Kharkiv KhAI-5
ХАИ-5/Р-10/ПС-5 | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Моноплан-разведчик и легкий бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Харьковский авиационный институт , Харьковский авиационный завод |
Дизайнер | |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Количество построенных | 500+ |
История | |
Первый полет | Июнь 1936 г. |
Харьковский ХАИ-5 (иногда Неман Р-10 ) — советский разведывательный и лёгкий бомбардировщик , спроектированный в середине 1930-х годов в Харьковском авиационном институте (ХАИ) под руководством Иосифа Григорьевича Немана . (иногда пишется как Неман).
Разработка
[ редактировать ]Первый прототип самолета с заводским обозначением ХАИ-5 (ХАІ-5) поднялся в воздух в июне 1936 года . Несмотря на меньшие характеристики, самолет выиграл конкурс у другого самолета-разведчика Кочеригина Р-9 и был принят в производство под военным обозначением Р-10 («Р» означало «разведчик », что по-русски означает «разведчик»). Это был современный дизайн для того времени. авиазаводах было изготовлено 493 Р-10. К началу 1940 года на Харьковском и Саратовском Первые серии показали некоторые проблемы с прорезыванием зубов, в результате чего Иосиф Неман был арестован НКВД 11 декабря 1938 года по обвинению во вредительстве и шпионаже, что было обычным явлением. обвинение в то время.
В 1938 году был испытан вариант ХАИ-5бис с двигателем М-25Э, достигший скорости 425 км/ч (264 миль в час). ХАИ-52 В 1938 году также был разработан штурмовик на базе Р-10. Он был оснащен Швецова М-63 мощностью 670 кВт (900 л.с.) звездообразным двигателем и вооружен семью пулеметами и 400-кг (880 фунтов) бомбами. Была подготовлена серия опытной серии из 10 самолетов, но она была отменена из-за ареста Наймана.
На некоторые серийные Р-10 устанавливались более мощные двигатели Туманский М-88 , Швецов М-62 и М-63. Свыше 60 самолетов, выведенных из состава ВВС, с 1940 года использовались Аэрофлотом в качестве почтальонов под обозначением ПС-5 (ПС-5) с 3 пассажирскими местами.
Боевое применение
[ редактировать ]Самолет поступил на вооружение ВВС СССР в 1937 году, заменив некоторые Р-5 Поликарпова . Р-10 впервые были применены в бою в советско-японской битве на Халхин-Голе в 1939 году . Затем они использовались на начальном этапе Второй мировой войны , начиная с применения при вторжении в Польшу (без боевых столкновений) и против Финляндии в Зимней войне (1939–1940). В следующий раз Р-10 были использованы в первый период германо-советской войны , после нападения Германии 22 июня 1941 года. К этому времени они устарели и понесли большие потери, как и остальная часть советских ВВС. Многие самолеты были уничтожены на земле. Их использовали как тактические разведчики, а при необходимости и как легкие бомбардировщики. Позже многие из них использовались в качестве ночных бомбардировщиков, чтобы уменьшить потери от истребителей противника. Остальные Р-10 были выведены из боевой службы в 1943 году, хотя два финских пилота заявили о своих правах на Р-10 в 1944 году.
Описание
[ редактировать ]Самолет имел традиционную компоновку, с низко расположенным, обшитым фанерой деревянным свободнонесущим крылом. Фюзеляж имел полумонококовую конструкцию. Ходовая часть убиралась в крылья. Экипаж состоял из пилота и наблюдателя-заднего стрелка в башне с одним пулеметом. В полу наблюдательного отсека располагалась камера разведки АФА-13. Между боевыми отделениями располагались топливные баки и вертикальный бомбовый отсек . Максимальная бомбовая нагрузка составляла 300 кг (660 фунтов) (6 бомб по 50 кг (110 фунтов) или 10 бомб по 25 кг (55 фунтов)). Самолет оснащался различными вариантами звездообразных двигателей Швецова М-25 и родственных ему радиальных двигателей М-63 — разработки построенного по лицензии двигателя Wright R-1820 , который вращал цельнометаллический двухлопастной Hamilton Standard винт изменяемого шага .
Операторы
[ редактировать ]Варианты
[ редактировать ]- ХАИ-5бис - улучшенный Р-10/ХАИ-5, один экземпляр летал в начале 1939 года.
- ХАИ-51 Альтернативное обозначение ХАИ-5бис
- ХАИ-52 — Серийная версия ХАИ-51. Десять заказано, но производство отменено.
- Р-10 - Серийная версия ХАИ-5.
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Ганстона . [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 9,3 м (30 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 12,2 м (40 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 26,8 м 2 (288 кв. футов)
- Вес пустого: 1823 кг (4019 фунтов)
- Полная масса: 2515 кг (5545 фунтов)
- Запас топлива: 260 кг (573 фунта) топлива + 30 кг (66 фунтов) масла
- Силовая установка: 1 × Швецов М-25 (лицензионный Wright SGR-1820-F-3 Cyclone ) 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 531 кВт (712 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной Hamilton Standard. двухшаговый гребной винт
Производительность
- Максимальная скорость: 350 км/ч (220 миль в час, 190 узлов) на уровне моря.
- 388 км/ч (241 миль в час) на высоте 2500 м (8202 фута)
- Посадочная скорость: 125 км/ч (78 миль в час)
- Дальность действия: 1450 км (900 миль, 780 миль)
- Практический потолок: 7700 м (25300 футов)
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 2 минуты 24 секунды.
- 5000 м (16000 футов) за 12 минут
- Взлетная дистанция: 250 м (820 футов)
- Посадочная дистанция: 230 м (755 футов)
Вооружение
- Оружие:
- 2 фиксированных передних пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (0,300 дюйма) на носовой верхней палубе
- 1 пулемет ШКАС с ручной наводкой в кормовой башне
- Бомбы: по 50 кг (110 фунтов) во внутренних отсеках. ФАБ 50 6 бомб
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список межвоенных военных самолетов
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри. п. 149. ИСБН 1-85532-405-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Неман Р-10 (ХАИ-5) . Уголок неба (in Russian) . Retrieved 27 February 2011 .
- Советский бомбардировщик 1930-х годов.
- Советский военный самолет-разведчик 1930-х годов.
- Советские средние бомбардировщики времен Второй мировой войны.
- Советский самолет-разведчик времен Второй мировой войны.
- Самолеты Харьковского авиационного института
- Одномоторный самолет-тягач
- Самолет совершил первый полет в 1936 году.
- Харьковский авиационный завод самолетов