Ильюшин Ил-20М
![]() | |
Роль | Самолет наблюдения |
Национальное происхождение | ![]() |
Производитель | Ильюшин |
Первый полет | 21 марта 1968 г. |
Введение | 1969 |
Произведено | 1968–1976 |
Ильюшин Ил-20М ( русский : Ильюшин Ил-20М, НАТО кодовое название COMINT / ELINT разведывательного : «Coot-A») — самолета вариант Ил-18 . Впервые это наблюдалось НАТО в 1978 году.
История
[ редактировать ]Первый полет состоялся 21 марта 1968 года, а цикл испытаний завершился в 1969 году.
его модификации) выпускался на Московском государственном авиазаводе № Знамя » труда года Ил-20 ( включая 30 « До 1974 . Самолет был разработан на базе Ил-18Д .
Ил-20 не использовались никакими воздушными разведками и другими частями ВС СССР, а были непосредственно приданы штабам флота или округа, т.е. считались в частях центрального управления. Периодически самолеты выполняли разведывательные полеты (например, для разведки вдоль пограничной полосы и государственной границы), участвовали в различных учениях. В дальнейшем, в результате физического и морального старения разведывательного аппарата, оставшиеся в строю самолеты были переоборудованы в транспортно-пассажирские и использовались для перевозки грузов и личного состава.
О работе и характеристиках авионики известно немного . Самолеты Ил-20М часто наблюдались над европейскими водами во время холодной войны .
Технология
[ редактировать ]Самолет оснащен аппаратурой специальной радиотехнической разведки (ELINT) и средств связи (COMINT). В сигарообразном корпусе под фюзеляжем находится бортовая радиолокационная станция бокового обзора (БРЛАР) «Игла-1». Это используется для радиолокационной визуализации и картографии. Большая камера А-87П размещена в другом корпусе сбоку фюзеляжа. На самолете установлены комплексы радиоэлектронной разведки «Вишня», SRS-4 «Ромб» и «Квадрат-2». На фюзеляже имеются различные антенны для сбора электронных данных. Две большие антенны в верхней части фюзеляжа используются для спутниковой связи. Таким образом, Ил-20М может передавать информацию наземному командованию практически в реальном времени.
Описание
[ редактировать ]Перед пассажирским салоном установлены станция радиотехнической разведки и камеры аэрофотосъемки. Антенна радиолокационной станции расположена в подфюзеляжной гондоле. Ил-20 также оснащен станцией детальной радиотехнической разведки и средствами радиоперехвата. В средней и передней части пассажирского салона предусмотрены места для шести операторов радиотехнических систем. Ил-20 отличается от исходного самолета меньшей полетной массой, мощным двигателем Ивченко АИ-20 и увеличенной дальностью полета до 5400 км.
Возглавляет съемочную группу начальник БРК (бортового разведывательного комплекса). Летный экипаж состоит из пяти человек. В хвостовой части самолета находится салон с простыми двухместными пассажирскими креслами, гардероб, буфет и туалет.
Инциденты
[ редактировать ]В октябре 2013 года Россия использовала Ил-20М над Черным морем для выполнения разведывательных миссий вдоль побережья Турции. Когда машина была замечена, на перехват разведчика с турецкой стороны взлетели два истребителя F-16. В конечном итоге машина направилась в воздушное пространство Болгарии, и преследование было прервано. [ 1 ]
Это повторилось 13 апреля 2014 года. Здесь Ил-20М, пришедший из Румынии и летевший на восток, снова пролетел 15–20 морских миль вдоль турецкого побережья Черного моря, прежде чем был опознан и перехвачен четырьмя турецкими F-16. [ 2 ]
22 октября 2014 года, по данным эстонских военных, Ил-20М вошел в воздушное пространство Эстонии и пробыл в нем непродолжительное время. Самолет был идентифицирован и сопровождался самолетами ВВС Португалии, Бельгии и Швеции. В Минобороны России опровергли факт нарушения воздушного пространства Эстонии. [ 3 ]
Ил-20М участвовал в дислокации ВВС России в Сирии в 2015 году. [ 4 ] Позднее он был дополнен Ту-214Р .
Согласно твиту ВВС Германии, 28 ноября 2022 года группа оповещения в составе двух истребителей Eurofighter Typhoon обнаружила Ил-20М. Машина летала без кода транспондера в международном воздушном пространстве между российским эксклавом Калининградской областью и материковой частью России. Немецкий отряд тревоги стартовал из аэропорта Эмари в Эстонии. [ 5 ]
Согласно другому твиту, 27 января 2023 года отряд сигнализации ВВС Германии в составе двух истребителей Eurofighter Typhoon обнаружил и сопровождал Ил-20М (RF-93611) над Балтийским морем. Отряд сигнализации принадлежал 73-й тактической эскадрильи ВВС «Штайнхофф» на авиабазе Росток-Лааге, куда они затем вернулись. [ 6 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Ил-20ПП является недавней разработкой Ил-20М, который, по утверждению России, способен ставить помехи современным самолетам ДРЛОиУ и MIM-104 Patriot, блокируя при этом аналогичные меры помех. По состоянию на ноябрь 2016 года имеется три Ил-20ПП. [ 7 ]
Технические данные
[ редактировать ]

Общие характеристики
- Экипаж: 13 человек
- Грузоподъемность: 13 500 кг (29 800 фунтов)
- Длина: 35,9 м (117 футов 9 дюймов)
- Размах крыла: 37,42 м (122 фута 9 дюймов)
- Высота: 10,17 м (33 фута 4 дюйма)
- Площадь крыла: 140,6 м 2 (1513 кв. футов)
- Соотношение сторон : 10
- Вес пустого: 33 760 кг (74 428 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 64 000 кг (141 096 фунтов)
- Датчики: SLAR , оптические, инфракрасные и электронные датчики.
- Силовая установка: 4 АИ-20М турбовинтовых по 3169 кВт (4250 л.с.) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 675 км/ч (419 миль в час, 364 узла) на высоте 8000 м.
- Крейсерская скорость: 620 км/ч (390 миль в час, 330 узлов)
- Дальность: 6200 км (3900 миль, 3300 миль)
- Практический потолок: 10 000 м (33 000 футов)
Несчастные случаи
[ редактировать ]17 сентября 2018 года, около 23:00 по местному времени, [ 9 ] Командование российских войск в Сирии потеряло связь с Ил-20М над восточной частью Средиземного моря. Машина была случайно сбита сирийской ПВО [ 10 ] в то время как израильские F-16 действовали над Сирией и атаковали наземные цели. На момент сбития на борту находились 15 человек, никто из них не выжил. [ 10 ] Россия первоначально обвинила Израиль в использовании Ил-20М в качестве прикрытия своих F-16. Согласно заявлениям Израиля, на момент сбития израильские самолеты уже вернулись в воздушное пространство Израиля. Президент России Владимир Путин снял обвинения в адрес ВВС Израиля и рассказал о цепочке неудачных обстоятельств. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Турецкие военные заявили о перехвате российского самолета-шпиона» . РИА Новости. 25 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ «Последнее заявление турецких вооруженных сил!» (по-английски). 13 апреля 2014 года . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ «Москва опровергает сообщение Таллинна о нарушении воздушного пространства Эстонии» . РИА Новости . 22 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2014 г. Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Дэвид Ченчиотти (25 сентября 2015 г.). «Россия направила в Сирию как минимум один самолет-разведчик Ил-20 Кут» . Авиационист . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ «Твитнуть о происшествии» . Команда ВВС. 28 ноября 2022 г. . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ «Твитнуть о происшествии» . Команда ВВС. 27 января 2023 г. Проверено 29 января 2023 г.
- ^ "Россия получила первые самолеты радиоэлектронного противодействия Ил-22ПП "Порубщик"" . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 9 ноября 2016 года . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ «Ильюшин Ил-20М RF-93610 — Авиабаза Латакия-Хмейм (ЛТК) » Aviation-safety.net . Получено 22 апреля.
- ^ «Сирийская ПВО сбила российский самолет» . t-online.de . 18 сентября 2018 г. Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Министерство обороны: Сирийская ПВО сбила российский Ил-20 из-за «безответственных действий» Израиля» . Новая газета . 18 сентября 2018 г.
- ^ «Путин считает сбитие самолета трагической оплошностью» . Бернер Цайтунг (на немецком языке). 18 сентября 2018 г.