МББ Бо 105
Бо 105 | |
---|---|
![]() | |
Бо 105 летает с Luftrettung Федерального министерства внутренних дел. | |
Роль | Легкий многоцелевой вертолет |
Национальное происхождение | Западная Германия |
Производитель | Мессершмитт-Бельков-Блом (MBB) |
Первый полет | 16 февраля 1967 г. |
Введение | 1970 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Армия Республики Корея Индонезийская армия Испанская армия Филиппинский флот |
Произведено | 1967–2001 [ 1 ] [ 2 ] |
Количество построенных | 1640 (всего) [ 3 ] 1404 (немецкое производство) [ 3 ] |
Варианты | Еврокоптер EC135 |
Messerschmitt -Bölkow-Blohm Bo 105 — легкий двухмоторный многоцелевой вертолет , разработанный компанией Bölkow из Оттобрунна , Западная Германия. Это был первый легкий двухдвигательный вертолет в мире и первая винтокрылая машина, способная выполнять фигуры высшего пилотажа, например перевернутые петли. [ 4 ] [ 5 ] Bo 105 оснащен бесшарнирной несущей системой, что является новаторской инновацией в вертолетной индустрии, когда он был принят на вооружение в 1970 году. Производство Bo 105 началось на недавно объединенной в то время компании Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB, которая теперь называется Airbus ).
Основные производственные мощности по выпуску Bo 105 располагались в Германии и Канаде; из-за высокого уровня экспортных продаж были открыты дополнительные производственные линии в Испании, Индонезии и на Филиппинах. [ 6 ] MBB стала частью Eurocopter в 1991 году, которая продолжала производство этого типа до 2001 года. Bo 105 был официально заменен в линейке продукции Eurocopter более новым Eurocopter EC135 . К концу производства в Германии было произведено более 1400 экземпляров, а при лицензионном производстве всего было произведено 1640 экземпляров.
Разработка
[ редактировать ]

В 1964 году в Бёлькове начались разработки вертолета, который впоследствии стал Bo 105, хотя работа над бесшарнирным несущим винтом, который он будет использовать, началась раньше. [ 7 ] 16 февраля 1967 года второй прототип Bo 105A совершил свой первый полет в Оттобрунне в Германии; первая публичная демонстрация состоялась в мае 1967 года. [ 1 ] Программа испытаний была разбита на этапы: Bo 105 имел новый планер, новую несущую систему и новый двигатель; таким образом, летающий прототип Bo 105 изначально был оснащен несущим винтом от компании Westland Helicopter винтокрылого самолета Scout и парой двигателей Allison Model 250 турбовальных вместо их серийных аналогов. [ 7 ] Sud Aviation работала с Бёлковым над разработкой винтокрылого аппарата; Вертолет Alouette II был модифицирован с использованием несущего винта Bo 105 и использовался для проверки его характеристик. начального серийного производства MAN Turbo 6022 Третий прототип Bo 105 был оснащен турбовальными двигателями ; Для испытаний было построено шесть предсерийных Бо 105. [ 7 ]

13 октября 1970 года Управление гражданской авиации Германии сертифицировало Bo 105; первоначальные поставки первым клиентам, ADAC Air Rescue и Баварской государственной полиции Вскоре после этого состоялись (CAA) предоставили дополнительную сертификацию типа . В 1972 году Федеральное управление гражданской авиации (FAA) и Управление гражданской авиации , что позволило осуществлять экспортные заказы из США и Великобритании соответственно, что вскоре последовало. [ 2 ] В 1972 году был разработан улучшенный вариант винтокрылой машины с более мощными двигателями — Bo 105C; эта модель быстро вытеснила Bo 105A. [ 2 ] 25 сентября 1973 года прототип Бо 106 совершил свой первый полет; [ 8 ] Bo 106 имел много общего с Bo 105, принципиальным отличием была расширенная площадь салона, в которой можно было разместить три человека в ряд в переднем ряду и четыре человека в ряд в задней части салона. Однако дальше из проекта Бо 106 ничего не вышло. [ 9 ]
В 1976 году был представлен Bo 105CB, оснащенный более мощными двигателями Allison 250-C20B. Bo 105C получил дальнейшее развитие и стал Bo 105CBS, основным изменением стало удлинение фюзеляжа на 10 дюймов для удовлетворения американского спроса на скорой медицинской помощи операции (EMS); эту версию в США часто называли Bo 105 Twin Jet. Американская аэрокосмическая фирма Boeing-Vertol выступала партнером в производстве и дальнейшем развитии этого типа и продавала BO 105 в США. [ 10 ] [ 11 ] Варианты Bo 105 CB и Bo 105 CBS также подпадали под действие соглашений о лицензионном производстве , в результате чего они производились Филиппинской корпорацией аэрокосмического развития на Филиппинах , Индонезийской аэрокосмической компанией (IPTN) в Индонезии и Construcciones Aeronáuticas SA (CASA) в Испании. в дополнение к основной производственной линии в Германии. [ 2 ]
В 1984 году был разработан Bo 105LS с увеличенным фюзеляжем Bo 105CBS в сочетании с более мощными двигателями Allison 250-C28C для увеличения максимальной взлетной массы, а также высоких летных характеристик; Bo 105 LS был изготовлен в рамках сотрудничества с Eurocopter Canada . [ 2 ] Усовершенствования и модификации Bo 105 LS продолжались до 1995 года. [ 2 ]
Производство Bo 105 компанией Eurocopter формально закончилось в 2001 году, в основном из-за того, что этот тип был заменен более современным Eurocopter EC135 , который сам по себе является прямым развитием Bo 105. К концу производства было изготовлено и доставлено 1406 винтокрылых машин. операторы в 55 странах мира. [ 2 ] С учетом лицензионного производства в Канаде, Индонезии, Филиппинах и Испании общее количество составляет около 1640; из них 1404 были произведены в Германии. [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Bo 105 имеет репутацию обладателя высокого уровня маневренности; определенные варианты были разработаны для фигур высшего пилотажа и использовались операторами в рекламных целях, одним из таких операторов в этом качестве был профессиональный пилот Аарон Фицджеральд , летающий за Red Bull . [ 12 ] [ 13 ] В 1970-е годы Bo 105 был известен своей большой полезной грузоподъемностью и более высокой крейсерской скоростью, чем у большинства его конкурентов. [ 14 ] Хотя некоторые пилоты не считают его визуально привлекательным вертолетом. [ ВОЗ? ] , Bo 105 был известен своим устойчивым, отзывчивым управлением и хорошей ориентацией в полете. [ 15 ] Большинство моделей могли выполнять крутое пикирование, крены, петли, перевороты и различные фигуры высшего пилотажа; согласно MBB, Bo 105 очищается до 3,5 положительных перегрузок и одной отрицательной. [ 16 ] Одним из преимуществ управления и управления Bo 105 являются превосходные взлетные характеристики, включая значительную устойчивость к катастрофическому динамическому опрокидыванию ; [ 17 ] Сочетание легкого веса и двухмоторной конфигурации позволяет быстро набирать высоту при быстром взлете. [ 18 ]
Пожалуй, самой важной особенностью Bo 105 являются его . лопасти и головка несущего винта Несущая система полностью бесшарнирная , головка ротора состоит из цельного титанового блока, к которому прикреплены болтами четыре лопасти; [ 19 ] гибкость лопастей несущего винта позволяет поглощать движения, которые обычно требуют шарниров в большинстве конструкций несущего винта вертолета. [ 16 ] Лопасти несущего винта изготовлены из армированного стекловолоконного композиционного материала; Гибкость несущего винта позволяет удалять активные элементы, кроме изменения шага ротора, что значительно упрощает техническое обслуживание и продлевает срок службы лопастей. [ 20 ] Надежность усовершенствованной несущей системы такова, что за более чем шесть миллионов часов работы всего парка не было ни одного отказа (по состоянию на 1991 год). [ 21 ] Жесткая конструкция несущего винта, принятая на Bo 105, частично обеспечила маневренность и отзывчивость этого типа; это оставалось редкостью для конкурирующих вертолетов на протяжении всего периода производства Bo 105. [ 17 ]
Военные операторы обычно эксплуатировали этот тип на очень малой высоте, чтобы минимизировать видимость для врагов, причем Bo 105 хорошо подходит для таких операций, поскольку летные качества вертолета эффективно устраняют или значительно минимизируют некоторые опасности, которые такой профиль полета может представлять для пилотов. . [ 22 ] Базовая модель Bo 105, оснащенная дополнительными топливными баками, имела продолжительность полета под нагрузкой около пяти часов. [ 18 ] В случае отказа одного двигателя Bo 105 обычно мог продолжить полет, хотя и с уменьшением крейсерской скорости и дальности полета. [ 20 ] Помимо двух пилотов, кабина может быть сконфигурирована для размещения до трех пассажиров на одном заднем сиденье, которое можно снять, чтобы освободить место для груза или носилок, которые можно загружать и выгружать через большие раскладывающиеся двери, расположенные сзади. фюзеляжа. [ 23 ] В морских условиях БО 105 может быть оснащен вспомогательными топливными баками , аварийным плавучим оборудованием, надувным спасательным плотом , складными лопастями несущего винта и высокополозным шасси. [ 24 ]
Операционная история
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2015 г. ) |

В 1975 году немецкая армия решила закупить специальную противотанковую версию, вооруженную до шести ракетами Euromissile HOT , получившую обозначение Bo 105 PAH-1 (Panzerabwehrhubschrauber: противотанковый вертолет). Всего с 1979 по 1984 год было поставлено 212 самолетов Bo 105 PAH-1. [ 2 ] Руководители немецкой армии рассматривали PAH-1 лишь как временную меру, поскольку изначально искали более мощный противотанковый вертолет; они были особенно недовольны неспособностью ПАУ-1 выполнять боевые задачи в ночное время и его возможностями самозащиты; в конечном итоге Eurocopter Tiger был разработан в качестве замены. [ 25 ] В 1977 году Министерство обороны Германии выбрало Bo 105C для своей программы легких вертолетов наблюдения (VBH), что привело к закупке еще 100 винтокрылых машин. [ 2 ] Вертолет был выведен из службы в немецкой армии 13 декабря 2016 года, это событие было ознаменовано пролетом группы из 18 самолетов со своей базы в Целле . «Богикане», как называли их пилотов, налетали более 1,38 миллиона часов. [ 26 ]
В 1970-х годах MBB выдала лицензию на производство Bo 105 компании Indonesiaan Aerospace (IPTN) в рамках более широкого соглашения о помощи в развитии авиационной промышленности Индонезии. В течение десяти лет производство Bo 105 было полностью локализовано на собственных мощностях IPTN. [ 27 ] Bo 105 использовался различными подразделениями Национальных вооруженных сил Индонезии ; Сообщается, что Бо 105, эксплуатируемые военными, использовались во время восточнотиморского кризиса 1999 года и конфликта в Папуа . [ 28 ] Индонезийские Bo 105 также участвовали в нескольких крупномасштабных совместных учениях. [ 29 ] [ 30 ]
ВМС Мексики использовали несколько вооруженных самолетов Bo 105 для выполнения задач морской разведки ; в начале 1980-х годов Мексика закупила несколько патрульных кораблей класса Урибе , которые были оборудованы для обслуживания Bo 105 для морских операций. [ 31 ] В 2005 году были завершены работы по серии модернизаций 11 самолетов Bo 105 ВМС Мексики, получивших инфракрасные датчики переднего обзора (FLIR), приемники системы глобального позиционирования (GPS), поисковые радары , новые лопасти несущего винта, пилоны вооружения и другие изменения. [ 32 ] В ноябре 2014 года компания Jet Rescue Air Ambulance открыла первый в Мексике специализированный винтокрылый аппарат гражданской воздушной скорой помощи на базе Bo 105. [ 33 ]
В конце 1990-х годов авиация армии Республики Корея закупила несколько самолетов Bo 105 в рамках продолжающейся работы по улучшению возможностей разведки и наблюдения; они были произведены в рамках соглашения о совместном производстве между Eurocopter и недавно созданной компанией Korea Aerospace Industries (KAI), получив обозначение Korean Light Helicopter (KLH). KAI также продвигала этот тип для экспортных клиентов. [ 34 ] [ 35 ]
Bo 105 получил широкое распространение операторами служб скорой медицинской помощи (EMS) и медицинской эвакуации ; в 1998 году журнал Flying Magazine сообщил, что между Bo 105 и MBB / Kawasaki BK 117 (более новый винтокрылый аппарат, созданный на базе Bo 105), MBB занимала 35% доли рынка EMS. [ 36 ] Первый Bo 105, ориентированный на EMS, в Шотландии поступил на вооружение в 1989 году; В ноябре 2015 года последняя машина скорой помощи Bo 105, работавшая в Великобритании, была списана, и этот тип обычно заменялся более новым Eurocopter EC135 . [ 37 ] В 2009 году последний выпущенный Bo 105 был приобретен канадской компанией Dam Helicopters, специализирующейся на скорой помощи . [ 38 ] [ 39 ]
В мае 2014 года Airbus Helicopter сообщила, что во всем мире Bo 105 налетали 8 миллионов часов и что около 700 Bo 105 остаются в эксплуатации. [ 40 ]
Варианты
[ редактировать ]
Варианты, используемые немецкой армией, - это Bo 105P и Bo 105M.
- Бо 105А
- Первая серийная модель преимущественно гражданского назначения, оснащенная двумя газотурбинными двигателями Allison 250-C18.
- Бо 105ATH
- Противотанковая версия HOT для испанской армии . Местное обозначение НА.15 . [ 41 ]
- Бо 105С
- Начальная версия. Разработан в 1972 году и оснащен двумя газотурбинными двигателями Allison 250-C20. [ нужна ссылка ]
- Бо 105CB
- Основная серийная версия 1975 года, оснащенная двумя двигателями Allison 250-C20B мощностью 313 кВт (420 л.с.). [ 42 ]

- Бо 105CBS
- Универсальный транспортный вариант с удлиненным на 25 см (9,8 дюйма) фюзеляжем и дополнительным окном. [ 43 ]
- ЕС-Супер Пять
- Высокопроизводительная версия Bo 105CBS.
- Бо 105CBS-5
- Также известен как Superfive, с увеличенной грузоподъемностью, аналогичной LS A3 Superlifter.
- Бо 105Д
- Офшорная версия, сертифицированная в Великобритании.
- Бо 105ГШ
- Версия вооруженного разведчика для испанской армии. Местное обозначение HR.15 . [ 41 ]
- Бо 105HGH
- Высокоскоростной исследовательский вариант с аэродинамическими усовершенствованиями, такими как обтекатель головки несущего винта, задний обтекатель фюзеляжа, небольшие отдельные полозья и фиксированные вспомогательные крылья длиной 6 м (20 футов).
- Бо 105 КЛХ
- лицензионная боевая версия CBS-5, оснащенная по индивидуальному заказу корейским комплексом оборудования, включая систему связи, навигации, радиоэлектронной борьбы и обнаружения целей, [ 44 ] для удовлетворения оперативных потребностей армии Республики Корея . KLH также значительно улучшила лопасти несущего винта и систему трансмиссии. 12 находятся в эксплуатации.
- Бо 105ЛОХ
- Версия наблюдения для испанской армии. Местное обозначение HR.15 . [ 41 ]
- Бо 105ЛС А1
- Разработан в 1984 году с удлиненным фюзеляжем и двумя газотурбинными двигателями Allison 250-C28C.
- Бо 105ЛС А3
- Разработан в 1986 году с увеличенной до 2600 кг максимальной взлетной массой.
- Бо 105LS А3 «Суперлифтер»
- Разработан в 1995 году, максимальная боевая масса увеличена до 2850 кг.
- Бо 105М
- Легкий транспортно-разведывательный вертолет для армии Западной Германии. Обозначение немецкой армии VBH ( V er b indungs hubschrauber ; «вертолет связи»). [ 41 ] [ 43 ] Они были сняты с производства и заменены разоруженными и модифицированными PAH1.
- Бо 105МСС
- Морская версия с поисковой РЛС.
- Будет 105П/БШ
- Предлагаемая модификация PAH-1 в эскортную версию для немецкой армии, вооруженную ракетами класса «воздух-воздух» Stinger. Отменено в 1993 году. [ 41 ] [ 45 ]

- Бо 105П/ПАУ-1
- Противотанковый вертолет, вооруженный ПТУР HOT с проводным наведением , для армии Западной Германии. Обозначение немецкой армии «PAH-1» (PAH = P anzer a bwehr h ubschrauber; «Противотанковый вертолет»). [ 41 ] [ 43 ] После прибытия ударного вертолета Eurocopter Tiger некоторые из них были сняты с вооружения, а другие были разоружены и переведены на версию VBH для продолжения службы.
- Бо 105П/ПАХ-1А1
- Модернизация противотанковой версии PAH-1 для немецкой армии. [ 41 ] [ 45 ]
- Бо 105П/ПАУ-1 Этап 2
- Планируется дальнейшая модернизация ПАУ-1 с установленным на крыше инфракрасным прицелом для ракет HOT-2, обеспечивающим возможность ночной атаки. Программа отменена в 1993 году. [ 41 ] [ 45 ]
- Бо 105С
- Поисково-спасательная версия.
- Бо 105/Офелия
- Самолет для испытаний и испытаний, оснащенный мачтовым прицелом. [ 41 ]
- НБО-105
- Были произведены IPTN по лицензии MBB (ныне Airbus Helicopters ) в 1976–2011 гг.; только роторы и трансмиссия теперь поставляются из Германии; первоначально NBO-105 CB , но расширенный NBO-105 CBS, доступный начиная со 101-го самолета. Было произведено 122 экземпляра, Диргантара Индонезия прекратила производство в 2008 году.
- НБО-105С
- Растянутая версия.
- Бо 105 Палач
- Boeing Vertol и Carson Helicopters произвели удлиненную версию Bo 105 длиной 24,5 см по лицензии как Executaire в попытке проникнуть на рынок легких вертолетов США, но продажи были удручающими. [ 46 ]
- Будет 105Е-4
- 12 немецких армейских самолетов Bo 105P, модернизированных и отремонтированных по контракту на 10 миллионов евро и переданных в дар Албании , первая партия была поставлена в 2006 году. Вертолеты имеют лучшие характеристики и авионику. Также рассматривается возможность переоборудования других вертолетов Bo 105 из вооруженных сил Германии с целью их будущих продаж. [ 47 ]
- Бо 106
- Расширен салон до 7 мест вместо 5. Первый полет состоялся 26 сентября 1973 года. [ 48 ] В этом варианте изготовлен единственный вертолет (регистрационный D-HDCI, заводской № 84). Bo 106 также оснащался более мощными двигателями Allison 250 C 20B. В 1981 году немецкая авиационно-спасательная организация Deutsche Rettungsflugwacht/DRF Luftrettung купила этот прототип и переоборудовала его в 105 CB-2 со стандартной кабиной. Он летал в DRF до ноября 1993 года под регистрационным номером D-HCCC, но в 1994 году его отложили для приобретения запчастей для другого вертолета DRF (Bo 105 CBS-S, регистрационный D-HNNN, серийный номер 662).
- ПАДК Колибри
- Нелицензионная разработка Bo 105C с измененной конструкцией кабины. [ 49 ]
Операторы
[ редактировать ]Военный
[ редактировать ]

- Вооруженные Силы Украины — 1 пример [ 56 ]
Правительство
[ редактировать ]- Полиция провинции Буэнос-Айрес [ 57 ]
- Полиция провинции Санта-Фе
- Федеральная полиция Аргентины
- Modena Helicopters сдает в аренду парамедицинским службам.
- Индонезийская национальная полиция [ 59 ]
- Национальное поисково-спасательное агентство [ 60 ]
- Национальное управление по управлению стихийными бедствиями [ 61 ]
Бывший
[ редактировать ]
- Королевские ВВС Брунея - находятся в ведении 12-й эскадрильи (первоначально известной как 2-я эскадрилья), в отставку в феврале 2022 г. [ 50 ] [ 69 ]

- Канадская береговая охрана [ 70 ] - все вышли на пенсию в 2016 году после Bell 429. доставки
- Государственная полиция Германии

- Суданская полиция [ 55 ]
- ВВС Швеции Hkp9B четыре Bo 105CB4, используемые для легких спасательных операций с воздуха, оборудованные лебедкой [ 84 ]
Внеш. серийный номер |
военный регистрация |
ИДЕНТИФИКАТОР число |
действующий в Вооруженные Силы |
комментарий |
---|---|---|---|---|
S-0722 | 09413 | 93 | 1985–1991 | разбитый |
S-0723 | 09414 | 94 | 1985–1994 | вернулся в Германию, позже продан как OH-HMS |
S-0731 | 09415 | 95 | 1985–1994 | вернулся в Германию, позже продан как OH-HKI |
S-0732 | 09416 | 96 | 1985–1994 | вернулся в Германию, позже был продан как 9Y-TJF. |

- Шведская армия
- Arméflyget, Hkp 9A , 21 самолет Bo 105CB3, использовавшийся в качестве носителей противотанковых ракет, оснащенных четырьмя SAAB HeliTOW в период с 1987 по 1998 год, при этом одна рота дислоцировалась в AF 1, Боден, а другая рота - в Af 2, Линчёпинг. В 1998 году они были переданы:
- Försvarsmaktens helikopterflottilj: все вертолеты шведских вооруженных сил находились под общим командованием; здесь Hkp 9A были разоружены и использовались в качестве легких транспортных средств и учебных заведений до 2009 года. [ 85 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 27 июня 2017 г. — Захваченный самолет Bo 105 Венесуэльского агентства уголовных расследований ( CICPC ) был использован для нападения на Высший трибунал юстиции и Министерство внутренних дел в Каракасе , Венесуэла . [ 90 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Германия
[ редактировать ]- С 2011 года Bo 105 в желтой спасательной ливрее является частью художественной инсталляции Альфреда Гокеля на Каменер Кройц (пересечение автобанов А1 и А2 в Германии). [ 91 ] [ 92 ]
- Четвертый прототип Bo 105, совершивший первый полет в 1969 году, выставлен в Немецком музее.
Индонезия
[ редактировать ]- Регистрационный номер Bo 105 P-4004 Национальной полиции Индонезии выставлен в Школе полицейского персонала и руководителей в Лембанге, Западная Ява. [ 93 ] [ 94 ]
Филиппины
[ редактировать ]Филиппинский флот
[ редактировать ]- Bo 105C серийный 402, ВМС Филиппин выставлен в парке Air Power Park Филиппинской военной академии , город Багио, Филиппины. [ 95 ] [ 96 ]
- Bo 105C серийный 142, ВМС Филиппин выставлен на выставке на военно-морской базе Хосе Андрада, город Манила, Филиппины. [ 97 ]
- Bo 105C, серийный номер 422, ВМС Филиппин выставлен в Музее ВМС Филиппин , форт Сан-Фелипе, Кавите-Сити, Филиппины.
Филиппинская национальная полиция
[ редактировать ]- Bo 105CBS, серийный номер 972, Объединенная национальная полиция, выставлен на статической выставке в Музее национальной полиции Филиппин в лагере генерала Рафаэля Т. Крейма в Кесон-Сити, Филиппины. [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ]
Технические характеристики (Бо 105СВ)
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1988-89 гг. [ 101 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2 пилота
- Вместимость: 3 или 4 пассажира
- Длина: 11,86 м (38 футов 11 дюймов) (общая длина, включая роторы)
- Высота: 3,00 м (9 футов 10 дюймов)
- Профиль крыла : NACA 23012.
- Вес пустого: 1276 кг (2813 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2500 кг (5512 фунтов)
- Запас топлива: 570 л (150 галлонов США; 130 имп галлонов)
- Силовая установка: 2 двигателя Allison 250 -C20B турбовальных мощностью 310 кВт (420 л.с.) каждый.
- Диаметр несущего винта: 9,84 м (32 фута 3 дюйма)
- Площадь несущего винта: 76,05 м2 2 (818,6 кв. футов)
Производительность
- Максимальная скорость: 242 км/ч (150 миль в час, 131 узел)
- Крейсерская скорость: 204 км/ч (127 миль в час, 110 узлов) (крейсерская скорость с лучшей дальностью полета)
- Никогда не превышайте скорость : 270 км/ч (170 миль в час, 150 узлов).
- Дальность: 657 км (408 миль, 355 миль) на высоте 1525 м (5000 футов) (стандартное топливо, максимальная полезная нагрузка)
- Перегоночная дальность: 1112 км (691 миль, 600 миль) на высоте 1525 м (5000 футов) (со вспомогательными баками)
- Автономность: 3 часа 30 минут (стандартное топливо, максимальная полезная нагрузка)
- Практический потолок: 5200 м (17000 футов)
- Скорость набора высоты: 8,00 м/с (1575 футов/мин)
Вооружение
- Ракеты: 6 евроракет HOT (Bo 105 P) или 8 BGM-71 TOW.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Bölkow Bo 105 — История EADS» . ЕАДС. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Готцхейн, Кристина. «Eurocopter отмечает 40-летие первого полета BO105, первого в мире легкого двухтурбинного серийного вертолета». Архивировано 19 октября 2016 года на Wayback Machine Eurocopter , 15 февраля 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Хамель, Питер Г. (15 марта 2017 г.). Бортовые тренажеры и электродистанционные/световые демонстраторы: исторический отчет о международных авиационных исследованиях . Спрингер. п. 186. ИСБН 978-3-319-53997-3 .
- ^ Молл 1991, с. 96.
- ^ возможность зацикливания. Архивировано 17 ноября 2015 года в Wayback Machine по данным музея ВВС Германии в Гатове.
- ^ Молл 1991, стр. 103–104.
- ^ Перейти обратно: а б с Рик, Джоан М. «Bo105 Белкова». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 18 мая 1967 г., стр. 794.
- ^ Тейлор 1976, с. 73.
- ^ Air International , май 1976 г., стр. 246.
- ^ Вегман 1975, с. 54.
- ^ «Брак, который длился». Архивировано 17 ноября 2015 года в Wayback Machine Flight International , стр. 30. 31 мая 2004 г.
- ^ «Новости спорта и развлечений | Команды и спортсмены» . Ред Булл США. Архивировано из оригинала 28 апреля 2009 года . Проверено 19 декабря 2012 г.
- ^ Мудрый, Джефф. «Как управлять вертолетом вверх ногами». Архивировано 7 ноября 2015 года в Wayback Machine Popular Mechanics , 25 мая 2012 года.
- ^ Weeghman 1975, стр. 54–56.
- ^ Молл 1991, с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Молл 1991, с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Молл 1991, с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Молл 1991, с. 104.
- ^ Молл 1991, стр. 98, 101.
- ^ Перейти обратно: а б Вегман 1975, с. 56.
- ^ Молл 1991, с. 98.
- ^ Молл 1991, стр. 102–103.
- ^ Вегман 1975, с. 57.
- ^ "Характеристики вертолета Мессершмитт-Болков-Блом (БО-105-CBS)". Архивировано 17 ноября 2015 года в Wayback Machine канадской береговой охране , дата обращения: 6 ноября 2015 года.
- ^ Кроц 2011, стр. 59–61.
- ^ Перейти обратно: а б Последний из богиканцев. Архивировано 29 декабря 2016 г. в Wayback Machine - Aviationweek.com, 23 декабря 2016 г.
- ^ Амир 2012, с. 106.
- ^ «СТОП вооружать Индонезию». Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine Европейской сети против торговли оружием , 1994 год.
- ^ Кек, Закари. «Индонезия проведет масштабные военные учения». Архивировано 15 октября 2015 года в Wayback Machine The Diplomat , 21 мая 2014 года.
- ^ Рахмат, Ридзван. «ВМС Индонезии совершают первую посадку вертолета на USN LCS». Архивировано 18 октября 2015 года в Wayback Machine IHS Jane's Navy International , 18 августа 2015 года.
- ^ «Исследование Мексики: Глава 5. Национальная безопасность». Архивировано 10 января 2016 года на сайте Wayback Machine Marines.mil , дата обращения: 1 ноября 2015 года.
- ^ «Прокумент, Мексика». Оценка безопасности Jane's Sentinel , 11 февраля 2011 г.
- ^ «Первый полноценный HEMS для Мексики». Архивировано 8 декабря 2015 г. в журнале Wayback Machine AirMed & Rescue Magazine от 26 ноября 2014 г.
- ^ Мун, Чон-ин. и Джин-Янг Ли. «Революция в военном деле и оборонной промышленности Южной Кореи». Архивировано 8 декабря 2015 года на сайте Wayback Machine Security Challenges , vol. 4, нет. 4. (лето 2008 г.), стр. 117–134.
- ^ Дойл, Эндрю. «КАИ ставит высокие цели». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 9 октября 2001 года.
- ^ "Рекорды безопасности EMS растут". Журнал Flying Magazine , декабрь 1988 г. Том. 115, № 12. с. 11.
- ^ «Конец эпохи»: последняя машина скорой помощи Болкова, вышедшая на пенсию». Архивировано 22 ноября 2018 года в Wayback Machine BBC News , 24 сентября 2015 года.
- ^ Неосторожно, Джеймс. «Дэм Гуд». Архивировано 10 января 2016 года в журнале Wayback Machine Helicopters Magazine от 30 июня 2009 года.
- ^ «Dam Helicopters Inc. поднимается в небо с последним новым BO105 LS». Архивировано 10 января 2016 года в Wayback Machine Airbus Helicopters , 1 июня 2009 года.
- ^ «BO105 продолжает оставаться рабочей лошадкой, наработав более 8 миллионов часов». Архивировано 10 января 2016 г. в Wayback Machine Rotor & Wing , 27 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дональд и Лейк 1996, с. 162
- ^ Тейлор 1988, с. 93
- ^ Перейти обратно: а б с Мичелл 1994, с. 84
- ^ Джон Пайк. «Корейский легкий вертолет [KLH]» . Globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 2 марта 2011 года . Проверено 19 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мичелл 1994, с. 85
- ^ «МББ (Еврокоптер) Бо105» (на немецком языке). WaffenHQ.de. Архивировано из оригинала 29 марта 2007 года . Проверено 28 апреля 2007 г.
- ^ "Компания" . Аэробус . Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Flug Revue, выпуск, январь 1974 г., стр. 4.
- ^ «Фил. Корпорация аэрокосмического развития и возрождение самолетов коренных народов» . Анализ защиты Питца . 27 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018. Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ «Самолет – ITPS Канада» . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «ВВС мира 2021» . FlightGlobal. 4 декабря 2020 г. Проверено 5 января 2021 г.
- ^ «Филиппинская армия запускает первую в мире санитарную авиацию» .
- ^ Перейти обратно: а б «Знакомство с вертолетами БО-105 филиппинской армии» . Анализ защиты Питца . 2 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Митцер, Стейн; Олиманс, Йост. «Возвращение на пенсию: суданские самолеты BO-105 поднимаются в небо» . Блог Орикса . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «ВСУ получили демилитаризованный немецкий вертолет MBB Bo 105» . Военный . 21 июня 2022 г. Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ «Контроль и профилактика» . Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Мбб Бо-105ЛС-А3» . Архивировано из оригинала 10 октября 2013 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Bell-429 GlobalRanger, новейший парк вертолетов воздушной полиции» . airspace-review.com (на индонезийском языке). 10 сентября 2018 г. . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ «ТОЛЬКО ВОЗДУХ ЗНАЧИТ» . basarnas.go.id (на индонезийском языке) . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ «БНПБ ВЕРТОЛЕТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЕСТА ПОЖАРОВ» . antarfoto.com (на индонезийском языке) . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ «Авиагруппа береговой охраны Филиппин» . Авиационная группа береговой охраны Филиппин . 30 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ «MBB Bo-105 Филиппинская береговая охрана» . Хелис.com . 30 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Mladenov Air International , декабрь 2016 г., стр. 84–86.
- ^ «Авиакрыло SAPS» . оборонительная паутина. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Служба таможенного надзора» . airflight.co.uk. Архивировано из оригинала 7 января. Получено 18 декабря.
- ^ «Вот так Корпус национальной полиции проводит антитеррористическую операцию...» . Архивировано из оригинала 23 марта 2013 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Гражданская гвардия (CASA) BO-105CB» . aeroflight.co.uk. Архивировано из оригинала 7 января 2013 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ «Церемония увольнения Болкова 105 со службы» . MinDef.gov.bn . База Королевских ВВС Брунея, Римба : Подразделение оборонных информационных технологий, Министерство обороны, Бруней-Даруссалам . 4 февраля 2022 г. Проверено 9 января 2024 г.
- ^ «Флот – Вертолетные службы по всей Канаде – Береговая охрана Канады» . CCG-GCC.gc.ca . Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 20 декабря 2012 г.
- ^ «Чилийские ВВС Bo105» . Хелис.com . Архивировано из оригинала 24 июня 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ "ВВС мира, 1987 г., стр. 46" . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ "ВВС мира, 1987 г., стр.50" . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Организация и финансирование медицинских и спасательных вертолетных операций . Публикация Министерства внутренних дел 1/2004 г. (на финском языке). Министерство внутренних дел. 2004. с. 40. ИСБН 951-734-568-2 . ISSN 1236-2840 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ «Turku Historia Medi-Heli» (на финском языке). Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ «ВВС мира 2015» . Flightglobal Insight. 2015. Архивировано из оригинала 24 марта 2015 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ "ВВС мира, 1987 г., стр.65" . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «Конинклийке Лухтмахт Бо105» . Хелис.com . Архивировано из оригинала 23 июня 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр.73» . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «Голландская авиационная полиция MBB Bo105» . MBB-Bo105.de . Архивировано из оригинала 10 октября 2013 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ "ВВС мира, 1987 г., стр.74" . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 9 января 2015 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ "ВВС мира, 1987 г., стр.78" . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр.81» . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «ВВС мира, 2004 г., стр. 88» . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 9 января 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ "ВВС мира, 1987 г., стр.91" . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ "ВВС мира, 1994 г., стр.58" . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ "ВВС мира, 1987 г., стр.96" . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «МББ представляет фирменный БК.117» . FlightGlobal.com . 1990. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ "V/STOL 1968 (Болков BÖ105)" . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ «Четыре неизвестных остались в результате нападения с вертолета, совершенного инспектором CICPC Оскаром Пересом в Венесуэле» . BBC News World (на испанском языке). 28 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Восемь ангелов для Каменного креста» . 29 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 31 января 2020 года . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «RTH.info | Желтый ангел на Каменном кресте» .
- ^ «П-4004» . Jetphotos.com . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ «Самолеты привязаны к местам в Индонезии» . Spottingmode.com . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 16 февраля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ https://www.paf.mil.ph/news-articles/air-power-park-and-archangel-facade-blessed-and-inaugurated [ только URL ]
- ^ «142 | MBB Bo105C | Филиппины — ВМС | Пол Ластимоза» .
- ^ https://pnp.gov.ph/pnp-museum-celebrates-the-museums-and-galleries-month/ [ только URL ]
- ^ «Посещение музея PNP с детьми! (Манила, Филиппины)» . 10 сентября 2018 г.
- ^ «Музей PNP, Кэмп Крам Кесон-Сити» . 2 октября 2018 г.
- ^ Тейлор 1988, стр. 93–94.
Библиография
[ редактировать ]- Амир, Сульфикар (2012). Технологическое государство в Индонезии: совместная конституция высоких технологий и авторитарной политики . Рутледж. ISBN 978-1-13618-958-6 .
- Апостоло, Джорджио (1984). Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. ISBN 0-517-43935-2 .
- Барри, Дуглас; Пайт, Дженни (24–30 августа 1994 г.). «Военно-воздушные силы мира» . Рейс Интернешнл . Том. 146, нет. 4435. стр. 29–64. ISSN 0015-3710 .
- Дональд, Дэвид; Лейк, Джон, ред. (1996). Энциклопедия мировой военной авиации (однотомное издание). Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN 1-874023-95-6 .
- Эллиотт, Брин (май – июнь 1999 г.). «В такт: первые 60 лет британской воздушной полиции, часть вторая». Любитель воздуха . № 81. С. 64–69. ISSN 0143-5450 .
- «Bo 105 - универсальный успех». Эйр Интернешнл . Том. 16, нет. 5. Май 1979 г., стр. 215–221, 246–248.
- Хэтч, Пол (29 ноября – 5 декабря 1989 г.). «ВВС мира 1989» . Рейс Интернешнл . Том. 136, нет. 4193. стр. 37–106.
- Хойл, Крейг (11–17 декабря 2012 г.). «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 182, нет. 5370. стр. 40–64. ISSN 0015-3710 .
- Мичелл, Саймон, изд. (1994). Модернизация гражданских и военных самолетов Джейн, 1994–95 (второе изд.). Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-1208-7 .
- Мланденов, Александр (декабрь 2016 г.). «Российские ответчики». Эйр Интернешнл . Том. 91, нет. 6. С. 78–87. ISSN 0306-5634 .
- Молл, Тейлор (ноябрь 1991 г.). «Для пилота BO 105 это красиво: первый в мире легкий двухместный вертолет все еще набирает силу» . Летающий . Том. 118, нет. 11. С. 96–105. ISSN 0015-4806 .
- Кроц, Ульрих (2011). Летающий тигр: теория международных отношений и политика современных вооружений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-1997-5993-4 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1976). Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN 0-354-00538-3 .
- Тейлор, Джон В.Р., изд. (1988). Jane's All the World's Aircraft 1988-89 . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Вегман, Роберт Б. (апрель 1975 г.). «Тевтонский близнец Боинга» . Летающий . Том. 96, нет. 4. С. 54–57.
- «Военно-воздушные силы мира» . Рейс Интернешнл . Том. 144, нет. 4397. 24–30 ноября 1993 г., стр. 41–76. ISSN 0015-3710 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]