Tupolev Tu-28
Ту-28/Ту-128 | |
---|---|
Ту-128 в Центральном музее ВВС в Монино , Россия | |
Роль | Перехватчик |
Производитель | Воронежское авиационное производственное объединение |
Дизайнерская группа | Туполев |
Первый полет | 18 марта 1961 г. |
Введение | 1964 [ 1 ] (или 1966 г. [ 2 ] ) |
Ушедший на пенсию | 1990 |
Основной пользователь | Советские Силы ПВО |
Количество построенных | 198 [ 1 ] (включая 10 тренеров) |
Разработано на основе | Tupolev Tu-98 |
Туполев Ту-28 ( название НАТО Fiddler дальнего действия ) — самолет-перехватчик , представленный Советским Союзом в 1960-х годах. Официальное обозначение — Ту-128 . [ 2 ] но на Западе это обозначение использовалось реже. Это был самый крупный и тяжелый истребитель [ номер 1 ] когда-либо в эксплуатации. [ 2 ] [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В 1950-х годах Советский Союз искал способы защиты от американских бомбардировщиков с ядерным оружием, которые могли проникнуть через его границы (особенно его длинную и уязвимую северную границу). Современные перехватчики, такие как Яковлев Як-28П , были способны преодолевать радиус всего в несколько сотен километров. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] полеты с северных советских баз, таких как Талаги и Саватия ; [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] недавно разработанные ракеты класса «земля-воздух» имели еще меньшую дальность действия. [ 1 ] Учитывая оба фактора, для защиты воздушного фронта протяженностью 5000 км требуется огромное количество войск. [ номер 2 ] содержать их было экономически невозможно. В результате Советский Союз мог обеспечить современную противовоздушную оборону только на избранных ценных территориях. [ 5 ] ПВО . решило прикрыть всю территорию, но с более слабой защитой В 1955 году была выдвинута потребность в большом перехватчике зональной обороны, который позволил бы достичь этой цели с помощью небольшого количества самолетов. [ номер 3 ] авиабазы. Требование ПВО предусматривало наличие сверхзвукового самолета с огромными топливными баками, обеспечивающего хорошее время патрулирования и большую дальность действия, мощный радар и максимально мощные ракеты класса «воздух-воздух» . Первой попыткой, хотя и безуспешной, стал Лавочкин Ла-250 , прототип 30-тонного перехватчика. [ 5 ] последний из самолетов ОКБ Лавочкина.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Iosif Nezval [ 2 ] [ 5 ] руководило ОКБ Туполева разработкой нового самолета-перехватчика. Работы начались в 1958 году на базе существующего единственного прототипа неудачного сверхзвукового бомбардировщика Ту-98 . Военное обозначение перехватчика сначала было Ту-28 , но в 1963 году оно было изменено на Ту-128 , идентичное обозначению, используемому ОКБ . [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ]
Ту-128 имел широкое низко/среднестреловидное крыло с основными стойками шасси в установленных на крыле гондолах и пластинчатое хвостовое оперение . Два «Люлька» АЛ-7 Ф-2. турбореактивных двигателя [ 1 ] [ 2 ] были установлены в фюзеляже. Экипаж из двух человек (пилот и штурман) располагался тандемом.
Ту-128 с максимальной массой 43 тонны был самым тяжелым истребителем, поступившим на вооружение. [ номер 1 ] [ 2 ] Чистый перехватчик с высокой нагрузкой на крыло , простой, но надежной авионикой и плохой обзорностью, это был не маневренный самолет. [ 2 ] и предназначался только для поражения НАТО, бомбардировщиков таких как B-52 , [ 2 ] [ 5 ] а не воздушный бой с самолетами меньшего размера.
Впервые истребитель впервые появился на публике на воздушном параде в Тушино в 1961 году . Западные эксперты, не подозревая, что на выпуклости на брюхе находились испытательные приборы, приняли его за большой подфюзеляжный радар, выполняющий смешанную роль перехватчика и системы АВАКС . [ 3 ] Серийная версия не имела выпуклости и имела большой носовой обтекатель, в котором размещался радар, известный как РП-С. [ номер 4 ] Смерч , имеющий дальность обнаружения около 50 км (31 миль). [ 2 ] ) и дальность захвата около 40 км (25 миль). [ 1 ]
Вооружение Ту-128 составляло четыре ракеты «Бисноват Р-4» класса «воздух-воздух» (известные во время разработки как К-80; [ 1 ] Отчетное название НАТО АА-5 «Ясень»). Обычно две из них представляли собой ракеты Р-4Р с полуактивным радиолокационным самонаведением и две — ракеты Р-4Т с инфракрасным самонаведением , причем первая располагалась на внешних пилонах, а вторая — на внутренних подкрыльевых пилонах. Внутреннего оружейного отсека не было.
Производство Ту-128 закончилось в 1970 году, всего было построено 198 самолетов. [ 1 ] [ 9 ]
разработку различных проектов, получивших обозначения Ту-28А , Ту-28-80 , Ту-28-100 , Ту-138 и Ту-148 , но от всех них отказались. ОКБ Туполева предлагало [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Единственной боевой операцией Ту-128, о которой сообщалось публично, было уничтожение разведывательных аэростатов НАТО . Самолет оставался в эксплуатации до 1990 года. [ 1 ] [ 2 ] В течение 1980-х годов части, вооружённые Ту-128, переоборудовали в МиГ-31 , [ 1 ] [ 3 ] который оснащен более совершенными датчиками и оружием. [ 10 ]
Варианты
[ редактировать ]- Прототип Ту-28 («Скрипач-А»)
- Опытно-испытательный самолет, построен один. Обозначение ОКБ было 128 . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] На Западе Fiddler-A использовался на всех самолетах со сдвоенным подфюзеляжным оперением. [ 2 ] - в их число входили прототип и несколько серийных экземпляров (вероятно, два [ 1 ] самолеты).
- Ту-128 (также известный как Ту-28; «Скрипач-Б»)
- Основная версия, впервые введенная в эксплуатацию в 1964 году. [ 1 ] (или 1966 г. [ 2 ] [ 5 ] – источники различаются). Военное обозначение сначала было Ту-28 , [ 2 ] [ 5 ] но существующие самолеты были переименованы в 1963 году. [ 1 ] [ 11 ] Весь комплекс вооружения (самолет, РЛС, ракеты) получил обозначение Ту-128С-4 . [ 1 ] [ 2 ] В западных источниках, а не в советских, зачастую более точное, но ошибочное обозначение этой версии. [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] упоминается как Ту-28П или Ту-128П .
- Ту-128УТ (также известный как Ту-28УТ)
- Учебная версия с дополнительной кабиной впереди обычной вместо радара. Десять построено и четыре переоборудованы из стандартных перехватчиков. [ 1 ] [ 11 ]
- Ту-128М
- Модернизация почти всех 1979 г. [ 1 ] существующие самолеты для лучшего перехвата на малой высоте. Разработка зародилась в 1970 году. [ 2 ] Двигатели и планер изменению не подвергались. [ 1 ] Полное обозначение всего комплекса вооружения — Ту-128С-4М . [ 1 ] [ 2 ] [ 11 ] Он содержал новую РЛС РП-СМ «Смерч-М» и новый ракетный комплекс: Р-4РМ плюс Р-4ТМ. [ 1 ] [ 11 ]
Заброшенный
[ редактировать ]- Ту-28А
- Новостройка, заброшенная. [ 1 ] [ 11 ]
- Ту-28-80
- Обозначение разработки, заброшено. [ 1 ] [ 11 ]
- Ту-28-100
- Обозначение разработки, заброшено. [ 1 ] [ 11 ]
- Ту-138
- Новостройка, заброшенная. [ 1 ] [ 11 ]
- Ту-148
- Новая разработка, крылья изменяемой геометрии, заброшенная. [ 1 ] [ 11 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Ту-128)
[ редактировать ]Данные Туполева: Человек и его самолет [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 30,06 м (98 футов 7 дюймов)
- Размах крыла: 17,53 м (57 футов 6 дюймов)
- Высота: 7,15 м (23 фута 5 дюймов)
- Площадь крыла: 96,94 м 2 (1043,5 кв. футов)
- Вес пустого: 24 500 кг (54 013 фунтов)
- Полная масса: 40 000 кг (88 185 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 43 000–43 700 кг (94 799–96 342 фунта)
- Запас топлива: максимум 13 600 кг (29 983 фунта) (расчетный)
- Силовая установка: 2 двигателя «Люлька» АЛ-7 Ф-2 турбореактивных с форсажной камерой , тяга 72,8 кН (16 400 фунтов силы) каждый всухую, 99,1 кН (22 300 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1665 км/ч (1035 миль/ч, 899 узлов) / вооружение M1.5
- 1929 км / ч (1199 миль в час; 1042 узла) без оружия
- Дальность действия: 1560 км (970 миль, 840 миль)
- Выносливость: >3 часов
- Практический потолок: 15 600 м (51 200 футов)
- Абсолютный потолок: 20 000 м (66 000 футов)
- пределы г: + 2,5
Вооружение
- Точки подвески: 4
- Ракеты: 4 ракеты «Бисноват Р-4» класса «воздух-воздух» (обычно 2 Р-4Р с радиолокационным наведением и 2 Р-4Т с инфракрасным наведением); другое вооружение или танки не используются
См. также
[ редактировать ]- Североамериканский А-5 Линчеватель [ 12 ]
- Боинг Б-47 Стратоджет
- Боинг Б-52 Стратофортресс
- Конвэйр Б-58 Хастлер
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Yakovlev Yak-28
- Сухой Су-15
- Авро CF-105 Стрела
- Convair F-106 Дельта Дарт
- Lavochkin La-250
- Макдоннелл F-101B Вуду
- Североамериканская рапира XF-108
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ту-128 был самым крупным истребителем, если предположить, что определение «истребитель» включает в себя самолет-перехватчик . Ту-128 не предназначался для боя истребитель-истребитель (т.е. борьбы за превосходство в воздухе ). Еще более тяжелую конструкцию перехватчика, которая не поступила на вооружение, см. в Lockheed YF-12 .
- ^ Географическое расстояние между Мурманском и Анадырем составляет 4911 км.
- ↑ Например, в 1972 году всего шесть авиабаз обеспечивали единственное прикрытие перехватчиками почти половины внутренних территорий Советского Союза. На этих базах была задействована большая часть Ту-128. [ 2 ] : 140 [ 4 ] : 259–262
- ^ В некоторых источниках указано обозначение РЛС как РП-5 вместо РП-С, возможно, ошибка.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа «Ту-128» (на русском языке). Airwar.ru. Архивировано из оригинала 20 октября 2018 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Даффи, Пол Даффи; Кандалов, Андрей (1996). Туполев: Человек и его самолет . Уоррендейл, Пенсильвания: Международный SAE. стр. 137–139. ISBN 978-1-56091-899-8 . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Спик, Майк (5 августа 2002 г.). Иллюстрированный справочник бойцов . МБИ Паб. ISBN 978-0-7603-1343-5 . Проверено 3 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с Леонард, Барри (январь 2011 г.). История стратегической и противоракетной обороны: Том II: 1956–1972 гг . ДИАНА. стр. 109–114, 259–262. ISBN 978-1-4379-2131-1 . Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Туполев Ту-28» . Russiafile.com. Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2010 г.
- ^ Дэвид Вудс; Дэвид М. Харланд (январь 2015 г.). Рецензия на книгу: НАСА «Близнецы» 1965–1966 (все миссии, все модели): Взгляд на космический корабль НАСА «Близнецы», предшественник Аполлона и ключ к Луне (PDF) . Издательство Хейнс, Великобритания. ISBN 978-0-85733-421-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июля 2021 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Младенов, Александр (20 апреля 2017 г.). «Советские истребители холодной войны» . Фонтхилл Медиа . Проверено 29 января 2019 г. - через Google Книги.
- ^ «AviationsMilitaires.net — Котлас-Саватия (Россия)» . www.aviationsmilitaires.net . Архивировано из оригинала 26 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Воздушная война: Международная энциклопедия . Санта-Барабара (Калифорния): ABC-Clio. 2002. ISBN 978-1-57607-345-2 . Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- ^ Роблин, Себастьян (1 апреля 2017 г.). «Российский сверхразмерный истребитель Ту-128: сверхзвуковой убийца B-52» . Национальный интерес . Архивировано из оригинала 28 января 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «WWW.АВИАЦИЯ.РУ» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Колон, Рауль. «Туполев ТУ-128 Скрипач» . Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 5 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Ту-128, на Викискладе?