Tupolev Tu-22M
Ту-22М | |
---|---|
![]() | |
ВКС России. Ту-22М3 | |
Роль | Стратегический бомбардировщик / Морской удар |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Туполев |
Первый полет | 30 августа 1969 г |
Введение | 1972 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России
|
Произведено | 1967–1993 |
Количество построенных | 497 |
Разработано на основе | Tupolev Tu-22 |
Туполев Ту-22М ( русский : Туполев Ту-22М ; кодовое название НАТО : Backfire ) — сверхзвуковой разработанный ОКБ дальнего действия с крылом изменяемой стреловидности, стратегический и морской ударный бомбардировщик Туполева в 1960-х годах. сообщала, что этот бомбардировщик получил обозначение Ту-26 . Западная разведка одно время [ 1 ] Во время « холодной войны » Ту-22М эксплуатировался советскими ВВС -ракетоносцев (ВВС) в роли стратегических бомбардировщиков , а также советской морской авиацией ( Авиация Военно-Морского Флота , АВМФ) в качестве дальнего морского противотанкового самолета. роль доставки. [ 2 ]
в 2024 году на вооружении ВВС России находилось 57 самолетов. Согласно отчету Military Balance за 2024 год, подготовленному Международным институтом стратегических студий, [ 3 ] Украины, в 2023 году По оценкам Главного управления разведки у России было 27 самолетов в работоспособном состоянии. [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]
В 1962 году, после появления Ту-22 , становилось все более очевидным, что этот самолет не соответствует своей роли бомбардировщика. Помимо повсеместных поломок и проблем с обслуживанием, управляемость Ту-22 оказалась опасной. Его посадочная скорость была на 100 км/ч (60 миль в час) выше, чем у предыдущих бомбардировщиков, и при приземлении он имел тенденцию крениться и ударяться хвостом. Летать было трудно, круговой обзор был плохим. [ 5 ] В 1962 году Туполев приступил к работам по капитальной модернизации Ту-22. Первоначально бюро планировало добавить крыло изменяемой стреловидности в обновленную конструкцию и форсированные двигатели. Конструкция прошла испытания в ЦАГИ аэродинамических трубах в Жуковском . [ 5 ]
За это время Сухой разработал Т-4 , четырехмоторный титановый самолет с передним оперением. В ответ на XB-70 он должен был иметь крейсерскую скорость 3200 км/ч (2000 миль в час), что требовало серьезных исследовательских усилий для разработки необходимых технологий. Туполев, специалист по бомбардировщикам, предложил советским ВВС ( «Военно-воздушные силы» , ВВС) массово обновленную версию Ту-22. [ 6 ]



По сравнению с Т-4 это была эволюционная конструкция, поэтому ее привлекательность заключалась в простоте и дешевизне. Советское правительство скептически относилось к необходимости одобрить разработку самолета на замену столь скоро после поступления Ту-22 на вооружение. [ 8 ] ВВС и Туполев, чтобы сохранить репутацию в отношении эксплуатационных недостатков Ту-22 и избежать критики со стороны лобби межконтинентальных баллистических ракет, в ходе переговоров с правительством согласились выдать этот проект за модернизацию Ту-22. Самолет получил обозначение Ту-22М по шифру ОКБ «Самолет 45» и внутреннему обозначению «АМ». Их усилия увенчались успехом: 28 ноября 1967 года правительство одобрило проект и постановило разработать основное вооружение самолета - ракету Х-22 . [ 9 ] Сам Т-4 совершил свой первый полет в 1972 году, но позже его отменили. [ 6 ]
Разведке США было известно о существовании этого самолета с 1969 года, а первая спутниковая фотография бомбардировщика была сделана в 1970 году. Существование самолета стало шоком для американской разведки, поскольку Никита Хрущев , который был советским премьер-министром до В 1964 году был непреклонен в том, что межконтинентальные баллистические ракеты сделают бомбардировщик устаревшим. [ 10 ]
Как и в случае с его современниками, проектами МиГ-23 и Су-17 , привлекательными казались преимущества крыла изменяемой стреловидности (или «маятника»), позволяющего сочетать короткие взлетные характеристики, эффективность крейсерского полета и хорошие высокая скорость, полет на малой высоте. Результатом стал новый самолет с качающимся крылом под названием Самолет 145 ( Самолет 145 ), созданный на базе Ту-22, с некоторыми особенностями, позаимствованными у заброшенного проекта Ту-98 . Ту-22М был создан на базе системы вооружения Ту-22 и использовал ракету Х-22. Обозначение Ту-22М использовалось для получения одобрения бомбардировщика в советской военной и государственной системе. [ 11 ]
Обозначение Ту-22М использовалось Советским Союзом во время переговоров по ограничению вооружений ОСВ-2 , создавая впечатление, что это модификация Ту-22. Некоторые предполагали, что это обозначение было намеренно вводящим в заблуждение и имело целью скрыть характеристики Ту-22М. Другие источники предполагают, что «обман» был внутренним, чтобы облегчить утверждение бюджетов. Согласно некоторым источникам, серийные варианты Backfire-B/C в России получили обозначение Ту-26 , хотя это оспаривается многими другими. Госдепартамент США и министерство обороны использовали обозначение Ту-22М для Backfire. [ 12 ]
Всего было произведено 497 самолетов Ту-22М, включая предсерийные самолеты. [ 2 ]
Модернизация
[ редактировать ]Первоначальная попытка модернизации Ту-22М, Адаптация-45.03М , основанная на модернизации радиолокационной станции самолета, началась в 1990 году, но от нее отказались, не допустив производства. [ 13 ] В 2007 году начались работы над новой РЛС для Ту-22М — НВ-45, которая впервые взлетела на Ту-22М в 2008 году, а в 2014–2015 годах еще четыре отремонтированных Ту-22М были переоборудованы радарами НВ-45. [ 14 ]
Контракт на полную модернизацию Ту-22М3М среднего срока службы был подписан в сентябре 2014 года. Тогда самолет планировалось получить дополнительно модифицированную РЛС НВ-45М, а также новое навигационное оборудование и модифицированную систему управления полетом. Должен был быть установлен новый радиолокационный комплекс самообороны, заменивший хвостовую пушку существующего Ту-22М3. Большую часть новой авионики планировалось использовать совместно с модернизированным Ту-160М2 . [ 15 ] [ 16 ] По состоянию на 2018 год [update]Вооружение планировалось усилить за счет добавления новой ракеты Х-32 , сильно модифицированной версии нынешней Х-22, дозвуковой Х-СД, гиперзвуковой Х-МТ или Х-47М2 «Кинжал ». [ 14 ] [ 17 ] В 2018 году поставки Ту-22М3М должны были начаться в 2021 году. [ 13 ] [ нужно обновить ]
со ссылкой на анонимные источники в оборонно-промышленном комплексе сообщило 11 мая 2020 года ТАСС , что испытательный пуск новой гиперзвуковой ракеты, не относящейся к семейству Х-32, был проведен с Ту-22М3М. Как сообщается, работы над ракетой были начаты несколькими годами ранее, а ее испытания предполагалось завершить "одновременно с работами над модернизированным бомбардировщиком Ту-22М3М". [ 18 ]
Отдельную, более простую программу модернизации (СВП-24-22) проводила в 2008 году компания «Гефест и Т» на основе авионики, разработанной для штурмовика Су-24 , включая новый компьютер, новую навигационную систему и цифровая обработка для радара самолета. Утверждается, что модернизация значительно повысит точность навигации и доставку бомб. Ту-22М с СВП-24-22 прошел испытания в 2009 году, программа была запущена в производство с поставками после 2012 года. [ 14 ]
В сентябре 2023 года сообщалось, что Ту-22М3 модифицирован для установки ракеты грузоподъемностью 1700 кг (3700 фунтов). [ 19 ]
Операционная история
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]Два прототипа Ту-22М(0) были доставлены в Дальней авиации 42-й центр боевой подготовки на авиабазе Дягилево под Рязанью в феврале 1973 года. В марте самолеты начали тренировочные вылеты. В течение 20 дней с момента поставки самолета летный и наземный экипаж авиабазы получил типовые допуски; этому способствовало их предыдущее обучение в Туполеве, ЛИИ им. Громова и Казанском заводе. [ 20 ] В июне того же года самолеты были продемонстрированы советским правительственным чиновникам, уничтожая танки и бронетранспортеры . [ 20 ]
Ту-22М был впервые представлен в 1980 году во время участия самолета в крупных учениях Варшавского договора . В ходе учений корабельные Ту-22М2 провели противокорабельные действия по минированию участков Балтийского моря для имитации высадки морского десанта . Учения широко освещались в прессе и на телевидении. [ 21 ] [ 22 ] В июне 1981 года четыре Ту-22М были перехвачены и сфотографированы норвежской авиацией, пролетавшей над Норвежским морем . [ 23 ]
Первая имитация атаки Ту-22М на авианосную группу НАТО произошла в период с 30 сентября по 1 октября 1982 года. Восемь самолетов атаковали американские оперативные группы USS Enterprise и USS Midway , действовавшие в северной части Тихого океана. Они подошли на расстояние 120 миль (200 км) от оперативных групп. Считалось, что реакция ВМС США во время этого события была сдержанной, чтобы можно было наблюдать за тактикой Ту-22М. [ 24 ] Бомбардировщик также несколько раз предпринимал попытки проверить границу ПВО Японии. [ нужна ссылка ]

Ту-22М впервые был применен в боях в Афганистане . Он использовался с декабря 1987 года по январь 1988 года, во время которого самолеты выполняли ударные вылеты в поддержку попыток Советской Армии снять моджахедами осаду Хоста . Две эскадрильи самолетов из состава 185-го ГвБАП, базирующегося в Полтаве, были переброшены на авиабазу Марый-2 в Туркменистане . Способные сбрасывать большие тонны обычных боеприпасов, самолеты бомбили вражеские форты, базы и материальные запасы. [ 25 ] В октябре 1988 года самолет вновь был использован против моджахедов. Шестнадцать Ту-22М3 использовались для прикрытия выводившихся из страны советских войск. Перед Ту-22М была поставлена задача уничтожить пути доступа к советским войскам, атаковать силы противника в ночное время с целью предотвращения перегруппировки, а также атаковать поступающие грузы из Ирана и Пакистана. Работая вместе с 30 недавно прибывшими МиГ-27 , самолет также выполнял задачи по освобождению осажденного города Кандагар . [ 26 ] [ 27 ] Свою последнюю операцию в Афганистане самолет совершил в январе 1989 года на перевале Саланг. [ 28 ]
Во время службы в советских войсках у Ту-22М возникали широко распространенные проблемы с обслуживанием из-за низкого качества изготовления. В частности, двигатели и планеры имели короткий срок службы. [ 29 ] В какой-то момент ВВС попытались привлечь Туполева к ответственности за то, что он якобы поспешил принять на вооружение неадекватные конструкции Ту-22М и Ту-160. [ 30 ] Ситуация усугублялась правительственной бюрократией, которая препятствовала обеспечению запасными частями для обслуживания Ту-22М. Поскольку некоторые самолеты были приостановлены на срок до шести месяцев, работоспособность самолетов в августе 1991 года составляла около 30–40%. [ 29 ] [ 31 ]
Россия
[ редактировать ]
На момент распада Советского Союза оставалось 370 человек на службе Содружества Независимых Государств . Производство закончилось в 1993 году.
Российская Федерация использовала Ту-22М3 в боях в Чечне в 1995 году, нанеся удары под Грозным . [ 2 ]
В августе 2007 года Ту-22М и Ту-95 впервые с 1992 года приступили к дальнему патрулированию. [ 32 ] [ 33 ]
был сбит российский самолет-разведчик Ту-22МР в Южной Осетии грузинским зенитно комплексом «Бук-М1» -ракетным 9 августа 2008 года в ходе пятидневной российско-грузинской войны . [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Один из членов экипажа попал в плен (майор Вячеслав Малков), двое других погибли, командир экипажа подполковник Александр Ковенцов пропал без вести . [ 37 ]
29 марта 2013 года два бомбардировщика Ту-22М3, летевшие в международном воздушном пространстве, совершили имитацию нападения на Швецию. Шведская ПВО не смогла ответить. [ 38 ] [ 39 ] Два Ту-22М пролетели на сверхзвуке над Балтийским морем 24 марта 2015 года. [ 40 ] Два Ту-22М приблизились к Эланду в международном воздушном пространстве 21 мая 2015 года. ВВС Швеции направили два истребителя Saab JAS 39 Gripen, чтобы отметить свое присутствие. [ 41 ] 4 июля 2015 года два Ту-22М приблизились к шведскому острову Готланд , не нарушая его воздушного пространства, за ними следовали шведские и другие истребители. [ 42 ]
По оценкам российского аэрокосмического эксперта Петра Бутовского, в 2014 году на вооружении находилось семь эскадрилий Ту-22М, в каждой примерно по 10 самолетов, дислоцированных на трех авиабазах; 40 на авиабазе Белая на юго-востоке Сибири , 28 на авиабазе Шайковка к юго-западу от Москвы и 10 на авиабазе Дягилево в Рязани к юго-востоку от Москвы, которая служит учебной частью бомбардировщика. С лишением самолета возможности дозаправки в воздухе в связи с договором СНВ-1 внутренний запас топлива Ту-22М ограничивает его дальность действия ( боевой радиус без дозаправки: 4000–5000 км (ДИА), 3360–3960 км (оценка ЦРУ). ) [ 43 ] от своих баз до территории непосредственной сферы влияния России. [ 44 ] [ объяснить ]

Сирийская гражданская война
[ редактировать ]С конца января 2017 года шесть Ту-22М3 возобновили авиаудары по району Дейр-эз-Зора, чтобы не допустить захвата города джихадистами, а в конце 2017 года — для поддержки наступления правительственных сил. [ 45 ] Сообщается, что 22–31 января 2016 года Ту-22М3 совершили 42 боевых вылета, нанеся авиаудары в районе Дейр-эз-Зора . [ нужна ссылка ] Утром 12 июля 2016 года шесть бомбардировщиков Ту-22М3 нанесли сосредоточенный удар в районе Пальмиры , Аль-Сухны и Арака . [ нужна ссылка ] 14 июля шесть бомбардировщиков Ту-22М3, действовавшие с аэродромов России, нанесли еще один массированный удар по вновь обнаруженным объектам ИГ в районах восточнее Пальмиры, а также в Аль-Сухне, Араке и нефтеперекачивающей станции Т-3 в провинция Хомс . [ 46 ] Новые рейды были проведены 21 июля. [ нужна ссылка ] 8 августа, [ 47 ] 11 августа, [ 48 ] и 14 августа [ 49 ] 2016.
16 августа 2016 года бомбардировщики начали выполнять миссии в Сирии с использованием иранской авиабазы Хамадан . [ 50 ]
В ноябре 2017 года шесть Ту-22М3 возобновили авиаудары в районе Дейр-эз-Зора для поддержки наступления правительственных сил. [ 51 ] В мае 2021 года три Ту-22М были временно переброшены на авиабазу Хмеймим в Сирии. [ 52 ] В июне того же года Ту-22М снова были развернуты в восточном Средиземноморье для проведения крупных учений ВМФ и ВВС РФ. [ 53 ]
Вторжение в Украину
[ редактировать ]15 апреля 2022 года Министерство обороны Украины заявило, что Россия впервые с начала вторжения на Украину применила бомбардировщики Ту-22М3 для нанесения ударов по целям в Мариуполе . [ 54 ] Ранее сообщалось, что ФАБ-3000М-46 в России реактивировали неуправляемые бомбы для использования с бомбардировщиками Ту-22М3 для поражения целей на металлургическом комбинате "Азовсталь", который стал последним бастионом украинских войск в осажденном городе Мариуполе. . [ 55 ] [ 56 ]
11 мая 2022 года в социальных сетях появилось видео, на котором бомбардировщик Ту-22М3 ВКС России запускает две ракеты Х-22 по целям где-то на Украине. [ 57 ]
5 декабря 2022 года ВКС России бомбардировщик Ту-22М3 , обозначенный как RF-34110 , был поврежден в результате дальнего удара беспилотника Вооруженных Сил Украины по авиабазе Дягилево. На изображениях в социальных сетях видно, что по крайней мере повреждены мощность двигателя и задняя кромка стабилизаторов. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
20 августа 2023 года российское правительство подтвердило атаку беспилотника на авиабазу в Новгороде, а BBC News впоследствии опубликовала проверенные изображения охваченного пламенем Ту-22М3 на авиабазе Сольцы в России, который накануне был атакован беспилотниками. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
По данным Украины, один Ту-22М3 был уничтожен, а два выведены из строя в ходе операции украинской разведки под руководством Олега Бабия в августе 2023 года. [ 66 ]
Во время российских ударов по Украине и других атак Х-22 29 декабря 2023 года российские войска выпустили по Украине около 300 ракет , причем все с бомбардировщиков Ту-22М. Ни один из них не был сбит украинскими войсками, хотя предполагается, что Россия наносила удары по районам, где нет ракетных батарей MIM-104 Patriot или SAMP/T . [ 67 ] [ 68 ]
19 апреля 2024 года российский Ту-22М3 разбился под Ставрополем , на расстоянии более 450 км от ближайшей территории, контролируемой Украиной на момент происшествия. Украина заявила, что сбила стратегический бомбардировщик дальнего действия примерно в 300 км от Украины, когда он, как сообщается, пытался вернуться на базу после боевого вылета. Российские власти заявили, что самолет разбился в Красногвардейском районе из-за технической неисправности, в результате чего один член экипажа погиб, а другой пропал без вести. Украины Источник заявил, что Главное управление разведки спланировало и осуществило сбитие с помощью ракеты С-200 , той же ракеты, которая, по утверждениям Украины, сбила А-50 Бериева в феврале 2024 года. Если это подтвердится, это будет первый выстрел Украины. падение Ту-22М в воздухе. Украина «вероятно, уничтожила» один Ту-22М на авиабазе в Новгородской области в августе 2023 года с помощью беспилотников. [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]
Беспилотники HUR нанесли удар по авиабазе Оленья в Мурманской области , примерно в 1800 километрах от границы с Украиной, повредив два Ту-22М3. Украинский представитель заявил: "Мы можем подтвердить повреждение двух самолетов Ту-22М3. Речь идет о самолетах №33 и №31. У №33 есть пробоины в верхней части фюзеляжа, а у самолета №31 еще и имеет некоторые повреждения тела," [ 73 ]
15 августа 2024 года российский Ту-22М3 разбился и загорелся в Иркутской области . [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]
Экспорт
[ редактировать ]
Компания «Туполев» искала экспортных клиентов для Ту-22М с 1992 года, среди возможных клиентов были Иран, Индия и Китайская Народная Республика, но продаж, судя по всему, не было. В отличие от бомбардировщика Ту-22, Ту-22М не поставлялись на экспорт в страны Ближнего Востока. [ 78 ] [ нужно обновить ]
Сообщается, что в 1999 году Индия подписала контракт на покупку четырех самолетов Ту-22М для морской разведки и ударных целей, которые должны были поступить на вооружение ВВС в 2001 году. В то время самолеты должны были быть поставлены вместе с крылатыми Х-22. ракеты. [ 79 ] [ 80 ] По состоянию на 2023 год нет никаких свидетельств эксплуатации или приобретения ВВС Индии.
Варианты
[ редактировать ]



- Ту-22М(0)
- Всего было выпущено 9 предсерийных вариантов.
- Ту-22М1
- Самолет опытной серии, 9 штук было выпущено в 1971 и 1972 годах. По классификации НАТО его наименование было Backfire-A .
- Ту-22М2
- Первой крупной серийной версией, поступившей в производство в 1972 году, был Ту-22М2 (по классификации НАТО: Backfire-B ) с более длинными крыльями и значительно переработанным фюзеляжем с продольной регулировкой площади (увеличение экипажа до четырех), двумя двигателями НК-22 ( тягой по 215 кН каждый) с характерными аппарелями воздухозаборника и новой ходовой частью с основными стойками шасси в перчатке крыла, а не в больших гондолах. С 1972 по 1983 год было построено 211 Ту-22М2. [ 81 ] Ту-22М2 имел максимальную скорость 1,65 Маха и чаще всего был вооружен крылатыми / противокорабельными ракетами большой дальности , обычно одной или двумя противокорабельными ракетами «Радуга» Х-22. [ 81 ] Некоторые Ту-22М2 позже были переоборудованы на более мощные двигатели НК-23 и получили новое обозначение Ту-22М2Е .
- Ту-22М3
- Более поздний Ту-22М3 (по классификации НАТО: Backfire-C ), совершивший первый полет в 1977 году, был введен в эксплуатацию в 1983 году. [ 81 ] и официально принят на вооружение в 1989 году, [ нужна ссылка ] имел новые двигатели НК-25 существенно большей мощности, клиновидные воздухозаборники, аналогичные МиГ-25 , крылья большей максимальной стреловидности и измененную форму носовой части, в которой размещался новый навигационно-ударный (НАТО) ПНА «Алмаз» («Планета Носитель», изделие 030А). Даун Бит') [ 82 ] РЛС и комплекс навигации и нападения НК-45, обеспечивающий значительно улучшенный полет на малых высотах. Аэродинамические изменения увеличили его максимальную скорость до 2,05 Маха и дальность полета на треть по сравнению с Ту-22М2. [ 81 ] Он имеет доработанную хвостовую башню с одной пушкой и возможность установки внутренней поворотной пусковой установки для ракеты «Радуга» Х-15 , аналогичной американской AGM-69 SRAM . На русской службе его прозвали «Тройкой» («Трио» или «Третий»). До 1993 года было построено 268 экземпляров. [ 83 ] [ 84 ] [ 81 ]
- В заводской комплектации Ту-22М предусматривался выдвижной зонд в верхней части носовой части для дозаправки в воздухе . Сообщается, что зонд был удален в результате переговоров по ОСВ , поскольку с дозаправкой он считался стратегическим бомбардировщиком межконтинентальной дальности. [ 85 ] При необходимости зонд можно переустановить. [ 2 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] [ 86 ]
- Ту-22М3, использовавшиеся для атаки целей в Сирии, прошли модернизацию, в ходе которой на них установили специализированные вычислительные подсистемы СВП-24-22, существенно повысившие точность бомбометания. [ 87 ]
- Ту-22М4
- Разработка «Изделия 4510» началась в 1983 году. Это была модернизация с установкой новых двигателей НК-32 (от Ту-160) и изменением воздухозаборников двигателей. Авионику модернизировали за счет установки новой ПНК, РЛС «Обзор» от Ту-160 и систем радиоэлектронной борьбы. Была расширена номенклатура вооружения: 3 Х-32 или 10 Х-15 (с размещением на 6 внутренних и 4 внешних точках подвески) или УПАБ-1500 с телевизионной системой наведения. В 1990 году на Казанском авиазаводе построили опытный образец. Работы в этом направлении были прекращены в ноябре 1991 года. Опытный самолет № 4504 находится в музейной экспозиции авиабазы Дягилево. [ 88 ]
- Ту-22МР
- Несколько Ту-22М3, около 12, были переоборудованы в стандарт Ту-22М3(Р) или Ту-22МР с бортовой радиолокационной станцией бокового обзора «Шомполь» и другим радиотехническим оборудованием. [ 2 ]
- Tu-22DP
- Ту-22ДП (Дальнего Перехвата, дальний перехват)/ДП-1 — проект дальнего перехватчика на базе Ту-22М2 (позже на базе Ту-22М3). НИОКР проводились ОКБ А.Н. Туполева совместно с ГосНИИАС. Предполагалось, что ДП сможет нести и ударное вооружение. [ 88 ]
- Ту-344
- Списанный гражданский сверхзвуковой самолет на базе Ту-22М3, рассчитанный на перевозку 10–12 пассажиров . Разработан ОКБ Туполева (АНТК им. А.Туполева) в рамках программы конверсии во второй половине 1990-х годов. [ 89 ] Разработка самолета началась в 1990-х годах с появлением интереса и спроса на сверхзвуковые бизнес-джеты (SBJ). Поскольку создание самолета с нуля требует больших инвестиций, ОКБ Туполева приняло решение создать самолет класса SBJ на базе Ту-22М3. Однако на тот момент проект оказался бесперспективным, поскольку самолет должен был использоваться на международном уровне, но не соответствовал международным экологическим стандартам того времени. [ 90 ] [ 91 ]
- Ту-22М3 с СВП-24-22
- Модернизированный Ту-22М3 ВКС России оснащен новым прицельно-вычислительным комплексом СВП-24-22 «Гефест» взамен комплекса НК-45 «Вахта-2» . В состав СВП-24-22 входят новый, более мощный бортовой компьютер СВ-24, устройство ввода-вывода УВВ-МП-22, блок формирования полетной информации – БФИ, авиационный коллиматорный индикатор КАИ-24, радионавигационная система СРНС-24 с Спутниковый приемник А737 и твердотельный накопитель информации ТБН-К-2 для хранения данных навигационно-прицельного комплекса СВП-24-22 и бортового самописца. В 2015 году на вооружение поступило 5 модернизированных самолетов, [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] 2 в 2017 году, [ 95 ] [ 96 ] 1 в 2018 году, [ 97 ] 2 в 2019 году и 2 в 2022 году. [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]
- Ту-22М3М
- Ту-22М3 для ВКС России с двигателями от Ту-160М2 (НК-32-02), заменено или модернизировано 80 процентов авионики, [ 102 ] включая бомбовые прицелы СВП-24-22, РЛС с фазированной решеткой НВ-45, навигационную систему ГЛОНАСС, современную цифровую стеклянную кабину и органы управления двигателем, средства радиоэлектронной борьбы, [ 102 ] [ 103 ] и способность использовать высокоточное оружие класса «воздух-поверхность». Модернизация предусматривает также установку оборудования для дозаправки в воздухе , снятого с существующих самолетов в 1979 году по соглашению ОСВ-2 , что позволит существенно увеличить боевой радиус бомбардировщика. [ 104 ] Минобороны России намерено модернизировать до усовершенствованного варианта Ту-22М3М до 30 самолетов из примерно 60 находящихся на вооружении Ту-22М3. [ 105 ] [ 106 ] Может нести 3 Х-32. [ 107 ] or 4 Kh-47M2 Kinzhal missiles. [ 17 ] Срок службы будет продлен до 40–45 лет. [ 108 ] 16 августа 2018 года в ходе церемонии выкатки на Казанском авиационном заводе был представлен первый модернизированный самолет . [ 109 ] Свой первый полет он совершил 28 декабря 2018 года. [ 110 ] 20 марта 2020 года совершил первый полет второй модернизированный самолет Ту-22М3М. [ 111 ] [ 112 ] 27 мая 2020 года сообщалось, что модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-22М3М прошел испытания на сверхзвуковой скорости в ходе своего четвертого испытательного полета из пяти уже проведенных. [ 113 ]
Операторы
[ редактировать ]

- ВКС России - по состоянию на 2024 год на вооружении находилось 57. [ 3 ]
- Olenya (air base)
- 40-й смешанный авиационный полк [ 114 ]
- 6952nd Air Base – Belaya (air base) , Irkutsk Oblast [ 114 ]
- Части 326-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (штаб: Украинка )
- 43-й Центр боевого применения и подготовки летного состава дальней авиации – Дягилево (авиабаза) , Рязанская область [ 115 ]
- 1-й инструкторский тяжелый бомбардировочный авиационный полк
- Shaykovka (air base) , Kaluga Oblast
- 52-й тяжелый бомбардировочный полк 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии
- Olenya (air base)
Бывшие операторы
[ редактировать ]
- Российская морская авиация – Ту-22М3 Северного и Тихоокеанского флотов были переданы ВВС России в 2011 году.
- Северный флот
- 924th Maritime Reconnaissance Aviation Regiment – Olenya (air base) , Murmansk Oblast [ 116 ] России ). (ныне 40-й смешанный авиационный полк дальней авиации
- Тихоокеанский флот
- 568th Composite Aviation Regiment – Kamenny Ruchey , Khabarovsk Krai
- Северный флот
- Советские ВВС — самолеты были переданы ВВС России и Украины после распада Советского Союза .
- 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия
- 200-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк — Бобруйск , Могилёвская область , Белорусская ССР.
- 260th Heavy Bomber Aviation Regiment – Stryi Air Base , Lviv Oblast , Russian SSR
- 326-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия
- 132-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк — аэродром Раади , Эстонская ССР
- 402-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк — авиабаза Балбасово , Витебская область , Белорусская ССР
- 840-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк — Сольцы-2 (авиабаза) , Новгородская область , РСФСР
- 13-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия [ 117 ]
- 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк — авиабаза Прилуки , Черниговская область , Украинская ССР [ 118 ]
- 185-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк — авиабаза Полтава , Полтавская область , Украинская ССР
- 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк – Шайковка (авиабаза), Калужская область, РСФСР.
- 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия
- Советская морская авиация
- 5-я морская ракетная авиационная дивизия [ 119 ]
- 574-й морской ракетный авиационный полк — авиабаза Лахта , Архангельская область , РСФСР.
- 924th Guards Maritime Missile Aviation Regiment – Olenya (air base), Murmansk Oblast, Russian SFSR
- 2-я гвардейская морская ракетная авиационная дивизия [ 120 ]
- 5th Guards Maritime Missile Aviation Regiment – Veseloye, Crimean Oblast , Ukrainian SSR
- 943rd Maritime Missile Aviation Regiment – Oktiabrske , Crimean Oblast, Ukrainian SSR
- 33-й Центр боевого применения и переучивания личного состава авиации ВМФ — авиабаза Кульбакино, г. Николаев , Украинская ССР [ 121 ]
- 540-й инструкторско-исследовательский морской ракетный авиационный полк
- 5-я морская ракетная авиационная дивизия [ 119 ]

- ВВС и ВМС Украины получили в наследство большое количество бомбардировщиков Ту-22М2/М3. 60 Ту-22М (17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3) и 423 крылатые ракеты Х-22 были списаны в соответствии с соглашением Нанна-Лугара о совместном уменьшении угрозы, возглавляемым США. [ 122 ] [ 123 ] Последние бомбардировщики были списаны в январе 2006 года. [ 124 ]
- 13-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия — авиабаза Полтава , Полтавская область [ 117 ]
- 185-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк
- 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия – авиабаза Стрый, Львовская область. [ 125 ]
- 260-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
- 13-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия — авиабаза Полтава , Полтавская область [ 117 ]
- Украинская морская авиация
- 2-я гвардейская морская ракетная авиационная дивизия [ 120 ]
- 5th Guards Maritime Missile Aviation Regiment – Veseloye, Crimea
- 943rd Maritime Missile Aviation Regiment – Oktiabrske , Crimea
- 33-й Центр боевого применения и переучивания личного состава авиации ВМФ – авиабаза Кульбакино, г. Николаев [ 121 ]
- 540-й инструкторско-исследовательский морской ракетный авиационный полк
- 2-я гвардейская морская ракетная авиационная дивизия [ 120 ]
- 1 Ту-22М3 в Полтавском музее дальней и стратегической авиации [ 126 ]
- 1 Ту-22М0, 1 Ту-22М2 и 1 Ту-22М3 в Государственном музее авиации Украины .
Известные аварии и потери
[ редактировать ]- 16 сентября 2017 года Ту-22М3 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы авиабазы Шайковка из-за прерванного взлета. Самолет списали. Все четыре члена экипажа остались живы и не получили травм. [ 127 ]
- 22 января 2019 года Ту-22М3 совершил аварийную посадку после тренировочного полета при попытке совершить посадку на авиабазе Оленья недалеко от города Оленегорск в Мурманской области России. В результате крушения погибли трое из четырех членов экипажа. [ 128 ] На видео видно, как самолет совершил жесткую посадку, в результате чего мгновенно сломался планер и оторвалась носовая часть кабины. [ 129 ]
- 23 марта 2021 года на Ту-22М3 произошла неисправность системы катапультирования. [ 130 ] внезапно активируется, находясь еще на земле. В результате инцидента погибли три члена экипажа и госпитализирован четвертый. [ 131 ] Представитель Минобороны России сообщил, что "из-за недостаточной высоты для раскрытия парашюта трое членов экипажа получили смертельные ранения при приземлении". [ 128 ] Самолет находился на авиабазе Шайковка и проходил процедуры запуска двигателей.
- 19 августа 2023 года Ту-22М3 был уничтожен ударом беспилотника в ходе украинского контрнаступления 2023 года , находясь на земле в Сольцах-2 в Новгородской области . Спутниковые снимки авиабазы показали, что остальные находившиеся там бомбардировщики были эвакуированы, а на фотографиях, сделанных на земле, видно, что самолет, сбитый дроном, загорелся и был полностью уничтожен возникшим пожаром. [ 132 ]
- 19 апреля 2024 года Ту-22М3 разбился в Ставропольском крае России. На видео видно, как самолет находится в плоском вращении с видимым пламенем в задней части самолета. Украинские источники утверждали, что бомбардировщик был сбит с помощью ракеты класса "земля-воздух" . [ 133 ] при этом потеря Ту-22М3 стала вторым подтвержденным уничтожением стратегического бомбардировщика во время конфликта. [ 134 ]
- 15 августа 2024 года Ту-22М3 разбился в Иркутской области России при выполнении «штатного полета». Предварительная причина катастрофы - техническая неисправность. По данным Минобороны, экипаж катапультировался до того, как их самолет разбился. [ 135 ] Первоначально о живых всех экипажах сообщил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев , однако позже он уточнил, что один из пилотов погиб. Остальные члены экипажа находились в больнице с «травмами различной степени тяжести». [ 136 ]
Технические характеристики (Ту-22М3)
[ редактировать ]



Данные Фроули, [ 137 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, штурман, офицер систем вооружения)
- Длина: 42,46 м (139 футов 4 дюйма) [ нужна ссылка ]
- Размах крыла: 34,28 м (112 футов 6 дюймов), размах (стреловидность 20 °).
- 23,3 м (76 футов) стреловидность (стреловидность 65°)
- Высота: 11,05 м (36 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 183,6 м 2 (1976 кв. футов) разброс (размах 20°)
- 175,8 м 2 (1892 кв. фута), стреловидность (65°)
- Вес пустого: 58 000 кг (127 868 фунтов)
- Полная масса: 112 000 кг (246 918 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 126 000 кг (277 782 фунта) [ нужна ссылка ]
- Максимальная взлетная масса с ракетным двигателем: 126 400 кг (278 664 фунта).
- Запас топлива: 54 000 кг (119 050 фунтов) внутренний
- Силовая установка: 2 двигателя Кузнецов НК-25 турбовентиляторных с форсажной камерой , 247,9 кН (55700 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1997 км/ч (1241 миль в час, 1078 узлов) [ нужна ссылка ] на высоте 9140 м (30 000 футов)
- Максимальная скорость: 1,88 Маха.
- Дальность: 6800 км (4200 миль, 3700 миль)
- Боевая дальность: 2500 км (1600 миль, 1300 морских миль) с типичной боевой нагрузкой 10 000 кг. [ 138 ]
- Перегоночная дальность: 7000 км (4300 миль, 3800 морских миль) [ нужна ссылка ]
- Практический потолок: 13 300 м (43 600 футов)
- Скорость набора высоты: 15 м/с (3000 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 688 кг/м 2 (141 фунт/кв. фут)
- Тяга/вес : 0,45
Вооружение
- Орудия: 1 × 23-мм ГШ-23 пушка в дистанционно управляемой хвостовой турели.
- Узлы подвески: пилоны крыла и фюзеляжа, а также внутренний оружейный отсек грузоподъемностью 24 000 кг (53 000 фунтов).
- До 18 × ФАБ-500 бомб общего назначения в отсеке вооружения и на пилонах крыла или
- До 3 × Х-22 / Х-32 ракет в отсеке вооружения и на пилонах крыла или
- До 6 ракет Х-15 на поворотной пусковой установке МКУ-6-1 в бомбовом отсеке плюс 4 ракеты Х-15 «Радуга» на двух подкрыльевых пилонах, всего по 10 ракет на самолет.
- Up to 4 × Kh-47M2 Kinzhal [ 139 ]
- Различные морские мины [ 140 ] и свободнопадающие бомбы - типичными могут быть 69 ФАБ-250 или 8 ФАБ-1500 .
Крылатая ракета большой дальности Х -55 (АС-15 «Кент» ) прошла испытания на Ту-22М [ 141 ] но видимо на вооружении не использовался.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Air International , октябрь 1980 г. , с. 188
- ^ Jump up to: а б с д и Гебель, Грег. «Туполев Ту-22 «Блиндер» и Ту-22М «Обратный огонь» » . Vectorsite.net . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года.
- ^ Jump up to: а б «Что это за российский бомбардировщик, который, по словам Украины, сбила?» . Рейтер . 19 апреля 2024 г.
- ^ "Начальник разведки: У России после недавних ударов осталось 27 исправных бомбардировщиков Ту-22М3" . Киевская газета Independent . 23 августа 2023 г. Проверено 15 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Кандалов и Даффи 1996, с. 124.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Ригмант и Комиссаров 1999, с. 51.
- ^ Kopp, Carlo (5 July 2007). "Туполев Ту-22M3 Бомбардировщик-ракетоносец" [Tupolev Tu-22M3 Backfire C Bomber - Missile Carrier]. Air Power Australia . Ausairpower.net: 1. Archived from the original on 2019-01-26 . Retrieved 2019-02-02 .
- ^ Гордон, Ригмант и Комиссаров 51–52.
- ^ Гордон, Ригмант и Комиссаров 1999, с. 52.
- ^ Кандалов и Даффи 1996, с. 158.
- ^ Иден, Пол, изд. Туполев Ту-22/22М». Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Amber Books, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- ^ «Ту-22М БЭКФАЙР (ТУПОЛЕВ)» . Фас.орг . Архивировано из оригинала 7 декабря 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бутовский 2019 , стр. 46.
- ^ Jump up to: а б с Бутовский 2019 , стр. 47.
- ^ Бутовски 2019 , стр. 46–47
- ^ "Источник: проектирование новой версии Ту-22М3 завершено" [Source: the design of the new version of the Tu-22M3 completed]. TASS . 17 November 2017. Archived from the original on 23 January 2019 . Retrieved 22 January 2019 .
- ^ Jump up to: а б "Бомбардировщики Ту-22М3 вооружат гиперзвуковыми ракетами "Кинжал" " . Ria.ru . 2 July 2018. Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ "Россия испытывает новую гиперзвуковую ракету, предназначенную для стратегического бомбардировщика Ту-22М3М - источник" . ТАСС . 11 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2020 г. . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ «Ракеты Ту-22М3 получат новую полезную нагрузку — командующий Дальней авиацией России» . 16 сентября 2023 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2023 г. Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Ригмант и Комиссаров 1999, с. 81.
- ^ Гордон, Ригмант и Комиссаров 1999, с. 82.
- ^ «Военные учения на телевидении советского блока». Нью-Йорк Таймс . 14 сентября 1980 г. с. А5.
- ^ «Советские самолеты сфотографированы». Глобус и почта . 15 июня 1981 г. с. 14.
- ^ «Ответные удары по авианосцам США» . Рейс Интернешнл . 122 (3837). Суррей, Великобритания: IPC Transport Press: 1480. 14–20 ноября 1982 г. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Гордон, Ригмант и Комиссаров 83–84.
- ^ «СССР использует ответный огонь и МиГ-27 для атаки афганских моджахедов». Неделя авиации и космических технологий . 129 (19). Нью-Йорк: Penton Media: 21. 7 ноября 1988 г. ISSN 0005-2175 .
- ^ Мозли, Рэй (2 ноября 1988 г.). «Советы добавляют ракеты в афганскую войну». Чикаго Трибьюн . п. 16.
- ^ Гордон, Ригмант и Комиссаров 1999, с. 84.
- ^ Jump up to: а б Велович, Александр (7–13 августа 1991 г.). «Дефицит запчастей к Ту-22» (PDF) . Рейс Интернешнл . 140 (4279). Лондон, Великобритания: Деловая информация Reed: 17. ISSN 0015-3710 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 31 мая 2016 г.
- ^ Велович, Александр (6–12 ноября 1991 г.). «ВВС СССР хотели привлечь Туполева к ответственности за блэкджек» . Рейс Интернешнл . 140 (4292). Лондон, Великобритания: Деловая информация Reed: 21. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 31 мая 2016 г.
- ^ «БОМБАРДИРОВЩИКИ BACKFIRE В КИТАЕ» (PDF) . Dtic.mil . Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Крамер, Эндрю Э. «Россия возобновляет патрулирование ядерными бомбардировщиками». Архивировано 26 июня 2017 г. в Wayback Machine The New York Times , 17 августа 2007 г. Дата обращения: 17 июля 2010 г.
- ^ Секретарев Иван (18 августа 2007 г.). «Россия начинает патрулирование бомбардировщиков в советском стиле» . Виннипегская свободная пресса . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 24 июня 2015 г.
- ^ Грузия передала России тела штурманов сбитого Ту-22М3 . lenta.ru (на русском языке). 16 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ Генштаб признал потерю двух самолетов в Южной Осетии [Генеральный штаб признал потерю двух самолетов в Южной Осетии]. Лента.ру (на русском языке). 9 августа 2008 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2008 года . Проверено 9 августа 2008 г.
- ^ Чанг, Феликс К. (13 августа 2008 г.). «Россия возрождается: первоначальный взгляд на действия российских военных в Грузии» . Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 7 октября 2008 г.
- ^ Маленькая бедоносная война [Маленькая бедоносная война] (на русском языке). Московский комсомолец. 7 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2009 года . Проверено 29 октября 2009 г.
- ^ «Датские F-16 столкнулись с российскими истребителями, приближавшимися к Швеции» . Копенгаген Пост . 23 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2014 г.
- ^ Хольмстрем, Микаэль (22 апреля 2013 г.). «Российская авиация отработала удары по Швеции» . Svenska Dagbladet (на шведском языке). Архивировано из оригинала 23 марта 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (24 марта 2015 г.). «Российский бомбардировщик Ту-22 впервые пугает ПВО НАТО, летая на сверхзвуковой скорости над Балтийским морем» . Авиационист . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (21 мая 2015 г.). «Действия России вынуждают депутата к выбору» [Действия России вынуждают депутата к выбору]. Svenska Dagbladet (на шведском языке) . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ де ла Регера, Эрик (4 июля 2015 г.). «Русские бомбардировщики возле Готланда» . Dagens Nyheter (на шведском языке). Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ «Ту-22М БЭКФАЙР (ТУПОЛЕВ)» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ Российский бомбардировщик вернулся! Архивировано 25 октября 2016 г. на Wayback Machine - Warisboring.com, 13 июня 2014 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (17 ноября 2015 г.). «25 российских стратегических бомбардировщиков дальнего действия впервые в бою над Сирией» . Авиационист . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ «Российские дальние бомбардировщики Ту-22М3 нанесли удары по объектам ИГ в Сирии» . ТАСС.ру. Архивировано из оригинала 29 сентября 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ "Шесть Ту-22М3, вылетевшие из России, нанесли удар по объектам ИГ в Сирии" . Ria.ru . 8 August 2016. Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ "Опубликовано видео ударов ВКС по позициям ИГ в Ракке" . Ria.ru . 11 August 2016. Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ «Шесть российских дальних бомбардировщиков Ту-22М3 нанесли ответный удар по объектам ИГ в Сирии» . ТАСС.ру. Архивировано из оригинала 4 апреля 2022 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Сирийский конфликт: российские бомбардировщики используют иранскую базу для авиаударов» . Би-би-си. 16 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ «Шесть российских бомбардировщиков Ту-22М3 нанесли удар по объектам Исламского государства в районе сирийского Абу-Камаля» . ТАСС.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ "Присутствие бомбардировщиков Ту-22М3 в Сирии направлено на стабилизацию ситуации, - считает российский депутат" . ТАСС . 25 мая 2021 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2021 г. Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ «Российские военные корабли предотвратили атаку противника в ходе учений в Средиземном море» . ТАСС . Архивировано из оригинала 02 июля 2021 г. Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ «Российские бомбардировщики Ту-22М3 нанесли удар по Мариуполю» . Укринформ.нет . 15 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ «Тупые бомбы для глупостей: ВКС повторно активирует бомбы ФАБ-3000М-46 70-летней давности, не подходящие для быстрых самолетов, чтобы вооружить свои сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3 для удара по Украине» . theaviationgeekclub.com . 8 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 10 апреля 2022 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ «Российский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 нанес удар по заводу «Азовсталь» в Мариуполе» . Ютуб . 15 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2023 года . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Ньюдик, Томас (11 мая 2022 г.). «Возможно, мы впервые увидели российский бомбардировщик, запускающий ракеты по Украине» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 20 мая 2022 года . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ «Украинские дроны атакуют российскую базу бомбардировщиков Ту-22М» . defence-blog.com . 05.12.2022. Архивировано из оригинала 06 декабря 2022 г. Проверено 06 декабря 2022 г.
- ^ «Удары вглубь России подчеркивают тактическую изобретательность Украины» . Хранитель . 05.12.2022. Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 г. Проверено 06 декабря 2022 г.
- ^ Рикардо Мейер (06 декабря 2022 г.). «Российские бомбардировщики Ту-22М и Ту-95 сбиты предположительно ударами украинских беспилотников» . airdatanews.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2022 г. Проверено 06 декабря 2022 г.
- ^ «Украинский беспилотник уничтожил российский сверхзвуковой бомбардировщик» . Новости Би-би-си . 22 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2023 года . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Коул, Брендан (19 августа 2023 г.). «Россия обвиняет Украину в атаке беспилотника на военный аэродром» . Newsweek . Архивировано из оригинала 19 августа 2023 г. Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Таймс, Москва (19 августа 2023 г.). «Дрон атаковал военный аэродром на северо-западе России» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 19 августа 2023 г. Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ «Атака российского аэродрома в Новгородской области: дрон повредил самолет» . Yahoo Новости . 2023-08-19. Архивировано из оригинала 19 августа 2023 г. Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ «Все последствия атаки беспилотника на аэродром под Новгородом устранены — власти» . ТАСС . Архивировано из оригинала 19 августа 2023 г. Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ "Военная разведка Украины раскрывает подробности операции по уничтожению стратегических бомбардировщиков Ту-22 в России" . Архивировано из оригинала 27 января 2024 г. Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Данил Крамаренко; Дарья Шекина (29 декабря 2023 г.). «Ядерный истребитель: основные характеристики российского бомбардировщика Ту-22М3 и «слепых» ракет Х-22» . МСН . МСН . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ «Ядерный истребитель: основные характеристики российского бомбардировщика Ту-22М3 и «слепых» ракет Х-22» . Киев Пост . Киевская почта. 2023-12-30. Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 г. Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «По меньшей мере девять человек погибли в результате ударов по Украине, поскольку Киев утверждает, что сбил российский военный самолет» . Франция 24 . 19 апреля 2024 г.
- ^ Ходунова, Катерина (19 апреля 2024 г.). «ВВС: Украина впервые сбила российский бомбардировщик Ту-22М3» . Киевская газета Independent .
- ^ Захарченко, Катерина (19 апреля 2024 г.). «Киев впервые уничтожил российский стратегический бомбардировщик с помощью системы С-200» . Киев Пост .
- ^ «Информация: Что это за российский бомбардировщик, который, по словам Украины, сбила?» . Рейтер. 19 апреля 2024 г. – через usnews.com.
- ^ "Два бомбардировщика Ту-22М3 повреждены при ударе по аэродрому Оленя - Военная разведка Украины" . РБК-Украина . 30 июля 2024 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Писатель Мэтью Импелли (15 августа 2024 г.). «Российский атомный бомбардировщик разбился в Сибири: репортажи» . Newsweek . Проверено 15 августа 2024 г.
- ^ «Российский бомбардировщик Ту-22М3 разбился в Иркутской области, экипаж выжил — высшее руководство» . ТАСС . Проверено 15 августа 2024 г.
- ^ "Tu-22M3 strategic bomber crashes in Russia – video" . Ukrainska Pravda . Retrieved 2024-08-15 .
- ^ "В Иркутской области разбился бомбардировщик Ту-22М3" . Настоящее Время (in Russian). 2024-08-15 . Retrieved 2024-08-15 .
- ^ «Ту-22М имитировал атаку на авианосцы США во время холодной войны» . 21 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2011 г. Проверено 21 сентября 2011 г.
- ^ Шерман, К. (1 апреля 2001 г.). «Индия арендует бомбардировщики Backfire и покупает авианосец» . Журнал электронной защиты . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Вирц, Джеймс (2004). Баланс сил . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-5017-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Туполев Ту-22 «Блиндер» и Ту-22М «Обратный огонь» » . Airvectors.net . Архивировано из оригинала 17 сентября 2016 г. Проверено 15 сентября 2016 г.
- ^ «Ту-22М3 — Крылатая ракета — Ракета» . Скрибд . Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ Carlo, Kopp (5 July 2007). "Tupolev Tu-22M3 Backfire C Bomber - Missile Carrier / Туполев Ту-22M3 Бомбардировщик-ракетоносец" . Ausairpower.net : 1. Archived from the original on 18 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ Копп, Карло (1 августа 2009 г.). «Бомбардировщик Ту-22М3 Backfire C – ракетоносец» . Ausairpower.net : 1. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 г.
- ^ Тейлор 1980, с. 212.
- ^ «Туполев Ту-22М1» . Рижский музей авиации . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ "Новая система "Гефест" позволяет использовать некорректируемые боеприпасы как высокоточные" . Tass.ru . Archived from the original on 12 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ Jump up to: а б "Ту-22М, сверхзвуковой бомбардировщик" . ИА «Оружие России» . Archived from the original on 2 January 2019 . Retrieved 22 January 2019 .
- ^ Под знаками «АНТ» и «ТУ» // Авиация и космонавтика. - 2000. - № 11.
- ^ Турция за час? Всего 6 мест! Архивировано 11 сентября 2010 г. в Wayback Machine F5, 17 апреля 2009 г. — Интервью с Александром Леонидовичем Пуховым, главным конструктором ОКБ Туполева.
- ^ «Ту-344» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ «Россия принимает на вооружение модернизированный дальний бомбардировщик Ту-22М3» . ТАСС . 4 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2014 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ В Национальном центре управления обороной проведен Единый день приемки военной продукции [В Национальном центре оборонного управления прошёл единый день приёмки продукции военного назначения]. Armstrade.org (на русском языке). 17 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ «Качественное строительство в Вооружённых Силах России» . англ.itogi2015.mil.ru . Архивировано из оригинала 29 июня 2016 г. Проверено 15 сентября 2016 г.
- ^ «Туполев» сдал модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160М, Ту-95МСМ . Airrecognition.com . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ "ЦАМТО / Новости / Очередной Ту-22М3 передан в эксплуатацию после завершения контрольно-восстановительных работ" . Armstrade.org . Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / "Туполев" передал в эксплуатацию очередной Ту-22М3" . Armstrade.org . Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / "Туполев" передал в эксплуатацию очередной Ту-22М3 после завершения работ по его доработке" . Archived from the original on 2019-04-02 . Retrieved 2019-04-02 .
- ^ "Министерство обороны России получило бомбардировщик Ту-22М3 после капитального ремонта" . ТАСС . Архивировано из оригинала 27 ноября 2022 г. Проверено 31 августа 2019 г.
- ^ «Оборонная фирма отправляет в ВКС России после ремонта первоклассный сверхзвуковой бомбардировщик» . ТАСС . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 г. Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ "Дальняя авиация России получила очередной самолет-ракетоносец Ту-22М3" . Архивировано из оригинала 31 декабря 2022 г. Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Роблин, Себастьян (13 октября 2018 г.). «Бомбы прочь: «новый» российский бомбардировщик Ту-22М3М может выглядеть знакомым (и все еще смертоносным)» . Национальный интерес . Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ Маджумдар, Дэйв (18 ноября 2017 г.). «Российские сверхзвуковые бомбардировщики: теперь оснащены новыми сверхзвуковыми ракетами» . Nationalinterest.org . Архивировано из оригинала 21 июля 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Ту-22М3 будет дозаправляться в воздухе, работать на большую дальность» . Интерфакс . 3 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 г. Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Гади, Франц-Стефан (21 августа 2018 г.). «Россия выкатила первый модернизированный дальний бомбардировщик Ту-22М3М» . Дипломат . Архивировано из оригинала 3 января 2019 года.
- ^ Ту-22М3 сделают убийцу ЕвроПРО Ради высокоточной ракеты бомбардировщику поменяют всю электронику [Самолет Ту-22М3 сможет преодолеть ПВО НАТО, превратит его в систему высокоточного вооружения, изменится вся электроника самолета]. ВПК (на русском языке). 7 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ "Дальние ракетоносцы Ту-22М3 приземлятся в Крыму" . Rg.ru . 18 March 2015. Archived from the original on 2 July 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ «Модернизированный российский стратегический бомбардировщик получит усовершенствованный комплекс авионики» . ТАСС . Архивировано из оригинала 27 декабря 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Новый бомбардировщик Ту-22М3М представили в Казани» . ТАСС . 16 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ "Модернизированный российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 совершил дебютный полет" . ТАСС . Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ "Второй модернизированный ракетоносец Ту-22М3М совершил первый полет" . EurAsia Daily . 20 March 2020. Archived from the original on 25 November 2022 . Retrieved 20 March 2020 .
- ^ «Новейший модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-22 взлетел» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 21 марта 2020 года . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ "Туполевский авиастроительный завод подтвердил испытания модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М на сверхзвуковой скорости" . ТАСС . Архивировано из оригинала 28 апреля 2023 г. Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Военные Силы России: Интерактивная карта» . Архивировано из оригинала 27 января 2021 г. Проверено 21 января 2021 г.
- ^ «43-й Центр боевого применения и переподготовки личного состава ДА» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ «924-й гвардейский Киевский Краснознамённый ордена Суворова морской ракетный авиационный полк» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 7 марта 2018 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «13-я гвардейская Днепропетровско-Будапештская ордена Суворова тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ «184-й гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ «5-я Киркенесская Краснознамённая морская ракетная авиационная дивизия» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 7 марта 2018 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «2-я гвардейская Севастопольская морская ракетная авиационная дивизия имени Н.А. Токарева» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 17 октября 2018 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «33-й Центр боевого применения и переподготовки личного состава авиации ВМФ имени Е.Н. Преображенского» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 5 октября 2018 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ «Хронология вывода из эксплуатации и передачи украинских бомбардировщиков» (PDF) . Инициатива по ядерной угрозе. Апрель 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 августа 2018 г. Проверено 21 января 2019 г.
- ^ "В ПОЛТАВЕ ГОТОВЯТСЯ К УТИЛИЗАЦИИ ПОСЛЕДНЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА" . aviaport.ru . 26 January 2006. Archived from the original on 11 December 2018 . Retrieved 21 January 2019 .
- ^ Украина ликвидировала последний бомбардировщик [Украина ликвидировала последнего бомбардировщика]. Корреспондент.net (на русском языке). 27 января 2006 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «22-я гвардейская Донбасская Краснознамённая тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ Музей дальней авиации [Музей дальней авиации]. doroga.ua (на русском языке). Архивировано из оригинала 18 августа 2012 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ Самолет Ту-22 выкатился с полосы в Калужской области . iz.ru (на русском языке). 16 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2017 года . Проверено 1 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б "Трое военнослужащих погибли в результате инцидента с бомбардировщиком Ту-22 на аэродроме под Калугой" . ТАСС . Архивировано из оригинала 23 марта 2021 г. Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (26 января 2019 г.). «Появилось впечатляющее видео аварийной посадки российского Ту-22М3 в плохую погоду (обновлено)» . Драйв . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ «Три пилота российского бомбардировщика погибли из-за неисправности системы катапультирования» . АП Новости . 23 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2021 года . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ "Один член экипажа выжил в инциденте с бомбардировщиком Ту-22М3 под Калугой", - сообщил источник . ТАСС . Архивировано из оригинала 23 марта 2021 г. Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Альтман, Ховард; Рогоуэй, Тайлер (22 августа 2023 г.). «На ныне пустой российской авиабазе замечен разрушенный Ту-22М» . Драйв . Архивировано из оригинала 29 августа 2023 г. Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Разбился российский стратегический бомбардировщик дальнего действия, ответственность взяла на себя Украина» . «Москва Таймс» . 19 апреля 2024 г. Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «ВВС: Украина впервые сбила российский бомбардировщик Ту-22М3» . Киевская газета Independent . 19 апреля 2024 г. Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Российский бомбардировщик Ту-22М3 разбился в Иркутской области, экипаж выжил — высшее руководство» . ТАСС . 2024-04-19.
- ^ «Российский стратегический бомбардировщик разбился в Сибири, погиб 1 член экипажа» . «Москва Таймс» . 16 августа 2024 г.
- ^ Фроули 2002, с. 163.
- ^ "На что способна одна эскадрилья Су-34? - Армейский вестник" . army-news.ru . Archived from the original on 20 March 2018 . Retrieved 21 March 2018 .
- ^ «Россия испытывает стратегический бомбардировщик с новой ракетой класса «воздух-поверхность» . ТАСС.com . Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Российские дальние бомбардировщики Ту-22М3 отработали постановку мин в морской зоне» . Сайт Navyrecognition.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Х-55 (АС-15 Кент /Х-555/РКВ-500/Х-65)» . Системы стратегического оружия Джейн . 9 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 г. Проверено 6 февраля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Обратный огонь распространяется». Эйр Интернешнл . Том. 19, нет. 4. Октябрь 1980 г., стр. 186–188. ISSN 0306-5634 .
- Бутовский, Петр (март 2019 г.). «Антиавианосный нападающий». Эйр Интернешнл . Том. 96, нет. 3. С. 44–47. ISSN 0306-5634 .
- Дональд, Дэвид, изд. «Туполев Ту-22М». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобл, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Фроули, Джеральд. «Туполев Ту-22М». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Аэрокосмические публикации, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- Gordon, Yefim; Rigmant, Vladimir; Komissarov, Dmitri (1999). Tupolev Tu-22 Blinder Tu-22M Backfire: Russia's Long Range Supersonic Bombers . Hinckley, UK: Midland Publishing. ISBN 1857800656 .
- Хили, Джон К. (январь – февраль 2004 г.). «Воины в отставке: наследие бомбардировщиков «холодной войны»». Любитель воздуха . № 109. С. 75–79. ISSN 0143-5450 .
- Кандалов, Андрей; Даффи, Пол (1996). Туполев – Человек и его самолет: Человек и его самолет . Общество инженеров автомобильной промышленности. ISBN 1560918993 .
- Тейлор, JWR (редактор) Jane's All The World's Aircraft 1980–81 . Лондон: Издательство Джейн, 1980. ISBN 0-7106-0705-9 .
- Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-50-1 .
- Товар «45-03». Техническое руководство.
Внешние ссылки
[ редактировать ]