Jump to content

Турецкие ВВС

Турецкие ВВС
Турецкие ВВС
Эмблема ВВС Турции
Основан
    • 1 июня 1911 г.
    • (113 лет, 2 месяца)
    (как Османские авиационные эскадрильи )
  • 23 апреля 1920 г. (ВВС Турции) [1]
  • 31 января 1944 г. (Командование ВВС Турции, корпусной масштаб) [2]
  • 1 июля 1949 г. (Командование ВВС Турции, армейские масштабы) [3]
Страна Турция
Тип ВВС
Роль Воздушная война
Размер 50 000 действующего персонала
Часть Турецкие вооруженные силы
Штаб-квартира Чанкая , Анкара
Цвета
  •   Серый
  •   Белый
  •   Синий
Маршировать ВВС Турции Марш
Талисман(ы) Орел [а] [4]
Юбилеи 1 июня [5]
Помолвки Список конфликтов с участием Турции
Веб-сайт www .hvkk .цк .tr Отредактируйте это в Викиданных
Командиры
Главнокомандующий Президент Реджеп Тайип Эрдоган
Министр обороны Яшар Гюлер
Начальник Генерального штаба Генерал Метин Гюрак
Командующий ВВС Генерал Зия Джемаль Кадыоглу
Начальник штаба авиации Генерал-лейтенант Рафет Далкиран
Знаки отличия
Раундель
плавник вспышка
Флаг командования ВВС Турции
Значок авиатора
Самолет летал
Атака Акынджи , Аксунгур , Анка-С , Байрактар ​​ТБ2 , Байрактар ​​ТБ3
Бомбардировщик Ф-4Е
Электронный
война
АТР 72 , Б-737
боец Ф-16С/Д
Разведка Сова , Сторож , Цапля , IHA-X2 , Куропатка , Манцикерт , Чайка , Молния , ТБ1 , Журавль , Вестел Караэль
Тренер Ф-5Ф , Хюркуш , СФ-260 , Т-38 , КТ-1
Транспорт А400М , С-130 , С-160 , CH-47 , CN-235 , КС-135
Танкер Стратотанкер Boeing KC-135

Турецкие ВВС ( турецкий : Türk Hava Kuvvetleri ) или TuAF — это подразделение воздушной войны Турции Вооружённых Сил . Он ведет свое начало от 1 июня 1911 года, когда он был основан как авиационные эскадрильи Османской империей . [6] В его состав входили эскадрильи армейской авиации, основанные в 1911 году, и эскадрильи морской авиации, основанные в 1914 году, которые использовали гидросамолеты . Военно-воздушные силы как вид Вооружённых Сил Турции были основаны Великим Национальным Собранием Турции 23 апреля 1920 года. [1]

В 1998 году Вооруженные силы Турции объявили о программе модернизации стоимостью 160 миллиардов долларов США на двадцатилетний период по различным проектам. [7] при этом 45 миллиардов долларов выделено на капитальный ремонт ВВС Турции и включает ввод в эксплуатацию новых боевых самолетов (состоящих из многоцелевых истребителей-невидимок пятого поколения) и вертолетов (состоящих из тяжелых, ударных, средних и легких вертолетов общего назначения) . [8]

По состоянию на 2023 год По данным Международного института стратегических исследований , действующая численность ВВС Турции составляет 50 000 военнослужащих и имеет около 295 пилотируемых самолетов, 35 вертолетов и 52 беспилотных летательных аппарата . [9] : 143–144  По количеству самолетов это крупнейшие ВВС Европы. [9] : 51 

Первый в мире чернокожий пилот Ахмет Али Челиктен . [10] и первая в мире женщина-пилот-истребитель Сабиха Гёкчен . [11] и первая женщина-пилот, аккредитованная в НАТО , - Леман Алтынчекич , они служили в ВВС Турции. [12] [13]

Начальные этапы

[ редактировать ]
Турецкие летчики-истребители во время Балканских войн (1912 г.)
Турецкие летчики-истребители перед истребителем Halberstadt D.II 15-го истребительного батальона во время битвы при Галлиполи (1915 г.)

История османской военной авиации берет свое начало с 20 июня 1909 года. [14] [15] и 1 июля 1911 г. [16] В 1911 году бывший командующий Армией действия Махмуд Шевкет Паша добился отправки нескольких турецких офицеров во французскую авиационную школу Блерио . [16] : 74  В том же году было принято во внимание создание турецких ВВС. Во время итало-турецкой войны 1911 года османам пришлось признать свое невыгодное положение из-за отсутствия военно-воздушных сил. [16] : 74–75  Впоследствии османы наняли немецких и французских инженеров, которые помогли им создать военно-воздушные силы из дюжины самолетов. [16] : 75  Османские авиационные эскадрильи участвовали в Балканских войнах (1912–1913) и Первой мировой войне (1914–1918). [1] [17] Размер флота достиг своего апогея в декабре 1916 года, когда Османская авиационная эскадрилья имела в своем составе 90 действующих боевых самолетов. Некоторую раннюю помощь османским авиационным эскадрильям оказала Имперская немецкая летная группа (известная под этим названием до октября 1916 года), а будущий Центральных держав, одержавший 13 побед летный ас , Ханс-Иоахим Буддеке, летавший с турками в начале Первой мировой войны, является лишь одним из примеров. . [18] Генеральная инспекция ВВС ( Kuva-yı Havaiye Müfettiş-i Umumiliği ) К июлю 1918 года авиационные эскадрильи были реорганизованы в Генеральную инспекцию ВВС. [1]

После Мудросского перемирия и оккупации Османской империи союзниками Стамбуле пытались построить новые подразделения в в 1919 году некоторые турецкие авиаторы , Измире , Конье, Элязыге и Диярбакыре с использованием самолетов, оставшихся после Первой мировой войны, и пытались объединить полеты. персонал. [1] Во время турецкой войны за независимость турецкие пилоты присоединились к Конья авиабазе ( Konya Hava İstasyonu ). С образованием и его коллегами 23 апреля 1920 года в Анкаре Великого Национального Собрания (ПНС) Мустафой Кемалем и реорганизацией армии Отделение Военно-воздушных сил ( Кува-йы Хавайе Шубеси при Управлении было создано ). войны ( Harbiye Dairesi ) ПНС. [1] Несколько поврежденных самолетов ПНС были отремонтированы и впоследствии использованы в боях.

В июле 1922 года она была реорганизована в Инспекцию ВВС ( Kuva-yı Havaiye Inspectorship ) в Конье. [1] [19]

Инспекция ВВС

[ редактировать ]
Сабиха Гекчен стала первой в мире женщиной -пилотом-истребителем в 1937 году, стамбульский международный аэропорт имени Сабихи Гекчен. в ее честь назван

После образования Турецкой Республики 29 октября 1923 года были разработаны планы по формированию современных военно-воздушных сил. Первоначально состоявший из трех частей обычной и одной морской авиации, а также авиашколы, количество частей было увеличено до 10 частей обычной и трех частей морской авиации. [20] Начиная с 1924 года личный состав отправляли за границу для прохождения летного обучения. [20] была восстановлена ​​авиационная школа В 1925 году в Эскишехире , и в том же году ее выпустили первые ученики. [20] В том же году ВВС были задействованы для участия в кампании, направленной на подавление восстания шейха Саида . [21] В 1928 году Инспекция ВВС была реорганизована в Подсекретариат Министерства обороны, и были открыты новые школы для непилотного состава. [20] Некоторый персонал был отправлен для обучения в Великобританию и Францию; другие были отправлены в США и Италию в 1930 году. [20]

С 1932 года авиаполки считались отдельным родом войск и начали подготовку собственного личного состава. [20] Турецкие авиаторы носили синюю форму образца 1933 года. [20]

( Военно-воздушный колледж Hava Harp Akademisi ) был основан в 1937 году. [20]

Командование ВВС

[ редактировать ]

К 1940 году турецкие авиабригады имели на своем вооружении более 500 боевых самолетов, став крупнейшими военно-воздушными силами на Балканах и Ближнем Востоке. [20] Растущая численность авиабригад потребовала еще одного структурного изменения, которое было произведено в 1940 году. [20] В 1944 году Подсекретариат авиации при Министерстве национальной обороны по вопросам тыла и Генеральный штаб по вопросам образования были объединены в Командование ВВС ( Hava Kuvvetleri Komutanlığı ). [20] Таким образом, ВВС стали отдельным родом ВС Турции. [22] Первым командующим ВВС Турции был генерал Зеки Доган. [22] Турция не вступала во Вторую мировую войну на стороне союзников до февраля 1945 года. Однако турецкие вооруженные силы были в полной боевой готовности и были готовы к войне после заключения военного союза между соседней Болгарией и державами оси , который был официально оформлен в марте 1941 года. и оккупация соседней Греции державами оси в апреле 1941 года. В течение года границы Турции были окружены немецкими войсками на северо-западе и западе и итальянскими войсками на юго-западе. Турецкие ВВС совершали ежедневные разведывательные полеты над Болгарией, Грецией, греческими островами в Эгейском море и островами Додеканес , которые тогда принадлежали Италии, для наблюдения за позициями сил Оси. Крупные города западной Турции по ночам были затемнены, а для защиты от самолетов возможного противника были развернуты зенитные орудия и прожекторы. Почти все имеющиеся деньги в государственной казне Турции были использованы для закупки нового оружия у любого доступного поставщика в мире. За этот период ВВС Турции получили большое количество новых самолетов, в том числе Supermarine Spitfire Mk.I/V/IX/XIX, Curtiss Falcon CW-22R/B , Fairey Battle -I, Avro Anson -I, Hawker Hurricane I/II, Morane-Saulnier MS406 , Curtiss P-40 Tomahawk , Curtiss P- 40 Kittyhawk, Westland Lysander -I, Consolidated B-24D Liberator B-24 , Bristol Blenheim IV/V, Bristol Beaufort , Bristol Beaufighter Mk.I/X, Focke-Wulf Fw 190 -A3, Martin 187 Baltimore , De Havilland DH. 98 Mosquito Mk.III/IV, Douglas B-26B/C Invader , P-47D Thunderbolt и Douglas C-47A/B Dakota .

авиамехаников была реорганизована в Школу технического обслуживания самолетов. Школа 2 января 1950 года [23] объединить школы, отвечающие за подготовку непилотного состава ВВС. [22] В 1950 году также было решено обновить парк ВВС за счет реактивных самолетов. [22] Восемь пилотов были отправлены в США для обучения пилотов реактивных самолетов. [22] Они закончили обучение в 1951 году и начали подготовку пилотов реактивных самолетов в ВВС Турции. [22] В том же году в Балыкесире был основан 9-й истребительный авиаполк (9'uncu Ana Jet Üssü) как первый истребительный авиаполк Турции; Первыми были сформированы 191-я, 192-я и 193-я эскадрильи. [22] Затем последовало дальнейшее обучение в Соединенных Штатах, обычно с участием производителей самолетов. В 1951 году была создана Академия ВВС , объединившая несколько авиационных школ в Эскишехире , и ее первый учебный год начался 1 октября 1951 года. [24] В 1956 году было основано Hava Eğitim Kolordu Komutanlığı (Командование авиационно-учебного корпуса), и все образование было объединено под этим командованием. В 1957 году командование было переименовано в Hava Eğitim Komutanlığı (Командование воздушного образования). [22]

Турецкие десантники прыгают с военно-транспортных самолетов ( С-130 ) во время воздушно-десантной операции у берегов Кирении в начальной части Кипрской операции (20 июля 1974 г.)

После вступления Турции в НАТО в 1952 году процесс модернизации ускорился. [22] В 1962 году была основана Taktik Hava Kuvveti (Тактические военно-воздушные силы) путем модернизации подразделений Hava Tümeni (Авиационная дивизия) до организаций корпусного уровня.

В 1974 году ВВС были задействованы во время турецкого вторжения на Кипр . [22] С поступлением первой партии из 40 третьего поколения F-4E Phantom II, заказанных в 1972 году и приобретенных в период с 1974 по 1978 год, истребителей [25] ВВС были реорганизованы. [22] Далее последовал второй заказ в 1978 г. еще одной партии из 40 единиц (32 F-4E и 8 RF-4E, поставки начались в 1980 г.). [25] Еще одна партия из еще 70 F-4E была приобретена в период с 1981 по 1987 год. [25] и еще 40 F-4E были приобретены в период с 1991 по 1992 год, [25] а также еще 46 самолетов-разведчиков RF-4E. [25] Всего ВВС Турции получили 236 самолетов F-4 Phantom II (182 F-4E и 54 RF-4E). [25] В 1997 году компания IAI была выбрана для модернизации 54 турецких истребителей F-4E до стандарта F-4E Terminator 2020 . [26] Модернизированные самолеты были поставлены в период с 1999 по 2003 год; из них 26 самолетов были модернизированы в Израиле, а остальные 28 - в Турции. [26]

В 1983 году Турция заказала четвертого поколения F-16 Fighting Falcon и начала их получать в 1987 году. истребители [27] Всего на вооружение ВВС Турции поступило 270 самолетов F-16C/D , все модели Block 30/40/50. [27] Турция является одной из пяти стран, производящих истребители F-16. [27]

В 1995 году ВВС Турции приняли участие в НАТО операции «Делиберейт Форс» .

Турция предоставила 18 F-16 для кампании НАТО против Сербии во время операции Allied Force в 1999 году. Из них 11 F-16 производства TAI были размещены на базе НАТО в Авиано , Италия, а остальные 7 базировались в Анкаре , Турция. . Все они были оснащены бомбами с лазерным наведением и LANTIRN системой ночного видения . Турецкие самолеты ранее патрулировали воздушное пространство Балкан, обеспечивая защиту атакующих самолетов. Во время этой воздушной кампании союзников построенные TAI F-16 установили мировой рекорд CAP , патрулируя в течение 9 часов 22 минуты над балканским театром военных действий. Обычно миссии CAP длятся от 3 до 4 часов.

Турция участвовала в миротворческой миссии ООН в Боснии и Герцеговине , задействовав две эскадрильи (одну в истребительном авиаполке «Геди» , а после 2000 года — одну в истребительном авиаполке «Авиано» ). [22] Они вернулись в Турцию в 2001 году.

В 2006 году 4 турецких истребителя F-16 были задействованы в операции НАТО по воздушной полиции в странах Балтии .

В декабре 2007 года ВВС Турции инициировали операцию «Северный Ирак», которая продолжалась до конца февраля 2008 года и в конечном итоге стала частью операции «Сан» . На начальном этапе этой операции, 16 декабря 2007 года, ТуАФ применили AGM-65 Maverick и AGM-142 Popeye/Have Nap впервые во время ночной бомбардировки.

В августе 2011 года ВВС Турции совершили несколько воздушных налетов на РПК в Ираке , поразив 132 цели за шесть дней. В 2013 году ВВС Турции начали наносить удары по объектам ИГИЛ в Сирии и Ираке. В июле 2015 года в ходе операции «Мученик Ялчин» турецкие ВВС нанесли авиаудары по объектам ИГИЛ и РПК в Сирии и Ираке.

22 июня 2012 года во время гражданской войны в Сирии турецкий RF-4E Phantom II разведывательный самолет был сбит сирийской ракетой класса «земля-воздух» и упал в Средиземное море; и пилот, и штурман погибли. [28] [29] 23 марта 2014 г. турецкий F-16 сбил сирийский МиГ-23 недалеко от границы Турции и Сирии; Сообщается, что сирийский пилот благополучно катапультировался из самолета. [30] [31] 24 ноября 2015 года турецкий F-16 сбил российский ударный самолет Су-24 , который, по мнению турецких властей, нарушил воздушное пространство Турции, пересек турецко-сирийскую границу. Правительство России оспорило эти утверждения, заявив, что самолет никогда не входил в воздушное пространство Турции. [32] [33] Пилот и штурман катапультировались из самолета; Штурман был спасен, но пилот был застрелен наземным огнем сирийских повстанцев при спуске на парашюте. [34] Инцидент спровоцировал кризис в отношениях Турции с Россией, которые были восстановлены в 2016 году , когда президент Турции Эрдоган выразил сожаление и соболезнования президенту России Путину. [35]

Другие важные авиаудары ВВС Турции за последние годы включают операцию «Щит Евфрата» (2016–2017 гг.), операцию «Оливковая ветвь» (2018–2019 гг.), операцию «Источник мира» (2019 г.), турецкую интервенцию в Ливию (2020 г.), операцию «Весенний щит» ( 2020 г.) и Операция «Коготь меч» (2022 г.).

Турецкие ВВС и НАТО

[ редактировать ]

ВВС Турции предоставляют личный состав и авиацию в командные центры и авиабазы ​​НАТО , а также активно участвуют в учениях альянса в Европе и Северной Америке.

Штаб Командования авиационных компонентов НАТО Южной Европе ( ранее называвшийся AIRSOUTH и первоначально штаб-квартира которого находился в , Италия) был создан в Измире , Турция, 11 августа 2004 года в . Неаполе Воздушное командование (AIRCOM) на авиабазе Рамштайн в Германии стало единственным командованием авиационных компонентов союзников НАТО. [36]

Турция является одним из пяти государств-членов НАТО, которые участвуют в политике совместного использования ядерного оружия альянса, наряду с Бельгией, Германией , Италией и Нидерландами . [37] Всего 90 ядерных бомб B61 размещено на авиабазе Инджирлик , 40 из которых выделены для использования ВВС Турции в случае ядерного конфликта, но для их использования требуется одобрение НАТО. [38]

Оборудование

[ редактировать ]

Истребительная и разведывательная авиация

[ редактировать ]
F-16C Формирование компании SoloTurk
Turkish Stars компании Самолет NF-5A проводит демонстрацию на авиабазе Кечкемет , Венгрия (2010 г.)

В 1984 году была создана компания Turkish Aerospace Industries (TAI), и Турция начала производить истребители на местном уровне по лицензии, в том числе в общей сложности 232 самолета F-16 Fighting Falcon (Block 30/40/50) для ВВС Турции. Это делает ее одной из пяти стран в мире, производящих реактивные истребители четвертого поколения. [39] Ранее ВВС получили 8 F-16, которые были закуплены непосредственно у США, в результате чего общее количество F-16, полученных ВВС, достигло 245. [39] В 2007 году TAI построила 30 самолетов F-16 Block 50+ для ВВС. [40] [41] и применила программу модернизации CCIP к 117 своим самолетам Block 40 и 50 F-16, доведя их до конфигурации Block 50+. [42] [43]

Десятки построенных TAI F-16 также были экспортированы в другие страны, особенно на Ближний Восток. В общей сложности 46 построенных TAI F-16 были экспортированы ВВС Египта в рамках программы Peace Vector IV (1993–1995), что сделало их вторым по величине заказчиком F-16 TAI после ВВС Турции. [44]

Турция была страной-членом, ответственной за производство основных частей корпуса в F-35. консорциуме

11 июля 2002 г. Турция стала партнером 3-го уровня программы разработки F-35 Joint Strike Fighter (JSF), а 25 января 2007 г. Турция официально присоединилась к этапу производства программы JSF, согласившись приобрести в общей сложности 116 F-35 Lightning II самолетов (100 F-35A CTOL для ВВС Турции и 16 F-35B STOVL для ВМС Турции ). [45]

Турция разместила первоначальный заказ на 30 F-35 Lightning II . [46] шесть из них завершены по состоянию на 2019 год [46] и еще два были на конвейере в 2020 году. [47] [48] Первые четыре F-35A были доставлены на базу ВВС Люк в период с 21 июня 2018 года по 5 апреля 2019 года для обучения турецких пилотов. [49] [50]

Истребитель F-16C , составляющий основу арсенала TAF, во время учений НАТО . База ВВС Неллис , Невада (2016 г.)

17 июля 2019 года Сенат США принял законопроект о расходах на оборону, который запрещает ВВС Турции приобретать истребители-невидимки F-35 из-за приобретения страной ракетной системы С-400 у России . [51] По состоянию на 2023 год США не возместили платеж Турции в размере 1,4 миллиарда долларов за покупку истребителей F-35A и вместо этого предложили поддержать продажу истребителей Block 70 F-16 и программу модернизации парка F-16. Турецкие ВВС. [52]

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ)

[ редактировать ]
Boeing 737 AEW&C Peace Eagle (код 13–001) ВВС Турции в Сиэтле , Вашингтон , США

Всего Boeing 737 AEW&C Peace Eagle ( Barış Kartalı ВВС Турции заказали четыре самолета ) (вместе с системами наземного обеспечения) с возможностью приобретения еще двух самолетов. TAI является основным субподрядчиком по производству деталей, модификации, сборке и испытаниям самолетов Peace Eagle. Другой субподрядчик, HAVELSAN , отвечает за системный анализ и поддержку программного обеспечения. [53]

Контракт с Boeing, подписанный 23 июля 2003 года, оценивался в 1,385 миллиарда долларов США, но позже эта сумма была снижена на 59 миллионов долларов США, поскольку некоторые требования не были выполнены. Первоначальный взнос компании Boeing составил 637 миллионов долларов США. Проект включает поставку планеров 737-700, наземных радаров и систем управления, сегментов наземного управления для обучения экипажей, поддержки миссий и технического обслуживания. [54]

Peace Eagle 1 был модифицирован и испытан компанией Boeing Integrated Defense Systems в Сиэтле, штат Вашингтон, США. Peace Eagle 2, 3 и 4 были модифицированы и испытаны на мощностях TAI в Анкаре (Турция) при участии Boeing и ряда турецких компаний. [55] По состоянию на середину 2007 года интеграция систем продолжалась, и работы по сертификации летной годности продолжались. В сентябре 2007 года компания Boeing завершила первый испытательный полет турецкого самолета AEW&C 737. [56]

4 июня 2008 года было объявлено, что компания Turkish Aerospace Industries завершила первую внутри страны модификацию Boeing 737-700 в бортовую платформу раннего предупреждения и управления (AEW&C) для турецкой программы Peace Eagle. [57]

Первый самолет Peace Eagle, получивший название «Кузей» (что означает «Север»), был официально принят на вооружение ВВС Турции 21 февраля 2014 года. [58] Остальные три самолета будут называться «Гюней» (Юг), «Догу» (Восток) и «Баты» (Запад). [59]

Шестилетняя задержка стала результатом того, что у Boeing возникли трудности при разработке некоторых функций, необходимых ВВС Турции. Турция потребовала от Boeing компенсации в размере 183 миллионов долларов США за задержку. Уплату штрафа просят в виде увеличения периода поддержки при запуске с первоначально запланированных двух лет до пяти лет, а также трех лет обслуживания программного обеспечения и примерно 32 миллионов долларов США на запасные части. [54]

Самолет-заправщик в воздухе

[ редактировать ]
Стратотанкер Boeing KC-135R (код 57–2609) ВВС Турции на выставке Royal International Air Tattoo 2019 , RAF Fairford , Англия

В 1994 году ВВС Турции подписали соглашение об аренде двух и покупке семи Boeing KC-135R Stratotanker . самолетов-заправщиков [60] После прибытия всех семи закупленных самолетов два арендованных KC-135R были возвращены в США. [60]

Все семь самолетов Stratotanker KC-135R ВВС Турции получили модернизацию Pacer CRAG (компас, радар и GPS).

Самолеты-заправщики KC-135R-CRAG Stratotanker ВВС Турции эксплуатируются 101-й эскадрильей, дислоцированной на авиабазе Инджирлик . [60]

Военно-транспортный самолет

[ редактировать ]
Airbus A400M Atlas (код 16–0055) ВВС Турции подруливает по прибытии в RAF Mildenhall , Англия

Турция является страной-партнером в программе производства Airbus A400M Atlas .

ВВС Турции заказали в общей сложности десять самолетов A400M Atlas. [61] Первые два А400М Атлас были поставлены ВВС Турции в 2014 году. [62] Все поставки A400M Atlas ВВС Турции были завершены к 2018 году. [63]

TAI производит несколько компонентов A400M Atlas, включая среднюю переднюю часть фюзеляжа, двери аварийного выхода, верхние панели задней части фюзеляжа, задние верхние аварийные двери, элероны и спойлеры; которые отправляются на завод Airbus Military в Испании для сборки. [64]

ВВС Турции также используют военно-транспортные самолеты C-130 Hercules , C-160 Transall и CASA CN-235 .

В число транспортных вертолетов, используемых Вооруженными силами Турции, входят Boeing CH-47 Chinook , Sikorsky S-70 Black Hawk и Eurocopter AS532 Cougar .

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)

[ редактировать ]
Bayraktar Akıncı HALE БПЛА может быть развернут с SOM крылатой ракетой

По состоянию на 2023 год ВВС Турции эксплуатируют HALE БПЛА , такие как Baykar Akıncı , и БПЛА MALE , такие как TAI Aksungur , TAI Anka и IAI Heron . БПЛА Baykar Kızılelma с реактивным двигателем разработан для ВВС Турции и ВМС Турции ; его первый полет успешно завершился 14 декабря 2022 года. [65] Не имея возможности закупить вооруженную версию Predator БПЛА в США, Турция оснастила эти дроны отечественными боеприпасами серии MAM , а БПЛА Baykar Akıncı HALE также может быть вооружен крылатой SOM ракетой . [66]

Взлетно-посадочные испытания TAI Anka-3 , реактивного » « летающее крыло типа БПЛА с технологией малозаметности , начались в апреле 2023 года. [67] Его первый полет успешно завершился 28 декабря 2023 года. [68]

Спутники

[ редактировать ]
Модель Göktürk-2 на выставке IDEF 2015

По состоянию на 2024 год в составе ВВС Турции находятся спутники военной разведки Göktürk-2 (на орбите с 2012 года), Göktürk-1 (с 2016 года) и Türksat 5A (с 2021 года), а также Göktürk-3. планируется запуск и размещение на орбиту в 2025 году. [69] Göktürk-2 — разведывательный спутник с разрешением 2 метра для использования Национальной разведывательной организацией , запущенный в 2012 году. Göktürk-1 — разведывательный спутник с разрешением 0,8 метра для использования Вооруженными силами Турции , запущенный в 2016 году. Некоторые электрооптические части, которые были необходимые для спутника Göktürk-1 (разрешение 0,8 м) выходили за рамки технологических ноу-хау TAI, поэтому был поиск иностранного партнера. Официальными претендентами на проект выступили EADS Astrium (Великобритания), OHB-System (Германия) и Telespazio (Италия); [70] и контракт выиграла итальянская компания Telespazio. [71]

Göktürk-2 был запущен с космодрома Цзюцюань 4 / SLS-2 в Китае с помощью Long March 2D космической ракеты-носителя в 16:12:52 UTC 18 декабря 2012 года. Он был выведен на низкую околоземную орбиту высотой 686 км ( 426 миль) в 16:26 UTC. Первый сигнал от Göktürk-2 был получен в 17:39 UTC спутниковой станцией Тромсё , северная Норвегия .

Göktürk-1 был запущен позже, после многочисленных задержек из-за политических и деловых споров, в 13:51:44 UTC 5 декабря 2016 года из Гвианского космического центра на рейсе VV08 Европейского космического агентства ракеты Vega .

В 2013 году Турция одобрила строительство Roketsan своего первого центра запуска спутников, первоначально для низкоорбитальных спутников. [72]

В 2015 году Турция и Украина подписали соглашение о сотрудничестве в космической программе на миллиарды долларов. [73]

Türksat 5A был запущен 8 января 2021 года в 02:15:00 UTC с мыса Канаверал (CCSFS), SLC-40 . Это значительно расширило диапазон операций дронов с запада Европы на восток Казахстана , обеспечив большую устойчивость к помехам, блокировке и прослушиванию телефонных разговоров; прямая трансляция целей в высоком разрешении и управление сбросом боеприпасов. [74] [75]

Формирование и структура

[ редактировать ]

В течение длительного периода боевые части ВВС Турции были организованы в 1-ю воздушную армию (развернутую в западной части страны и штаб-квартиру в Эскишехире ) и 2-ю воздушную армию (развернутую в восточной части страны со штабом в Эскишехире). в Диярбакыре ). 5 августа 2014 года они были объединены в недавно сформированное Командование боевых ВВС и ПВО со штаб-квартирой в Эскишехире. [76] В связи с причастностью к попытке государственного переворота 15 июля 2016 года командование 4-й главной реактивной авиабазы ​​под Анкарой было расформировано, а ее F-16 рассредоточены по другим базам.

Штаб командования ВВС ( штаб командования ВВС ) (Анкара)

[ редактировать ]
  • Командование боевых ВВС и ПВО Эскишехир ( )
    • Командование главной реактивной базы ( 1-й Эскишехир )
      • 111-я эскадрилья «Пантера» ( 111. Filo «Panter» ) — F-4E 2020T Terminator (последний действующий отряд F-4)
      • 112-я эскадрилья «Дьявол» ( 112. Filo «Şeytan» ) (временно расформирована в ожидании F-35А) [77] )
      • 113-я эскадрилья «Газель» ( 113. Filo «Ceylan» ) — F-16C/D Block 30/50 Fighting Falcon [78] [79] [80] ( СНАЙПЕР Специализированные разведывательные капсулы и DB.110. Бывшая 113-я эскадрилья «Легкая» ( «Ишик» ), летавшая на RF-4E, была расформирована в 2014 году. [81] но расформирование 4-й главной реактивной базы в Анкаре-Акынджи привело к перемещению и переименованию ее 142-й разведывательной эскадрильи «Газель» ( 142. Filo Ceylan ) в Эскишехир. [82] )
      • 401-я испытательная эскадрилья ( 401. Test Filosu ) — F-16C/D Block 30/40, F-4E 2020 (эскадрилья по испытаниям и оценке вооружения, взяла на себя эту роль от 132-й эскадрильи). [83] )
      • 201-я эскадрилья связи и поисково-спасательных операций «Атака» ( 201. İrtibat ve Arama-Kurtarma Filosu «Atak» ) — CN-235M-100, AS-532UL Mk.1
    • 3-й главной реактивной базы Командование ( Конья )
      • 131-я эскадрилья «Дракон» ( 131. Filo «Ejder» ) — B-737-7ES AEW&C (эскадрилья ДРЛО)
      • 132-я эскадрилья «Кинжал» ( 132. Filo «Hançer» ) — F-16C/D Block 50 Fighting Falcon (в 2014 году подразделение обозначено как эскадрилья подготовки по вооружению и тактике. [84] Однако после реструктуризации подразделений ТуАФ в 2016 году ситуация, возможно, изменилась, как сообщило турецкое информационное агентство DHA, что 12 F-16 эскадрильи участвовали в бомбардировках Северной Сирии в рамках операции «Оливковая ветвь» в январе 2018 года. [85] )
      • 133-я пилотажная эскадрилья « Турецкие звезды » ( 133. Akrotim Filo «Türk Yıldızları» ) — NF-5A/B 2000 Freedom Fighter
      • 135-я связная и поисково-спасательная эскадрилья « Огонь» - AS-532UL Mk.1+
    • Командование 5-й главной реактивной базы ( Мерзифон )
      • 151-я эскадрилья «Бронза» ( 151. Фило «Тунч» ) [78] [86] [87] [88] - F-16C/D Block 40/50 Fighting Falcon ( специализированный HARM )
      • 152-я эскадрилья « Рейдер » ( 152. Filo «Akıncı» ) — F-16C/D Block 40 Fighting Falcon [89] (переведен на авиабазу Инджирлик, чтобы освободить помещения в Мерзифоне для передислокации 143-й эскадрильи 4-й главной реактивной базы из Анкары-Акынджи, но остался в составе командования 5-й главной реактивной базы)
      • 153-я эскадрилья «Праотец» ( 153. Filo «Öncel» ) - F-16C/D Block 30/40 Fighting Falcon (F-16 OCU, бывшая 143-я эскадрилья 4-й главной реактивной базы (в Анкаре-Акынджи) в роли OCU, переехал в Мерзифон и переименован в 153-й.)
      • 5-я главная реактивная база командования поисково-спасательного отряда "Ангел" ( 5-я главная реактивная база командования поисково-спасательного отряда "Ангел" ) - AS-532UL Mk.1+
    • 6-й главной реактивной базы Командование ( Бандырма )
      • 161-я эскадрилья «Летучая мышь» ( 161. Filo «Yarasa» ) — F-16C/D Block 40/50+ Fighting Falcon ( LANTIRN — специализированные)
      • 162-я эскадрилья «Гарпун» ( 162. Filo «Zıpkın» ) — F-16C/D Block 40 Fighting Falcon
      • 6-я поисково-спасательная группа командования главной реактивной базы ( 6-я поисково-спасательная группа командования главной реактивной базы ) - AS-532UL Mk.1+
    • 7-й главной реактивной базы Командование ( Малатья - Эрхач ) [90]
      • 171-я эскадрилья «Корсар» ( 171. Filo «Корсан» ) (временно расформирована, для переоборудования в F-35А)
      • 172-я эскадрилья «Ястреб» ( 172. Filo «Shahin» ) (временно расформирована, для переоборудования в F-35A)
      • 173-я эскадрилья «Рассвет» ( 173. Filo «Şafak» ) (разведывательная эскадрилья, RF-4E/TM(G) выведена из эксплуатации, для эксплуатации вооруженных БПЛА TAI Anka)
      • 7-я главная реактивная база командования САР звена « Бурак » ( 7-я главная реактивная база командования поисково-спасательного отряда «Бурак» ) - AS-532UL Mk.1+
    • 8-й группы главной реактивной базы Командование ( Диярбакыр )
      • 181-я эскадрилья «Леопард» ( 181. Filo «Pars» ) — F-16C/D Block 40TM/Block 50+ Fighting Falcon ( LANTIRN — специализированные)
      • 182-я эскадрилья « Аксипитер » ( 182. Filo «Атмака» ) — F-16C/D Block 40 Fighting Falcon
      • 202-я связная и поисково-спасательная эскадрилья «Восток» ( 202-я связная и поисково-спасательная эскадрилья «Восток» ) — CN-235М-100, AS-532UL Mk.1+
    • Командование 9-й главной реактивной базы ( Балыкесир )
      • 191-я эскадрилья «Кобра» ( 191. Filo «Kobra» ) — F-16C/D Block 50 Fighting Falcon
      • 192-я эскадрилья «Тигр» ( 192. Filo «Kaplan» ) — F-16C/D Block 50+ Fighting Falcon [91]
      • Полет поисково-спасательной службы 9-й главной реактивной базы ( 9-я поисково-спасательная группа командования главной реактивной базы ) - AS-532UL Cougar Mk.1+
    • 10-й танковой базы Командование ( Инджирлик )
      • 101-я танковая эскадрилья « Асена » ( 101. Tanker Filosu «Asena» ) — KC-135R Stratotanker
    • 14- БПЛА я базовая команда ( Бэтмен )
      • ТАЙ Анка, ИАИ Цапля, Караэль, Гарпия, I-GNAT ER
    • ПВО Командование
    • 13 аэродромных командований ( резервные авиабазы ) ( Акхисар , Анталья , Батман , Даламан , Эрзурум , Афьон , Чорлу , Муш , Агры , Сивас , Сиврихисар , Ван , Ялова )
  • воздушной ( подготовки Командование Измир )
    • Командование 2-й главной реактивной базы ( Чигли - Измир )
      • 121-я эскадрилья «Пчела» ( 121. Filo «Arı» ) — Т-38А «Коготь» (повышенная летная подготовка)
      • 122-я эскадрилья «Скорпион» ( 122. Фило «Акреп» ) — КТ-1Т (базовая летная подготовка)
      • 123-я эскадрилья «Чик» ( 123. Фило «Палаз» ) — SF-260D ((начальная летная подготовка)
      • 124-я эскадрилья «Пионер» ( 124. Filo «Öncü» ) (заимствует самолеты у других эскадрилий) (инструкторская подготовка, стандартизация и инструментальная летная подготовка)
      • 125-я эскадрилья «Пантера» ( 125. Filo «Panter» ) — CN-235M-100, UH-1H Iroquois (транспортно-учебный вертолет)
    • Эскадрилья связи командования воздушной подготовки ( Измир - Аднан аэропорт Мендерес )
      • 203-я САР эскадрилья « Эгейский » ( 203. Арама Куртарма Филосу «Эге» ) — CN-235М-100
    • Школа воздушной войны ( , академия ВВС Ешилькёй Стамбул )
      • Учебный корпус
        • Полет Воробья ( Serçe Kol ) - Т-41Д Мескалеро
      • Поисково-спасательный рейс ( Арама-Куртарма Колу ) - UH-1H Iroquois
      • Ялова Планерный лагерь ( Планерный лагерь Ялова ) — СЗД-50-3
    • Командование технических школ ВВС ( Газиемир авиабаза , Измир)
    • Командование школ унтер-офицеров ВВС ( авиабаза Газиемир)
    • бригады базовой подготовки ВВС Командование ( Кютахья )
  • Воздушное ( командование ) Этимесгут - Анкара логистическое
    • 11-я главная база воздушного транспорта ( Этимесгут-Анкара)
      • 211-я эскадрилья «Путешественник» ( 211.Фило «Гезгин» ) — различные варианты CN-235, включая ELINT , EW , MedEvac и VIP.
      • 212-я специальная эскадрилья «Орел» ( 212. Özel Filo «Doğan» ) — А330, А319, Ce. 550/ Ce.560, Ce.650, G.IV-SP - правительственный и высший командный исполнительный флот
    • воздушного транспорта 12-я главная база ( Эркилет - Кайсери )
      • 221-я эскадрилья «Бриз» ( 221. Фило «Эсен» ) — А-400М, С-160Д)
      • 222-я эскадрилья «Пламя» ( 222.Фило «Алев» ) — С-130Б/Е)
    • снабжения и технического обслуживания воздуха 1-й командный центр (Эскишехир)
    • 2-го центра снабжения и технического обслуживания воздуха Командование (Кайсери)
    • 3-го центра снабжения и технического обслуживания воздуха Командование (Анкара)
    • Военное командование управления воздушным движением ( Командование по транзиту авиационных материалов ) ( Стамбул )
    • Командование музея авиации ( Музей ВВС ) (Стамбул)

Географическое расположение

[ редактировать ]
Базы ВВС Турции 2024 г.
Базы истребителей: F-16C/D Сокол F-16C/D Falcon / F-4E 2020T Терминатор Беспилотные летательные аппараты
Учебные базы: F-16C/D Сокол Т-38М Коготь
Другие базы: Ракетные базы Другие летающие единицы
Воздушное наблюдение: РЛС Центр управления и контроля

Эскадрильи

[ редактировать ]

Вышеуказанные команды состоят из: [96]

Знаки отличия

[ редактировать ]
Коды НАТО ОФ-10 ОФ-9 ОФ-8 ОФ-7 ОФ-6 ОФ-5 ОФ-4 ОФ-3 ОФ-2 ОФ-1 ОФ(Д) Студент-офицер
 Турецкие ВВС [97]
Различный
[б]
Маршал начальник генерального штаба Оргенерал Генерал-лейтенант генерал-майор Бригадир Полковник Подполковник Главный Капитан Первый лейтенант Лейтенант мичман кадет
Коды НАТО ОР-9 ОР-8 ОР-7 ОР-6 ОР-5 ОР-4 ОР-3 ОР-2 ОР-1
 Турецкие ВВС [97]
Никаких знаков
старшина старший сержант старшина сержант-майор старшина старший сержант старшина первый сержант старшина старший сержант старшина старшина сержант старший сержант Сержант капрал-специалист Капрал Является
  • OF3, OF2 и OR2 переводятся как «Глава 1000», «Глава 100» и «Глава 10» соответственно.

Аэробус А330 МРТТ

[ редактировать ]

С 2021 года планируется заменить существующие KC-135R Stratotanker самолеты-заправщики на Airbus A330 MRTT . [98]

Еврофайтер Тайфун

[ редактировать ]

В ноябре 2023 года Турция объявила о планах приобрести 40 истребителей Eurofighter Typhoon у Великобритании . Продажу одобрили все партнеры , кроме Германии, из-за разногласий между Анкарой и Берлином по ряду политических вопросов. [99] В феврале 2024 года в сообщениях СМИ указывалось, что интерес Турции к закупкам «Тайфунов» сохраняется, несмотря на прогресс в закупке 40 новых F-16V . [100]

Проект МОЙ

[ редактировать ]
Bayraktar Kızılelma — БПЛА с реактивным двигателем, разработанный для ВВС и ВМС Турции . [101]

Bayraktar Kızılelma Истребитель и ударный беспилотник TAI Anka-3 типа «летающее крыло» — это два малозаметных БПЛА с реактивным двигателем, разработанные в рамках проекта MIUS.

Байрактар ​​Кызылельма совершил свой первый полет 14 декабря 2022 года. [102] а TAI Anka-3 совершил свой первый полет 28 декабря 2023 года. [103]

ТАЙ Хюркуш

TAI Hürkuş совершил свой первый полет 29 августа 2013 года.

Усовершенствованный базовый учебно-тренировочный самолет, новая модель самолета Hürkuş 2, разработанная на основе предыдущего варианта B, как ожидается, поступит на вооружение после 2025 года. Было заказано 55 самолетов. [104]

ИЛИ Хюрджет

[ редактировать ]
TAI Hürjet совершил свой первый полет в 2023 году.

Усовершенствованный учебно-тренировочный самолет TAI Hürjet находится в стадии разработки, и к 2025 году планируется начать замену Т-38 Talon и CF5 . [105] Прототип совершил свой первый полет 25 апреля 2023 года. [106]

ИЛИ ТФ Каан

[ редактировать ]
TAI TF Kaan совершил свой первый полет 21 февраля 2024 года. [107]

Турции В декабре 2010 года Подсекретариат оборонной промышленности подписал соглашение с TAI на пятого поколения истребитель , который в конечном итоге заменит F-16 Fighting Falcon. [108] [109] В июне 2021 года ВВС Турции провели официальную презентацию TF-X средствам массовой информации программы , которая позже стала известна как TAI TF Kaan . [110] Самолет спроектирован и разработан как малозаметный двухдвигательный самолет. [111] всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе [112] TAI и BAE Systems в качестве субподрядчика. [113] [114] Планируется, что TAI TF Kaan дополнит и в конечном итоге заменит F-16 ВВС Турции и будет экспортироваться в зарубежные страны. [115] Взлетно-посадочные испытания прототипа начались 16 марта 2023 года. [116] самолета Первый полет был успешно завершен 21 февраля 2024 года, а второй полет успешно завершен 6 мая 2024 года. [117] [118] [119]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Орел ( Двуглавый орел ), занимающий важное место в тюркской мифологии , а также являющийся национальным символом Империи Сельджуков , был принят на вооружение ВВС Турции с момента их создания.
  2. ^ Знаки отличия студенческого офицера обозначают школьный класс, а не военный стаж.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хв. КК Мебс. «1918-1923» . Архивировано из оригинала 5 мая 2015 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  2. ^ «1944-1980» на официальном сайте ВВС Турции. Архивировано 26 апреля 2011 г. в Wayback Machine (на турецком языке).
  3. В июле 1949 года турецкие вооруженные силы были реорганизованы, и в рамках Генерального штаба были созданы Сухопутные, Военно-морские и Военно-воздушные силы. , Генеральный штаб , История Турции, Вооруженные силы и кемализм , Генеральный штаб, 1973, с. 65. (на английском языке)
  4. ^ «История SOLOTÜRK Design» [История SOLOTÜRK Design] (на турецком языке). СолоТурк . Проверено 23 марта 2023 г.
  5. ^ «Сегодня годовщина основания ВВС!» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  6. ^ Хв. КК Мебс. «Первое учреждение и первые годы» . Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  7. ^ Economist Intelligence Unit: Турция, стр. 22 (2005 г.)
  8. ^ «Потрясающий проект истребителя в Турции» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  9. ^ Jump up to: а б Международный институт стратегических исследований (15 февраля 2023 г.). Военный баланс 2023 . Лондон : Рутледж . ISBN  9781032508955 .
  10. ^ Марк Джонсон (2014). Карибские добровольцы на войне: забытая история «летчиков Таскиги» ВВС Великобритании . Перо и меч. п. 42. ИСБН  978-1-4738-3487-3 .
  11. ^ «Первая женщина-боевой летчик» . Официальный веб-сайт Книги рекордов Гиннесса . Проверено 15 мая 2016 г.
  12. ^ «Первая женщина-пилот НАТО и Турции: Леман Алтынчекич» . Институциональный репозиторий Университета Билкент .
  13. ^ «Первая женщина-пилот самолета НАТО: Леман Бозкурт Алтынчекич» . Новости ТРТ .
  14. ^ «ВВС Турции в эпоху Ататюрка» . Энциклопедия Ататюрка (на турецком языке). 17 октября 2022 г. Проверено 22 июля 2024 г.
  15. ^ «Турция в Первой мировой войне – история турецкой авиации» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года.
  16. ^ Jump up to: а б с д Олсон, Роберт (2000). «Курдские восстания шейха Саида (1925 г.), горы Арарат (1930 г.) и Дерсима (1937–1938 гг.): Их влияние на развитие турецких ВВС, а также на курдский и турецкий национализм» . Мир ислама . 40 (1): 67–94. дои : 10.1163/1570060001569893 . ISSN   0043-2539 . JSTOR   1571104 .
  17. ^ «Турция в Первой мировой войне – Авиация» . Архивировано из оригинала 11 июня 2013 года.
  18. ^ «Турция в Первой мировой войне – Турецкая авиация» . Архивировано из оригинала 11 июня 2013 года.
  19. ^ Уткан Кочатюрк, Ататюрк и историческая хронология Турецкой Республики, 1918–1938 гг ., Типография Турецкого исторического общества, 1983, стр. 674.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хв. КК Мебс. «1923-1944» . Архивировано из оригинала 7 октября 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  21. ^ Олсон, Роберт (1989). Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880–1925 гг . Издательство Техасского университета. п. 120. ИСБН  978-0-292-76412-5 .
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хв. КК Мебс. «1944-1980» . Архивировано из оригинала 7 октября 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  23. ^ «официальный сайт командования авиационно-технических училищ» . Архивировано из оригинала 17 августа 2011 года.
  24. ^ Мехмет Озель, Турецкая армия вступает в 2000-е , Министерство культуры, 2000, ISBN   978-975-17-2226-3 , с. 198. (на турецком языке)
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж «Почему Türkiye не снимает с вооружения F-4?» . www.defensesanayist.com . Оборонная промышленностьСТ. 5 февраля 2019 г.
  26. ^ Jump up to: а б «Модернизация F-4E Phantom II и Терминатора 2020» . Оборонная промышленностьСТ . 6 августа 2020 г.
  27. ^ Jump up to: а б с «ВВС Турции – ТУАФ» . www.f-16.net . Проверено 5 марта 2023 г.
  28. ^ «BBC News – Сирийские военные заявили, что сбили турецкий истребитель» . Новости Би-би-си . 23 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 3 октября 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  29. ^ «Турция обнаружила тела сбитых пилотов самолета» . Аль Джазира. 4 июля 2012 г.
  30. ^ «Турецкий F-16 сбивает сирийский МиГ-23» . www.f-16.net . 23 марта 2014 г.
  31. ^ «Турецкий самолет сбил сирийский военный самолет недалеко от границы» . Большая История . Архивировано из оригинала 31 октября 2014 года . Проверено 4 марта 2015 г.
  32. ^ «Это начало более широкой войны?» . НовостиComAu . 25 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 25 ноября 2015 г.
  33. ^ «Чем это не Третья мировая война?» . CNN . 24 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 г. Проверено 25 ноября 2015 г.
  34. ^ «Сирийские повстанцы обстреляли парашютировавших российских пилотов, убив по меньшей мере одного после того, как Турция сбила военный самолет: официально» . Национальная почта . 25 ноября 2015 года . Проверено 25 ноября 2015 г.
  35. ^ Лун, Алек; Блэк, Ян (27 июня 2016 г.). «Эрдоган извинился за сбитый российский самолет, - заявляет Кремль» . Хранитель . Проверено 14 июля 2016 г.
  36. ^ «НАТО деактивирует авиационное командование союзников в Измире» . НАТО. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 15 июня 2014 г.
  37. ^ «Янки-бомбы возвращаются домой: министр иностранных дел хочет, чтобы американское ядерное оружие было изъято из Германии» . Шпигель онлайн . Гамбург, Германия. 10 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2012 г. Проверено 24 декабря 2014 г.
  38. ^ «NRDC: Ядерное оружие США в Европе • Ханс М. Кристенсен / Совет по защите природных ресурсов, 2005 г.» (PDF) . nrdc.org . Архивировано (PDF) из оригинала 1 января 2011 года . Проверено 10 июня 2009 г.
  39. ^ Jump up to: а б «F-16.net: ВВС Турции» . Архивировано из оригинала 24 января 2008 года . Проверено 1 февраля 2008 г.
  40. ^ «Турция подписала сделку на закупку боевых самолетов на сумму 1,78 миллиарда долларов» . Рейтер . 11 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2009 года . Проверено 2 июля 2017 г.
  41. ^ «Турция подписывает контракт на закупку 30 самолетов F-16 Block 50+» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 7 сентября 2007 г.
  42. ^ «1,1 миллиарда долларов на модернизацию турецкого парка F-16» . Ежедневник оборонной промышленности . Архивировано из оригинала 4 февраля 2007 года . Проверено 25 декабря 2006 г.
  43. ^ «Турция получила последний модернизированный F-16» . Новости обороны . 12 апреля 2015 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  44. ^ «Аэрокосмическая промышленность Турции: программы» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2008 года . Проверено 16 февраля 2008 г.
  45. ^ "Турция планирует приобрести еще четыре реактивных истребителя F-35 и пять транспортных вертолетов CH-47F" . 8 января 2015 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
  46. ^ Jump up to: а б Фергус Келли (21 июня 2018 г.). «Турция получает F-35 от Lockheed, несмотря на запрет Сената США» . Пост обороны.
  47. ^ «США купят восемь самолетов F-35, изначально построенных для Турции» . trtworld.com . ТРТ Мир . 21 июля 2020 г.
  48. ^ Валери Инсинна (21 июля 2020 г.). «Официально: ВВС США закупят турецкие F-35» . сайт Defensenews.com . Новости обороны.
  49. ^ «Первые F-35 доставлены в ВВС Турции на церемонии, оборонные возможности повышены» . Ежедневный Сабах. 21 июня 2018 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
  50. ^ "Турецкий F-35 доставлен на тренировочную базу в Аризоне, - сообщил чиновник" . Рейтер . 4 апреля 2019 года . Проверено 17 июля 2019 г.
  51. ^ «США исключили Турцию из программы истребителей F-35» . bbc.com . Би-би-си . 17 июля 2019 г.
  52. ^ Гарет Дженнингс (24 января 2023 г.). «США и Турция продолжают переговоры по урегулированию спора по поводу F-35» . Janes.com .
  53. ^ «Peace Eagle (PE) — турецкая бортовая система раннего предупреждения и управления» . Гавелсан. Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года.
  54. ^ Jump up to: а б «Турция наложила на Boeing штраф в размере 183 миллионов долларов за задержку поставки» . Хюрриет Дейли Ньюс . 18 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
  55. ^ «Boeing устанавливает антенну MESA на первый самолет Peace Eagle» . Боинг. 2 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 г.
  56. ^ «Boeing успешно завершил первый испытательный полет самолета AEW&C Peace Eagle» . Боинг. 6 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 24 января 2008 г.
  57. ^ «Turkish Aerospace Industries завершает модификацию самолета Peace Eagle AEW&C» . Пограничная Индия . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  58. ^ БЕКДИЛ, БУРАК ЕГЕ (8 февраля 2014 г.). «Boeing доставил в Турцию первый самолет-шпион; ему грозят штрафы» . www.defensenews.com . Правительственные СМИ Ганнетта. Архивировано из оригинала 8 февраля 2014 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
  59. ^ «Первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления проекта «Мирный орел» Кузей (Северный) принят на вооружение» . Турецкие ВВС. 25 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2014 г.
  60. ^ Jump up to: а б с «Боинг КС-135Р «Стратотанкер» » . Архивировано из оригинала 12 апреля 2008 года . Проверено 17 мая 2008 г.
  61. ^ Бекдил, Бурак Эге (24 декабря 2014 г.). «Турция получила второй А400М» . Новости обороны . Проверено 25 ноября 2015 г.
  62. ^ «ВВС Турции получили второй А400М» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 30 декабря 2014 года . Проверено 30 декабря 2014 г.
  63. ^ «Турция принимает поставку своего первого Airbus A400M» . 5 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  64. ^ «TAI отгрузила первые детали корпусов самолетов А400М» . СегодняЗаман . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  65. ^ Херк, Ханс ван (14 декабря 2022 г.). «Кызылельма взлетает в небо!» . www.scramble.nl .
  66. ^ «Умные микроуправляемые боеприпасы Roketsan повышают эффективность БПЛА» . Азиатское военное обозрение . 25 марта 2019 года . Проверено 2 марта 2020 г.
  67. ^ Аликан Аянлар (12 мая 2023 г.). «NexTech: Воздушная стратегия Турции – больше отечественного оборудования и опций» . ТРТ Мир .
  68. ^ «Турецкий беспилотник-невидимка совершил дебютный полет после многих лет секретности» . Блумберг . 29 декабря 2023 г.
  69. ^ «ГЁКТЮРК-3 (Разведывательно-наблюдательная и поисково-спасательная спутниковая система)» . hvkk.tsk.tr. ​Турецкие ВВС . Проверено 24 февраля 2024 г.
  70. ^ «Подсекретариат оборонной промышленности Турции: электрооптическая (EO) спутниковая система разведки и наблюдения (GÖKTÜRK)» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 года . Проверено 16 мая 2008 г.
  71. ^ "ЭКОНОМИКА - Eurofighter надеется продать Турции 40 самолетов" . Архивировано из оригинала 15 ноября 2010 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  72. ^ Бурак Эге Бекдил (28 июля 2013 г.). «Планы Турции по созданию спутниковых запусков вызывают обеспокоенность» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 30 августа 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
  73. ^ «Украина и Турция договорились о космической программе стоимостью в миллиарды долларов» . Униан . 26 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 г. . Проверено 25 ноября 2015 г.
  74. ^ «Каков вклад спутников Türksat 5A и 5B в оборонную промышленность Турции?» . www.defensehere.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2020 года . Проверено 5 августа 2021 г.
  75. ^ «Регистрация спутниковых сетей, включая наземные станции UG, обеспечивающие связь с БПЛА CNPC» . МСЭ (на швейцарском французском языке) . Проверено 5 августа 2021 г.
  76. ^ «ВВС Турции > ВВС Турции > Организация > Командование боевых ВВС и ПВО» . www.hvkk.tsk.tr. Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 года . Проверено 8 февраля 2018 г.
  77. ^ «112 Шейтан Фило веда этти» . www.kokpit.aero . Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
  78. ^ Jump up to: а б «Аршивленмиш копья» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 года . Проверено 21 июля 2021 г.
  79. ^ «113 Фило (ТУАФ)» . Проверено 21 июля 2021 г.
  80. ^ «142 Фило (ТУАФ)» . Проверено 21 июля 2021 г.
  81. ^ Mehmetciktv.com.tr. "113.ФИЛО КАПАНИЁР" . Мехметчик ТВ . Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
  82. ^ «Вот новые дежурные должности флотов» . www.kokpit.aero . Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
  83. ^ «Какие отечественные боеприпасы испытывает 401-я эскадрилья?» . www.kokpit.aero . Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
  84. ^ «132. Филонун йени гореви!» . www.kokpit.aero . Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
  85. ^ «В бомбардировке Африна также участвовали 12 боевых самолетов флота «Кинжал» . Хюрриет (на турецком языке). Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
  86. ^ «141 Фило (ТУАФ)» . Проверено 21 июля 2021 г.
  87. ^ «143 Фило (ТУАФ)» . Проверено 21 июля 2021 г.
  88. ^ «151 Фило (ТУАФ)» . Проверено 21 июля 2021 г.
  89. ^ «152 Фило (ТУАФ)» . Проверено 21 июля 2021 г.
  90. ^ «Схватка» . www.scramble.nl . Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 года . Проверено 8 февраля 2018 г.
  91. ^ «192 Фило (ТУАФ)» . Ф-16.нет . Проверено 21 июля 2021 г.
  92. ^ «Американцы будут следить за С-400 через спутник, а близлежащие поля будут куплены» . www.aydinlik.com.tr . 7 октября 2019 г.
  93. ^ «Посмотрите, где будут размещены С-400» . одатв . 20 сентября 2017 г.
  94. ^ «Началась подготовка к С-400! Где будут установлены С-400?» . Ахабер .
  95. ^ «Где будут развернуты С-400? Вот 3 видных места...» www.aydinlik.com.tr . 7 августа 2019 г.
  96. ^ «Схватка в сети: ВВС Турции — боевой порядок» . Архивировано из оригинала 1 октября 2010 года.
  97. ^ Jump up to: а б «Рютбелери» . Официальные ВВС (на турецком языке) . Проверено 1 марта 2021 г.
  98. ^ «ТурАФ заменит стратотанкеры КС-135Р на самолеты А330 MRTT» . Оборона Турции . Том. 15, нет. 108. Июль 2021 г. Проверено 24 февраля 2024 г.
  99. ^ Акинджи, Бурак (27 ноября 2023 г.). «Анализ новостей: возможная блокада Германии добавляет неопределенности к приобретению Турцией 40 истребителей Eurofighter» . Синьхуа . Проверено 24 февраля 2024 г.
  100. ^ «Турция по-прежнему заинтересована в истребителях Eurofighter, несмотря на прогресс в разработке американских F-16» . Рейтер. 1 февраля 2024 г. Проверено 24 февраля 2024 г.
  101. ^ Эмма Хелфрич (11 апреля 2023 г.). «Турецкий десантный корабль-десантник «Dron Carrier» введен в эксплуатацию» . thedrive.com .
  102. ^ Херк, Ханс ван (14 декабря 2022 г.). «Кызылельма взлетает в небо!» . www.scramble.nl . Проверено 14 декабря 2022 г.
  103. ^ Йылмаз, Угур (29 декабря 2023 г.). «Турецкий беспилотник-невидимка совершил дебютный полет после многих лет секретности» . Блумберг . Проверено 24 февраля 2023 г.
  104. ^ «ХЮРКУШ-2 готовится к первому полету» . www.aa.com.tr. ​Проверено 4 апреля 2024 г.
  105. ^ Бекдил, Бурак Эге (20 февраля 2018 г.). «Турция заменит самолеты Т-38 на вооруженный самолет местного производства» . Новости обороны . Проверено 27 апреля 2021 г.
  106. ^ Недвик, Томас (25 апреля 2023 г.). «Совершился полет первого отечественного пилотируемого тактического самолета» . Зона боевых действий . Проверено 27 февраля 2024 г.
  107. ^ Шарпантро, Клеман (21 февраля 2024 г.). «Турецкий истребитель пятого поколения KAAN совершил первый испытательный полет» . Аэротайм.
  108. ^ Яйлали, Джем Деврим; Озберк, Тайфун (21 февраля 2024 г.). «Турецкий истребитель пятого поколения отправился в первый полет» . Новости обороны . Проверено 4 августа 2024 г.
  109. ^ «Подписана сделка на производство первого турецкого истребителя» . Сегодняшний заман . ТР: Feza Gazetecilik. 23 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2011 г.
  110. ^ «Турция демонстрирует свой истребитель-невидимку пятого поколения на авиасалоне в Сингапуре; ищет клиентов и партнеров в Азии» . Последние новости Азии, Ближнего Востока, Евразии, Индии . 18 февраля 2022 г. Проверено 16 июня 2022 г.
  111. ^ Турция продвигает проект истребителя TFX, заказывает новые винтовки, больше F-35, CH-47 , Jane’s
  112. ^ «IDEF 2013: TAI представляет проекты истребителей пятого поколения» . Еженедельник защиты Джейн . ИХС. 8 мая 2013 г.
  113. ^ «BAE Systems подписывает основные положения будущего контракта с Turkish Aerospace Industries по программе TF-X» . БАЕ Системс. 28 января 2017 г.
  114. ^ «Rolls-Royce и Kale Group создают совместное предприятие по производству оборонных авиационных двигателей» . Роллс-Ройс. 8 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  115. ^ «Турция заменит F-16 местными самолетами» . Хюрриет Дейли Ньюс . 29 марта 2013 г.
  116. ^ Джозеф Тревитик (17 марта 2023 г.). «Наш первый полный взгляд на новый турецкий истребитель-невидимку TF-X» . thedrive.com .
  117. ^ «Саморожденный в Турции истребитель KAAN совершает первый испытательный полет» . www.aa.com.tr. ​Проверено 21 февраля 2024 г.
  118. ^ «Первый турецкий истребитель KAAN совершил первый испытательный полет» . ТРТ Мир . 21 февраля 2024 г.
  119. ^ Фелстед, Питер (9 мая 2024 г.). "Турецкий истребитель пятого поколения Kaan совершил второй испытательный полет - European Security & Defence" . euro-sd.com . Проверено 4 августа 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Морган, Эрик Б. и Бернет, Чарльз (декабрь 1981 г. - март 1982 г.). «Морж... Ангел-амфибия милосердия». Энтузиаст авиации (17): 13–25. ISSN   0143-5450 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb6ff4df3e69172633972d30130d34c6__1722752940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/c6/bb6ff4df3e69172633972d30130d34c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turkish Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)