Озтюрк, Ахмет Эрди (сентябрь 2018 г.). «Диянет как инструмент внешней политики Турции: опыт Нидерландов и Болгарии» (PDF) . Политика и религия . 11 (3): 624–648. дои : 10.1017/S175504831700075X . ISSN 1755-0483 . S2CID 148657630 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 мая 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ТР100» . interaktif.konda.com.tr . Архивировано из оригинала 25 июня 2022 года . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Гирит, Селин (10 мая 2018 г.). «Потеря религии: молодые турки отвергают ислам» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Маклин, Джордж Ф. (1996). Нормативная этика и объективный разум . КРВП. ISBN 978-1-56518-022-2 . Архивировано из оригинала 24 августа 2021 года . Проверено 20 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Салафизм проникает в турецкий религиозный дискурс» . Институт Ближнего Востока . Архивировано из оригинала 11 сентября 2021 года . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ↑ Айдоган Ватандаш, «Может ли Турция стать следующим этапом ИГИЛ» , Today's Zaman. Архивировано 25 октября 2015 г. в Wayback Machine, 16 октября 2015 г.
- ^ Халверсон, Теология и вера в суннитском исламе , 2010 : 38–48.
- ^ Тол, Гонул (10 января 2019 г.). «Заявка Турции на религиозное лидерство» . Иностранные дела: Америка и мир . ISSN 0015-7120 . Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 года . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ «Мухаммед ибн Алийул Джиллли акида » «Маймуна ибн Сулеймана ибн Ахмада ат-Табарани фикх » (Сулейман Аффанди, Аль-Бакуратус Сулейманийя трири 14–15 - Нумили Касима Абула - , Бейрут , 1873.)
- ↑ Мухаммад ибн Алийул Джилли и Маймун ибн Абуль-Касимат-Табарани мюридами « были Аль -Хашиби » , основателя нусайритского тариката .
- ^ «Религии» . Всемирная книга фактов ЦРУ . Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 года . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ «Картирование мирового мусульманского населения» . Исследовательский центр Пью. 7 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ Сескир, Зеки (24 июня 2020 г.). « В Турции 40 миллионов курдов и 25 миллионов алевитов» или «Турция принадлежит туркам» » . Середина . Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Хальм, Хайнц (21 июля 2004 г.). Шиизм . Издательство Эдинбургского университета. п. 154 . ISBN 978-0-7486-1888-0 .
- ^ Яшар Нури Озтюрк , Ислам в Коране.
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2022 год: Турция (Türkiye)» . Государственный департамент США . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Турецкие шииты опасаются роста преступлений на почве ненависти – Аль-Монитор: Пульс Ближнего Востока» . www.al-monitor.com . 11 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 г. Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кассель, Мэтью. «Сирийские раздоры испытывают турецких алавитов» . Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ Сотлофф, Стивен (10 сентября 2012 г.). «Алавитские города, поддерживающие сирийского Асада — в Турции» . Время . Архивировано из оригинала 11 ноября 2018 года . Проверено 23 февраля 2017 г. - через world.time.com.
- ^ simitincilicia (30 сентября 2012 г.). «Выходные в Арсузе» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2017 года . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ Аиша Ю. Муса, Коранисты. Архивировано 19 июля 2013 г. на Wayback Machine , 19.org, дата обращения 6 июля 2013 г.
- ^ «Новости Турции – Последние новости из Турции» . Хюрриет Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 16 июля 2009 года . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Озтюрк: воображение Корана, характерное для современной эпохи . 2010, С. 24.
- ^ Мустафа Акьол, Ислам без крайностей: мусульманский довод в пользу свободы , WW Norton & Company, 2011, стр. 234
- ^ «Партнеры и аффилированные лица» . 19.орг. Архивировано из оригинала 12 июля 2013 года . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ Patheos.com: «Коран, хадисы или и то, и другое?» В чем различия коранистов и традиционного ислама.» [21.1.2020].
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Бейн, Амит. Османские улемы, Турецкая Республика: агенты перемен и хранители традиций (2011) Amazon.com
- Каракас, Джемаль (2007) «Турция. Ислам и лаицизм между интересами государства, политики и общества» . Институт исследования мира во Франкфурте (PRIF), Германия, PRIF-отчет № 78/2007.
- Смит, Томас В. (2005) «Между Аллахом и Ататюрком: либеральный ислам в Турции», Международный журнал по правам человека , Vol. 9, № 3., стр. 307–325.
- Явуз, М. Хакан. Исламская политическая идентичность в Турции (2003) Amazon.com
- Чопра, Р.М., Суфизм , 2016, Анурадха Пракашан, Нью-Дели. ISBN 978-93-85083-52-5 .
- Явуз, М. Хакан и Озтюрк, Ахмет Эрди (2019), «Турецкий секуляризм и ислам под властью Эрдогана» , Исследования Юго-Востока и Черного моря , Vol. 19, НЕТ. 1; https://doi.org/10.1080/14683857.2019.1580828