Jump to content

Tupolev Tu-28

Ту-28/Ту-128
Ту-128 в Центральном музее ВВС в Монино , Россия
Роль Перехватчик
Производитель Воронежское авиационное производственное объединение
Дизайнерская группа Туполев
Первый полет 18 марта 1961 г.
Введение 1964 [ 1 ] (или 1966 г. [ 2 ] )
Ушедший на пенсию 1990
Основной пользователь Советские Силы ПВО
Количество построенных 198 [ 1 ] (включая 10 тренеров)
Разработано на основе Tupolev Tu-98

Туполев Ту-28 ( название НАТО Fiddler дальнего действия ) — самолет-перехватчик , представленный Советским Союзом в 1960-х годах. Официальное обозначение — Ту-128 . [ 2 ] но на Западе это обозначение использовалось реже. Это был самый крупный и тяжелый истребитель [ номер 1 ] когда-либо в эксплуатации. [ 2 ] [ 3 ]

В 1950-х годах Советский Союз искал способы защиты от американских бомбардировщиков с ядерным оружием, которые могли проникнуть через его границы (особенно его длинную и уязвимую северную границу). Современные перехватчики, такие как Яковлев Як-28П , были способны преодолевать радиус всего в несколько сотен километров. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] полеты с северных советских баз, таких как Талаги и Саватия ; [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] недавно разработанные ракеты класса «земля-воздух» имели еще меньшую дальность действия. [ 1 ] Учитывая оба фактора, для защиты воздушного фронта протяженностью 5000 км требуется огромное количество войск. [ номер 2 ] содержать их было экономически невозможно. В результате Советский Союз мог обеспечить современную противовоздушную оборону только на избранных ценных территориях. [ 5 ] ПВО . решило прикрыть всю территорию, но с более слабой защитой В 1955 году была выдвинута потребность в большом перехватчике зональной обороны, который позволил бы достичь этой цели с помощью небольшого количества самолетов. [ номер 3 ] авиабазы. Требование ПВО предусматривало наличие сверхзвукового самолета с огромными топливными баками, обеспечивающего хорошее время патрулирования и большую дальность действия, мощный радар и максимально мощные ракеты класса «воздух-воздух» . Первой попыткой, хотя и безуспешной, стал Лавочкин Ла-250 , прототип 30-тонного перехватчика. [ 5 ] последний из самолетов ОКБ Лавочкина.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Прототип Ту-128 в Центральном музее ВВС , Монино, Россия

Iosif Nezval [ 2 ] [ 5 ] руководило ОКБ Туполева разработкой нового самолета-перехватчика. Работы начались в 1958 году на базе существующего единственного прототипа неудачного сверхзвукового бомбардировщика Ту-98 . Военное обозначение перехватчика сначала было Ту-28 , но в 1963 году оно было изменено на Ту-128 , идентичное обозначению, используемому ОКБ . [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ]

Ту-128 имел широкое низко/среднестреловидное крыло с основными стойками шасси в установленных на крыле гондолах и пластинчатое хвостовое оперение . Два «Люлька» АЛ-7 Ф-2. турбореактивных двигателя [ 1 ] [ 2 ] были установлены в фюзеляже. Экипаж из двух человек (пилот и штурман) располагался тандемом.

Ту-128 с максимальной массой 43 тонны был самым тяжелым истребителем, поступившим на вооружение. [ номер 1 ] [ 2 ] Чистый перехватчик с высокой нагрузкой на крыло , простой, но надежной авионикой и плохой обзорностью, это был не маневренный самолет. [ 2 ] и предназначался только для поражения НАТО, бомбардировщиков таких как B-52 , [ 2 ] [ 5 ] а не воздушный бой с самолетами меньшего размера.

Впервые истребитель впервые появился на публике на воздушном параде в Тушино в 1961 году . Западные эксперты, не подозревая, что на выпуклости на брюхе находились испытательные приборы, приняли его за большой подфюзеляжный радар, выполняющий смешанную роль перехватчика и системы АВАКС . [ 3 ] Серийная версия не имела выпуклости и имела большой носовой обтекатель, в котором размещался радар, известный как РП-С. [ номер 4 ] Смерч , имеющий дальность обнаружения около 50 км (31 миль). [ 2 ] ) и дальность захвата около 40 км (25 миль). [ 1 ]

Вооружение Ту-128 составляло четыре ракеты «Бисноват Р-4» класса «воздух-воздух» (известные во время разработки как К-80; [ 1 ] Отчетное название НАТО АА-5 «Ясень»). Обычно две из них представляли собой ракеты Р-4Р с полуактивным радиолокационным самонаведением и две — ракеты Р-4Т с инфракрасным самонаведением , причем первая располагалась на внешних пилонах, а вторая — на внутренних подкрыльевых пилонах. Внутреннего оружейного отсека не было.

Производство Ту-128 закончилось в 1970 году, всего было построено 198 самолетов. [ 1 ] [ 9 ]

разработку различных проектов, получивших обозначения Ту-28А , Ту-28-80 , Ту-28-100 , Ту-138 и Ту-148 , но от всех них отказались. ОКБ Туполева предлагало [ 1 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Единственной боевой операцией Ту-128, о которой сообщалось публично, было уничтожение разведывательных аэростатов НАТО . Самолет оставался в эксплуатации до 1990 года. [ 1 ] [ 2 ] В течение 1980-х годов части, вооружённые Ту-128, переоборудовали в МиГ-31 , [ 1 ] [ 3 ] который оснащен более совершенными датчиками и оружием. [ 10 ]

Варианты

[ редактировать ]
Туполев Ту-128УТ
Прототип Ту-28 («Скрипач-А»)
Опытно-испытательный самолет, построен один. Обозначение ОКБ было 128 . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] На Западе Fiddler-A использовался на всех самолетах со сдвоенным подфюзеляжным оперением. [ 2 ] - в их число входили прототип и несколько серийных экземпляров (вероятно, два [ 1 ] самолеты).
Ту-128 (также известный как Ту-28; «Скрипач-Б»)
Основная версия, впервые введенная в эксплуатацию в 1964 году. [ 1 ] (или 1966 г. [ 2 ] [ 5 ] – источники различаются). Военное обозначение сначала было Ту-28 , [ 2 ] [ 5 ] но существующие самолеты были переименованы в 1963 году. [ 1 ] [ 11 ] Весь комплекс вооружения (самолет, РЛС, ракеты) получил обозначение Ту-128С-4 . [ 1 ] [ 2 ] В западных источниках, а не в советских, зачастую более точное, но ошибочное обозначение этой версии. [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] упоминается как Ту-28П или Ту-128П .
Ту-128УТ (также известный как Ту-28УТ)
Учебная версия с дополнительной кабиной впереди обычной вместо радара. Десять построено и четыре переоборудованы из стандартных перехватчиков. [ 1 ] [ 11 ]
Ту-128М
Модернизация почти всех 1979 г. [ 1 ] существующие самолеты для лучшего перехвата на малой высоте. Разработка зародилась в 1970 году. [ 2 ] Двигатели и планер изменению не подвергались. [ 1 ] Полное обозначение всего комплекса вооружения — Ту-128С-4М . [ 1 ] [ 2 ] [ 11 ] Он содержал новую РЛС РП-СМ «Смерч-М» и новый ракетный комплекс: Р-4РМ плюс Р-4ТМ. [ 1 ] [ 11 ]

Заброшенный

[ редактировать ]
Ту-28А
Новостройка, заброшенная. [ 1 ] [ 11 ]
Ту-28-80
Обозначение разработки, заброшено. [ 1 ] [ 11 ]
Ту-28-100
Обозначение разработки, заброшено. [ 1 ] [ 11 ]
Ту-138
Новостройка, заброшенная. [ 1 ] [ 11 ]
Ту-148
Новая разработка, крылья изменяемой геометрии, заброшенная. [ 1 ] [ 11 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз

Технические характеристики (Ту-128)

[ редактировать ]
Туполев Ту-128 чертеж в 3 видах

Данные Туполева: Человек и его самолет [ 2 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 30,06 м (98 футов 7 дюймов)
  • Размах крыла: 17,53 м (57 футов 6 дюймов)
  • Высота: 7,15 м (23 фута 5 дюймов)
  • Площадь крыла: 96,94 м 2 (1043,5 кв. футов)
  • Вес пустого: 24 500 кг (54 013 фунтов)
  • Полная масса: 40 000 кг (88 185 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 43 000–43 700 кг (94 799–96 342 фунта)
  • Запас топлива: максимум 13 600 кг (29 983 фунта) (расчетный)
  • Силовая установка: 2 двигателя «Люлька» АЛ-7 Ф-2 турбореактивных с форсажной камерой , тяга 72,8 кН (16 400 фунтов силы) каждый всухую, 99,1 кН (22 300 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1665 км/ч (1035 миль/ч, 899 узлов) / вооружение M1.5
1929 км / ч (1199 миль в час; 1042 узла) без оружия
  • Дальность действия: 1560 км (970 миль, 840 миль)
  • Выносливость: >3 часов
  • Практический потолок: 15 600 м (51 200 футов)
  • Абсолютный потолок: 20 000 м (66 000 футов)
  • пределы г: + 2,5

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ту-128 был самым крупным истребителем, если предположить, что определение «истребитель» включает в себя самолет-перехватчик . Ту-128 не предназначался для боя истребитель-истребитель (т.е. борьбы за превосходство в воздухе ). Еще более тяжелую конструкцию перехватчика, которая не поступила на вооружение, см. в Lockheed YF-12 .
  2. ^ Географическое расстояние между Мурманском и Анадырем составляет 4911 км.
  3. Например, в 1972 году всего шесть авиабаз обеспечивали единственное прикрытие перехватчиками почти половины внутренних территорий Советского Союза. На этих базах была задействована большая часть Ту-128. [ 2 ] : 140  [ 4 ] : 259–262 
  4. ^ В некоторых источниках указано обозначение РЛС как РП-5 вместо РП-С, возможно, ошибка.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа «Ту-128» (на русском языке). Airwar.ru. Архивировано из оригинала 20 октября 2018 года . Проверено 3 марта 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Даффи, Пол Даффи; Кандалов, Андрей (1996). Туполев: Человек и его самолет . Уоррендейл, Пенсильвания: Международный SAE. стр. 137–139. ISBN  978-1-56091-899-8 . Проверено 3 марта 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Спик, Майк (5 августа 2002 г.). Иллюстрированный справочник бойцов . МБИ Паб. ISBN  978-0-7603-1343-5 . Проверено 3 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ Jump up to: а б с Леонард, Барри (январь 2011 г.). История стратегической и противоракетной обороны: Том II: 1956–1972 гг . ДИАНА. стр. 109–114, 259–262. ISBN  978-1-4379-2131-1 . Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Туполев Ту-28» . Russiafile.com. Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2010 г.
  6. ^ Дэвид Вудс; Дэвид М. Харланд (январь 2015 г.). Рецензия на книгу: НАСА «Близнецы» 1965–1966 (все миссии, все модели): Взгляд на космический корабль НАСА «Близнецы», предшественник Аполлона и ключ к Луне (PDF) . Издательство Хейнс, Великобритания. ISBN  978-0-85733-421-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июля 2021 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  7. ^ Младенов, Александр (20 апреля 2017 г.). «Советские истребители холодной войны» . Фонтхилл Медиа . Проверено 29 января 2019 г. - через Google Книги.
  8. ^ «AviationsMilitaires.net — Котлас-Саватия (Россия)» . www.aviationsmilitaires.net . Архивировано из оригинала 26 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
  9. ^ Jump up to: а б Воздушная война: Международная энциклопедия . Санта-Барабара (Калифорния): ABC-Clio. 2002. ISBN  978-1-57607-345-2 . Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
  10. ^ Роблин, Себастьян (1 апреля 2017 г.). «Российский сверхразмерный истребитель Ту-128: сверхзвуковой убийца B-52» . Национальный интерес . Архивировано из оригинала 28 января 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «WWW.АВИАЦИЯ.РУ» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 5 марта 2011 г.
  12. ^ Колон, Рауль. «Туполев ТУ-128 Скрипач» . Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 5 марта 2011 г.
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Ту-128, на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2fb516acc36008cb3c84eb3e48f17e3c__1715468520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/3c/2fb516acc36008cb3c84eb3e48f17e3c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-28 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)