длинный (авиабаза)
Длинный | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||
Тип аэропорта | Военный | ||||||||||
Оператор | Советские ВВС | ||||||||||
Расположение | Узин , Киевская область , Украина. | ||||||||||
Высота AMSL | 502 фута / 178 м | ||||||||||
Координаты | 49 ° 47'25 "N 30 ° 26'27" E / 49,79028 ° N 30,44083 ° E | ||||||||||
Карта | |||||||||||
Расположение в Киевской области | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
|
Узин (Чепелевка) — действующий военный аэродром СССР и Дальней авиации Украины, расположенный на юго-восточной окраине города Узин Белоцерковского района Киевской области . Это один из крупнейших аэродромов на территории бывшего Советского Союза и Украины . [ 1 ]
Данные аэродрома
[ редактировать ]- Имя - Узин (Чепелевка)
- Позывной - «Столярный» (старт)
- Взлетно-посадочная полоса 20 февраля 3500 х 80
- Магнитный курс: 016/196
- Истинный курс: 023/203
- СТА - N49.79032° E030.44085°
- Превышение 178 м (21 гПа)
- Покрытие - твердое (бетон)
- Освещение: нет
- Регламент работы - заброшен.
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2022 г. ) |
Полевой аэродром на окраине Узина, Украина. Авиабаза была построена перед Второй мировой войной.
Генерал, командующий аэродромом, писал:
К лету я вернулся в свой полк (после курсов академии). Он стоял в 70 километрах от Киева, в Узине. Наземный аэродром. Три ангара. Казармы. Небольшой офицерский городок с полудюжиной уцелевших (после войны) двухэтажных домов. Большая деревня. Ужасное бездорожье. Ни света, ни канализации. Родные пенаты... Мой полк был силен, летал уверенно, хорошо бомбил и метко поражал воздушные цели... Но Боже, как бедно и тяжело мы жили! В периоды оползней, которых было сверх всякой меры, аэродром замерзал. Наш чернозем раскис, дороги расползлись, город наглухо изолирован от внешнего мира. В живых осталось всего восемь километров, для нужд сахарного завода проложена железнодорожная ветка, по которой, если идти по путям, можно добраться до ближайшей железнодорожной станции. В плохую погоду... Я неоднократно пересчитывал туда-сюда этих шпал, то спеша в штаб дивизии на очередное собрание... то возвращаясь в полк. Наши дома и казармы освещались свечами и керосиновыми лампами. Несчастный дизелек лишь изредка по вечерам освещал офисные помещения. Я так и не смог ни найти приличный генератор, ни раздобыть побольше топлива, ни раздобыть стройматериалы, чтобы хоть как-то улучшить жизнь гарнизона... Обычного воспаления аппендикса было достаточно, чтобы отдать Богу душу... Всякие мои просьбы и отчеты неизвестные утонули в высшем штабе. (Генерал-полковник авиации Решетников Василий Васильевич , в то время (1946 г.) командир авиационного полка).
управление 106-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии 43 -й воздушной армии ДА . В марте 1955 года на аэродроме Узин было сформировано [ 2 ] и к концу 1955 года был сформирован первый полк дивизии - 409-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк на самолетах Ту-95. Первым командиром дивизии стал дважды Герой Советского Союза полковник Молодчий Александр Игнатьевич , командиром полка был назначен Герой Советского Союза полковник Харитонов Н.Н. Через год был сформирован второй полк дивизии — 1006-й. тяжелый бомбардировочный авиационный полк под командованием Ю. П. Павлов.
К этому времени были построены аэродром и аэродромная инфраструктура, и в конце мая 1956 года на аэродроме приземлился первый самолет Ту-95.
Разработка самолета шла ускоренными темпами, и в августе 1956 года экипажи 1006-го авиаполка приняли участие в традиционном авиафестивале в Тушино . В конце этого года группа из десяти Ту-95 под командованием командира дивизии генерал-майора Молодчего совершила перелет по маршруту Энгельс — Северный полюс — Узин.
В 1956 году на аэродроме Узин были сформированы 1023-й ТБАП и вновь сформированный 79-й ТБАП. В этот полк были переданы самолеты из 1006-го полка. В 1957 году новый полк вместе с управлением АД отбыл в Семипалатинск , а 1006-й ТБАД оставался «безлошадным» до 1959 года, затем в него стали поступать ракетоносцы Ту-95К.
Весной 1959 года командир дивизии Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Решетников с главным штурманом Я.А. Тарановым и командир 1006-го ТБАП Мурнин со старшим штурманом-инспектором ДА Герой Советского Союза Агеевым пара Самолеты Ту-95 превзошли официальный рекорд дальности полета, пролетев 17150 и 16950 км соответственно.
В период до конца 1950-х годов в гарнизоне были введены в эксплуатацию служебные и жилые помещения. Также с подачи первого секретаря Киевского обкома партии Петра Ефимовича Шелеста к Узину была окончательно протянута воздушная линия электропередачи от магистральной сети. Все опоры электропередачи были установлены личным составом гарнизона.
Экипажи дивизии в 1961-1962 годах принимали активное участие в испытаниях ядерного оружия. 30 октября 1961 года экипаж майора А.Е. Дурновцева (штурман-майор Тик И.Н.) сбросил на новоземельский полигон мощнейшую термоядерную бомбу.
В 1962 году в состав дивизии вошел гвардейский Краснознамённый Севастопольско-Берлинский 182-й гвардейский ТБАП с базированием на аэродроме Моздок.
Все полки дивизии освоили полеты с грунтовых, ледяных и тундровых аэродромов, которые считались распределительными пунктами и передовыми базами. В дальнейшем все полки дивизии регулярно дислоцировались как на полевых аэродромах, так и на базах Арктического командования ВВС СССР.

1006-й ТБАП перевооружен на Ту-95МС в 1985 году.
С 1991 по 1992 год советские ВВС были заменены на Украине ВВС Украины , которые в конечном итоге развернули Ту-95МС в составе 1006-го ТБАП и Ил-78 в составе 409-го авиационного полка самолетов-заправщиков, прежде чем это подразделение было окончательно расформировано в 2001 году. С 1993 года часть Ил-78 была утилизирована со своим дозаправочным оборудованием и использовалась в качестве грузовых самолетов , остальные были проданы в Алжир, Индию, Пакистан и Китай, где используются для дозаправки в воздухе. [ 3 ] [ 4 ]
Авиабаза Узин прекратила свое существование в 1998 году после того, как правительство США организовало уничтожение самолетов Ту-95 в рамках Программы совместного уменьшения угрозы .
К концу 2001 года 22 украинских Ту-95МС были уничтожены или переданы России в обмен на долг за природный газ.
Галерея
[ редактировать ]-
Контрольно-пропускной пункт авиабазы Лонг
-
Ту-95У на авиабазе Длинный
-
Ту-95МС с авиабазы Узин в Музее дальней авиации в Полтаве
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «455-й бомбардировочный авиационный полк» . WW2.dk. Проверено 26 января 2019 г.
- ^ «106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия» . www.ww2.dk. Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ "Судьба украинских самолетов-заправщиков Ил-78" . bmpd.livejournal.com . 3 September 2016. Archived from the original on 9 November 2017 . Retrieved 28 January 2019 .
- ^ «Ил-78 в Украине» . airwar.ru . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 28 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 106-я тяжелая бомба на острие холодной войны. Наука и технологии
- Мы «рейнджеры»! На бомбардировщике под зенитным огнем. Василий Решетников. Яуза, Эксмо. (Москва 2013). ISBN 978-5-699-64929-7