Jump to content

Tupolev Tu-2000

Ту-2000
Впечатление художника о выходе Ту-2000 на орбиту вокруг Земли
Роль гиперзвуковых технологий Демонстратор
Производитель Туполева ОКБ
Статус Отменено
Количество построенных 0
Варианты Tupolev Tu-360

Ту -2000 — планируемый гиперзвуковой летный экспериментальный самолет, разработанный Туполева ОКБ . Он предназначался для отработки технологий одноступенчатого выводимого на орбиту аэрокосмического самолета, а также межконтинентального бомбардировщика Ту-360 .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Разработка Ту-2000 началась в 1986 году как советский ответ на проект Х-30 в США . [1] После распада Советского Союза Россия взяла на себя этот проект и реализовывала его до 1992 года, когда он был приостановлен из-за нехватки средств. [2]

Демонстратор экспериментальной технологии должен был бы весить 70–90 тонн (150 000–200 000 фунтов) и иметь длину 60 м (196 футов), а одноступенчатый вывод на орбиту - 210–280 тонн (460 000–620 000 фунтов). ) и доставил максимальную полезную нагрузку 10 тонн (22 000 фунтов) на околоземные орбиты высотой 200–400 км (120–250 миль). [3]

Работа над проектом началась в 1970-х годах. ОКБ Туполева приступило к разработке аэрокосмического самолета со стартовой массой около 300 тонн (660 000 фунтов). Рассматривались различные способы движения, такие как жидкостный ракетный двигатель на твэлах , авиационная ядерная двигательная установка , плазменный двигатель или ионный двигатель .

Причиной появления советской ПВО стало появление американского космического корабля «Шаттл» . Работы активизировались в 1981 году. Через три года была предложена аэрокосмическая система на основе одноступенчатого орбитального самолета с жидкостным ракетным двигателем, который мог запускаться как с земли, так и с авианосцев . Однако для повышения эффективности и увеличения запаса топлива вскоре был принят вариант с комбинированной силовой установкой из турбореактивного двигателя , прямоточного воздушно-реактивного двигателя и жидкостного ракетного двигателя , ставший прототипом Ту-2000.

Самолет проектировался как бесхвостый , имел двигатель и треугольное крыло низкого удлинения, расположенное под фюзеляжем . Ядром конструкции стала силовая установка, в состав которой входили:

  • 4 ТРД в хвостовой части фюзеляжа;
  • 1 основной разгонный широкодиапазонный ПВРД (расположен в хвостовой части фюзеляжа);
  • 2 жидкостных ракетных двигателя для маневрирования в вакууме (установлены между турбореактивными двигателями).

Большое количество двигателей требовалось для оптимизации эффективности на разных режимах полета. Большую часть объёма самолёта занимали баки с жидким водородным топливом . Экипаж из двух человек размещался в носовой части фюзеляжа. Автоматическая система спасения экипажа должна была обеспечить путь эвакуации на всех высотах. Носовая часть, включая рубку, была разъемной. Рассматривались два варианта спасения: спасение на парашюте из кабины и катапультное кресло .

Радио- и электронное оборудование располагалось за кабиной экипажа. носовую стойку шасси В этом же отсеке убрали . В средней и задней частях фюзеляжа располагались топливные баки с жидким водородом. Баллон с жидким кислородом, питающий окислитель для ракетных двигателей, располагался в хвостовой части фюзеляжа. Жидкий водород использовался в качестве топлива для всех двигателей и поступал из единой топливной системы .

Самолет был спроектирован с трехстоечным шасси . Передняя передача имела сдвоенные колеса небольшого диаметра с шинами высокого давления. Основные стойки шасси должны были быть одноколесными, убирающимися в отсеки фюзеляжа.

ВКС [ нужны разъяснения ] должен был взлетать со стандартных взлетно-посадочных полос длиной до 3 км (1,9 мили), возвращаться на дозвуковую скорость после взлета для достижения заданной начальной точки разгона и перед посадкой для захода на заданный аэродром ; выполнять полеты по смене аэродромной базы, быстро выполнять разгон до заданной скорости и высоты, включая выход на круговую орбиту ; выполнять несколько орбитальных маневров ; совершить автономный орбитальный полет продолжительностью до суток; выполнять крейсерский полет в атмосфере с гиперзвуковыми скоростями , выполнять торможение с замедлением при возвращении с орбиты; в процессе разгона до орбитальных параметров и в процессе снижения выполнять маневрирование для прохождения заданного маршрута и выхода на заданную орбиту и заданный аэродром; изменить самолет орбитального полета.

Ускорению работ способствовала информация о проекте Rockwell X-30 , демонстраторе технологий США для проекта Национального аэрокосмического самолета (NASP). В 1986 году были изданы два постановления правительства о разработке аналогичного проекта. 1 сентября того же года Минобороны вышло техническое задание на одноступенчатую многоразовую видеоконференцсвязь, способную решать задачи в атмосфере и ближнем космосе и осуществлять высокоскоростные межконтинентальные трансатмосферные перевозки.

Проект планировалось реализовать в два этапа:

  1. Создание самолета Ту-2000А с полетной массой 70–90 тонн (150 000–200 000 фунтов) и скоростью 6 Маха на высоте 30 км (98 000 футов). ВКС должен был иметь длину 60 м (200 футов); с размахом крыла 14 м (46 футов); 70 градусов и стреловидность передней кромки крыла .
  2. Второй этап предполагал различные варианты реализации: Ту-2000Б, МВКС и гиперзвуковой авиалайнер.
  • Ту -2000Б представлял собой двухместный бомбардировщик с дальностью полета 10 000 км (5 400 морских миль) и взлетной массой 350 тонн (770 000 фунтов). Шесть двигателей обеспечивали скорость 6 Маха на высоте 30 км (19 миль).
  • Версия МВКС должна была иметь взлетную массу 260 тонн (570 000 фунтов), потолок полета более 60 км (200 000 футов) и скорость 15–25 Маха. Он будет нести груз массой 8–10 тонн (18 000–22 000 фунтов) на орбиту высотой 200 км (110 морских миль).
  • Детальная проработка предложения по гиперзвуковому лайнеру не проводилась, поскольку оно не считалось приоритетным.

К моменту распада СССР проект шел полным ходом. Перестройка привела к снижению стоимости проекта. Однако к декабрю 1991 года многие элементы конструкции уже были изготовлены: силовая коробка крыла из никелевого сплава , часть фюзеляжа, криогенные топливные баки и композитные топливопроводы. [1] Для сравнения: в то время американский проект X-30 застрял на попытке построить секцию фюзеляжа из титанового сплава. Ту-2000 могли построить к 2000 году, но обстоятельства изменились.

Из-за отсутствия финансирования летом 1992 года проект был рассекречен и его пришлось перевести на коммерческую основу. Макет МВКС был представлен на выставке Мосаэрошоу-92 . Высшее руководство страны обещало поддержать проект по поднятию престижа страны, но ничего не сделало. Вскоре финансирование вообще было прекращено.

В ценах 1995 года стоимость строительства одного Ту-2000 оценивалась в 450 миллионов долларов, а стоимость опытно-конструкторских работ - в 5,29 миллиарда долларов. При темпе 20 пусков в год стоимость одного пуска должна была составить 13,6 млн долларов. При адекватном финансировании проект можно было завершить за 13–15 лет, но в 1993 году Ту-2000 сняли.

Технические характеристики (Одноступенчатая конструкция вывода на орбиту)

[ редактировать ]

Данные из [3]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 25 Маха (на орбите).
  1. ^ Jump up to: а б Уэйд, Марк. «Ту-2000» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 8 декабря 2019 г. Разработка этого советского аналога американского одноступенчатого ГПВРД Х-30 началась в 1986 году.
  2. ^ " Ту-2000 ", astronautix.com , дата обращения 24 апреля 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б Гордон и Комиссаров, 2013. Нелетающие крылья . Бирмингем: Издательство Ian Allan Publishing. п. 75
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96a90860911132665bb9940f9670a1a6__1673560860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/a6/96a90860911132665bb9940f9670a1a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-2000 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)