Фоккер Дж.И.
GI | |
---|---|
![]() | |
Роль | Тяжелый истребитель |
Производитель | Фоккер |
Дизайнер | Эрих Шацкий и Мариус Билинг (после 1938 г.) |
Первый полет | 16 марта 1937 г. |
Основные пользователи | Авиационный отдел [ № 1 ] ВВС |
Количество построенных | 63 [ 1 ] |
Fokker GI — голландский двухмоторный тяжёлый истребитель, сравнимый по размеру и назначению с немецким Messerschmitt Bf 110 . Хотя производство производилось до Второй мировой войны, его боевое применение произошло в то время, когда Нидерланды были захвачены немцами. Те немногие солдаты, которые были призваны на вооружение, смогли одержать несколько побед. Некоторые из них были захвачены в целости и сохранности после того, как немцы оккупировали Нидерланды. Остальная часть производства была передана Люфтваффе для использования в качестве учебных самолетов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
GI, получивший прозвище le Faucheur («Жнец» по-французски), был спроектирован как частное предприятие в 1936 году главным инженером Fokker доктором Шацки. Предназначенный для роли яхт-круизера , «тяжелого» истребителя или воздушного крейсера, способного добиться превосходства в воздухе над полем боя, а также быть эсминцем-бомбардировщиком, G.1 должен был выполнять роль, которую сторонники Джулио Дуэ в то время считали важной. Теории о воздушной мощи. Fokker GI имел двухмоторную двухбалочную компоновку с центральной гондолой, в которой размещались два или три члена экипажа (пилот, радист/штурман/задний стрелок или бомбардир), а также мощное вооружение из спаренных 23-мм пушек ( 0,91 дюйма) пушка Мэдсена и пара 7,9-мм (0,31 дюйма) пулеметов (позже восемь пулеметов) в носовой части и один в кормовой башне. [ 2 ]
Помимо своей основной задачи, G.1 мог быть сконфигурирован для штурмовых атак и легких бомбардировок (он мог нести бомбовую нагрузку из одной бомбы массой 400 кг/882 фунта или комбинации двух бомб массой 200 кг/441 фунт или 10 бомб массой 26 кг/57 фунтов). бомбы). [ 2 ]
Проектирование и постройка прототипа (зарегистрированного как Х-2) были завершены всего за семь месяцев. При своем представлении на Парижском авиасалоне в ноябре 1936 года, еще до своего первого полета, GI произвел фурор, появившись в фиолетово-желтой окраске (напоминающей цвета испанской республиканской партии, которые считались первым экспортным покупателем Fokker). [ 2 ]
Как и все самолеты Fokker того периода, GI имел смешанную конструкцию. Передняя часть центральной капсулы была построена на сварной раме, покрытой алюминиевой обшивкой; Однако задняя часть центральной капсулы, как и крылья, были полностью построены из дерева.
Прототип GI, оснащенный двигателями Hispano-Suiza 14AB -02/03 мощностью 485 кВт (650 л.с.), совершил свой первый полет на аэродроме Уэлшап , недалеко от Эйндховена , 16 марта 1937 года под управлением Карела Мареса. [ 3 ] Позже Эмиль Мейнеке взял на себя большую часть испытательных полетов. [ 4 ] Первый полет прошел хорошо, но последующий испытательный полет в сентябре 1937 года закончился взрывом нагнетателя, который едва не привел к гибели прототипа. [ 4 ] Авария повлекла за собой замену двигателей Hispano-Suiza на двигатели Pratt & Whitney SB4-G Twin Wasp Junior мощностью 559 кВт (750 л.с.) .
Операционная история
[ редактировать ]

В ходе испытаний компания получила контракт от испанского республиканского правительства на 26 «экспортных» версий G.1 с двигателями Pratt & Whitney. Несмотря на получение оплаты, заказ так и не был выполнен, поскольку правительство Нидерландов наложило эмбарго на продажу военной техники в Испанию. [ 4 ] Однако «Фоккер» продолжил строительство самолетов, и в прессу была опубликована информация о том, что они предназначались для Финляндии, отсюда и настойчивые слухи о «финском» заказе. [ 5 ] Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что Финляндия проявила большой интерес к GI, но в конечном итоге приобрела Bristol Blenheim легкие бомбардировщики .
Помимо голландского Luchtvaartafdeeling (Авиационного департамента) , несколько иностранных военно-воздушных сил проявили интерес к GI как к истребителю или пикирующему бомбардировщику. Чтобы проверить свой потенциал в качестве пикирующего бомбардировщика, прототип G.1 был оснащен пикирующими тормозами с гидравлическим приводом под крыльями. Летные испытания показали, что G.1 способен пикировать со скоростью более 644 км/ч (400 миль в час) и демонстрирует фигуры высшего пилотажа. Офицер ВВС Швеции капитан Бьорн Бьюггрен испытал G.1 более чем в 20 пикированиях и положительно отозвался о его эффективности в качестве пикирующего бомбардировщика. [ 6 ] Заказы на самолеты G.1 Wasp поступили из Испании (26 заказов) и Швеции (18), а вариант Mercury был заказан Данией (12) вместе с лицензией на производство, которая так и не была использована. [ 7 ] и Швеция (72). Хотя Бельгия, Финляндия, Турция, Венгрия и Швейцария проявили большой интерес, они так и не разместили твердых заказов.
Luchtvaartafdeeling VIII мощностью заказала 36 самолетов GI с двигателями Bristol Mercury 541 кВт (825 л.с.) - стандартным двигателем, используемым ВВС Нидерландов на истребителях Fokker D.XXI , для оснащения двух эскадрилий. [ 4 ] Только первые четыре экземпляра были построены как трехместные истребители, предназначенные для штурмовиков, а остальные - как двухместные истребители. В преддверии боевых действий в общей сложности 26 солдат действовали в 3-й Jachtvliegtuigafdeling (JaVA) в Роттердаме (аэродром Валхавен) и в 4-й истребительной группе JaVA в Бергене недалеко от Алкмаара . Самолеты активно участвовали в пограничном патрулировании, и в целях обеспечения нейтралитета 20 марта 1940 года G.1 из 4-й JVA сбил самолет Armstrong Whitworth Whitley Королевских ВВС из 77-й эскадрильи , когда тот вторгся в воздушное пространство Нидерландов. [ 8 ]
Битва за Нидерланды
[ редактировать ]
10 мая 1940 года, когда нацистская Германия вторглась в Нидерланды , 23 самолета G.1 находились в исправном состоянии, в то время как производство по заказу Испании варианта G.1 Wasp продолжалось, и дюжина самолетов уже была завершена и ожидала вооружения.
Немецкое вторжение началось с ранней утренней (03:50) атаки Люфтваффе на голландские аэродромы. В то время как 4-я JaVA получила сокрушительный удар, потеряв все свои самолеты, кроме одного, восемь истребителей 3-й JaVA G.1 авиабазы Ваалхавен в Роттердаме , которые были уже полностью заправлены и вооружены, поднялись в воздух вовремя и успешно атаковали несколько немецких самолетов. Уцелевшие самолеты продолжали летать, но с растущими потерями, в результате чего к концу первого дня их количество сократилось до трех летных самолетов. Несмотря на тяжелые потери 4-й ЯВА, некоторые самолеты удалось удержать в воздухе, сняв детали с разных самолетов. В «Пятидневной войне» имеющиеся истребители G.1 в основном использовались для выполнения штурмовых задач, обстреливая наступающие немецкие пехотные части, но также использовались и для атак на транспорты Junkers Ju 52/3m. [ 8 ] Хотя отчеты о результатах фрагментарны и неточны, истребители G.1 были задействованы над Роттердамом и Гаагой, что способствовало потере 167 Ju 52 и до 14 подтвержденных воздушных побед. [ 9 ] Самым результативным пилотом G.1 стал Гербен Зондерман с 4 победами. [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]По завершении боевых действий несколько G.I были захвачены немцами, а остальная часть испанского заказа была завершена на заводе Fokker к середине 1941 года, чтобы G.1 могли быть назначены в качестве учебно-тренировочных истребителей для экипажей Bf 110. Винер-Нойштадт . [ 11 ] В течение следующих двух лет Flugzeugführerschule (B) 8 летала на G.1 Wasp, пока из-за истощения флот не остановился. [ 8 ]
5 мая 1941 года летчик-испытатель «Фоккера» Хидде Легстра в сопровождении инженера (и члена совета директоров «Фоккера») Ир. Питу Восу удалось долететь на G.1 до Англии. Уловка экипажа заключалась в том, чтобы добыть дополнительное топливо для предполагаемого испытательного полета, а также нырнуть в облака, чтобы удержать идущий за ним самолет Люфтваффе . [ 8 ] После приземления в Англии G.1 был принят на вооружение компании Phillips and Powis Aircraft , позже Miles Aircraft. Компания разработала полностью деревянный истребитель-бомбардировщик и была заинтересована в конструкции крыла G.1 и ее устойчивости к суровым условиям британского климата. Несмотря на то, что G.1 оставался на открытом воздухе до конца войны, он выжил только для того, чтобы быть списанным после 1945 года. [ 12 ] [ 13 ]
Сегодня не сохранилось ни одного солдата, хотя его точная копия была построена и выставлена в Голландском национальном военном музее (Национальном военном музее). [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Варианты
[ редактировать ]
- GI : Прототип, оснащенный двумя двигателями Hispano-Suiza 14AB-02/03; один построен, серийный номер 5419. [ 17 ] Вооружен двумя 7,92-мм пулеметами и двумя 23-мм автоматическими пушками Мадсен.
- GI Mercury : двух- и трехместные модели с двигателями Bristol Mercury VIII; Построено 36 штук, № 5521–5556. [ 18 ]
- GI Wasp : двухместная «экспортная модель» меньшего размера. [ Н 2 ] , на базе Pratt & Whitney SB4-G Twin Wasp Junior ; Построено 26, регистрационный номер 5557–5581. [ 19 ]
- B 26 : вариант шведского пикирующего бомбардировщика G.1 Mercury. Первоначально обозначенные как B 7 , было заказано 18 самолетов, а запланировано еще 77 (позже 83–95). В связи с отменой французским правительством 12 шведских S 10 ( Breguet Bre 694 ) из-за вторжения Германии во Францию, было решено позволить первой партии из 12 самолетов стать самолетами-разведчиками под названием S 13. B 26 был уникальным по сравнению с другими. к голландскому варианту. Его вооружение будет состоять из четырех 13,2-мм автоматических пушек Акан М/39 в носовой части и 8-мм пулемета КСП М/22-37Р для наводчика. Он будет оборудован бомбовым отсеком, вмещающим восемь 50-кг бомб или одну 250-кг бомбу с бомбовой вилкой, а также узлами подвески под крыльями для еще четырех 50-кг бомб (по две под каждым крылом). B 26 не удалось доставить в Швецию из-за вторжения в Нидерланды. Макет, очевидно, был построен компанией Fokker. [ нужна ссылка ]
- S 13 : шведский разведывательный вариант G.1 Mercury. 12 из первоначальных 18 B 26 были переименованы в S 13 и заменены на стеклянные купола, называемые «ваннами», где третий член экипажа мог сидеть и вести разведку. Вооружение будет аналогично B 26, но две 13,2-мм пушки Akan M/39 заменены на 8-мм KSP M/22. Стеклянные купола также можно было снять и заменить бомбовым отсеком. Как и B-26, ни один из них не был доставлен из-за вторжения в Нидерланды. [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]- Авиационный департамент (LVA)
Технические характеристики (Fokker GI Mercury)
[ редактировать ]
Данные из Голландской энциклопедии самолетов № 12: Fokker G-1 (2-е издание) ; [ 22 ] Фоккер G-1 [ 23 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2-3
- Длина: 10,87 м (35 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 17,16 м (56 футов 4 дюйма)
- Высота: 3,8 м (12 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 38,3 м 2 (412 кв. футов)
- Вес пустого: 3325 кг (7330 фунтов)
- Полная масса: 4800 кг (10582 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 5000 кг (11023 фунта)
- Запас топлива: 1050 л (277 галлонов США; 231 имп галлон)
- Силовая установка: 2 × Bristol Mercury VIII 9-цилиндровые радиально-поршневые двигатели воздушного охлаждения мощностью 540 кВт (730 л.с.) каждый при 2650 об/мин - взлетная мощность
- 830 л.с. (620 кВт) на высоте 4100 м (13 500 футов) при 2750 об/мин - максимальная продолжительная мощность
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты регулируемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 475 км/ч (295 миль в час, 256 узлов) на высоте 4100 м (13 500 футов).
- Дальность действия: 1510 км (940 миль, 820 миль)
- Практический потолок: 10 000 м (33 000 футов)
- Скороподъемность: 13,5 м/с (2660 футов/мин), 5000 м (16000 футов) за 6 минут 20 секунд.
- Нагрузка на крыло: 125,3 кг/м 2 (25,7 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,22 кВт/кг (0,13 л.с./фунт)
Вооружение
- стреляющих вперед, 8 × 7,9-мм (0,31 дюйма) пулеметов FN-Browning, в носовой части
- 1 × 7,9-мм (0,31 дюйма) пулемет в кормовой башне
- 300 кг (660 фунтов) бомб (G.1 Wasp мог взять 400 кг (880 фунтов))
или
- 2 × 23-мм пушки Мадсен в носовой части
- 2 × Дополнительные неуказанные пулеметы для стрельбы вперед
- 1 Дальнейший неуказанный пулеметный огонь на корме [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бристоль Бофайтер
- Фокке-Вульф Fw 187 Фальке
- Кавасаки Ки-45
- Локхид P-38 Молния
- Мессершмитт Bf 110
- Переезд 630
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ ВВС Нидерландов до Второй мировой войны были известны как Luchtvaartafdeeling . ( Luchtvaartafdeeling было правильно написано в стиле письма 1930-х годов с двойным ee.)
- ^ GI Wasp имел значительно меньшую длину фюзеляжа и уменьшенный размах/площадь крыльев. G.1 Длина Осы: 10,38 м (33,9 фута), размах крыльев: 16,50 м (54,2 фута), площадь крыла: 35,70 м 2 (384,27) футов 2 . [ 2 ]
- ↑ Люфтваффе . эксплуатировало от 35 до 40 самолетов Fokker G.1 [ 21 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Иностранный Fokker G.1" Фонд Fokker G-1. Проверено: 26 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грин 1967 , с. 507.
- ^ Ван дер Клаау, 1966 , с. 183.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грин 1967 , с. 509.
- ^ Хофтман 1981 , с. 62.
- ^ Грин 1967 , с. 510.
- ↑ Мортен Хейн, «Датская военная авиация в связи со Второй мировой войной», веб-сайт музея Рэтбоуна, Rathbonemuseum.com, получено 2 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грин 1967 , с. 511.
- ^ Ван дер Клаау, 1966 , с. 186.
- ^ «Ян Дж. Сафарик: Домашняя страница Air Aces» .
- ^ Грин 1961 , с. 107.
- ^ Ван дер Клаау, 1966 , стр. 188–189.
- ^ Хофтман 1981 , стр. 108–117.
- ^ «AirHistory.net — фотографии самолетов Fokker GI» .
- ^ «# 2802 LVA — Реплика Fokker GI (330) | Фотогалерея Маттейса ван Вагенингена» .
- ^ «Фоккер G.1 (Г-1)» . TracesOfWar.com . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Хофтман 1981 , с. 156.
- ^ Хоофтман 1981 , стр. 156–176.
- ^ Хофтман 1981 , с. 176.
- ^ Кетли и Рольф 1996 , с. 11.
- ^ Хоофтман 1981 , стр. 120–121.
- ^ Хоофтман 1981 , стр. 194–195.
- ^ Ван дер Клаау, 1966 , с. 191.
- ^ Неер, Франц Людвиг (1938). Чудо полета . Мюнхен: Курт Пехштейн Верлаг Мюнхен. п. 198.
Библиография
[ редактировать ]- Грин, Уильям, изд. (апрель 1967 г.). «Ле Фошёр... Грозный G.1 Фоккера». Flying Review International . Том. 22, нет. 8.
- Гердессен, Фриц; Калькман, Карел; Оствеен, Кор; Фределинг, Виллем. Истребительный крейсер Fokker G-1 — Часть 1 .
- Грин, Уильям (1961). Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd. ISBN 0-356-01447-9 . .
- Хазевинкель, Харм Дж. (март 1980 г.). «Фоккер Г-1(2)». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (124): 30–34. ISSN 0757-4169 .
- Хофтман, Хьюго (1981). Fokker G-1, второе издание (Голландская энциклопедия самолетов, часть 12) (на голландском языке). Беннеком, Нидерланды: Издательство Cockpit.
- Кетли, Барри; Рольфе, Марк (1996). Птенцы Люфтваффе 1935–1945: Учебные подразделения Люфтваффе и их самолеты . Олдершот, Великобритания: Hikoki Publications.
- Тейлор, Джон В.Р. (1969). «Фоккер Г.1». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. ISBN 0-425-03633-2 .
- Ван дер Клаау, Барт. (1966). Fokker G-1 («Самолет в профиль», том 6, номер 134) . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт Фонда Fokker G-1 (на английском языке)
- GI, Фоккер (на голландском языке)
- Изображения и видео G.1 в Dutch Aviation
- [1] Упоминается заказ 12-дюймовых ванн для S 13.
- [2] Шведские S 13 и B 26.
- [3] Бомбардировка мостов Мурдейк