Jump to content

Tupolev Tu-16

Ту-16
Ту-16 в полете над авианосцем Хьюитт (около 1978 г.)
Роль Стратегический бомбардировщик
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Воронежское авиационное производственное объединение [1]
Дизайнер Туполев
Первый полет 27 апреля 1952 г.
Введение 1954
Статус Снято с производства, в ограниченном обслуживании
Основные пользователи ВВС России
Египетские ВВС (исторический)
Иракские ВВС (исторический)
Индонезийские ВВС (исторический)
Произведено 1952–1962
Количество построенных 1,509
Варианты Tupolev Tu-104
Tupolev Tu-124
Сиань H-6

Пистолет Туполева-16 (по данным ВВС США/Министерства обороны США, Тип 39 ; [2] Отчетное имя НАТО : Барсук ) [3] двухмоторный реактивный стратегический тяжёлый бомбардировщик, использовавшийся Советским Союзом . Он летает уже почти 70 лет. Хотя многие самолеты, находящиеся на вооружении Советского Союза, были сняты с вооружения после окончания холодной войны, китайская лицензионная версия Xian H-6 остается на вооружении ВВС Народно-освободительной армии , а по состоянию на 2020 год будет построено еще больше самолетов. . [4]

Разработка

[ редактировать ]
Бомбардировщик Ту-16 в музее Монино (1998 г.)

В конце 1940-х годов Советский Союз был твердо намерен сравняться с Соединенными Штатами в возможностях стратегических бомбардировок . Единственным советским дальним бомбардировщиком в то время был Туполевский Ту-4 «Бык» , реконструированная копия американского B-29 Superfortress . Разработка особенно мощного Микулина АМ-3 турбореактивного двигателя привела к созданию большого реактивного бомбардировщика.

ОКБ Туполева начало работу над прототипами Ту-88 («Самолет Н») в 1950 году. Ту-88 впервые поднялся в воздух 27 апреля 1952 года. После победы в конкурсе у Ил-46 в декабре был принят к производству. 1952. Первые серийные бомбардировщики поступили на вооружение Фронтовой авиации в 1954 году, получив служебное обозначение Ту-16 . Он получил отчетное название НАТО Badger-A .

Вид сзади на разведывательный вариант Ту-16 «Барсук» (скорее всего, Ту-16Р) (1989 г.)

У него было новое большое стреловидное крыло и два больших турбореактивных двигателя Микулин АМ-3, по одному в каждой корневой части крыла. Он мог нести одну массивную бомбу ФАБ-9000 массой 9000 кг (20 000 фунтов) (российский эквивалент по размерам британского турнира Большого шлема , но обычную бомбу, а не бомбу глубокого проникновения) или различное ядерное оружие на дальность около 4800 км (3000 миль). Производство осуществлялось на трех авиационных заводах: Казанском авиационном производственном объединении , Куйбышевском и Воронежском авиационном производственном объединении .

Хотя Ту-16 начинался как высотный свободнопадающий бомбардировщик, в середине 1950-х годов он был оборудован для перевозки ранних советских крылатых ракет . Версия Ту -16КС-1 ( «Барсук-Б» ) могла нести ракеты АС-1 на боевой радиус 1800 км (1100 миль). Это очень крупное оружие было аэродинамически похоже на истребитель Микояна-Гуревича МиГ-15 , оснащенное ядерной или обычной боеголовкой, и имело дальность действия около 140 км (85 миль). Они предназначались для использования в первую очередь против ВМС США авианосцев и других крупных надводных кораблей. Последующие Ту-16 были переоборудованы под более поздние, более совершенные ракеты, при этом их обозначения несколько раз менялись.

Египетские Ту-16 (1980 г.)

Ту-16, обладающий универсальной конструкцией, был построен в многочисленных специализированных вариантах для воздушной разведки , морского наблюдения , сбора электронной разведки ( ELINT ) и радиоэлектронной борьбы ( РЭБ ). Всего в 1954–1962 годах на трех заводах Советского Союза было построено 1507 самолетов. Гражданская модификация Ту-104 обслуживала пассажирские перевозки Аэрофлота . Ту-16 также экспортировался в Индонезию , Египет и Ирак . Он продолжал использоваться ВВС и морской авиацией Советского Союза, а затем и России, до 1993 года.

Поставки Ту-16 в Китай начались в 1958 году, и Сианьская авиационная промышленная корпорация производила по лицензии самолет под китайским обозначением Xian H-6 . По меньшей мере 120 таких самолетов остаются в строю. 14 мая 1965 года один из бомбардировщиков Ту-16 ВВС НОАК провел первое воздушное испытание ядерного оружия на территории Китая. [5]

Варианты

[ редактировать ]
F-4 Phantom из VF-102 перехватывает ВВС Египта Ту-16 Badger над Средиземным морем 12 января 1971 года.
Ту-16 Badger G с ракетой КСР-5
Ту-16К-10-26 Барсук С
Ту-16К-26 или Ту-16КСР-2-11-16 с ракетами КСР-5 под крыльями (1998 г.)

Среди основных серийных вариантов «Барсука» были бомбардировщики Ту-16 и Ту-16А, ракетоносцы Ту-16КС и Ту-16К-10, самолеты Ту-16СПС, «Элка» и Ту-16Е, разведчики Ту-16Р. самолеты и торпедоносцы Ту-16Т ; другие были произведены в результате конверсий. Отдельные самолеты могли несколько раз модифицироваться с изменением обозначений, особенно это касается самолетов-ракетоносцев.

  • «Самолет 88» – Начальный прототип.
  • «Самолет 97» — проект развития двухмоторного дальнего бомбардировщика Ту-16 с двумя двигателями РД-5.
  • «Самолет 103» — проект развития сверхзвукового бомбардировщика Ту-16 с четырьмя двигателями ВД-7 АМ-13.
  • Барсук А (Ту-16) — базовая конфигурация бомбардировщика Ту-16, развернутого в 1954 году на замену Ту-4 . Существовало несколько модифицированных моделей этого варианта, все из которых были известны на Западе как Badger A.
    • Ту-16А — модифицированные Ту-16, предназначенные для перевозки ядерных бомб , одна из основных версий, построено 453 самолёта. Многие из них впоследствии были преобразованы в другие варианты.
    • Ту-16З - ранняя специализированная версия Ту-16, служившая воздушным заправщиком (метод дозаправки: крыло к крылу), но сохранившая роль среднего бомбардировщика.
    • Ту-16Г (Ту-104Г) - модель быстрой авиапочты, вариант для обучения экипажей Аэрофлота.
    • Ту-16Н - специальная версия заправщика для бомбардировщиков Ту-22 / Ту-22М с зондом и тормозной системой. Вступил в строй в 1963 году. Аналогичный самолет Ту-16НН, переоборудованный из Ту-16З.
    • Ту-16Т — ограниченно выпускаемый морской ударный вариант ( бомбардировщик-торпедоносец ), служивший в советской морской авиации и несший торпеды , мины и глубинные бомбы . 76 построено и еще несколько переоборудовано. Все агрегаты впоследствии переоборудовали в конфигурацию Ту-16С.
    • Ту-16С - вариант носителя спасательной шлюпки, используемый для поисково-спасательных операций.
    • Ту-16Е - они были оснащены тяжелым оборудованием радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки ( ELINT ).
  • Барсук Б (Ту-16КС) - вариант, спроектированный как стартовая платформа для двух ракет АС-1 «Кеннель» / КС-1 «Комета» . 107 постройки 1954–1958 годов, служили в составе ВМФ СССР , Египта и Индонезии. Советские позже были переоборудованы на более новые ракеты.
  • Badger C (Ту-16К-10) — еще один вариант морской авиации, подразделения этой версии несли одну АС-2 «Киппер» / К-10С противокорабельную ракету . 216 построено в 1958–1963 годах. От других вариантов он отличался наличием РЛС в носовой части. Дальнейшее развитие Ту-16К-10-26 нес одну ракету К-10С и две КСР-2 или КСР-5 АС-6 «Кингфиш» (ракетный комплекс К-26). Некоторые из них позже были преобразованы в платформы ELINT.
  • Барсук Д (Ту-16РМ-1) - модель морской разведки с радиолокационной аппаратурой; 23 переоборудованы из Ту-16К-10. Он сохранил радар в носовой части и мог наводить на цели ракеты К-10С, выпущенные с других самолетов.
  • Badger E (Ту-16Р) - разведывательный вариант планера с радиолокационной аппаратурой, в первую очередь предназначенный для морской разведки. Он мог наводить ракеты КС.
    • Ту-16РМ-2 — модификация Ту-16Р, состоящая на службе в морской авиации. Он мог наводить ракеты КСР-2.
    • Ту-16КРМ - Стартовые платформы для дронов-мишеней (вариант Ту-16К-26).
  • Badger F (Ту-16РМ-2) - еще одна разведывательная версия на базе −16Р/РМ, но с добавлением внешнего оборудования радиоэлектронной разведки .
  • Badger G (Ту-16К/Ту-16КСР) - служили в морской авиации, это были модификации более ранних моделей. Они были предназначены для перевозки бомб во внутренних отсеках в дополнение к внешней подвеске ракет класса «воздух-поверхность», как, например, AS-5 Kelt и AS-6 Kingfish . Существовало множество вариантов, обозначавшихся либо от несущих ракетных комплексов (К-11, К-16 и К-26), либо от ракет этих комплексов (КСР-11, КСР-2 и КСР-5). После дальнейших модификаций им также были присвоены суффиксы. Основные варианты:
    • Ту-16КСР-2 – несущий комплекс К-16 (две ракеты КСР-2). Использовался с 1962 года. Подобные самолеты, переоборудованные из других вариантов, получили обозначение Ту-16К-16 .
    • Ту-16К-11-16 – несущий комплекс К-16 (ракеты КСР-2) или комплекс К-11 (две противорадиолокационные ракеты КСР-11). Использовался с 1962 года. Аналогичные самолеты получили обозначение Ту-16КСР-2-11 . Свыше 440 Ту-16 могли нести комплекс К-16 или К-11.
    • Ту-16К-26 - несущий комплекс К-26 (две ракеты КСР-5), сохраняющий возможность установки КСР-2 и 11 ракет. Использовался с 1969 года. Аналогичные самолеты получили обозначение Ту-16КСР-2-5-11 или Ту-16КСР-2-5 (без возможности КСР-11). Свыше 240 Ту-16 могли нести комплекс К-26.
    • Ту-16К-26П – несущий ракеты К-26П (две противорадиолокационные ракеты КСР-5П, а также КСР-5, 2 или 11).
  • Badger H (Ту-16 Элька) - предназначен для обеспечения дистанционной радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия .
  • Badger J (Ту-16П Букет) - еще один вариант радиоэлектронной борьбы, выполненный в роли ударного эскорта РЭБ.
  • Badger K (Ту-16Е ) - считается версией конфигурации Badger F, обладающей расширенными возможностями ELINT.
  • Badger L (Ту-16П) - еще одна версия Badger J с более современными системами, используемая в роли ELINT.
  • «Самолет 90» - проект с турбовинтовым двигателем.
  • Ту-104 — вариант гражданского авиалайнера.

Бывшие операторы

[ редактировать ]
  Действующие эксплуатанты Ту-16/ Н-6
  Бывшие операторы
 Армения
  • ВВС Армении : 30 самолетов, унаследованных от Советского Союза. Выведен из эксплуатации к 1995 году. [6]
 Азербайджан
  • ВВС Азербайджана : 10 самолетов, унаследованных от Советского Союза. Выведен из эксплуатации к 1995 году. [7]
 Беларусь
  • ВВС Беларуси : 18 самолетов, доставшихся в наследство после распада Советского Союза, [8] выведен из эксплуатации к 1995 году. [9]
 Китай
 Египет
 Грузия
  • ВВС Грузии : 20 самолетов, унаследованных от Советского Союза. Выведен из эксплуатации к 1995 году. [12]
 Индонезия
Ту-16КС-1 ВВС Индонезии 1625 г. в музее Диргантара Мандала
 Ирак
 Россия [ нужно обновить ] [ нужны разъяснения ]
 Советский Союз
 Украина
  • ВВС Украины : 121 самолет, доставшийся в наследство от СССР. [8] Все уволились со службы.

Известные несчастные случаи

[ редактировать ]
  • 25 мая 1968 года Ту-16 «Баджер-Ф» советских ВВС , пилотируемый полковником Андреем Плиевым, пролетел над авианосцем ВМС США « Эссекс» (CV-9) в Норвежском море. [13] Ту-16 сделал четыре захода, и в последний раз крыло задело море, и он разбился, выживших не осталось. Части трех тел были обнаружены в США. [14] [15] [16]
  • 1 февраля 1971 года модифицированная летающая лаборатория Ту-16 разбилась во время испытаний нового реактивного двигателя, в результате чего погиб весь экипаж, в том числе летчик-испытатель Амет-хан Султан . [17]
  • 28 августа 1978 года Ту-16 ранней модели разбился на острове Хопен на Шпицбергене , Норвегия. В результате аварии погибли все семь членов экипажа. Его обнаружила норвежская группа прогнозистов из четырех человек. Советы отказывались признать потерю самолета до тех пор, пока им не будут переданы тела экипажа. Норвегия записала содержимое бортового самописца, несмотря на возражения советского правительства. [18] [19] [20]
  • 27 июня 1980 года Ту-16 «Барсук» советских ВВС, выполнявший рейс Токийского экспресса , разбился вблизи авиабазы ​​Комацу в префектуре Исикава в Японском море . Выживших не было. Останки трёх членов экипажа обнаружил корабль сил самообороны Японии Морских «Немуро» .

Технические характеристики (Ту-16)

[ редактировать ]
Ортографическая проекция Ту-16.
Orthographic projection of the Tupolev Tu-16.

Общие характеристики

  • Экипаж: 6-7 человек
  • Длина: 34,80 м (114 футов 2 дюйма)
  • Размах крыла: 33,00 м (108 футов 3 дюйма)
  • Высота: 10,36 м (34 фута 0 дюймов)
  • Площадь крыла: 165 м2 2 (1780 кв. футов)
  • Вес пустого: 37 200 кг (82 012 фунтов)
  • Полная масса: 76 000 кг (167 551 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 79 000 кг (174 165 фунтов)
  • Силовая установка: 2 Микулин АМ-3 М-500 турбореактивных двигателя с тягой 93,2 кН ​​(21000 фунтов силы) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1050 км/ч (650 миль в час, 570 узлов)
  • Дальность: 7200 км (4500 миль, 3900 миль)
  • Практический потолок: 12 800 м (42 000 футов)
  • Нагрузка на крыло: 460 кг/м 2 (94 фунта/кв. футов)
  • Тяга/вес : 0,24

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ «Предприятие» . www.vaso.ru. Архивировано из оригинала 6 мая 2018 года . Проверено 6 мая 2018 г.
  2. ^ Все самолеты мира Джейн, с. 188
  3. ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . www.designation-systems.net . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 6 мая 2018 г.
  4. ^ Акс, Дэвид (16 ноября 2020 г.). «Китайские ВВС наверняка закупают много бомбардировщиков» . Форбс . Архивировано из оригинала 27 мая 2023 года . Проверено 24 сентября 2023 г.
  5. ^ «Бомбардировщик Ту-16 провел испытание ядерной бомбы в Китае, 1965 год» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 15 июля 2011 г.
  6. ^ «ВВС мира» . ВВС Армении . Архивировано из оригинала 15 января 2007 г. Проверено 12 января 2007 г.
  7. ^ «ВВС мира» . ВВС Азербайджана . Архивировано из оригинала 12 ноября 2006 г. Проверено 12 января 2007 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Профиль самолета: Туполев Ту-16 Барсук ». Эйр Интернешнл . Август 2006.
  9. ^ «ВВС мира» . ВВС Беларуси . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 г. Проверено 12 января 2007 г.
  10. ^ Jump up to: а б с «ВекторСайт» . Туполев Ту-16 «Барсук» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2012 г. Проверено 12 января 2007 г.
  11. ^ Купер, Том (18 апреля 2020 г.). «Знаете ли вы, что бывший президент Египта Хосни Мубарак был хорошим военным летчиком? Часть 2 Ночные разведывательные вылеты Ил-28 над Израилем» . AviationGeekClub.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2020 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
  12. ^ «ВВС мира» . ВВС Джорджии . Архивировано из оригинала 17 января 2007 г. Проверено 12 января 2007 г.
  13. ^ Ченчиотти, Дэвид (14 апреля 2016 г.). «На этот раз советский бомбардировщик упал в море после того, как прогудел американский авианосец» . Авиационист . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года.
  14. ^ «Бомбардировщик Расс упал в море рядом с американским кораблем 26 мая 1968 года». Архивировано 14 августа 2017 года, в Wayback Machine Chicago Tribune. Проверено 14 августа 2017 года.
  15. Пилоты в играх над Средиземным морем, 23 августа 1981 г. Архивировано 28 августа 2017 г. в Wayback Machine New York Times . Проверено 14 августа 2017 г.
  16. ^ Авиационная катастрофа ASN, 27 мая 1968 г. Туполев Ту-16 Барсук. Архивировано 14 августа 2017 г. в сети Wayback Machine Aviation Safety Network. Получено 14 августа 2017 г.
  17. ^ Simonov, Andrey ; Bodrikhin, Nikolai (2017). Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза [ Combat pilots - Twice and thrice Heroes of the Soviet Union ]. Moscow: Russian Knights Foundation and Vadim Zadorozhny Museum of Technology. p. 46. ISBN  9785990960510 . OCLC   1005741956 .
  18. ^ « Крушение военного самолета Советского Союза в Норвегии », Дайджест мировых новостей , 27 октября 1978 г. Архивировано 6 мая 2018 г., на Wayback Machine. Проверено 15 августа 2017 г.
  19. ^ Арктический пост Шпицбергена на стратегическом перекрестке, 9 сентября 1980 г. Архивировано 15 августа 2017 г., в Wayback Machine Christian Science Monitor. Проверено 15 августа 2017 г.
  20. Умбрайт, Андреас Брадт Шпицберген: Шпицберген с Фрэнком Йозефом Ландом и Яном Майеном, стр. 132. Архивировано 15 июля 2023 г. на Wayback Machine. Проверено 15 августа 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Хили, Джон К. (январь – февраль 2004 г.). «Воины в отставке: наследие бомбардировщиков «холодной войны»». Любитель воздуха . № 109. С. 75–79. ISSN   0143-5450 .
  • «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN   0143-5450 .
  • Стратегические ядерные силы России , под редакцией Павла Подвига, MIT Press, 2001.
  • Советская военная мощь : 1983, 1984, 1986, 1987, 1988 гг.
  • Ту-16. Ракетно-бомбовый ударный комплекс Советских ВВС , Voyna v Vozduhye series no 26
  • КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ «КОСМИЧЕСКОЕ», «ВОЗДУШНАЯ РАКЕТА ОТСЛЕЖЕНА И УНИЧТОЖЕНА», издание сентябрь 2006 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba19187b426c537ca7b34ce7b4e77ec8__1723081260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/c8/ba19187b426c537ca7b34ce7b4e77ec8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-16 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)