Кузнецов НК-12
НК-12 | |
---|---|
![]() | |
Турбовинтовой двигатель НК-12М на Ту-95 в РИАТ Фэрфорд, 1993 г. | |
Тип | Турбовинтовой |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | ОКБ Кузнецова |
Первый запуск | Октябрь 1952 г. |
Основные приложения | Антонов Ан-22 Tupolev Tu-95 Tupolev Tu-114 Tupolev Tu-142 |

Кузнецов НК-12 — советский турбовинтовой двигатель 1950-х годов, разработанный ОКБ Кузнецова . НК-12 приводит в движение два больших четырехлопастных винта встречного вращения диаметром 5,6 м (18 футов) (НК-12МА) и диаметром 6,2 м (20 футов) (НК-12МВ). Это самый мощный турбовинтовой двигатель, поступивший на вооружение.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Конструкция, которая в конечном итоге стала турбовинтовым НК-12, была разработана после Второй мировой войны группой советских ученых и депортированных немецких инженеров под руководством Фердинанда Бранднера работал на Юнкерса , который ранее ; ОКБ возглавил главный инженер Кузнецов Николай Дмитриевич. Таким образом, конструкция НК-12 возникла на основе немецких турбовинтовых исследований конца войны. Это началось с послевоенной разработки турбовинтового двигателя Jumo 022 военного времени , который был рассчитан на мощность 6000 л.с. (4500 кВт) и массу 3000 кг (6600 фунтов). Разработка продолжилась с созданием двигателя мощностью 5000 л.с. (3700 кВт) и массой 1700 кг (3700 фунтов), построенного к 1947 году. Переход к двигателю ТВ-12 мощностью 12 000 л.с. (8900 кВт) потребовал широкого использования новых сплавов, разработанных в Советском Союзе, и был завершен в 1951.
НК-12 - самый мощный турбовинтовой двигатель, поступивший на вооружение, опередив Europrop TP400 (в 2005 г.). Другой двигатель аналогичного размера, Pratt & Whitney T57, мощностью 15 000 л.с. (11 000 кВт) и реактивной тягой 5 000 фунтов силы (22 кН), проработал 3100 часов, прежде чем был отменен в 1957 году. [ 1 ] [ 2 ] НК-12 используется на Ту-95 бомбардировщике и его модификациях, таких как Ту-142 морской патрульный самолет и Ту-114 авиалайнер (с НК-12МВ), который до сих пор удерживает титул самого быстрого в мире винтового самолета. несмотря на то, что он был уволен со службы в 1991 году. Он также использовался на Ан-22 «Антей» (с НК-12МА), крупнейшем в мире самолете того времени, и несколько типов десантных кораблей, например А-90 Орленок « Экраноплан ».
Двигатель оснащен 14-ступенчатым осевым компрессором, обеспечивающим степень сжатия от 9:1 до 13:1 в зависимости от высоты, с регулируемыми впускными направляющими лопатками и продувочными клапанами для обеспечения работоспособности двигателя . Используемая система сгорания имеет кольцевой тип: каждая жаровая труба установлена по центру на расположенном ниже по потоку инжекторе, который заканчивается кольцевой вторичной областью. Пропеллеры противоположного вращения и компрессор приводятся в движение пятиступенчатой осевой турбиной. Массовый расход составляет 65 кг (143 фунта) в секунду. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]
Данные Александрова
- НК-12
- 12 500 л.с. (9300 кВт), начальная разработка, использовалась на Ту-95 и Ту-116.
- НК-12М
- 12000 л.с. (8950 кВт), используется на Ту-114.
- НК-12МВ
- 14 795 л.с. (11 033 кВт), [ 4 ] Винты АВ-60 диаметром 5,6 м (18 футов 4 дюйма; 560 см; 220 дюймов), используемые на Ту-95 , Ту-126 и Ту-142.
- НК-12МА
- Винты АВ-90 мощностью 15 001 л.с. (11 186 кВт), диаметром 6,2 м (20 футов 4 дюйма; 620 см; 244 дюйма), используемые на Антонове Ан-22.
- НК-12МК
- Винты мощностью 14 795 л.с. (11 033 кВт), диаметром 5,6 м (18 футов 4 дюйма; 560 см; 220 дюймов), изготовленные из коррозионностойких материалов, используются на А-90 Орленок.
- НК-12МП
- 14 795 л.с. (11 033 кВт), [ 5 ] модернизированная версия, используемая на Ту-95 МС и Ту-142 М.
- НК-12МПМ
- Модернизированная версия НК-12МП, развивающая большую мощность, производящая вдвое меньшую вибрацию и работающая в паре с воздушным винтом Аэросила АВ-60Т; заменяет двигатель НК-12МП и винт АВ-60К на Ту-95 МС. [ 6 ]
Приложения
[ редактировать ]
Технические характеристики (НК-12МВ)
[ редактировать ]Данные авиационных двигателей мира 1970 г., [ 7 ] Технические характеристики гражданского турбовального/турбовинтового двигателя [ 8 ]
Общие характеристики
- Тип: Турбовинтовой двигатель
- Длина: 6 м (20 футов)
- Диаметр: 1150 мм (45 дюймов)
- Сухой вес: 2900 кг (6400 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: 14-ступенчатый осевой поток
- Камеры сгорания : 12 камер сгорания.
- Турбина : 5-ступенчатая осевая турбина
- Тип топлива: Авиационный керосин типа JP-4 /Советский спец. Т-1 или Т-2
- Масляная система: распыление под давлением при давлении 5,9 бар (85 фунтов на квадратный дюйм).
Производительность
- Максимальная выходная мощность: 11 000 кВт (15 000 л.с.) (эквивалент) / 11 000 кВт (14 750 л.с.) + 2,78 кН (625 фунтов силы) при 9 250 об/мин.
- Общая степень сжатия : 13:1 при 9250 об/мин.
- Массовый расход воздуха: 65 кг/с (140 фунтов/с) при 9250 об/мин.
- Температура на входе в турбину: 1250 К (980 °С).
- Удельный расход топлива : 0,219 кг/кВтч (0,360 фунта/(л.с.⋅ч))
- Отношение мощности к весу : 3,7 кВт/кг (2,3 л.с./фунт)
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коннорс, Дж. (2010). Двигатели Pratt & Whitney: техническая история . Американский институт аэронавтики и астронавтики. п. 294. ИСБН 978-1-60086-711-8 .
- ^ Малреди, Дик (2001). Разработка перспективных двигателей в Pratt & Whitney: внутренняя история восьми специальных проектов, 1946–1971 гг . Общество инженеров автомобильной промышленности. п. 20. ISBN 9780768006643 .
- ^ «Создание турбовинтового двигателя ТВ-2 (НК-12)» . www.airpages.ru . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ НК-12МВ (PDF) . Отечественная аэрокосмическая техника. п. 18 . Проверено 21 августа 2019 г.
{{cite encyclopedia}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ НК-12МП, НК-12МК (PDF) . Отечественная аэрокосмическая техника. п. 19 . Проверено 21 августа 2019 г.
{{cite encyclopedia}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Карнозов Владимир (31 октября 2018 г.). «Больше силы могучему «Медведю» » . Защита. AINonline .
- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1970). Авиационные двигатели мира 1970 (22-е изд.). Лондон: Пол Х. Уилкинсон. п. 221.
- ^ «Характеристики турбовальных и турбовинтовых двигателей гражданского назначения» . Архивировано из оригинала 29 июля 2017 г. Проверено 22 апреля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- ciad.ssau.ru - Изображение
- airventure.de - Изображение, финский музей
- «Вентиляторы: Класс тяги > 10000 кгс: Технические характеристики» . Аэросила . Архивировано из оригинала 15 октября 2017 года.