Jump to content

Kharkiv KhAI-5

ХАИ-5/Р-10/ПС-5
Общая информация
Тип Моноплан-разведчик и легкий бомбардировщик
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Харьковский авиационный институт , Харьковский авиационный завод
Дизайнер
Основной пользователь Советские ВВС
Количество построенных 500+
История
Первый полет Июнь 1936 г.

Харьковский ХАИ-5 (иногда Неман Р-10 ) — советский разведывательный и лёгкий бомбардировщик , спроектированный в середине 1930-х годов в Харьковском авиационном институте (ХАИ) под руководством Иосифа Григорьевича Немана . (иногда пишется как Неман).

Разработка

[ редактировать ]

Первый прототип самолета с заводским обозначением ХАИ-5 (ХАІ-5) поднялся в воздух в июне 1936 года . Несмотря на меньшие характеристики, самолет выиграл конкурс у другого самолета-разведчика Кочеригина Р-9 и был принят в производство под военным обозначением Р-10 («Р» означало «разведчик », что по-русски означает «разведчик»). Это был современный дизайн для того времени. авиазаводах было изготовлено 493 Р-10. К началу 1940 года на Харьковском и Саратовском Первые серии показали некоторые проблемы с прорезыванием зубов, в результате чего Иосиф Неман был арестован НКВД 11 декабря 1938 года по обвинению во вредительстве и шпионаже, что было обычным явлением. обвинение в то время.

В 1938 году был испытан вариант ХАИ-5бис с двигателем М-25Э, достигший скорости 425 км/ч (264 миль в час). ХАИ-52 В 1938 году также был разработан штурмовик на базе Р-10. Он был оснащен Швецова М-63 мощностью 670 кВт (900 л.с.) звездообразным двигателем и вооружен семью пулеметами и 400-кг (880 фунтов) бомбами. Была подготовлена ​​​​серия опытной серии из 10 самолетов, но она была отменена из-за ареста Наймана.

На некоторые серийные Р-10 устанавливались более мощные двигатели Туманский М-88 , Швецов М-62 и М-63. Свыше 60 самолетов, выведенных из состава ВВС, с 1940 года использовались Аэрофлотом в качестве почтальонов под обозначением ПС-5 (ПС-5) с 3 пассажирскими местами.

Боевое применение

[ редактировать ]

Самолет поступил на вооружение ВВС СССР в 1937 году, заменив некоторые Р-5 Поликарпова . Р-10 впервые были применены в бою в советско-японской битве на Халхин-Голе в 1939 году . Затем они использовались на начальном этапе Второй мировой войны , начиная с применения при вторжении в Польшу (без боевых столкновений) и против Финляндии в Зимней войне (1939–1940). В следующий раз Р-10 были использованы в первый период германо-советской войны , после нападения Германии 22 июня 1941 года. К этому времени они устарели и понесли большие потери, как и остальная часть советских ВВС. Многие самолеты были уничтожены на земле. Их использовали как тактические разведчики, а при необходимости и как легкие бомбардировщики. Позже многие из них использовались в качестве ночных бомбардировщиков, чтобы уменьшить потери от истребителей противника. Остальные Р-10 были выведены из боевой службы в 1943 году, хотя два финских пилота заявили о своих правах на Р-10 в 1944 году.

Описание

[ редактировать ]

Самолет имел традиционную компоновку, с низко расположенным, обшитым фанерой деревянным свободнонесущим крылом. Фюзеляж имел полумонококовую конструкцию. Ходовая часть убиралась в крылья. Экипаж состоял из пилота и наблюдателя-заднего стрелка в башне с одним пулеметом. В полу наблюдательного отсека располагалась камера разведки АФА-13. Между боевыми отделениями располагались топливные баки и вертикальный бомбовый отсек . Максимальная бомбовая нагрузка составляла 300 кг (660 фунтов) (6 бомб по 50 кг (110 фунтов) или 10 бомб по 25 кг (55 фунтов)). Самолет оснащался различными вариантами звездообразных двигателей Швецова М-25 и родственных ему радиальных двигателей М-63 — разработки построенного по лицензии двигателя Wright R-1820 , который вращал цельнометаллический двухлопастной Hamilton Standard винт изменяемого шага .

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз

Варианты

[ редактировать ]
  • ХАИ-5бис - улучшенный Р-10/ХАИ-5, один экземпляр летал в начале 1939 года.
  • ХАИ-51 Альтернативное обозначение ХАИ-5бис
  • ХАИ-52 — Серийная версия ХАИ-51. Десять заказано, но производство отменено.
  • Р-10 - Серийная версия ХАИ-5.

Технические характеристики

[ редактировать ]

Данные Ганстона . [ 1 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 9,3 м (30 футов 6 дюймов)
  • Размах крыльев: 12,2 м (40 футов 0 дюймов)
  • Площадь крыла: 26,8 м 2 (288 кв. футов)
  • Вес пустого: 1823 кг (4019 фунтов)
  • Полная масса: 2515 кг (5545 фунтов)
  • Запас топлива: 260 кг (573 фунта) топлива + 30 кг (66 фунтов) масла
  • Силовая установка: 1 × Швецов М-25 (лицензионный Wright SGR-1820-F-3 Cyclone ) 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 531 кВт (712 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной Hamilton Standard. двухшаговый гребной винт

Производительность

  • Максимальная скорость: 350 км/ч (220 миль в час, 190 узлов) на уровне моря.
388 км/ч (241 миль в час) на высоте 2500 м (8202 фута)
  • Посадочная скорость: 125 км/ч (78 миль в час)
  • Дальность действия: 1450 км (900 миль, 780 миль)
  • Практический потолок: 7700 м (25300 футов)
  • Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 2 минуты 24 секунды.
5000 м (16000 футов) за 12 минут
  • Взлетная дистанция: 250 м (820 футов)
  • Посадочная дистанция: 230 м (755 футов)

Вооружение

  • Оружие:
  • 2 фиксированных передних пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (0,300 дюйма) на носовой верхней палубе
  • 1 пулемет ШКАС с ручной наводкой в ​​кормовой башне
  • Бомбы: по 50 кг (110 фунтов) во внутренних отсеках. ФАБ 50 6 бомб

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри. п. 149. ИСБН  1-85532-405-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c694a433b639ce40d2fd271adebb3f60__1725747720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/60/c694a433b639ce40d2fd271adebb3f60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kharkiv KhAI-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)