AIM-54 Феникс
AIM-54 Феникс | |
---|---|
Тип | большой дальности БВР Ракета класса «воздух-воздух» |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1974 – настоящее время |
Используется | ВМС США (ранее) Иранские ВВС |
История производства | |
Дизайнер | Хьюз Эйркрафт Компани |
Разработанный | 1960–1966 |
Производитель | |
Стоимость единицы | 477 131 доллар США (1974 финансовый год) |
Произведено | 1966 |
Технические характеристики | |
Масса |
|
Длина | 12 футов 9 + 1 ⁄ 2 дюйма (3,9 м) |
Диаметр | 15 дюймов (380 мм) |
Размах крыльев | 2 фута 11 + 1 ⁄ 2 дюйма (0,9 м) |
Боеголовка |
|
Вес боеголовки | 133 фунта (60,33 кг) |
Детонация механизм | Бесконтактный взрыватель |
Двигатель | Твердотопливный ракетный двигатель |
Оперативный диапазон |
|
Потолок полета | 103 500 футов (31,5 км) |
Максимальная скорость |
|
Руководство система | Полуактивное радиолокационное самонаведение и активное радиолокационное самонаведение на конечной фазе. |
Запуск платформа | Грумман F-14 Томкэт |
Ссылки | Джейнс [1] |
AIM -54 Phoenix » (AAM) с радиолокационным наведением и дальностью действия за пределами видимости — американская ракета класса «воздух-воздух , размещаемая в группах по шесть ракет на Grumman F-14 Tomcat , единственной действующей стартовой платформе.
AIM-54 Phoenix была единственной действующей ЗРК большой дальности в США; В течение срока службы «Феникса» он был дополнен AIM-7 Sparrow (а позже AIM-120 AMRAAM ), служившим основным зенитным ракетным комплексом средней дальности, и AIM-9 Sidewinder , служившим основным зенитным ракетным комплексом ближнего действия или «воздушным боем». ' ААМ. Комбинация ракеты Phoenix и радара наведения AN/AWG-9 Tomcat означала, что это была первая система воздушного вооружения, которая могла одновременно поражать несколько целей. Из-за активного радиолокационного сопровождения сокращенный код « Fox Three при стрельбе из AIM-54 использовался ». Акт достижения ракетой радара с помощью собственного радара кратко известен как «Going Pitbull».
И ракета, и самолет использовались Ираном и ВМС США . На вооружении США оба сейчас выведены из эксплуатации: AIM-54 Phoenix в 2004 году и F-14 в 2006 году. Их заменили AIM-120 AMRAAM меньшей дальности , использовавшиеся на F/A-18 Hornet и F/A- 18E/F Super Hornet — в версии AIM-120D последняя версия AMRAAM как раз соответствует максимальной дальности действия Phoenix. [2]
AIM-54 использовалась в 62 ударах воздух-воздух, причем все они были совершены Ираном в течение восьмилетней ирано-иракской войны . [3] [4] После вывода из эксплуатации F-14 ВМС США единственным действующим оператором этого оружия являются ВВС Исламской Республики Иран .
Развитие [ править ]
Предыстория [ править ]
С 1951 года ВМФ столкнулся с первоначальной угрозой со стороны Ту-4К «Бык», несущего [5] противокорабельные ракеты или ядерные бомбы.
В конце концов, в разгар холодной войны угроза расширилась до налетов полковых бомбардировщиков Ту-16 «Баджер» и Ту-22М «Бэкфайр», оснащенных низколетящими, дальними, высокоскоростными крылатыми ракетами с ядерным вооружением. и значительные средства электронного противодействия (РЭБ) различных типов. Считалось, что эта комбинация способна ослабить оборону флота и создать угрозу авианосным группам.
Военно-морскому флоту потребуются дальние и долговечные самолеты-перехватчики для защиты авианосных группировок от этой угрозы. Предлагаемый ракетоносец Douglas F6D был предназначен для выполнения этой задачи и противодействия атаке как можно дальше от флота, который он защищал. Оружие, необходимое для самолетов-перехватчиков, Bendix AAM-N-10 Eagle , должно было представлять собой ракету класса «воздух-воздух» беспрецедентной дальности по сравнению с современными ракетами AIM-7 Sparrow . Он будет работать вместе с радаром Westinghouse AN/APQ-81. Проект «Ракетник» был отменен в декабре 1960 года.
АИМ-54 [ править ]
В начале 1960-х годов ВМС США предприняли следующую попытку перехватчика F -111B , и им потребовалась новая конструкция ракеты. В то же время ВВС США отменили проекты своих высокоскоростных самолетов-перехватчиков наземного базирования North American XF-108 Rapier и Lockheed YF-12 , а боеспособную ракету AIM-47 Falcon оставили на достаточно продвинутой стадии разработки. разработки, но без эффективной стартовой платформы.
AIM-54 Phoenix, разработанный для истребителя ПВО флота F-111B, имел планер с четырьмя крестообразными килями, который представлял собой увеличенную версию AIM-47. Одной из особенностей предков Missileer было то, что радар посылал ему поправки на середине курса , что позволяло системе управления огнем «поднять» ракету над целью в более разреженный воздух, где у нее была лучшая дальность.
F-111B был отменен в 1968 году. Его система вооружения, AIM-54, работающая с радаром AWG-9 , перекочевала в новый проект истребителя ВМС США VFX, который позже стал F-14 Tomcat . [6]
Королевские ВВС также считали, что AIM-54 Phoenix будет использоваться на бомбардировщиках Avro Vulcan в составе самолетов ПВО. В этой переоборудованной ракетной установке предполагалось использовать 12 бортовых ракет и обширную модификацию радара «Вулкана». [7]
В 1977 году была разработана значительно улучшенная версия Phoenix, AIM-54C, для лучшего противодействия прогнозируемым угрозам со стороны тактических противоморских самолетов и крылатых ракет, а ее последняя модернизация включала возможность перепрограммируемой памяти, чтобы идти в ногу с появляющимися ECM. . [8]
по сравнению с другими системами Использование вооружения
Комбинация AIM-54/AWG-9 имела возможность многопутевого (до 24 целей) и многократного запуска (почти одновременно можно было запустить до шести «Фениксов»), независимо от погодных условий или мощной радиоэлектронной борьбы противника , известной как помехи. Большая ракета массой 1000 фунтов (500 кг) оснащена обычной боеголовкой .
AIM-54 предназначен для катапультного запуска, при котором пиротехнический заряд силой выбрасывает его из пусковой установки LAU-93 или LAU-132 до того, как загорится твердотопливный ракетный двигатель. [9]
Внешние видео | |
---|---|
Редкие рассекреченные кадры программы разработки AIM-54) |
На F-14 четыре ракеты могут размещаться под туннелем фюзеляжа, прикрепленными к специальным аэродинамическим поддонам, плюс две под перчаточными постами. Полная загрузка из шести ракет «Феникс» и уникальных пусковых рельсов весит более 8000 фунтов (3600 кг), что примерно в два раза превышает вес «Спэрроу», что превышает допустимую возвращаемую нагрузку (которая также включает достаточно топлива для попыток ухода на второй круг). . [10] Таким образом, наличие шести ракет «Феникс» потребует сброса по крайней мере некоторых ракет «Феникс», если они не будут использованы. Наиболее распространенной полезной нагрузкой для обеспечения превосходства в воздухе была смесь двух ракет «Феникс», трех «Спэрроу» и двух ракет «Сайдвиндер» . [ нужна ссылка ]
Большинство других самолетов США полагались на меньшие по размеру полуактивные самолеты средней дальности AIM-7 Sparrow . Полуактивное наведение означало, что самолет больше не имел возможности поиска при поддержке запущенного «Спэрроу», что снижало ситуационную осведомленность .
Радар Tomcat мог отслеживать до 24 целей в режиме отслеживания во время сканирования , при этом AWG-9 выбирал до шести потенциальных целей для ракет. Пилот или офицер радиолокационного перехвата (RIO) мог затем запустить ракеты «Феникс», как только параметры были соблюдены. Большой дисплей тактической информации (TID) в кабине RIO давал информацию экипажу (пилот имел возможность контролировать дисплей RIO), а радар мог постоянно искать и отслеживать несколько целей после запуска ракет «Феникс», тем самым сохраняя ситуационную осведомленность о пространство боя.
Канал передачи данных Link 4 позволил Tomcats ВМС США обмениваться информацией с самолетами E-2C Hawkeye AEW . Во время Desert Shield в 1990 году был представлен Link 4A; это позволило Tomcats иметь возможность передачи данных между истребителями, что еще больше повысило общую ситуационную осведомленность. F-14D поступил на вооружение с системой JTIDS , которая обеспечила еще лучшее «изображение» канала передачи данных Link 16 в кабине.
Активное руководство [ править ]
«Феникс» имеет несколько режимов наведения и достигает наибольшей дальности за счет использования обновлений на середине курса от радара F-14A/B AWG-9 (радар APG-71 в F-14D), когда он поднимается на крейсерскую высоту между 80 000 футов (24 000 м). ) и 100 000 футов (30 000 м) со скоростью, близкой к 5 Махам. «Феникс» использует эту большую высоту, чтобы максимизировать дальность полета за счет уменьшения атмосферного сопротивления. На расстоянии около 11 миль (18 км) от цели ракета активирует собственный радар для обеспечения конечного наведения. [11] Минимальная дальность поражения Phoenix составляет около 2 миль (3,7 км); на этом расстоянии активное самонаведение начнется после запуска. [11] Если радар AWG-9 терял радиолокационный захват цели до того, как ракета активировала собственный радар, ракета двигалась по баллистической траектории без дальнейшего наведения, что называется «немой».
История обслуживания [ править ]
Боевой опыт США [ править ]
- 5 января 1999 года пара американских F-14 обстреляла двумя «Фениксами» иракские МиГ-25 к юго-востоку от Багдада . У обоих ракетных двигателей AIM-54 отказали, и ни одна ракета не поразила цель. [12] [13]
- 9 сентября 1999 года другой американский F-14 выпустил ракету AIM-54 по иракскому МиГ-23 , который направлялся на юг, в бесполетную зону, с авиабазы Аль-Такаддум к западу от Багдада. Ракета не попала в цель и в конечном итоге угодила в землю после того, как иракский истребитель изменил курс и улетел на север. [14]
AIM-54 Phoenix был выведен из эксплуатации ВМС США 30 сентября 2004 года. F-14 Tomcat были выведены из эксплуатации 22 сентября 2006 года. Их заменили AIM-120 AMRAAM меньшей дальности , использовавшиеся на F/A-18E/F. Супер Хорнет .
Несмотря на хваленые возможности, «Феникс» редко использовался в бою: на вооружении ВМС США было подтверждено только два запуска и ни одна подтвержденная цель не была уничтожена. ВВС США F-15 Eagle отвечал за наземное боевое воздушное патрулирование в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году, в первую очередь из-за бортовых возможностей F-15 IFF . У Tomcat не было необходимых возможностей IFF, предусмотренных командующим авиационным компонентом Объединенных сил (JFACC), чтобы соответствовать правилам ведения боевых действий и использовать возможности Phoenix за пределами видимости . AIM-54 не был принят на вооружение ни одной иностранной страной, кроме Ирана или какой-либо другой вооруженной силы США, и не использовался ни на каких самолетах, кроме F-14. [ нужна ссылка ]
Иранский боевой опыт [ править ]
7 января 1974 года в рамках проекта «Персидский король » Имперские ВВС Ирана разместили заказ на 424 ракеты AIM-54A, позднее в июне того же года увеличив его на 290 ракет. [4] Из первоначального заказа было поставлено 274 ракеты и 10 учебных снарядов на сумму 150 млн долларов США. [15] до тех пор, пока революция 1979 года не прекратила поставки и не оставила эмбарго на оставшиеся 150 ракет, а дополнительный заказ на 290 ракет был отменен.
По данным Тома Купера и Фарзада Бишопа, во время ирано-иракской войны AIM-54, выпущенные IRIAF Tomcats, одержали 78 побед над иракскими МиГ-21 , МиГ-23 , МиГ-25 , Ту-22 , Су-20/22 , Mirage F. 1 , Super Étendards и даже два AM-39 Exocet и C-601 . Сюда входят два случая, когда один AIM-54 был ответственен за сбитие двух иракских самолетов, а также инцидент 7 января 1981 года, когда «Феникс» обстрелял четыре корабля МиГ-23, сбил три и повредил четвертый. [4]
США отказались поставлять запасные части и проводить техническое обслуживание после революции 1979 года, за исключением короткого периода во время дела Иран-контрас . По словам Купера, ВВС Исламской Республики Иран регулярно использовали свои истребители F-14 и ракеты AIM-54 на протяжении всей ирано-иракской войны, хотя периодическая нехватка запасных частей временами приводила к заземлению значительной части флота. В конце 1987 года запас ракет AIM-54 был самым низким: в наличии было менее 50 ракет. Для ракет требовались новые тепловые батареи , которые можно было купить только в США. Иран нашел тайного покупателя, который поставил ему батареи стоимостью до 10 000 долларов США каждая. Иран получал запасные части и детали как для F-14, так и для AIM-54 из различных источников во время ирано-иракской войны, а после конфликта получил еще больше запчастей. Иран начал программу по производству запасных частей для самолетов и ракет, и хотя есть утверждения, что он больше не полагается на внешние источники для поддержания своих F-14 и AIM-54 в рабочем состоянии, есть свидетельства того, что Иран продолжает тайно закупать детали. [16]
И F-14 Tomcat, и ракета AIM-54 Phoenix продолжают находиться на вооружении ВВС Исламской Республики Иран. Иран заявил, что работает над созданием эквивалентной ракеты [ нужна ссылка ] а в 2013 году представила Fakour-90 , модернизированную и перепроектированную версию Phoenix. [17]
Варианты [ править ]
- АИМ-54А
- Оригинальная модель, которая поступила на вооружение ВМС США примерно в 1974 году, а также экспортировалась в Иран до иранского кризиса с заложниками, начавшегося в 1979 году.
- АИМ-54Б
- Также известна как «Сухая» ракета. Версия упрощенной конструкции без системы охлаждения охлаждающей жидкости. В серийное производство не поступил. Опытно-конструкторские работы начались в январе 1972 года. Для испытаний было создано 7 ракет X-AIM-54B, из них 6 - путем модификации снарядов опытного производства IVE/PIP. После двух успешных испытательных пусков проект по созданию ракеты «Сухой» был отменен как «нерентабельный». [18]
- АИМ-54С
- Единственная улучшенная модель, которая когда-либо производилась. использовалась цифровая электроника Вместо аналоговой электроники AIM-54A . Эта модель имела лучшие возможности сбивать противокорабельные ракеты на малой и большой высоте . Он был разработан для увеличения срока службы, надежности и использования меньшего количества деталей. Он также включал встроенную систему самотестирования (BIST/BIT) и возможность испытаний ракет на самолете. [9] Эта модель пришла на смену AIM-54A, начиная с 1986 года.
- AIM-54 ECCM / герметичный патрон
- Больше возможностей в области электронного противодействия . Во время полета ему не требовалась охлаждающая жидкость. Ракета была развернута с 1988 года. Поскольку AIM-54 ECCM/Sealed не получал охлаждающую жидкость, F-14 с этой версией ракеты не могли превышать заданную воздушную скорость.
Существовали также версии ракеты для испытаний, оценки, наземной подготовки и обучения в воздухе; обозначены ATM-54, AEM-54, DATM-54A и CATM-54. Летные версии имели версии A и C. DATM-54 не выпускался в версии C, поскольку характеристики наземного обслуживания не изменились.
- Морской Феникс
- Предложение 1970-х годов о версии Phoenix для запуска с корабля в качестве альтернативы / замены точечной системы защиты Sea Sparrow . [19] Это также обеспечило бы возможность ЗРК средней дальности для небольших судов и/или судов, не оснащенных системой Aegis (таких как CVV ). Система Sea Phoenix должна была включать модифицированную корабельную версию радара AN/AWG-9 . Компания Hughes Aircraft заявила, что 27 из 29 основных элементов стандартного (бортового) AN/AWG-9 могут быть использованы в корабельной версии с небольшими модификациями. Каждая система должна была состоять из одного радара AWG-9 с соответствующими органами управления и дисплеями, а также стационарной 12-ячеечной пусковой установки для ракет «Феникс». Например, в случае авианосца необходимо было установить как минимум три системы, чтобы обеспечить перекрывающееся покрытие на все 360°. [20] [ нужна страница ] С 1974 года успешно проводились как наземные, так и корабельные испытания модифицированных ракет «Феникс» (AIM-54A) и контейнерной ракеты AWG-9 (первоначально 14-й экземпляр с производственной линии AN/AWG-9). [21]
- АИМ-54Б
- Также была предложена наземная версия для морской пехоты США . Было высказано предположение, что AIM-54B могла бы использоваться в действующих системах Sea Phoenix, однако ко второй половине 1970-х годов эта версия была отменена. В конечном итоге сочетание бюджетных и политических проблем привело к тому, что, несмотря на техническую и эксплуатационную привлекательность, дальнейшее развитие «Морского Феникса» не продолжилось.
- Фавор 90
- Сообщается, что в феврале 2013 года Иран испытал собственную ракету класса «воздух-воздух» большой дальности. [ нужна ссылка ] был представлен В сентябре 2013 года Факур-90 на военном параде. Он выглядел почти идентично AIM-54 Phoenix. [22] В июле 2018 года, как сообщало Jane's, Иран начал серийное производство Fakour-90. [23]
Операторы [ править ]
Текущие операторы [ править ]
Бывшие операторы [ править ]
- Имперское Государство Иран - Имперские ВВС Ирана
- США - ВМС США : в отставке в 2004 г.
Характеристики [ править ]
Ниже приводится список технических характеристик AIM-54 Phoenix: [24]
- Основная функция: ракета воздушного базирования большой дальности воздушного перехвата.
- Подрядчик: Hughes Aircraft Company и Raytheon Corporation.
- Стоимость единицы: около 477 000 долларов, но она сильно варьировалась.
- Силовая установка: твердотопливный ракетный двигатель производства Hercules Incorporated.
- Длина: 13 футов (4,0 м)
- Вес: 1000–1040 фунтов (450–470 кг).
- Диаметр: 15 дюймов (380 мм)
- Размах крыла: 3 фута (910 мм)
- Дальность: более 100 морских миль (120 миль; 190 км) (фактическая дальность засекречена)
- Скорость: 3000+ миль в час (4680+ км/ч)
- Система наведения: полуактивная и активная радиолокационная ГСН.
- Боевые части: неконтактный взрыватель , фугасный.
- Вес боеголовки: 135 фунтов (61 кг)
- Пользователи: США ( ВМС США ), Иран ( IRIAF )
- Дата развертывания: 1974 г.
- Дата выхода на пенсию (США): 30 сентября 2004 г.
См. также [ править ]
- 1962 г. Система обозначения ракет и дронов США Tri-Service.
- AIM-152 AAAM (Предлагаемый преемник).
- История эксплуатации F-14 Tomcat
- FMRAM
- Метеор (ракета)
- Р-33 (ракета) (АА-9 Амос), российская ракета класса «воздух-воздух», наиболее похожая на AIM-54 «Феникс», и Р-37 (ракета).
Связанные списки
Ссылки [ править ]
- ^ Джейнс (26 февраля 2021 г.), «AIM-54 Феникс» , Janes Weapons: Air Launched , Колсдон , Суррей : Jane's Group UK Limited. , получено 2 октября 2022 г.
- ^ «В бюджете США появился новый проект ракеты большой дальности» . 2 ноября 2017 г.
- ^ Джон Стиллион. «Тенденции в боях воздух-воздух: последствия для будущего превосходства в воздухе» (PDF) . Центр стратегических и бюджетных оценок (CSBA). п. 22. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Купер, Том; Епископ Фарзад. Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою , с. 85. Оксфорд: Издательство Osprey, 2004. ISBN 1 84176 787 5 .
- ^ Залога, С.Дж.; Лорье, Дж. (2005). Летающая бомба Фау-1, 1942–52: печально известный «каракуля» Гитлера . Оспри Паблишинг, Лимитед. ISBN 9781841767918 . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 212. ИСБН 9780850451634 .
- ^ «Национальный интерес: Блог» .
- ^ «Рэйтеон AIM-54 Феникс» . обозначение-systems.net . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Raytheon AIM-54C Phoenix | Музей Estrella Warbird» . www.ewarbirds.org . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Клэнси, Том (1 февраля 1999 г.). Перевозчик . Пингвин. ISBN 9781101002254 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «АИМ-54» (2004 г.). Справочник военных ракет и ракет США. Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ «Стенограмма Defense.gov: брифинг Министерства обороны США, 5 января 1999 г.» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ Парсонс, Дэйв, Джордж Холл и Боб Лоусон. (2006). Grumman F-14 Tomcat: Прощай, детка...!: Изображения и воспоминания за 35 лет активной службы . Зенит Пресс, с. 73. ISBN 0-7603-3981-3 .
- ^ Тони Холмс, «Подразделения ВМС США F-14 Tomcat операции по освобождению Ирака», Osprey Publishing (2005). Глава первая – OSW, стр. 16–7.
- ^ «Ракета AIM-54 Феникс» . ВМС США.
- ^ Теймер, Шэрон. «Иран получает армейское снаряжение на распродаже Пентагона» . Форбс . Архивировано из оригинала 19 января 2007 года . Проверено 17 января 2007 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (26 сентября 2013 г.). «Новая» иранская ракета класса «воздух-воздух» F-14 Tomcat на самом деле является (улучшенной?) копией AIM-54 Phoenix» . Авиационист . Проверено 8 ноября 2015 г.
- ^ «Военно-часовой журнал» .
- ^ Системы вооружения , Jane’s, 1977 год .
- ^ Тарпгаард, PT (1976), «Морской Феникс — исследование конструкции военного корабля», ASNE , 88 (2): 31–44 .
- ^ «Ракета Фарук» , The Avionist , 26 сентября 2013 г.
- ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» .
- ^ «Факты: ракета AIM-54 Феникс» . ВМС США . Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 14 июля 2011 г.