Tupolev Tu-16
Ту-16 | |
---|---|
![]() | |
Ту-16 в полете над авианосцем Хьюитт (около 1978 г.) | |
Роль | Стратегический бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Воронежское авиационное производственное объединение [1] |
Дизайнер | Туполев |
Первый полет | 27 апреля 1952 г. |
Введение | 1954 |
Статус | Снято с производства, в ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | ВВС России Египетские ВВС (исторический) Иракские ВВС (исторический) Индонезийские ВВС (исторический) |
Произведено | 1952–1962 |
Количество построенных | 1,509 |
Варианты | Tupolev Tu-104 Tupolev Tu-124 Сиань H-6 |
Пистолет Туполева-16 (по данным ВВС США/Министерства обороны США, Тип 39 ; [2] Отчетное имя НАТО : Барсук ) [3] — двухмоторный реактивный стратегический тяжёлый бомбардировщик, использовавшийся Советским Союзом . Он летает уже почти 70 лет. Хотя многие самолеты, находящиеся на вооружении Советского Союза, были сняты с вооружения после окончания холодной войны, китайская лицензионная версия Xian H-6 остается на вооружении ВВС Народно-освободительной армии , а по состоянию на 2020 год будет построено еще больше самолетов. [update]. [4]
Разработка
[ редактировать ]
В конце 1940-х годов Советский Союз был твердо намерен сравняться с Соединенными Штатами в возможностях стратегических бомбардировок . Единственным советским дальним бомбардировщиком в то время был Туполевский Ту-4 «Бык» , реконструированная копия американского B-29 Superfortress . Разработка особенно мощного Микулина АМ-3 турбореактивного двигателя привела к созданию большого реактивного бомбардировщика.
ОКБ Туполева начало работу над прототипами Ту-88 («Самолет Н») в 1950 году. Ту-88 впервые поднялся в воздух 27 апреля 1952 года. После победы в конкурсе у Ил-46 в декабре был принят к производству. 1952. Первые серийные бомбардировщики поступили на вооружение Фронтовой авиации в 1954 году, получив служебное обозначение Ту-16 . Он получил отчетное название НАТО Badger-A .

У него было новое большое стреловидное крыло и два больших турбореактивных двигателя Микулин АМ-3, по одному в каждой корневой части крыла. Он мог нести одну массивную бомбу ФАБ-9000 массой 9000 кг (20 000 фунтов) (российский эквивалент по размерам британского турнира Большого шлема , но обычную бомбу, а не бомбу глубокого проникновения) или различное ядерное оружие на дальность около 4800 км (3000 миль). Производство осуществлялось на трех авиационных заводах: Казанском авиационном производственном объединении , Куйбышевском и Воронежском авиационном производственном объединении .
Хотя Ту-16 начинался как высотный свободнопадающий бомбардировщик, в середине 1950-х годов он был оборудован для перевозки ранних советских крылатых ракет . Версия Ту -16КС-1 ( «Барсук-Б» ) могла нести ракеты АС-1 на боевой радиус 1800 км (1100 миль). Это очень крупное оружие было аэродинамически похоже на истребитель Микояна-Гуревича МиГ-15 , оснащенное ядерной или обычной боеголовкой, и имело дальность действия около 140 км (85 миль). Они предназначались для использования в первую очередь против ВМС США авианосцев и других крупных надводных кораблей. Последующие Ту-16 были переоборудованы под более поздние, более совершенные ракеты, при этом их обозначения несколько раз менялись.

Ту-16, обладающий универсальной конструкцией, был построен в многочисленных специализированных вариантах для воздушной разведки , морского наблюдения , сбора электронной разведки ( ELINT ) и радиоэлектронной борьбы ( РЭБ ). Всего в 1954–1962 годах на трех заводах Советского Союза было построено 1507 самолетов. Гражданская модификация Ту-104 обслуживала пассажирские перевозки Аэрофлота . Ту-16 также экспортировался в Индонезию , Египет и Ирак . Он продолжал использоваться ВВС и морской авиацией Советского Союза, а затем и России, до 1993 года.
Поставки Ту-16 в Китай начались в 1958 году, и Сианьская авиационная промышленная корпорация производила по лицензии самолет под китайским обозначением Xian H-6 . По меньшей мере 120 таких самолетов остаются в строю. 14 мая 1965 года один из бомбардировщиков Ту-16 ВВС НОАК провел первое воздушное испытание ядерного оружия на территории Китая. [5]
Варианты
[ редактировать ]



Среди основных серийных вариантов «Барсука» были бомбардировщики Ту-16 и Ту-16А, ракетоносцы Ту-16КС и Ту-16К-10, самолеты Ту-16СПС, «Элка» и Ту-16Е, разведчики Ту-16Р. самолеты и торпедоносцы Ту-16Т ; другие были произведены в результате конверсий. Отдельные самолеты могли несколько раз модифицироваться с изменением обозначений, особенно это касается самолетов-ракетоносцев.
- «Самолет 88» – Начальный прототип.
- «Самолет 97» — проект развития двухмоторного дальнего бомбардировщика Ту-16 с двумя двигателями РД-5.
- «Самолет 103» — проект развития сверхзвукового бомбардировщика Ту-16 с четырьмя двигателями ВД-7 АМ-13.
- Барсук А (Ту-16) — базовая конфигурация бомбардировщика Ту-16, развернутого в 1954 году на замену Ту-4 . Существовало несколько модифицированных моделей этого варианта, все из которых были известны на Западе как Badger A.
- Ту-16А — модифицированные Ту-16, предназначенные для перевозки ядерных бомб , одна из основных версий, построено 453 самолёта. Многие из них впоследствии были преобразованы в другие варианты.
- Ту-16З - ранняя специализированная версия Ту-16, служившая воздушным заправщиком (метод дозаправки: крыло к крылу), но сохранившая роль среднего бомбардировщика.
- Ту-16Г (Ту-104Г) - модель быстрой авиапочты, вариант для обучения экипажей Аэрофлота.
- Ту-16Н - специальная версия заправщика для бомбардировщиков Ту-22 / Ту-22М с зондом и тормозной системой. Вступил в строй в 1963 году. Аналогичный самолет Ту-16НН, переоборудованный из Ту-16З.
- Ту-16Т — ограниченно выпускаемый морской ударный вариант ( бомбардировщик-торпедоносец ), служивший в советской морской авиации и несший торпеды , мины и глубинные бомбы . 76 построено и еще несколько переоборудовано. Все агрегаты впоследствии переоборудовали в конфигурацию Ту-16С.
- Ту-16С - вариант носителя спасательной шлюпки, используемый для поисково-спасательных операций.
- Ту-16Е - они были оснащены тяжелым оборудованием радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки ( ELINT ).
- Барсук Б (Ту-16КС) - вариант, спроектированный как стартовая платформа для двух ракет АС-1 «Кеннель» / КС-1 «Комета» . 107 постройки 1954–1958 годов, служили в составе ВМФ СССР , Египта и Индонезии. Советские позже были переоборудованы на более новые ракеты.
- Badger C (Ту-16К-10) — еще один вариант морской авиации, подразделения этой версии несли одну АС-2 «Киппер» / К-10С противокорабельную ракету . 216 построено в 1958–1963 годах. От других вариантов он отличался наличием РЛС в носовой части. Дальнейшее развитие Ту-16К-10-26 нес одну ракету К-10С и две КСР-2 или КСР-5 АС-6 «Кингфиш» (ракетный комплекс К-26). Некоторые из них позже были преобразованы в платформы ELINT.
- Барсук Д (Ту-16РМ-1) - модель морской разведки с радиолокационной аппаратурой; 23 переоборудованы из Ту-16К-10. Он сохранил радар в носовой части и мог наводить на цели ракеты К-10С, выпущенные с других самолетов.
- Badger E (Ту-16Р) - разведывательный вариант планера с радиолокационной аппаратурой, в первую очередь предназначенный для морской разведки. Он мог наводить ракеты КС.
- Ту-16РМ-2 — модификация Ту-16Р, состоящая на службе в морской авиации. Он мог наводить ракеты КСР-2.
- Ту-16КРМ - Стартовые платформы для дронов-мишеней (вариант Ту-16К-26).
- Badger F (Ту-16РМ-2) - еще одна разведывательная версия на базе −16Р/РМ, но с добавлением внешнего оборудования радиоэлектронной разведки .
- Badger G (Ту-16К/Ту-16КСР) - служили в морской авиации, это были модификации более ранних моделей. Они были предназначены для перевозки бомб во внутренних отсеках в дополнение к внешней подвеске ракет класса «воздух-поверхность», как, например, AS-5 Kelt и AS-6 Kingfish . Существовало множество вариантов, обозначавшихся либо от несущих ракетных комплексов (К-11, К-16 и К-26), либо от ракет этих комплексов (КСР-11, КСР-2 и КСР-5). После дальнейших модификаций им также были присвоены суффиксы. Основные варианты:
- Ту-16КСР-2 – несущий комплекс К-16 (две ракеты КСР-2). Использовался с 1962 года. Подобные самолеты, переоборудованные из других вариантов, получили обозначение Ту-16К-16 .
- Ту-16К-11-16 – несущий комплекс К-16 (ракеты КСР-2) или комплекс К-11 (две противорадиолокационные ракеты КСР-11). Использовался с 1962 года. Аналогичные самолеты получили обозначение Ту-16КСР-2-11 . Свыше 440 Ту-16 могли нести комплекс К-16 или К-11.
- Ту-16К-26 - несущий комплекс К-26 (две ракеты КСР-5), сохраняющий возможность установки КСР-2 и 11 ракет. Использовался с 1969 года. Аналогичные самолеты получили обозначение Ту-16КСР-2-5-11 или Ту-16КСР-2-5 (без возможности КСР-11). Свыше 240 Ту-16 могли нести комплекс К-26.
- Ту-16К-26П – несущий ракеты К-26П (две противорадиолокационные ракеты КСР-5П, а также КСР-5, 2 или 11).
- Badger H (Ту-16 Элька) - предназначен для обеспечения дистанционной радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия .
- Badger J (Ту-16П Букет) - еще один вариант радиоэлектронной борьбы, выполненный в роли ударного эскорта РЭБ.
- Badger K (Ту-16Е ) - считается версией конфигурации Badger F, обладающей расширенными возможностями ELINT.
- Badger L (Ту-16П) - еще одна версия Badger J с более современными системами, используемая в роли ELINT.
- «Самолет 90» - проект с турбовинтовым двигателем.
- Ту-104 — вариант гражданского авиалайнера.
Бывшие операторы
[ редактировать ]
- ВВС Армении : 30 самолетов, унаследованных от Советского Союза. Выведен из эксплуатации к 1995 году. [6]
- ВВС Азербайджана : 10 самолетов, унаследованных от Советского Союза. Выведен из эксплуатации к 1995 году. [7]
- ВВС Беларуси : 18 самолетов, доставшихся в наследство после распада Советского Союза, [8] выведен из эксплуатации к 1995 году. [9]
- ВВС Народно-освободительной армии : несколько Ту-16 были приобретены в 1959 году; Затем этот тип был построен по лицензии как Xian H-6 .
- ВВС Египта : эксплуатировались Ту-16КС, Ту-16Т, Ту-16КСР-2-11 и Ту-16Р. Также эксплуатировался Н-6. Последний раз вышел на пенсию в 2000 году. [10] К 1966 году 65-я авиагруппа с основной базой на авиабазе Западный Каир имела в своем составе три эскадрильи Ту-16: 34-ю и 36-ю эскадрильи с вариантами бомбардировщиков, а также 95-ю эскадрилью, оснащенную Ту-16КС, которые могли нести AS-1 Kennel ракеты класса «воздух-поверхность» . [11]
- ВВС Грузии : 20 самолетов, унаследованных от Советского Союза. Выведен из эксплуатации к 1995 году. [12]

- ВВС Индонезии (TNI-AU): 26 Ту-16КС-1 приобретены в 1961 году. Использовались во время подготовки операции Трикора в 1962 году, заключавшейся в захвате западной части Новой Гвинеи у Нидерландов (ныне Папуа и Папуа Барат). Их также планировалось использовать для атаки на Colossus класса авианосец HNLMS Karel Doorman . Все они базировались на базе ВВС Исвахджуди , Мадиун, Восточная Ява, и были остановлены в 1969 году. Сняты с вооружения в 1970 году. [10]
- ВВС Ирака : 8 Ту-16 и 6 Ту-16КСР-2-11. Также эксплуатировались 4 B-6D (H-6D) . Один B-6D был сбит во время ирано-иракской войны. Два из них были уничтожены в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году. [10]
Россия [ нужно обновить ] [ нужны разъяснения ]
- Советские ВВС (переданы государствам-преемникам)
- Советская военно-морская авиация (передана государствам-правопреемникам)
- ВВС Украины : 121 самолет, доставшийся в наследство от СССР. [8] Все уволились со службы.
Известные несчастные случаи
[ редактировать ]- 25 мая 1968 года Ту-16 «Баджер-Ф» советских ВВС , пилотируемый полковником Андреем Плиевым, пролетел над авианосцем ВМС США « Эссекс» (CV-9) в Норвежском море. [13] Ту-16 сделал четыре захода, и в последний раз крыло задело море, и он разбился, выживших не осталось. Части трех тел были обнаружены в США. [14] [15] [16]
- 1 февраля 1971 года модифицированная летающая лаборатория Ту-16 разбилась во время испытаний нового реактивного двигателя, в результате чего погиб весь экипаж, в том числе летчик-испытатель Амет-хан Султан . [17]
- 28 августа 1978 года Ту-16 ранней модели разбился на острове Хопен на Шпицбергене , Норвегия. В результате аварии погибли все семь членов экипажа. Его обнаружила норвежская группа прогнозистов из четырех человек. Советы отказывались признать потерю самолета до тех пор, пока им не будут переданы тела экипажа. Норвегия записала содержимое бортового самописца, несмотря на возражения советского правительства. [18] [19] [20]
- 27 июня 1980 года Ту-16 «Барсук» советских ВВС, выполнявший рейс Токийского экспресса , разбился вблизи авиабазы Комацу в префектуре Исикава в Японском море . Выживших не было. Останки трёх членов экипажа обнаружил корабль сил самообороны Японии Морских «Немуро» .
Технические характеристики (Ту-16)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: 6-7 человек
- Длина: 34,80 м (114 футов 2 дюйма)
- Размах крыла: 33,00 м (108 футов 3 дюйма)
- Высота: 10,36 м (34 фута 0 дюймов)
- Площадь крыла: 165 м2 2 (1780 кв. футов)
- Вес пустого: 37 200 кг (82 012 фунтов)
- Полная масса: 76 000 кг (167 551 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 79 000 кг (174 165 фунтов)
- Силовая установка: 2 Микулин АМ-3 М-500 турбореактивных двигателя с тягой 93,2 кН (21000 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 1050 км/ч (650 миль в час, 570 узлов)
- Дальность: 7200 км (4500 миль, 3900 миль)
- Практический потолок: 12 800 м (42 000 футов)
- Нагрузка на крыло: 460 кг/м 2 (94 фунта/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,24
Вооружение
- Орудия: 6–7 × 23-мм пушек Афанасьева Макарова АМ-23 , по две в спинной и подфюзеляжной выносных турелях и обитаемой хвостовой турели, иногда с добавлением одной фиксированной вперед в носовой части.
- Узлы подвески: 2 точки подвески под крылом для ракет и бомбовый отсек для ракет или бомб (в зависимости от варианта).
- Ракеты:
- «Барсук-Б» 2 × «Радуга КС-1 Комет» ( Питомник АС-1 ) Противокорабельная ракета на подкрыльевых узлах подвески
- Барсук-С 1 × Радуга К-10С ( АС-2 Киппер ) Противокорабельная ракета полуутопленная в бомбоотсек
- Badger-C/G 2 × Raduga KSR-2 ( AS-5 Kelt ) or Raduga KSR-5 ( AS-6 Kingfish ) anti-ship missile on underwing hardpoints
- Бомбы: Барсук-А + экспортные версии 9000 кг (20000 фунтов) оружия свободного падения. [ нужны разъяснения ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Предприятие» . www.vaso.ru. Архивировано из оригинала 6 мая 2018 года . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ Все самолеты мира Джейн, с. 188
- ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . www.designation-systems.net . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ Акс, Дэвид (16 ноября 2020 г.). «Китайские ВВС наверняка закупают много бомбардировщиков» . Форбс . Архивировано из оригинала 27 мая 2023 года . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Бомбардировщик Ту-16 провел испытание ядерной бомбы в Китае, 1965 год» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 15 июля 2011 г.
- ^ «ВВС мира» . ВВС Армении . Архивировано из оригинала 15 января 2007 г. Проверено 12 января 2007 г.
- ^ «ВВС мира» . ВВС Азербайджана . Архивировано из оригинала 12 ноября 2006 г. Проверено 12 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Профиль самолета: Туполев Ту-16 Барсук ». Эйр Интернешнл . Август 2006.
- ^ «ВВС мира» . ВВС Беларуси . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 г. Проверено 12 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «ВекторСайт» . Туполев Ту-16 «Барсук» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2012 г. Проверено 12 января 2007 г.
- ^ Купер, Том (18 апреля 2020 г.). «Знаете ли вы, что бывший президент Египта Хосни Мубарак был хорошим военным летчиком? Часть 2 Ночные разведывательные вылеты Ил-28 над Израилем» . AviationGeekClub.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2020 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ «ВВС мира» . ВВС Джорджии . Архивировано из оригинала 17 января 2007 г. Проверено 12 января 2007 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (14 апреля 2016 г.). «На этот раз советский бомбардировщик упал в море после того, как прогудел американский авианосец» . Авиационист . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года.
- ^ «Бомбардировщик Расс упал в море рядом с американским кораблем 26 мая 1968 года». Архивировано 14 августа 2017 года, в Wayback Machine Chicago Tribune. Проверено 14 августа 2017 года.
- ↑ Пилоты в играх над Средиземным морем, 23 августа 1981 г. Архивировано 28 августа 2017 г. в Wayback Machine New York Times . Проверено 14 августа 2017 г.
- ^ Авиационная катастрофа ASN, 27 мая 1968 г. Туполев Ту-16 Барсук. Архивировано 14 августа 2017 г. в сети Wayback Machine Aviation Safety Network. Получено 14 августа 2017 г.
- ^ Simonov, Andrey ; Bodrikhin, Nikolai (2017). Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза [ Combat pilots - Twice and thrice Heroes of the Soviet Union ]. Moscow: Russian Knights Foundation and Vadim Zadorozhny Museum of Technology. p. 46. ISBN 9785990960510 . OCLC 1005741956 .
- ^ « Крушение военного самолета Советского Союза в Норвегии », Дайджест мировых новостей , 27 октября 1978 г. Архивировано 6 мая 2018 г., на Wayback Machine. Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Арктический пост Шпицбергена на стратегическом перекрестке, 9 сентября 1980 г. Архивировано 15 августа 2017 г., в Wayback Machine Christian Science Monitor. Проверено 15 августа 2017 г.
- ↑ Умбрайт, Андреас Брадт Шпицберген: Шпицберген с Фрэнком Йозефом Ландом и Яном Майеном, стр. 132. Архивировано 15 июля 2023 г. на Wayback Machine. Проверено 15 августа 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хили, Джон К. (январь – февраль 2004 г.). «Воины в отставке: наследие бомбардировщиков «холодной войны»». Любитель воздуха . № 109. С. 75–79. ISSN 0143-5450 .
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- Стратегические ядерные силы России , под редакцией Павла Подвига, MIT Press, 2001.
- Советская военная мощь : 1983, 1984, 1986, 1987, 1988 гг.
- Ту-16. Ракетно-бомбовый ударный комплекс Советских ВВС , Voyna v Vozduhye series no 26
- КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ «КОСМИЧЕСКОЕ», «ВОЗДУШНАЯ РАКЕТА ОТСЛЕЖЕНА И УНИЧТОЖЕНА», издание сентябрь 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- ФАС на Ту-16
- Сиань H-6 Барсук
- Средний бомбардировщик H-6
- http://airwar.ru/ – Ugolok Neba (Russian language)
- Крылатые ракетные бомбардировщики H-6H и H-6K, AirForceWorld.com