AIM-120 АМРААМ
AIM-120 АМРААМ | |
---|---|
Тип | за пределами видимости Ракета «воздух-воздух» /ракета «земля-воздух» |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | Сентябрь 1991 г. | – настоящее время.
Используется | См . Операторы |
Войны | |
История производства | |
Производитель | |
Стоимость единицы | 1 090 000 долларов США (AIM-120D, 2019 финансовый год) [1] |
Варианты | AIM-120A, AIM-120B, AIM-120C, AIM-120D, AMRAAM-ER |
Технические характеристики (AIM-120C-5/6/7) | |
Масса | 356 фунтов (161,5 кг) |
Длина | 12 футов (3,65 м) |
Диаметр | 7 дюймов (178 мм) |
Размах крыльев | 1 фут 7 дюймов (484 мм) |
Боеголовка | Осколочно - фугасный взрыв |
Вес боеголовки | 44 фунта (20 кг) |
Детонация механизм | ФЗУ-49 Неконтактный взрыватель , ударного взрывателя система |
Двигатель | Твердотопливный ракетный двигатель |
Оперативный диапазон | 57–65 миль (105–120 км); AIM-120D 86–97 миль (160–180 км) |
Максимальная скорость | 4 Маха (4501 фут/с; 1372 м/с) |
Руководство система | Инерциальное наведение , активное радиолокационное самонаведение на терминале , дополнительный для обновления на середине курса. канал передачи данных |
Рулевое управление система | AIM-120C-5/6/7 максимальная перегрузка 40G через переднее и заднее переднее оперение |
Ссылки | Джейнс [2] |
АИМ -120 [а] Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile (AMRAAM) ( / æ m r æ m / AM -ram ) — американская за пределами видимости, ракета класса «воздух-воздух» способная действовать в любую погоду круглосуточно. . Он использует активное радиолокационное наведение на передачу и прием вместо полуактивного радиолокационного наведения только на прием. При запуске ракеты AMRAAM пилоты НАТО используют сокращенный код « Fox Three ». [4]
По состоянию на 2008 год [update] более 14 000 было произведено для ВВС США , ВМС США и 33 международных заказчиков. [5] AMRAAM использовался в нескольких боях, совершив 16 убийств в воздухе в конфликтах в Ираке , Боснии , Косово , Индии и Сирии . [ нужна ссылка ]
Происхождение [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2021 г. ) |
AIM-7 Sparrow MRM [ править ]
Ракета средней дальности AIM -7 Sparrow (MRM) была приобретена ВМС США у первоначального разработчика компании Hughes Aircraft в 1950-х годах как первая боевая ракета класса «воздух-воздух» с возможностью « за пределами видимости » (BVR). Имея эффективную дальность действия около 12 миль (19 км), она была представлена как ракета с радиолокационным наведением , а затем была усовершенствована до ракеты с полуактивным радиолокационным наведением , которая наводилась на отражения от цели, освещенной радаром. стартовый самолет. Это было эффективно при визуальном и за пределами визуального диапазона. Ранние версии ракет Sparrow с лучевой подвеской были интегрированы в McDonnell F3H Demon и Vought F7U Cutlass , но окончательная версия AIM-7 Sparrow была основным оружием для всепогодного McDonnell Douglas F-4 Phantom II истребителя/перехватчика , которого не хватало. Внутренний пистолет в версиях ВМС США , Корпуса морской пехоты США и ранних версиях ВВС США . F-4 нес до четырех AIM-7 во встроенных нишах под днищем.
Разработанные для использования против неманеврирующих целей, таких как бомбардировщики, ракеты изначально плохо работали против истребителей над Северным Вьетнамом и постепенно совершенствовались, пока не доказали свою высокую эффективность в воздушных боях. ближнего действия с инфракрасным наведением Вместе с AIM-9 Sidewinder они заменили серию AIM-4 Falcon с ИК- и радиолокационным наведением для использования в воздушном бою ВВС США. Недостатком полуактивного самонаведения было то, что стартовавший истребитель мог одновременно освещать только одну цель. Кроме того, стартовый самолет должен был оставаться направленным в направлении цели (в пределах азимута и угла места собственной радиолокационной установки), что могло быть затруднительно или опасно в бою воздух-воздух .
Вариант активной радиолокационной станции под названием Sparrow II был разработан для устранения этих недостатков, но ВМС США вышли из проекта в 1956 году. Королевские ВВС Канады взяли на себя разработку в надежде использовать эту ракету для вооружения своего перспективного Avro. Перехватчик Canada CF-105 Arrow , появившийся вскоре в 1958 году. [6] Электроника того времени просто не могла быть достаточно миниатюрной, чтобы сделать Sparrow II жизнеспособным рабочим оружием. Потребуются десятилетия и новое поколение цифровой электроники, чтобы создать эффективную ракету класса «воздух-воздух» с активным радаром, столь же компактную, как «Спэрроу».
AIM-54 Phoenix LRM [ править ]
Позже ВМС США разработали AIM-54 Phoenix ракету большой дальности (LRM) для задач противовоздушной обороны флота. Это была большая ракета массой 1000 фунтов (500 кг) со скоростью 5 Маха, предназначенная для противодействия крылатым ракетам и бомбардировщикам, которые их запускали. с прямым крылом Первоначально предназначавшийся для самолета Douglas F6D Missileer , а затем для военно-морского самолета General Dynamics-Grumman F-111B , он, наконец, поступил на вооружение Grumman F-14 Tomcat , единственного истребителя, способного нести такую тяжелую ракету. «Феникс» был первой в США ракетой залпового огня с радиолокационным наведением по принципу «выстрелил и забыл»: ракета, которая использовала собственную активную систему наведения для наведения без помощи самолета-носителя, когда она приближалась к цели. Теоретически это давало «Томкэту» с шестью боеголовками «Феникс» беспрецедентную способность отслеживать и уничтожать до шести целей за пределами видимости на расстоянии до 100 миль (160 км) — единственный истребитель США с такой способностью.
Полная нагрузка из шести ракет «Феникс» и специальной пусковой установки массой 2000 фунтов (910 кг) превышала типичную бомбовую нагрузку времен Вьетнама. Его служба в ВМС США была в первую очередь средством сдерживания, поскольку его использованию препятствовали ограничительные правила участия в таких конфликтах, как война в Персидском заливе 1991 года , «Южный дозор» (обеспечение соблюдения бесполетных зон) и война в Ираке . ВМС США сняли «Феникс» в 2004 году. [7] в свете наличия AIM-120 AMRAAM на McDonnell Douglas F/A-18 Hornet и предстоящего вывода из эксплуатации F-14 Tomcat в конце 2006 года.
АСЕВАЛ/АИМВАЛ [ править ]
Министерство обороны провело обширную оценку тактики воздушного боя и ракетной техники с 1974 по 1978 год на авиабазе Неллис, используя F-14 Tomcat и F-15 Eagle, оснащенные ракетами Sparrow и Sidewinder, в качестве самолетов Blue Force и Aggressor F-5E. с Sidewinders AIM-9L всеракурсными в качестве красной силы. Это совместное испытание и оценка (JT&E) получило название «Оценка воздушного боя/Оценка ракет перехвата воздуха» (ACEVAL/AIMVAL). [ нужна ссылка ] Принципиальное открытие заключалось в том, что необходимость обеспечить освещение «Воробья» до момента удара привела к тому, что красные силы смогли запустить свои всеракурсные «Сайдвиндеры» до удара, что привело к взаимным убийствам. Что было необходимо, так это система залпового огня и терминальная активная способность типа «Феникс» на планере размера «Спэрроу». Это привело к подписанию меморандума о соглашении (MOA) с европейскими союзниками (в основном с Великобританией и Германией по разработке) о разработке передовой ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» с ВВС США в качестве ведущей службы.
АСРААМ [ править ]
Министерство сельского хозяйства также заключило соглашение о разработке замены Sidewinder, в частности; усовершенствованная ракета «воздух-воздух» для «воздушного боя», способная лучше покрыть разницу в дальности, которая возникнет между такими ракетами малой дальности и возможными AMRAAM. Эта задача выпала на долю британско-немецкой группы разработчиков, и немцы покинули проект в 1989 году. Ракета стала британской усовершенствованной ракетой класса «воздух-воздух» малой дальности (ASRAAM), поступившей на вооружение в 1998 году. Хотя США так и не приняли на вооружение ASRAAM — вместо того, чтобы продолжить модернизацию Sidewinder — ASRAAM действительно поступил на вооружение британских, индийских и австралийских вооруженных сил. Великобритания продолжает модернизировать ASRAAM, и вариант Block 6 поступит на вооружение в 2022 году. [8]
Требования [ править ]
К 1990-м годам надежность «Спэрроу» значительно повысилась по сравнению с его использованием во Вьетнаме: на его долю пришлось наибольшее количество воздушных целей, уничтоженных на этапе «Бури в пустыне» войны в Персидском заливе. Однако, несмотря на то, что ВВС США отказались от Phoenix и своих аналогичных AIM-47 Falcon / Lockheed YF-12 для оптимизации характеристик воздушного боя, им по-прежнему требовалась возможность многократного запуска по принципу «выстрелил и забыл» для F-15 и F-16. . AMRAAM необходимо будет устанавливать на таких маленьких истребителях, как F-16, и размещать в тех же местах, которые были предназначены для установки Sparrow на F-4 Phantom. Европейским партнерам требовалось, чтобы AMRAAM был интегрирован на таких небольших самолетах, как BAe Sea Harrier . ВМС США нуждались в установке AMRAAM на F/A-18 Hornet и хотели, чтобы два из них можно было разместить на пусковой установке, которая обычно несла один Sparrow, чтобы можно было разместить больше оружия класса «воздух-земля». Наконец, AMRAAM стал одним из основных средств поражения класса «воздух-воздух» нового истребителя Lockheed Martin F-22 Raptor , которому необходимо было разместить все свое вооружение во внутренних отсеках вооружения, чтобы добиться чрезвычайно низкой радарное сечение .
Развитие [ править ]
AMRAAM был разработан в результате соглашения ( Семейство вооружений MOA, утратившего силу к 1990 году) между Соединенными Штатами и несколькими другими странами НАТО о разработке ракет класса «воздух-воздух» и обмене технологиями производства. В соответствии с этим соглашением США должны были разработать ракету средней дальности следующего поколения (AMRAAM), а Европа – ракету ближнего радиуса действия следующего поколения (ASRAAM). Хотя Европа первоначально приняла AMRAAM, в Великобритании начались попытки разработать MDBA Meteor , конкурента AMRAAM. В конце концов, ASRAAM был разработан исключительно британцами, но с использованием другого источника для своей инфракрасной ГСН. После длительной разработки в сентябре 1991 года началось внедрение AMRAAM (AIM-120A) в McDonnell Douglas F-15 Eagle истребителей эскадрильях ВВС США . Вскоре (в 1993 году) за ними последовали ВМС США в своих эскадрильях McDonnell Douglas F/A-18 Hornet .
Аналогом AMRAAM в ВВС России является несколько похожий Р-77 (кодовое название НАТО AA-12 Adder), который на Западе иногда называют «AMRAAMski». Аналогичным образом, Франция начала собственную разработку ракет класса «воздух-воздух» с концепции MICA , в которой использовался общий планер для отдельных версий с радиолокационным и инфракрасным наведением.
История эксплуатации [ править ]
США [ править ]
AMRAAM был впервые использован в боевых условиях 27 декабря 1992 года, когда самолет ВВС США General Dynamics F-16D Fighting Falcon сбил иракский МиГ-25 , нарушивший южную бесполетную зону. [9] Эта ракета днем ранее была возвращена с линии полета как неисправная. AMRAAM одержала вторую победу в январе 1993 года, когда иракский МиГ-23 был сбит истребителем ВВС США F-16C.
28 февраля 1994 года ВВС Республики Сербской самолет J-21 Jastreb был сбит самолетом F-16C ВВС США, патрулировавшим бесполетную зону, введенную ООН над Боснией . В этом бою по меньшей мере три других сербских самолета были сбиты самолетами ВВС США F-16C ракетами AIM-9 ( инцидент в Баня-Луке ). На тот момент три боевых пуска привели к трем поражениям, в результате чего во второй половине 1990-х годов AMRAAM неофициально называли «хлопушкой». [ нужна ссылка ]
В 1994 году два истребителя F-15 ВВС США , патрулировавшие северную бесполетную зону Ирака, приняли пару вертолетов Black Hawk армии США за иракские вертолеты и сбили их . Один был сбит из AIM-120, другой из AIM-9 Sidewinder. [10]
В 1998 и 1999 годах истребители F-15 ВВС США снова обстреляли самолеты AMRAAM по иракским самолетам, нарушившим бесполетную зону, но на этот раз им не удалось поразить цели. Весной 1999 года AMRAAM приняли участие в своих основных боевых действиях во время операции Allied Force Косово — бомбардировки . НАТО сбило шесть сербских МиГ-29 (четыре F-15C ВВС США, один F-16C ВВС США и один голландский F-16A MLU), все они использовали ракеты AIM-120 (предполагаемое поражение F-16C может на самом деле это был дружественный огонь - переносной СА-7, выпущенный сербской пехотой). [11]
18 июня 2017 г. американский самолет Boeing F/A-18E Super Hornet атаковал и сбил Су -22 сирийских ВВС над северной Сирией. [12] с использованием AIM-120. AIM -9X Sidewinder не смог сбить сирийский самолет. Некоторые источники утверждают, что AIM-9X была обманута сигнальными ракетами. [13] [14] [15] хотя пилот F/A-18E, лейтенант-командир Майкл «MOB» Тремель заявил, что неясно, почему AIM-9X вышел из строя, упомянув об отсутствии использования сигнальных ракет Су-22, заявив: «Я [потерял] дымовой след, и я понятия не имею, что случилось с ракетой в тот момент». [16] [17]
Турция [ править ]
23 марта 2014 года F-16 ВВС Турции из 182-й эскадрильи сбил МиГ-23БН ВВС Сирии с самолетом AIM-120C-7. [18]
24 ноября 2015 года ВВС Турции F-16 сбил российский ударный самолет Су-24М ракетой AIM-120 над северной Сирией после того, как он предположительно пересек воздушное пространство Турции. [19]
1 марта 2020 года F-16 ВВС Турции сбили два Су-24, принадлежащие ВВС Сирии, с помощью двух самолетов AIM-120C-7. [20] [21] [ не удалось пройти проверку ]
сирийских ВВС 3 марта 2020 года L-39 был сбит над Идлибом самолетами турецких ВВС F-16 из воздушного пространства Турции с помощью AIM-120C-7 на расстоянии около 45 км (28 миль). По состоянию на 2020 год это было самое дальнее поражение AIM-120. [22] [23]
Пакистан [ править ]
27 февраля 2019 года Индия заявила, что ВВС Пакистана (PAF) использовали AMRAAM во время операции Swift Retort . Индийские официальные лица продемонстрировали фрагменты предполагаемой ракеты AIM-120C-5 в качестве доказательства ее использования во время боя. [24] [25] Единственной подтвержденной потерей в бою стал ВВС Индии МиГ-21 ВВС Индии, которые и Су-30МКИ во время воздушного боя уклонились и подавили 3-4 AMRAAM. [26] [27]
Саудовская Аравия [ править ]
Во время войны в Йемене Саудовская Аравия широко использовала самолеты F-15 и «Тайфун» вместе с батареями «Патриот» для перехвата и уничтожения йеменских дронов и ракет. В ноябре 2021 года Конгресс США был уведомлен о возможном контракте на поставку военной техники за границу относительно поставки Саудовской Аравии 280 ракет AIM-120C-7 и C-8, а также соответствующего вспомогательного оборудования и услуг, которые будут использоваться на саудовских истребителях. -15 и самолет Тайфун. [28] Сделка была необходима для пополнения запасов саудовских ракет, которые заканчиваются из-за широкого использования AMRAAM и Patriot против йеменских ракет и беспилотников. [29]
Испания [ править ]
ВВС Испании 7 августа 2018 года истребитель Eurofighter Typhoon случайно запустил ракету в Эстонии. [30] Человеческих жертв нет, но десятидневная операция по поиску ракеты не увенчалась успехом. [30] [31]
Эффективность [ править ]
Вероятность поражения (P k ) определяется несколькими факторами, включая аспект (лобовой перехват, боковой или хвостовой преследование), высоту, скорость ракеты и цели, а также то, насколько сильно цель может повернуть. Как правило, если ракета обладает достаточной энергией на конечном этапе, который возникает в результате запуска на близком расстоянии от цели с самолета, имеющего преимущество в высоте и скорости, у нее будут хорошие шансы на успех. [ нужна ссылка ] Этот шанс снижается, поскольку ракета стреляет на большие расстояния, поскольку на больших дистанциях у нее заканчивается скорость догона, и если цель может заставить ракету повернуть, она может потерять достаточную скорость, чтобы она больше не могла преследовать цель. В эксплуатационном отношении ракета, предназначенная для боя за пределами видимости , имеет P k 0,59. [32] В число целей входили шесть МиГ-29, МиГ-25, МиГ-23, два Су-22, «Галеб» и «Блэкхок» армии США, который был выбран по ошибке. [33] [12]
Краткое описание эксплуатационных характеристик [ править ]
AMRAAM обладает всепогодными возможностями за пределами видимости (BVR). Он улучшает боевые возможности самолетов США и их союзников для отражения угрозы вражеского оружия класса «воздух-воздух», существовавшего в 1991 году. AMRAAM является продолжением серии ракет AIM-7 Sparrow. Новая ракета быстрее, меньше и легче, а также имеет улучшенные возможности борьбы с маловысотными целями. Он также включает в себя канал передачи данных, позволяющий направить ракету к точке, где ее активный радар включится и перехватит цель. Инерциальный блок отсчета и микрокомпьютерная система делают ракету менее зависимой от системы управления огнем самолета.
Как только ракета приближается к цели, ее активный радар направляет ее на перехват. Эта функция, известная как «выстрелил и забыл», освобождает летный экипаж от необходимости дальнейшего обеспечения наведения, позволяя летному экипажу нацеливаться и запускать несколько ракет одновременно по нескольким целям и снимать блокировку радара после того, как ГСН ракеты активируется и наводит. себя к целям.
Ракета также имеет возможность «наведения на помехи». [34] придавая ей возможность перехода от активного радиолокационного самонаведения к пассивному – самонаведению по сигналам помех от самолета-цели. Программное обеспечение на борту ракеты позволяет ей определять наличие помех и наводиться на цель, используя соответствующую систему наведения.
Обзор системы наведения [ править ]
курса перехвата Этап
AMRAAM использует двухступенчатое наведение при стрельбе на большие дистанции.
Самолет передает данные ракете непосредственно перед запуском, предоставляя ей информацию о местонахождении самолета-мишени от точки запуска, включая его направление и скорость. Эта информация обычно получается с помощью радара стартового самолета, хотя она может поступать от инфракрасной системы поиска и слежения , от другого истребителя по каналу передачи данных или от самолета системы АВАКС . Используя встроенную инерциальную навигационную систему (ИНС), ракета использует информацию, предоставленную перед запуском, для полета по курсу перехвата к цели.
После запуска, если стреляющий самолет или его заместитель продолжает отслеживать цель, периодические обновления, например, изменения направления и скорости цели, передаются с самолета-пускателя на ракету, что позволяет ракете скорректировать свой курс посредством активации задней плавники, чтобы она могла приблизиться на расстояние самонаведения, где она будет достаточно близко, чтобы «поймать» самолет-мишень в корзине ( поле обзора радара ракеты, в котором она сможет захватить самолет-мишень , без помощи самолета-носителя).
Не все вооруженные силы, использующие AMRAAM, решили приобрести опцию промежуточного обновления, что ограничивает эффективность AMRAAM в некоторых сценариях. Первоначально ВВС Великобритании решили не использовать промежуточное обновление для своих сил Tornado F3 , но обнаружили, что без него испытания показали, что AMRAAM менее эффективен в боях за пределами видимости (BVR), чем более старая полуактивная радиолокационная система самонаведения BAE Skyflash ( развитие «Воробья»), поскольку собственный радар AIM-120 обязательно имеет меньшую дальность и мощность по сравнению с радаром самолета-носителя.
и влияние стадия Терминальная
Как только ракета приближается к дистанции самонаведения, она включает активную радиолокационную ГСН и начинает поиск самолета-мишени. Если цель находится в ожидаемом месте или рядом с ним, ракета найдет ее и направится к цели из этой точки. Если ракета выпущена на короткое расстояние, в пределах видимости (WVR) или вблизи BVR, она может использовать активную ГСН сразу после запуска, чтобы направить ее на перехват. [35]
Визуальный режим проекции [ править ]
Помимо режима радиолокационного наведения существует режим свободного наведения, называемый «Визуальный». В этом режиме радиолокационное наведение самолета-носителя не используется — ракета просто стреляет и захватывает первое, что видит. Этот режим можно использовать для защитных выстрелов, т.е. когда противник имеет численное превосходство. [ нужна ссылка ]
Варианты и обновления [ править ]
Варианты ракет «воздух-воздух» [ править ]
В настоящее время существует четыре основных варианта AMRAAM, все они находятся на вооружении ВВС США , ВМС США и Корпуса морской пехоты США. AIM -120A больше не производится и имеет увеличенные крылья и стабилизатор от преемника AIM-120B . AIM-120C имеет меньшие «обрезанные» аэроповерхности, что позволяет увеличить внутреннюю несущую часть ВВС США F-22 Raptor с четырех до шести AMRAAM. Поставки AIM-120B начались в 1994 году.
Поставки AIM-120C начались в 1996 году. Вариант C постоянно модернизировался с момента его появления. AIM-120C-5 и выше имеют улучшенные возможности HOB (High Off Bore-Sight), которые улучшают перегрузку по перегрузке G и поле зрения ГСН по сравнению с предыдущими вариантами, что позволяет ракете быть более маневренной и использоваться по целям, удаленным от цели. фронтальный вид стартового самолета, обеспечивающий большую гибкость во время боя воздух-воздух. AIM-120C-6 содержал улучшенный взрыватель (устройство обнаружения целей) по сравнению со своим предшественником. Разработка AIM-120C-7 началась в 1998 году и включала улучшения в системе самонаведения и увеличении дальности действия (фактический объем улучшений не указан). Он успешно прошел испытания в 2003 году и в настоящее время производится как для отечественных, так и для зарубежных заказчиков. Это помогло ВМС США заменить F-14 Tomcats на F/A-18E/F Super Hornets – потеря дальнобойных ракет AIM-54 Phoenix (уже снятых с вооружения) F-14 компенсируется AMRAAM большей дальности. Д. Меньший вес усовершенствованного AMRAAM позволяет пилоту F/A-18E/F увеличить возвращаемый вес при приземлении авианосца.
AIM -120D представляет собой модернизированную версию AMRAAM с улучшениями практически во всех областях, включая увеличенную на 50% дальность действия (по сравнению с уже увеличенной дальностью AIM-120C-7) и лучшее наведение по всему диапазону полета, что обеспечивает повышенную вероятность поражения ( Пк ) . Первоначальное производство началось в 2006 году в рамках этапа тестирования программы разработки и производства и прекратилось в сентябре 2009 года. [36] Компания Raytheon начала испытания модели D 5 августа 2008 года. Компания сообщила, что AIM-120D, запущенная с истребителя F/A-18F Super Hornet, прошла на смертельном расстоянии от дрона-мишени QF-4 на ракетном полигоне Уайт-Сэндс . [37] Дальность действия AIM-120D засекречена, но предполагается, что она простирается примерно до 100 миль (160 км) или потенциально до 112 миль (180 км). [38]
AIM-120D (P3I Phase 4) представляет собой развитие AIM-120C с двусторонним каналом передачи данных, более точной навигацией с использованием IMU с улучшенными GPS, расширенной невыходной зоной, улучшенными HOBS (высоким отклонением от линии визирования). мощностью и максимальной скоростью 4 Маха. [39] AIM-120D — это совместный проект ВВС США и ВМС США, последующие эксплуатационные испытания и оценка которого (FOT&E) были завершены в 2014 году. [40] Планировалось, что ВМС США разместят его с 2014 года, а AIM-120D будет поставлен на вооружение всех тихоокеанских авианосных групп к 2020 году, хотя сокращение секвестра в 2013 году может отодвинуть эту более позднюю дату на 2022 год. [41] Королевские ВВС Австралии запросили 450 ракет AIM-120D, что сделает их первым иностранным оператором ракет. Закупка, одобренная правительством США в апреле 2016 года, обойдется в 1,1 миллиарда долларов и будет интегрирована для использования на самолетах F/A-18F Super Hornet, EA-18G Growler и самолетах F-35 Lightning II. [42]
также планировала Компания Raytheon разработать с прямоточным вариант AMRAAM воздушно-реактивным двигателем — будущую ракету «воздух-воздух средней дальности» ( FMRAAM ). FMRAAM не производился, поскольку целевой рынок, Министерство обороны Великобритании, выбрало ракету Meteor вместо FMRAAM в качестве ракеты BVR для самолета Eurofighter Typhoon .
Raytheon также работает с Агентством по противоракетной обороне над разработкой Network Centric Airborne Defense Element (NCADE), противоракеты, созданной на основе AIM-120. Это оружие будет оснащено прямоточным воздушно-реактивным двигателем и инфракрасной ГСН , созданной на основе ракеты Sidewinder . Вместо боеголовки с неконтактным взрывателем в NCADE будет использоваться с кинетической энергией, машина поражения ВМФ основанная на той, которая используется в стандартной ракете 3 RIM-161 . [43]
Модели -120A и -120B в настоящее время [ когда? ] Срок их службы приближается к концу, а вариант -120Д достиг начальной эксплуатационной готовности в 2015 году. [44] AMRAAM должен был быть заменен ВВС США , ВМС США и Корпусом морской пехоты США после 2020 года совместной ракетой двойного назначения для господства в воздухе ( ракета следующего поколения ), но ее действие было прекращено в бюджетном плане на 2013 год. [45] В 2017 году были начаты исследовательские работы по замене под названием Long-Range Engagement Weapon .
В 2017 году начались работы над совместной перспективной тактической ракетой AIM-260 (JATM), призванной создать замену AMRAAM большей дальности для борьбы с иностранным оружием, таким как китайское PL-15 . Летные испытания планируется начать в 2021 году, а первоначальная эксплуатационная готовность намечена на 2022 год, что позволит завершить производство AMRAAM к 2026 году. [46] В июле 2022 года компания Raytheon объявила, что AIM-120D-3 стал самым дальнобойным вариантом, проходившим испытания, а также представляет собой адаптацию AMRAAM-ER на базе NASAMS под названием AMRAAM-AXE (расширенный конверт воздушного базирования). Разработка AIM-120D-3 и AMRAAM-AXE, вероятно, обусловлена характеристиками PL-15. [47] [48] Вариант AIM-120D-3 и AIM-120C-8 для международных заказчиков. [49] были разработаны в рамках программы Form, Fit, Function Refresh (F3R) и включают 15 модернизированных схем в разделе наведения ракеты и возможность постоянного обновления будущих усовершенствований программного обеспечения. [40] [49] По состоянию на апрель 2023 года все AMRAAM, запланированные к производству, представляют собой либо AIM-120D-3, либо AIM-120C-8 с функциональностью F3R. [50]
Системы наземного базирования [ править ]
Норвежская усовершенствованная зенитная ракетная система (NASAMS), разработанная Kongsberg Defense & Aerospace и принятая на вооружение в 1994-1995 годах, состоит из ряда буксируемых батарей (содержащих шесть пусковых контейнеров AMRAAM со встроенными пусковыми направляющими) и отдельных радиолокационных тележек. и машины станций управления.
Корпус морской пехоты США и армия США провели испытания запуска ракет AMRAAM с шестирельсового носителя на HMMWV в рамках своих программ CLAWS (дополнительная система малозаходного вооружения) и SLAMRAAM (AMRAAM поверхностного запуска), которые были отменены из-за сокращения бюджета. Более поздней версией является высокомобильная пусковая установка для NASAMS, созданная в сотрудничестве с Raytheon (Kongsberg Defense & Aerospace уже была субподрядчиком системы SLAMRAAM), где ракетой-носителем является Хамви (M1152A1 HMMWV), содержащий четыре AMRAAM и две дополнительные ракеты AIM-9X Sidewinder. [51]
АМРААМ-ЕР [ править ]
В рамках проекта SLAMRAAM компания Raytheon предложила модернизацию AMRAAM с увеличенной дальностью действия, получившую название AMRAAM-ER. [52] Ракета представляет собой усовершенствованную ракету Sea Sparrow с головной частью AMRAAM и двухступенчатой системой наведения. [53] Впервые его показали на Парижском авиасалоне 2007 года. [54] [55] и прошел испытания в 2008 году. [56]
После отмены финансирования SLAMRAAM в 2011 году разработка версии NASAMS возобновилась в 2014 году. В феврале 2015 года компания Raytheon объявила о варианте ракеты AMRAAM-ER для NASAMS, производство которого ожидается в 2019 году. [57] а первые летные испытания состоялись в августе 2016 года. [58] [59] Конверт помолвки был расширен [ количественно ] с увеличением максимальной дальности на 50 процентов и максимальной высотой на 70 процентов. [60] [61] [ не удалось пройти проверку ]
В 2019 году Катар разместил заказ на ракеты AMRAAM-ER в рамках закупки NASAMS. [62]
Ракета прошла испытания в космическом центре Андёя в мае 2021 года. [63] [64] В феврале 2024 года компания Raytheon провела летные испытания модернизированной версии AMRAAM-ER с улучшенным ракетным двигателем и исполнительной системой управления, а также головкой наведения AIM-120C-8. [65]
Компания Raytheon предложила вариант ракеты воздушного базирования под названием AMRAAM-AXE из «Air-launched Extended Envelope». [48]
Продажи за рубежом [ править ]
Canadair, ныне Bombardier , в значительной степени помогала в разработке AIM-7 Sparrow и Sparrow II и в меньшей степени помогала в разработке AIM-120. В 2003 году RCAF разместила заказ на 97 ракет AIM-120C-5, а затем и C-7. [66] Эти ракеты находятся на вооружении CF-18 Hornet с 2004 года, а в 2010-х годах полностью заменили AIM-7 Sparrow . В 2020 году правительство Канады получило одобрение Министерства обороны США на поставку 32 усовершенствованных ракет AIM-120D в дополнение к запасам AIM-120C. [67] В пакет вошли 32 активные ракеты AIM-120D-3, а также 18 учебных ракет, а также различное учебное оборудование и запасные части на сумму 140 миллионов долларов. Канада является одной из немногих стран, которым в настоящее время разрешено закупить ракеты большей дальности AIM-120D.
В начале 1995 года Южная Корея заказала 88 ракет AIM-120A для своего парка KF-16. В 1997 году Южная Корея заказала дополнительно 737 ракет AIM-120B. [68] [69]
В 2006 году Польша получила ракеты AIM-120C-5 для вооружения своих новых истребителей F-16C/D Block 52+. [70] В 2017 году Польша заказала ракеты AIM-120C-7. [71]
В начале 2006 года ВВС Пакистана (PAF) заказали 500 ракет AIM-120C-5 AMRAAM в рамках контракта на боеприпасы для F-16 на сумму 650 миллионов долларов для оснащения своих F-16C/D Block 50/52+ и F-16A/B. Блокировать 15 истребителей MLU. ВВС получили первые три самолета F-16C/D Block 50/52+ 3 июля 2010 г. и первую партию AMRAAM 26 июля 2010 г. [72]
В 2007 году правительство США согласилось продать Тайваню 218 ракет AIM-120C-7 в рамках крупного пакета продаж вооружений, который также включал 235 ракет AGM-65G-2 Maverick. Общая стоимость пакета, включая пусковые установки, техническое обслуживание, запасные части, поддержку и учебные снаряды, оценивается примерно в 421 миллион долларов США. Это дополнило ранее приобретенную Тайванем 120 ракет AIM-120C-5 несколько лет назад. [70] [ не удалось пройти проверку ]
В 2008 году было объявлено о новых или дополнительных продажах в Сингапур, Финляндию, Марокко и Южную Корею; в декабре 2010 года правительство Швейцарии запросило 150 ракет AIM-120C-7. [73] Продажи в Финляндию застопорились, поскольку производителю не удалось исправить загадочную ошибку, из-за которой ракетные двигатели ракеты выходят из строя при холодных испытаниях. [74] 5 мая 2015 года Государственный департамент принял решение об одобрении возможной продажи иностранным военным Королевским ВВС Малайзии ракет AIM-120C-7 AMRAAM и сопутствующего оборудования, запчастей и материально-технической поддержки ориентировочной стоимостью 21 миллион долларов. [75] [76]
В марте 2016 года правительство США одобрило продажу 36 единиц ракет AIM-120C-7 ВВС Индонезии для оснащения их парка F-16 C/D Block 25. [77] AIM-120C-7 также оборудован для модернизированного F-16 A/B Block 15 OCU в рамках проекта модернизации Falcon Star-eMLU. [78] [79] [80]
В марте 2019 года Государственный департамент США и Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности официально подписали соглашение о продаже зарубежным военным вооружения на сумму 240,5 миллионов долларов США для поддержки Австралией внедрения программы NASAMS и LAND 19 Phase 7B. В рамках сделки австралийское правительство запросило до 108 самолетов Raytheon AIM-120C-7 AMRAAM, шесть оснащенных приборами самолетов AIM-120C-7 AMRAAM; и шесть запасных секций наведения AIM-120C-7 AMRAAM. [81]
В декабре 2019 года Конгресс США одобрил продажу AIM-120C-7/C-8 Республике Корея . Согласно документу Федерального реестра , AIM-120C-8 представляет собой отремонтированную версию AIM-120C-7, в которой некоторые снятые с производства детали заменены эквивалентными коммерческими деталями, и ее возможности идентичны AIM-120C-7. [82] Это был первый случай, когда версия AMRAAM C-8 появилась в контракте на продажу оружия США. Позже Япония , Нидерланды , ОАЭ , Испания и Норвегия . разрешение на закупку AIM-120C-8 получили [83] [84] В ноябре 2021 года Саудовская Аравия получила разрешение на закупку 280 самолетов AIM-120C-7/C-8. [85]
Канада , Великобритания , Австралия и Норвегия получили одобрение на закупку AIM-120D. В ноябре 2022 года Норвегия заказала 205 AIM-120D и 60 AIM-120D3. [86]
В середине 2023 года Германия запросила закупку более 1000 ракет AIM-120 C8 в дополнение к MBDA Meteor , которые будут использоваться ВВС Германии . [87]
В ноябре 2023 года Шведское управление оборонной техники подписало контракт на сумму 605 миллионов долларов США на закупку AIM-120C-8, который заменит более старый AIM-120B, который будет продан обратно в США для дальнейшего дарения Украине. [88]
В январе 2024 года ВВС Турции заказали 952 самолета AIM-120C-8 AMRAAM, включенные в более крупный пакет продаж на сумму более 23 миллиардов долларов США. [89]
Операторы [ править ]
Текущие операторы [ править ]
- Австралия
- Бельгия
- Бахрейн
- Канада [92]
- Чили
- Чешская Республика
- Дания
- Финляндия
- Германия
- Греция
- Венгрия
- Индонезия
- Израиль
- Италия
- Япония
- Иордания
- Кувейт
- Литва
- Малайзия
- Марокко
- Нидерланды
- Норвегия
- Мой собственный
- Пакистан
- Польша
- Португалия
- Катар
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сингапур
- Южная Корея
- Швейцария
- Испания
- Швеция
- Тайвань
- Таиланд
- Турция
- Украина
- Объединенные Арабские Эмираты
- Великобритания
- Соединенные Штаты
Будущие операторы
- Болгария [124]
- Аргентина
См. также [ править ]
Подобное оружие [ править ]
- ААМ-4 – ( Япония )
- AIM-260 JATM – ( США )
- Астра (ракета) – ( Индия )
- МИКА – ( Франция )
- Метеор – ( Франция, Великобритания, Италия, Германия, Испания, Швеция )
- ПЛ-12 – ( Китай )
- ПЛ-15 – ( Китай )
- Дерби – ( Израиль )
- Р-27ЭА – ( Советский Союз )
- Р-77 – ( Россия )
- Небесный Меч II – ( Тайвань )
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Тревитик, Джозеф (18 февраля 2020 г.). «Вот сколько на самом деле стоит каждая из ракет и бомб воздушного базирования Пентагона» . Драйв . Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 года . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ «Усовершенствованная ракета среднего радиуса действия AIM-120 класса «воздух-воздух» (AMRAAM)» , Janes Weapons: Air Launched , Колсдон , Суррей : Jane's Group UK Limited., 10 января 2022 г., заархивировано из оригинала 22 января 2023 г. , получено 4 октября 2022 г.
- ^ «Ракета воздушного перехвата (АИМ)-7 Воробей» . navair.navy.mil. Архивировано из оригинала 3 июля 2021 года . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Краткие коды мультисервисных «Воздух-Воздух», «Воздух-Поверхность», «Поверхность-Воздух» (PDF) (Отчет). ДТИК. Февраль 2002. с. 14. ФМ 3-97.18 МКРП 3-25Б НТТП 6-02.1 АФТТП(И) 3-2.5. Архивировано (PDF) из оригинала 9 февраля 2012 г.
- ^ «Точный удар: возможность силового доминирования» (PDF) . Центр воздушного вооружения. 10 июня 2008 г. с. 10. Архивировано (PDF) оригинала 13 мая 2015 г. – через DTIC.
- ^ «Рэйтеон AIM/RIM-7 Воробей» . обозначение-systems.net . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ ВМС снимают с вооружения ракету AIM-54 Phoenix , США: ВМС, архивировано из оригинала 5 марта 2011 г. , получено 26 ноября 2011 г.
- ^ Эллисон, Джордж (2 мая 2022 г.). «Блок 6 ASRAAM вводится в эксплуатацию на Тайфуне» . Британский оборонный журнал . Архивировано из оригинала 2 мая 2022 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Бьоркман, Эйлин, «Маленький, быстрый и бросающийся в глаза», Air & Space , февраль/март 2014 г., стр. 35.
- ^ Р. Гордон, Майкл (15 апреля 1994 г.). «Американские самолеты над Ираком по ошибке атаковали собственные вертолеты; все 26 человек на борту погибли» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 мая 2013 года . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Air Power Australia (15 марта 2008 г.). «Air Power Australia: Технический отчет APA-TR-2008-0301» . Ausairpower.net. п. 1. Архивировано из оригинала 30 апреля 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Коалиция США сбила первый правительственный самолет Сирии». Архивировано 30 сентября 2018 года в Wayback Machine. Проверено 19 июня 2017 года.
- ^ Мизоками, Кайл (27 июня 2017 г.). «Как 30-летний самолет увернулся от последней ракеты Пентагона?» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 7 декабря 2017 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ Браун, Райан (22 июня 2017 г.). «Новые подробности о сбитом США сирийского самолета» . CNN . Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ «Американский самолет сбил сирийский правительственный самолет над северной Сирией, сообщает Пентагон». Архивировано 20 июня 2017 года, в Wayback Machine . Проверено 18 июня 2017 г.
- ^ «Су-22 сбил 4 пилотов ВМС США объяснит ВСЕ на TAILHOOK 2017» . YouTube.com . Архивировано из оригинала 17 декабря 2021 года . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (14 сентября 2017 г.). «Вот окончательный отчет о сбитом сирийском Су-22 от самих пилотов» . Зона боевых действий | Драйв . Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Дональд, Дэвид (25 марта 2014 г.). «Турция сбила сирийский МиГ» . AINonline . Проверено 28 февраля 2023 г.
- ^ Вот причина, по которой российские самолеты продолжают гибнуть в Сирии. Архивировано 1 марта 2020 г., в Wayback Machine , 29 февраля 2020 г., The National Interest.
- ^ «Турция сбила два сирийских истребителя над Идлибом» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ ШАХИН, АНИЛ (1 марта 2020 г.). «Один и тот же турецкий летчик сбил два Су-24» . СавунмаСанайиСТ (на турецком языке). Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Сирийский L-39 сбит F-16 турецких ВВС над Сирией» . Авиационист . 3 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2020 г. Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Бекчи, Абдулла [@1savasansahin] (8 июля 2020 г.). «На данный момент рекорд по дальности попадания ракет AIM-120 AMRAAM американского производства принадлежит ВВС Турции. В ходе операции «Весенний щит» ракета AIM-120C7 AMRAAM, выпущенная с нашего F-16, поразила L-39. Самолеты «Альбатрос» примерно с 45 КМ». [ВВС Турции удерживают рекорд по дальности поражения ракетами AIM-120 AMRAAM американского производства. Во время операции «Весенний щит» ракета AIM-120C7 AMRAAM, выпущенная с нашего F-16, поразила самолет L-39 «Альбатрос» примерно с 45 км.] ( Твит ) (на турецком языке) . Проверено 7 декабря 2020 г. - через Twitter .
- ↑ Вот как JF-17 стал основой ВВС Пакистана. Архивировано 29 сентября 2021 г. в Wayback Machine , 26 марта 2020 г., The National Interest.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тревитик, Джозеф (28 февраля 2019 г.). «Индия представляет доказательства того, что американские F-16 и ракеты AIM-120 использовались Пакистаном в воздушной драке» . Драйв . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ «Эксклюзив: как индийские Су-30 МКИ стали более смертоносными от французских ракет?» . Охрана Индии. 28 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «ВВС США, превзойденные по вооружению Pak F-16, планируют перевооружить свои самолеты «Сухой» израильскими ракетами» . НДТВ. 28 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2019 г.
- ^ «США одобрили продажу Саудовской Аравии ракет AIM-120C AMRAAM на сумму 650 миллионов долларов» . 5 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 18 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньюдик, Томас (5 ноября 2021 г.). «Саудиты получили разрешение закупить еще сотни ракет AMRAAM, которые они используют для сбивания дронов» . Драйв . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Испанский истребитель случайно выпустил ракету в Эстонии» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 8 августа 2018 года . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Гонсалес, Мигель (28 сентября 2018 г.). «Минимальное наказание для пилота, пропустившего ракету в Эстонии» . Страна . Архивировано из оригинала 2 октября 2018 года . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ «Уголки гроба для совместного ударного истребителя» . ausairpower.net . Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Д-р К. Копп (15 марта 2008 г.). «Русская философия воздушного боя за пределами видимости» . ausairpower.net : 1. Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 г. Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ «Сеть военного анализа: AIM-120 AMRAAM Slammer» . ФАС. 14 апреля 2000 года. Архивировано из оригинала 16 марта 2011 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ «АИМ-120 АМРААМ» . ВВС США . 1 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «AeroWeb | AIM-120 AMRAAM» . АэроВеб . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ «Пресс-релиз Raytheon, 5 августа 2008 г.» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2008 года.
- ^ «В бюджете США появился новый проект ракеты большой дальности» . 2 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 26 ноября 2017 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ «АИМ-120 АМРААМ» . deagel.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2019 года . Проверено 27 июня 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Усовершенствованная ракета класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120, США» . Военно-воздушные технологии . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ Гринерт, адмирал Джонатан (18 сентября 2013 г.). «Заявление перед комитетом Палаты представителей по вооруженным силам о планировании секвестра в 2014 финансовом году и перспективах военных служб в отношении стратегического выбора и анализа управления» (PDF) . Палата представителей США. Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2013 г. Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Дрю, Джеймс (25 апреля 2016 г.). «Австралия ищет новейшую ракету класса «воздух-воздух» Министерства обороны США AIM-120D» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ «Ежедневный отчет оборонной промышленности, 20 ноября 2008 г.» . Defenseindustrydaily.com. 20 ноября 2008 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ «Ракеты «воздух-воздух» стремятся к большей дальности и улучшенным возможностям» . выпуску . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ «ВВС США отменяют замену AMRAAM» . Рейс Интернешнл . 14 февраля 2012. Архивировано из оригинала 8 мая 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ↑ ВВС разрабатывают замену AMRAAM для противодействия Китаю. Архивировано 22 июня 2019 года в Wayback Machine . Журнал ВВС . 20 июня 2019 г.
- ^ Барри, Дуглас (9 сентября 2022 г.). «Война воздух-воздух: скорость убивает» . Международный институт стратегических исследований . Архивировано из оригинала 13 сентября 2022 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Raytheon предлагает новую концепцию Amraam-AXE экстремального класса» . Авиационная неделя . 26 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2022 года . Проверено 12 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ТОЛЬКО В: ВВС завершили первые летные испытания новейшего варианта AMRAAM» . www.nationaldefensemagazine.org . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ Технологии, Рэйтеон. «Самый совершенный вариант AMRAAM, AIM-120D-3, завершает важный этап оперативного использования» . www.prnewswire.com (пресс-релиз) . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ «Новые возможности в системе ПВО NASAMS» . Kongsberg.com. 21 июня 2013. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ «ЗРК средней дальности Surface-Launched AMRAAM (SL-AMRAAM/CLAWS), США» . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ «Raytheon выходит на турнир Большого шлема» . Ежедневные новости о полетах . ДВВ Медиа. 20 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2022 г. Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ Raytheon представляет расширенные возможности SL-AMRAAM. Архивировано 2 октября 2022 г. в Wayback Machine . Компания Рэйтеон. 19 июня 2007 г.
- ↑ Jane's Defense Weekly, 27 июня 2007 г., стр. 10
- ^ Осборн, Крис (19 июня 2008 г.). «Raytheon тестирует расширенный SL-AMRAAM» . Проверено 5 мая 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ↑ Запуск противовоздушной обороны увеличенной дальности. Архивировано 18 мая 2022 г., в Wayback Machine - Shephardmedia.com, 23 февраля 2015 г.
- ^ Джадсон, Джен (4 октября 2016 г.). «Ракета AMRAAM повышенной дальности от Raytheon уничтожила цель в ходе первых летных испытаний» . www.defensenews.com . Медиа группа «Сайтлайн» . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Raytheon.com [ постоянная мертвая ссылка ] - Двигается долго, летает высоко - новая ракета класса "земля-воздух" повышенной дальности от Raytheon улучшит проверенную систему противовоздушной обороны (06.10.2016 г.)
- ^ Raytheon завершает первые летные испытания ракеты AMRAAM-ER из системы противовоздушной обороны NASAMS. Архивировано 28 июня 2022 г., на Wayback Machine - Armyrecognition.com, 5 октября 2016 г.
- ^ AMRAAM наземного запуска (SL-AMRAAM / CLAWS), Соединенные Штаты Америки. Архивировано 7 января 2012 г., на Wayback Machine - Army-Technology.com.
- ^ РОГОВЭЙ, ТАЙЛЕР (12 июля 2019 г.). «Катар получит новые ракеты класса «земля-воздух» AMRAAM-ER, следующей может стать столица США» . www.thedrive.com . Драйв. Архивировано из оригинала 27 июня 2022 года . Проверено 12 июля 2019 г.
- ^ «Обновление: компания Raytheon готовится к первоначальным летным испытаниям базовой конструкции AMRAAM-ER» . Janes.com . 5 января 2021 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ «Raytheon Missiles & Defense, КОНГСБЕРГ завершила первое испытание ракеты AMRAAM-ER с боевой стрельбой | Raytheon Missiles & Defense» . Архивировано из оригинала 7 января 2022 года . Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ https://defence-blog.com/raytheon-completes-first-flight-test-for-new-amraam-er/
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Анчиле» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ «Канада может закупить ракеты AIM-120D, которые превосходят дальность действия ее радара CF-18» . 3 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 4 января 2023 г. Проверено 4 января 2023 г.
- ^ «Библиотека новостей Naver» . naver.com . Архивировано из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ «Отчет AIM-120 AMRAAM за период с 1995 по 2014 год» . deagel.com . Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ракеты «воздух-воздух» >> AIM-120 AMRAAM» . www.deagel.com . Архивировано из оригинала 18 сентября 2011 года.
- ^ Контракт на ракету AIM-120 и потенциальная поддержка Ястшембе . «Новые военные технологии» нет. 1/2018, стр. 6 (на польском языке) ISSN 1230-1655.
- ^ «Пресс-релиз Raytheon, 15 января 2007 г.» . Архивировано из оригинала 29 января 2008 года.
- ^ "оборон.профессионалы" . defpro.com. Архивировано из оригинала 28 декабря 2010 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Outo vika pysäytti ohjuskaupan» . HS.fi. 3 сентября 2012. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ «Малайзия-AIM-120C7 AMRAAM» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ «США одобрили продажу Малайзии ракет AIM-120C7 AMRAAM» . airforce-technology.com . 6 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ «Индонезия - Усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C-7 (AMRAAM) | Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности» . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ «Индонезия — усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C-7 (AMRAAM)» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности . Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Франц-Стефан Гади. «США разрешили продажу перспективных ракет Индонезии» . Дипломат . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Айвдж, авиабаза Пен. «Стропила ценят программу Falcon Star-eMLU для самолетов F-16 A/B Block 15» . Индонезийские ВВС (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 21 мая 2020 года . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Купер, Стивен (14 марта 2019 г.). «США одобряют зарубежную военную продажу средств австралийской противовоздушной обороны» . www.defenceconnect.com.au . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 19 сентября 2019 г.
- ^ «Республика Корея — усовершенствованная ракета класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C (AMRAAM)» . www.federalregister.gov/ . 4 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ «Состояние FMS AIM-120C-8» . www.dsca.mil/ . 1 января 2020 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «ИСПАНИЯ – УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ РАКЕТА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ AIM-120C (AMRAAM)» . www.dsca.mil/ . 2 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 20 марта 2021 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ «Саудовская Аравия – усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C (AMRAAM)» . www.dsca.mil . Архивировано из оригинала 8 ноября 2021 года . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Состояние FMS AIM-120D» . www.dsca.mil/ . 1 января 2020 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2021 года . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Германия закупает почти 1000 AIM-120C-8 AMRAAM» . 20 июля 2023 г.
- ^ «ФМВ подписывает договор на приобретение Яктробота 99 AMRAAM» . fmv.se (на шведском языке). 2 ноября 2023 г. . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Памук, Хумейра (27 января 2024 г.). «США продвигают продажу истребителей Турции и Греции; Конгресс, скорее всего, одобрит» . Рейтер . Проверено 27 января 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тревитик, Джозеф (4 февраля 2022 г.). «Эти фотографии вооруженных самолетов НАТО F-16, патрулирующих страны Балтии, просто невероятны» . Драйв . Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ «Бахрейн — Королевские ВВС Бахрейна — RBAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 14 августа 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Международный институт стратегических исследований (IISS) (14 февраля 2018 г.). «Военный баланс 2018». Военный баланс . 118 .
- ^ «Ежегодник SIPRI 2004: Вооружения, разоружение и международная безопасность» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июля 2022 г. Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Чили — Fuerza Aerea de Чили ВВС Чили — FACh» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Чешские ВВС закупили 24 AMRAAM» . Радио.cz. Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ «РДАФ F-16АМ, №Э-607, вооруженный AMRAAM и бомбой с лазерным наведением GBU-12 [фото РДАФ]» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ «Загадочная история АМРААМ» . Капрал Фриск . 15 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ «ΑΙΜ-120 B, C-5, C-7 (ΑΜRΑΑΜ)» . Греческие ВВС . Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ «Венгрия на заказ АМРААМ-ЕР» . dsca.mil . Архивировано из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ "magyarnemzet.hu - Вооруженные силы Венгрии получили зенитно-ракетный комплекс NASAMS" . 19 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2022 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Индонезия представляет модернизированный F-16 в новой раскраске» . Джейнс.com . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Купер 2018 , с. В
- ^ «Литва получила систему ПВО NASAMS» . Проект противоракетной обороны CSIS . 23 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2022 года . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Малайзия – ракеты AIM-120C7 AMRAAM | Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности» . www.dsca.mil . Архивировано из оригинала 30 августа 2022 года . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Купер 2018 , с. IV
- ^ «Нидерланды — Koninklijke Luchtmacht Королевские ВВС Нидерландов — RNlAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 10 августа 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Норвежский F-16A № 672, с полным боем ракет класса «воздух-воздух» (4 Amraam и 2 Sidewinder). Обратите внимание на прожектор чуть ниже и перед кабиной. [фото USAF] Комментарии» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 21 февраля 2022 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ «Оман — Аль-Кувват аль-Джаввия аль-Султанат Омана Королевские ВВС Омана — RAFO» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Португалия — Força Aérea Portuguesa Португальские ВВС — PoAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 7 ноября 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Raytheon получила модификацию контракта на 19 миллионов долларов для программы производства ракет AMRAAM» . Defpost.com. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «Сингапур — ВВС Республики Сингапур — RSAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Южная Корея — Хан-гук Конг Гун ВВС Республики Корея — RoKAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Охотничий робот 99» . Вооруженные силы (на шведском языке). Вооруженные Силы . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ «Китайская Республика/Тайвань — Чунг-го Кунг Чун ВВС Китайской Республики — RoCAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Таиланд — KongTup Akard Thai Королевские ВВС Таиланда — RTAF» . Ф-16.нет . Архивировано из оригинала 4 июля 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «США объявляют о выделении Украине военной помощи на сумму 820 миллионов долларов, включая ракетные системы» . PBS NewsHour . Июль 2022 года. Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ «Украина заявляет о своих успехах под Херсоном, поскольку Великобритания отправляет зенитные ракеты» . Хранитель . 13 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2022 года . Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ Лоузи, Стивен (21 июня 2023 г.). «Украина получит оружие AMRAAM по сделке с RTX на сумму в 1 миллиард долларов» . Новости обороны . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ «Сколько ракет AIM-120 AMRAAM Украина получит в виде транша в 192 миллиона долларов | Defense Express» . ru.defence-ua.com . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ Гордон, Крис (3 сентября 2023 г.). «Пока Украина готовится получить F-16, США предоставляют ракеты AMRAAM» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ Купер 2018 , с. 42
- ^ «УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ РАКЕТА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ AIM-120 СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ (AMRAAM)» . ВМС США . ВМС США. Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Aktuality.sk (22 мая 2020). «Это была крупнейшая покупка в истории вооруженных сил. Минобороны опубликовало секретные контракты на F-16» . Aktuality.sk (на словацком языке) . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ «Болгария выбирает ракету AMRAAM для усиления своих возможностей противовоздушной обороны | Raytheon Missiles & Defense» . www.raytheonmissilesanddefense.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ Николов, Бойко (22 марта 2024 г.). «Аргентина закупает 24 бывших в употреблении европейских F-16A/B MLU с ракетами AIM» . Обзор военной промышленности Болгарии . Проверено 19 апреля 2024 г.
Библиография [ править ]
- Бондс, Рэй; Миллер, Дэвид (2002). «АИМ-120 АМРААМ» . Иллюстрированный справочник современного американского оружия . Зенит. ISBN 978-0-7603-1346-6 .
- Клэнси, Том (1995). «Борудийное вооружение: как бомбы стали «умными» ». Истребительное крыло . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 978-0-00-255527-2 .
- Купер, Том (2018). Жаркое небо над Йеменом, Том 2: Воздушная война над югом Аравийского полуострова, 1994–2017 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-911628-18-7 .
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт
- AIM-120 в Designation-Systems .
- Стивен Тримбл (6 февраля 2017 г.). «АНАЛИЗ: Raytheon достигла важной вехи в создании ракеты, которая изменила воздушную войну» . Полет Глобал . Вашингтон, округ Колумбия