Финские ВВС
Финские ВВС | |
---|---|
![]() Знак ВВС Финляндии. | |
Основан | 6 марта 1918 г |
Страна | ![]() |
Ветвь | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер |
|
Часть | Силы обороны Финляндии |
Девиз (ы) |
|
Всего самолетов | 159 |
Помолвки | |
Веб-сайт | Финские ВВС.fi |
Командиры | |
Командир | Генерал-майор Юха-Пекка Керянен |
Примечательный командиры | |
Знаки отличия | |
Раундель | ![]() ![]() |
Самолет летал | |
Электронный война | ДОМ С-295М |
боец | Боинг F/A-18C Хорнет |
Тренер | |
Транспорт |
ВВС Финляндии ( FAF или FiAF ; фин .: Ilmavoimat , букв. «Воздушные силы»; швед .: Flygvapnet , букв. «Воздушная армия») — один из родов войск Сил обороны Финляндии . Его задачами в мирное время являются наблюдение за воздушным пространством, идентификационные полеты и формирование готовности соединений к условиям военного времени. [1] Финские ВВС были созданы 6 марта 1918 года.
История
[ редактировать ]Финские ВВС, одни из старейших военно-воздушных сил мира, возникли раньше британских ВВС (основанных как независимая организация 1 апреля 1918 года) и шведской Flygvapnet (основанной 1 июля 1926 года). Первые шаги в истории финской авиации были связаны с русской авиацией. У российских вооруженных сил было несколько первых образцов, дислоцированных в Великом Княжестве Финляндском , которое до русской революции 1917 года входило в состав Российской империи. Вскоре после провозглашения независимости Финляндии 6 декабря 1917 года Гражданская война в Финляндии разразилась , продолжавшаяся с января по май 1918 года, в которой Советы встали на сторону красных – социалистических повстанцев, связанных с Ленина большевистской партией . удалось Белой гвардии Финляндии захватить несколько самолетов у Советов, но они были вынуждены полагаться на иностранных пилотов и авиацию. Швеция отказалась послать людей и технику , но на помощь белым приходили отдельные шведские граждане . Редактор шведской газеты Вальдемар Aftonbladet Ланглет купил NAB Albatros. самолеты завода Nordiska Aviatik AB на средства, собранные организацией Finlands vänner ( по-шведски «Друзья Финляндии»). Этот самолет, первым прибывший из Швеции, пролетел через Хапаранду 25 февраля 1918 года шведским пилотом Джоном-Алланом Хигертом (который 10 марта стал первым командующим ВВС Финляндии) и Пером Сванбеком. Самолет сделал остановку в Кокколе и был вынужден совершить вынужденную посадку в Якобстаде , когда у него сломался двигатель. Позже в ВВС Финляндии ему было присвоено обозначение F.2 («F» происходит от шведского слова « Flygmaskin », что означает «самолет»). [2]
Знак различия ВВС Финляндии (1918–1945).
[ редактировать ]
Шведский граф Эрик фон Розен подарил белому правительству Финляндии второй самолет — Thulin Typ D. [3] Фон Розен, позже один из основателей Национал-социалистического блока (« Национал-социалистический блок »), шведской национал-социалистической политической партии, и зять Германа Геринга , [4] [5] нарисовал свой личный талисман на удачу на самолете Тулин Тип D. Этот логотип – синяя свастика , древний символ солнца и удачи, который тогда еще использовался с неполитическим подтекстом – дал начало знаку различия ВВС Финляндии. Белый круглый фон возник, когда финны закрасили рекламу воздушной академии Тулин. [6] Официально свастика была принята на вооружение после приказа главнокомандующего К.Г.Э. Маннергейма ВВС изменили свои авиационные знаки различия, напоминавшие свастику Третьего рейха от 18 марта 1918 года . После 1944 года по Союзной контрольной комиссии постановлению . , [7] который запрещал фашистские организации. [7] Тем не менее, он продолжает присутствовать на эмблемах, флагах и украшениях некоторых подразделений, в том числе на униформе. В 2020 году BBC сообщила, что ВВС «тихо прекратили» использовать символ на эмблеме командования ВВС. [8]
Первый самолет
[ редактировать ]Самолет фон Розена получил обозначение F.1. [2] Его пилот, лейтенант Нильс Киндберг, вылетел на самолете в Ваасу 6 марта 1918 года, взяв с собой фон Розена в качестве пассажира. Поскольку этот подарок противоречил политике шведского правительства и разрешение на полет не было предоставлено, Швеция оштрафовала Киндберга на 100 шведских крон за выезд из страны без разрешения. Некоторые считают, что самолет F.1 [ ВОЗ? ] быть первым самолетом финских ВВС, которого не существовало во время Гражданской войны, в то время как Красная сторона управляла несколькими самолетами с помощью некоторых русских пилотов. Самолет F.1 был уничтожен в результате аварии, в результате которой погиб его экипаж, вскоре после того, как он был передан финнам. 7 сентября 1920 года две недавно приобретенные летающие лодки Savoia разбились в Швейцарских Альпах по пути в Финляндию, в результате чего погибли все находившиеся на борту (три финна и один итальянец). Этот день с тех пор стал днем памяти погибших пилотов. [ нужна ссылка ]
ВВС Финляндии присваивают своим самолетам номера зачисления , присваивая каждому типу двухбуквенный код, за которым следует тире и индивидуальный номер самолета. Двухбуквенный код обычно относится к производителю или модели самолета, например, для F/A-18 H или net , DK для Saab 35 D raken HN , VN для Valmet V i n ka и т. д.
Гражданская война в Финляндии, январь-май 1918 г.
[ редактировать ]
Воздушная активность красных
[ редактировать ]Белые заняли большую часть авиабаз, которые русские оставили в Финляндии после возвращения российских летчиков в Россию.
У красных было несколько авиабаз и несколько российских самолетов, в основном самолетов-амфибий – всего у них было 12 самолетов. У красных самих пилотов не было, поэтому они наняли часть оставшихся русских летчиков. 24 февраля 1918 года пять самолетов прибыли в Выборг и были быстро переброшены в Риихимяки. [ нужна ссылка ]
Красные разместили авиационные части в Хельсинки, Тампере, Коуволе и Выборге. Общего штаба не было, а отдельные подразделения подчинялись командующим отдельных линий фронта. В Хельсинки была открыта летная школа, но до падения Хельсинки там не обучались студенты. [ нужна ссылка ]
Два самолета, один разведчик ( Ньюпор 10 ) и один истребитель ( Ньюпор 17 ), прибывшие в Риихимяки, были отправлены в Тампере, а три — в Коуволу. В Тампере также прибыли четыре российских пилота и шесть механиков. Первый боевой вылет был совершен 1 марта 1918 года над Найстенлахти. [ нужна ссылка ]
Кажется вероятным, что красные также использовали два самолета на Восточном фронте. Красные в основном осуществляли разведку, бомбардировочные вылеты, распространение пропагандистских листовок и артиллерийскую корректировку. Авиационная деятельность красных не имела особых успехов. Их воздушные операции страдали от плохого руководства , изношенных самолетов и немотивированных русских пилотов. Часть самолетов была захвачена белыми, остальные уничтожены. [ нужна ссылка ]
Воздушная активность белых
[ редактировать ]В январе 1918 года у белых не было ни одного самолета, не говоря уже о пилотах, поэтому они обратились за помощью к шведам. Швеция, нейтральная страна, не смогла прислать никакой официальной помощи. Швеция также запретила своим пилотам оказывать помощь Финляндии.
Однако, несмотря на эту официальную позицию, один зонтик Моран-Сольнье к концу февраля 1918 года из Швеции прибыли и три самолета NAB Albatros. Два самолета Albatross были подарком от частных лиц, поддерживающих дело белых финнов, а третий был куплен. Первоначально предполагалось, что самолет будет поддерживать воздушные операции белых, но в конечном итоге самолет оказался непригоден.
Помимо нехватки самолетов, у белых не было и личного состава, поэтому все пилоты и механики тоже были из Швеции. Один из финских егерей , лейтенант Бертил Монссон, прошел пилотную подготовку в императорской Германии , но остался в Германии, пытаясь заключить дальнейшие сделки с самолетами для Финляндии.
Во время Гражданской войны в состав Белых ВВС Финляндии входили:
- 29 шведов (16 пилотов, два наблюдателя и 11 механиков). Из летчиков только четверо прошли военную подготовку, причем один из них действовал в качестве наблюдателя.
- 2 датчанина (один пилот, один наблюдатель)
- 7 россиян (шесть пилотов, один наблюдатель)
- 28 финнов (четыре пилота – из них двое имели военную подготовку, шесть наблюдателей, два инженера и 16 механиков).
Воздушная деятельность заключалась в основном в разведывательных вылетах. Немцы привезли несколько своих самолетов, но они не внесли большого вклада в общий исход войны.
Первая военно-воздушная база независимой Финляндии была основана на берегу озера недалеко от Колхо . База могла эксплуатировать три самолета. Первый самолет прибыл по железной дороге 7 марта 1918 года, а 17 марта 1918 года впервые взлетел с базы. В 1918 году финны захватили девять Стетинина М-9 оставшихся русских самолетов .
Первая воздушная операция белых во время войны была совершена над Лилями . Это была разведывательно-сборная операция по мере продвижения линии фронта на юг. Когда линия приблизилась к Тампере , база переместилась сначала в Оривеси, а затем в Каукаярви недалеко от Тампере. Вклад белой авиации в годы войны был практически незначительным.
С 10 марта 1918 года шведский лейтенант Джон-Аллан Хигерт возглавил ВВС Финляндии. Однако 18 апреля 1918 года его заменили из-за его непригодности для этой должности и многочисленных несчастных случаев. Немецкий капитан Карл Зебер взял на себя эту роль и командовал ВВС с 28 апреля 1918 года по 13 декабря 1918 года.
К концу Гражданской войны в составе ВВС Финляндии было 40 самолетов, из которых 20 были захвачены у красных (красные не располагали таким количеством самолетов, но некоторые были найдены брошенными на Аландских островах ). Пять самолетов были доставлены союзниками из России, четыре были подарены из Швеции и восемь были куплены в Германии.
Зимняя война (1939–1940)
[ редактировать ]
Зимняя война началась 30 ноября 1939 года, когда советские ВВС разбомбили 21 финский город и населенный пункт. По оценкам, в Советском Союзе было ок. В 1939 году на Финский фронт для поддержки действий Красной Армии прибыло 5 тысяч самолетов, из них около 700 истребителей и 800 средних бомбардировщиков . Как и в случае большинства воздушных бомбардировок на ранних этапах Второй мировой войны , ущерб финской промышленности и железным дорогам был весьма ограниченным.
На начало Зимней войны ВВС Финляндии имели на вооружении всего 18 бомбардировщиков Bristol Blenheim и 46 истребителей (32 современных Fokker D.XXI и 14 устаревших Bristol Bulldogs ). Также имелось 58 самолетов связи, но 20 из них использовались только как связные. Самыми современными самолетами в финском арсенале были бомбардировщики Bristol Blenheim британской разработки и постройки. Основной истребитель Fokker D.XXI имел дешевую, но маневренную конструкцию с тканевым фюзеляжем и фиксированным шасси. На бумаге финская авиация не должна была составить конкуренцию атакующим советским Красным ВВС . Однако финские ВВС уже приняли схему « палец-четыре» в середине 1930-х годов. [9] [10] которое оказалось гораздо более эффективным формированием, чем формирование Вика , которое многие другие вооруженные силы продолжали использовать в 1939 году.
Чтобы не допустить уничтожения своих самолетов на земле, финны распределили свои самолеты по множеству разных аэродромов и спрятали их в близлежащих лесах. Финны соорудили множество ложных целей и построили для самолетов противоосколочные стены. Налеты советской авиации на финские аэродромы обычно не причиняли большого ущерба или не причиняли вообще никакого ущерба и часто приводили к перехвату нападавших финнами, когда советские бомбардировщики летели домой.
По ходу войны финны отчаянно пытались закупить самолеты везде, где только могли. Эта политика привела к очень разнообразному парку самолетов, что вызвало некоторые серьезные логистические проблемы, пока парк самолетов не стал более стандартизированным. В состав ВВС Финляндии входило множество американских, британских, чехословацких, голландских, французских, немецких, итальянских, советских и шведских образцов. Другие страны, такие как Южная Африка и Дания, направили самолеты для помощи финским военным усилиям . Многие из этих покупок и подарков не прибыли до конца военных действий, но будут задействованы позже, во время Войн- продолжений и Лапландских войн .

Чтобы компенсировать свои слабости (небольшое количество устаревших истребителей), ВВС в основном сосредоточились на атаках бомбардировщиков противника с невыгодных для противника направлений. Советские истребители обычно превосходили их по огневой мощи, скорости и маневренности, и финские летчики избегали их, если противник не находился в невыгодном положении.
В результате такой тактики финским ВВС во время Зимней войны удалось сбить 218 советских самолетов, потеряв при этом лишь 47 от огня противника. Финские зенитки также имели на счету 314 подтвержденных сбитых самолетов противника. Было захвачено 30 советских самолетов – это были «убитые», которые приземлились более или менее целыми на территории Финляндии и были быстро отремонтированы.
Война-продолжение (1941–1944)
[ редактировать ]
Финские ВВС оказались лучше подготовленными, когда в 1941 году началась война-продолжение против Советского Союза. Они были значительно усилены и насчитывали около 550 самолетов, хотя многие из них считались второсортными и, следовательно, «пригодными для экспорта» в странах их происхождения. Финляндия закупила большое количество самолетов во время Зимней войны, но лишь немногие из них поступили на вооружение во время короткого конфликта. Политика также сыграла свою роль, поскольку Гитлер не хотел вызывать недовольство Советского Союза, разрешая экспорт самолетов через территорию, контролируемую Германией во время Зимней войны. К моменту возобновления боевых действий с Советским Союзом в 1941 году, помимо истребителей «Фоккер» и бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм», построенных по лицензии, к моменту возобновления боевых действий с Советским Союзом в 1941 году были в наличии новые типы самолетов. Небольшое количество « Хокер Харрикейнов» прибыло из Соединенного Королевства, «Моран-Солнье» MS406 из Франции, «Фиат G». .50 из Италии и один самолет связи . Многочисленные Brewster F2A Buffaloes из нейтральных США усилили FAF. Несколько десятков Curtiss Hawk 75, захваченные немцами во Франции и Норвегии, были проданы Финляндии, когда Германия начала налаживать отношения с Финляндией. Финны восстановили на трофейные Туполев СБ , Ильюшин ДБ-3 и Поликарпов И-153 вооружение .
ФАФ доказала свою способность выстоять в предстоящих боях с Красными ВВС. Старые модели, такие как Fokker D.XXI и Gloster Gladiator , были заменены новыми самолетами в фронтовых боевых частях.
Основная задача ВВС состояла в том, чтобы добиться превосходства в воздухе над территорией, контролируемой Финляндией, и не допустить, чтобы советская авиация усилила линию фронта Красной Армии. Истребительные эскадрильи показали себя очень успешно в финском наступлении 1941 года. Урезанная, более маневренная и значительно облегченная версия американского «Брюстера Баффало» была основным истребителем ВВС до 1943 года. Результаты с этим истребителем были очень хорошими, хотя тип считался неудачей в ВМС США, а также в британских и голландских войсках на Дальнем Востоке. При использовании в Финляндии процент побед «Брюстера» составил 32:1 — 459 убийств против 15 поражений. Немецкие Bf 109 заменили «Брюстер» в качестве основного фронтового истребителя ВВС в 1943 году, хотя «Баффало» продолжали выполнять второстепенные роли до конца боевых действий. Другие типы, в том числе итальянский Fiat G.50 и Curtiss Hawk 75, также доказали свою эффективность в руках хорошо обученных финских пилотов. Основным разведывательным типом был немецкий Arado Ar 196 , который был куплен в 1943 году и продолжал служить на протяжении всей войны, хотя к середине 1944 года проявились довоенные корни самолетов, которые впоследствии были модифицированы до более поздней модели А-5. в попытке предотвратить устаревание. Различные российские конструкции также участвовали в боевых действиях, когда легко поврежденные «убийства» были отремонтированы и приведены в боевую готовность.

Dornier Do 17 (полученные в подарок от Германа Геринга в 1942 году) и Junkers Ju 88 улучшили бомбардировочные возможности финских ВВС. Бомбардировочная авиация была также усилена за счет нескольких захваченных советских бомбардировщиков, которые в большом количестве были захвачены Вермахтом во время операции «Барбаросса» . Бомбардировочные подразделения выполняли различные вылеты с разными результатами, но большая часть их времени была потрачена на тренировки, ожидая, пока придет время использовать самолет. Таким образом, бомбардировочные эскадрильи 4-го летного полка были готовы к летним боям 1944 года, включая, например, битву при Тали-Ихантале (июнь-июль 1944 года).
Хотя FAF успешно выполнила свою миссию, условия были непростыми. Запасных частей для самолетов FAF было мало — детали из США (Buffalo и Hawk), Великобритании (Hurricanes) и Италии (G.50) отсутствовали на протяжении большей части войны. Ремонт часто занимал много времени, и Государственный авиазавод был обременен восстановлением/ремонтом трофейных советских самолетов и иностранных самолетов с многочасовым налетом, а также разработкой отечественных финских типов истребителей. Кроме того, один поврежденный бомбардировщик занимал площадь мастерской, равную трем истребителям.
Финляндия была обязана изгнать или интернировать оставшиеся немецкие войска в рамках мирного соглашения с Советским Союзом в сентябре 1944 года. В результате финны провели свои последние воздушные бои против отступающих Люфтваффе частей .
Ни в одной из войн финские ВВС не бомбили гражданские объекты. [11] Полеты над советскими городами и базами также были запрещены, чтобы избежать ненужных провокаций и сохранить технику.
В ходе Войны-продолжения финские ВВС сбили 1621 советский самолет, потеряв при этом 210 собственных самолетов. [12]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]- См. Также ВВС Финляндии 1944–60.


Окончание Второй мировой войны в 1945 году и Парижские мирные переговоры 1947 года привели к некоторым ограничениям, наложенным на ФАФ. Например, ВВС Финляндии могли бы иметь:
- не более 60 боевых самолетов
- нет самолетов с внутренними бомбоотсеками
- никаких управляемых ракет и атомного оружия
- никакого вооружения немецкой конструкции или с использованием немецких запчастей
- максимальная численность 3000 человек
- никакого наступательного оружия
Эти изменения точно соответствовали советским требованиям. Когда Великобритания, опасаясь, что эти положения лишь усилят советскую противовоздушную оборону, попыталась изменить некоторые условия, Советы выступили против таких предложений. Изменения были снова пересмотрены в 1963 году, и Финляндии было разрешено закупить управляемые ракеты и несколько бомбардировщиков, которые использовались в качестве буксиров-мишеней. ВВС также воспользовались лазейкой для усиления своих возможностей, закупив большое количество двухместных самолетов, которые считались учебно-тренировочными самолетами и не были включены в поправки. Эти самолеты могли иметь второстепенные роли. [13]
В годы холодной войны ( с 1947 по год 1991 ) Финляндия пыталась сбалансировать свои закупки между восточными, западными и отечественными производителями. Это привело к появлению разнообразного парка советских, британских, шведских, французских и финских самолетов. После того, как ведущие финские политики провели неофициальные переговоры со своими шведскими коллегами, Швеция начала хранить излишки Saab 35 Drakens , предназначенные для передачи Финляндии в случае войны против Советского Союза. Такая практика продолжалась до 1980-х годов. [14]
22 сентября 1990 года, за неделю до объединения Германии, Финляндия заявила, что ограничивающие договоры больше не действуют и что все положения Парижских мирных договоров аннулированы. [15]
В 1990-х годах, после окончания Холодной войны, ВВС Финляндии прекратили политику закупок советских/российских самолетов и заменили Saab Draken и МиГ-21 в своем истребительном крыле на американские F/A-18C/D Hornets . [16] [17] [18]
По состоянию на 2021 год [update] FAF состоит из трех авиационных командований, каждое из которых закреплено за одним из трех районов ПВО Финляндии. Основные базы крыла находятся в Рованиеми , Тампере и Куопио-Риссале , в каждой из которых имеется передовая эскадрилья. Подготовка пилотов проходит в Академии ВВС в Тиккакоски, а углубленная переоборудование осуществляется на уровне эскадрильи.
Программа истребителей HX
[ редактировать ]Нынешний парк Hornet должен начать выводиться из эксплуатации с 2025 года и быть полностью выведен из эксплуатации к 2030 году. Министерство обороны Финляндии инициировало программу замены Hornet в июне 2015 года и назвало ее «Программой истребителей HX». Была создана рабочая группа, которая определила подходящие самолеты. [19]
Окончательное решение о выборе нового самолета ВВС основывается на пяти ключевых факторах, а именно: военный потенциал многоцелевого истребителя, безопасность поставок, решения для промышленного сотрудничества, затраты на закупки и жизненный цикл, а также последствия для политики безопасности и обороны. Производителям была разослана обширная анкета с вопросами, что их продукция может предложить Финляндии с точки зрения возможностей, стоимости, надежности поставок и роли отечественной промышленности, а также влияния на политику безопасности и обороны.
Цель состоит в том, чтобы сохранить численность истребительного парка ВВС, а это означает, что цель состоит в том, чтобы получить около 64 самолетов. По оценкам Минобороны, стоимость программы составит где-то 7–10 миллиардов евро. В октябре 2019 года правительство Финляндии установило потолок бюджета евро . программы истребителей HX в размере 10 миллиардов [20]
В декабре 2015 года министерство обороны Финляндии направило письмо Великобритании, Франции, Швеции и США, в котором сообщило им, что проект истребителя запущен в Силах обороны. Запрос информации относительно программы HX Fighter был отправлен в апреле 2016 года. [21] Ответы были получены от всех пяти участников в ноябре 2016 года. Официальный запрос цен был отправлен весной 2018 года. Целью является начало экологических испытаний кандидатов-истребителей в Финляндии в 2019 году. [22] Решение о покупке было принято в 2021 году. [23]
10 декабря 2021 года было объявлено, что Lockheed Martin F-35A Lightning II стал победителем программы HX. [24] Также выяснилось, что ни Dassault Rafale , JAS-39 Gripen, ни Eurofighter Typhoon не прошли в финальный раунд.
Стоимость 64 самолетов составила 4,703 миллиарда евро , а первоначальный пакет вооружения ( 754,6 миллиона евро ) и другие сопутствующие расходы (служебное оборудование, резервные и запасные части, учебное оборудование и другие системы и услуги составили 2,920 миллиарда евро ), в результате чего пакет составил 2,920 миллиарда евро. 8,378 млрд. Кроме того, 780 миллионов евро будут использованы для модернизации объектов, а 840 миллионов евро будут сэкономлены на более поздние расходы, такие как вооружение класса «воздух-земля», в результате чего общие расходы составят 9,998 миллиардов евро , что ниже лимита в 10 миллиардов евро . [25] Затраты на один корпус самолета составляют евро 73,48 миллиона .
Планируется, что самолет будет поставлен в период с 2026 по 2030 год, и ожидается, что он заменит F / A-18 в период 2028–2030 годов. Предполагается, что F-35 будут находиться на вооружении до 2070-х годов. [26] FAF ожидает, что годовые эксплуатационные расходы не превысят 254 миллиона евро , что соответствует текущим эксплуатационным расходам парка F/A-18. Первый пакет вооружения будет включать ракеты AIM-9X Block II+ Sidewinder и AIM-120C-8 AMRAAM , а позже будет получено вооружение класса «воздух-земля», когда оно достигнет достаточной зрелости и срок годности которого будет соответствовать сроку годности с внедрением самолета. . Пакет «воздух-земля» может состоять из бомб GBU-53/B SDB II , бомб GBU-31 JDAM , ракет JSM и AGM-158B-2 JASSM-ER , которые все предлагались в сделке. В уведомлении DSCA также упоминались бомбы BLU-117 , BLU-111 и BLU-109 , а также AGM-154C-1 Joint Stand Off Weapons (хотя последнее маловероятно, поскольку производство закончилось в 2023 году). [27]
Оборудование
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]

Самолет | Источник | Тип | Вариант | В эксплуатации | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Боевой самолет | ||||||
Боинг Ф/А-18 | Соединенные Штаты | Многоцелевой | Ф/А-18С | 54 [28] | Первый энергоблок был выведен из эксплуатации 26 апреля 2024 года. [29] | |
Боинг Ф/А-18 | Соединенные Штаты | Тренер по конверсиям | Ф/А-18Д | 7 [28] | ||
F-35 Лайтнинг II | Соединенные Штаты | Многоцелевой | Ф-35А | 64 под заказ [28] | ||
Электронная война | ||||||
ДОМ С-295 | Испания | Электронная война | С-295М | 1 [28] | ||
Транспорт | ||||||
Лирджет 35 | Соединенные Штаты | Транспорт | 3 [28] | |||
ДОМ С-295 | Испания | Транспорт | С-295М | 2 [28] | ||
Пилатус ПК-12 | Швейцария | связь | ПК-12 ОФ | 6 [28] | ||
Учебно-тренировочный самолет | ||||||
БАЭ Хок | Великобритания | Реактивный тренер | 51/51А / 66 | 35 [30] [28] | ||
Grob G 115E | Германия | Основной тренер | 28 [28] |
Примечание. Три самолета C-17 Globemaster III доступны через подразделение тяжелых воздушных перевозок, базирующееся в Венгрии . [31]
Вооружение
[ редактировать ]
Имя | Источник | Тип | Примечания | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Ракета «воздух-воздух» | ||||||
AIM-9 Сайдвиндер
| Соединенные Штаты | Ракета класса «воздух-воздух» малой дальности | 630(40) единиц [32] [33] | |||
AIM-120 АМРААМ
| Соединенные Штаты | Ракета за пределами видимости | 754 единицы [32] | |||
Ракета «воздух-поверхность» | ||||||
AGM-154 JSOW [32]
| Соединенные Штаты | Оружие совместного противостояния | 11(48)шт. [32] [33] | |||
АГМ-158 А ДЖАССМ
| Соединенные Штаты | Крылатая ракета воздушного базирования | 70 единиц [32] | |||
ЗРК AGM-88G | Соединенные Штаты | класса «воздух-поверхность» Противорадиационная ракета | 150 единиц [34] | |||
Бомба общего назначения | ||||||
ГБУ-31
| Соединенные Штаты | Высокоточный управляемый боеприпас | 114 единиц - (Mk 84 2000 фунтов (910 кг)) [32] | |||
ГБУ-32 | Соединенные Штаты | Высокоточный управляемый боеприпас | Mk 83, 1000 фунтов (450 кг) [32] | |||
ГБУ-38
| Соединенные Штаты | Высокоточный управляемый боеприпас | Mk 82, 500 фунтов (230 кг) [32] | |||
GBU-53/B Громобой | Соединенные Штаты | Высокоточный управляемый боеприпас | 200 единиц - (SDB II, 204 фунта (93 кг)) [36] | |||
Бомба малого диаметра ГБУ-39
| Соединенные Штаты | Высокоточный управляемый боеприпас | ? единицы - (SDB I, 285 фунтов (129 кг)) [37] |
Организация
[ редактировать ]

ВВС разделены на три авиационных командования, в каждом из которых имеется истребительная эскадрилья. Кроме того, в состав ВВС входит ряд других подразделений:
- Генеральный штаб ВВС в Тиккакоски.
- Командование ВВС (AFCOMFIN) на авиабазе Ювяскюля-Тиккакоски.
- Центр воздушных операций на авиабазе Ювяскюля-Тиккакоски.
- Лапландское авиационное командование на авиабазе Рованиеми . [38]
- 11-я истребительная эскадрилья ( HävLLv 11)
- 5-й секторный оперативный центр
- Базовая эскадрилья поддержки
- Центр C4I
- Центр технического обслуживания
- Воздушное командование Карелии на авиабазе Куопио.
- я истребительная эскадрилья 31-
- Штаб-квартира Рейс
- 1-й полет истребителя с F-18C/D
- 2-й полет с F-18C/D
- 3-й полет с F-18C/D
- Полет связи с ПК-12 НГ
- 7-й секторный оперативный центр [39]
- Базовая эскадрилья поддержки
- Центр C4I
- Центр технического обслуживания
- я истребительная эскадрилья 31-
- Воздушное командование Сатакунты на авиабазе Тампере-Пирккала. [40]
- Эскадрилья поддержки воздушных операций
- Штаб-квартира Рейс
- Полет на самолете CASA C-295M , Learjet 35A/S.
- Базовая эскадрилья поддержки
- Центр C4I
- Центр технического обслуживания
- Эскадрилья поддержки воздушных операций
- Академия ВВС на авиабазе Ювяскюля-Тиккакоски. [41]
- 41-я истребительная эскадрилья с Hawk Mk 51/51A, 61
- Штаб-квартира Рейс
- 1-й полет с Hawk Mk.51 , Mk.51A, Mk.66
- 2-й полет с Hawk Mk.51, Mk.51A, Mk.66.
- 3-й полет с Hawk Mk.51, Mk.51A, Mk.66.
- Полет связи с ПК-12 НГ
- Учебный центр с Grob G 115E
- Учебный батальон
- Школа офицеров запаса ВВС
- Школа унтер-офицеров ВВС
- Компания Сигнальных Технологий
- Компания инженеров воздушного движения
- Базовая эскадрилья поддержки
- Центр C4I
- Центр технического обслуживания
- Оркестр ВВС
- 41-я истребительная эскадрилья с Hawk Mk 51/51A, 61
- Командование ВВС (AFCOMFIN) на авиабазе Ювяскюля-Тиккакоски.
Сила военного времени
[ редактировать ]- 2 эскадрильи F-18C
- 1 эскадрилья «Ястреб»
- 1 эскадрилья поддержки воздушных операций
- 4x резервные базы
- 4 полета связи
Общая численность составляет 38 000 человек.
Командиры
[ редактировать ][ нужна ссылка ]
Классифицировать | Имя | От | К |
Капитан | Карл Себер | 28 апреля 1918 г. | 13 декабря 1918 г. |
Подполковник | Торстен Аминофф | 14 декабря 1918 г. | 9 января 1919 г. |
Полковник | Сикст Хьельмманн | 10 января 1919 г. | 25 октября 1920 г. |
Главный | Арне Сомерсало | 26 октября 1920 г. | 2 февраля 1926 г. |
Полковник | Вяйно Вуори | 2 февраля 1926 г. | 7 сентября 1932 г. |
Генерал-лейтенант | Ярл Лундквист | 8 сентября 1932 г. | 29 июня 1945 г. |
Генерал-лейтенант | Франс Хельминен | 30 июня 1945 г. | 30 ноября 1952 г. |
Генерал-лейтенант | Королевство Артола | 1 декабря 1952 г. | 5 декабря 1958 г. |
Генерал-майор | Обсуждает Seeve | 6 декабря 1958 г. | 12 сентября 1964 г. |
Генерал-лейтенант | Рейно Турция | 13 сентября 1964 г. | 4 декабря 1968 г. |
Генерал-лейтенант | Ээро Салмела | 7 февраля 1969 г. | 21 апреля 1975 г. |
Генерал-лейтенант | Рауно Мерио | 22 апреля 1975 г. | 31 января 1987 г. |
Генерал-лейтенант | Пертти Йокинен | 1 февраля 1987 г. | 31 января 1991 г. |
Генерал-лейтенант | Хейкки Никунен | 1 февраля 1991 г. | 30 апреля 1995 г. |
Генерал-майор | Матти Ахола | 1 мая 1995 г. | 31 августа 1998 г. |
Генерал-лейтенант | Йоуни Пистынен | 1 сентября 1998 г. | 31 декабря 2004 г. |
Генерал-лейтенант | Хейкки Лютинен | 1 января 2005 г. | 31 июля 2008 г. |
Генерал-лейтенант | Ярмо Линдберг | 1 августа 2008 г. | 29 февраля 2012 г. |
Генерал-майор | Лаури Пуранен | 1 марта 2012 г. | 31 марта 2014 г. |
Генерал-майор | Ким Яамери | 1 апреля 2014 г. | 31 мая 2017 г. |
Генерал-майор | Сампо Эскелинен | 1 июня 2017 г. | 1 апреля 2019 г. |
Генерал-майор | Паси Йокинен | 1 апреля 2019 г. | 31 мая 2022 г. |
Генерал-майор | Юха-Пекка Керянен | 1 июня 2022 г. |
См. также
[ редактировать ]- Список военных самолетов Финляндии
- Список асов Второй мировой войны из Финляндии
- Список военно-воздушных сил
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «ВВС Финляндии сегодня» . Финские ВВС. Архивировано из оригинала (веб-статья) 12 февраля 2008 г. Проверено 23 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Центральный, Партонен, Стенман 2005.
- ^ Фотография этого самолета есть в книге Шорса, 1969, стр. 4.
- ^ Риччини, Элизабет Бро (14 февраля 2002 г.). «Карин Геринг – шведская икона нацистской Германии» . Popularhistoria.se (на шведском языке) . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Карин Геринг – шведская икона Третьего рейха» . nordfront.se . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Хейнонен 1992.
- ^ Jump up to: а б «Соглашение о перемирии» . Хенинен.нет. Архивировано из оригинала 28 января 2014 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ Аллен, Клаудия (1 июля 2020 г.). «ВВС Финляндии тихо сбрасывают символ свастики» . Новости Би-би-си . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «ВВС Финляндии» . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «История ВВС Финляндии» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «Продолжение обзора военной авиации» . virtualpilots.fi. 19 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 г. Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ Калеви Кескинен, Кари Стенман. Воздушные победы 1 , Воздушные победы 2 (2006)
- ^ Артер, Дэвид: Скандинавская политика сегодня , Manchester University Press (1999), ISBN 0-7190-5133-9 , стр.254.
- ^ «Раскрытие информации: Швеция хранила истребители для финских пилотов» (на шведском языке). Hbl.fi. Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ «Обзор НАТО – № 1 – февраль 1993 г.» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ↑ Финляндский МиГ-21. Архивировано 22 февраля 2017 г. на Wayback Machine Aviata.net. Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ Езиорский, Анджей Затраты на F-18 задерживают требования Финляндии о поддержке, 15 ноября 1995 г. Архивировано 22 февраля 2017 г. на Wayback Machine Flight Global . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ↑ ВВС Финляндии. Архивировано 22 февраля 2017 г. в Wayback Machine . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ «Рабочая группа предлагает многоцелевые истребители на замену самолетов F/A-18» (пресс-релиз). FI : Мин. 11 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Неожиданный поворот в закупках истребителей: Финляндия может закупить больше боевых самолетов, чем сейчас – правительство установило потолок цен в 10 миллиардов евро» . Илталехти (на финском языке). 9 октября 2017 года . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ «Финляндия отправляет RFI в 4 страны для замены Hornet» . Финские времена . 23 апреля 2016 г.
- ^ «Запросы цен на участие в программе HX будут разосланы всем кандидатам» (пресс-релиз). ФИ : Министерство обороны. 24 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2017 года . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ «Командование тыла Сил обороны Финляндии получило ответы по поводу замены самолетов Hornet» (пресс-релиз). ФИ : Министерство обороны. 22 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2017 г. . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Министерство обороны . «Lockheed Martin F-35A Lightning II — следующий многоцелевой истребитель Финляндии» . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ Стенроос, Мария (11 декабря 2021 г.). «Анализ: Финляндия приобретает истребители F-35 дешевле, чем ожидалось, но это не специальное предложение» . Yle Uutiset (на финском языке) . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ «Lockheed Martin F-35A Lightning II — следующий многоцелевой самолет Финляндии» (на шведском языке). Министерство обороны . 10 декабря 2021 г. Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ «Финляндия – совместный ударный истребитель F-35 с ракетами класса «воздух-воздух» и высокоточными боеприпасами класса «воздух-земля» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности . 9 октября 2020 г. Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Глава ВВС впервые летает на «Хоршнене» перед выходом на пенсию…» . ВВС (на финском языке). 26 апреля 2024 г. Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ «Информационный бюллетень по самолетам ВВС Финляндии: BAE Systems Hawk» (PDF) . Финские ВВС. Декабрь 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2018 г. . Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ «Тяжёлое авиационное крыло» . стратегических воздушных перевозок Программа . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Торговые реестры. Архивировано 13 мая 2011 г. в Wayback Machine . Armstrade.sipri.org. Проверено 23 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Финляндия – тактические ракеты AIM 9X Block II и средства противодействия AGM-154» . 28 ноября 2022 г. Проверено 25 января 2023 г.
- ^ [1]
- ^ [2]
- ^ [3]
- ^ [4]
- ^ «Пуолустусвоймат» . Архивировано из оригинала 14 ноября 2006 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «Пуолустусвоймат» (на финском языке). Ilmavoimat.fi. 14 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2007 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ Авиационная организация Сатакунты. Воздушное командование Сатакунты. Проверено 22 декабря 2008 г. (на финском языке)
- ^ «Пуолустусвоймат» (на финском языке). Ilmavoimat.fi. 14 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2007 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Анналы Перчатки». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast , № 2, без даты, стр. 163–176. ISSN 0143-5450
- Гость, Карл-Фредрик. «Обратный разговор». Air Enthusiast , № 18, апрель – июль 1982 г., стр. 78–79. ISSN 0143-5450 .
- Оуэрс, Колин (весна 1994 г.). «Пятый Fokker: многоцелевой биплан CV». Любитель воздуха . № 53. С. 60–68. ISSN 0143-5450 .
- Шорс, Кристофер (1969). ВВС Финляндии, 1918–1968 гг . Ридинг, Беркшир, Великобритания: ISBN Osprey Publications Ltd. 978-0668021210 .
- Сильвестр, Джон. «Призыв к оружию: Персиваль Морской принц и Пембрук». Air Enthusiast , № 55, осень 1994 г., стр. 56–61. ISSN 0143-5450
- Стенман, Кари (июль – август 2001 г.). «От Великобритании до Финляндии: припасы для Зимней войны». Любитель воздуха . № 94. С. 56–59. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]