Tupolev Tu-14
Ту-14 | |
---|---|
![]() | |
Идентификационная модель НАТО Ту-14 | |
Роль | Торпедоносец |
Производитель | Туполев |
Первый полет | 13 октября 1949 г. [ 1 ] |
Введение | 1952 |
Ушедший на пенсию | 1959 |
Основной пользователь | Советская морская авиация |
Количество построенных | Около 150 |
Разработано на основе | Туполев '73' |
Туполев Ту-14 ( по классификации НАТО : Bosun ) [ 2 ] ( USAF / DOD Имя отчета : Тип 35 ), [ 2 ] был советским двухдвигательным лёгким бомбардировщиком, созданным на базе Ту-73 , неудавшегося конкурента Ил-28 «Бигль» . В 1952–1959 годах использовался в качестве торпедоносца минно-торпедными полками советской морской авиации и экспортировался в Китайскую Народную Республику .
Разработка
[ редактировать ]Ту-14 берет свое начало от трехмоторной конструкции «73», в которой использовалась пара турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene под крыльями и одиночный Rolls-Royce Derwent V в хвостовой части, установка во многом аналогична центральной. двигатель Боинга 727 . Наличие Климова ВК-1 , более мощной версии «Нене», позволило РД-500 исключить из эскизного проекта , советскую версию «Дервента», которому было присвоено внутреннее обозначение «81». Другим важным изменением стало добавление навигационного радара PSBN , для работы которого требовался пятый член экипажа. отклонил это предложение ВВС , и Туполев переработал конструкцию, исключив спинную и подфюзеляжную турели и сократив экипаж до трех человек: пилота, бомбардира-штурмана и хвостового стрелка. Он сохранил две неподвижные 23-мм (0,91 дюйма) пушки Нудельмана-Рихтера НР-23 в носовой части фюзеляжа, но конструкция фюзеляжа была изменена, чтобы дать наводчику отдельный гермоотсек и хвостовую турельную установку КДУ-81, вооруженную еще одной пара пушек НР-23. [ 3 ]
Строительство прототипа началось в августе 1949 года с использованием компонентов списанных прототипов Ту-73С и завершилось в октябре. Заводские испытания проводились с 13 октября 1949 г. по 21 января 1950 г. Государственные приемочные испытания длились с 23 января по 27 мая 1950 г. и он был принят в производство при условии устранения проблем с башней КДУ-81 и катапультных кресел . Для пилота и стрелка горячим воздухом противообледенительную систему предстояло установить и пересмотреть артиллерийскую установку в носовой части. Первые пять предсерийных самолетов не содержали этих изменений, поскольку были построены на компонентах Ту-73С после того, как иркутский завод досрочно начал производство этого бомбардировщика. Один из них был отправлен в Москву оценила его , где советская военно-морская авиация для использования в качестве бомбардировщика-торпедоносца. Шестой самолет действительно включал в себя все эти изменения, а также катапультное кресло штурмана, запрошенное Морской авиацией, и прошел оценку в мае 1951 года. Он был рекомендован к производству как Ту-14Т и поступил на вооружение ВМФ в 1952 году. [ 4 ]
Около 150 штук было произведено и служило в минно-торпедных полках морской авиации до 1959 года. Ему было присвоено отчетное наименование НАТО Bosun . После того, как он был выведен из эксплуатации, несколько из них использовались для различных программ испытаний, в том числе для оценки прямоточных воздушно-реактивных двигателей. [ 4 ] Китая было поставлено до 50 бывших в употреблении Ту-14Т, В ВВС Народно-освободительной армии однако количество и сроки не могут быть подтверждены. [ 5 ]
Второй предсерийный Ту-14 был переоборудован в дневной или ночной самолет-фоторазведчик с обозначением ОКБ «89». Переоборудование было довольно незначительным и включало негерметичную центральную кабину, в которой размещались две автоматические поворотные камеры, два топливных бака и еще одна камера, установленная в бомбоотсеке , а еще одна камера для панорамной съемки была установлена в хвостовой части самолета для съемки при дневном свете. Все камеры и их иллюминаторы имели электрический подогрев, чтобы предотвратить запотевание и обледенение на высоте. Для ночной фотосъемки топливные баки и фотоаппарат в бомбоотсеке снимались, а различные светошумовые бомбы для освещения целей несли . Кроме того, экран навигационной РЛС ПСБН-М мог фотографироваться специальной камерой, а пилот и штурман могли записывать собственные наблюдения с помощью диктофона. [ 6 ] Однако к моменту первого полета «89» 23 марта 1951 года ВВС уже приняло решение использовать разведывательную версию штатного Ил-28, и Туполев решил не представлять его на Государственные приемочные испытания. [ 6 ]



Варианты
[ редактировать ]- Ту-14 — вариант лёгкого бомбардировщика (на вооружение не принят).
- Ту-14Р - разведывательный вариант (только прототип). Также известен как Ту-89 .
- Ту-14Т — вариант бомбардировщика-торпедоносца.
- ' 81' - обозначение ОКБ прототипа -14 2×ВК-1. Ту
- ' 93' - обозначение ОКБ предлагаемой модификации Ту-14Т с двигателями ВК-5 или ВК-7; не построен. [ 7 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Ту-14/89Т)
[ редактировать ]Данные из [ 8 ]
Общие характеристики
- Длина: 21,95 м (72 фута 0 дюймов), без учета задних стволов орудия.
- Размах крыльев: 21,69 м (71 фут 2 дюйма)
- Вес пустого: 14 930 кг (32 915 фунтов)
- Полная масса: 21 000 кг (46 297 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 25 350 кг (55 887 фунтов)
- Силовая установка: 2 турбореактивных двигателя Климов ВК-1 с тягой по 26,48 кН (5952 фунт-сила) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 800 км/ч (500 миль в час, 430 узлов) на уровне моря; 845 км / ч (525 миль в час; 456 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов)
- Посадочная скорость: 187 км/ч (116 миль в час; 101 узел)
- Дальность: 2870 км (1780 миль, 1550 миль)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 9 минут 30 секунд.
- Нагрузка на крыло: 311 кг/м 2 (64 фунта/кв. фут)
- Тяга/вес : 0,3
- Разбег: 1200 м (3900 футов)
- Посадочный пробег: 1100 м (3600 футов)
Вооружение
- Оружие:
- 2 × 23-мм (0,91 дюйма) пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа вперед
- 2 × 23-мм (0,91 дюйма) НР-23 пушки в хвостовой башне
- Бомбы: до 3000 кг (6600 фунтов) бомб, мин или торпед.
Авионика
НРЛС ПСБН-М
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даффи и Кандалов, с. 105
- ^ Jump up to: а б «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . обозначение-systems.net . Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 г. Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Гордон и Ригамант, стр. 126–127
- ^ Jump up to: а б Гордон и Ригамант, с. 128
- ^ Ганстон, с. 142
- ^ Jump up to: а б Гордон и Ригамант, с. 129
- ^ Даффи и Кандалов, с. 202
- ^ Ганстон, стр. 140–142.
Библиография
[ редактировать ]
- Даффи, Пол и Кандалов, Андрей (1996). Туполев: Человек и его самолет . Уоррендейл, Пенсильвания: SAE. ISBN 1-56091-899-3 .
- Гордон, Ефим и Ригамант, Владимир (2005). ОКБ Туполева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-214-4 .
- Ганстон, Билл (1995). Самолет Туполева с 1922 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-882-8 .