Полтавская авиабаза
Полтавская авиабаза | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Авиабаза «Полтава» | |||||||
Полтава , Полтавская область Украины. | |||||||
![]() | |||||||
Координаты | 49 ° 37'37 "N 034 ° 29'11" E / 49,62694 ° N 34,48639 ° E | ||||||
Тип | Авиабаза | ||||||
Информация о сайте | |||||||
Владелец | Министерство обороны | ||||||
Оператор | Авиация Армии Украины | ||||||
История сайта | |||||||
Построен | 1936 | ||||||
В использовании | 1936-настоящее время | ||||||
Информация об аэродроме | |||||||
Идентификаторы | ИКАО : УХЛ | ||||||
Высота | 10 метров (33 фута) над уровнем моря | ||||||
|
Полтавская авиабаза ( укр .: Авиабаза «Полтава» , русский : Авиабаза «Полтава» ) — военный аэродром, расположенный примерно в 8 км (5,0 миль) к северо-западу от Полтавы , Украина . Это один из двух аэродромов под Полтавой, второй — аэропорт Полтавы .
История
[ редактировать ]В 1936 году аэродром Полтава стал базой советской военной авиации .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Немецкие войска оккупировали Полтавскую область с сентября 1941 по сентябрь 1943 года в составе Рейхскомиссариата Украина . Люфтваффе . имело на аэродроме региональный штаб, и Адольф Гитлер посетил его один раз (1 июня 1942 года) Когда немцы покинули этот район, немцы разместили 12 500-фунтовых бомб, подключенных к удаленной скрытой КВ-антенне под главным зданием. (Ближайшие постройки были в значительной степени разрушены.) Бомба была обнаружена, когда советско-американские войска вновь ввели базу в эксплуатацию весной 1944 года. [ 1 ]
территорию В феврале 1944 года Советы предоставили ВВС США в качестве плацдарма для тяжелых бомбардировщиков для использования Восьмой и Пятнадцатой воздушной армией в шаттл-бомбардировках территории, контролируемой немцами ( операция «Неистовый» , июнь-сентябрь 1944 года). ). После напряженного строительного сезона с растущим американским присутствием в конце мая 1944 года это место было объявлено готовым к использованию бомбардировщиками США. Высокопоставленная группа ВВС США во главе с генералом Фредериком Андерсоном (в сопровождении полковника Эллиота Рузвельта и других) проинспектировала базу, которая месяц. Взлетно-посадочные полосы были покрыты стальными матами Marsden, импортированными из США, а склад горючего был заполнен высокооктановым авиационным бензином из США. На поле дислоцировались советский истребительный полк и несколько самолетов поддержки. [ 1 ]
Полтава была обозначена как 559-я база ВВС США и стала штаб-квартирой Восточного командования, которую возглавил генерал Альфред Кесслер. Два небольших близлежащих месторождения в США, также расположенных вдоль Киевской железной дороги, — это Миргород и Пирятин (станции 561 и 560). [ 2 ]
Операция «Неистовый» началась с полетов 325-го разведывательного крыла фотолаборатория и разведывательный отряд с несколькими самолетами F-5 Lightning из Англии и Италии в конце мая 1944 года, а в Полтаве базировались . Бомбардировки (FRANTIC-1) начались из Италии (15-я воздушная армия) 2 июня 1944 года и вернулись через четыре дня. Концепция операции заключалась в том, чтобы американская авиация использовала Англию (8-ю воздушную армию), Италию и украинские базы в качестве вершин треугольной кампании бомбардировок целей Оси в Восточной Европе и на Балканах.
Трудности для американских войск начались почти сразу, хорошим примером является то, как Иосиф Сталин пообещал военным лидерам США, что Советы возьмут на себя всю оборону авиабаз. Идея Сталина об обороне авиабазы заключалась в установке на грузовиках пулеметов 50-го калибра. Сталинская стратегия обороны авиабазы оказалась совершенно неэффективной в ночь на 21 июня, когда атака Люфтваффе на базу оказалась полностью успешной, поскольку ни один самолет Люфтваффе не был сбит установленными на грузовиках пулеметами калибра .50, поставленными Сталиным для обороны. .
После семи отдельных операций шаттла «ФРАНТИК» бомбардировки операции «Франтик» завершились в сентябре 1944 года. В то время растущая враждебность между союзниками и уменьшающаяся потребность в украинских базах заставили ВВС США консолидироваться в Полтаве и превратить там базу в временную. статус. По словам командующего операцией бригадного генерала Уильяма Л. Ричи, американский командный и обслуживающий персонал операции «Неистовый» оставался в Полтаве до 22 июня 1945 года. Это день, когда он и последний оставшийся американский военнослужащий покинули Полтаву, чтобы на следующий день присутствовать на праздновании парада победы в Москве в качестве пропагандистских гостей Сталина. [ 3 ] Большинство американцев покинули страну через Тегеран тем же путем, которым прибыли. [ 4 ]
Немецкая воздушная атака
[ редактировать ]Оживленные празднования в Полтаве во время FRANTIC-1 ознаменовали высшую точку советско-американского воздушного сотрудничества. FRANTIC-2, прибывший из Англии поздно вечером 21 июня, вызвал такую же эйфорию, которая внезапно закончилась предупреждением о воздушном налете, которое началось около полуночи. Личный состав отступил в новые траншеи вдали от стоянки самолетов. По этой причине потери личного состава США ограничились двумя убитыми и несколькими ранеными в ходе последующей немецкой воздушной атаки. [ 4 ]
Около восьмидесяти немецких самолетов объединились в одном из самых эффективных бомбардировок в истории, продолжавшемся более двух часов. He 111 на малых высотах Hs начал с горизонтальной бомбардировки, за которой последовал обстрел Ju 88 . Он 177 As предоставил разведку до и после. [ 3 ] По внутренней истории: "Уничтожено или повреждено без возможности восстановления 43 Крепости; также уничтожено 3 С-47 и 1 F-5. 26 Крепостей, 2 С-47 и 1 С-46, а также 25 российских самолетов (в основном истребителей Як) ) были сильно повреждены, но подлежали ремонту; было уничтожено более 450 000 галлонов бензина и более 500 галлонов авиационного масла, более 3200 бомб, 26 000 взрывателей бомб и 1 360 000 патронов». [ 5 ]
В ночь налета были убиты 25 россиян, но противопехотные бомбы продолжали взрываться в течение нескольких недель после нападения, вызывая постоянные жертвы. [ 6 ]
На следующее утро летные самолеты со всех трех баз были эвакуированы на советские авиабазы дальше на восток. Следующей ночью были атакованы две другие базы. Уцелевшие бомбардировщики объединились в одну группу и через несколько дней улетели домой.
Катастрофа привела в ярость многих американцев, поскольку советская противовоздушная оборона оказалась совершенно неэффективной. Глава военной миссии в Москве генерал Джон Дин доложил: «Российская противовоздушная и истребительная оборона с треском провалилась. Их зенитные батареи выпустили 28 тысяч выстрелов средними и тяжелыми снарядами при помощи прожекторов, не сбив ни одного Немецкий самолет должен был иметь в наличии 40 «Яков» в качестве ночных истребителей, но только четыре или пять из них оторвались от земли. И у их зенитных, и у ночных истребителей не было необходимых радиолокационных устройств. наши такие эффективные». (По крайней мере, заявления высокопоставленного американца о том, что «российские... зенитные батареи выпустили 28 000 выстрелов средними и тяжелыми снарядами...» и что «...только четыре или пять (Яков) вышли из строя «земля» полностью опровергает другие утверждения о том, что русские предоставили не более чем один грузовик с пулеметами 50-го калибра в качестве противовоздушной обороны.) Американским истребителям не разрешили взлететь (воздушные операции США регулировались громоздкой 24-часовой процедурой получения разрешений), но без радара они были бы столь же неэффективны. [ 7 ]
После этого ВВС США примерно на месяц прекратили операции тяжелых бомбардировщиков в Полтаве. FRANTIC-3 и 4 состояли из истребителей дальнего действия. Американцы также настаивали на размещении в Полтаве ночных истребителей Р-61 , оснащенных радарами, из 427-й эскадрильи ночных истребителей , но советского разрешения получить не удалось. [ 6 ]
Когда возникли дальнейшие проблемы с пополнением запасов для Варшавского восстания (также отрицаемые) и враждебная обстановка на базах заменила предыдущую дружбу, ВВС США решили понизить статус базы, и основные операции завершились к концу сентября.
Несколько американцев (особенно Инфилд) [ 8 ] позже утверждали, что Иосиф Сталин был замешан в нападении Германии. [ нужна полная цитата ] , и что СССР не хотел, чтобы американцы «обосновались» на Украине. Более умеренный анализ предполагает, что Сталин хотел поучиться у американской стратегической авиации, и когда он добился того, что хотел, сотрудничество переросло во враждебность. В любом случае, зима 1945 года в Полтаве характеризовалась плохим моральным духом, организованным насилием против военнослужащих, хищениями американских запасов и отказом выполнять американские запросы. Перед эвакуацией американский командующий сбросил технику в реку вместо того, чтобы перевернуть ее. [ 9 ]
Однако большинство источников сходятся во мнении, что американцы изначально получили отличное сотрудничество со стороны ВВС и местного населения, а препятствия были делом рук советской политической структуры. Местные украинские женщины очень усердно работали над завершением строительства базы и поначалу свободно общались с американскими военнослужащими. Развивался местный черный рынок и бартерная торговля. Во время и после немецкого рейда местных жителей отправили тушить пожары и обезвреживать бомбы, что привело к большим жертвам. [ 6 ]
Американский опыт в Полтаве сообщил поколению офицеров ВВС США о Советском Союзе, во многом ускорив холодную войну задолго до того, как политическое руководство отказалось от попыток сотрудничать с Советами. Однако аналитики сходятся во мнении, что в качестве тактики бомбардировок стран Оси «Неистовые» рейды имели ограниченную эффективность и совершенно непропорциональны огромным усилиям, вложенным в программу.
Холодная война
[ редактировать ]После войны аэродром был восстановлен и использовался как база Войск ПВО СССР . К каждому концу единственной взлетно-посадочной полосы были построены опоры для разгона, расширенные для использования реактивными самолетами, некоторые из которых были укреплены бетонными укрытиями Tab-Vee. Она была известна как авиабаза A2673. [ 10 ]
From 1945, the airfield was used by the 13th Guards Dnepropetrovsko-Budapeshtskaya order of Suvorov Heavy Bomber Aviation Division ( ru:13-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия ) of Soviet Long Range Aviation . [ 11 ] Свою историю дивизия ведет от 52-й авиационной дивизии, сформированной 5 ноября 1940 года. С 1945 года 13-я дивизия находилась в подчинении 2-го тяжелобомбардировочного авиационного корпуса. [ 12 ] 10 января 1949 года вышел указ о переименовании 2-го корпуса в 70-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус (в следующем году ставший «Тяжелым бомбардировщиком»). В том же году прибыли первые Туполевские Ту-4 , копии Boeing B-29 Superfortress . С 1956 года все полки 13-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии были переучены на тяжелые реактивные бомбардировщики Ту-16 (АСКК «Барсук»), способные нести ядерное оружие. В августе 1956 года 70-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Брянский авиационный корпус был расформирован и дивизия перешла в непосредственное подчинение 43-й воздушной армии ДА дальней авиации.
В дальнейшем дивизия была последовательно включена в состав 2-го отдельного тяжелобомбардировочного авиационного корпуса, сформированного на базе соединений расформированной 43-й воздушной армии дальней авиации, а с 1 августа 1980 года — в состав 46-й воздушной армии . [ 11 ]
После распада СССР с конца 1991 года, 1 января 1992 года дивизия вошла в состав ВВС Украины . В конечном итоге ВВС Украины использовали Ту-22М3 в составе 185-го гвардейского тяжелобомбардировочного авиационного полка (ГвТБАП), прежде чем это подразделение было окончательно расформировано в 2006 году.
Базу использовали:
- 224-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк с 1945 по 1947 год. [ 13 ]
Пост-холодная война
[ редактировать ]
С 1991 по 1992 год советские ВВС были заменены на Украине ВВС Украины , которые в конечном итоге развернули Ту-22М3 в составе 185-го ГвТБАП, прежде чем это подразделение было окончательно расформировано в 2006 году.
В феврале 2015 года здесь была сформирована 18-я бригада армейской авиации Сухопутных войск Украины . Основная техника: Ми-2МСБ, Ми-8МСБ и Ми-24П.
Полтавский музей дальней авиации
[ редактировать ]Несколько советских военных самолетов выставлены на статической выставке в конце большой взлетно-посадочной полосы. 49°37′04″ с.ш. 034°30′09″ в.д. / 49,61778° с.ш. 34,50250° в.д. . На выставке представлены: транспортный Антонов АН-26 (61 Синий); Ту-95 У них были опытные бомбардировщики ; бомбардировщик Ту-22М 3 (80 Синий); бомбардировщик Ту-22 КД (63 Красных); бомбардировщики Ту-16 (25 Синих); МиГ-21 Микоян-Гуревич истребитель Су-24 . ; Штурмовик [ 10 ]
Кроме того, на выставке представлен сверхзвуковой тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-160 (20 «Красный») с крылом изменяемой стреловидности, унаследованный от бывшего Советского Союза. Это единственный известный образец этого самолета, выставленный на всеобщее обозрение. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б История Восточного командования
- ^ Андерсон, Барри
- ^ Jump up to: а б Инфилд
- ^ Jump up to: а б История, Восточное командование
- ^ Хансен, 373
- ^ Jump up to: а б с История, ЕС
- ^ Хансен, 375
- ^ «Полтавское дело» Российское предупреждение: американская трагедия. Macmillan Publishing Co., Inc., Нью-Йорк, 1973 г.
- ^ Хансен, 384
- ^ Jump up to: а б Полтавский музей дальней авиации. Архивировано 21 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Холм 2022 .
- ^ 70-й гвардейский Брянский тяжелый бомбардировочный авиационный корпус
- ^ «224-й гвардейский Пжевско-Будапештский Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк» . Советские Вооруженные Силы 1945-1991 гг . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Фотографии Полтавского музея ВВС Украины.
- ^ «JetPhotos.net Полтава» . Архивировано из оригинала 3 мая 2015 г. Проверено 6 августа 2012 г.
- ^ «Музей дальней авиации» . Туризм.Полтава.ua . Совместный проект Fox Web Workshop и управления культуры и туризма горисполкома.
Цитаты
[ редактировать ] В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- Андерсон, Барри (1985), Базы ВВС США, Агентство исторических исследований ВВС (AFHRA), База ВВС Максвелл, Алабама.
- Холм, Майкл (18 марта 2012 г.). «13-я гвардейская Днепропетровско-Будапештская ордена Суворова тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия» . Проверено 20 ноября 2022 г.
- Альберт Лепавски, История Восточного командования Стратегических ВВС США в Европе, 13 декабря 1944 года. СЕКРЕТНО, рассекречено. Подробный отчет в двенадцати частях. Копия в Агентстве исторических исследований ВВС .
Библиография
[ редактировать ]- Инфилд, Гленн: Полтавское дело . Макмиллан, Нью-Йорк, 1973 год.
- Хансен, Крис: Enfant Terrible: времена и планы генерала Эллиота Рузвельта . Эйбл Бейкер, Тусон, 2012 г. См. главу об операции «Неистовый», стр. 354–386. Частично использует советские источники.
- Дин, Джон: Странный союз . «Викинг», 1946 г. Сделка с американской военной миссией в Москве.
- Конверсино, Марк: Борьба с русскими . Университет Канзаса Пресс, 1991.
- В фильме USAAF «Операция Титаник » показаны сцены американо-советского сотрудничества и празднования в Полтаве. (Титаник относится к части 8-й воздушной армии «Неистового».)
- Джереми Дронфилд и Ли Тримбл: Beyond The Call: Правдивая история тайной миссии одного пилота времен Второй мировой войны по спасению военнопленных на Восточном фронте , Беркли в твердом переплете, 2014 г., рассказывает об операции УСС по оказанию помощи военнопленным на Восточном фронте, базирующейся с воздуха Полтавы. база.