Ильюшин Ил-78
Ил-78 | |
---|---|
![]() | |
Ил-78М ВВС России. | |
Роль | Воздушный танкер- заправщик |
Национальное происхождение | Советский Союз Россия |
Производитель | Ильюшин |
Первый полет | 26 июня 1983 г. |
Введение | 1984 г. (Ил-78) |
Статус | В сервисе и производстве |
Основные пользователи | Советские ВВС (исторический) Воздушно-космические силы России ВВС Украины (исторический) Индийские ВВС |
Произведено | 1984 – настоящее время |
Количество построенных | 53 [1] |
Разработано на основе | Ильюшин Ил-76 |
Ильюшин Ил-78 ( русский : Илью́шин Ил-78 ; кодовое название НАТО Midas ) — советско-российский четырёхмоторный воздушный заправщик , созданный на базе стратегического авиалайнера Ил-76 . [2]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Первые специализированные самолеты-заправщики Советского Союза представляли собой варианты существовавших ранее бомбардировщиков, таких как Туполев Ту-16 и Мясищев М-4 . Их характеристики были признаны недостаточными, тем более что на вооружение планировалось принять новые модели бомбардировщиков ( Ту-22М и Ту-160 ). В 1968 году началась разработка нового танкера на базе Ил-76 . Его характеристики были недостаточны для использования в качестве заправщика: он мог перекачивать на другие самолеты лишь менее 10 тонн топлива. Вместо базового Ил-76 в основу нового танкера, получившего название Ил-78, была выбрана усовершенствованная версия Ил-76МД из-за большего запаса топлива. [3] Танкер Ил-78 был разработан и спроектирован на Авиационном комплексе имени Ильюшина в Советском Союзе. [4] [ ненадежный источник? ] Ил-78 совершил свой первый полет 26 июня 1983 года и поступил на вооружение в июне 1987 года. Тем временем начались работы над версией с увеличенным запасом топлива. Этот вариант, Ил-78М, совершил первый полет 7 марта 1987 года. Всего на Ташкентском авиационном производственном объединении было построено 32 Ил-78, 13 Ил-78М и один Ил-78Э (вариант, экспортируемый в Ливию . ) 1984-1993 гг. [3]
Взяв за основу Ил-76МД, планер Ил-78 сохраняет общую конфигурацию. Хвостовая турель снята, а на месте заднего стрелка располагается оператор дозаправки в воздухе. три капсулы дозаправки в воздухе Добавлены : по одной под каждым крылом и одна, прикрепленная к задней части фюзеляжа. Базовый Ил-78 использует три блока УПАЗ-1, а Ил-78М - два УПАЗ-1 под крыльями и один УПАЗ-1М в задней части фюзеляжа (УПАЗ-1М имеет превосходную скорость перекачки топлива). Подкрыльевые отсеки используются для дозаправки тактических самолетов, а фюзеляжные отсеки используются для более тяжелых самолетов. На Ил-78 используется зондово-тормозной способ дозаправки. Ил-78 может перекачивать топливо как из внутренних баков, так и из двух съемных баков, расположенных в грузовом отсеке. Ил-78М имеет в грузовом отсеке три стационарных бака. Базовый Ил-78 может перевезти максимум 57,7 тонны топлива (только внутренние баки) или 85,7 тонны с дополнительными баками, а Ил-78М — 105,7 тонны. [3]
Варианты
[ редактировать ]- Ил-78
- Оригинальная серийная версия на базе Ил-76МД. При снятии дополнительных топливных баков Ил-78 может выполнять функции обычного грузового самолета. [3]
- 78М
- Ил-78М поступил на вооружение в 1987 году как специализированный танкер, оснащенный тремя стационарными фюзеляжными баками, большей полной массой - 210 тонн, без грузовых дверей и погрузочно-разгрузочного оборудования. Грузовая рампа сохранена, но не функционирует. Общий запас топлива составляет 138 тонн (303 600 фунтов), из которых 105,7 тонн (232 540 фунтов) подлежат передаче. [5]
- Ил-78-2
- Модернизация самолетов Ил-78/78М с использованием тех же деталей, что и на вновь выпускаемых вариантах Ил-78М-90А и Ил-76МД-90А, с целью увеличения срока службы с 30 до 40 лет. Модернизировано оборудование кабины, факельные установлены установки. На самолете имеются три модуля дозаправки в воздухе УПАЗ-1М. [6] [3] Первый модернизированный самолет выкатили 25 августа 2019 года. [6]
- 78М-90А (478)
- Модернизированный вариант на базе Ил-76МД-90А. Первый прототип был представлен 29 ноября 2017 года. [7] и совершил свой первый полет 25 января 2018 года. [8] 12 декабря 2020 года подписан заказ на 10 Ил-78М-90А, серийное производство начнется в 2021 году. [9]
- 78E
- Экспортный вариант Ил-78. Один экземпляр построен для Ливии. [3]
- 78МКИ
- Экспортная версия для Индии. В 2002 году было заказано шесть самолетов, построенных на заводе Ташкентского авиационного производственного объединения с использованием недостроенных планеров. Использует капсулы дозаправки в воздухе Cobham Mk.32B, которые позволяют заправлять самолеты как российского, так и западного производства. [3]
- Ил-78МП
- Многоцелевой самолет-заправщик / транспортный самолет -заправщик со съемными топливными баками в грузовом отсеке и тремя дозаправочными капсулами УПАЗ-1 для ВВС Пакистана . [10] [11]
Возможность дозаправки
[ редактировать ]Переносимая загрузка топлива в тоннах [12] [13] [14] | ||
---|---|---|
Расстояние | Ил-78 | 78М |
1000 км | 42 | 74 |
2000 км | 24 | 56 |
3000 км | 15 | 40 |
Операторы
[ редактировать ]




Текущие операторы
[ редактировать ]- ВВС Алжира - шесть Ил-78, купленных у Украины в 1998 году, поставлены в период с 1998 по 2003 год после обслуживания в России. [3] Четыре Ил-78 находятся на вооружении ВВС Алжира по состоянию на 2017 год. [15]
- ВВС Китая – три Ил-78 заказаны Украине [ нужны разъяснения ] 2011 г., сдан в 2014–2016 гг. после капитального ремонта. Эти самолеты оснащены гондолами УПАЗ-1. [3]
- ВВС Индии - шесть Ил-78МКИ поставлены в 2003 и 2004 годах, эксплуатируются 78-й эскадрильей Агры авиабазы . [3]
- ВВС Пакистана - в 2006 году из украинских избыточных запасов были заказаны четыре Ил-78, оснащенные съемными топливными баками и заправочными блоками УПАЗ. [10] [11] [3] Они были поставлены в 2009–2011 годах после капитального ремонта на Николаевском авиаремонтном заводе. Эти самолеты получили обозначение Ил-78МП. [ нужна ссылка ]
- ВКС России - по состоянию на 2019 год на вооружении 19 Ил-78/78М. [16]
- 43-й Центр боевого применения и подготовки летного состава дальней авиации – Дягилево (авиабаза) , Рязанская область [17] [18]
- 203-й гвардейский авиазаправочный полк [19]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Национальные ВВС Анголы - один заказан из Украины в 2001 году. Дозаправочное оборудование было снято, и самолет переоборудован в Ил-76ТД перед отправкой в Анголу в 2003 году. [20] [3] Списан в 2014 году. [3]
- ВВС Ливии - один Ил-78Э куплен в 1989 году. Разрушен в результате нападения на международный аэропорт Митига в 2015 году . [3]
- Советские ВВС — самолеты были переданы ВВС России и Украины после распада Советского Союза . [3]
- 106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия — авиабаза Узин , Киевская область , Украинская ССР [21]
- 409-й авиационный полк самолетов-заправщиков. [22]
- ВВС Украины - унаследовали 21 Ил-78 после распада Советского Союза. С 1993 года часть самолетов была утилизирована со своим дозаправочным оборудованием и использовалась в качестве грузовых самолетов , другие были проданы Алжиру, Индии, Пакистану и Китаю для дозаправки в воздухе. [20] [23]
- 106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия — авиабаза Узин , Киевская область. [21]
- 409-й авиационный полк самолетов-заправщиков. [22]
- Ил-78 ВВС Украины был куплен компанией North American Tactical Aviation Inc (NATA) в 2005 году и доставлен в Соединенные Штаты в июле 2006 года для использования в операциях по дозаправке в воздухе, заключенных по контракту с вооруженными силами США. Он перешел в собственность ООО «Air Support Systems LLC» и получил американскую гражданскую регистрацию N78GF. Затем его законсервировали в региональном аэропорту Северного Техаса на два с половиной года. В 2009 году он покинул аэропорт с украинским экипажем, нанятым НАТА, и направлялся в региональный аэропорт Уиттман , штат Висконсин, для дозаправки перед вылетом в Пакистан для поэтапного технического обслуживания самолета. Однако его перенаправили в международный аэропорт Сойер в Мичигане, где он по-прежнему приземлился. В 2010 году самолет был конфискован попечителем Банка Юты, а в 2019 году продан международной консалтинговой фирме Meridican Inc в Филадельфии, штат Пенсильвания. В 2018 году самолет должен был получить модернизацию кабины для международных полетов. [24] [25] [26] [ нужно обновить ] [27] В 2022 году в нем проводились инженерные изменения, направленные на модернизацию капсул дозаправки в воздухе, шлангов и тормозной системы до системы западного производства, совместимой с ВМС США и НАТО. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Ил-78М)
[ редактировать ]Данные Ильюшина , [28] ОАК [29]
Общие характеристики
- Экипаж: шесть
- Вместимость: Макс. полезная нагрузка 100 000 кг (военное реактивное топливо Т-6). [30]
- Длина: 46,59 м (152 фута 10 дюймов)
- Размах крыла: 50,5 м (165 футов 8 дюймов)
- Высота: 14,76 м (48 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 300 м 2 (3200 кв. футов)
- Пустой вес: 72 000 кг (158 733 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 210 000 кг (462 971 фунт)
- Специальное оборудование: 3 х УПАЗ-1М », ( Унифицированный ; Подвесной « Сахалин Агрегат Заправки дозаправки ; — унифицированная подвесная заправочная установка), капсулы Два на пилонах под внешними крыльями, третий на левом борту хвостовой части фюзеляжа.
- Скорость перекачки топлива: от 900 до 2200 литров/мин.
- Силовая установка: 4 «Авиадвигатель Д-30 КП» тягой по 118 кН (27000 фунт-сила) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 850 км/ч (530 миль в час, 460 узлов)
- Дальность: 7300 км (4500 миль, 3900 миль)
- Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
- Тяга/вес : 0,23
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Производственные номера Ил-78» . Банк данных аэротранспорта. Архивировано из оригинала 21 ноября 2002 г. Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «Ил-78 | ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» » . Ильюшин.org . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п "[Actu] L'Ilyushin IL-78 Midas" . Red Samovar . 18 June 2021.
- ^ «Ил-78 Мидас/Самолет-дозаправщик в воздухе/Транспортный самолет» . Военно-воздушные технологии. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий (2002). Ильюшин Ил-76 — универсальный российский авиалайнер . Мидленд. ISBN 1-85780-106-7 .
- ^ Jump up to: а б "Первый модернизированный самолет-заправщик Ил-78М2" . bmpd.livejournal.com . 25 August 2019 . Retrieved 25 August 2019 .
- ^ bmpd (2017-11-30). "V Ulyanovske vykachen pervy samolet-sapravshchik Il-78M-90A" В Ульяновске выкачен первый самолет-заправщик Ил-78М-90А В Ульяновске выкатили первый самолет-заправщик Ил-78М-90А. бмпд . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (26 января 2018 г.). "Россия отмечает первый полет танкера Ил-78М-90А" . Информационная группа Джейн . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 29 января 2018 г.
25 января состоялся первый полет нового самолета-заправщика Ил-78М-90А для Воздушно-космических сил (ВКС) России. 35-минутный полет состоялся с производственного комплекса «Авиастар-СП», расположенного в Ульяновске, примерно в 600 км к востоку от Москвы.
- ^ "Минобороны России подписало контракт на поставку 10 современных самолетов-заправщиков - замминистра" .
- ^ Jump up to: а б Ансари, Усман (3 ноября 2008 г.). «Пакистан стремится увеличить объемы транспорта и лифтов» . Новости обороны . [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Пакистан принимает самолет-заправщик Ил-78» . Ежедневник оборонной промышленности. 08.12.2008. Архивировано из оригинала 15 апреля 2010 г. Проверено 24 июля 2009 г.
- ^ "ОАК-Транспортные самолеты - САМОЛЕТ ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК Ил-78М-90" . Archived from the original on 2013-10-24 . Retrieved 2012-11-02 .
- ^ «Ил-78МКИ — ОАО «Ил» » . ilushin.org . Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ «Ил-78 — ОАО «Ил» » . ilushin.org . Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018. Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ «ВВС мира 2020» . Flightglobal Insight. 2020 . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «43-й Центр боевого применения и переподготовки личного состава ДА» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «43-й Центр боевого применения и подготовки летного состава дальней авиации» . www.vitalykuzmin.net . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «203-й гвардейский Орловский тяжелый бомбардировочный авиационный полк» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 5 октября 2018 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б "Судьба украинских самолетов-заправщиков Ил-78" . bmpd.livejournal.com . 3 September 2016. Archived from the original on 9 November 2017 . Retrieved 28 January 2019 .
- ^ Jump up to: а б «106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «409-й авиационный полк самолетов-заправщиков» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 17 октября 2018 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «Ил-78 в Украине» . airwar.ru . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «Ил-78М Мидас Украина» . globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ «Регистрация воздушного судна N78GF» . Flightaware.com . Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ «Реестр ФАУ для N78GF» . Реестр.faa.gov . Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ «Под радаром «ФОКУС/Средний Запад» . 30 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ http://www.ilyushin.org/aircrafts/special_aircraft/319/ Архивировано 4 июня 2014 г. в Wayback Machine Ilyushin .
- ^ "ОАК-Транспортные самолеты - САМОЛЕТ ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК Ил-78М-90" . Archived from the original on 2013-10-24 . Retrieved 2012-11-02 . UAC .
- ^ Пайк, Джон. «Ил-78 МИДАС» . globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 2 августа 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Ефим (2004). ОКБ Ильюшина: история КБ и его самолетов . Ян Аллан. ISBN 1-85780-187-3 .
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем
Внешние ссылки
[ редактировать ]