ОКБ Кузнецова
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2011 г. ) |
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
---|---|
Основан | 1946 |
Несуществующий | 2009 |
Судьба | Слияние с тремя другими компаниями |
Преемник | ОАО «Кузнецов» |
Штаб-квартира | , Россия |
Продукты | Авиационные двигатели, ракетные двигатели, турбины |
ОКБ Кузнецова ( русский : СНТК им. Н. Д. Кузнецова , также известное как ОКБ-276 ) — российское конструкторское бюро авиационных двигателей , которым в советские времена руководил Николай Дмитриевич Кузнецов . Оно было также известно как (Г)НПО «Труд» (или НПО «Кузнецов» ) и Куйбышевское конструкторское бюро двигателей ( ККБМ ). [ 1 ]
В 1994 году НПО «Труд» было заменено Акционерным обществом (ОАО « НиЭК «Кузнецов» ) . [ 2 ]
К началу 2000-х годов отсутствие финансирования, вызванное плохой экономической ситуацией в России, поставило Кузнецова на грань банкротства. [ 3 ] В 2009 году правительство России приняло решение объединить ряд двигателестроительных предприятий Самарской области в новое юридическое лицо. оно получило название АО «Кузнецов» . По названию конструкторского бюро [ 3 ]
Продукты
[ редактировать ]Авиационные двигатели
[ редактировать ]Бюро Кузнецова впервые стало известно благодаря производству чудовищного Кузнецова НК-12 турбовинтового двигателя , который использовался Ту-95, на бомбардировщике начиная с 1952 года, как развитие двигателя Юнкерс 0022. Новый двигатель в конечном итоге вырабатывал около 15 000 лошадиных сил (11,2 мегаватт ) и также использовался в большом транспортном самолете Ан-22 советских ВВС .
Кузнецов также производил Кузнецов НК-8 ТРДД класса 90 кН (20 000 фунтов силы ), который использовался Ил-62 и Ту-154 на авиалайнерах . мощностью около 125 кН (28 000 фунтов силы ), Затем этот двигатель был модернизирован и стал двигателем Кузнецова НК-86 который использовался на самолете Ил-86 . Это бюро также выпускало Кузнецова НК-144 ТРДД . Этим двигателем оснащались ранние модели Ту-144 ССТ .
ОКБ Кузнецова также производило Кузнецова НК-87 турбовентиляторный двигатель , который использовался на экраноплане типа «Лунь» . (За всю историю был выпущен только один такой самолет.) [ нужна ссылка ]
Самый мощный авиационный двигатель Кузнецова - это Кузнецов НК-321 , который приводит в движение бомбардировщик Ту-160 и ранее использовался в более поздних моделях сверхзвукового транспортного самолета Ту-144 (SST, который сейчас устарел и больше не летает). НК-321 развивал максимальную около 245 кН (55 000 фунтов силы тягу ).
К авиационным двигателям Кузнецова относятся:
- Турбореактивный двигатель РД-12 .
- Турбореактивный двигатель РД-14 .
- РД-20 Турбовинтовой . БМВ 003 ; приводил в движение МиГ-9 .
- ТВ-022 турбовинтовой. Репродукция Юнкерса Юмо 022.
- ТВ-2 турбовинтовой. Улучшенная версия ТВ-022.
- НК-4 турбовинтовой . Был на первых самолетах Ан-10 и Ил-18 .
- НК- ТРДДФ 6 . Испытывался на Ту-95ЛЛ и рассматривался для Ту-22 и Ту-123 , но этого так и не произошло.
- НК-8 ТРДД . На базе оригинальных Ил-62 , А-90 Орлёнок экранопланов и Туполев Ту-154 моделей А и Б.
- НК-12 против вращающегося турбовинтового двигателя . Установлен на всех версиях Ту-95 , Ту-114 , Ту-126 , Ан-22 и экраноплана А-90 Орленок. Первоначально обозначался как ТВ-12, но был переименован в НК-12 в честь основателя компании Николая Кузнецова.
- двигатель НК-14 Атомный . Приводил бортовой двигатель прототипа Ту-119 атомного самолета ; модифицированная версия Туполева Ту-95.
- НК-16 турбовинтовой . Был на базе Туполева Ту-96 .
- НК-22 форсажного типа ТРДДФ . Двигатель Ту-22М 0, М1 и М2.
- НК-25 с форсажным двигателем ТРДДФ . Двигатель Ту-22М 3.
- НК-26 турбовинтовой . Предназначен для экранопланов.
- НК-32 форсажного типа ТРДДФ . Приводится в действие Ту-160 и более поздними моделями Ту-144 .
- НК-321 (крейсерская 136 кН) [ 4 ] 245 кН, NK321M от 280 до 300/350 кН, макс. 386)
- НК-32-02 для Ан-124, Ту-160 и ПАК ДА
- Кузнецов ПД-30 — вариант высококонтурного турбовентиляторного двигателя с редуктором для транспортных или авиалайнеров Ан-124 , созданный на базе НК-32 300 кН (макс. 328/350).
- НК-34 Проектный турбореактивный двигатель . Предназначен для гидросамолетов.
- НК-44 ТРДД . 400 кН (макс. до 450 кН)
- НК-46 ТРДД . Криогенная конструкция, предназначенная для установки на Туполев Ту-306 (450-местная модификация Ту-304 ). [ 5 ]
- НК-56 ТРДДД . Был на базе Ил-96 , но был отменен в пользу Авиадвигателя ПС-90.
- НК-62 Винтовентилятор . Оснащенный гребными винтами противоположного вращения (четыре лопасти на винт) диаметром 4,7 м (15 футов 5 дюймов), двигатель имел тягу 245 кН (25 000 кгс; 55 000 фунтов силы) и удельный расход топлива (TSFC) 0,288. фунт/(фунт-сила⋅ч) (8,2 г/(кН⋅с)) при взлете . НК-62 был самым мощным турбовинтовым или винтовентиляторным двигателем из когда-либо построенных, но так и не поступил на вооружение. Двигатель, проходивший испытания с 1982 по 1990 год, был рассчитан на крейсерскую скорость 0,75 Маха на высоте 11 000 м (36 000 футов). Крейсерская тяга составляла 44,1 кН (4500 кгс; 9900 фунтов-сила), а крейсерская TSFC - 0,48 фунта/(фунт-сила-час) (14 г/(кН⋅с)). [ 6 ] НК-62 кратко рассматривался как ранний проект Ан-70. [ 7 ] и для переоборудования двигателя Ан-124 . [ 8 ]
- НК-62М Винтовентилятор . Разработанный в 1985–1987 годах, этот двигатель массой 4850 кг (10 690 фунтов) представлял собой модернизированную версию НК-62 с тягой 285,2 кН (29 080 кгс; 64 100 фунтов силы) с доступной аварийной тягой 314,7 кН (32 090 кгс; 70 700 фунтов силы). Его TSFC составлял 0,28–0,29 фунта/(фунт-сила-час) (7,9–8,2 г/(кН⋅с)) во время взлета и 0,45 фунта/(фунт-сила-час) (13 г/(кН⋅с)) во время крейсерского полета. [ 6 ] Двигатель предлагался для использования на гигантском отделяемом самолете Мясищева М-90. [ 9 ]
- НК-63 Винтовентилятор . Канальный винтовентилятор на базе НК-32. [ 8 ]
- НК-64 ТРДДД . 350 кН предназначен для Ту-204.
- НК-65 ТРДД . Предназначен для ПАК ДА.
- Двигатель НК-74 270 кН для модифицированного Ту-160 увеличенной дальности
- НК-86 ТРДД . Модернизированная версия НК-8 на базе Ил-86 .
- НК-87 ТРДД . На базе НК-86 установлен экраноплан класса «Лунь» .
- НК-88 Экспериментальный турбовентиляторный двигатель . Приводит в действие самолеты Ту-155, работающие на водороде и СПГ .
- НК-89 Экспериментальный турбовентиляторный двигатель . Был на вооружении недостроенный Туполев Ту-156 .
- НК-92 ТРДДД (в дальнейшем модифицируется до НК-93). от 220 до < 350 кН
- НК-93 Профан . Канальный пропан-редуктор предназначен для самолетов Ил-96 , Ту-204 и Ту- 3.
- НК-94 Винтовентилятор . Криогенная , работающая на сжиженном природном газе версия НК-93 (СПГ) . [ 10 ] Предлагается для 160-местных Ту-156 М2, Ту-214 и Ту-338 . [ 5 ]
- НК-104
- НК-105А
- НК-108 Винтовентилятор . Как НК-110, только в тракторной, а не толкающей конфигурации. [ 11 ]
- НК-110 Винтовентилятор . Как и НК-62, этот двигатель имел четырехлопастные винты встречного вращения диаметром 4,7 м (15 футов 5 дюймов) и поддерживал крейсерскую скорость 0,75 Маха на высоте 11 000 м (36 000 футов). НК-110 имел взлетную тягу 176,5 кН (18 000 кгс; 39 700 фунтов силы) и TSFC 0,189 фунта/фунт силы в час (5,4 г/кН/с). В крейсерском режиме он обеспечивал тягу 47,64 кН (4858 кгс; 10710 фунтов силы) с TSFC 0,440 фунта/фунт силы в час (12,5 г/кН/с). Двигатель прошел испытания в декабре 1988 года, но так и не был сертифицирован из-за проблем с финансированием. [ 12 ] Предназначался для Ту-404 .
- НК-112 ТРДД . Криогенная конструкция предназначена для установки на двухмоторный Ту-336 (120-местный удлиненный вариант Ту-334 ). [ 5 ]
- НК-114 ТРД . Создан на базе НК-93 . [ 13 ]
- НК- ТРДДФ . 144 Приводился в движение ранние модели сверхзвукового транспортного самолета Ту-144 .
- Проектный двигатель НК-256 со взлетной тягой до 200-220 кН.
- НК-301
Промышленные газовые турбины
[ редактировать ]К промышленным газовым турбинам Кузнецова относятся:
- НК-12СТ . Модификация турбовинтового двигателя НК-12 . Серийное производство начато в 1974 году. Двигатель предназначен для газопроводов.
- НК-14СТ . (8 МВт) КПД 32 процента, степень сжатия 9,5, температура на входе в турбину 1203 К (2165 °R; 930 °C; 1706 °F), расход выхлопных газов 37,1 кг/с (82 фунта/с), топливо расход газа 1900 кг/ч (4200 фунтов/ч) и вес 3700 кг (8200 фунтов). [ 14 ]
- НК-16СТ . Модификация ТРДД НК-8 . Серийное производство начато в 1982 году. Применяется на газокомпрессорных станциях.
- НК-17СТ / НК-18СТ . Модернизированные версии газовой турбины НК-16СТ.
- НК-36СТ . (25 МВт) Модификация ТРДД НК-32 . Опытно-конструкторские испытания проведены в 1990 году.
- НК-37 . (25 МВт) Модификация газовой турбины НК-36СТ. Предназначен для электростанций с парогазовой установкой. КПД 36,4 процента, степень сжатия 23,12, температура на входе в турбину 1420 К (2560 °R; 1150 °C; 2100 °F), расход выхлопных газов 101,4 кг/с (224 фунта/с), расход топливного газа 5163 кг/ч (11 380 фунтов/ч) и вес 9 840 кг (21 690 фунтов). [ 14 ]
- НК-38СТ . (16 МВт) Модификация винтового вентилятора НК-93 . Опытно-конструкторские испытания проведены в 1995 году. Серийное производство начато в 1998 году.
- НК-39 . (16 МВт) Модификация газовой турбины НК-38СТ. Предназначен для электростанций с парогазовой установкой. КПД 38 процентов, степень сжатия 25,9, температура на входе в турбину 1476 К (2657 °R; 1203 °C; 2197 °F), расход выхлопных газов 54,6 кг/с (120 фунтов/с), расход топливного газа 6043 кг/ч (13 320 фунтов/ч) и вес 7 200 кг (15 900 фунтов). [ 14 ]
Ракетные двигатели
[ редактировать ]В 1959 году Сергей Королев новую конструкцию ракетного двигателя заказал у ОКБ Кузнецова Global Rocket 1 (GR-1) . для системы дробной орбитальной бомбардировки (FOBS) [ нужна ссылка ] межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), которая была разработана, но так и не развернута. Результатом стал НК-9, один из первых ракетных двигателей ступенчатого цикла сгорания . Кузнецов разработал эту конструкцию двигателей НК-15 и НК-33 в 1960-х годах и заявил, что это самые мощные ракетные двигатели, когда-либо созданные. [ 15 ] Двигатели должны были привести в движение лунную ракету Н1 , которая в итоге так и не была успешно запущена. [ 15 ] По состоянию на 2011 год устаревший НК-33 остается самым эффективным (по соотношению тяги к массе) ракетным двигателем LOX/керосин, когда-либо созданным. [ 16 ]
компании Orbital Sciences Antares Ракета-носитель легкой и средней грузоподъемности имеет два модифицированных НК-33 на первой ступени: твердотопливную вторую ступень и ступень на гиперголической орбите. [ 17 ] НК-33 сначала импортируются из России в Соединенные Штаты, а затем модифицируются в Aerojet AJ26, что включает в себя удаление части подвески, добавление американской электроники, квалификацию для американского топлива и модификацию системы рулевого управления. [ 18 ]
Ракета «Антарес» была успешно запущена с космодрома НАСА в Уоллопсе 21 апреля 2013 года. Это стал первым успешным запуском традиционных двигателей НК-33, построенных в начале 1970-х годов. [ 19 ]
К ракетным двигателям Кузнецова относятся:
- Семейство кислородно-богатых ракетных двигателей ступенчатого сгорания РП1/LOX Кузнецова. В том числе НК-9, НК-15, НК-19, НК-21, НК-33 , НК-39, НК-43. Первоначальная версия была разработана для питания межконтинентальной баллистической ракеты. В 1970-х годах для злополучной советской лунной миссии было построено несколько улучшенных версий. С тех пор было произведено и хранилось на складе более 150 двигателей НК-33, из них 36 двигателей были проданы компании Aerojet General в 1990-х годах. Два двигателя на базе НК-33 (Aerojet AJ-26) используются в первой ступени ракеты Антарес , разработанной Orbital Sciences Corporation. Ракета «Антарес» была успешно запущена с космодрома НАСА в Уоллопсе 21 апреля 2013 года. Это стал первым успешным запуском традиционных двигателей НК-33, построенных в начале 1970-х годов. [ 19 ] ЦСКБ-Прогресс также использует запасной НК-33 в качестве двигателя первой ступени облегченной версии семейства ракет «Союз» — «Союз-2-1в» . [ 20 ]
- Ракетный двигатель РД-107А . Работает на ракетах-носителях семейства Р-7, включая «Союз-ФГ» и «Союз-2» . [ 21 ]
- Ракетный двигатель РД-108А . Питает основную ступень семейства Р-7, включая «Союз-ФГ» и «Союз-2» . [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : «Справочник оборонного бизнеса России» . Федерация американских ученых . Бюро по экспортному администрированию Министерства торговли США. Май 1995 года . Проверено 21 июля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Шахаб-5/IRSL-X-3, КОСАР/ИРИС
- ^ Jump up to: а б «Историческая хроника ОАО «Кузнецов»» . Кузнецов-моторс.ру . Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ "Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой НК-321" .
- ^ Jump up to: а б с Дэнси, Питер Дж. (2015). Советское авиастроение . Фонтхилл Медиа Лимитед. ISBN 978-1-78155-289-6 . OCLC 936209398 .
- ^ Jump up to: а б Zrelov, V. A. (2018). "РАЗРАБОТКа ДВИГАТЕЛЕЙ "НК" БОЛЬШОЙ ТЯГИ НА БАЗЕ ЕДИНОГО ГАЗОГЕНЕРАТОРА" [Development of 'NK' large thrust engines on the basis of a single gas generator] (PDF) . Dvigatel (in Russian). Vol. 115, no. 1. pp. 20–24.
- ^ Abidin, Vadim (March 2008). "ОРЛИНЫЙ ГЛАЗ ФЛОТА Самолет радиолокационного дозора и наведения Як-44Э" [Eagle eye fleet: Yak-44E radar patrol and guidance aircraft]. Oboronnyy Zakaz (Defense Order) (in Russian). No. 18. Archived (PDF) from the original on May 18, 2019 – via A.S. Yakovlev design bureau, Kryl'ia Rodiny (Wings of the Motherland) magazine.
- ^ Jump up to: а б «НК-62, НК-63 - Кузнецов, СССР» (на чешском языке).
- ^ "Авиационная система МГС-многоцелевой самолет М-90.ОКБ Мясищева" [Aviation system MGS-multipurpose aircraft M-90.OKB Myasishchev.] (in Russian). Archived from the original on August 18, 2013.
- ^ «Варианты Ту-330» . GlobalSecurity.org . Архивировано из оригинала 19 июня 2015 года . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ «НК-110» (PDF) . Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (на русском языке). п. 48.
- ^ Турини, Мойра (декабрь 2010 г.). Инновационные конфигурации турбин низкого давления для авиационных двигателей: предварительное аэродинамическое исследование ( ] ( кандидатская PDF) диссертация) (на итальянском языке). Университет Флоренции. стр. 84–86.
- ^ Таверна, Майкл (июнь 1994 г.). «Российское двигателестроение в кризисе». Финансы, рынки и промышленность. Интеравиа . Москва, Россия. стр. 26–28. ISSN 1423-3215 .
- ^ Jump up to: а б с Конверсия: Авиационная двигателестроительная промышленность . Авиационная, ракетная и смежные отрасли. Центральная Евразия: Военное дело (Доклад). Отчет JPRS. Том. JPRS-UMA-93-015. Перевод Информационной службы зарубежного вещания (FBIS) (опубликовано 11 мая 1993 г.). Ноябрь 1992 г., стр. 62–64. OCLC 831658655 .
{{cite report}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Линдроос, Маркус. СОВЕТСКАЯ ПИЛОТИРУЕМАЯ ЛУННАЯ ПРОГРАММА МТИ . Доступ: 4 октября 2011 г.
- ^ «Ракетные двигатели НК-33 и НК-43» . 20 июля 2016 г.
- ^ «Антарес» . Орбитальный .
- ^ Кларк, Стивен (15 марта 2010 г.). «Aerojet подтверждает, что российский двигатель готов к работе» . Космический полет сейчас . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Билл Чаппелл (21 апреля 2013 г.). «Запуск ракеты «Антарес» прошел успешно при испытании орбитального корабля снабжения» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР.
- ^ Зак, Анатолий. «Ракета Союз-1» . Российская космическая паутина . Проверено 7 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «РД-107, РД-108» . ОАО Кузнецов. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 г. Проверено 17 июля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «ОАО Кузнецов» .
- Двигатели, пришедшие с мороза . Равноденствие. 1 марта 2001 г. 10 минут – через Channel Four Television Corporation .
- Gritsenko, Evgeny; Orlov, Vladimir (2001). "Вклад научно-конструкторской школы Н.Д. Кузнецова в развитие отечественного двигателестроения" [The contribution of the ND Kuznetsova in the development of the domestic engine industry]. Dvigatel (in Russian). No. 13 (published January–February 2001). pp. 26+.
- «СНТК им.Н.Д.Кузнецова» . Авиабаза (на русском языке). Архивировано из оригинала 4 июля 2019 года.
- Кузнецов Н.Д. (28–30 июня 1993 г.). Винтовые двигатели . Совместная конференция и выставка по двигательной технике (29-е изд.). Монтерей, Калифорния, США. дои : 10.2514/6.1993-1981 .
- Зрелов В.А.; Проданов М.Э.; Белоусов, А.И. (2008), «Анализ динамики развития отечественных авиационных газотурбинных двигателей», Российское воздухоплавание , 51 (4): 354–361, doi : 10.3103/S1068799808040028 , S2CID 110659677
- Производители авиадвигателей России.
- Производители авиадвигателей Советского Союза.
- Производители газовых турбин
- Производители судовых двигателей
- Авиационные двигатели Кузнецова.
- Компании космической отрасли России
- Производители ракетных двигателей России.
- Компании в Самаре, Россия
- Производители двигателей России
- Конструкторские бюро