Tupolev Tu-142
Ту-142 | |
---|---|
![]() | |
Ту-142 ВМФ России . | |
Роль | Морской патрульный и противолодочный самолет |
Национальное происхождение | Советский Союз Россия |
Дизайнерская группа | Туполев |
Построено | Куйбышевский авиационный завод Таганрогский машиностроительный завод |
Первый полет | 18 июля 1968 г. [1] |
Введение | декабрь 1972 г. [1] |
Ушедший на пенсию | 2017 (Индия) |
Статус | Снято с производства, в эксплуатации |
Основные пользователи | ВМФ России Советский ВМФ (исторический) Индийская военно-морская авиация (исторический) |
Произведено | 1968–1994 [2] |
Количество построенных | 100 [2] |
Разработано на основе | Tupolev Tu-95 |
Туполев Ту-142 ( русский : Туполев Ту- 142; кодовое название НАТО : Bear F/J ) — советский/российский самолет морской разведки и противолодочной обороны (ПЛО), созданный на базе Ту-95 турбовинтового стратегического бомбардировщика . Специализированный вариант связи, получивший обозначение Ту-142МР, был предназначен для дальней связи с советскими подводными лодками с баллистическими ракетами . Ту-142 был разработан ОКБ Туполева и производился Куйбышевским авиационным ранее принадлежавший ВМФ СССР и ВВС Украины и Таганрогским машиностроительным заводами с 1968 по 1994 год . Ту-142, , в настоящее время служит в составе ВМФ России .
Разработанный в ответ на американскую программу «Поларис» , Ту-142 вырос из потребности в жизнеспособной советской противолодочной платформе. Он пришел на смену неудавшемуся проекту Ту-95ПЛО, первой попытке Туполева модифицировать Ту-95 для использования на море. Ту-142 отличался от Ту-95 удлиненным фюзеляжем для размещения специального оборудования для противолодочной обороны и наблюдения, усиленной ходовой частью для работы в суровых условиях, улучшенной авионикой и вооружением, а также улучшенными общими характеристиками. Возможности Ту-142 постепенно улучшались, пока этот тип находился на вооружении, в результате чего появился Ту-142МЗ, последний дальний Ту-142 с высокотехнологичной боевой авионикой и большой полезной нагрузкой . Туполев также переоборудовал ряд Ту-142 в испытательные стенды авионики (Ту-142МП) и двигателей (Ту-142ЛЛ).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Ранние проекты
[ редактировать ]
В конце 1950-х годов ВМС США разработали UGM-27 Polaris , баллистическую ракету подводного базирования (БРПЛ) с дальностью полета более 1800 километров ( 1000 морских миль ). [4] у них были проведены испытания ракетных ускорителей Для совершенствования конструкции , кульминацией которых стал первый подводный запуск баллистической ракеты авианосцем « Джордж Вашингтон» 20 июля 1960 года . «Поларис» вступил в строй 15 ноября того же года, когда « Джордж Вашингтон» покинул Чарльстон , Южная Каролина , с комплектом ракет «Поларис» с ядерным вооружением. [5]
В результате советское правительство приказало Туполеву и другим авиаконструкторским бюро изучить возможные специальные проекты противолодочной обороны (ПЛО). Туполев первоначально разработал Ту-95ПЛО ( противолодочная оборона , или противолодочная оборона), развитие Ту-95, оснащенного гидроакустическими буями , противолодочными минами и торпедами . Он должен был нести полезную нагрузку массой 9000 кг ( 19841 фунт ) с максимальным временем ожидания 10,5 часов . [6] Однако от этой конструкции отказались, поскольку в ней отсутствовал мощный радар , тепловизионная (инфракрасная) система и детектор магнитных аномалий (MAD). [6] 28 февраля 1963 года Совет Министров (высший исполнительный и распорядительный орган Советского Союза) издал директиву Туполеву, предписывающую его бюро разработать дальний противолодочный самолет. [7]
Получившаяся конструкция получила название Ту-142 и имела общие черты с Ту-95РТ. Подфюзеляжная и спинная орудийные башни были удалены, как и большой диэлектрический обтекатель, в котором размещалась радиолокационная система «Успех», который был заменен тепловизионной системой, расположенной в меньшем обтекателе. [1] оставалась хвостовая башня со спаренными 23-мм пушками АМ-23 вместе с средствами электронного противодействия . В результате единственным оборонительным вооружением [8] В поисково-прицельную систему самолета была включена «Беркут» («Беркут») кругового обзора РЛС . [7] Сложная навигационная система была интегрирована с системой наведения оружия . [7] Конструктивные отличия заключались в изменении профиля крыла, увеличив его площадь до 295 м. 2 ( 3172 фута 2 ). Площадь лифтов была увеличена на 14%, усовершенствованные гидроприводы установлены . Металлические топливные баки заменили резиновые баллоны. Для обеспечения возможности эксплуатации Ту-142 с полуподготовленных взлетно-посадочных полос на Ту-95 четырехколесные тележки основного шасси были заменены на 12-колесные; также были изменены основные обтекатели ходовой части. [9] [10]
Первый Ту-142 (строительный номер 4200) был построен на Куйбышевском авиационном заводе в Самаре . он совершил Свой первый полет 18 июня 1968 года под управлением летчика-испытателя И. К. Ведерникова , взлетев с аэродрома Жуковский к юго-востоку от Москвы . [9] [11] Первые испытания показали, что фюзеляж необходимо удлинить как минимум на 1,5 м (4,9 фута) для размещения нового боевого оборудования. присоединился второй прототип (серийный номер 4201) к программе летных испытаний Таким образом, 3 сентября с удлиненной передней частью фюзеляжа на 1,7 метра (5,6 фута) - модификация, присутствовавшая на всех последующих Ту-142. [11] Третья и последняя разработка Ту-142 вышла на летные испытания 31 октября с полным комплектом оборудования. [12] В мае 1970 года Советская Морская авиация (АВ-МФ) — авиация ВМФ СССР — начала получать серийные Ту-142 для эксплуатационных испытаний. [13]
Улучшенные варианты
[ редактировать ]Производство | Фабрика | АМ-ВФ | НАТО |
---|---|---|---|
ок. 12 † | Ту-142 | Ту-142 | «Медведь Ф» |
6 † | Ту-142 | Ту-142 | «Медведь Ф» мод. 1 |
Н/Д ‡ | Ту-142М | Ту-142 | «Медведь Ф» мод. 2 |
ок. 43 ‡ | Ту-142МК | Ту-142М | «Медведь Ф» мод. 3 |
Н/Д ‡ | Ту-142МЗ | Ту-142МЗ | «Медведь Ф» мод. 4 |
Н/Д ‡ | Ту-142МР | Ту-142МР | "Медведь Джей" |
†: Производство в Куйбышеве, ‡: Производство в Таганроге |
В ходе первых операций у Ту-142 выявился ряд недостатков. Было обнаружено, что возможности самолета для работы в суровых условиях ограничены, поэтому 12-колесные тележки, использовавшиеся на первых 12 из 36 самолетов, были заменены четырехколесными усиленными тележками от Ту-114 авиалайнера ; следовательно, ниши колес в мотогондоле стали тоньше. [14] Эти изменения, наряду с удалением тепловизионной системы и частей оборудования электронного противодействия (ECM), уменьшили вес пустого самолета на 4000 кг (8818 фунтов) . [14] Модифицированный самолет также имел зону отдыха экипажа для длительных миссий и получил кодовое название («Медведь F» Mod 1); с 1968 по 1972 год Куйбышевский завод выпустил всего 18 Ту-142. [1] [14] [15]
В начале 1970-х годов производство Ту-142 было перенесено на Таганрогский машиностроительный завод недалеко от Черного моря . Было высказано предположение, что переход на простаивающий завод должен был дать работу тамошним работникам. [15] Переезд потребовал многих улучшений на заводе и прилегающей территории, включая создание новых сборочных цехов, установку нового оборудования и инструментов, переподготовку рабочей силы и строительство нового аэродрома. [15] Подготовка велась до 1975 года, когда началось производство первого Ту-142. [15] Ту-142, построенные в Таганроге, вобрали в себя изменения, обнаруженные на последнем куйбышевском самолете. Отличия включали 30 сантиметров (12 дюймов) удлинение передней части фюзеляжа на и измененную конструкцию кабины . Дополнительные изменения включали новые двухосные тележки основной ходовой части. Эта версия получила заводское обозначение Ту-142М , которое не было принято на вооружение ВМФ СССР; НАТО дало ему кодовое название «Медведь-F» Mod 2. [15] [16]

В 1970-х годах технология глушения на подводных лодках сделала гидроакустические буи и спусковые устройства неэффективными. В 1961 и 1962 годах Советский Союз проводил исследования и разработки системы взрывного звука (ESS), используемой для обнаружения глубоководных подводных лодок, под названием « Удар ». В 1965 году начались работы над гидроакустическими системами с использованием ESS для интеграции с радаром «Беркут» . Программа была отложена, когда один из самолетов, предназначенных для ее реализации, Ил-38 , оказался несовместимым. [17] Вместо этого в результате разработок появился Удар-75 , который был использован в новой системе поиска и прицеливания (СТС) построенных в Таганроге Ту-142М. [18]
новая система целеуказания, получившая название «Коршун-К» , краеугольным камнем которой стала РЛС «Коршун» ( « Коршун» На все последующие Ту-142 устанавливалась ). Эта система использовалась для обнаружения надводных и подводных лодок, связи с другими самолетами противолодочной обороны и наземными базами, выполнения навигационных и тактических задач. [19] Первые три Ту-142М были первыми самолетами, оснащенными этой системой, и поэтому получили новое обозначение Ту-142МК («Медведь F» мод. 3) . Это был первый Ту-142, оснащенный МАД, его система ММС-106 «Ладога» была установлена в обращенном к корме обтекателе на вертикальном стабилизаторе . [19] Первый из трех Ту-142МК, прошедших этап А программы испытаний, совершил первый полет 4 ноября 1975 года ; несмотря на удручающие показатели производительности, производство было дано. [19] Этап B , проведенный в апреле – октябре 1978 года , показал, что авионика самолета крайне ненадежна; Как и на этапе А , эти проблемы, очевидно, были проигнорированы, когда директивой от 19 ноября 1980 г. Ту-142МК был допущен к эксплуатации. [20]
Технологические обновления
[ редактировать ]
Еще когда Ту-142МК поступил на вооружение, его СТС «Коршун-К» уже устаревал. Начались работы над еще одним усовершенствованным Ту-142, в результате чего появился Ту-142МЗ («Медведь Ф» мод. 4) с СТС «Коршун-КН-Н» . В его состав входила противолодочная авионика «Нашатыр-Нефрит» («Аммиак/Нефрит»), в которую входил гидроакустический комплекс «Заречье» . [21] Помимо буев РГБ-1А и РГБ-2 «Беркута » , Ту-142МЗ был совместим с буями РГБ-16 и РГБ-26. При работе с БРЭО противолодочной обороны эти буи обеспечивали на 50% большую зону охвата. [21] На смену НК -12МВ «Кузнецова» пришли более мощные двигатели НК-12МП, а Ту-142 впервые получил возможность самостоятельного запуска двигателей с добавлением вспомогательной силовой установки ТА-12 . [22] Этот вариант отличался от более ранних «Bear F» подбородочным обтекателем с несколькими антеннами. [22]
Программа летных испытаний началась в 1985 году с первого полета переоборудованного Ту-142М, оснащенного современной авионикой; Государственные приемочные испытания начались через два года. [23] Результаты испытаний оказались отличными: самолет успешно отслеживал атомные подводные лодки Северного и Тихоокеанского флотов . [23] Самолет поступил на вооружение Военно-морской авиации России (АВ-МП) в 1993 году. Последний Ту-142МЗ сошел с конвейера в Таганроге в следующем году, положив конец 26-летнему производственному циклу, в течение которого было выпущено 100 Ту-142. [2] [23]
Вариант связи, получивший обозначение Ту-142МР («Медведь J»), был последней серийной версией Ту-142. Ему было поручено осуществлять дальнюю связь с советскими подводными лодками с баллистическими ракетами , и эта роль аналогична роли Boeing E-6 Mercury . Ту-142МР отличался от противолодочных Ту-142 менее сложной авионикой, но имел длинную проводную радиоантенну для передачи сообщений затопленным советским подводным лодкам во время ядерной войны . Это была одна из многих отличительных особенностей Ту-142МР, позволяющая ему осуществлять связь со спутниками , воздушными и наземными командными пунктами , а также подводными лодками. [24] [25] Самолет заменил Ил-80 в роли воздушного командования . Ту-142 в настоящее время находятся на вооружении 76-го морского авиационного полка из Кипелово . [25] Другие разработки Ту-142 включают одноразовый морской разведывательный вариант Ту-142МРТ и строящийся ракетоносный вариант Ту- 142МС . [26] Российские морские патрульные самолеты (МПА) Ту-142МЗ/МР («Медведь F/J») Северного флота оснащаются линиями передачи данных, позволяющими им получать целеуказания от российской военно-морской авиации Israel Aerospace Industries (IAI) Беспилотный летательный аппарат «Форпост» транспортные средства (БПЛА). [27]

Операционная история
[ редактировать ]
Для подготовки к эксплуатации Ту-142 22 июня 1960 года ВМФ СССР начал отбор личного состава для переобучения. [15] Первая группа начала свой трехмесячный период обучения 4 марта 1970 года в приморском городе Николаеве (с тех пор переименованном в Николаев). [15] Тем временем первые Ту-142 были доставлены на Северный флот в авиабазу Кипелово, где первоначально перед ними стояла задача отслеживать и контролировать атомные подводные лодки в рамках эксплуатационных испытаний этого типа. На протяжении всей программы испытаний усилия были сосредоточены на проверке авионики противолодочной обороны, в частности радара «Беркут-95» , поскольку сам планер не представлял серьезной проблемы. [28] Ту-142 достиг начальной боевой готовности в декабре 1972 года после успешной программы летных испытаний. [1] До этого, в декабре 1971 года , вторая группа, отобранная для эксплуатации Ту-142, приступила к собственной переоборудованию. [15] Поставки самолетов сначала шли медленно; по мере производства большего количества Ту-142 этот тип был передан Тихоокеанскому флоту . [14]

На протяжении всей своей эксплуатации Ту-142 демонстрировал значительные возможности. 19–22 августа 1974 года четыре Ту-142 следили за иностранной подводной лодкой в Баренцевом море ; Сообщается, что один из самолетов поддерживал непрерывный контакт в течение 2 часов 55 минут. [29] В 1975 году Ту-142 удалось преследовать советскую подводную лодку 3 часа 16 минут. [29] 10 октября 1977 года группа из пяти Ту-142 выследила американскую подводную лодку в Филиппинском море ; Сообщается, что один из Ту-142 преследовал подводную лодку 4 часа 5 минут. [29] Советские Ту-142, помимо эксплуатации внутри страны, были отправлены на дружественные зарубежные базы в Анголе , Кубе , Эфиопии , Вьетнаме и Южном Йемене . [30] В начале 1990-х годов, с распадом Советского Союза , советский парк Ту-142 был передан ВМФ России , хотя ВВС Украины получили несколько Ту-142, оставшихся на ее территории. [31] Украинские Ту-142 позже были демонтированы в результате двустороннего договора СНВ-1 , подписанного между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1991 году, который вступил в силу в конце 1994 года. [32]
Помимо военного применения Ту-142, единичный Ту-142МП использовался для испытаний нового комплекса противолодочной обороны. [23] Еще один Ту-142 был переоборудован на замену Ту-95ЛЛ для испытаний турбореактивных двигателей . Обозначенный Ту-142ЛЛ , противолодочное оборудование и вооружение были сняты, чтобы можно было перенести под днище испытательный стенд двигателей. Среди установленных двигателей были НК-25 для Ту-22МЗ , РД36-51А для Ту-144Д и НК-32 для Ту-160 . [33] Первый Ту-142МК был переоборудован для использования в качестве бортовой лаборатории, установив несколько рекордов высоты по горизонтали и времени набора высоты в своем классе. [33]
В 1981 году ВМС Индии начали рассматривать возможность создания самолета дальней морской разведки и противолодочной обороны для своей военно-морской авиации . Советский Союз первоначально предлагал Индии отремонтировать часть своих Ту-142, а не строить новые самолеты. [34] ВМС Индии поначалу сомневались в выборе большого Ту-142, который был тяжелым и, следовательно, требовал усиления и удлинения взлетно-посадочных полос на потенциальных операционных базах. [34] В результате служба обратилась с просьбой отремонтировать три самолета Ил-38 , которые в то время выводились из эксплуатации в ВМФ СССР, для операций в Индии. Эта просьба не была удовлетворена, и в декабре 1984 года было подписано соглашение о покупке восьми Ту-142. [34]
За двенадцатимесячный период, начиная с мая 1987 года , ВМС Индии направили в Ригу для обучения 40 пилотов и наблюдателей, 16 технических офицеров и 128 моряков. [34] 30 марта 1988 года первые три Ту-142 прибыли на индийскую военно-морскую авиабазу INS Hansa , Гоа , после перелета из Симферополя (авиабаза Гвардейское) на Крымском полуострове . 13 апреля прибыли еще два самолета перед вводом в эксплуатацию INAS 312 , эксплуатанта индийских Ту-142; к концу октября был поставлен парк из восьми Ту-142. [34] В мае 1992 года эскадрилья была передислоцирована на свою нынешнюю оперативную базу в INS Раджали на восточном побережье Индии. [34] Ту-142 были заменены двенадцатью меньшими по размеру Boeing P-8I . [35] [36] 29 марта 2017 года ВМС Индии списали последние три действующих самолета. [37] [38]
В 2020 году два Ту-142 были перехвачены самолетами RAF Typhoon вблизи воздушного пространства Великобритании. [39]
В августе 2023 года Ту-142 Bear-F и Bear-J снова были перехвачены авиацией RAF Typhoons к северу от Шетландских островов . [40]
Варианты
[ редактировать ]
- Ту-142
- Удлиненный Ту-95, с которого удалена большая часть оборонительного вооружения и вместо него установлены системы противолодочной обороны. Двенадцать самолетов изначально имели 12-колесные тележки основного шасси. Шесть более поздних самолетов имели четырехколесные тележки. Построен Куйбышевским авиационным заводом . [41]
- Ту-142М
- Удлиненная на 30 см (12 дюймов) передняя часть фюзеляжа, измененная конструкция кабины и двухосные тележки основного шасси. Построен Таганрогом. [16]
- Ту-142МК
- Значительно улучшенный вариант с новой РЛС «Коршун» , авионикой и противолодочным оборудованием. Таганрог построил 43 Ту-142МК. [42]
- Ту-142МК-Э
- Восемь модернизированных Ту-142МК закуплены ВМС Индии. E означает «экспорт». [43]
- Ту-142МЗ
- Последний серийный вариант «Медведя Ф» с новыми двигателями НК-12МП и новым комплексом авионики. Отличить от других Ту-142 можно по подбородочным обтекателям. Построен Таганрогом. [41]
- Ту-142МЗ-К
- Предлагаемый коммерческий грузовой вариант Ту-142М3 (буква К означает «коммерческий») с удаленной противолодочной авионикой. Также обозначается Ту-142М3-С . [23]
- Ту-142МП
- Модифицированный одноместный Ту-142М использовался в качестве стенда авионики. [25]
- Ту-142МР
- Модифицированные Ту-142МК, построенные как самолеты-ретрансляторы подводной связи. Имеет характерные внешние обтекатели и компоненты. Кодовое название НАТО «Медведь J». [25]
- Ту-142ЛЛ
- Два переоборудованных ранее Ту-142 использовались для испытаний турбовентиляторных двигателей. Противолодочное оборудование было снято. [44]
Операторы
[ редактировать ]- Морская авиация России – 22 Ту-142МЗ/МР/МК на вооружении. [45] ВМФ России планирует модернизировать противолодочный самолет Ту-142 с установкой бомбардировочной системы СВП-24 . [46]
- 7062nd Port-Arthur Krasnoznamennaya Naval Aviation Air Base – Kamenny Ruchey , Khabarovsk Krai
- 568-й смешанный авиационный полк [47]
- 2nd Guards Aviation Group – Fedotovo (air base) , Vologda Oblast
- 403-й смешанный авиационный полк
- 7062nd Port-Arthur Krasnoznamennaya Naval Aviation Air Base – Kamenny Ruchey , Khabarovsk Krai
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Советские ВВС — самолеты были переданы в состав Военно-морской авиации России после распада Советского Союза . Некоторые остались на территории Украины.
- 35-я дальняя противолодочная авиационная дивизия – Федотово (авиабаза), Вологодская область, РСФСР. [48]
- 76-й дальний противолодочный авиационный полк
- 135-й дальний противолодочный авиационный полк
- 310-й отдельный дальний противолодочный авиационный полк — Каменный Ручей, Хабаровский край, РСФСР. [49]
- 35-я дальняя противолодочная авиационная дивизия – Федотово (авиабаза), Вологодская область, РСФСР. [48]
- Николаевский авиаремонтный завод не было авиационных полков, оснащенных Ту-142 - в Украинской ССР , но после распада Советского Союза на Николаевском авиаремонтном заводе осталось неизвестное количество Ту-142. Николаевский авиаремонтный завод осуществлял ремонт ряда типов советских самолетов, в том числе Ту-142. Часть самолетов позже вернулась на свои постоянные базы в России, остальные были демонтированы в соответствии с договором СНВ-1 . [32]
- 1 Ту-142МЗ в Государственном музее авиации Украины .
- 1 Ту-142 в Авиационно-техническом музее (Луганск) .
- Авиация ВМС Индии - с марта 1988 г. по март 2017 г. эксплуатировала 8 бывших советских самолетов Ту-142МК-Э (29 лет). Самолеты были выведены из эксплуатации 27 марта 2017 года во время церемонии, состоявшейся на авиабазе INS Раджали. Их заменили самолеты Boeing P-8I Poseidon , а для мостоукладывания — самолеты Ил-38SD Sea Dragon . [50] [51] [52]
- 1 Ту-142М сохранился как музей для публичного доступа напротив музея INS Kursura (S20) на Бич-Роуд, Вишакхапатнам . [53]
- 1 Ту-142МК-Э хранится как музей для всеобщего доступа в Музее военно-морской авиации в Новом городе , Калькутта . [54]
Известные несчастные случаи
[ редактировать ]7 ноября 2009 года одиннадцать членов экипажа погибли в результате крушения Ту-142 на северо-западном тихоокеанском побережье России над Татарским проливом между островом Сахалин и Хабаровским краем во время тренировочного полета. Полеты самолетов Тихоокеанского флота были приостановлены до завершения расследования катастрофы. [55] Не было никаких признаков того, что экипаж использовал аварийное оборудование, хотя спасательная шлюпка на борту самолета была оснащена устройством, передающим сигнал в случае аварии. [ нужна ссылка ] Начальник Генштаба Николай Макаров предположил, что причиной крушения мог стать отказ двигателя. [ нужна ссылка ] состоялась панихида по экипажу 16 декабря 2009 года . [56] Поиски тел одиннадцати членов экипажа несколько раз приостанавливались из-за льдин и непогоды.
Технические характеристики (Ту-142МЗ)
[ редактировать ]Данные Дональда и Лейка [57]
Общие характеристики
- Экипаж: 11–13 человек
- Длина: 53,08 м (174 футов 2 дюйма)
- Размах крыльев: 50 м (164 фута 1 дюйм)
- Высота: 12,12 м (39 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 311,1 м 2 (3349 кв. футов)
- Профиль крыла : ЦАГИ СР-5С. [58]
- Вес пустого: 90 000 кг (198 416 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 185 000 кг (407 855 фунтов)
- Силовая установка: 4 двигателя Кузнецов НК-12МП турбовинтовых мощностью 11 033 кВт (14 795 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 8-лопастные гребные винты противоположного вращения с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 925 км/ч (575 миль в час, 499 узлов)
- Крейсерская скорость: 711 км/ч (442 миль в час, 384 узла)
- Боевая дальность: 6500 км (4000 миль, 3500 миль)
- Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Иден 2004 , с. 488.
- ^ Jump up to: а б с Фридман 2006 , с. 164.
- ^ «Туполев Ту-142М» . Бхарат-ракшак.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Спинарди 1994 , стр. 35, 57.
- ^ Спинарди 1994 , стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б Гордон и Дэвисон 2006 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Гордон и Дэвисон 2006 , с. 42.
- ^ Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 42, 67.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 53.
- ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б Гордон и Дэвисон 2006 , с. 44.
- ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 44–45.
- ^ Гордон и Дэвисон 2006 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д Гордон и Дэвисон 2006 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 55.
- ^ Jump up to: а б Гордон и Дэвисон 2006 , с. 47.
- ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 48–49.
- ^ Гордон и Дэвисон 2006 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 58.
- ^ Гордон, Миллер и Ригмант, 1998 г.
- ^ Jump up to: а б Иден 2004 , с. 489.
- ^ Jump up to: а б Гордон и Дэвисон 2006 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д и Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 62.
- ^ Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 63.
- ^ Jump up to: а б с д Гордон и Дэвисон 2006 , с. 54.
- ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 55, 57–58.
- ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» . Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 54.
- ^ Jump up to: а б с Фридман 2006 , с. 163.
- ^ «Военные самолеты мира» . Рейс Интернешнл . 7 мая 1983 г. с. 1256. Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ «Изображение самолета Ту-142М3» . Авиалайнеры.нет. Архивировано из оригинала 14 июня 2013 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Украина демонтирует самолет Ту-142» . Украинская правда . 26 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г. Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Миллер и Ригмант 1998 , стр. 64.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Военно-морская авиация» . Индийский флот . Архивировано из оригинала 13 января 2012 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Хойл, Крейг (21 сентября 2011 г.). «ФОТО: Первый индийский P-8I на базе Boeing 737 близок к полетному дебюту» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ Гулати, Нихил (31 марта 2011 г.). «Индия заказывает больше морских самолетов Boeing» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Индия готова вывести из эксплуатации культовый флот Ту-142. Архивировано 25 сентября 2017 г. на Wayback Machine - Flightglobal.com, 10 марта 2017 г.
- ^ «ВМС Индии снимут с вооружения дальний патрульный самолет Ту-142М после 29 лет службы» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 9 июня 2017 г. Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ «Тайфуны ВВС Великобритании поднялись на перехват российских бомбардировщиков возле воздушного пространства Великобритании – YouTube» . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 г. Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ «Истребители RAF Lossiemouth перехватывают российские бомбардировщики к северу от Шетландских островов» . bbc.co.uk. Новости Би-би-си. 14 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2023 года . Проверено 14 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон 2005 , с. 5.
- ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 47, 49–51.
- ^ Гордон и Дэвисон 2006 , с. 51.
- ^ Гордон и Дэвисон 2006 , стр. 56–57.
- ^ "Завод Бериева передал ВМФ России очередной модернизированный Ту-142МК" . navyrecognition.com . 21 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2018 г. . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ «ВМФ России модернизирует Ту-142 МПА системой прицеливания СВП-24» . navyrecognition.com . 27 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 18 января 2019 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ «Россия проводит учения по противолодочной борьбе в Азии» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 30 ноября 2020 г.
- ^ «35-я дальняя противолодочная авиационная дивизия» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 18 января 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ «310-й отдельный дальний противолодочный авиационный полк» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 14 января 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ «ВМС Индии прощаются с самолетом Ту-142М после 29 лет службы» . Hindustantimes.com . 30 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ «Вывод из эксплуатации самолетов ТУ142М ВМС Индии и ввод Boeing P 8 I в INAS 312» . Бюро пресс-информации (Пресс-релиз). 29 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 25 августа 2018 г. . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ «После INS Viraat патрульный самолет ВМС Индии «Альбатрос» будет выведен из эксплуатации» . zeenews.india.com . 7 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ «Музей самолетов Ту 142М в Вишакхапатнаме» . Индийский флот . Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 года . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ «В город прибывает самолет ВМС Индии, который вскоре будет выставлен в военно-морском музее» . Государственный деятель . 17 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2021 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ «Самолет российской армии потерпел крушение в море» . Новости Би-би-си . 7 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 г. Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ «Тихоокеанский флот России скорбит об экипаже, погибшем в авиакатастрофе Ту-142 6 ноября 2009 года» . РИА Новости . 16 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2013 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Дональд и Лейк 2000 , с. 426.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дональд, Дэвид; Лейк, Джон (2000). Энциклопедия мировой военной авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN 0-7607-2208-0 .
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9 .
- Фридман, Норман (2006). Путеводитель военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-262-9 .
- Гордон, Ефим (2005). Туполев Ту-95/-142 . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-932525-00-7 .
- Гордон, Ефим; Дэвисон, Питер (2006). Туполев Ту-95 Медведь . Боевые Птицы Тех. Том. 43. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-102-4 .
- Гордон, Ефим; Миллер, Джей; Ригмант, Владимир (1998). Туполев Ту-95/-142 «Медведь»: российский тяжёлый бомбардировщик межконтинентальной дальности . Аэрофакс. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-046-3 .
- Спинарди, Грэм (1994). От Полярной звезды до Трайдента: развитие технологии баллистических ракет флота США . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-41357-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ту-142 Медведь на GlobalSecurity.org
- Ту-142 на Airwar.ru (на русском языке)