Tupolev MTB-2
МТБ-2 (АНТ-44) | |
---|---|
![]() | |
Роль | Летающая лодка / амфибия |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Туполев |
Первый полет | 19 апреля 1937 г. |
Статус | Отменено |
Основной пользователь | Советский Союз |
Количество построенных | 2 |
Туполев МТБ-2 ( Морской Тяжелый Бомбардировщик — Тяжелый морской бомбардировщик), также известный как АНТ-44 — советская четырёхмоторная летающая лодка, построенная в конце 1930-х годов. два прототипа Было построено дальних бомбардировщиков наземного базирования ; характеристики были удовлетворительными, но проект был вытеснен советской военно-морской авиацией и отменен в 1940 году.
Первый прототип разбился во время летных испытаний , а второй самолет позже в том же году установил серию мировых рекордов на летающей лодке. После вторжения стран Оси в Советский Союз в июне 1941 года он совершал бомбардировки целей в Румынии , а затем вдоль побережья Черного моря по мере продвижения войск Оси вглубь Советского Союза. В 1942 году самолет начал эвакуацию раненых солдат, а также возобновил свою прежнюю роль по стратегическим бомбардировкам румынских целей, пока не был потерян позже в том же году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]К началу 1930-х годов советская военно-морская авиация осознавала, что существующие гидросамолеты дальнего действия устарели. Неуверенные в том, смогут ли советские конструкторы своевременно спроектировать и построить современные самолеты, они решили заказать такие самолеты из-за границы. Британские специалисты по гидросамолетам Short Brothers предложили четырехмоторный вариант своей летающей лодки S.23 , которая должна была быть построена в Советском Союзе в конце 1934 года. Она должна была иметь максимальную скорость 300–320 км/ч (190–200 миль в час). ) и дальностью действия 1200–1300 км (750–810 миль). В ЦАГИ оценили заявку и пришли к выводу, что ОКБ Туполева могло бы добиться большего. [ 1 ]
Требования к летающей лодке АНТ-44 (заводское обозначение) или МТБ-2 были выдвинуты в марте 1935 года как самолет, способный атаковать наземные и морские цели, а также перевозить 35–40 человек и груз. Самолет должен был развивать скорость 300 км/ч на высоте 1000 м (3300 футов) и дальность полета 1000 км/ч (620 миль в час) с бомбовой нагрузкой 2000 кг (4400 фунтов). Туполев спроектировал цельнометаллический самолет с плечевым крылом типа «чайка» . Он имел двухступенчатый глиссирующий корпус, разделенный на семь водонепроницаемых отсеков для экипажа из семи или восьми человек. [ 2 ] Самолет был вооружен 7,62-мм (0,30 дюйма) пулеметами ШКАС в носовой и хвостовой турелях; третье орудие располагалось в верхнем спинном отсеке со сдвижным люком. Он мог нести до 2500 кг (5500 фунтов) бомб или корабельных мин на внешних стойках под центропланом крыла. Топливо размещалось в металлических баках по обе стороны переднего лонжерона крыла . На АНТ-44 были установлены четыре 604 кВт (810 л.с. ) Gnome-Rhône Mistral Major 14Kdrs М-85 мощностью радиальных двигателя . С каждой стороны каждого двигателя передняя кромка крыла могла складываться и использоваться в качестве рабочей платформы. Хвостовое оперение сверху и снизу подкреплялось тросами. [ 3 ]
Свой первый полет самолет совершил 19 апреля 1937 года с суши на временном стационарном шасси; его первый полет на воде состоялся только 1 ноября после того, как были установлены подкрыльевые стабилизирующие поплавки. Государственные испытания начались в том же месяце, но в следующем месяце были прерваны для замены двигателей Mistral Major на более мощные двигатели Туманский М-87 мощностью 627 кВт (840 л.с.). Вооружение также было модернизировано до 20-мм (0,79 дюйма) пушки ШВАК в носовой и хвостовой башнях, спинное расположение заменено башней с ШКАСом, а в корпусе добавлен еще один ШКАС. После возобновления испытаний в июле 1938 года прототип был дополнительно модифицирован убирающимся обычным шасси и улучшенными двигателями М-87А мощностью 709 кВт (950 л.с.). АНТ-44 приступил ко второму этапу государственных испытаний в конце сентября, но затонул после сильного приземления, повлекшего за собой разрыв корпуса в ночь с 27 на 28 февраля 1939 года. [ 4 ]
Второй прототип, получивший обозначение АНТ-44бис или АНТ-44Д, начал постройку в июле 1937 года и включал в себя большинство изменений, запрошенных при проверке макета в марте, как и изменения, внесенные в первый самолет, включая двигатели М-87А, добавление шасси и модифицированного вооружения. Немного увеличили крыло, изменили размер и форму оперения , а также крепление хвостового оперения. Свой первый полет он совершил 26 июня 1938 года, а заводские испытания продолжались до 27 марта 1939 года. Государственные испытания проводились 1–16 мая и завершились положительной рекомендацией. [ 5 ]
Строительство планировалось начать на заводе № 30 на Москве- Ходынке . Серийный самолет должен был использовать радиальные двигатели Туманский М-88 мощностью 820 кВт (1100 л.с.), иметь максимальную скорость 400 км/ч (250 миль в час) и дальность полета 2000 км/ч (1200 миль в час) при массе 2800 кг (6200 миль в час). фунт) бомбовая нагрузка. Производство было прекращено в январе 1940 года, поскольку ВМФ начал получать Ильюшин ДБ-3 , которые могли дешевле выполнять роль МТБ-2. дальние бомбардировщики [ 6 ]
Со снятым шасси Туполев на АНТ-44бис установил несколько мировых рекордов для самолетов такого типа и размера: [ 7 ]
- 17 июня 1940 г.: высота 7595 м (24 918 футов) без полезной нагрузки.
- 17 июня 1940 г.: высота 7134 м (23 406 футов) с полезной нагрузкой 1000 кг (2205 фунтов).
- 19 июня 1940 г.: высота 6284 м (20 617 футов) с полезной нагрузкой 2000 кг (4409 фунтов).
- 19 июня 1940 г.: высота 5219 м (17 123 фута) с полезной нагрузкой 5 000 кг (11 023 фунта).
- 28 сентября 1940 г.: максимальная скорость 277,4 км/ч (150 узлов, 172 миль в час) на расстояние более 1000 км (540 миль, 621 миль) с полезной нагрузкой 1000 кг (2205 фунтов).
- 7 октября 1940 г.: максимальная скорость 241,9 км/ч (131 узел, 150 миль в час) на расстояние более 1000 км (540 миль, 621 миль) с полезной нагрузкой 2000 кг (4409 фунтов).
Операционная история
[ редактировать ]После вторжения стран Оси в Советский Союз 22 июня 1941 года с АНТ-44бис сняли шасси, чтобы увеличить бомбовую нагрузку (он мог нести до 7000 кг (15 000 фунтов) во время миссий на короткие расстояния) и первоначально использовался для атаки румынские города Бухарест , Констанца и Плоешти ночью. По мере продвижения войск Оси вдоль побережья Черного моря авиация начала ночью бомбить позиции войск в районе Одессы , Херсона и Николаева . Окружение Севастополя в конце 1941 года вынудило АНТ-44бис перебазироваться в Геленджик на Северном Кавказе , и он начал эвакуировать раненых из города, а также возобновил стратегические бомбардировки румынских целей. В этих последних миссиях летающую лодку обычно сопровождали истребители, но однажды в середине 1942 года произошел сбой в координации, и истребители не присутствовали, когда АНТ-44бис начал взлет. Перегруженный самолет был обнаружен мародерствующими немецкими истребителями и легко сбит с потерей всего экипажа, за исключением пилота, который катапультировался из летающей лодки при взрыве. Не желая признавать допущенную ошибку, советское руководство заявило, что касание воды крылом стало причиной крушения из-за ошибки пилота, и передало неудобных свидетелей в Северный флот в Арктике . [ 8 ]
Технические характеристики (АНТ-44Д)
[ редактировать ]Данные самолетов Туполева с 1922 г.; [ 9 ] АНТ-44, чайка Туполева. [ 10 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 7–8 человек
- Длина: 22,42 м (73 фута 7 дюймов)
- Размах крыла: 36,45 м (119 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 146,7 м 2 (1579 кв. футов)
- Вес пустого: 13 000 кг (28 660 фунтов)
- Полная масса: 19 000 кг (41 888 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 22 000 кг (48 502 фунта)
- Силовая установка: 4 × Туманский М-87А 9-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения мощностью 710 кВт (950 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага , диаметр 3,5 м (11 футов 6 дюймов).
Производительность
- Максимальная скорость: 355 км/ч (221 миль в час, 192 узла)
- Крейсерская скорость: 240–250 км/ч (150–160 миль в час, 130–130 узлов)
- Выносливость: 14 часов
- Практический потолок: 7100 м (23300 футов)
- Время набора высоты: от 3 минут до 1000 м (3300 футов).
От 18 минут до 5000 м (16000 футов)
Вооружение
- Орудия: 2 × 20-мм ШВАК автопушки , 2 × 7,62-мм пулемета ШКАС.
- Бомбы: 2000 кг.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гордон и Ригамант, стр. 76–77
- ^ Гордон и Ригамент, с. 77
- ^ Ганстон 1995b, с. 104
- ^ Гордон и Ригамент, стр. 77–78; Куликов, часть 1, с. 29–31
- ^ Gunston 1995a, p. 407; Gunston 1995b, p. 105; Kulikov, part 1, p. 31
- ^ Гордон и Ригамент, с. 78; Куликов, часть 1, с. 31
- ^ Ганстон 1995a, с. 407
- ^ Kulikov, part 2, pp. 41–42
- ^ Ганстон 1995b, стр. 104–105.
- ^ Kulikov, part 2, p. 42
Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Ефим и Ригамант, Владимир (2005). ОКБ Туполева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-214-4 .
- Ганстон, Билл (1995a). Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри. ISBN 1-85532-405-9 .
- Ганстон, Билл (1995b). Самолет Туполева с 1922 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-882-8 .
- Куликов, Виктор (июль 1996 г.). «АНТ-44, la mouette de Tupolev (1ère party)» [Туполевская чайка]. Avions: Toute l’aéronautique et son histoire (на французском языке) (40): 28–31. ISSN 1243-8650 .
- Куликов, Виктор (август 1996 г.). «АНТ-44, чайка Туполева (часть 2)». Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (41): 41–42. ISSN 1243-8650 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Shavrov V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938–1950 gg. (3 izd.) (in Russian). Moscow: Mashinostroenie, 1994. ISBN 5-217-00477-0 .