Кондиционер DH.9A
ДХ.9А | |
---|---|
![]() | |
Кондиционер DH9A | |
Роль | Легкий бомбардировщик /Общего назначения |
Производитель | Кондиционер |
Первый полет | Март 1918 г. |
Введение | 1918 |
Ушедший на пенсию | 1931 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Советские ВВС Королевские ВВС Австралии |
Количество построенных | 1997 + 2400+ за 1 р. |
Разработано на основе | Кондиционер DH.9 |
Варианты | Вестлендский морж де Хэвилленд DH.15 |
Airco DH.9A — британский одномоторный лёгкий бомбардировщик, который был спроектирован и впервые использован незадолго до окончания Первой мировой войны . Это было развитие неудачного бомбардировщика Airco DH.9 , отличавшееся усиленной конструкцией и, что особенно важно, заменой маломощного и ненадежного рядного 6-цилиндрового двигателя Siddeley Puma DH.9 на американский двигатель V-12 Liberty .
В просторечии известный как «Нинак» (от фонетического алфавита обозначения «девять-А»), он в большом количестве служил в Королевских ВВС после окончания войны как дома, так и за рубежом, где он использовался. для колониальной полиции на Ближнем Востоке и окончательно снят с вооружения в 1931 году. В Советском Союзе было построено более 2400 экземпляров нелицензионной версии Поликарпова Р-1 , этот тип служил стандартным советским легким бомбардировщиком и самолетом-разведчиком в 1920-е годы. .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]DH.9A планировался как улучшенная версия существующего Airco DH.9 . DH.9 разочаровал из-за недостаточной производительности и ненадежности двигателей, и для решения этой проблемы в DH.9A пришлось использовать более мощный двигатель. Поскольку двигатель Rolls-Royce Eagle, использованный в успешном DH.4, был недоступен в достаточных количествах, вместо него был выбран новый американский двигатель Liberty мощностью 400 л.с. (300 кВт) .
Поскольку компания Airco была занята разработкой двухмоторного бомбардировщика Airco DH.10 Amiens , детальное проектирование выполнила компания Westland Aircraft . DH.9 получил новые крылья с увеличенным размахом и усиленную конструкцию фюзеляжа. [ 1 ]
Первый прототип поднялся в воздух в марте 1918 года на автомобиле Rolls-Royce Eagle, поскольку двигателей Liberty еще не было. [ 2 ] Прототип оказался успешным: первый DH.9A с двигателем Liberty поднялся в воздух 19 апреля 1918 года, а поставки в Королевские ВВС начались в июне. [ 3 ] К концу войны было заказано в общей сложности 2250 DH.9A, из которых к концу года было построено 885 единиц. Поскольку было решено, что DH.9A будет стандартным типом в послевоенных ВВС Великобритании, большинство невыполненных заказов было выполнено: 1730 самолетов было построено по контрактам военного времени до прекращения производства в 1919 году.
Хотя существующие самолеты подвергались программе ремонта, в 1925–26 годах был заключен ряд небольших контрактов на новое производство DH.9A. В результате этих контрактов было построено еще 268 DH.9A. Новые серийные и отремонтированные самолеты включали в себя партии учебно-тренировочных самолетов с двойным управлением , а также шесть самолетов с двигателями Napier Lion мощностью 465 л.с. (347 кВт) , которые были способны развивать максимальную скорость 144 миль в час (232 км/ч).
Советский Союз построил большое количество нелицензионной копии DH.9A, R-1 . После производства 20 экземпляров DH.4, за ними последовали около 200 экземпляров DH.9 с двигателем Mercedes D.IV (также обозначенным R-1) и еще 130 экземпляров с двигателем Siddeley Puma (обозначаемым R-2). , копия DH.9A с двигателем М-5, советская копия DH.9A Liberty, запущенная в производство в 1924 году. [ 4 ] Поликарпов Р-4 представлял собой модификацию Р-1, в которой двигатель был опущен и сдвинут вперед на 140 мм (5,5 дюйма), чтобы улучшить как обзорность вперед, так и положение центра тяжести. Форма носа была улучшена за счет обтекателя и установки выдвижного подфюзеляжного радиатора. Общая длина была увеличена на 389 мм (15,3 дюйма). Посадочные опоры были заменены с деревянных на стальные. Испытания показали недостаточные улучшения по сравнению с R-1, чтобы оправдать производство, но поздние R-1 включали в себя некоторые модификации. [ 5 ]
Версия для США и герметичные полеты
[ редактировать ]США также планировали принять на вооружение DH.9A в качестве замены DH.4. Опытно-конструкторские работы по американизации самолета начались на заводе Маккук Филд в Дейтоне, штат Огайо . [ 6 ] Модификации включали новую топливную систему с увеличенным запасом топлива, измененные крылья и хвостовое оперение, а также замену пулемета «Виккерс» на левом борту самолета британской постройки на пулемет «Браунинг» на правом борту. [ 7 ] [ 8 ] Планы предусматривали, что Curtiss построит 4000 модифицированных самолетов, получивших обозначение USD-9A . Этот заказ был отменен с окончанием войны, и только девять самолетов были построены компаниями McCook Field и Dayton-Wright . [ 7 ] [ 8 ] Один самолет McCook был дополнительно модифицирован закрытой герметизированной кабиной . В 1921 году летчик-испытатель лейтенант Гарольд Р. Харрис совершил первый в мире высотный полет на герметичном самолете USD-9A на аэродроме МакКук в Дейтоне, штат Огайо. [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]DH.9A поступил на вооружение в июле 1918 года в 110-ю эскадрилью Королевских ВВС , переехав во Францию 31 августа 1918 года для службы в составе Независимых ВВС Королевских ВВС для выполнения стратегических бомбардировок. Его первая миссия была против немецкого аэродрома 14 сентября 1918 года. [ 3 ] Еще три эскадрильи начали операции на Западном фронте до перемирия: 99-я эскадрилья (также служащая в составе Независимых ВВС) заменила DH.9, а 18-я и 216-я эскадрильи заменили DH.4. [ 3 ] Несмотря на превосходные характеристики DH.9A по сравнению с DH.9, эскадрильи DH.9A понесли большие потери во время дальних бомбардировок Германии. [ 9 ] другие эскадрильи осуществляли прибрежное патрулирование из Грейт-Ярмута До конца года .
получила Корпуса морской пехоты США Северная бомбардировочная группа не менее 53 DH-9A и приступила к операциям в сентябре 1918 года. [ 10 ]
Межвоенная служба Королевских ВВС
[ редактировать ]В то время как эскадрильи, находившиеся на вооружении в конце Первой мировой войны, были быстро расформированы или переоснащены в результате послевоенного разоружения, DH.9A продолжал служить в качестве стандартного легкого бомбардировщика Королевских ВВС: в период с 1920 по 1931 год было оснащено 24 эскадрильи. как дома, так и за рубежом.
Первые послевоенные операции были проведены на юге России в 1919 году в поддержку « Белой армии » против большевиков во время Гражданской войны в России . В сентябре 1919 года военнослужащим Королевских ВВС было приказано вернуться домой, оставив свои самолеты. [ 7 ] Эскадрилья DH.9A была переброшена в Турцию в ответ на Чанакский кризис в 1922 году, но в боевых действиях не участвовала. [ 11 ]
DH.9A был одним из ключевых видов оружия, используемого Великобританией для управления территориями, находившимися под ее контролем после распада Османской империи после Великой войны. Пять эскадрилий DH.9A служили на Ближнем Востоке. [ 12 ] время от времени осуществляя бомбардировки восставших соплеменников и деревень. Под фюзеляжем был установлен дополнительный радиатор, чтобы выдерживать высокие температуры, а дополнительные контейнеры для воды и запасные части (включая запасные колеса, прикрепленные к фюзеляжу) перевозились на случай, если самолет упадет в пустыне. более тяжелые нагрузки. Несмотря на это, самолет служил успешно, а двигатель Liberty получил особую похвалу за его надежность («не хуже любого Rolls Royce») в таких суровых условиях. [ 13 ] Некоторые самолеты DH.9A также были перевезены в Индию для пополнения британской индийской армии .
Дома DH.9A продолжал находиться на регулярной службе британских ВВС до 1930 года, также входя в состав первоначального оборудования Королевских вспомогательных военно-воздушных сил (RAuxAF).
Советская служба
[ редактировать ]Р-1 и Р-2 активно использовались советскими ВВС на протяжении 1920-х годов в качестве стандартных легких бомбардировщиков и самолетов-разведчиков. Советы использовали их для поддержки китайских сил Гоминьдана в Северной экспедиции против полевых командиров в 1926–27 годах, а также против китайских войск для контроля над Китайско-Восточной железной дорогой в Маньчжурии в 1929 году. R-1 и R-2 также использовались для поддержки. операций во время восстания басмачей в Центральной Азии. [ 14 ]
Варианты
[ редактировать ]- Airco DH.9A: Оригинальная версия.
- de Havilland DH.9AJ: единственный прототип с Bristol Jupiter . двигателем
- de Havilland DH.9R: гоночный самолет с полуторапланным крылом и двигателем Napier Lion - (построен один).
- Airco DH.15 Gazelle : DH.9A с рядным двигателем BHP Atlantic, одно преобразование.
- Airco DH.16 : Гражданский транспорт с расширенным фюзеляжем, вмещающий четырех пассажиров в застекленной кабине позади пилота, который сидел в открытой кабине, построено девять. Двигатель Rolls Royce Eagle или Napier Lion.
- de Havilland DH-49 - предлагаемая модернизированная версия с двигателем Eagle IX (не построена)
- Инженерный отдел USD-9A: версия, построенная в США, построено 9 штук. Один модифицированный с гермокабиной.
- Инженерный дивизион УСД-9Б: УСД-9А с более мощным двигателем «Либерти» и крыльями большей площади. [ 7 ]
- Armstrong Whitworth Tadpole One, переоборудованный прототип трехместного военно-морского самолета-корректировщика/разведчика.
- Westland Walrus Серийная версия модификации Tadpole с двигателем Napier Lion III (построено 36 штук).

- Поликарпов Р-1 и Р-2 Копия DH.9A, построенная в Советском Союзе , первоначально на заводе «Дукс» под руководством Николая Николаевича Поликарпова . Ранние самолеты оснащались двигателями Mercedes D.IV или Armstrong Siddeley Puma , но большинство из них оснащались копией Liberty Engine М-5. С 1922 по 1932 год построено более 2400 экземпляров. [ 15 ]
- Поликарпов R-1 BMW: R-1 оснащен двигателем BMW IVa мощностью 240 л.с. (180 кВт) , построено 20 экземпляров.
- Поликарпов МР-1: двухпоплавковый вариант гидросамолета, построено 124 экземпляра.
- Поликарпов ПМ-2: прототип гидросамолета с металлическими поплавками.
- Поликарпов Р-4: Р-1 с лучшим обзором вперед и расположением центра тяжести, передний профиль очищен за счет обтекателей и выдвижного подфюзеляжного радиатора. Более прочное шасси . Никакого производства, но изменения были внесены в поздние R-1. [ 5 ]
Операторы
[ редактировать ]Афганистан
- ВВС Афганистана - Airco DH.9A и Поликарпов R-1.
- Королевские ВВС Австралии : 30 самолетов, полученных в качестве императорского подарка в 1920 году, плюс одна устаревшая замена, приобретенная в 1921 году. [ 16 ] Это был первый самолет из императорского подарка, поступивший на вооружение Австралии. [ 17 ] Самолеты находились на вооружении с 1920 по 1930 год и были заменены на Westland Wapiti . [ 18 ]
- Летная школа № 1 RAAF (22 самолета: А1-1/2/5/7-11/13-21/23/24/26/29/30)
- 1-я эскадрилья RAAF (12 самолетов: А1-4/5/7/9/12/14/20-22/25/26/28)
- 3-я эскадрилья RAAF (8 самолетов: А1-3/6/8/10/24/25/27/28)
- Центральная летная школа RAAF (4 самолета: А1-16/17/26, E8616)
Канада
Иран
Латвия
- Монгольские народные ВВС : Поликарповы Р-1 и Р-2.
Швейцария
- Швейцарские ВВС : только один самолет.
- Королевские ВВС [ 21 ]
- № 3-я эскадрилья RAF
- № 8-я эскадрилья RAF
- № 11-я эскадрилья RAF
- № 14-й эскадрильи RAF
- № 15-я эскадрилья RAF
- № 18-я эскадрилья RAF
- № 22-й эскадрильи RAF
- № 24-я эскадрилья RAF
- № 25-я эскадрилья RAF
- № 30-я эскадрилья RAF
- № 39-я эскадрилья RAF
- № 45-я эскадрилья RAF
- № 47-я эскадрилья RAF
- № 55-я эскадрилья RAF
- № 60-я эскадрилья RAF
- № 84-й эскадрильи RAF
- № 99-й эскадрильи RAF
- № 100-й эскадрильи RAF
- 110-я эскадрилья RAF
- № 205-й эскадрильи RAF
- № 207-й эскадрильи RAF
- № 207-й эскадрильи RAF
- № 221-й эскадрильи RAF
- № 273-й эскадрильи RAF
- № 501-я эскадрилья RAF
- № 600-й эскадрильи RAF
- № 601-й эскадрильи RAF
- № 602-й эскадрильи RAF
- № 603-й эскадрильи RAF
- № 604-й эскадрильи RAF
- № 605-й эскадрильи RAF
- Советские ВВС : Поликарпов Р-1 и Р-2.
Выживший самолет
[ редактировать ]
Единственный экземпляр с серийным номером F1010 сохранился и выставлен в Музее Королевских ВВС в Лондоне . Самолет был построен компанией Westland Aircraft в июне 1918 года и был одним из 18 самолетов DH.9A, приписанных к 110-й эскадрилье RAF . Это был тринадцатый самолет, но ему был присвоен номер «12А», поскольку тринадцатый самолет считался неудачным . Эскадрилья приступила к бомбардировкам в сентябре 1918 года, а 25-го числа экипаж F1010 заявил об уничтожении немецкого истребителя Fokker D.VII . Четвертый и последний боевой вылет самолета состоялся 5 октября, когда из-за повреждения зенитной артиллерией или неисправности двигателя он вынужден был приземлиться в тылу немцев. При приземлении самолет не пострадал, а экипаж попал в плен. [ 22 ]
После войны самолет остался в руках Германии, а в 1936 году он был выставлен в Deutsche Luftfahrt Sammlung (Берлинский музей авиации), одной из значительных коллекций музея, посвященных самолетам Первой мировой войны. В 1943 году это был один из экспонатов музея, который был перевезен в Чарникау (ныне Чарнков в Польше), чтобы спасти его от бомбардировки Берлина союзниками . Территория была захвачена польскими войсками в марте 1945 года, и F1010 в конечном итоге стал частью коллекции Музея польской авиации , хотя и не был выставлен на обозрение и остался в запасниках музея. В 1977 году Музей польской авиации обменял F1010 на Supermarine Spitfire из музея Королевских ВВС (из-за трудностей, вызванных холодной войной , переговоры об обмене были потрачены почти на девять лет). Музей Королевских ВВС завершил реставрацию самолета и выставил его на обозрение в 1983 году. [ 22 ]
Технические характеристики (DH.9A)
[ редактировать ]
Данные британского бомбардировщика с 1914 года. [ 23 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 30 футов 3 дюйма (9,22 м)
- Размах крыльев: 45 футов 11 + 3 ⁄ 8 дюймов (14,005 м)
- Высота: 11 футов 4 дюйма (3,45 м)
- Площадь крыла: 486,75 кв. футов (45,221 м 2 ) 2 )
- Пустой вес: 2800 фунтов (1270 кг)
- Максимальный взлетный вес: 4645 фунтов (2107 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Liberty 12A с водяным охлаждением V-12 , мощностью 400 л.с. (300 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 123 миль в час (198 км/ч, 107 узлов) на уровне моря, 114,5 миль в час (184,3 км/ч; 99,5 узлов) на высоте 10 000 футов (3 000 м)
- Выносливость: 5 часов 25 минут
- Практический потолок: 16 750 футов (5 110 м)
- Время набора высоты: от 15 минут 45 секунд до 10 000 футов (3 000 м)
Вооружение
- Орудия: калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), стреляющий вперед ** 1 пулемет Vickers ,
- калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) 1 или 2 пистолета Льюиса на кольце Скарфа
- Бомбы: до 740 фунтов (340 кг) на подкрыльевых и фюзеляжных стойках.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джексон 1987, с. 107.
- ↑ Брюс, 25 мая 1956 г., с. 643.
- ^ Jump up to: а б с Брюс, 25 мая 1956 г., с. 644.
- ^ Александров и Петров 1998, стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б Ганстон 1995, стр.287-8.
- ^ Jump up to: а б Корнелисса 2002, стр. 120–121.
- ^ Jump up to: а б с д Брюс, 1 июня 1956 г., с.677.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1987, стр. 108–110, 119.
- ^ Уильямс 1999, с. 201.
- ^ Бойер 1974, с. 29.
- ^ Тетфорд 1992, с. 193.
- ^ Мейсон 1994, стр.103.
- ^ Мейсон 1994, с. 104.
- ^ Александров и Петров 1998, стр. 61–63.
- ^ Ганстон 1995, стр.286.
- ^ Крик, Даррен (31 марта 2016 г.). «RAAF A1 de Havilland DH9a» . Серии и история австралийских и новозеландских военных самолетов . adf-serials.com.au . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Самолеты Королевских ВВС Австралии, 2021. с. 4
- ^ Джексон 1987, с. 110.
- ^ Костенюк и Гриффин 1977 , с. 8.
- ^ Никколи 1998, с. 23.
- ^ Бойер 1974, с. 48.
- ^ Jump up to: а б Симпсон, Эндрю (2013). «Индивидуальная история: De Havilland DH9A F1010, инвентарный номер музея 77/A/921» (PDF) . Музей РАФ. Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2016 года . Проверено 16 апреля 2016 г.
- ^ Мейсон 1994, с. 105.
Библиография
[ редактировать ]- Самолет Королевских ВВС Австралии . Саймон и Шустер, 2021. ISBN 9781922488046
- Александров Андрей и Геннадий Петровы. «Ааа! De Havilland-Ski!: Истоки и развитие R-1, советского DH.9A». Air Enthusiast , № 74, март/апрель 1998 г., стр. 54–63. ISSN 0143-5450 .
- Бойер, Чез. «de Havilland DH9A (RAF: 1918–30)». Самолет в профиль, Том 14 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1974, стр. 25–49. ISBN 978-0-85383-023-8 .
- Брюс, Дж. М. « Де Хэвилленд DH9A: исторический военный самолет № 13, часть I ». Рейс , 25 мая 1956 г., стр. 641–644.
- Брюс, Дж. М. « De Havilland DH9A: исторический военный самолет № 13, часть II ». Рейс , 1 июня 1956 г., стр. 677–680.
- Корнелисс, Диана Г. Великолепное видение, непоколебимая цель: развитие авиации для ВВС США в течение первого столетия полетов с двигателем . База ВВС Райт-Паттерсон, Огайо: Публикации ВВС США, 2002. ISBN 0-16-067599-5 .
- Дональд, Дэвид, изд. Энциклопедия мировых самолетов. Лондон: Аэрокосмическое издательство, 1997. ISBN 1-85605-375-X .
- Ганстон, Билл. «Оспри» Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов . Лондон: Osprey Aerospace, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Джексон, Эй Джей Де Хэвилленд Самолеты с 1909 года . Лондон: Патнэм, третье издание, 1987. ISBN 0-85177-802-X .
- Костенюк, Самуэль; Гриффин, Джон (1977). RCAF: Истории эскадрилий и самолетов, 1924–1968 гг . Историческое издание Канадского военного музея № 14. Сарасота/Торонто: Сэмюэл Стивенс/Hakkert & Company. ISBN 0-88866-577-6 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги по аэронавтике Патнэма, 1994. ISBN 0-85177-861-5 .
- Никколи, Риккардо. «Атлантические стражи: португальские ВВС с 1912 года». Air Enthusiast , № 73, январь/февраль 1998 г., стр. 20–35. ISSN 0143-5450
- Симс, Чарльз. «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 13, август – ноябрь 1980 г. с. 79. ISSN 0143-5450
- Тетфорд, Оуэн. «Днем и ночью: Часть 3». Ежемесячник «Аэроплан» , Том. 20, № 8, выпуск № 232, август 1992 г., стр. 16–22. Лондон: МПК. ISSN 0143-7240.
- Уильямс, Джордж К. Бипланы и бомбовые прицелы: британские бомбардировки в Первой мировой войне . База ВВС Максвелл, Алабама: издательство Air University Press, 1999. ISBN 1-41020-012-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]