Фоккер Д.VII
Фоккер Д.VII | |
---|---|
![]() | |
Репродукция Fokker D.VII в NMUSAF . Самолет окрашен в цвета лейтенанта Рудольфа Старка из Jasta 35b. | |
Роль | боец |
Производитель | Самолетостроительный завод Фоккер |
Дизайнер | Райнхольд Платц |
Первый полет | Январь 1918 г. |
Основной пользователь | ВВС |
Количество построенных | примерно 3300 |
Fokker D.VII — немецкий времен Первой мировой войны, истребитель разработанный Райнхольдом Платцем из Fokker-Flugzeugwerke . Во второй половине 1918 года Германия произвела около 3300 самолетов D.VII. На вооружении Luftstreitkräfte D.VII быстро зарекомендовал себя как грозный самолет. Перемирие , положившее конец войне , в качестве четвертого пункта «Положений, касающихся Западного фронта» , конкретно требовало, чтобы Германия была обязана сдать все D.VII союзникам. [1] Уцелевшие самолеты широко использовались многими странами в годы после Первой мировой войны.
Разработка и производство
[ редактировать ]
Fokker Главный конструктор Райнхольд Платц работал над серией экспериментальных самолетов V-серии, начиная с 1916 года . Самолет отличался использованием свободнонесущих крыльев. Хьюго Юнкерс и его авиационная фирма выдвинули эту идею в 1915 году, создав первый практичный цельнометаллический самолет — моноплан Junkers J 1 , получивший прозвище Blechesel («Осел из листового металла» или «Оловянный осел»). Крылья были толстыми, с закругленной передней кромкой. Форма профиля крыла обеспечивала большую подъемную силу, а его относительно «тупая» передняя кромка (как видно в поперечном сечении) обеспечивала ему более послушное поведение при сваливании, чем обычно используемые тонкие крылья.

В конце 1917 года компания Fokker построила экспериментальный V 11 биплан , оснащенный стандартным двигателем Mercedes D.IIIa . В январе 1918 года компания «Идфлиг» соревнование истребителей провела в Адлерсхофе . Впервые в оценке и выборе новых истребителей участвовали фронтовые летчики. Fokker представил V 11 вместе с несколькими другими прототипами. Манфред фон Рихтгофен летал на V-11 и нашел его сложным, неприятным и неустойчивым в пикировании. Платц удлинил заднюю часть фюзеляжа на один конструктивный отсек и добавил треугольный киль перед рулем направления. Рихтгофен испытал модифицированный V 11 и назвал его лучшим самолетом соревнований. Он обладал превосходными характеристиками устаревшего двигателя Mercedes, но при этом был безопасным и простым в управлении. Рекомендация Рихтгофена фактически решила исход соревнования, но не он один рекомендовал ее. Fokker немедленно получил предварительный заказ на 400 серийных самолетов, которым назвала D.VII компания Idflieg .


Завод Fokker не смог выполнить все производственные заказы D.VII, и Idflieg поручил Albatros и AEG построить D.VII по лицензии, хотя AEG в конечном итоге не произвела ни одного самолета. Поскольку завод Fokker не использовал подробные планы в своем производственном процессе, Fokker просто отправил планер D.VII Альбатросу для копирования. Albatros платила Fokker гонорар в размере пяти процентов за каждый D.VII, построенный по лицензии. Albatros Flugzeugwerke и ее дочерняя компания Ostdeutsche Albatros Werke (OAW) построили D.VII на заводах в Йоханнистале [Fokker D.VII (Alb)] и Шнайдемюле [Fokker D.VII (OAW)] соответственно. Маркировка самолетов включала обозначение типа и заводской суффикс непосредственно перед индивидуальным серийным номером.
Некоторые детали не были взаимозаменяемыми между самолетами, выпускавшимися на разных заводах, даже между Альбатросами и OAW. [2] Каждый производитель, как правило, отличался как стилем окраски носовой части, так и рисунком и расположением решеток охлаждения моторного отсека по бокам носовой части. [3] Образцы, произведенные OAW, поставлялись с характерными розовато-лиловыми и зелеными пятнами на капоте. Все D.VII производились либо с пятицветным Fünffarbiger , либо, реже, с четырехцветным Vierfarbiger ромбовидным камуфляжем , за исключением ранних D.VII производства Fokker, которые имели зеленый фюзеляж с прожилками. Заводской камуфляж часто перекрашивался красочными схемами окраски или знаками различия Джасты или пилота.
В сентябре 1918 г. в Болгарию было доставлено восемь D.VII. В конце 1918 года австро-венгерская компания Magyar Általános Gépgyár ( MAG , Венгерская компания General Machine Company) начала лицензионное производство D.VII с двигателями Austro-Daimler . Производство продолжилось и после окончания войны, было построено около 50 самолетов. [4]
Силовые установки
[ редактировать ]Самые ранние серийные D.VII были оснащены Mercedes D.IIIa мощностью 170–180 л.с. [5] Производство быстро перешло на предполагаемый стандартный двигатель - Mercedes D.IIIaü с более высокой степенью сжатия мощностью 134 кВт (180–200 л.с.) . Некоторые ранние серийные модели D.VII, поставляемые с Mercedes D.IIIa, позже были модернизированы на D.IIIaü.
К середине 1918 года некоторые D.VII получили «перекомпрессированный» BMW IIIa мощностью 138 кВт (185 л.с.) , первый продукт фирмы BMW . BMW IIIa последовал за SOHC , рядной шестицилиндровой конфигурацией Mercedes D.III, но включал в себя несколько улучшений. Увеличенный объем двигателя, более высокая компрессия и карбюратор с регулировкой по высоте привели к заметному увеличению скорости и скороподъемности на большой высоте. Поскольку у BMW IIIa было чрезмерное сжатие, использование полного газа на высоте ниже 2000 м (6600 футов) могло привести к преждевременной детонации в цилиндрах и повреждению двигателя. На малых высотах при полном газе на короткое время можно было развивать мощность до 179 кВт (240 л.с.). Самолеты, построенные Fokker, с новым двигателем BMW назывались D.VII(F), а суффикс «F» обозначал Макса Фриза , разработчика двигателя.
Самолеты с двигателями BMW поступили на вооружение Jasta 11 в конце июня 1918 года. Пилоты требовали D.VII(F), которых было построено около 750 штук. Производство BMW IIIa было ограничено, а D.VII продолжал выпускаться с Mercedes D.IIIaü мощностью 134 кВт (180 л.с.) до конца войны.
D.VII летали с винтами разной конструкции от разных производителей. Несмотря на различия, нет никаких признаков того, что эти винты показали несопоставимые характеристики. Были отмечены гребные винты Axial, Wolff, Wotan и Heine.
Операционная история
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]


Когда в начале мая 1918 года Fokker D.VII поступил на вооружение эскадрильи Jasta 10, пилоты союзников поначалу недооценили новый истребитель из-за его квадратного и неуклюжего внешнего вида. Однако боевой опыт быстро заставил их пересмотреть свою точку зрения. Быстро выяснилось, что этот тип имеет множество важных преимуществ перед разведчиками «Альбатрос» и «Пфальц» . В отличие от разведчиков «Альбатроса», D.VII мог погружаться, не опасаясь разрушения конструкции. D.VII также отличался высокой маневренностью и способностью преодолевать подъемы, удивительно послушным сваливанием и нежеланием вращаться. Он мог «висеть на опоре», не останавливаясь на короткое время, обстреливая самолеты противника снизу пулеметным огнем. Эти характеристики управляемости контрастировали с современными разведчиками, такими как Camel и SPAD , которые резко останавливались и энергично вращались.
У нескольких самолетов сломались ребра и оторвалась ткань на верхнем крыле. Тепло от двигателя иногда приводило к воспламенению фосфорных боеприпасов до тех пор, пока на металлических сторонах панелей капота двигателя не устанавливались дополнительные охлаждающие жалюзи, а топливные баки иногда не ломались по швам. Самолеты, построенные на заводе Fokker в Шверине, отличались более низким уровнем качества изготовления и материалов. Несмотря на недостатки, D.VII оказался чрезвычайно успешной конструкцией, что привело к известному афоризму о том, что он может превратить посредственного пилота в хорошего, а хорошего пилота в аса.
Рихтгофен умер за несколько дней до того, как D.VII начал достигать Ягдстаффельна , и никогда не участвовал в боевых действиях. Другие пилоты, в том числе Эрих Левенхардт и Герман Геринг , быстро одержали победы и в целом хвалили эту конструкцию. Поначалу доступность самолетов была ограничена, но к июлю в эксплуатации находилось 407 самолетов. К августу стало доступно большее количество, и к этому моменту D.VII одержали 565 побед. В конечном итоге D.VII укомплектовал 46 Jagdstaffeln . К моменту окончания войны в ноябре на вооружении находилось 775 самолетов D.VII.
Послевоенная служба
[ редактировать ]
союзники конфисковали большое количество самолетов D.VII После перемирия . Армия и флот США оценили 142 захваченных экземпляра. [6] Некоторые из этих самолетов были модернизированы двигателями Liberty L-6 американского производства , очень похожими по внешнему виду на оригинальные немецкие силовые установки D.VII. Франция, Великобритания и Канада также получили ряд военных призов.
Другие страны использовали D.VII в боевых действиях. поляки задействовали около 50 самолетов Во время польско-советской войны , используя их в основном для наземных атак. [7] Венгерская Советская Республика использовала ряд самолетов D.VII, как построенных MAG, так и бывших немецких самолетов во время венгерско-румынской войны 1919 года . [8]
ВВС Нидерландов, Швейцарии и Бельгии также эксплуатировали D.VII. Самолет оказался настолько популярным, что Энтони Фоккер построил и продал большое количество планеров D.VII, которые он контрабандой переправил в Нидерланды по железной дороге после перемирия. Еще в 1929 году компания Alfred Comte изготовила восемь новых планеров D.VII по лицензии для швейцарской Fliegertruppe .
Варианты
[ редактировать ]
- Fokker V 11
- Прототип
- Fokker V 21
- Прототип с коническими крыльями
- Fokker V 22
- Прототип с четырехлопастным винтом.
- Fokker V 24
- Прототип с Benz Bz.IV мощностью 240 л.с. (180 кВт) двигателем
- Fokker V 31
- Один самолет D.VII оснащен крюком для буксировки Fokker V 30. планера
- Fokker V 34
- Разработка D.VII с двигателем BMW IIIa мощностью 185 л.с. (138 кВт)


- Fokker V 35
- Двухместный вариант с двигателем BMW IIIa мощностью 185 л.с. (138 кВт) и топливным баком на ходовой части.
- Fokker V 36
- Разработка D.VII с двигателем BMW IIIa мощностью 185 л.с. (138 кВт) и топливным баком на ходовой части.
- Fokker V 38
- Прототип Фоккера CI
- Д.VII
- Серийный самолет компании Fokker; либо из своей штаб-квартиры в Шверине / Геррисе во время войны, либо после перемирия в Нидерландах.
- D.VII(Белый)
- Серийный самолет Albatros Flugzeugwerke в Йоханнистале , Берлин.
- D.VII(МАГ)
- Производство Magyar Altalános Gepgyár RT - (MAG) в Матьясфельде, недалеко от Будапешта. [9]
- Д.VII(ОАВ)
- Серийный самолет восточногерманского завода Albatros Works в Шнайдермюле .
- МАГ Фоккер 90.05
- Fokker V 22 оснащен 6-цилиндровым двигателем Austro-Daimler мощностью 200 л.с. (150 кВт). [10]
- Fokker D.VII литовские версии
- 1 D.VII с двигателем Siddeley Puma , 1928 года выпуска; 2 D.VII, оснащенный двигателем Mercedes D.III , выпущенного в 1930 году. Оба типа имели увеличенный капот двигателя и радиатор под носом. [1]
Операторы
[ редактировать ]

Аргентина : Военно-морская авиация Аргентины (один бывший французский трофейный самолет после войны)
Австро-Венгрия : ВМС Австро-Венгрии
Бельгия
- Бельгийские ВВС
- 9-я эскадрилья (послевоенная)
Королевство Болгария : Болгарские ВВС
Чехословакия : (послевоенное)
Дания : Королевские ВВС Дании (послевоенный период) - эксплуатировали одиночный D.VII с 1922 по 1927 год. [11]
Финляндия : ВВС Финляндии (послевоенный) [12]
Вольный город Данциг : полицейская авиационная эскадрилья (послевоенное время)
Германская империя
- ВВС
- Имперский флот
Венгерская Советская Республика : Венгерские Красные ВВС (послевоенный)
Королевство Венгрия : Королевские ВВС Венгрии (послевоенный)
Нидерланды : (послевоенный)
Латвия : ВВС Латвии (послевоенный) [11]
Литва : ВВС Литвы (послевоенный) [11]
Польша : Польские ВВС (послевоенный)
Королевство Румыния : Королевские ВВС Румынии (послевоенный)
Советский Союз : Советские ВВС (послевоенное время) - закупили 50 D.VII у Fokker в 1920 году. [13]
Швеция : ВВС Швеции (послевоенный период) - с 1920 года эксплуатировали одиночный D.VII. [11]
Швейцария : ВВС Швейцарии. [13]
Османская империя : Османские ВВС
Украинская Народная Республика : Воздушный флот Украинской Народной Республики (послевоенный) [14]
Соединенные Штаты :
- Воздушная служба армии США (послевоенный)
- Корпус морской пехоты США (послевоенный)
Выжившие
[ редактировать ]

Репродукции
[ редактировать ]

Было построено множество современных репродукций D.VII. Большинство летных экземпляров оснащены 7,2-литровыми (440 куб. Дюймами) двигателями American Ranger или 9,2-литровыми (560 куб. Дюймами) British Gipsy Queen рядными перевернутыми шестицилиндровыми двигателями , оба из которых значительно меньше по рабочему объему, чем любой другой двигатель. Двигатели Mercedes или BMW, которыми оснащались D.VII военного времени. Несколько летающих копий, например, на аэродроме Олд-Райнбек в штате Нью-Йорк , оснащены оригинальными двигателями Mercedes D.IIIa. [15]
Технические характеристики (D.VII с двигателем Mercedes D.III)
[ редактировать ]Данные из [16]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 6,954 м (22 фута 10 дюймов)
- Размах крыльев: 8,9 м (29 футов 2 дюйма)
- Высота: 2,75 м (9 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 20,5 м 2 (221 кв. фут)
- Пустой вес: 670 кг (1477 фунтов)
- Полная масса: 906 кг (1997 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Mercedes D.III 6-цил. Рядный поршневой двигатель с водяным охлаждением, 120 кВт (160 л.с.) ::::или 1 × 130 кВт (170 л.с.) Mercedes D.IIIa 6-цил. Рядный поршневой двигатель с водяным охлаждением
- или 1 × 138 кВт (185 л.с.) BMW IIIa 6-цил. Рядный поршневой двигатель с водяным охлаждением, 175 кВт (235 л.с.) (топливо с октановым числом 85, низкий уровень мощности, только в аварийных ситуациях, опасность повреждения двигателя.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 189 км/ч (117 миль/ч, 102 узла) ::::с двигателем BMW IIIa - 200 км/ч (120 миль/ч; 110 узлов)
- Дальность: 266 км (165 миль, 144 миль)
- Практический потолок: 6000 м (20 000 футов) [17]
- Скорость набора высоты: 3,92 м/с (772 фута/мин) ::::с двигателем BMW IIIa – 9,52 метра в секунду (1874 фута/мин)
- Время набора высоты: [18]
- 1000 м (3300 футов) за 4 минуты 15 секунд (1 минута 40 секунд с BMW IIIa)
- 2000 м (6600 футов) за 8 минут 18 секунд (4 минуты 5 секунд с BMW IIIa)
- 3000 м (9800 футов) за 13 минут 49 секунд (7 минут 0 секунд с BMW IIIa)
- 4000 м (13 000 футов) за 22 минуты 48 секунд (10 минут 15 секунд с BMW IIIa)
- 5000 м (16 000 футов) за 38 минут 5 секунд (14 минут 0 секунд с BMW IIIa)
- 6000 м (20 000 футов) (18 минут 45 секунд с BMW IIIa)
- Нагрузка на крыло: 43,0 кг/м 2 (8,8 фунтов/кв. футов)
Вооружение
- : калибра 7,92 мм (0,312 дюйма). 2 пулемета LMG 08/15 «Шпандау» Орудия
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Ансальдо А.1 Балилья
- Мартинсайд Канюк
- Пфальц D.XII
- Королевский авиационный завод SE5
- Сопвит Снайп
- СПАД 13
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Первая мировая война» . www.nationalarchives.gov.uk . Проверено 5 ноября 2018 г.
«А. — ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАПАДНОГО ФРОНТА. — IV. — Сдача в исправном состоянии немецкими армиями следующего оборудования: — 5000 орудий (2500 тяжелых, 2500 полевых)... 25 000 пулеметов... 3000 траншейных минометов. ...1700 самолетов (истребители, бомбардировщики - в первую очередь все Д.7 и ночные бомбардировщики).
- ^ Грей, Питер; Тетфорд, Оуэн (1970). Немецкая авиация Первой мировой войны (2-е изд.). Лондон: Патнэм. С. 105–108 . ISBN 978-0-370-00103-6 .
- ^ «Аэрофил - Файл Fokker D.VII - Производственные различия» . aerofile.info . 2019 . Проверено 12 июня 2019 г.
По сути, существует четыре различных компоновки капота D.VII. Во-первых, это оригинальный V.11 и ранние серийные самолеты Fokker с двумя выхлопными трубами на правой стороне двигателя Mercedes мощностью 160 л.с. Этот тип капота также можно увидеть на D.VII(Alb.) 527/18, первом серийном самолете Альбатрос. Более поздние самолеты Fokker D.VII(F) имели другую выхлопную трубу для двигателей Mercedes мощностью 175 л.с. или BMW мощностью 185 л.с., а на капоте было больше охлаждающих решеток... На самолетах D.VII, построенных Albatros, также было больше охлаждающих решеток, но в другом исполнении. Компоновка... D.VII, построенные OAW, можно легко узнать по капотам с 20 охлаждающими отверстиями круглой формы с обеих сторон. В некоторых источниках утверждается, что только OAW окрасила капоты в ромбовидный камуфляж.
- ^ Оуэрс 1995 , стр. 67–66.
- ^ Некоторые источники ошибочно утверждают, что D.VII был оснащен двигателем Mercedes D.III мощностью 120 кВт (160 л.с.). Немцы использовали D.III как общий термин для описания более поздних версий этого двигателя.
- ^ Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1971). Военные самолеты США с 1908 года (Переизданная ред.). Патнэм. п. 610. ИСБН 0370000943 .
- ^ Оуэрс 1995 , стр. 69–70.
- ^ Оуэрс 1995 , с. 68
- ^ Гросс, Питер М.; Хаддоу, Джордж; Шайнер, Питер (2002) [1993]. Самолеты австро-венгерской армии времен Первой мировой войны . Боулдер: Пресс для летающих машин. стр. 351–353. ISBN 1-891268-05-8 .
- ^ Гросс, Питер М.; Хаддоу, Джордж; Шайнер, Питер (2002) [1993]. Самолеты австро-венгерской армии времен Первой мировой войны . Боулдер: Пресс для летающих машин. стр. 343–345. ISBN 1-891268-05-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Оуэрс 1996 , с. 54
- ^ Оуэрс 1996 , с. 55
- ^ Jump up to: а б Оуэрс 1996 , с. 53
- ^ Величенко, Стивен (2011). Государственное строительство в революционной Украине: сравнительное исследование правительств и бюрократов, 1917-1922 гг . Торонто: Университет Торонто Press. п. 300. ИСБН 9781442686847 . п. 300:
Однажды, взяв новый немецкий «Фоккер», он разбился, разрушив в результате инцидента самолет и себе ногу.
Модель не упоминается, но, скорее всего, это D.VII. - ^ «Первая мировая война (1914-1918) «Старый Рейнбекский аэродром» . сайт oldrhinebeck.org . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Фоккер Д.VII . Профили самолетов. Том. 25. Лезерхед, Великобритания: Профильные публикации.
- ^ Энциклопедия военной авиации Рэнда МакНелли, 1914–1980 гг . Военная пресса. 1983. с. 47. ИСБН 0-517-41021-4 .
- ^ «Заводские цифры BMW DVII». Флюгспорт . 1919.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Леннарт (ноябрь – декабрь 2019 г.). «Возрождение болгарской военной авиации в двадцатые годы». Авионс (на французском языке) (232): 52–66. ISSN 1243-8650 .
- Грей, Питер и Тетфорд, Оуэн (1987) [1970]. Немецкая авиация Первой мировой войны (2-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-809-7 .
- Херрис, Джек и Лекшайд, Йорн (2023). Самолеты Fokker времен Первой мировой войны: Том 5: Проекты 1918 года, Часть 1 — Прототипы и D.VI: столетний взгляд на самолеты Великой войны . Серия «Столетие авиации Великой войны». Том. 55А. np: Книги об аэронавтах. ISBN 978-1-953201-09-6 .
- Херрис, Джек и Лекшайд, Йорн (2023). Самолеты Fokker времен Первой мировой войны: Том 5: Проекты 1918 года, Часть 2 - D.VII и D.VIII: столетний взгляд на самолеты Великой войны . Серия «Столетие авиации Великой войны». Том. 55Б. np: Книги об аэронавтах. ISBN 978-1-953201-61-4 .
- Имри, Алекс (1971). Иллюстрированная история воздушной службы немецкой армии 1914-1918 гг . Шеппертон, Суррей: Ian Allan Limited.
- Имри, Алекс (1978). Немецкие истребительные части, июнь 1917-1918 гг . Лондон: Osprey Publishing Limited. ISBN 0-85045-289-9 .
- Имри, Алекс (1986). Истребители Фоккер Первой мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-782-Х .
- Имри, Алекс (1987). Немецкие воздушные асы Первой мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-792-7 .
- Клаау, Барт ван дер (март – апрель 1999 г.). «Неожиданные удачи: случайно или намеренно более 100 самолетов «прибыли» на территорию Голландии во время Великой войны». Энтузиаст авиации (80): 54–59. ISSN 0143-5450 .
- Нельцарц, Бартоломей и Печковски, Роберт (2001). Белые орлы: самолеты, люди и действия польских ВВС 1918–1939 гг . Оттрингем, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 1-902109-73-2 .
- Оуэрс, Колин (ноябрь – декабрь 1995 г.). « Особенно... D.VII...»: Карьера Fokker D.VII после 1918 года: Часть первая». Любитель воздуха . № 60. С. 63–70. ISSN 0143-5450 .
- Оуэрс, Колин (январь – февраль 1996 г.). « Особенно... D.VII...»: Карьера Fokker D.VII после 1918 года: Часть вторая». Любитель воздуха . № 61. С. 52–63. ISSN 0143-5450 .
- «Закругление». Энтузиаст авиации (65): 77–78. Сентябрь – октябрь 1999 г. ISSN 0143-5450 .
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1971). Военный самолет США с 1908 года . Патнэм. ISBN 0370000943 .
- Вейл, Арканзас (1988). Фоккер: творческие годы . Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-817-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Николь, Дэвид (март – апрель 1999 г.). «Молодые турки: Османские турецкие бойцы 1915–1918». Любитель воздуха . № 74. С. 40–45. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Fokker D. VII - Национальный музей ВВС США.
- Веб-сайт файлов Fokker D VII
- Оригинальный Fokker D VII, фотографии невосстановленного Fokker D VII в музее Лак-Бром в Ноултоне/Лак-Бром, Квебек.
- Fokker D.VII, Halberstadt CL.IV и Junkers DI
- Страница Fokker D.VII старого аэродрома Райнбек (архивная версия за июнь 2014 г.)
- www.all-aero.com Фоккер Д.VII
- Винтажные новости. Эти канадские военные трофеи «Фоккеров». Архивировано 10 мая 2015 года в Wayback Machine.