Ивченко AI-20
АИ-20 | |
---|---|
![]() | |
Ивченко AI-20M turboprop engine | |
Тип | Турбовинтовой |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Ивченко / ЗМКБ Прогресс , ПМЗ (Пермь), АИ22 также на заводе КМПО |
Основные приложения | Антонов Ан-10 Антонов Ан-12 Ильюшин Ил-18 |
Ивченко АИ-20 — советский турбовинтовой двигатель, разработанный ОКБ Ивченко в 1950-х годах. Он был построен в больших количествах и служил силовой установкой как для Ан-12 транспортного , так и для авиалайнера Ил-18 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]АИ-20 был первым газотурбинным двигателем, разработанным конструкторским бюро под руководством Александра Ивченко в Запорожье , СССР , которое ранее концентрировалось на небольших поршневых двигателях, таких как Ивченко АИ-14 и АИ-26 радиальные двигатели . Он был спроектирован как перспективная силовая установка для нового большого авиалайнера Ил-18 и Ан-10 с четырьмя турбовинтовыми двигателями , конкурирующими с двигателями Кузнецова НК-4 . Оба двигателя испытывались на предсерийной партии из 20 Ил-18, но для серийного производства был выбран двигатель Ивченко. [ 1 ] возможно, из-за катастрофы, вызванной отказом двигателя НК-4 в полете, а возможно, из-за желания, чтобы двигатели украинского Ан-10 также производились в Украине. [ 2 ]
Ил-18Б был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20А серии 1, каждый из которых обеспечивал взлетную мощность 2985 кВт (4000 л.с.) и устойчивую мощность 2090 кВт (2800 л.с.) на крейсерской высоте. Ранние Ил-18А изначально оснащались двигателями Кузнецова НК-4, но вскоре их заменили на АИ-20. В более позднем производстве Ил-18Б использовались двигатели АИ-20А серии 2 той же мощности, но с техническими усовершенствованиями, поэтому старые машины были обновлены силовыми установками серии 2. АИ-20 приводили в движение четырехлопастные реверсивные винты изменяемого шага диаметром 4,5 метра (14 футов 9 дюймов) с выступающими коками гребных винтов и гидравлическим приводом для изменения угла наклона винтов. Двигатели располагались над крылом и имели встроенные огнетушители. Двигатели запускались с помощью электродвигателей, питание двигателей обеспечивалось наземной тележкой. [ 3 ]
АИ-20 представляет собой одновальный турбовинтовой двигатель с десятиступенчатым осевым компрессором и трехступенчатой силовой турбиной, предназначенный для работы с постоянной скоростью. [ 4 ] Большой проблемой двигателей раннего выпуска была низкая надежность двигателей АИ-20, межремонтный наработка которых (МВО) составляла от 600 до 750 часов. Наконец был представлен вариант двигателя АИ-20К с межремонтным сроком службы 2000 часов – невпечатляюще по современным меркам, но большое улучшение. Одной из проблем, которая так и не была решена, был шум; Турбовинтовые двигатели относительно шумные, и высокий уровень шума был проблемой для пассажиров. Как уже упоминалось, межремонтный ресурс двигателя изначально был плохим по сравнению с современными западными двигателями: в 1964 году он составлял 600–750 часов. [ 5 ] но позже был улучшен путем непрерывного развития до 8000 часов при сроке службы 22000 часов в АИ-20Д серии 5М. [ 6 ]
Серийное производство осуществлялось на Запорожском ( «Мотор Сич» ) и Пермском моторном заводе ( «ОДК-Пермские моторы ») СССР в 1958 году, также строился по лицензии в Китае как WJ-6 . Всего построено около 14 тысяч АИ-20. [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]- АИ-20А серия 1
- Начальный серийный вариант ранней версии Ил-18 мощностью 2985 кВт (4000 л.с.). TBO был ужасен в 200–400 часов.
- АИ-20А серия 2
- Улучшенный производственный вариант с той же номинальной мощностью, но с техническими улучшениями; старые самолеты были обновлены двигателями Series 2. TBO все еще был плохим (600–750 часов).
- АИ-20К
- В этом значительно улучшенном варианте были решены вопросы надежности и долговечности. Среднее время работы увеличилось до 2000 часов. Это стало стандартным производственным вариантом.
- АИ-20М
- Этот вариант представлял собой значительное улучшение по сравнению с предыдущими вариантами двигателей во всех отношениях. АИ-20М увеличил взлетную мощность с 2985 кВт (4000 л.с.) до 3169 кВт (4250 л.с.), улучшив взлетные характеристики в «жарких и высоких» условиях и позволив увеличить взлетную массу. Также была достигнута более высокая постоянная мощность (2700 л.с.), что позволило повысить эффективность круиза. Помимо этого, АИ-20М также обладал хорошей надежностью, был легче и, в частности, имел значительно улучшенный SFC. [ 3 ]
- АИ-20Д
- В этом варианте наблюдалось значительное улучшение выходной мощности. Экономия топлива также была незначительно улучшена. АИ-20Д также часто называют АИ-20Д серии 4. Мощность была увеличена до огромных 5180 л.с.
- АИ-20Д серия 5
- Этот вариант основан на предыдущем успехе варианта серии 4. Большинство параметров производительности остались прежними, единственное существенное улучшение произошло в области надежности и долговечности. Срок службы/время службы увеличен до 6000 часов/20 000 часов соответственно.
- АИ-20Д серии 5М или АИ-20ДМ
- Это последний разработанный вариант. АИ-20ДМ по сути аналогичен АИ-20Д серии 5, с той лишь разницей, что в настройке мощности. Мощность АИ-20ДМ снижена до 4750 л.с. (взлетная мощность), что позволяет продлить срок службы двигателя и увеличить общий ресурс двигателя. Таким образом, наработка до капитального ремонта (TBO) увеличивается до 8000 часов при сроке службы 22000 часов. [ 8 ]
Приложения
[ редактировать ]АИ-20
[ редактировать ]- Антонов Ан-8
- Антонов Ан-10
- Антонов Ан-12
- Антонов Ан-32
- Бериев Бе-12
- Ильюшин Ил-18
- Ильюшин Ил-38
- Туполев Ту-4 ( KJ-1 AEWC )
WJ-6
[ редактировать ]- Шэньси Y-8
- Шэньси Y-9
- Цин-6 (китайский модернизированный планер Бе-6)
- AVIC AG600 амфибия
- Сиань KJ-600 Доставка на борт авианосца
Технические характеристики (АИ-20Д серия 5)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг., [ 9 ] сайт Мотор Сич, [ 8 ] Авиационные двигатели мира 1970 г. [ 10 ]
Общие характеристики
- Тип: Одновальный турбовинтовой
- Длина: 3096 мм (121,9 дюйма)
- Диаметр: 450 мм (18 дюймов) (впускной корпус) [ 10 ]
- Ширина : 842 мм (33,1 дюйма)
- Высота : 11 802 мм (464,6 дюйма)
- Сухой вес: 1040 кг (2290 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: 10-ступенчатый осевой компрессор с 4 перепускными клапанами для пусковых и переходных режимов.
- Камеры сгорания : кольцевые с 10 конусами горелок.
- Турбина : 3-ступенчатая с осевым потоком
- Тип топлива: авиационное керосиновое топливо, такое как JP-4.
- Масляная система: подача под давлением, полная рециркуляция.
Производительность
- Максимальная выходная мощность: 3170 кВт (4250 л.с.) (эквивалент) при взлете при 12300 об/мин на уровне моря / (2900 кВт (3900 л.с.) + 2,35 кН (529 фунт-сила))
- Макс. крейсерская мощность: 2600 кВт (3500 л.с.) (эквивалент) при 630 км/ч (390 миль в час; 340 узлов) на высоте 8000 м (26000 футов)
- Рабочие обороты двигателя: 12300 об/мин.
- Холостой ход двигателя: 10 400 об/мин.
- Общая степень сжатия : от 7,6:1 (взлет) до 9,2:1 (крейсерский режим).
- Массовый расход воздуха: 20,7 кг/с (46 фунтов/с) при 12300 об/мин.
- Температура на входе в турбину: TIT макс. 1170 К (900 °С) на уровне моря; JPT 833 К (560 °С)
- Удельный расход топлива :
- Взлетный SFC: 0,322 кг/кВтч (0,529 фунта/(л.с.⋅ч))
- Круизный SFC: 0,264 кг/кВтч (0,434 фунта/(л.с.⋅ч))
- Отношение мощности к весу : 3,07 кВт/кг (1,87 л.с./фунт) (эквивалентная взлетная мощность) [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Страуд, Джон (1968). Советская транспортная авиация с 1945 г. (1-е изд.). Лондон: Патнэм. п. 113. ИСБН 9780370001265 .
- ^ Александров Николай. «Это тот самый «НК» » . Aviation.ru (на русском языке). Москва. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Ильюшин Ил-18 и Ил-38» . www.airvectors.net . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Ганстон, Билл (1987). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей (Переиздание). Веллингборо: Стивенс. п. 81. ИСБН 978-0-85059-717-2 .
- ^ «Под капотами Ил-18» . Рейс Интернешнл . 85 (2862): 85. 16 января 1964 г. Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «ИСТОРИЯ ФОНДА С.Е. ИВЧЕНКО-ПРОГРЕСС» . ivченко-progress.com . Ивченко-Прогресс . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ "ГП "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" имени академика А.Г. Ивченко" (ГП "Ивченко-Прогресс"): история ГП "Ивченко-Прогресс" . ivченко-progress.com . Ивенчко-Прогресс. 2007. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «АИ-20» . Motorsich.com.ua . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Тейлор, Майкл Дж. Х.; Ламберт, Марк; Мансон, Кеннет, ред. (1993). Jane's All the World's Aircraft 1993–94 (84-е изд.). Коулсон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. п. 650. ИСБН 978-0710610669 .
- ^ Jump up to: а б с Уилкинсон, Пол Х. (1970). Авиационные двигатели мира 1970 (21-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Пол Х. Уилкинсон. п. 217.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Motorsich. Архивировано 25 марта 2014 г. в Wayback Machine.