Jump to content

Tupolev Tu-142

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Ту-142
Ту-142 ВМФ России.
Ту-142 ВМФ России .
Роль Морской патрульный и противолодочный самолет
Национальное происхождение Советский Союз
Россия
Дизайнерская группа Туполев
Построено Куйбышевский авиационный завод
Таганрогский машиностроительный завод
Первый полет 18 июля 1968 г. [1]
Введение декабрь 1972 г. [1]
Ушедший на пенсию 2017 (Индия)
Статус Снято с производства, в эксплуатации
Основные пользователи ВМФ России
Советский ВМФ (исторический)
Индийская военно-морская авиация (исторический)
Произведено 1968–1994 [2]
Количество построенных 100 [2]
Разработано на основе Tupolev Tu-95

Туполев Ту-142 ( русский : Туполев Ту- 142; кодовое название НАТО : Bear F/J ) — советский/российский самолет морской разведки и противолодочной обороны (ПЛО), созданный на базе Ту-95 турбовинтового стратегического бомбардировщика . Специализированный вариант связи, получивший обозначение Ту-142МР, был предназначен для дальней связи с советскими подводными лодками с баллистическими ракетами . Ту-142 был разработан ОКБ Туполева и производился Куйбышевским авиационным ранее принадлежавший ВМФ СССР и ВВС Украины и Таганрогским машиностроительным заводами с 1968 по 1994 год . Ту-142, , в настоящее время служит в составе ВМФ России .

Разработанный в ответ на американскую программу «Поларис» , Ту-142 вырос из потребности в жизнеспособной советской противолодочной платформе. Он пришел на смену неудавшемуся проекту Ту-95ПЛО, первой попытке Туполева модифицировать Ту-95 для использования на море. Ту-142 отличался от Ту-95 удлиненным фюзеляжем для размещения специального оборудования для противолодочной обороны и наблюдения, усиленной ходовой частью для работы в суровых условиях, улучшенной авионикой и вооружением, а также улучшенными общими характеристиками. Возможности Ту-142 постепенно улучшались, пока этот тип находился на вооружении, в результате чего появился Ту-142МЗ, последний дальний Ту-142 с высокотехнологичной боевой авионикой и большой полезной нагрузкой . Туполев также переоборудовал ряд Ту-142 в испытательные стенды авионики (Ту-142МП) и двигателей (Ту-142ЛЛ).

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Ранние проекты

[ редактировать ]
Вид сбоку самолета с турбовинтовым двигателем, на котором видны огромные пропеллеры.
Ту-142М оснащен четырьмя Кузнецова НК-12МВ турбовинтовыми двигателями мощностью 11 033 кВт (14 795 л.с.) , которые приводят в движение огромные винты АВ-60Н противоположного вращения . [3]

В конце 1950-х годов ВМС США разработали UGM-27 Polaris , баллистическую ракету подводного базирования (БРПЛ) с дальностью полета более 1800 километров ( 1000 морских миль ). [4] у них были проведены испытания ракетных ускорителей Для совершенствования конструкции , кульминацией которых стал первый подводный запуск баллистической ракеты авианосцем « Джордж Вашингтон» 20 июля 1960 года . «Поларис» вступил в строй 15 ноября того же года, когда « Джордж Вашингтон» покинул Чарльстон , Южная Каролина , с комплектом ракет «Поларис» с ядерным вооружением. [5]

В результате советское правительство приказало Туполеву и другим авиаконструкторским бюро изучить возможные специальные проекты противолодочной обороны (ПЛО). Туполев первоначально разработал Ту-95ПЛО ( противолодочная оборона , или противолодочная оборона), развитие Ту-95, оснащенного гидроакустическими буями , противолодочными минами и торпедами . Он должен был нести полезную нагрузку массой 9000 кг ( 19841 фунт ) с максимальным временем ожидания 10,5 часов . [6] Однако от этой конструкции отказались, поскольку в ней отсутствовал мощный радар , тепловизионная (инфракрасная) система и детектор магнитных аномалий (MAD). [6] 28 февраля 1963 года Совет Министров (высший исполнительный и распорядительный орган Советского Союза) издал директиву Туполеву, предписывающую его бюро разработать дальний противолодочный самолет. [7]

Получившаяся конструкция получила название Ту-142 и имела общие черты с Ту-95РТ. Подфюзеляжная и спинная орудийные башни были удалены, как и большой диэлектрический обтекатель, в котором размещалась радиолокационная система «Успех», который был заменен тепловизионной системой, расположенной в меньшем обтекателе. [1] оставалась хвостовая башня со спаренными 23-мм пушками АМ-23 вместе с средствами электронного противодействия . В результате единственным оборонительным вооружением [8] В поисково-прицельную систему самолета была включена «Беркут» («Беркут») кругового обзора РЛС . [7] Сложная навигационная система была интегрирована с системой наведения оружия . [7] Конструктивные отличия заключались в изменении профиля крыла, увеличив его площадь до 295 м. 2 ( 3172 фута 2 ). Площадь лифтов была увеличена на 14%, усовершенствованные гидроприводы установлены . Металлические топливные баки заменили резиновые баллоны. Для обеспечения возможности эксплуатации Ту-142 с полуподготовленных взлетно-посадочных полос на Ту-95 четырехколесные тележки основного шасси были заменены на 12-колесные; также были изменены основные обтекатели ходовой части. [9] [10]

Первый Ту-142 (строительный номер 4200) был построен на Куйбышевском авиационном заводе в Самаре . он совершил Свой первый полет 18 июня 1968 года под управлением летчика-испытателя И. К. Ведерникова , взлетев с аэродрома Жуковский к юго-востоку от Москвы . [9] [11] Первые испытания показали, что фюзеляж необходимо удлинить как минимум на 1,5 м (4,9 фута) для размещения нового боевого оборудования. присоединился второй прототип (серийный номер 4201) к программе летных испытаний Таким образом, 3 сентября с удлиненной передней частью фюзеляжа на 1,7 метра (5,6 фута) - модификация, присутствовавшая на всех последующих Ту-142. [11] Третья и последняя разработка Ту-142 вышла на летные испытания 31 октября с полным комплектом оборудования. [12] В мае 1970 года Советская Морская авиация (АВ-МФ) — авиация ВМФ СССР — начала получать серийные Ту-142 для эксплуатационных испытаний. [13]

Улучшенные варианты

[ редактировать ]
Обозначения Ту-142
Производство Фабрика АМ-ВФ НАТО
ок. 12 † Ту-142 Ту-142 «Медведь Ф»
6 † Ту-142 Ту-142 «Медведь Ф» мод. 1
Н/Д ‡ Ту-142М Ту-142 «Медведь Ф» мод. 2
ок. 43 ‡ Ту-142МК Ту-142М «Медведь Ф» мод. 3
Н/Д ‡ Ту-142МЗ Ту-142МЗ «Медведь Ф» мод. 4
Н/Д ‡ Ту-142МР Ту-142МР "Медведь Джей"
†: Производство в Куйбышеве, ‡: Производство в Таганроге

В ходе первых операций у Ту-142 выявился ряд недостатков. Было обнаружено, что возможности самолета для работы в суровых условиях ограничены, поэтому 12-колесные тележки, использовавшиеся на первых 12 из 36 самолетов, были заменены четырехколесными усиленными тележками от Ту-114 авиалайнера ; следовательно, ниши колес в мотогондоле стали тоньше. [14] Эти изменения, наряду с удалением тепловизионной системы и частей оборудования электронного противодействия (ECM), уменьшили вес пустого самолета на 4000 кг (8818 фунтов) . [14] Модифицированный самолет также имел зону отдыха экипажа для длительных миссий и получил кодовое название («Медведь F» Mod 1); с 1968 по 1972 год Куйбышевский завод выпустил всего 18 Ту-142. [1] [14] [15]

В начале 1970-х годов производство Ту-142 было перенесено на Таганрогский машиностроительный завод недалеко от Черного моря . Было высказано предположение, что переход на простаивающий завод должен был дать работу тамошним работникам. [15] Переезд потребовал многих улучшений на заводе и прилегающей территории, включая создание новых сборочных цехов, установку нового оборудования и инструментов, переподготовку рабочей силы и строительство нового аэродрома. [15] Подготовка велась до 1975 года, когда началось производство первого Ту-142. [15] Ту-142, построенные в Таганроге, вобрали в себя изменения, обнаруженные на последнем куйбышевском самолете. Отличия включали 30 сантиметров (12 дюймов) удлинение передней части фюзеляжа на и измененную конструкцию кабины . Дополнительные изменения включали новые двухосные тележки основной ходовой части. Эта версия получила заводское обозначение Ту-142М , которое не было принято на вооружение ВМФ СССР; НАТО дало ему кодовое название «Медведь-F» Mod 2. [15] [16]

Два самолета в полете. Один двухвинтовой самолет на переднем плане, другой - более крупный четырехвинтовой самолет со стреловидным крылом.
Советский Ту-142МК (с обращенным к корме килевым обтекателем и гладким контуром носовой части) в сопровождении самолета Lockheed P-3 ВМС США из ВП-45 (март 1986 г.)

В 1970-х годах технология глушения на подводных лодках сделала гидроакустические буи и спусковые устройства неэффективными. В 1961 и 1962 годах Советский Союз проводил исследования и разработки системы взрывного звука (ESS), используемой для обнаружения глубоководных подводных лодок, под названием « Удар ». В 1965 году начались работы над гидроакустическими системами с использованием ESS для интеграции с радаром «Беркут» . Программа была отложена, когда один из самолетов, предназначенных для ее реализации, Ил-38 , оказался несовместимым. [17] Вместо этого в результате разработок появился Удар-75 , который был использован в новой системе поиска и прицеливания (СТС) построенных в Таганроге Ту-142М. [18]

новая система целеуказания, получившая название «Коршун-К» , краеугольным камнем которой стала РЛС «Коршун» ( « Коршун» На все последующие Ту-142 устанавливалась ). Эта система использовалась для обнаружения надводных и подводных лодок, связи с другими самолетами противолодочной обороны и наземными базами, выполнения навигационных и тактических задач. [19] Первые три Ту-142М были первыми самолетами, оснащенными этой системой, и поэтому получили новое обозначение Ту-142МК («Медведь F» мод. 3) . Это был первый Ту-142, оснащенный МАД, его система ММС-106 «Ладога» была установлена ​​в обращенном к корме обтекателе на вертикальном стабилизаторе . [19] Первый из трех Ту-142МК, прошедших этап А программы испытаний, совершил первый полет 4 ноября 1975 года ; несмотря на удручающие показатели производительности, производство было дано. [19] Этап B , проведенный в апреле – октябре 1978 года , показал, что авионика самолета крайне ненадежна; Как и на этапе А , эти проблемы, очевидно, были проигнорированы, когда директивой от 19 ноября 1980 г. Ту-142МК был допущен к эксплуатации. [20]

Технологические обновления

[ редактировать ]
Четырехмоторный винтовой самолет в полете, перпендикулярный вид сверху на правый борт. Бледно-серо-белый самолет летит над почти белой местностью.
Ту-142МР в полете

Еще когда Ту-142МК поступил на вооружение, его СТС «Коршун-К» уже устаревал. Начались работы над еще одним усовершенствованным Ту-142, в результате чего появился Ту-142МЗ («Медведь Ф» мод. 4) с СТС «Коршун-КН-Н» . В его состав входила противолодочная авионика «Нашатыр-Нефрит» («Аммиак/Нефрит»), в которую входил гидроакустический комплекс «Заречье» . [21] Помимо буев РГБ-1А и РГБ-2 «Беркута » , Ту-142МЗ был совместим с буями РГБ-16 и РГБ-26. При работе с БРЭО противолодочной обороны эти буи обеспечивали на 50% большую зону охвата. [21] На смену НК -12МВ «Кузнецова» пришли более мощные двигатели НК-12МП, а Ту-142 впервые получил возможность самостоятельного запуска двигателей с добавлением вспомогательной силовой установки ТА-12 . [22] Этот вариант отличался от более ранних «Bear F» подбородочным обтекателем с несколькими антеннами. [22]

Программа летных испытаний началась в 1985 году с первого полета переоборудованного Ту-142М, оснащенного современной авионикой; Государственные приемочные испытания начались через два года. [23] Результаты испытаний оказались отличными: самолет успешно отслеживал атомные подводные лодки Северного и Тихоокеанского флотов . [23] Самолет поступил на вооружение Военно-морской авиации России (АВ-МП) в 1993 году. Последний Ту-142МЗ сошел с конвейера в Таганроге в следующем году, положив конец 26-летнему производственному циклу, в течение которого было выпущено 100 Ту-142. [2] [23]

Вариант связи, получивший обозначение Ту-142МР («Медведь J»), был последней серийной версией Ту-142. Ему было поручено осуществлять дальнюю связь с советскими подводными лодками с баллистическими ракетами , и эта роль аналогична роли Boeing E-6 Mercury . Ту-142МР отличался от противолодочных Ту-142 менее сложной авионикой, но имел длинную проводную радиоантенну для передачи сообщений затопленным советским подводным лодкам во время ядерной войны . Это была одна из многих отличительных особенностей Ту-142МР, позволяющая ему осуществлять связь со спутниками , воздушными и наземными командными пунктами , а также подводными лодками. [24] [25] Самолет заменил Ил-80 в роли воздушного командования . Ту-142 в настоящее время находятся на вооружении 76-го морского авиационного полка из Кипелово . [25] Другие разработки Ту-142 включают одноразовый морской разведывательный вариант Ту-142МРТ и строящийся ракетоносный вариант Ту- 142МС . [26] Российские морские патрульные самолеты (МПА) Ту-142МЗ/МР («Медведь F/J») Северного флота оснащаются линиями передачи данных, позволяющими им получать целеуказания от российской военно-морской авиации Israel Aerospace Industries (IAI) Беспилотный летательный аппарат «Форпост» транспортные средства (БПЛА). [27]

Ту-142МЗ приближается к международному аэропорту Владивостока (2019 г.)

Операционная история

[ редактировать ]
Четырехмоторный винтовой самолет летит над белыми облаками.
Советский Ту-142М летит над облаками (1986 г.)

Для подготовки к эксплуатации Ту-142 22 июня 1960 года ВМФ СССР начал отбор личного состава для переобучения. [15] Первая группа начала свой трехмесячный период обучения 4 марта 1970 года в приморском городе Николаеве (с тех пор переименованном в Николаев). [15] Тем временем первые Ту-142 были доставлены на Северный флот в авиабазу Кипелово, где первоначально перед ними стояла задача отслеживать и контролировать атомные подводные лодки в рамках эксплуатационных испытаний этого типа. На протяжении всей программы испытаний усилия были сосредоточены на проверке авионики противолодочной обороны, в частности радара «Беркут-95» , поскольку сам планер не представлял серьезной проблемы. [28] Ту-142 достиг начальной боевой готовности в декабре 1972 года после успешной программы летных испытаний. [1] До этого, в декабре 1971 года , вторая группа, отобранная для эксплуатации Ту-142, приступила к собственной переоборудованию. [15] Поставки самолетов сначала шли медленно; по мере производства большего количества Ту-142 этот тип был передан Тихоокеанскому флоту . [14]

Два четырехмоторных винтовых самолета на рампе, лицом к правой стороне экрана. Большой самолет на среднем плане, слегка смещенный от центра, со стреловидными крыльями и окрашен в бледно-серую гамму. Другой на заднем плане — самолет с прямым крылом, окрашенный в бледно-зеленый цвет.
Ту-142МК-Е и Ил-38 «Май» ВМС Индии на авиабазе INS Hansa , Гоа (2006 г.)

На протяжении всей своей эксплуатации Ту-142 демонстрировал значительные возможности. 19–22 августа 1974 года четыре Ту-142 следили за иностранной подводной лодкой в ​​Баренцевом море ; Сообщается, что один из самолетов поддерживал непрерывный контакт в течение 2 часов 55 минут. [29] В 1975 году Ту-142 удалось преследовать советскую подводную лодку 3 часа 16 минут. [29] 10 октября 1977 года группа из пяти Ту-142 выследила американскую подводную лодку в Филиппинском море ; Сообщается, что один из Ту-142 преследовал подводную лодку 4 часа 5 минут. [29] Советские Ту-142, помимо эксплуатации внутри страны, были отправлены на дружественные зарубежные базы в Анголе , Кубе , Эфиопии , Вьетнаме и Южном Йемене . [30] В начале 1990-х годов, с распадом Советского Союза , советский парк Ту-142 был передан ВМФ России , хотя ВВС Украины получили несколько Ту-142, оставшихся на ее территории. [31] Украинские Ту-142 позже были демонтированы в результате двустороннего договора СНВ-1 , подписанного между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1991 году, который вступил в силу в конце 1994 года. [32]

Помимо военного применения Ту-142, единичный Ту-142МП использовался для испытаний нового комплекса противолодочной обороны. [23] Еще один Ту-142 был переоборудован на замену Ту-95ЛЛ для испытаний турбореактивных двигателей . Обозначенный Ту-142ЛЛ , противолодочное оборудование и вооружение были сняты, чтобы можно было перенести под днище испытательный стенд двигателей. Среди установленных двигателей были НК-25 для Ту-22МЗ , РД36-51А для Ту-144Д и НК-32 для Ту-160 . [33] Первый Ту-142МК был переоборудован для использования в качестве бортовой лаборатории, установив несколько рекордов высоты по горизонтали и времени набора высоты в своем классе. [33]

В 1981 году ВМС Индии начали рассматривать возможность создания самолета дальней морской разведки и противолодочной обороны для своей военно-морской авиации . Советский Союз первоначально предлагал Индии отремонтировать часть своих Ту-142, а не строить новые самолеты. [34] ВМС Индии поначалу сомневались в выборе большого Ту-142, который был тяжелым и, следовательно, требовал усиления и удлинения взлетно-посадочных полос на потенциальных операционных базах. [34] В результате служба обратилась с просьбой отремонтировать три самолета Ил-38 , которые в то время выводились из эксплуатации в ВМФ СССР, для операций в Индии. Эта просьба не была удовлетворена, и в декабре 1984 года было подписано соглашение о покупке восьми Ту-142. [34]

За двенадцатимесячный период, начиная с мая 1987 года , ВМС Индии направили в Ригу для обучения 40 пилотов и наблюдателей, 16 технических офицеров и 128 моряков. [34] 30 марта 1988 года первые три Ту-142 прибыли на индийскую военно-морскую авиабазу INS Hansa , Гоа , после перелета из Симферополя (авиабаза Гвардейское) на Крымском полуострове . 13 апреля прибыли еще два самолета перед вводом в эксплуатацию INAS 312 , эксплуатанта индийских Ту-142; к концу октября был поставлен парк из восьми Ту-142. [34] В мае 1992 года эскадрилья была передислоцирована на свою нынешнюю оперативную базу в INS Раджали на восточном побережье Индии. [34] Ту-142 были заменены двенадцатью меньшими по размеру Boeing P-8I . [35] [36] 29 марта 2017 года ВМС Индии списали последние три действующих самолета. [37] [38]

В 2020 году два Ту-142 были перехвачены самолетами RAF Typhoon вблизи воздушного пространства Великобритании. [39]

В августе 2023 года Ту-142 Bear-F и Bear-J снова были перехвачены авиацией RAF Typhoons к северу от Шетландских островов . [40]

Варианты

[ редактировать ]
12-колесная ходовая часть раннего самолета Ту-142 постройки Куйбышевского авиационного завода (2011 г.)
Ту-142
Удлиненный Ту-95, с которого удалена большая часть оборонительного вооружения и вместо него установлены системы противолодочной обороны. Двенадцать самолетов изначально имели 12-колесные тележки основного шасси. Шесть более поздних самолетов имели четырехколесные тележки. Построен Куйбышевским авиационным заводом . [41]
Ту-142М
Удлиненная на 30 см (12 дюймов) передняя часть фюзеляжа, измененная конструкция кабины и двухосные тележки основного шасси. Построен Таганрогом. [16]
Ту-142МК
Значительно улучшенный вариант с новой РЛС «Коршун» , авионикой и противолодочным оборудованием. Таганрог построил 43 Ту-142МК. [42]
Ту-142МК-Э
Восемь модернизированных Ту-142МК закуплены ВМС Индии. E означает «экспорт». [43]
Ту-142МЗ
Последний серийный вариант «Медведя Ф» с новыми двигателями НК-12МП и новым комплексом авионики. Отличить от других Ту-142 можно по подбородочным обтекателям. Построен Таганрогом. [41]
Ту-142МЗ-К
Предлагаемый коммерческий грузовой вариант Ту-142М3 (буква К означает «коммерческий») с удаленной противолодочной авионикой. Также обозначается Ту-142М3-С . [23]
Ту-142МП
Модифицированный одноместный Ту-142М использовался в качестве стенда авионики. [25]
Ту-142МР
Модифицированные Ту-142МК, построенные как самолеты-ретрансляторы подводной связи. Имеет характерные внешние обтекатели и компоненты. Кодовое название НАТО «Медведь J». [25]
Ту-142ЛЛ
Два переоборудованных ранее Ту-142 использовались для испытаний турбовентиляторных двигателей. Противолодочное оборудование было снято. [44]

Операторы

[ редактировать ]
 Россия

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз
  • Советские ВВС — самолеты были переданы в состав Военно-морской авиации России после распада Советского Союза . Некоторые остались на территории Украины.
    • 35-я дальняя противолодочная авиационная дивизия – Федотово (авиабаза), Вологодская область, РСФСР. [48]
      • 76-й дальний противолодочный авиационный полк
      • 135-й дальний противолодочный авиационный полк
    • 310-й отдельный дальний противолодочный авиационный полк — Каменный Ручей, Хабаровский край, РСФСР. [49]
 Украина
 Индия

Известные несчастные случаи

[ редактировать ]

7 ноября 2009 года одиннадцать членов экипажа погибли в результате крушения Ту-142 на северо-западном тихоокеанском побережье России над Татарским проливом между островом Сахалин и Хабаровским краем во время тренировочного полета. Полеты самолетов Тихоокеанского флота были приостановлены до завершения расследования катастрофы. [55] Не было никаких признаков того, что экипаж использовал аварийное оборудование, хотя спасательная шлюпка на борту самолета была оснащена устройством, передающим сигнал в случае аварии. [ нужна ссылка ] Начальник Генштаба Николай Макаров предположил, что причиной крушения мог стать отказ двигателя. [ нужна ссылка ] состоялась панихида по экипажу 16 декабря 2009 года . [56] Поиски тел одиннадцати членов экипажа несколько раз приостанавливались из-за льдин и непогоды.

Технические характеристики (Ту-142МЗ)

[ редактировать ]

Данные Дональда и Лейка [57]

Общие характеристики

  • Экипаж: 11–13 человек
  • Длина: 53,08 м (174 футов 2 дюйма)
  • Размах крыльев: 50 м (164 фута 1 дюйм)
  • Высота: 12,12 м (39 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 311,1 м 2 (3349 кв. футов)
  • Профиль крыла : ЦАГИ СР-5С. [58]
  • Вес пустого: 90 000 кг (198 416 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 185 000 кг (407 855 фунтов)
  • Силовая установка: 4 двигателя Кузнецов НК-12МП турбовинтовых мощностью 11 033 кВт (14 795 л.с.) каждый.
  • Гребные винты: 8-лопастные гребные винты противоположного вращения с постоянной скоростью.

Производительность

  • Максимальная скорость: 925 км/ч (575 миль в час, 499 узлов)
  • Крейсерская скорость: 711 км/ч (442 миль в час, 384 узла)
  • Боевая дальность: 6500 км (4000 миль, 3500 миль)
  • Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
  1. ^ Jump up to: а б с д и Иден 2004 , с. 488.
  2. ^ Jump up to: а б с Фридман 2006 , с. 164.
  3. ^ «Туполев Ту-142М» . Бхарат-ракшак.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 26 сентября 2011 г.
  4. ^ Спинарди 1994 , стр. 35, 57.
  5. ^ Спинарди 1994 , стр. 57–58.
  6. ^ Jump up to: а б Гордон и Дэвисон 2006 , с. 41.
  7. ^ Jump up to: а б с Гордон и Дэвисон 2006 , с. 42.
  8. ^ Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 42, 67.
  9. ^ Jump up to: а б Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 53.
  10. ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 42–43.
  11. ^ Jump up to: а б Гордон и Дэвисон 2006 , с. 44.
  12. ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 44–45.
  13. ^ Гордон и Дэвисон 2006 , с. 45.
  14. ^ Jump up to: а б с д Гордон и Дэвисон 2006 , с. 46.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 55.
  16. ^ Jump up to: а б Гордон и Дэвисон 2006 , с. 47.
  17. ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 48–49.
  18. ^ Гордон и Дэвисон 2006 , с. 49.
  19. ^ Jump up to: а б с Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 58.
  20. ^ Гордон, Миллер и Ригмант, 1998 г.
  21. ^ Jump up to: а б Иден 2004 , с. 489.
  22. ^ Jump up to: а б Гордон и Дэвисон 2006 , с. 53.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 62.
  24. ^ Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 63.
  25. ^ Jump up to: а б с д Гордон и Дэвисон 2006 , с. 54.
  26. ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 55, 57–58.
  27. ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» . Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. Проверено 13 октября 2019 г.
  28. ^ Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 54.
  29. ^ Jump up to: а б с Фридман 2006 , с. 163.
  30. ^ «Военные самолеты мира» . Рейс Интернешнл . 7 мая 1983 г. с. 1256. Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
  31. ^ «Изображение самолета Ту-142М3» . Авиалайнеры.нет. Архивировано из оригинала 14 июня 2013 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
  32. ^ Jump up to: а б «Украина демонтирует самолет Ту-142» . Украинская правда . 26 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г. Проверено 26 сентября 2011 г.
  33. ^ Jump up to: а б Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 64.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж «Военно-морская авиация» . Индийский флот . Архивировано из оригинала 13 января 2012 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
  35. ^ Хойл, Крейг (21 сентября 2011 г.). «ФОТО: Первый индийский P-8I на базе Boeing 737 близок к полетному дебюту» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 28 сентября 2011 г.
  36. ^ Гулати, Нихил (31 марта 2011 г.). «Индия заказывает больше морских самолетов Boeing» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 16 октября 2011 г.
  37. ^ Индия готова вывести из эксплуатации культовый флот Ту-142. Архивировано 25 сентября 2017 г. на Wayback Machine - Flightglobal.com, 10 марта 2017 г.
  38. ^ «ВМС Индии снимут с вооружения дальний патрульный самолет Ту-142М после 29 лет службы» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 9 июня 2017 г. Проверено 29 марта 2017 г.
  39. ^ «Тайфуны ВВС Великобритании поднялись на перехват российских бомбардировщиков возле воздушного пространства Великобритании – YouTube» . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 г. Проверено 5 апреля 2021 г.
  40. ^ «Истребители RAF Lossiemouth перехватывают российские бомбардировщики к северу от Шетландских островов» . bbc.co.uk. ​Новости Би-би-си. 14 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2023 года . Проверено 14 августа 2023 г.
  41. ^ Jump up to: а б Гордон 2005 , с. 5.
  42. ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 47, 49–51.
  43. ^ Гордон и Дэвисон 2006 , с. 51.
  44. ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 56–57.
  45. ^ "Завод Бериева передал ВМФ России очередной модернизированный Ту-142МК" . navyrecognition.com . 21 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2018 г. . Проверено 17 декабря 2018 г.
  46. ^ «ВМФ России модернизирует Ту-142 МПА системой прицеливания СВП-24» . navyrecognition.com . 27 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 18 января 2019 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
  47. ^ «Россия проводит учения по противолодочной борьбе в Азии» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 30 ноября 2020 г.
  48. ^ «35-я дальняя противолодочная авиационная дивизия» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 18 января 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.
  49. ^ «310-й отдельный дальний противолодочный авиационный полк» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 14 января 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.
  50. ^ «ВМС Индии прощаются с самолетом Ту-142М после 29 лет службы» . Hindustantimes.com . 30 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.
  51. ^ «Вывод из эксплуатации самолетов ТУ142М ВМС Индии и ввод Boeing P 8 I в INAS 312» . Бюро пресс-информации (Пресс-релиз). 29 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 25 августа 2018 г. . Проверено 29 марта 2017 г.
  52. ^ «После INS Viraat патрульный самолет ВМС Индии «Альбатрос» будет выведен из эксплуатации» . zeenews.india.com . 7 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 8 марта 2017 г.
  53. ^ «Музей самолетов Ту 142М в Вишакхапатнаме» . Индийский флот . Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 года . Проверено 20 января 2019 г.
  54. ^ «В город прибывает самолет ВМС Индии, который вскоре будет выставлен в военно-морском музее» . Государственный деятель . 17 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2021 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
  55. ^ «Самолет российской армии потерпел крушение в море» . Новости Би-би-си . 7 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 г. Проверено 23 сентября 2011 г.
  56. ^ «Тихоокеанский флот России скорбит об экипаже, погибшем в авиакатастрофе Ту-142 6 ноября 2009 года» . РИА Новости . 16 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2013 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
  57. ^ Дональд и Лейк 2000 , с. 426.
  58. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дональд, Дэвид; Лейк, Джон (2000). Энциклопедия мировой военной авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN  0-7607-2208-0 .
  • Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN  1-904687-84-9 .
  • Фридман, Норман (2006). Путеводитель военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-262-9 .
  • Гордон, Ефим (2005). Туполев Ту-95/-142 . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN  978-1-932525-00-7 .
  • Гордон, Ефим; Дэвисон, Питер (2006). Туполев Ту-95 Медведь . Боевые Птицы Тех. Том. 43. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN  978-1-58007-102-4 .
  • Гордон, Ефим; Миллер, Джей; Ригмант, Владимир (1998). Туполев Ту-95/-142 «Медведь»: российский тяжёлый бомбардировщик межконтинентальной дальности . Аэрофакс. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN  978-1-85780-046-3 .
  • Спинарди, Грэм (1994). От Полярной звезды до Трайдента: развитие технологии баллистических ракет флота США . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-41357-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de50904397984aa233b294358485af40__1716022200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/40/de50904397984aa233b294358485af40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-142 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)