Jump to content

AIM-120 АМРААМ

AIM-120 АМРААМ
Тип за пределами видимости Ракета «воздух-воздух» /ракета «земля-воздух»
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
В эксплуатации Сентябрь 1991 г. ( 1991-09 ) – настоящее время.
Используется См . Операторы
Войны
История производства
Производитель
Стоимость единицы 1 090 000 долларов США (AIM-120D, 2019 финансовый год) [1]
Варианты AIM-120A, AIM-120B, AIM-120C, AIM-120D, AMRAAM-ER
Технические характеристики (AIM-120C-5/6/7)
Масса 356 фунтов (161,5 кг)
Длина 12 футов (3,65 м)
Диаметр 7 дюймов (178 мм)
Размах крыльев 1 фут 7 дюймов (484 мм)

Боеголовка Осколочно - фугасный взрыв
Вес боеголовки 44 фунта (20 кг)
Детонация
механизм
ФЗУ-49 Неконтактный взрыватель , ударного взрывателя система

Двигатель Твердотопливный ракетный двигатель
Оперативный
диапазон
57–65 миль (105–120 км); AIM-120D 86–97 миль (160–180 км)
Максимальная скорость 4 Маха (4501 фут/с; 1372 м/с)
Руководство
система
Инерциальное наведение , активное радиолокационное самонаведение на терминале , дополнительный для обновления на середине курса. канал передачи данных
Рулевое управление
система
AIM-120C-5/6/7 максимальная перегрузка 40G через переднее и заднее переднее оперение
Ссылки Джейнс [2]

АИМ -120 [а] Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile (AMRAAM) ( / æ m r æ m / AM -ram ) — американская за пределами видимости, ракета класса «воздух-воздух» способная действовать в любую погоду круглосуточно. . Он использует активное радиолокационное наведение на передачу и прием вместо полуактивного радиолокационного наведения только на прием. При запуске ракеты AMRAAM пилоты НАТО используют сокращенный код « Fox Three ». [4]

По состоянию на 2008 год более 14 000 было произведено для ВВС США , ВМС США и 33 международных заказчиков. [5] AMRAAM использовался в нескольких боях, совершив 16 убийств в воздухе в конфликтах в Ираке , Боснии , Косово , Индии и Сирии . [ нужна ссылка ]

Происхождение [ править ]

AIM-7 Sparrow MRM [ править ]

Ракета средней дальности AIM -7 Sparrow (MRM) была приобретена ВМС США у первоначального разработчика компании Hughes Aircraft в 1950-х годах как первая боевая ракета класса «воздух-воздух» с возможностью « за пределами видимости » (BVR). Имея эффективную дальность действия около 12 миль (19 км), она была представлена ​​как ракета с радиолокационным наведением , а затем была усовершенствована до ракеты с полуактивным радиолокационным наведением , которая наводилась на отражения от цели, освещенной радаром. стартовый самолет. Это было эффективно при визуальном и за пределами визуального диапазона. Ранние версии ракет Sparrow с лучевой подвеской были интегрированы в McDonnell F3H Demon и Vought F7U Cutlass , но окончательная версия AIM-7 Sparrow была основным оружием для всепогодного McDonnell Douglas F-4 Phantom II истребителя/перехватчика , которого не хватало. Внутренний пистолет в версиях ВМС США , Корпуса морской пехоты США и ранних версиях ВВС США . F-4 нес до четырех AIM-7 во встроенных нишах под днищем.

Разработанные для использования против неманеврирующих целей, таких как бомбардировщики, ракеты изначально плохо работали против истребителей над Северным Вьетнамом и постепенно совершенствовались, пока не доказали свою высокую эффективность в воздушных боях. ближнего действия с инфракрасным наведением Вместе с AIM-9 Sidewinder они заменили серию AIM-4 Falcon с ИК- и радиолокационным наведением для использования в воздушном бою ВВС США. Недостатком полуактивного самонаведения было то, что стартовавший истребитель мог одновременно освещать только одну цель. Кроме того, стартовый самолет должен был оставаться направленным в направлении цели (в пределах азимута и угла места собственной радиолокационной установки), что могло быть затруднительно или опасно в бою воздух-воздух .

Вариант активной радиолокационной станции под названием Sparrow II был разработан для устранения этих недостатков, но ВМС США вышли из проекта в 1956 году. Королевские ВВС Канады взяли на себя разработку в надежде использовать эту ракету для вооружения своего перспективного Avro. Перехватчик Canada CF-105 Arrow , появившийся вскоре в 1958 году. [6] Электроника того времени просто не могла быть достаточно миниатюрной, чтобы сделать Sparrow II жизнеспособным рабочим оружием. Потребуются десятилетия и новое поколение цифровой электроники, чтобы создать эффективную ракету класса «воздух-воздух» с активным радаром, столь же компактную, как «Спэрроу».

AIM-54 Phoenix LRM [ править ]

Позже ВМС США разработали AIM-54 Phoenix ракету большой дальности (LRM) для задач противовоздушной обороны флота. Это была большая ракета массой 1000 фунтов (500 кг) со скоростью 5 Маха, предназначенная для противодействия крылатым ракетам и бомбардировщикам, которые их запускали. с прямым крылом Первоначально предназначавшийся для самолета Douglas F6D Missileer , а затем для военно-морского самолета General Dynamics-Grumman F-111B , он, наконец, поступил на вооружение Grumman F-14 Tomcat , единственного истребителя, способного нести такую ​​тяжелую ракету. «Феникс» был первой в США ракетой залпового огня с радиолокационным наведением по принципу «выстрелил и забыл»: ракета, которая использовала собственную активную систему наведения для наведения без помощи самолета-носителя, когда она приближалась к цели. Теоретически это давало «Томкэту» с шестью боеголовками «Феникс» беспрецедентную способность отслеживать и уничтожать до шести целей за пределами видимости на расстоянии до 100 миль (160 км) — единственный истребитель США с такой способностью.

Полная нагрузка из шести ракет «Феникс» и специальной пусковой установки массой 2000 фунтов (910 кг) превышала типичную бомбовую нагрузку времен Вьетнама. Его служба в ВМС США была в первую очередь средством сдерживания, поскольку его использованию препятствовали ограничительные правила участия в таких конфликтах, как война в Персидском заливе 1991 года , «Южный дозор» (обеспечение соблюдения бесполетных зон) и война в Ираке . ВМС США сняли «Феникс» в 2004 году. [7] в свете наличия AIM-120 AMRAAM на McDonnell Douglas F/A-18 Hornet и предстоящего вывода из эксплуатации F-14 Tomcat в конце 2006 года.

АСЕВАЛ/АИМВАЛ [ править ]

Министерство обороны провело обширную оценку тактики воздушного боя и ракетной техники с 1974 по 1978 год на авиабазе Неллис, используя F-14 Tomcat и F-15 Eagle, оснащенные ракетами Sparrow и Sidewinder, в качестве самолетов Blue Force и Aggressor F-5E. с Sidewinders AIM-9L всеракурсными в качестве красной силы. Это совместное испытание и оценка (JT&E) получило название «Оценка воздушного боя/Оценка ракет перехвата воздуха» (ACEVAL/AIMVAL). [ нужна ссылка ] Принципиальное открытие заключалось в том, что необходимость обеспечить освещение «Воробья» до момента удара привела к тому, что красные силы смогли запустить свои всеракурсные «Сайдвиндеры» до удара, что привело к взаимным убийствам. Что было необходимо, так это система залпового огня и терминальная активная способность типа «Феникс» на планере размера «Спэрроу». Это привело к подписанию меморандума о соглашении (MOA) с европейскими союзниками (в основном с Великобританией и Германией по разработке) о разработке передовой ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» с ВВС США в качестве ведущей службы.

АСРААМ [ править ]

Министерство сельского хозяйства также заключило соглашение о разработке замены Sidewinder, в частности; усовершенствованная ракета «воздух-воздух» для «воздушного боя», способная лучше покрыть разницу в дальности, которая возникнет между такими ракетами малой дальности и возможными AMRAAM. Эта задача выпала на долю британско-немецкой группы разработчиков, и немцы покинули проект в 1989 году. Ракета стала британской усовершенствованной ракетой класса «воздух-воздух» малой дальности (ASRAAM), поступившей на вооружение в 1998 году. Хотя США так и не приняли на вооружение ASRAAM — вместо того, чтобы продолжить модернизацию Sidewinder — ASRAAM действительно поступил на вооружение британских, индийских и австралийских вооруженных сил. Великобритания продолжает модернизировать ASRAAM, и вариант Block 6 поступит на вооружение в 2022 году. [8]

Требования [ править ]

К 1990-м годам надежность «Спэрроу» значительно повысилась по сравнению с его использованием во Вьетнаме: на его долю пришлось наибольшее количество воздушных целей, уничтоженных на этапе «Бури в пустыне» войны в Персидском заливе. Однако, несмотря на то, что ВВС США отказались от Phoenix и своих аналогичных AIM-47 Falcon / Lockheed YF-12 для оптимизации характеристик воздушного боя, им по-прежнему требовалась возможность многократного запуска по принципу «выстрелил и забыл» для F-15 и F-16. . AMRAAM необходимо будет устанавливать на таких маленьких истребителях, как F-16, и размещать в тех же местах, которые были предназначены для установки Sparrow на F-4 Phantom. Европейским партнерам требовалось, чтобы AMRAAM был интегрирован на таких небольших самолетах, как BAe Sea Harrier . ВМС США нуждались в установке AMRAAM на F/A-18 Hornet и хотели, чтобы два из них можно было разместить на пусковой установке, которая обычно несла один Sparrow, чтобы можно было разместить больше оружия класса «воздух-земля». Наконец, AMRAAM стал одним из основных средств поражения класса «воздух-воздух» нового истребителя Lockheed Martin F-22 Raptor , которому необходимо было разместить все свое вооружение во внутренних отсеках вооружения, чтобы добиться чрезвычайно низкой радарное сечение .

Развитие [ править ]

Первое успешное испытание на ракетном полигоне Уайт-Сэндс, Нью-Мексико, 1982 г.

AMRAAM был разработан в результате соглашения ( Семейство вооружений MOA, утратившего силу к 1990 году) между Соединенными Штатами и несколькими другими странами НАТО о разработке ракет класса «воздух-воздух» и обмене технологиями производства. В соответствии с этим соглашением США должны были разработать ракету средней дальности следующего поколения (AMRAAM), а Европа – ракету ближнего радиуса действия следующего поколения (ASRAAM). Хотя Европа первоначально приняла AMRAAM, в Великобритании начались попытки разработать MDBA Meteor , конкурента AMRAAM. В конце концов, ASRAAM был разработан исключительно британцами, но с использованием другого источника для своей инфракрасной ГСН. После длительной разработки в сентябре 1991 года началось внедрение AMRAAM (AIM-120A) в McDonnell Douglas F-15 Eagle истребителей эскадрильях ВВС США . Вскоре (в 1993 году) за ними последовали ВМС США в своих эскадрильях McDonnell Douglas F/A-18 Hornet .

Аналогом AMRAAM в ВВС России является несколько похожий Р-77 (кодовое название НАТО AA-12 Adder), который на Западе иногда называют «AMRAAMski». Аналогичным образом, Франция начала собственную разработку ракет класса «воздух-воздух» с концепции MICA , в которой использовался общий планер для отдельных версий с радиолокационным и инфракрасным наведением.

История эксплуатации [ править ]

США [ править ]

AMRAAM был впервые использован в боевых условиях 27 декабря 1992 года, когда самолет ВВС США General Dynamics F-16D Fighting Falcon сбил иракский МиГ-25 , нарушивший южную бесполетную зону. [9] Эта ракета днем ​​ранее была возвращена с линии полета как неисправная. AMRAAM одержала вторую победу в январе 1993 года, когда иракский МиГ-23 был сбит истребителем ВВС США F-16C.

28 февраля 1994 года ВВС Республики Сербской самолет J-21 Jastreb был сбит самолетом F-16C ВВС США, патрулировавшим бесполетную зону, введенную ООН над Боснией . В этом бою по меньшей мере три других сербских самолета были сбиты самолетами ВВС США F-16C ракетами AIM-9 ( инцидент в Баня-Луке ). На тот момент три боевых пуска привели к трем поражениям, в результате чего во второй половине 1990-х годов AMRAAM неофициально называли «хлопушкой». [ нужна ссылка ]

В 1994 году два истребителя F-15 ВВС США , патрулировавшие северную бесполетную зону Ирака, приняли пару вертолетов Black Hawk армии США за иракские вертолеты и сбили их . Один был сбит из AIM-120, другой из AIM-9 Sidewinder. [10]

В 1998 и 1999 годах истребители F-15 ВВС США снова обстреляли самолеты AMRAAM по иракским самолетам, нарушившим бесполетную зону, но на этот раз им не удалось поразить цели. Весной 1999 года AMRAAM приняли участие в своих основных боевых действиях во время операции Allied Force Косово — бомбардировки . НАТО сбило шесть сербских МиГ-29 (четыре F-15C ВВС США, один F-16C ВВС США и один голландский F-16A MLU), все они использовали ракеты AIM-120 (предполагаемое поражение F-16C может на самом деле это был дружественный огонь - переносной СА-7, выпущенный сербской пехотой). [11]

18 июня 2017 г. американский самолет Boeing F/A-18E Super Hornet атаковал и сбил Су -22 сирийских ВВС над северной Сирией. [12] с использованием AIM-120. AIM -9X Sidewinder не смог сбить сирийский самолет. Некоторые источники утверждают, что AIM-9X была обманута сигнальными ракетами. [13] [14] [15] хотя пилот F/A-18E, лейтенант-командир Майкл «MOB» Тремель заявил, что неясно, почему AIM-9X вышел из строя, упомянув об отсутствии использования сигнальных ракет Су-22, заявив: «Я [потерял] дымовой след, и я понятия не имею, что случилось с ракетой в тот момент». [16] [17]

Турция [ править ]

23 марта 2014 года F-16 ВВС Турции из 182-й эскадрильи сбил МиГ-23БН ВВС Сирии с самолетом AIM-120C-7. [18]

24 ноября 2015 года ВВС Турции F-16 сбил российский ударный самолет Су-24М ракетой AIM-120 над северной Сирией после того, как он предположительно пересек воздушное пространство Турции. [19]

1 марта 2020 года F-16 ВВС Турции сбили два Су-24, принадлежащие ВВС Сирии, с помощью двух самолетов AIM-120C-7. [20] [21] [ не удалось пройти проверку ]

сирийских ВВС 3 марта 2020 года L-39 был сбит над Идлибом самолетами турецких ВВС F-16 из воздушного пространства Турции с помощью AIM-120C-7 на расстоянии около 45 км (28 миль). По состоянию на 2020 год это было самое дальнее поражение AIM-120. [22] [23]

Пакистан [ править ]

27 февраля 2019 года Индия заявила, что ВВС Пакистана (PAF) использовали AMRAAM во время операции Swift Retort . Индийские официальные лица продемонстрировали фрагменты предполагаемой ракеты AIM-120C-5 в качестве доказательства ее использования во время боя. [24] [25] Единственной подтвержденной потерей в бою стал ВВС Индии МиГ-21 ВВС Индии, которые и Су-30МКИ во время воздушного боя уклонились и подавили 3-4 AMRAAM. [26] [27]

Саудовская Аравия [ править ]

Во время войны в Йемене Саудовская Аравия широко использовала самолеты F-15 и «Тайфун» вместе с батареями «Патриот» для перехвата и уничтожения йеменских дронов и ракет. В ноябре 2021 года Конгресс США был уведомлен о возможном контракте на поставку военной техники за границу относительно поставки Саудовской Аравии 280 ракет AIM-120C-7 и C-8, а также соответствующего вспомогательного оборудования и услуг, которые будут использоваться на саудовских истребителях. -15 и самолет Тайфун. [28] Сделка была необходима для пополнения запасов саудовских ракет, которые заканчиваются из-за широкого использования AMRAAM и Patriot против йеменских ракет и беспилотников. [29]

Испания [ править ]

ВВС Испании 7 августа 2018 года истребитель Eurofighter Typhoon случайно запустил ракету в Эстонии. [30] Человеческих жертв нет, но десятидневная операция по поиску ракеты не увенчалась успехом. [30] [31]

Эффективность [ править ]

Вероятность поражения (P k ) определяется несколькими факторами, включая аспект (лобовой перехват, боковой или хвостовой преследование), высоту, скорость ракеты и цели, а также то, насколько сильно цель может повернуть. Как правило, если ракета обладает достаточной энергией на конечном этапе, который возникает в результате запуска на близком расстоянии от цели с самолета, имеющего преимущество в высоте и скорости, у нее будут хорошие шансы на успех. [ нужна ссылка ] Этот шанс снижается, поскольку ракета стреляет на большие расстояния, поскольку на больших дистанциях у нее заканчивается скорость догона, и если цель может заставить ракету повернуть, она может потерять достаточную скорость, чтобы она больше не могла преследовать цель. В эксплуатационном отношении ракета, предназначенная для боя за пределами видимости , имеет P k 0,59. [32] В число целей входили шесть МиГ-29, МиГ-25, МиГ-23, два Су-22, «Галеб» и «Блэкхок» армии США, который был выбран по ошибке. [33] [12]

Краткое описание эксплуатационных характеристик [ править ]

AMRAAM обладает всепогодными возможностями за пределами видимости (BVR). Он улучшает боевые возможности самолетов США и их союзников для отражения угрозы вражеского оружия класса «воздух-воздух», существовавшего в 1991 году. AMRAAM является продолжением серии ракет AIM-7 Sparrow. Новая ракета быстрее, меньше и легче, а также имеет улучшенные возможности борьбы с маловысотными целями. Он также включает в себя канал передачи данных, позволяющий направить ракету к точке, где ее активный радар включится и перехватит цель. Инерциальный блок отсчета и микрокомпьютерная система делают ракету менее зависимой от системы управления огнем самолета.

Как только ракета приближается к цели, ее активный радар направляет ее на перехват. Эта функция, известная как «выстрелил и забыл», освобождает летный экипаж от необходимости дальнейшего обеспечения наведения, позволяя летному экипажу нацеливаться и запускать несколько ракет одновременно по нескольким целям и снимать блокировку радара после того, как ГСН ракеты активируется и наводит. себя к целям.

Ракета также имеет возможность «наведения на помехи». [34] придавая ей возможность перехода от активного радиолокационного самонаведения к пассивному – самонаведению по сигналам помех от самолета-цели. Программное обеспечение на борту ракеты позволяет ей определять наличие помех и наводиться на цель, используя соответствующую систему наведения.

Обзор системы наведения [ править ]

курса перехвата Этап

Grumman F-14 Tomcat с AMRAAM во время испытаний в 1982 году.

AMRAAM использует двухступенчатое наведение при стрельбе на большие дистанции.

Самолет передает данные ракете непосредственно перед запуском, предоставляя ей информацию о местонахождении самолета-мишени от точки запуска, включая его направление и скорость. Эта информация обычно получается с помощью радара стартового самолета, хотя она может поступать от инфракрасной системы поиска и слежения , от другого истребителя по каналу передачи данных или от самолета системы АВАКС . Используя встроенную инерциальную навигационную систему (ИНС), ракета использует информацию, предоставленную перед запуском, для полета по курсу перехвата к цели.

После запуска, если стреляющий самолет или его заместитель продолжает отслеживать цель, периодические обновления, например, изменения направления и скорости цели, передаются с самолета-пускателя на ракету, что позволяет ракете скорректировать свой курс посредством активации задней плавники, чтобы она могла приблизиться на расстояние самонаведения, где она будет достаточно близко, чтобы «поймать» самолет-мишень в корзине ( поле обзора радара ракеты, в котором она сможет захватить самолет-мишень , без помощи самолета-носителя).

Не все вооруженные силы, использующие AMRAAM, решили приобрести опцию промежуточного обновления, что ограничивает эффективность AMRAAM в некоторых сценариях. Первоначально ВВС Великобритании решили не использовать промежуточное обновление для своих сил Tornado F3 , но обнаружили, что без него испытания показали, что AMRAAM менее эффективен в боях за пределами видимости (BVR), чем более старая полуактивная радиолокационная система самонаведения BAE Skyflash ( развитие «Воробья»), поскольку собственный радар AIM-120 обязательно имеет меньшую дальность и мощность по сравнению с радаром самолета-носителя.

и влияние стадия Терминальная

Как только ракета приближается к дистанции самонаведения, она включает активную радиолокационную ГСН и начинает поиск самолета-мишени. Если цель находится в ожидаемом месте или рядом с ним, ракета найдет ее и направится к цели из этой точки. Если ракета выпущена на короткое расстояние, в пределах видимости (WVR) или вблизи BVR, она может использовать активную ГСН сразу после запуска, чтобы направить ее на перехват. [35]

Визуальный режим проекции [ править ]

Помимо режима радиолокационного наведения существует режим свободного наведения, называемый «Визуальный». В этом режиме радиолокационное наведение самолета-носителя не используется — ракета просто стреляет и захватывает первое, что видит. Этот режим можно использовать для защитных выстрелов, т.е. когда противник имеет численное превосходство. [ нужна ссылка ]

Варианты и обновления [ править ]

Ракета AIM-120 AMRAAM на выставке в Национальном музее авиации и космонавтики США.
AIM-120 AMRAAM (справа) установлен в оружейном отсеке F-22 Raptor.

Варианты ракет «воздух-воздух» [ править ]

В настоящее время существует четыре основных варианта AMRAAM, все они находятся на вооружении ВВС США , ВМС США и Корпуса морской пехоты США. AIM -120A больше не производится и имеет увеличенные крылья и стабилизатор от преемника AIM-120B . AIM-120C имеет меньшие «обрезанные» аэроповерхности, что позволяет увеличить внутреннюю несущую часть ВВС США F-22 Raptor с четырех до шести AMRAAM. Поставки AIM-120B начались в 1994 году.

Поставки AIM-120C начались в 1996 году. Вариант C постоянно модернизировался с момента его появления. AIM-120C-5 и выше имеют улучшенные возможности HOB (High Off Bore-Sight), которые улучшают перегрузку по перегрузке G и поле зрения ГСН по сравнению с предыдущими вариантами, что позволяет ракете быть более маневренной и использоваться по целям, удаленным от цели. фронтальный вид стартового самолета, обеспечивающий большую гибкость во время боя воздух-воздух. AIM-120C-6 содержал улучшенный взрыватель (устройство обнаружения целей) по сравнению со своим предшественником. Разработка AIM-120C-7 началась в 1998 году и включала улучшения в системе самонаведения и увеличении дальности действия (фактический объем улучшений не указан). Он успешно прошел испытания в 2003 году и в настоящее время производится как для отечественных, так и для зарубежных заказчиков. Это помогло ВМС США заменить F-14 Tomcats на F/A-18E/F Super Hornets – потеря дальнобойных ракет AIM-54 Phoenix (уже снятых с вооружения) F-14 компенсируется AMRAAM большей дальности. Д. Меньший вес усовершенствованного AMRAAM позволяет пилоту F/A-18E/F увеличить возвращаемый вес при приземлении авианосца.

AIM -120D представляет собой модернизированную версию AMRAAM с улучшениями практически во всех областях, включая увеличенную на 50% дальность действия (по сравнению с уже увеличенной дальностью AIM-120C-7) и лучшее наведение по всему диапазону полета, что обеспечивает повышенную вероятность поражения ( Пк ) . Первоначальное производство началось в 2006 году в рамках этапа тестирования программы разработки и производства и прекратилось в сентябре 2009 года. [36] Компания Raytheon начала испытания модели D 5 августа 2008 года. Компания сообщила, что AIM-120D, запущенная с истребителя F/A-18F Super Hornet, прошла на смертельном расстоянии от дрона-мишени QF-4 на ракетном полигоне Уайт-Сэндс . [37] Дальность действия AIM-120D засекречена, но предполагается, что она простирается примерно до 100 миль (160 км) или потенциально до 112 миль (180 км). [38]

AIM-120D (P3I Phase 4) представляет собой развитие AIM-120C с двусторонним каналом передачи данных, более точной навигацией с использованием IMU с улучшенными GPS, расширенной невыходной зоной, улучшенными HOBS (высоким отклонением от линии визирования). мощностью и максимальной скоростью 4 Маха. [39] AIM-120D — это совместный проект ВВС США и ВМС США, последующие эксплуатационные испытания и оценка которого (FOT&E) были завершены в 2014 году. [40] Планировалось, что ВМС США разместят его с 2014 года, а AIM-120D будет поставлен на вооружение всех тихоокеанских авианосных групп к 2020 году, хотя сокращение секвестра в 2013 году может отодвинуть эту более позднюю дату на 2022 год. [41] Королевские ВВС Австралии запросили 450 ракет AIM-120D, что сделает их первым иностранным оператором ракет. Закупка, одобренная правительством США в апреле 2016 года, обойдется в 1,1 миллиарда долларов и будет интегрирована для использования на самолетах F/A-18F Super Hornet, EA-18G Growler и самолетах F-35 Lightning II. [42]

также планировала Компания Raytheon разработать с прямоточным вариант AMRAAM воздушно-реактивным двигателем — будущую ракету «воздух-воздух средней дальности» ( FMRAAM ). FMRAAM не производился, поскольку целевой рынок, Министерство обороны Великобритании, выбрало ракету Meteor вместо FMRAAM в качестве ракеты BVR для самолета Eurofighter Typhoon .

Raytheon также работает с Агентством по противоракетной обороне над разработкой Network Centric Airborne Defense Element (NCADE), противоракеты, созданной на основе AIM-120. Это оружие будет оснащено прямоточным воздушно-реактивным двигателем и инфракрасной ГСН , созданной на основе ракеты Sidewinder . Вместо боеголовки с неконтактным взрывателем в NCADE будет использоваться с кинетической энергией, машина поражения ВМФ основанная на той, которая используется в стандартной ракете 3 RIM-161 . [43]

Модели -120A и -120B в настоящее время [ когда? ] Срок их службы приближается к концу, а вариант -120Д достиг начальной эксплуатационной готовности в 2015 году. [44] AMRAAM должен был быть заменен ВВС США , ВМС США и Корпусом морской пехоты США после 2020 года совместной ракетой двойного назначения для господства в воздухе ( ракета следующего поколения ), но ее действие было прекращено в бюджетном плане на 2013 год. [45] В 2017 году были начаты исследовательские работы по замене под названием Long-Range Engagement Weapon .

В 2017 году начались работы над совместной перспективной тактической ракетой AIM-260 (JATM), призванной создать замену AMRAAM большей дальности для борьбы с иностранным оружием, таким как китайское PL-15 . Летные испытания планируется начать в 2021 году, а первоначальная эксплуатационная готовность намечена на 2022 год, что позволит завершить производство AMRAAM к 2026 году. [46] В июле 2022 года компания Raytheon объявила, что AIM-120D-3 стал самым дальнобойным вариантом, проходившим испытания, а также представляет собой адаптацию AMRAAM-ER на базе NASAMS под названием AMRAAM-AXE (расширенный конверт воздушного базирования). Разработка AIM-120D-3 и AMRAAM-AXE, вероятно, обусловлена ​​характеристиками PL-15. [47] [48] Вариант AIM-120D-3 и AIM-120C-8 для международных заказчиков. [49] были разработаны в рамках программы Form, Fit, Function Refresh (F3R) и включают 15 модернизированных схем в разделе наведения ракеты и возможность постоянного обновления будущих усовершенствований программного обеспечения. [40] [49] По состоянию на апрель 2023 года все AMRAAM, запланированные к производству, представляют собой либо AIM-120D-3, либо AIM-120C-8 с функциональностью F3R. [50]

Системы наземного базирования [ править ]

пусковая установка НАСАМС
Батарея из четырех AMRAAM и двух AIM-9X на HMMWV

Норвежская усовершенствованная зенитная ракетная система (NASAMS), разработанная Kongsberg Defense & Aerospace и принятая на вооружение в 1994-1995 годах, состоит из ряда буксируемых батарей (содержащих шесть пусковых контейнеров AMRAAM со встроенными пусковыми направляющими) и отдельных радиолокационных тележек. и машины станций управления.

Корпус морской пехоты США и армия США провели испытания запуска ракет AMRAAM с шестирельсового носителя на HMMWV в рамках своих программ CLAWS (дополнительная система малозаходного вооружения) и SLAMRAAM (AMRAAM поверхностного запуска), которые были отменены из-за сокращения бюджета. Более поздней версией является высокомобильная пусковая установка для NASAMS, созданная в сотрудничестве с Raytheon (Kongsberg Defense & Aerospace уже была субподрядчиком системы SLAMRAAM), где ракетой-носителем является Хамви (M1152A1 HMMWV), содержащий четыре AMRAAM и две дополнительные ракеты AIM-9X Sidewinder. [51]

АМРААМ-ЕР [ править ]

AMRAAM-ER представлен на Парижском авиасалоне 2007 г.

В рамках проекта SLAMRAAM компания Raytheon предложила модернизацию AMRAAM с увеличенной дальностью действия, получившую название AMRAAM-ER. [52] Ракета представляет собой усовершенствованную ракету Sea Sparrow с головной частью AMRAAM и двухступенчатой ​​системой наведения. [53] Впервые его показали на Парижском авиасалоне 2007 года. [54] [55] и прошел испытания в 2008 году. [56]

После отмены финансирования SLAMRAAM в 2011 году разработка версии NASAMS возобновилась в 2014 году. В феврале 2015 года компания Raytheon объявила о варианте ракеты AMRAAM-ER для NASAMS, производство которого ожидается в 2019 году. [57] а первые летные испытания состоялись в августе 2016 года. [58] [59] Конверт помолвки был расширен [ количественно ] с увеличением максимальной дальности на 50 процентов и максимальной высотой на 70 процентов. [60] [61] [ не удалось пройти проверку ]

В 2019 году Катар разместил заказ на ракеты AMRAAM-ER в рамках закупки NASAMS. [62]

Ракета прошла испытания в космическом центре Андёя в мае 2021 года. [63] [64] В феврале 2024 года компания Raytheon провела летные испытания модернизированной версии AMRAAM-ER с улучшенным ракетным двигателем и исполнительной системой управления, а также головкой наведения AIM-120C-8. [65]

Компания Raytheon предложила вариант ракеты воздушного базирования под названием AMRAAM-AXE из «Air-launched Extended Envelope». [48]

Продажи за рубежом [ править ]

Canadair, ныне Bombardier , в значительной степени помогала в разработке AIM-7 Sparrow и Sparrow II и в меньшей степени помогала в разработке AIM-120. В 2003 году RCAF разместила заказ на 97 ракет AIM-120C-5, а затем и C-7. [66] Эти ракеты находятся на вооружении CF-18 Hornet с 2004 года, а в 2010-х годах полностью заменили AIM-7 Sparrow . В 2020 году правительство Канады получило одобрение Министерства обороны США на поставку 32 усовершенствованных ракет AIM-120D в дополнение к запасам AIM-120C. [67] В пакет вошли 32 активные ракеты AIM-120D-3, а также 18 учебных ракет, а также различное учебное оборудование и запасные части на сумму 140 миллионов долларов. Канада является одной из немногих стран, которым в настоящее время разрешено закупить ракеты большей дальности AIM-120D.

В начале 1995 года Южная Корея заказала 88 ракет AIM-120A для своего парка KF-16. В 1997 году Южная Корея заказала дополнительно 737 ракет AIM-120B. [68] [69]

В 2006 году Польша получила ракеты AIM-120C-5 для вооружения своих новых истребителей F-16C/D Block 52+. [70] В 2017 году Польша заказала ракеты AIM-120C-7. [71]

В начале 2006 года ВВС Пакистана (PAF) заказали 500 ракет AIM-120C-5 AMRAAM в рамках контракта на боеприпасы для F-16 на сумму 650 миллионов долларов для оснащения своих F-16C/D Block 50/52+ и F-16A/B. Блокировать 15 истребителей MLU. ВВС получили первые три самолета F-16C/D Block 50/52+ 3 июля 2010 г. и первую партию AMRAAM 26 июля 2010 г. [72]

В 2007 году правительство США согласилось продать Тайваню 218 ракет AIM-120C-7 в рамках крупного пакета продаж вооружений, который также включал 235 ракет AGM-65G-2 Maverick. Общая стоимость пакета, включая пусковые установки, техническое обслуживание, запасные части, поддержку и учебные снаряды, оценивается примерно в 421 миллион долларов США. Это дополнило ранее приобретенную Тайванем 120 ракет AIM-120C-5 несколько лет назад. [70] [ не удалось пройти проверку ]

В 2008 году было объявлено о новых или дополнительных продажах в Сингапур, Финляндию, Марокко и Южную Корею; в декабре 2010 года правительство Швейцарии запросило 150 ракет AIM-120C-7. [73] Продажи в Финляндию застопорились, поскольку производителю не удалось исправить загадочную ошибку, из-за которой ракетные двигатели ракеты выходят из строя при холодных испытаниях. [74] 5 мая 2015 года Государственный департамент принял решение об одобрении возможной продажи иностранным военным Королевским ВВС Малайзии ракет AIM-120C-7 AMRAAM и сопутствующего оборудования, запчастей и материально-технической поддержки ориентировочной стоимостью 21 миллион долларов. [75] [76]

В марте 2016 года правительство США одобрило продажу 36 единиц ракет AIM-120C-7 ВВС Индонезии для оснащения их парка F-16 C/D Block 25. [77] AIM-120C-7 также оборудован для модернизированного F-16 A/B Block 15 OCU в рамках проекта модернизации Falcon Star-eMLU. [78] [79] [80]

В марте 2019 года Государственный департамент США и Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности официально подписали соглашение о продаже зарубежным военным вооружения на сумму 240,5 миллионов долларов США для поддержки Австралией внедрения программы NASAMS и LAND 19 Phase 7B. В рамках сделки австралийское правительство запросило до 108 самолетов Raytheon AIM-120C-7 AMRAAM, шесть оснащенных приборами самолетов AIM-120C-7 AMRAAM; и шесть запасных секций наведения AIM-120C-7 AMRAAM. [81]

В декабре 2019 года Конгресс США одобрил продажу AIM-120C-7/C-8 Республике Корея . Согласно документу Федерального реестра , AIM-120C-8 представляет собой отремонтированную версию AIM-120C-7, в которой некоторые снятые с производства детали заменены эквивалентными коммерческими деталями, и ее возможности идентичны AIM-120C-7. [82] Это был первый случай, когда версия AMRAAM C-8 появилась в контракте на продажу оружия США. Позже Япония , Нидерланды , ОАЭ , Испания и Норвегия . разрешение на закупку AIM-120C-8 получили [83] [84] В ноябре 2021 года Саудовская Аравия получила разрешение на закупку 280 самолетов AIM-120C-7/C-8. [85]

Канада , Великобритания , Австралия и Норвегия получили одобрение на закупку AIM-120D. В ноябре 2022 года Норвегия заказала 205 AIM-120D и 60 AIM-120D3. [86]

В середине 2023 года Германия запросила закупку более 1000 ракет AIM-120 C8 в дополнение к MBDA Meteor , которые будут использоваться ВВС Германии . [87]

В ноябре 2023 года Шведское управление оборонной техники подписало контракт на сумму 605 миллионов долларов США на закупку AIM-120C-8, который заменит более старый AIM-120B, который будет продан обратно в США для дальнейшего дарения Украине. [88]

В январе 2024 года ВВС Турции заказали 952 самолета AIM-120C-8 AMRAAM, включенные в более крупный пакет продаж на сумму более 23 миллиардов долларов США. [89]

Операторы [ править ]

Карта с операторами AIM-120 синего цвета

Текущие операторы [ править ]

 Австралия
 Бельгия
 Бахрейн
 Канада [92]
 Чили
 Чешская Республика
 Дания
 Финляндия
 Германия
 Греция
 Венгрия
 Индонезия
 Израиль
 Италия
 Япония
 Иордания
 Кувейт
 Литва
 Малайзия
 Марокко
 Нидерланды
 Норвегия
 Мой собственный
 Пакистан
 Польша
 Португалия
 Катар
 Румыния
 Саудовская Аравия
 Сингапур
 Южная Корея
  Швейцария
 Испания
 Швеция
 Тайвань
 Таиланд
 Турция
 Украина
 Объединенные Арабские Эмираты
 Великобритания
 Соединенные Штаты

Будущие операторы

 Словацкая Республика
 Болгария [124]
 Аргентина

См. также [ править ]

Подобное оружие [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «AIM» означает «Ракета воздушного перехвата». [3]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Тревитик, Джозеф (18 февраля 2020 г.). «Вот сколько на самом деле стоит каждая из ракет и бомб воздушного базирования Пентагона» . Драйв . Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 года . Проверено 3 марта 2021 г.
  2. ^ «Усовершенствованная ракета среднего радиуса действия AIM-120 класса «воздух-воздух» (AMRAAM)» , Janes Weapons: Air Launched , Колсдон , Суррей : Jane's Group UK Limited., 10 января 2022 г., заархивировано из оригинала 22 января 2023 г. , получено 4 октября 2022 г.
  3. ^ «Ракета воздушного перехвата (АИМ)-7 Воробей» . navair.navy.mil. Архивировано из оригинала 3 июля 2021 года . Проверено 30 июля 2021 г.
  4. ^ Краткие коды мультисервисных «Воздух-Воздух», «Воздух-Поверхность», «Поверхность-Воздух» (PDF) (Отчет). ДТИК. Февраль 2002. с. 14. ФМ 3-97.18 МКРП 3-25Б НТТП 6-02.1 АФТТП(И) 3-2.5. Архивировано (PDF) из оригинала 9 февраля 2012 г.
  5. ^ «Точный удар: возможность силового доминирования» (PDF) . Центр воздушного вооружения. 10 июня 2008 г. с. 10. Архивировано (PDF) оригинала 13 мая 2015 г. – через DTIC.
  6. ^ «Рэйтеон AIM/RIM-7 Воробей» . обозначение-systems.net . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
  7. ^ ВМС снимают с вооружения ракету AIM-54 Phoenix , США: ВМС, архивировано из оригинала 5 марта 2011 г. , получено 26 ноября 2011 г.
  8. ^ Эллисон, Джордж (2 мая 2022 г.). «Блок 6 ASRAAM вводится в эксплуатацию на Тайфуне» . Британский оборонный журнал . Архивировано из оригинала 2 мая 2022 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  9. ^ Бьоркман, Эйлин, «Маленький, быстрый и бросающийся в глаза», Air & Space , февраль/март 2014 г., стр. 35.
  10. ^ Р. Гордон, Майкл (15 апреля 1994 г.). «Американские самолеты над Ираком по ошибке атаковали собственные вертолеты; все 26 человек на борту погибли» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 мая 2013 года . Проверено 18 марта 2010 г.
  11. ^ Air Power Australia (15 марта 2008 г.). «Air Power Australia: Технический отчет APA-TR-2008-0301» . Ausairpower.net. п. 1. Архивировано из оригинала 30 апреля 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Коалиция США сбила первый правительственный самолет Сирии». Архивировано 30 сентября 2018 года в Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 года.
  13. ^ Мизоками, Кайл (27 июня 2017 г.). «Как 30-летний самолет увернулся от последней ракеты Пентагона?» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 7 декабря 2017 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
  14. ^ Браун, Райан (22 июня 2017 г.). «Новые подробности о сбитом США сирийского самолета» . CNN . Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
  15. ^ «Американский самолет сбил сирийский правительственный самолет над северной Сирией, сообщает Пентагон». Архивировано 20 июня 2017 года, в Wayback Machine . Проверено 18 июня 2017 г.
  16. ^ «Су-22 сбил 4 пилотов ВМС США объяснит ВСЕ на TAILHOOK 2017» . YouTube.com . Архивировано из оригинала 17 декабря 2021 года . Проверено 17 декабря 2021 г.
  17. ^ Рогоуэй, Тайлер (14 сентября 2017 г.). «Вот окончательный отчет о сбитом сирийском Су-22 от самих пилотов» . Зона боевых действий | Драйв . Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
  18. ^ Дональд, Дэвид (25 марта 2014 г.). «Турция сбила сирийский МиГ» . AINonline . Проверено 28 февраля 2023 г.
  19. ^ Вот причина, по которой российские самолеты продолжают гибнуть в Сирии. Архивировано 1 марта 2020 г., в Wayback Machine , 29 февраля 2020 г., The National Interest.
  20. ^ «Турция сбила два сирийских истребителя над Идлибом» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 1 марта 2020 г.
  21. ^ ШАХИН, АНИЛ (1 марта 2020 г.). «Один и тот же турецкий летчик сбил два Су-24» . СавунмаСанайиСТ (на турецком языке). Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 1 марта 2020 г.
  22. ^ «Сирийский L-39 сбит F-16 турецких ВВС над Сирией» . Авиационист . 3 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2020 г. Проверено 7 декабря 2020 г.
  23. ^ Бекчи, Абдулла [@1savasansahin] (8 июля 2020 г.). «На данный момент рекорд по дальности попадания ракет AIM-120 AMRAAM американского производства принадлежит ВВС Турции. В ходе операции «Весенний щит» ракета AIM-120C7 AMRAAM, выпущенная с нашего F-16, поразила L-39. Самолеты «Альбатрос» примерно с 45 КМ». [ВВС Турции удерживают рекорд по дальности поражения ракетами AIM-120 AMRAAM американского производства. Во время операции «Весенний щит» ракета AIM-120C7 AMRAAM, выпущенная с нашего F-16, поразила самолет L-39 «Альбатрос» примерно с 45 км.] ( Твит ) (на турецком языке) . Проверено 7 декабря 2020 г. - через Twitter .
  24. Вот как JF-17 стал основой ВВС Пакистана. Архивировано 29 сентября 2021 г. в Wayback Machine , 26 марта 2020 г., The National Interest.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тревитик, Джозеф (28 февраля 2019 г.). «Индия представляет доказательства того, что американские F-16 и ракеты AIM-120 использовались Пакистаном в воздушной драке» . Драйв . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
  26. ^ «Эксклюзив: как индийские Су-30 МКИ стали более смертоносными от французских ракет?» . Охрана Индии. 28 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 11 августа 2021 г.
  27. ^ «ВВС США, превзойденные по вооружению Pak F-16, планируют перевооружить свои самолеты «Сухой» израильскими ракетами» . НДТВ. 28 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2019 г.
  28. ^ «США одобрили продажу Саудовской Аравии ракет AIM-120C AMRAAM на сумму 650 миллионов долларов» . 5 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 18 января 2022 г.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньюдик, Томас (5 ноября 2021 г.). «Саудиты получили разрешение закупить еще сотни ракет AMRAAM, которые они используют для сбивания дронов» . Драйв . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Испанский истребитель случайно выпустил ракету в Эстонии» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 8 августа 2018 года . Проверено 8 августа 2018 г.
  31. ^ Гонсалес, Мигель (28 сентября 2018 г.). «Минимальное наказание для пилота, пропустившего ракету в Эстонии» . Страна . Архивировано из оригинала 2 октября 2018 года . Проверено 2 октября 2018 г.
  32. ^ «Уголки гроба для совместного ударного истребителя» . ausairpower.net . Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
  33. ^ Д-р К. Копп (15 марта 2008 г.). «Русская философия воздушного боя за пределами видимости» . ausairpower.net : 1. Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 г. Проверено 12 апреля 2016 г.
  34. ^ «Сеть военного анализа: AIM-120 AMRAAM Slammer» . ФАС. 14 апреля 2000 года. Архивировано из оригинала 16 марта 2011 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
  35. ^ «АИМ-120 АМРААМ» . ВВС США . 1 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г.
  36. ^ «AeroWeb | AIM-120 AMRAAM» . АэроВеб . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 17 июля 2023 г.
  37. ^ «Пресс-релиз Raytheon, 5 августа 2008 г.» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2008 года.
  38. ^ «В бюджете США появился новый проект ракеты большой дальности» . 2 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 26 ноября 2017 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
  39. ^ «АИМ-120 АМРААМ» . deagel.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2019 года . Проверено 27 июня 2022 г.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Усовершенствованная ракета класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120, США» . Военно-воздушные технологии . Проверено 26 октября 2023 г.
  41. ^ Гринерт, адмирал Джонатан (18 сентября 2013 г.). «Заявление перед комитетом Палаты представителей по вооруженным силам о планировании секвестра в 2014 финансовом году и перспективах военных служб в отношении стратегического выбора и анализа управления» (PDF) . Палата представителей США. Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2013 г. Проверено 21 сентября 2013 г.
  42. ^ Дрю, Джеймс (25 апреля 2016 г.). «Австралия ищет новейшую ракету класса «воздух-воздух» Министерства обороны США AIM-120D» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  43. ^ «Ежедневный отчет оборонной промышленности, 20 ноября 2008 г.» . Defenseindustrydaily.com. 20 ноября 2008 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
  44. ^ «Ракеты «воздух-воздух» стремятся к большей дальности и улучшенным возможностям» . выпуску . Проверено 26 октября 2023 г.
  45. ^ «ВВС США отменяют замену AMRAAM» . Рейс Интернешнл . 14 февраля 2012. Архивировано из оригинала 8 мая 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
  46. ВВС разрабатывают замену AMRAAM для противодействия Китаю. Архивировано 22 июня 2019 года в Wayback Machine . Журнал ВВС . 20 июня 2019 г.
  47. ^ Барри, Дуглас (9 сентября 2022 г.). «Война воздух-воздух: скорость убивает» . Международный институт стратегических исследований . Архивировано из оригинала 13 сентября 2022 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Raytheon предлагает новую концепцию Amraam-AXE экстремального класса» . Авиационная неделя . 26 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2022 года . Проверено 12 октября 2022 г.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ТОЛЬКО В: ВВС завершили первые летные испытания новейшего варианта AMRAAM» . www.nationaldefensemagazine.org . Проверено 26 октября 2023 г.
  50. ^ Технологии, Рэйтеон. «Самый совершенный вариант AMRAAM, AIM-120D-3, завершает важный этап оперативного использования» . www.prnewswire.com (пресс-релиз) . Проверено 26 октября 2023 г.
  51. ^ «Новые возможности в системе ПВО NASAMS» . Kongsberg.com. 21 июня 2013. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 31 января 2016 г.
  52. ^ «ЗРК средней дальности Surface-Launched AMRAAM (SL-AMRAAM/CLAWS), США» . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года . Проверено 30 апреля 2010 г.
  53. ^ «Raytheon выходит на турнир Большого шлема» . Ежедневные новости о полетах . ДВВ Медиа. 20 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2022 г. Проверено 30 апреля 2010 г.
  54. ^ Raytheon представляет расширенные возможности SL-AMRAAM. Архивировано 2 октября 2022 г. в Wayback Machine . Компания Рэйтеон. 19 июня 2007 г.
  55. Jane's Defense Weekly, 27 июня 2007 г., стр. 10
  56. ^ Осборн, Крис (19 июня 2008 г.). «Raytheon тестирует расширенный SL-AMRAAM» . Проверено 5 мая 2010 г. [ мертвая ссылка ]
  57. Запуск противовоздушной обороны увеличенной дальности. Архивировано 18 мая 2022 г., в Wayback Machine - Shephardmedia.com, 23 февраля 2015 г.
  58. ^ Джадсон, Джен (4 октября 2016 г.). «Ракета AMRAAM повышенной дальности от Raytheon уничтожила цель в ходе первых летных испытаний» . www.defensenews.com . Медиа группа «Сайтлайн» . Проверено 4 октября 2016 г.
  59. ^ Raytheon.com [ постоянная мертвая ссылка ] - Двигается долго, летает высоко - новая ракета класса "земля-воздух" повышенной дальности от Raytheon улучшит проверенную систему противовоздушной обороны (06.10.2016 г.)
  60. ^ Raytheon завершает первые летные испытания ракеты AMRAAM-ER из системы противовоздушной обороны NASAMS. Архивировано 28 июня 2022 г., на Wayback Machine - Armyrecognition.com, 5 октября 2016 г.
  61. ^ AMRAAM наземного запуска (SL-AMRAAM / CLAWS), Соединенные Штаты Америки. Архивировано 7 января 2012 г., на Wayback Machine - Army-Technology.com.
  62. ^ РОГОВЭЙ, ТАЙЛЕР (12 июля 2019 г.). «Катар получит новые ракеты класса «земля-воздух» AMRAAM-ER, следующей может стать столица США» . www.thedrive.com . Драйв. Архивировано из оригинала 27 июня 2022 года . Проверено 12 июля 2019 г.
  63. ^ «Обновление: компания Raytheon готовится к первоначальным летным испытаниям базовой конструкции AMRAAM-ER» . Janes.com . 5 января 2021 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 29 января 2021 г.
  64. ^ «Raytheon Missiles & Defense, КОНГСБЕРГ завершила первое испытание ракеты AMRAAM-ER с боевой стрельбой | Raytheon Missiles & Defense» . Архивировано из оригинала 7 января 2022 года . Проверено 1 июня 2022 г.
  65. ^ https://defence-blog.com/raytheon-completes-first-flight-test-for-new-amraam-er/
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Анчиле» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 3 января 2023 г.
  67. ^ «Канада может закупить ракеты AIM-120D, которые превосходят дальность действия ее радара CF-18» . 3 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 4 января 2023 г. Проверено 4 января 2023 г.
  68. ^ «Библиотека новостей Naver» . naver.com . Архивировано из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
  69. ^ «Отчет AIM-120 AMRAAM за период с 1995 по 2014 год» . deagel.com . Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ракеты «воздух-воздух» >> AIM-120 AMRAAM» . www.deagel.com . Архивировано из оригинала 18 сентября 2011 года.
  71. ^ Контракт на ракету AIM-120 и потенциальная поддержка Ястшембе . «Новые военные технологии» нет. 1/2018, стр. 6 (на польском языке) ISSN 1230-1655.
  72. ^ «Пресс-релиз Raytheon, 15 января 2007 г.» . Архивировано из оригинала 29 января 2008 года.
  73. ^ "оборон.профессионалы" . defpro.com. Архивировано из оригинала 28 декабря 2010 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
  74. ^ «Outo vika pysäytti ohjuskaupan» . HS.fi. ​3 сентября 2012. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
  75. ^ «Малайзия-AIM-120C7 AMRAAM» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
  76. ^ «США одобрили продажу Малайзии ракет AIM-120C7 AMRAAM» . airforce-technology.com . 6 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
  77. ^ «Индонезия - Усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C-7 (AMRAAM) | Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности» . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 30 августа 2022 г.
  78. ^ «Индонезия — усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C-7 (AMRAAM)» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности . Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
  79. ^ Франц-Стефан Гади. «США разрешили продажу перспективных ракет Индонезии» . Дипломат . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
  80. ^ Айвдж, авиабаза Пен. «Стропила ценят программу Falcon Star-eMLU для самолетов F-16 A/B Block 15» . Индонезийские ВВС (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 21 мая 2020 года . Проверено 30 мая 2020 г.
  81. ^ Купер, Стивен (14 марта 2019 г.). «США одобряют зарубежную военную продажу средств австралийской противовоздушной обороны» . www.defenceconnect.com.au . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 19 сентября 2019 г.
  82. ^ «Республика Корея — усовершенствованная ракета класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C (AMRAAM)» . www.federalregister.gov/ . 4 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 16 декабря 2019 г.
  83. ^ «Состояние FMS AIM-120C-8» . www.dsca.mil/ . 1 января 2020 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 1 января 2020 г.
  84. ^ «ИСПАНИЯ – УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ РАКЕТА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ AIM-120C (AMRAAM)» . www.dsca.mil/ . 2 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 20 марта 2021 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  85. ^ «Саудовская Аравия – усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C (AMRAAM)» . www.dsca.mil . Архивировано из оригинала 8 ноября 2021 года . Проверено 8 ноября 2021 г.
  86. ^ «Состояние FMS AIM-120D» . www.dsca.mil/ . 1 января 2020 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2021 года . Проверено 1 января 2020 г.
  87. ^ «Германия закупает почти 1000 AIM-120C-8 AMRAAM» . 20 июля 2023 г.
  88. ^ «ФМВ подписывает договор на приобретение Яктробота 99 AMRAAM» . fmv.se (на шведском языке). 2 ноября 2023 г. . Проверено 2 ноября 2023 г.
  89. ^ Памук, Хумейра (27 января 2024 г.). «США продвигают продажу истребителей Турции и Греции; Конгресс, скорее всего, одобрит» . Рейтер . Проверено 27 января 2024 г.
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тревитик, Джозеф (4 февраля 2022 г.). «Эти фотографии вооруженных самолетов НАТО F-16, патрулирующих страны Балтии, просто невероятны» . Драйв . Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
  91. ^ «Бахрейн — Королевские ВВС Бахрейна — RBAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 14 августа 2022 г.
  92. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Международный институт стратегических исследований (IISS) (14 февраля 2018 г.). «Военный баланс 2018». Военный баланс . 118 .
  93. ^ «Ежегодник SIPRI 2004: Вооружения, разоружение и международная безопасность» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июля 2022 г. Проверено 20 января 2024 г.
  94. ^ «Чили — Fuerza Aerea de Чили ВВС Чили — FACh» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
  95. ^ «Чешские ВВС закупили 24 AMRAAM» . Радио.cz. Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
  96. ^ «РДАФ F-16АМ, №Э-607, вооруженный AMRAAM и бомбой с лазерным наведением GBU-12 [фото РДАФ]» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
  97. ^ «Загадочная история АМРААМ» . Капрал Фриск . 15 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
  98. ^ «ΑΙΜ-120 B, C-5, C-7 (ΑΜRΑΑΜ)» . Греческие ВВС . Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
  99. ^ «Венгрия на заказ АМРААМ-ЕР» . dsca.mil . Архивировано из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 1 июня 2022 г.
  100. ^ "magyarnemzet.hu - Вооруженные силы Венгрии получили зенитно-ракетный комплекс NASAMS" . 19 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2022 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
  101. ^ «Индонезия представляет модернизированный F-16 в новой раскраске» . Джейнс.com . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
  102. ^ Купер 2018 , с. В
  103. ^ «Литва получила систему ПВО NASAMS» . Проект противоракетной обороны CSIS . 23 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2022 года . Проверено 14 июля 2022 г.
  104. ^ «Малайзия – ракеты AIM-120C7 AMRAAM | Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности» . www.dsca.mil . Архивировано из оригинала 30 августа 2022 года . Проверено 30 августа 2022 г.
  105. ^ Купер 2018 , с. IV
  106. ^ «Нидерланды — Koninklijke Luchtmacht Королевские ВВС Нидерландов — RNlAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 10 августа 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
  107. ^ «Норвежский F-16A № 672, с полным боем ракет класса «воздух-воздух» (4 Amraam и 2 Sidewinder). Обратите внимание на прожектор чуть ниже и перед кабиной. [фото USAF] Комментарии» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 21 февраля 2022 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
  108. ^ «Оман — Аль-Кувват аль-Джаввия аль-Султанат Омана Королевские ВВС Омана — RAFO» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
  109. ^ «Португалия — Força Aérea Portuguesa Португальские ВВС — PoAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 7 ноября 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
  110. ^ «Raytheon получила модификацию контракта на 19 миллионов долларов для программы производства ракет AMRAAM» . Defpost.com. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
  111. ^ «Сингапур — ВВС Республики Сингапур — RSAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
  112. ^ «Южная Корея — Хан-гук Конг Гун ВВС Республики Корея — RoKAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
  113. ^ «Охотничий робот 99» . Вооруженные силы (на шведском языке). Вооруженные Силы . Проверено 30 мая 2023 г.
  114. ^ «Китайская Республика/Тайвань — Чунг-го Кунг Чун ВВС Китайской Республики — RoCAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
  115. ^ «Таиланд — KongTup Akard Thai Королевские ВВС Таиланда — RTAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 4 июля 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
  116. ^ «США объявляют о выделении Украине военной помощи на сумму 820 миллионов долларов, включая ракетные системы» . PBS NewsHour . Июль 2022 года. Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
  117. ^ «Украина заявляет о своих успехах под Херсоном, поскольку Великобритания отправляет зенитные ракеты» . Хранитель . 13 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2022 года . Проверено 12 октября 2022 г.
  118. ^ Лоузи, Стивен (21 июня 2023 г.). «Украина получит оружие AMRAAM по сделке с RTX на сумму в 1 миллиард долларов» . Новости обороны . Проверено 26 октября 2023 г.
  119. ^ «Сколько ракет AIM-120 AMRAAM Украина получит в виде транша в 192 миллиона долларов | Defense Express» . ru.defence-ua.com . Проверено 26 октября 2023 г.
  120. ^ Гордон, Крис (3 сентября 2023 г.). «Пока Украина готовится получить F-16, США предоставляют ракеты AMRAAM» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 26 октября 2023 г.
  121. ^ Купер 2018 , с. 42
  122. ^ «УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ РАКЕТА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ AIM-120 СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ (AMRAAM)» . ВМС США . ВМС США. Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 28 мая 2020 г.
  123. ^ Aktuality.sk (22 мая 2020). «Это была крупнейшая покупка в истории вооруженных сил. Минобороны опубликовало секретные контракты на F-16» . Aktuality.sk (на словацком языке) . Проверено 12 ноября 2023 г.
  124. ^ «Болгария выбирает ракету AMRAAM для усиления своих возможностей противовоздушной обороны | Raytheon Missiles & Defense» . www.raytheonmissilesanddefense.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Проверено 16 сентября 2020 г.
  125. ^ Николов, Бойко (22 марта 2024 г.). «Аргентина закупает 24 бывших в употреблении европейских F-16A/B MLU с ракетами AIM» . Обзор военной промышленности Болгарии . Проверено 19 апреля 2024 г.

Библиография [ править ]

  • Бондс, Рэй; Миллер, Дэвид (2002). «АИМ-120 АМРААМ» . Иллюстрированный справочник современного американского оружия . Зенит. ISBN  978-0-7603-1346-6 .
  • Клэнси, Том (1995). «Борудийное вооружение: как бомбы стали «умными» ». Истребительное крыло . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN  978-0-00-255527-2 .
  • Купер, Том (2018). Жаркое небо над Йеменом, Том 2: Воздушная война над югом Аравийского полуострова, 1994–2017 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-911628-18-7 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c831e794a9744cab06f38be968f91dec__1719978900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/ec/c831e794a9744cab06f38be968f91dec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
AIM-120 AMRAAM - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)