Jump to content

ВВС Исламской Республики Иран

Страница полузащищена

ВВС Исламской Республики Иран
  • ВВС Исламской Республики Иран
  • Ниру-йе Хавайи-йе Артеш-йе Джомхури-йе Ислами-йе Иран
Знак ВВС Исламской Республики Иран.
Основан
  • 25 февраля 1925 г .; 99 лет назад ( 1925-02-25 )
  • (как Имперские ВВС Ирана )
  • февраль 1979 г .; 45 лет назад ( 1979-02 )
  • (как ВВС Исламской Республики Иран)
Страна  Иран
Тип ВВС
Роль Воздушная война
Размер 37 000 ( оценка МЭИ на 2011 г.) [1]
Часть Армия Исламской Республики Иран
Штаб-квартира Тегеран
Псевдоним(а)
Девиз (ы)
Цвета   Ультрамарин синий
Юбилеи 8 февраля (День ВВС)
Помолвки
Командиры
Главнокомандующий Верховный лидер Али Хаменеи
Командующий ВВС Бригадный генерал Хамид Вахеди
Заместитель командующего Бригадный генерал Махди Хадиан
Координирующий заместитель командира Второй бригадный генерал Али-Акбар Талебзаде
Знаки отличия
Опознавательные знаки
плавник вспышка
Самолет летал
Атака F-4D/E , Су-24МК , F-5E/F , Саеке , HESA Каррар
Электронный
война
B707 Элинт
боец F-14A , MiG-29A/UB , Mirage F1EQ4/EQ5/EQ6 , F-7M
Вертолет CH-47 , Белл 212 , Белл 206
Патруль П-3Ф
Разведка
Тренер F-5A/B/Симорг , PC-7 , F33C , Фаджр-3 , FT-7 , Мираж F1BQ , Як-130 , HESA Ясин
Транспорт С-130 , Ил-76 , F27 , Боинг 747 , Боинг 707 , Фалкон 20 , Фалкон 50 , ДжетСтар , ПК-6 , Соката ТБ , HESA Simourgh

ВВС Исламской Республики Иран ( IRIAF ; персидский : نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران , латинизированный : Nirū-ye Havayi-ye Arteš-e Jomhūri-ye Eslāmi-ye Иран ) — авиационное подразделение армии Исламской Республики Иран . Нынешние военно-воздушные силы возникли, когда Имперские ВВС Ирана были переименованы в 1979 году после иранской революции . IRIAF принимал активное участие в ирано-иракской войне , проводя крупные операции, такие как операция «Каман 99» , операция «Султан 10» , авиаудар H-3 и первая в истории атака на ядерный реактор, операция «Ожженный меч» . В результате восьми лет воздушных боев в этом конфликте IRIAF занимает второе место по заявленному количеству асов-истребителей в регионе, уступая только ВВС Израиля ; целых семь пилотов IRIAF заявили о более чем шести сбитых самолетах, в основном на F-14 Tomcat . Ветераны ирано-иракской войны впоследствии составят ядро ​​командования IRIAF.

История

IRIAF возник, когда бывшие Имперские ВВС Ирана Partwork британской издательской компании Orbis, (IIAF) были переименованы после Исламской революции в Иране в феврале 1979 года. Журнал Warplane похоже, указывает, что переименование на самом деле произошло только после ирано-иракская война . Началась [ нужна ссылка ]

Эти «новые» иранские ВВС во многом унаследовали технику и структуру бывшего IIAF, даже потеряв большую часть своих ведущих офицеров в ходе послереволюционного хаоса, а также из-за преследования тех, кто считался лояльным шаху. проамериканским или где-то еще новым правительством в Тегеране.

Из-за напряженных отношений с Западом Ирану пришлось закупать новое оборудование в Бразилии , Советском Союзе и Китайской Народной Республике. После революции точный состав IRIAF определить было сложно, но оценки существуют. Многие самолеты, принадлежавшие ВВС Ирака, укрылись в Иране во время войны в Персидском заливе в 1991 году, многие были приняты на вооружение ВВС Ирака или разобраны на запчасти.

Из-за постоянной нехватки запасных частей, с которой столкнулись ВВС, в конце 1980-х годов было принято решение развивать местную аэрокосмическую промышленность для поддержки ВВС.

В 2002 году Иран в сотрудничестве с Украиной успешно начал производство Иран-140, лицензионной версии транспортного самолета Ан-140 . Одновременно Иран начал строительство двух истребителей отечественного производства, модернизированных с использованием технологий F -14 Tomcat и F-5 Tiger II . Боевики получили названия « Азарахш» и « Шафак» .

С тех пор страна также стала самодостаточной в производстве вертолетов. Страна утверждает, что способна производить американский боевой корабль AH-1 Cobra . Кроме того, Иран также производит Bell Helicopter Bell 212 и Bell 206 серийные вертолеты . Они известны как Шабавиз 2-75 и Шабавиз 206 соответственно.

Ирано-иракская война (1980–88)

IRIAF C-130 Hercules в 1988 году.

Серия чисток и принудительного выхода на пенсию привела к тому, что в период с февраля 1979 года по июль 1980 года численность службы сократилась вдвое, в результате чего IRIAF оказался плохо подготовленным к ирано-иракской войне (также называемой «1-й войной в Персидском заливе»). Внезапные авиаудары Ирака по восьми крупным иранским авиабазам и четырем другим военным объектам, начатые во второй половине дня 22 сентября 1980 года, стали полной неожиданностью и вызвали шок в IRIAF.

Иранцы ответили 23 сентября 1980 года операцией «Каман-99» , в которой участвовало 206 самолетов F-4, F-5 и F-14. В ходе этой операции 40 самолетов F-4 «Фантомы», вооруженные бомбами Mark 82 из Хамадана взлетели , Mark 83 и Mark 84 и ракетами AGM-65 Maverick. После дозаправки в воздухе «Фантомы» достигли столицы Ирака Багдада, где атаковали авиабазы ​​Аль-Рашид , Аль-Хаббания и Аль-Кут . Тем временем еще восемь F-4 вылетели из Тегерана и нанесли вторую атаку на авиабазу Аль-Рашид.

Иран приступил к запуску 58 самолетов F-5E Tiger II из Тебриза, которые были отправлены для атаки на авиабазу в Мосуле. После атаки на авиабазу Мосул еще 50 F-5E были отправлены для нанесения удара по авиабазе Насирия, которая была серьезно повреждена.

Поскольку все 148 иранских F-4 и F-5 были отправлены для бомбардировки Ирака, 60 F-14 Tomcat были подняты в воздух для защиты иранского воздушного пространства от возможного возмездия Ирака. Иранским F-14 удалось сбить 2 иракских МиГ-21 (1 МиГ-21РФ и 1 МиГ-21МФ) и 3 иракских МиГ-23 (МиГ-23МС); В ходе операции иранский F-5E также сбил иракский Су-20. Иракским МиГ-23 удалось сбить 2 F-5E, а иракским МиГ-21 также удалось сбить 2 F-5E. Иракцы также сбили один из своих стратегических авиалайнеров Ил-76МД из ЗРК СА-3.

Однако иракцы были хорошо подготовлены к атаке и перебросили большую часть своих ВВС в другие арабские страны, такие как Саудовская Аравия, что гарантировало, что большая часть иракских ВВС пережила операцию.

Саддаму Хусейну и иракским военным был нанесен тяжелый удар, когда уязвимости иранских ВВС не проявились. Все иракские авиабазы ​​вблизи Ирана вышли из строя на несколько недель, и, по данным Ирана, эффективность авиации Ирака снизилась на 55%. Это позволило иранцам перегруппироваться и подготовиться к предстоящему иракскому вторжению.

Хотя уровень боеготовности IRIAF значительно увеличился в последующие месяцы, его общая роль и влияние снизились, поскольку клерикальное правительство уделяло приоритетное внимание ресурсам ополченцев Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и одновременно пыталось создать отдельное авиационное подразделение для этой службы.

Несмотря на ограничения и санкции, IRIAF добились успешного поражения иракских самолетов в боях «воздух-воздух» до такой степени, что в боях «воздух-воздух» соотношение поражений Ирана составило примерно 5:1, что превосходит только Израильтяне против Сирии в 1982 году и США в войне в Персидском заливе в 1991 году. Дошло до того, что Ирак приказал своим пилотам избегать столкновений в воздухе (особенно с F-14). [2] После успешного освобождения большинства иранских территорий, захваченных иракцами в первой половине 1982 года, положение IRIAF полностью изменилось. Из воздушной армии, носившей наступательный характер, она в основном сводилась к противовоздушной обороне и относительно редким бомбардировкам объектов промышленного и военного значения внутри Ирака. В то же время из-за американских санкций IRIAF пришлось научиться обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии свой большой парк самолетов и вертолетов американского производства без посторонней помощи. Опираясь в первую очередь на устаревшее оборудование, закупленное в США в 1970-х годах, иранцы приступили к созданию собственной аэрокосмической промышленности.

P-3F Orion ВВС Исламской Республики Иран.

Начиная с 1984 и 1985 годов, IRIAF столкнулись с еще более организованным и оснащенным противником, поскольку иракские ВВС, усиленные поставками современных истребителей-бомбардировщиков из Франции и Советского Союза, начали многочисленные наступательные операции против иранских авиабаз. военные базы, промышленная инфраструктура, электростанции, центры экспорта нефти и населенные пункты. Они стали более известны как «Танкерная война» и «Война городов». Чтобы защититься от растущего числа иракских воздушных ударов, IRIAF в значительной степени опиралась на свой большой парк истребителей-перехватчиков Grumman F-14 Tomcat . «Томкэты» в основном использовались для защиты стратегически важного острова Харк (главного узла экспорта иранской нефти) и Тегерана. В период с 1980 по 1988 год только в этих районах произошло более 300 воздушных боев против истребителей, истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков IQAF. [ нужна ссылка ]

Столкнувшись с тем фактом, что он не смог получить замену оборудования, потерянного в войне на истощение против Ирака, IRIAF оставался ориентированным на оборону до конца конфликта, сохраняя свои уцелевшие активы как «существующую силу». С середины 1987 года IRIAF столкнулись также с истребителями ВМС США над Персидским заливом. Ряд столкновений, произошедших в период с июля 1987 года по август 1988 года, истощили имеющиеся ресурсы IRIAF до предела, исчерпав их возможности по защите воздушного пространства Ирана от ударов с воздуха Ирака.

В ходе этих жестоких воздушных боев в течение 8 лет подряд многие иранские летчики-истребители устанавливали мировые рекорды во время войны, например, генерал Ядолла Халили, который является мировым рекордсменом по самому продолжительному прямому полету на истребителе , управляя F-14 без -остановиться на 11 часов, таким образом, ему пришлось 8 раз дозаправляться в воздухе во время процесса, или как Ферейдун Али Мазандарани , который является рекордсменом как первый пилот, совершивший дозаправку в воздухе на F-14 в ночных условиях. В результате этой войны IRIAF разработала проверенную тактику и опытных пилотов, проверенных в боях, став, таким образом, одним из самых опытных авиационных войск в регионе.Наиболее известными иранскими летчиками-истребителями были Ферейдун Али Мазандарани , Фазлолла Джавидния , Джалил Занди и Шахрам Ростами . Среди других известных пилотов - Хосейн Халатбари , Аббас Доран , Хасан Харанди , Абольфазл Мехреганфар , Гафур Джедди , Аббас Бабаи и Али Эгбали Догахе и многие другие.

После ирано-иракской войны

Иранский C-130 Hercules в 2010 году.

Сразу после окончания ирано-иракской войны IRIAF была частично перестроена за счет ограниченных закупок истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24 из Советского Союза, а также истребителей F-7 M и FT-7 из Китая. Обеспечивая необходимое усиление ВВС Ирана, эти типы никогда не заменяли старые, построенные в США F-4 Phantom, F-14 (сейчас IRIAF — единственное авиационное подразделение в мире, использующее эти истребители) или F-5. Вместо этого IRIAF продолжил свои усилия по поддержанию этих типов в эксплуатации и начал ряд проектов по их ремонту и модернизации.

1990-е годы

Во время войны в Персидском заливе 1991 года многочисленные иракские пилоты переправили самолеты ВВС Ирака в Иран, чтобы избежать уничтожения силами коалиции. Иранцы конфисковали эти самолеты и так и не вернули их, поставив на вооружение IRIAF. [3] и утверждая, что они являются репарациями за ирано-иракскую войну. В состав самолета входили несколько Мираж F1 , МиГ-23 , МиГ-29, Су-20 , Су-22М , Су-24, Су-25 и несколько Ил-76 , в том числе секретный одноразовый самолет ДРЛО-ДРЛО Ил- 76 Прототип «АДНАН 1».

Даже после прекращения огня с Ираком IRIAF совершила несколько воздушных налетов на курдские базы на севере Ирака. Первый из таких рейдов был проведен с использованием восьми F-4, вооруженных ракетами и кассетными бомбами, 6 апреля 1992 года против народных моджахедов иранского лагеря Ашраф . Во время этого события один F-4 был сбит либо повстанцами, либо иракскими военными ПВО, а оба пилота (подполковник Амини и капитан Шарифи) были схвачены и освобождены только в 1998 году. Несмотря на угрозы ответного удара, Ирак не смог принять ответные меры из-за на собственную борьбу с курдскими сепаратистскими партизанами и навязанными Западом бесполетными зонами , которые наносили вред и ограничивали операции ее ВВС. [4] [5]

В 2007 году Ирак попросил Иран вернуть часть десятков иракских истребителей, которые летали туда перед войной в Персидском заливе в 1991 году. [6] По состоянию на 2014 год Иран был восприимчив к этим требованиям и работал над ремонтом неопределенного количества самолетов. [7] [8] В конце 2014 года Иран вернул Ираку 130 военных самолетов. [9]

2000-е

В 2006 году, после того как иранские СМИ опубликовали серию сообщений о том, что Венесуэла заинтересована в продаже 21 истребителя F-16 Fighting Falcon , Ирану [10] Советник Уго Чавеса подтвердил Associated Press , что «военные Венесуэлы рассматривают возможность продажи своего парка истребителей F-16 американского производства другой стране, возможно, Ирану, в ответ на запрет США на продажу оружия правительству президента Уго Чавеса». В ответ Шон МакКормак представитель Госдепартамента США предупредил Венесуэлу, что «без письменного согласия США Венесуэла не может передать эти оборонные изделия, и в данном случае F-16, третьей стране». [11]

Учения ВВС Ирана в Тегеране , 2014 г.

В период с 2000 по 2006 год Россия поставила Ирану 6 Су-25УБК учебно-боевых истребителей , 12 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш , 21 транспортный Ми-171 и 3 медицинских вертолета Ми-17Б-5. Также завершена программа ремонта и модернизации истребителей МиГ-29 и Су-24 стоимостью 700 миллионов долларов. [12]

22 сентября 2009 г. самолет Ил-76 IRIAF столкнулся с F-5E. [13] вскоре после ежегодного парада в Тегеране разбился недалеко от Варамина , в результате чего погибли все семь человек, находившиеся на борту. [14]

2010-е годы

В конце 2014 года появились доказательства того, что IRIAF участвовала в военной интервенции 2014 года против Исламского Государства Ирака и Леванта . На видео, опубликованном телеканалом Aljazeera, видно, как иранский F-4 Phantom II бомбит некоторые ИГИЛ здания в провинции Дияла . [15]

25 декабря 2019 года в горах Сабалан разбился МиГ-29, а 26 августа 2018 года в районе Дезфуля совершил аварийную посадку F-5F, в результате чего пилот погиб, а второй пилот получил ранения. [16] [17]

2020-е годы

Воздушный парк IRIAF стареет, возраст некоторых самолетов превышает 40 лет, и это привело к нескольким авиакатастрофам. [18] 24 мая 2022 года два китайских самолета Chengdu J-7 разбились к востоку от Исфахана, в результате чего погибли пилоты. [19] 21 февраля 2022 года F-5F врезался в школу в Тебризе , в результате чего погиб экипаж и человек на земле. [20] 1 июня 2021 года возле Дезфуля разбился еще один F-5F , в результате чего погибли оба экипажа. [21]

Структура

Примечание: прежняя оценка Jane's Sentinel единиц данных за 1993 год (Источник: Jane's Sentinel, Исламская Республика Иран, 1993 год, – неполная) теперь заменена более новыми данными за 2019 год. [22] [23]

Состав IRIAF изменился очень мало с 1979 года. В конце 1980-х годов были ограниченные передислокации и расформирования подразделений (парк F-4D/E и F-14 в Ширазе и Мехрабаде). Развертывания во время войны с Ираком носили в основном временный характер. В 1985 году произошла крупная реорганизация существующих подразделений ЗРК и ПВО. В 1990-е годы серьезных реорганизаций не проводилось.

Оборудование, возможности и характеристики также сильно повлияли на развитие ВВС Ирака (IQAF) в 1980-х годах, а также на развитие ВВС Объединенных Арабских Эмиратов в 1990-х годах и в самое последнее время.

С 2013 года власти Ирана также изменили структуру командования (тактические авиабазы, военные объекты, гражданские аэропорты), и этот прежний статус больше не действует. Почти все аэродромы, имеющие определенное стратегическое значение для сценариев чрезвычайных ситуаций, теперь пригодны для совместного военного и гражданского использования. Это также соответствует тому факту, что IRIAF имеет только небольшие составные подразделения (которые легко переместить в кратчайшие сроки), разбросанные по всей стране, вместо прежних крупных стационарных подразделений. Таким образом, все объединенные аэродромы оснащены базовыми возможностями перекрестного обслуживания для обслуживания всех самолетов IRIAF. Однако основные мощности материально-технического обеспечения и технического ремонта по-прежнему сосредоточены на некоторых более крупных аэродромах.

Иран находится под санкциями с 1979 года, и таким образом страна получила возможность обслуживать и ремонтировать собственные военные и гражданские самолеты. Однако меньшая напряженность в нынешней (2015 г.) международной ситуации привела к ослаблению санкций, и теперь иранское правительство снова способно заказать новый парк гражданских самолетов взамен устаревших типов.

Оценка военного потенциала Jane's 360, 2019 г.

Посадка Mirage F1BQ
Су-24МК ВВС Ирана пролетает над международным аэропортом Шахид Дастгайб.
Имя Использование Расположение Самолет
Ахмади Резервный аэродром 29°05′57″ с.ш. 51°02′07″ в.д. никто
Араз Резервный аэродром 39°06′40″ с.ш. 45°20′02″ в.д. никто
город Аббас Объединенный военный и гражданский аэродром 27°13′05″ с.ш. 56°22′40″ в.д. Составной агрегат Ф-4; Ф-7
Город Яск Объединенный военный и гражданский аэродром 25°39′11″ с.ш. 57°47′51″ в.д. Морской патрульный полет П-3Ф Орион
Бирджанд Объединенный военный и гражданский аэродром 32°53′53″ с.ш. 59°15′58″ в.д. Неизвестный составной блок
Бише Кола Объединенный военный и гражданский аэродром 36°39′18″ с.ш. 52°20′58″ в.д. Полет на легком многоцелевом вертолете Hesa ​​Shahed 278
Бушер Объединенный военный и гражданский аэродром 28°56′41″ с.ш. 50°50′04″ в.д. Составной агрегат Ф-4; Ф-14 Томкэт; БПЛА
Чахбахар Объединенный военный и гражданский аэродром 25°26′41″ с.ш. 60°22′55″ в.д. Составной агрегат Ф-1; Ф-4
Даррахи Резервный аэродром 29°22′33″ с.ш. 51°04′03″ в.д. никто
Дезфул Комбинированный военный/гражданский 32°25′57″ с.ш. 48°24′07″ в.д. Составной агрегат Ф-5; Ф-7
Фирузабад База армейской авиации 35°31'43" с.ш. 51°30'26" в.д. Составная вертолетная часть Шахед 278
Горре Резервный аэродром 29°54′25″ с.ш. 50°25′43″ в.д. никто
Пустыня Объединенный военный и гражданский аэродром 35°12′37″ с.ш. 48°39′12″ в.д. Составной агрегат Ф-4; Ф-7
хриплый Производитель самолетов 32°55′44″ с.ш. 51°33′40″ в.д. завод по технологиям/бревнам/ремонту
Исфахан / Бадр армейская авиация; база технического ремонта 32°37′16″ с.ш. 51°41′49″ в.д. Составные вертолетные агрегаты
Исфахан / международный Комбинированный военный/гражданский 32°45'10" с.ш. 51°52'44" в.д. Составной истребитель F-14; МиГ-29
Исфахан / Сахид Ватанпур армейская авиация; логистическая база 32°34′09″ с.ш. 51°41′12″ в.д. Составная вертолетная установка
Есть Объединенный военный и гражданский аэродром 33°53′43″ с.ш. 51°34′37″ в.д. Полеты составных истребителей
Керман Авиабаза 30°15′57″ с.ш. 56°57′34″ в.д. Составной истребитель/штурмовик
Керманшах Авиабаза 34°20′45″ с.ш. 47°09′29″ в.д. Составной агрегат Су-24; Су-25
Остров Харг Объединенный военный и гражданский аэродром 26°31′33″ с.ш. 53°58′52″ в.д. Составной агрегат Ан-74; самолет Харбин Y-12; Вертолеты Ми-17; БПЛА
Киш Авиабаза 26°31′33″ с.ш. 53°58′52″ в.д. Составной истребительный отряд
Манзария База армейской авиации 34°59′02″ с.ш. 50°48′22″ в.д. Учебно-тренировочный/легкий штурмовик Embraer 312
Мешхед Объединенный военный и гражданский аэродром 36°14′07″ с.ш. 59°38′38″ в.д. Составной агрегат Ф-4; Ф-5
Масджед Солейман Авиабаза 31°59′58″ с.ш. 49°16′16″ в.д. Составной агрегат Ф-14; Ф-4
Мехршахр Учебная база 35°46′34″ с.ш. 50°52′51″ в.д. Учебный Pilatus PC-6 Porter; Эмбраер 312
Омидия Объединенный военный и гражданский аэродром 30°49′51″ с.ш. 49°32′35″ в.д. Неизвестные составные единицы
Шираз Объединенный военный и гражданский аэродром; логистика; технический ремонт 29°32′11″ с.ш. 52°35′18″ в.д. Составной агрегат Ил-76 по эрлифту; Морской патруль П-3Ф; Атака Су-24; Световой утилитарный колокол-214
Веревка Объединенный военный и гражданский аэродром 37°37′40″ с.ш. 56°10′23″ в.д. Композитный эрлифтный агрегат С-130Н; Боинг 707
Тебриз Объединенный военный и гражданский аэродром 38°07′44″ с.ш. 46°14′24″ в.д. Составной агрегат Ф-5; Ф-14; СН-47
Тегеран / Дошан Таппе Учебно-материальная база 35°42'00" с.ш. 51°28'22" в.д. Учебно-конверсионный Чэнду F-7; Нортроп F-5B; Мираж F-1BQ
Тегеран/Гале Морги Закрыто 35°38′41″ с.ш. 51°22′51″ в.д. Никто
Тегеран / Мехрабад Объединенный военный и гражданский аэродром; логистика; технический ремонт 35°41′19″ с.ш. 51°18′46″ в.д. Составной агрегат МиГ-29; Су-24; Боинг 707; С-130; Ф-27; СН-47
Урмия Объединенный военный и гражданский аэродром 37°40′15″ с.ш. 45°04′19″ в.д. Составной агрегат вертолет/транспортный самолет
Захедан Объединенный военный и гражданский аэродром 29°28′29″ с.ш. 60°54′22″ в.д. Составной агрегат Ф-4; Ф-5; Су-24

[22] [23]

Газета Jane's Sentinel в 1993 году (стр. 27) перечислила TAB 1 в Мехрабаде с шестью эскадрильями (F-5E, F-7M, F-14/МиГ-29, C-130H/ Ильюшин Ил-76 , Boeing 707/747 и Fokker) . F-27 Friendship /Dassault Falcon); TAB 2 в Тебризе с тремя эскадрильями ( F-4D/E «Фантом II» ; F-5E, Chengdu F-7 M) и звеном C-130; TAB 3 в Хамадане с эскадрильей шэньянских F-6 и F-7M китайского производства; TAB 4 в Дезфуле с эскадрильей F-4D/E и F-5E; ТАБ 5 не был идентифицирован; TAB 6 в Бушере с эскадрильей F-4D/E и двумя звеньями: одним F-7M и одним C-130H; TAB 7 в Ширазе с тремя эскадрильями (F-4D/E; F-14/МиГ-29 и C-130H/Ил-76) и звеном F 27; TAB 8 в Исфахане с тремя эскадрильями (F-5E, F-6 и F-7M) и звеном F 27; TAB 9 в Бандар-Аббасе с двумя эскадрильями (F-4D/E и F-7M) и отрядом F-14A, а также звеном Lockheed P-3F Orion ; TAB 10 в Чах-Бахаре с эскадрильей F-6 и звеном C-130H/Ил-76; и TAB 11 числятся в Гале Морги (Бук F33) и Мушшаке (PC-7, Тукано), Летной школе подготовки, а также подразделениях в Агаджари .

Самолет

Текущий запас

F-14A Tomcat из IRIAF
МиГ-29 стоит на взлетной полосе в аэропорту Дезфул.
Иранский CH-47C Chinook
Иранский C-130E
Самолет Источник Тип Вариант В эксплуатации Примечания
Боевой самолет
МиГ-29 Россия многоцелевой 24 [24] 6 использовались для тренировок [24]
Сухой Су-24 Россия атаковать 23 [24]
Чэнду F-7 Китай боец 17 [24] китайской лицензионной постройки МиГ-21
Нортроп F-5 Соединенные Штаты боец Ф-5Е 35 [24]
ХЕСА Саеке США/Иран Легкий реактивный самолет 12 [ нужна ссылка ] Иранский реконструированный Northrop F-5
HESA Ковсар США/Иран Легкий реактивный самолет 4 [25] Легкий реактивный самолет на базе американского Northrop F-5.
ХЕСА Азарахш США/Иран Легкий реактивный самолет 6 [ нужна ссылка ] Легкий реактивный самолет на базе американского Northrop F-5.
F-4 Фантом II Соединенные Штаты истребитель-бомбардировщик Д/Е/РФ 63 [24] 16 самолетов настроены на разведку. [26]
Грумман F-14 Соединенные Штаты истребитель / перехватчик Ф-14А/АМ [27] 41 [24]
Мираж F1 Франция многоцелевой F1EQ 12 [24] получено от IQAF, бежавшего во время войны в Персидском заливе
Сухой Су-35 Россия превосходство в воздухе 24 под заказ [28]
Морской патруль
Дассо Фалькон 50 Франция морской патруль 1 [24]
П-3 Орион Соединенные Штаты морской патруль П-3Ф 5 [24]
Танкер
Боинг 707 Соединенные Штаты дозаправка в воздухе / транспорт 4 [24]
Боинг 747 Соединенные Штаты дозаправка в воздухе / транспорт 3 [24]
Транспорт
Боинг 707 Соединенные Штаты VIP транспорт 2 [24] также используется для радиоэлектронной борьбы
Боинг 747 Соединенные Штаты VIP транспорт 6 [24]
С-130 Геркулес Соединенные Штаты тактический авиалайнер С-130Э/Ч 28 [24]
Ильюшин Ил-76 Россия стратегический авиалайнер 5 [24]
Фоккер Ф-27 Нидерланды транспорт 5 [24]
Пилатус ПК-6 Швейцария полезность 13 [24] взлета и посадки Самолет с возможностью
Вертолеты
Белл 206 Италия полезность 2 [24] один использовался в качестве вертолета учебно-тренировочного
Белл 212 Италия полезность 1 [24] один потерян в 2024 году
CH-47 Чинук Соединенные Штаты транспорт СН-47С 2 [24]
Кроссовки
Мираж F1 Франция тренер по конверсии F1BQ 5 [24] получено от беглецов IQAF пилотов во время войны в Персидском заливе
Пилатус ПК-7 Швейцария тренер 34 [24]
ПКК Супер Мушшак Пакистан тренер 25 [29]
Нортроп F-5 Соединенные Штаты тренер по конверсии Ф-5Б/Ф 13 [24]
ХЕСА Ясин Иран тренер 2 [30]
IRIAF Обычный-14 [ нужна ссылка ] Иран тренер реконструированный Beechcraft Bonanza
Чэнду F-7 Китай тренер по конверсии ФТ-7 1 [24]
Yak-130 Россия тренер/CAS 2 [31]

В 2007 году Ирак попросил Иран вернуть часть десятков иракских истребителей, которые летали туда перед войной в Персидском заливе в 1991 году. [32] По состоянию на 2014 год Иран был восприимчив к требованиям и работал над ремонтом неопределенного количества самолетов. [33] [34] В конце 2014 года Иран вернул Ираку 130 военных самолетов. [35]

По слухам, планы дальнейшего расширения

13-летнее ООН эмбарго на поставки оружия, введенное в отношении Ирана, было снято 18 октября 2020 года. Хотя были предположения, что, когда эмбарго на поставки оружия закончится, иранские ВВС предпримут программу расширения и модернизации, этого еще не произошло. [36]

Одним из важнейших аспектов этой программы, наряду с подготовкой кадров и строительством объектов, станет закупка в значительных количествах самых современных российских и китайских самолетов. Ходили слухи, что IRIAF заинтересуется следующими самолетами для своей программы модернизации:

  • Су-30 : Сообщается, что представители министерства обороны Израиля расследовали потенциальную сделку между Ираном и Россией, по которой Иран заплатит 1 миллиард долларов за дюжину эскадрилий самолетов Су-30. [ нужна ссылка ] Иран и Россия отрицают это и отвергают эти утверждения как пропаганду. [37] [38] [39] В передаче информационного агентства Mehr 15 и 16 сентября 2008 г. была замечена дюжина Су-30; Далее в отчете говорится: «В этом совместном маневре IRIAF и AFAGIR, который называется «Стражи неба народов», ВВС Ирана испытали системы отечественной разработки, а также недавно приобретенные системы (у России и Китая). " [40] Покупка этого истребителя значительно улучшит возможности иранских ВВС, поскольку он сможет прикрыть с иранской территории почти весь Ближний Восток.
  • Су-34 Защитник : по неподтвержденным данным, Иран рассматривает возможность приобретения большого количества тактических бомбардировщиков после окончания эмбарго на поставки оружия, чтобы получить решающие возможности тактической бомбардировки своих соседей, заменив при этом свои старые Су-24. [41]
  • Су-35 : Сообщается, что Иран заинтересован в этом самолете, чтобы получить решающее преимущество над своими потенциальными соперниками в регионе. [42]
  • Су-57 : Интерес Ирана к этой платформе пятого поколения хорошо известен, и, как сообщается, он заинтересован в покупке нескольких эскадрилий после снятия эмбарго на поставки оружия. [43] Покупка этого боевого самолета даст Ирану решающее преимущество в воздушной мощи, поскольку IRIAF сможет прикрыть весь Ближний Восток из Ирана (вплоть до Каира и Йемена без дозаправки).
  • J-10 : Российское информационное агентство «Новости» сообщило, что Business & Financial Markets сообщило, что Иран подписал соглашение с Китаем о покупке двух эскадрилий/24 истребителей J-10 ФН российского производства с двигателями АЛ-31 . Общая стоимость самолетов оценивается в 1 миллиард долларов, а поставки ожидаются в период с 2008 по 2010 год. Китай опроверг информацию о своем согласии продать свои отечественные истребители Ирану, заявив, что никаких переговоров не велось. Представитель министерства иностранных дел Лю Цзяньчао заявил журналистам: «Это неправда, это безответственный доклад, Китай не вел переговоров с Ираном по поводу самолетов J-10». [44]
  • JF-17 Thunder : По данным Global Security, в июле 2003 года Чэндуская авиастроительная промышленная корпорация (CAIC) представила публике новый истребитель «Супер-7» или «Чао Ци», Китай предположительно получил заказы от Ирана. Самолет, который теперь называется FC-1, является экспортной версией JF-17 Thunder и поступил в производство в 2006 году.
  • Шэньян J-31 : Ходят неподтвержденные слухи, что Иран заинтересован в этом самолете в качестве дополнения пятого поколения для своих закупок Су-57, как только будет снято эмбарго на поставки оружия. [45]

Сообщается, что интерес Ирана распространяется и на другие, не менее важные элементы авиации, такие как самолеты-заправщики и самолеты поддержки. Преследуемыми самолетами в этом отношении являются:

Удобства

ВВС Исламской Республики Иран расположены в Иране.
Тегеран
Тегеран
Пустыня
Пустыня
Тебриз
Тебриз
Дезфул
Дезфул
Омидия
Омидия
Бушер
Бушер
Шираз
Шираз
Исфахан
Исфахан
город Аббас
город Аббас
Чабахар
Чабахар
Бирджанд
Бирджанд
Захедан
Захедан
Мешхед
Мешхед
Керманшах
Керманшах
Керман
Керман
Масджед Солейман
Масджед Солейман
Расположение основных авиабаз в Иране

За последние несколько лет [ когда? ] несколько новых аэродромов были построены в центральном и восточном Иране. На некоторых из этих объектов с тех пор началось полномасштабное развертывание подразделений IRIAF, и теперь выясняется, что по крайней мере две из них стали постоянными «базами тактических истребителей» (TFB). Это первые такие базы, созданные с 1979 года. Помимо новых аэродромов, при поддержке Китая IRIAF построила также ряд новых радиолокационных станций раннего предупреждения по всей стране. Однако ее способность контролировать национальное воздушное пространство остается ограниченной – главным образом из-за пересеченной местности и отсутствия средств раннего предупреждения с воздуха.

Помимо содержания 17 TFB, IRIAF располагает многочисленными временными отрядами на нескольких небольших аэродромах по всей стране. Бывшие иракские самолеты Mirage F.1EQ, обычно базирующиеся на базе TFB.14 недалеко от Мешхеда, часто видели над Персидским заливом в 2005 и 2006 годах.

Основные операции

См. также

Ссылки

Примечания
  1. ^ Хосейн Ариан (15 ноября 2011 г.), «Артеш: маргинализированные и недостаточно вооруженные обычные вооруженные силы Ирана» , Институт Ближнего Востока , получено 15 декабря 2015 г.
  2. ^ Купер, Том; Епископ, Фарзад (2004). Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою (Combat Aurcraft 49) . Издательство Оспри. ISBN  978-1841767871 .
  3. ^ «Мир: Ближневосточный Иран «сделал собственный военный самолет» » . Би-би-си . 29 июня 1999 года . Проверено 16 марта 2020 г.
  4. ^ Шмитт, Эрик (6 апреля 1992 г.). «Иран обстреливает повстанцев в Ираке: самолет сбит» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 февраля 2015 г.
  5. ^ "iranian_F_4_Phantom_LOSSES" . ejection-history.org.uk. Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 7 февраля 2015 г.
  6. ^ Колвин, Росс (5 августа 2007 г.). «ВВС Ирака хотят, чтобы Иран вернул свои самолеты» . Рейтер – через www.reuters.com.
  7. ^ «Поскольку новые американские самолеты прибывают медленно, Ирак ищет остатки ВВС Саддама для бомбардировки ИГИЛ» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 28 июня 2014 г.
  8. ^ Моррис, Лавдей (27 июня 2014 г.). «Ирак собирает временные военно-воздушные силы для борьбы с ИГИЛ» . Вашингтон Пост . Проверено 16 марта 2020 г.
  9. ^ «Иран возвращает военные самолеты в Ирак спустя 20 лет» . Ближневосточный монитор . 23 июня 2014 г.
  10. ^ Чавес: Мы, вероятно, продадим истребители F-16 Ирану (Новости Афтаб)
  11. ^ Венесуэла угрожает продать флот F-16 Ирану , Fox News
  12. Россия на иранском рынке оружия. Архивировано 7 сентября 2009 г. в Wayback Machine Moscow Defense Brief.
  13. ^ «Иранские военные самолеты разбились во время ежегодного парада» . Новости обороны. Архивировано из оригинала 14 января 2021 г. Проверено 23 сентября 2009 г.
  14. ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2009 г.
  15. ^ Иран бомбит Исламское государство в Ираке, официальный представитель США подтверждает Huffington Post
  16. ^ «Иранский истребитель разбился; судьба пилота неизвестна» . Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 25 декабря 2019 г.
  17. ^ «Иранский F5 разбился, пилот погиб, второй пилот ранен» . Радио Фарда . 27 августа 2018 г.
  18. ^ Старинные иранские истребители продолжают падать с неба - Forbes , 29 мая 2022 г.
  19. ^ Два иранских пилота погибли в результате крушения самолета F7, сообщает IRNA - Reuters , 24 мая 2022 г.
  20. ^ Иранский истребитель врезался в школу, трое погибли - France24, 21.02.2022
  21. Иранское телевидение: «Техническая проблема» на истребителе привела к гибели двух пилотов AP News , 1 июня 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Джейнс | Войти в ведущую в мире оборонную разведку с открытым исходным кодом» . Оценка военного потенциала Janes 360 2019
  23. ^ Jump up to: а б «АНАЛИЗ – Реальная военная мощь Ирана в контексте» . Реальный потенциал Ирана в контексте
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . Проверено 13 апреля 2024 г.
  25. ^ Бинни, Джереми (25 июня 2020 г.). «Иран объявляет о поставке самолетов Kowsar, демонстрирует F-5F» . Джейнс . Проверено 13 сентября 2023 г.
  26. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 64» . Flightglobal.com . Проверено 4 июня 2016 г.
  27. ^ Ченчиотти, Дэвид (1 марта 2015 г.). «Иран проводит капитальный ремонт последнего в мире действующего парка F-14» . Авиационист . Проверено 16 марта 2020 г.
  28. ^ Иддон, Пол (12 мая 2023 г.). «Томкэты — суперфланкерам: Иран может вскоре получить самый совершенный истребитель почти за 50 лет» . Форбс . Проверено 31 декабря 2023 г.
  29. ^ Международный институт стратегических исследований (15 февраля 2020 г.). Военный баланс 2020 . Лондон, Англия: Рутледж . п. 351. ИСБН  9780367466398 .
  30. ^ «Иран начинает серийное производство учебно-тренировочных самолетов - Новости политики - Информационное агентство Тасним» . Информационное агентство Тасним . Проверено 11 апреля 2023 г.
  31. ^ Ченчиотти, Дэвид (3 сентября 2023 г.). "Два учебно-боевых самолета Як-130 в настоящее время находятся на 8-й базе тактических ВВС Ирана под Исфаханом" . Авиационист . Проверено 11 сентября 2023 г.
  32. ^ Колвин, Росс (5 августа 2007 г.). «ВВС Ирака хотят, чтобы Иран вернул свои самолеты» . Рейтер .
  33. ^ «Поскольку новые американские самолеты прибывают медленно, Ирак ищет остатки ВВС Саддама для бомбардировки ИГИЛ» . 28 июня 2014 г.
  34. ^ «Ирак собирает временные военно-воздушные силы для борьбы с ИГИЛ – The Washington Post» . Вашингтон Пост .
  35. ^ «Иран возвращает военные самолеты в Ирак спустя 20 лет – Middle East Monitor» . 23 июня 2014 г.
  36. ^ Винтур, Патрик (18 октября 2020 г.). «Иран приветствует отмену 13-летнего эмбарго ООН на поставки оружия как «важный день» » . Хранитель . Проверено 20 ноября 2020 г. Тяжелое финансовое положение Ирана и сохраняющаяся угроза санкций США против всех, кто торгует с этой страной, означают, что Тегеран вряд ли продолжит краткосрочную покупательскую активность.
  37. ^ DEBKAfile Отчеты DEBKA: Иран покупает у России 250 дальних истребителей-бомбардировщиков Сухого и 20 бензовозов, 1 августа 2007 г.
  38. ^ Отчеты Navy Times : Иран может купить у России 250 самолетов , 1 августа 2007 г.
  39. ^ Defensetech Новый истребитель Ирана? 2 августа 2007 г.
  40. ^ «Иран, мировые, политические, спортивные, экономические новости и заголовки новостей» . MehrNews.com . Проверено 22 апреля 2013 г.
  41. ^ «Ирану нужны новые ВВС: какие у него есть варианты?» . Ирану нужны новые ВВС: какие у него есть варианты? . 18 марта 2020 г.
  42. ^ «Отчет: Иран может приобрести несколько современных истребителей Су-35» . Париж сегодня . 15 февраля 2016 г.
  43. ^ «Иран может закупить два десятка истребителей Су-57, оснащенных гиперзвуковыми ракетами класса «воздух-воздух» . 16 декабря 2019 г.
  44. ^ Йоси Мелман. « Иран купит у Китая 24 истребителя на базе израильской технологии » , «Гаарец» , 24 октября 2007 г.
  45. ^ Фарли, Роберт. «Китай продает J-31, но кто покупает?» . thediplomat.com .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c86cc911494a0c1af1295bc21ec3535c__1720072740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/5c/c86cc911494a0c1af1295bc21ec3535c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic Republic of Iran Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)