Petlyakov Pe-8
8-го числа | |
---|---|
![]() | |
Роль | Тяжелый бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнерская группа | Petlyakov OKB |
Первый полет | 27 декабря 1936 г. |
Введение | 1940 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Произведено | 1936–1944 |
Количество построенных | 93 |
Петляков Пе-8 ( русский : Петляков Пе-8 ) — советский тяжёлый бомбардировщик, спроектированный перед Второй мировой войной , и единственный четырёхмоторный бомбардировщик, построенный СССР во время войны. Произведенный в ограниченном количестве, он использовался для бомбардировки Берлина в августе 1941 года. Он также использовался для так называемых «моральных рейдов», призванных поднять дух советского народа путем выявления уязвимых мест Оси . Однако его основной задачей было нападение на немецкие аэродромы, железнодорожные станции и другие тыловые объекты в ночное время, хотя один из них использовался для перевозки наркома иностранных дел (министра иностранных дел) Вячеслава Молотова из Москвы в Соединенные Штаты в 1942 году.
Первоначально обозначенный как ТБ-7 , самолет был переименован в Пе-8 после того, как его главный конструктор Владимир Петляков погиб в авиакатастрофе в 1942 году. Проблемы с поставками осложняли производство самолетов, а у Пе-8 также были проблемы с двигателем. Как советские средства повышения боевого духа, они также были ценной целью для . летчиков-истребителей Люфтваффе Уровень потерь этих самолетов, будь то из-за механических неисправностей, дружественного огня или боевых действий, увеличился вдвое в период с 1942 по 1944 год.
К концу войны большая часть уцелевших самолетов была выведена из боевых частей. После войны некоторые из них были модифицированы в транспортные средства для важных чиновников, а некоторые использовались в различных советских программах испытаний. Некоторые поддерживали советские операции в Арктике до конца 1950-х годов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработка Пе-8 началась в июле 1934 года, когда ВВС СССР выдали требования на самолет для замены устаревшего и громоздкого тяжелого бомбардировщика Туполева ТБ-3 . Эти требования предусматривали бомбардировщик, который мог нести 2000 кг (4400 фунтов) бомб на расстояние 4500 км (2800 миль) со скоростью более 440 км / ч (270 миль в час) на высоте 10 000 метров (32 808 футов), что в два раза превышало дальность, скорость и практический потолок ТБ-3. [1] Задача была поручена Туполева ОКБ ( ОКБ ), где Андрей Туполев передал работу коллективу под руководством Владимира Петлякова, и проект получил внутреннее обозначение АНТ-42. Получившийся самолет, четырехмоторный свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла , первоначально получил обозначение ВВС как ТБ-7 ( русский : Тяжёлый Бомбардировщик , Тяжёлый Бомбардировщик — Тяжелый бомбардировщик) и был больше обязан обтекаемой конструкции Туполева СБ, чем к блочной конструкции ТБ-3. [2]
Бомбардировщик был построен в основном из дюралюминия , с двумя стальными лонжеронами в крыльях, хотя элероны были обтянуты тканью. фюзеляж грушевидной формы Монокок- требовал, чтобы пилоты сидели тандемом, смещенным влево. В прототипе место для пятого двигателя, вспомогательного Климова М-100 , было зарезервировано внутри фюзеляжа, в обтекателе над лонжеронами крыла и позади пилотов. Он предназначался для привода нагнетателя , подававшего сжатый воздух к двигателям Микулина АМ-34ФРН , с установкой, получившей обозначение АЦН-2 ( русский : Агрегат центральново наддува - Центральный наддув), идея, впервые предложенная в 1918 году компанией Zeppelin-Staaken. фирмы в Германской империи Люфтваффе Третьего рейха Do 217P и Hs 130E и далее доработан для экспериментальных бомбардировщиков . В последующих моделях Пе-8 отсутствовал внутренний двигатель и предусматривались места для бортинженера и радиста позади и под пилотами. Бомбардир сидел в носовой части и управлял башней, вооруженной 20-миллиметровым (0,79 дюйма) пулеметом. Пушка ШВАК , прикрывавшая впереди конус 120°. Из-под носа выступал выступающий подбородок, прозванный «бородой». Спинной наводчик сидел в задней части обтекателя АЦН со сдвижным капотом, закрывавшим 7,62-миллиметровый (0,30 дюйма) пулемет ШКАС и еще один ШКАС, установленный в подфюзеляжном люке. устанавливались пушки ШВАК с ручным управлением Хвостовой стрелок имел турель с приводом от ШВАК и, что самое необычное, в задней части каждой внутренней мотогондолы . Члены экипажа имели доступ к этим позициям через крыло или через люк в верхней поверхности крыла. Большие внутренние стойки бомбового отсека вмещали до 4000 кг (8800 фунтов) бомб; На внешних стойках под каждым крылом размещалась по одной 500-килограммовой (1100 фунтов) бомбе ФАБ-500 ( «Фугасная авиабомба» - фугасная бомба). [3] [4] [5]
Первый полет невооруженного прототипа, пилотируемого М.М. Громовым и без установки АЦН, произошел на Ходынском аэродроме 27 декабря 1936 года. [6] После успешных первоначальных испытаний в августе 1937 года система АЦН была выставлена на государственные приемочные испытания, а в ходе испытаний были установлены двигатели АМ-34РНБ. [7] Громов сообщил, что руль направления неэффективен, а внешние двигатели перегрелись. Последующие испытания в аэродинамической трубе выявили проблемы с аэродинамикой радиаторов и гондол. Для решения этой проблемы радиаторы внешних двигателей были перенесены в глубокие воздуховоды под внутренними гондолами. Пе-8 теперь имел только два выраженных воздухозаборника радиатора, по одному под каждым внутренним двигателем, каждый из которых был общим как для внутреннего, так и для внешнего двигателей, что было одной из отличительных и уникальных особенностей самолета. Руль направления также был увеличен и переработан с гладкой обшивкой. [8]
Строительство второго прототипа началось в апреле 1936 года с учетом опыта работы с первым самолетом и отзывов ВВС. Конструкторы расширили фюзеляж на 100 мм (3,9 дюйма); «борода» также была расширена, а хвостовая часть была модифицирована, чтобы уменьшить сопротивление и улучшить работу руля направления. Модернизированная система управления включала автопилот, а инженеры переработали части электрической системы. Двигатели заменили на более мощные АМ-34ФРНВ, а на планер установили модернизированную ходовую часть. Два дополнительных топливных бака увеличили дальность полета корабля. Оборонительное и наступательное вооружение было пересмотрено, а вооружение бомбардировщика расширилось до спаренных пушек ШКАС в носовой части, барбетов гондол и хвостовых турелей, а также спинной башни с ШВАК; в этой конструкции исключена брюшная пушка. Бомбоотсек был модифицирован, чтобы можно было одну бомбу ФАБ-5000 массой 5000 кг (11000 фунтов), а также были добавлены приспособления для размещения дозаторов отравляющих газов ВАП-500 или ВАП-1000 под крыльями. нести [8]
Аресты Туполева и Петлякова в октябре 1937 года, во время Великой чистки , сорвали программу, и второй прототип совершил свой первый полет только 26 июля 1938 года. [9] Хотя этот прототип и послужил основой для серийного самолета, в вооружение вносились дальнейшие модификации. Новое вооружение включало выдвижной ШВАК в спинной башне МВ-6, еще один ШВАК в хвостовой турели КЭБ и 12,7-миллиметровый (0,50 дюйма) Березин УБТ пулемет в каждой барбете ШУ в каждой внутренней мотогондоле на нижней стороне крыла. прикрывая нижнюю заднюю дугу огня слева и справа соответственно. Еще один топливный бак еще больше увеличил дальность полета, а «борода» была полностью удалена и заменена более обтекаемой носовой частью. [9] Разрешение на производство было медленным по нескольким причинам, включая Великую чистку, а также из-за нехватки ресурсов и нехватки рабочих. Хотя производственные мощности Казанского завода № 124 были готовы еще в 1937 году, приказ о начале работы был дан лишь в 1939 году. [7]
Проблемы с производством и поставками
[ редактировать ]Проблемы с двигателем усложняли конструкцию самолета. Производство нагнетателей АЦН организовать системно не удалось и ими были оснащены только первые четыре Пе-8. В начале 1940 года завод № 124 остановил производство Пе-8, пока оценивались альтернативные двигатели. Где-то в огромной советской цепочке командования было принято решение отказаться от нагнетателей. Отсутствие двигателя Климова М-100 установки АЦН-2 потребовало изменения конструкции, хотя эта модификация позволяла перевозить на его месте командира и радиста. [9] Затем, что еще больше усугубило проблему, производство двигателей АМ-34ФРНВ прекратилось во второй половине 1939 года. Ими были оснащены только два или четыре Пе-8. Восемнадцать самолетов, выпущенных к концу 1940 года, были оснащены двигателями АМ-35А. [10]

В 1940 году шесть самолетов без двигателей были оснащены двигателями Микулина АМ-35 А, при этом чиновники ВВС провели оценку как Чаромского АЧ-30 , так и Чаромского М-40 авиационных дизелей . В 1941 году по меньшей мере девять Пе-8 были оснащены дизельными двигателями, но ни АЧ-30, ни М-40 не были полностью удовлетворительными, несмотря на значительное увеличение дальности полета самолета. Все уцелевшие Пе-8 к концу 1941 года были переоборудованы на АМ-35А. Производство продолжалось медленно на заводе № 124; большая часть ресурсов завода была направлена на создание высокоприоритетного «Петляков Пе-2» легкого бомбардировщика . В то время большая часть этих самолетов, переименованных в Пе-8 после гибели Петлякова в авиакатастрофе Пе-2 12 января 1942 года, была построена с снятыми с производства двигателями АМ-35А. [11]
мощностью 1380 кВт (1850 л.с.) Радиальный двигатель Швецова АШ-82 был предложен в качестве замены для устранения нехватки двигателей, и эта модификация была запущена в производство в конце 1942 года. Выхлопная система АШ-82 не была совместима с пушкой. турели в задней части мотогондол и пушки были сняты, что снизило обороноспособность самолета. В конце 1943 года носовую башню удалили в пользу ручного пулемета ШКАС в более обтекаемой носовой части. [12] Эта версия самолета имела почти такую же дальность полета, как и версии с дизельным двигателем, но надежность была значительно улучшена. Всего было выпущено 93 Пе-8. [13]
Последние Пе-8 были построены в 1944 году как Пе-8ОН ( Особово назначения — Особое задание) с двигателями Чаромского АЧ-30Б и галтелью в основании вертикального стабилизатора. Это были специальные VIP-транспорты на двенадцать мест и грузоподъемностью 1200 кг (2600 фунтов). [14] Источники расходятся во мнениях относительно того, было ли вывезено вооружение, а если и было, то частично или полностью. [15]
Операционная история
[ редактировать ]Использование в военное время
[ редактировать ]Когда 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , только 2-я эскадрилья 14-го тяжелобомбардировочного авиаполка ( ТБАП ), базировавшаяся в Борисполе, [16] был оснащен Пе-8, но к бою не был готов. [17] [18] Два из девяти Пе-8 были уничтожены ударами немецкой авиации вскоре после начала войны, прежде чем Пе-8 были выведены из зоны досягаемости немецких бомбардировщиков в Казань. Сталин приказал преобразовать эскадрилью в полк и нанести удары по целям в глубине территории Германии. Теоретически эта тактика повысит моральный дух Советского Союза, продемонстрировав уязвимость врага. 29 июня эскадрилья была переименована в 412-й ТБАП и приступила к подготовке к выполнению задач на большие расстояния. [16] Примерно 27 июля он был снова переименован, на этот раз в 432-й ТБАП. [19] Вечером 10 августа восемь Пе-8 с двигателями М-40 из 432-го ТБАП в сопровождении ермолаевских Ер-2 из 420-го дальнебомбардировочного авиационного полка (ДБАП) предприняли попытку бомбить Берлин с аэродрома Пушкино под Ленинградом . Один тяжелонагруженный Пе-8 разбился сразу при взлете, после того как у него отказал двигатель. Только четверым удалось добраться до Берлина или его окраин, и из них только двое вернулись на свою базу. Остальные приземлились в других местах или совершили аварийную посадку в Финляндии и Эстонии . Самолет командира 81-й дальнебомбардировочной дивизии комбрига Михаила Водопьянова , к которому принадлежали оба полка, был по ошибке атакован И-16 Поликарпова советской морской авиации над Балтийским морем и потерял двигатель; позже, прежде чем он смог добраться до Берлина, немецкая зенитная артиллерия пробила топливный бак. Он совершил аварийную посадку своего самолета на юге Эстонии. [20] Еще пять Пе-8 были потеряны в ходе операции, во многом из-за ненадежности М-40. [21] Только за август было потеряно семь Пе-8, что сделало полк неэффективным. В этот период уцелевшие самолеты были переоборудованы на АМ-35А, что дало им меньшую дальность полета, но более надежный двигатель. [22]
К 1 октября 1941 года полк насчитывал четырнадцать Пе-8, пополнившись новыми самолетами с завода. [17] Оставшуюся часть года он провел, проводя ночные рейды на Берлин, Кенигсберг , Данциг , а также оккупированные немцами города Советского Союза. полк был переименован в 746-й отдельный авиационный полк дальнего действия ( ) . ОАПДД 3 декабря [19] Через два дня после этого назначения не было зарегистрировано ни одного самолета, но 18 марта 1942 года в наличии было одиннадцать. [17] Зимой 1941–42 полку было поручено разрушение железнодорожного моста через реку Волга , недалеко от Калинина . В апреле 1942 года один самолет перевез дипломатический персонал и почту прямым рейсом из Москвы в Великобританию. [22] Это был пробный рейс для полета советского министра иностранных дел Молотова и его делегации из Москвы в Лондон , а затем в Вашингтон и обратно для переговоров об открытии второго фронта против нацистской Германии (19 мая – 13 июня 1942 г.). На обратном пути самолет без происшествий пересек воздушное пространство, контролируемое Германией. [23] С августа 1941 по май 1942 года полк совершил 226 боевых вылетов и сбросил 606 тонн (596 длинных тонн; 668 коротких тонн) бомб. В ходе этих вылетов они потеряли 14 бомбардировщиков, пять — в боях, остальные — из-за неисправности двигателей. В качестве пополнения полк получил 17 Пе-8. [22] На 1 мая 1942 года в наличии было шестнадцать самолетов, но два месяца спустя их число увеличилось только до семнадцати; полк терял самолеты почти так же быстро, как их заменяли. [17]
The 890th Long-Range Aviation Regiment ( Russian : Avia Polk Dahl'nevo Deystviya —APDD) was formed on 15 June 1942 [24] Оба полка использовались для бомбардировки удерживаемых немцами транспортных центров, в том числе Орла , Брянска , Курска и Полтавы . Темп активности увеличился, и в августе полки совершили столько же вылетов, сколько за первые десять месяцев войны. [25] Накануне советской контратаки под Сталинградом ( операции «Уран») , 8 ноября, в полках было четырнадцать Пе-8. [17] Под командованием 45-й Дальнебомбардировочной авиационной дивизии ( ) ДБАД они не участвовали в воздушных атаках Сталинграда . [26]
В 1943 году с основного аэродрома дивизии Кратово на юго-востоке Москвы полки бомбили транспортные узлы, аэродромы и места сосредоточения войск. Железнодорожная станция в Гомеле была излюбленной целью, и в период с февраля по сентябрь 1943 года полк сбросил туда около 606 тонн (596 длинных тонн; 668 коротких тонн) бомб. Неясно, были ли эти вылеты совершены только Пе-8 или в сочетание с другими самолетами. Кроме того, в апреле 1943 года полк сбросил первую бомбу ФАБ-5000 на Кенигсберг, продолжив точечные удары по целям в глубоком тылу Германии. [25] В мае 1943 года усилия были направлены на то, чтобы сорвать концентрацию немецких сил для Курской битвы . В одном из боевых вылетов вечером 4 мая 109 бомбардировщиков 45-й ДБАД нанесли удар по железнодорожному узлу в Орше, большинство из которых не были Пе-8; Немецкое командование сообщило об уничтожении 300 железнодорожных вагонов и трёх эшелонов с боеприпасами. [27]
К 1 июля полк имел 18 Пе-8 для использования на начальном этапе Курской битвы. Части дальней авиации продолжали в ночное время атаковать объекты в немецких тылах, поддерживая советское наземное наступление на Орловской дуге, получившее название «Операция Кутузов» начавшееся 12 июля . Немцы перебросили ночные истребители четвертой группы 5-го ночного истребительного авиаполка (IV./ Nachtjagdgeschwader 5 ), летавшие на самолетах Junkers Ju 88 и Dornier Do 217 , для отражения советских налетов в районе Орла . Первоначально ночные истребители были неэффективны против советских налетов, пока не были развернуты их наземные радиолокационные «глаза». После того, как немцы воспользовались своим радаром, после ночи с 17 на 18 июля, советские потери резко возросли. Хотя немцы в ту ночь совершили всего четырнадцать боевых вылетов, они заявили о восьми сбитых самолетах (конечно, на протяжении всей войны, днем или ночью, число заявленных сбитых самолетов неизбежно было значительно выше фактического числа сбитых самолетов, независимо от национальности и типа самолета). В ночь с 20 на 21 июля капитан ( Капитан ) Генрих Принц цу Сайн-Витгенштейн , командир IV./NJG 5, [28] утверждал, что сам сбил троих. [17] Фактором, возможно, стал выхлопной шлейф двигателя АШ-82; у двигателей отсутствовали пламегасящие выхлопные трубы, из-за чего их шлейф был виден издалека. [25] Несмотря на потери, 18 сентября 1943 года 746-й был переименован в 25-й гвардейский авиационный полк дальнего действия (ГАПДД) в знак признания его достижений. [19]
Снятие с боя
[ редактировать ]Потери Пе-8 по всем причинам — механическим, боевым, дружественному огню — неуклонно возрастали с одного самолета на 103 вылета в 1942 году до одного на 46 боевых вылетов в 1944 году. [29] Несмотря на потери, производство шло в ногу с потребностями. Число самолетов 45-й ДБАД продолжало расти; 20 находились в наличии 1 января 1944 года и 30 — 1 июня. [17] В 1944 году Пе-8 совершили 276 боевых вылетов по таким объектам, как Хельсинки , Таллинн и Псков . Историк авиации Ефим Гордон утверждает, что свой последний вылет Пе-8 совершил в ночь с 1 на 2 августа 1944 года. [29] но Статистический сборник ВВС противоречит этому утверждению, показывая, что в составе 45-го ДБАД на 1 января 1945 г. находился 31 Пе-8, а на 10 мая 1945 г. - 32. [17] Однако в этот период в составе 45-й ДБАД было всего три полка, ни один из которых не использовал Пе-8 в качестве основного самолета, поэтому, хотя в 45-й ДБАД могли быть Пе-8, они, возможно, не использовались в качестве основного боевого самолета. . [30]
890-й полк начал летать на ленд-лизовских B-25 Mitchells весной 1944 года и 26 декабря 1944 года был переименован в 890-й бомбардировочный авиационный полк. [24] 362-й АППД был сформирован в начале 1944 года из четырех Пе-8, полученных от двух других полков, но они были возвращены весной 1944 года, когда полк начал переоборудоваться в ленд-лизовские «Митчеллы». [31]
Послевоенное использование
[ редактировать ]После войны Пе-8 широко использовался в качестве испытательного стенда для испытаний советских модификаций немецкой летающей бомбы Фау-1 и получил обозначение Пе-8ЛЛ для испытаний прототипа поршневого двигателя. Он также использовался в качестве базового корабля для экспериментального ракетного двигателя « Бисноват-5» в 1948–49. [14] Аэрофлот получил несколько уцелевших Пе-8 для полярных исследований. С них сняли военную технику, установили дополнительные топливные баки, выкрасили в оранжевый цвет, а двигатели модернизировали до АШ-82ФН или АШ-73 Швецова . Один приземлился на Северном полюсе в 1954 году. [15] и другие помогали контролировать дрейфующие ледовые станции НП-2, НП-3 и НП-4 в конце 1950-х годов. [14]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Пе-8/АМ-35А)
[ редактировать ]Данные Гордона, Советская авиация во Второй мировой войне , стр. 398
Общие характеристики
- Экипаж: 11 человек
- Длина: 23,2 м (76 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 39,13 м (128 футов 5 дюймов)
- Высота: 6,2 м (20 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 188,66 м 2 (2030,7 кв. футов)
- Профиль крыла : корень: ЦАГИ-40 (19%); совет: ЦАГИ-40 (15,5%) [32]
- Вес пустого: 18 571 кг (40 942 фунта)
- Полная масса: 27 000 кг (59 525 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 35 000 кг (77 162 фунта)
- Силовая установка: 4 поршневых двигателя Микулин АМ-35А В-12 жидкостного охлаждения мощностью 999 кВт (1340 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 443 км/ч (275 миль в час, 239 узлов)
- Дальность: 3700 км (2300 миль, 2000 миль)
- Практический потолок: 9300 м (30 500 футов)
- Скорость набора высоты: 5,9 м/с (1160 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 143 кг/м 2 (29 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,140 кВт/кг (0,085 л.с./фунт)
Вооружение
- Оружие:
- 2 × 20-мм (0,8 дюйма) пушки ШВАК (спинная и хвостовая башни)
- 2 × 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета УБТ (гондолы двигателей)
- 2 × 7,62-мм (0,30 дюйма) пулемета ШКАС (носовая турель)
- Бомбы: до 5000 кг (11000 фунтов), включая бомбу ФАБ 5000 массой 5000 кг.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Авро Ланкастер
- Боинг B-17 Летающая крепость
- Боинг ХВ-15
- Хейнкель Хе 177
- Накадзима G5N
- Накадзима G8N
- Пьяджо P.108
- Короткий Стирлинг
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список бомбардировщиков
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пе-8: Последний представитель поколения , Air International , с. 80
- ^ Ганстон, Самолеты Туполева , с. 98
- ^ Ганстон, Самолеты Туполева , стр. 98–99
- ^ Ганстон, Энциклопедия Osprey , стр. 278–279.
- ^ Пе-8: Последний представитель поколения , Air International , стр. 80–81.
- ^ Ганстон, Самолеты Туполева , стр. 99–100
- ^ Jump up to: а б Гордон (2005), с. 75
- ^ Jump up to: а б Ганстон, «Самолеты Туполев» , с. 100
- ^ Jump up to: а б с Ганстон, «Самолеты Туполев» , с. 101
- ^ Гордон (2005), стр. 75–76.
- ^ Гордон (2008), стр. 393–94.
- ^ Ганстон, Энциклопедия Osprey , стр. 281
- ^ Гордон (2008), стр. 395, 398.
- ^ Jump up to: а б с Гордон (2005), с. 76
- ^ Jump up to: а б Ганстон, «Самолеты Туполев» , с. 103
- ^ Jump up to: а б 14-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк 14-й авиационный полк дальнего действия 11-й гвардейский Сталинский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия 11-й гвардейский бомбардировочный Сталинский Краснознаменный авиационный полк (на русском языке). allaces.ru. 7 июля 2008 года . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Качественный состав боевых самолетов Дальней авиации на важнейшие даты Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (на русском языке). ilpilot.narod.ru . Проверено 30 октября 2009 г.
- ^ Гордон (2008), с. 395
- ^ Jump up to: а б с 412-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк 432-й тяжелый бардировочный авиационный полк 746-й отдельный авиационный полк дальнего действия 25-й гвардейский авиационный Орловский полк дальнего действия 25-й гвардейский бомбардировочный Орловский авиационный полк (на русском языке). allaces.ru. 10 октября 2009 года . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Водопьянов Михаил Васильевич (на русском языке). Герои Советского Союза 1934–1941 гг. Архивировано из оригинала 24 ноября 2009 года . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ Бергстрем, Кристер (2007). Барбаросса — Воздушный бой: июль – декабрь 1941 г. Хершам, Суррей: Мидленд. п. 53. ИСБН 978-1-85780-270-2 .
- ^ Jump up to: а б с Гордон (2008), с. 396
- ^ Эйр Интернэшнл , с. 101
- ^ Jump up to: а б 890-й Брянский авиационный полк дальнего действия (на русском языке). allaces.ru. 22 декабря 2008 года . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Гордон (2008), с. 397
- ^ Берстром, Кристер; Диков Андрей; Антипов, Влад (2006). Черный Крест/Красная Звезда: Воздушная война на Восточном фронте . Том. 3: Всё для Сталинграда. Сундин, Клаас. Гамильтон, Монтана: Eagle Editions. ISBN 0-9761034-4-3 .
- ^ Бергстрем, с. 18
- ^ Бергстрем, с. 111
- ^ Jump up to: а б Гордон (2008), с. 398
- ^ 45-я Гомельская авиационная дивизия дальнего действия 45-я тяжелая бомбардировочная Гомельская авиационная дивизия (на русском языке). allaces.ru. 30 марта 2009 года . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ 362-й Рижский авиационный полк дальнего действия 362-й бомбардировочный Рижский авиационный полк (на русском языке). allaces.ru. 15 августа 2005 г. Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер (2007). Курск — Воздушный бой: июль 1943 года . Хершам, Суррей: Классические публикации. ISBN 978-1-90322-388-8 .
- Гордон, Ефим (2008). Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-304-4 .
- Гордон, Ефим; Ригамант, Владимир (2005). ОКБ Туполева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-214-4 .
- Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри. ISBN 1-85532-405-9 .
- Ганстон, Билл (1995). Самолет Туполева с 1922 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-882-8 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- «Пе-8: последний представитель поколения». Эйр Интернешнл . 19 (2). Бромли, Великобритания: Fine Scroll: 76–83, 101. Август 1980 г. ISSN 0306-5634 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем
- Советский бомбардировщик 1940-х годов.
- Советские тяжелые бомбардировщики времен Второй мировой войны.
- Petlyakov aircraft
- Четырехмоторный самолет-тягач
- Среднеплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1936 году.
- Самолет с дизельным двигателем
- Четырехмоторный поршневой самолет
- Стратегические бомбардировщики