Jump to content

будет 29, я знаю

будет 29, я знаю
Роль боец
Национальное происхождение Швеция
Производитель Вы можете получить АБ
Первый полет 1 сентября 1948 г.
Введение 1951
Ушедший на пенсию 1976
Основные пользователи Шведские ВВС
Австрийские ВВС
Произведено 1948–1956
Количество построенных 661

Saab 29 Tunnan ( « Бочка » ), в просторечии также известный как Flygande Tunnan ( «Летающая бочка »), [ Кол-во 1 ] [ 1 ] [ 2 ] — ранний реактивный истребитель, разработанный и произведенный шведской авиастроительной компанией Saab . Это был второй боевой самолет с турбореактивным двигателем , разработанный в Швеции (первым был Saab 21R) , и это был первый западноевропейский , произведенный истребитель со стреловидным крылом после Второй мировой войны , которому в Западной Европе предшествовал только в целом на Мессершмитте Ме 262, построенном во время конфликта. [ 3 ] [ 4 ]

Работа над тем, что впоследствии стало Tunnan, началась в конце 1945 года. Конструкция, получившая внутреннее обозначение R 1001 , имела бочкообразный фюзеляж, придававший ему характерный округлый вид, от которого и произошло его название. Относительно тонкая стреловидная конфигурация крыла была принята после того, как аэродинамические исследования военного времени, проведенные в Германии, показали ее благоприятные высокоскоростные качества. Он был оснащен недавно разработанным турбореактивным двигателем de Havilland Ghost . прототип совершил свой первый Осенью 1946 года ВВС Швеции разместили первоначальный заказ на три прототипа под служебным обозначением J 29. 1 сентября 1948 года первый полет ; Летные испытания показали, что характеристики самолета превзошли оценки по нескольким аспектам.

В мае 1951 года крыло «Бровалла» (F 13) получило первый серийный самолет. [ 3 ] Было произведено пять основных вариантов Tunnan; Первой моделью, поступившей на вооружение, стал истребитель J 29A , более мощные истребители J 29B и J 29E и, наконец, форсажной камерой с истребитель J 29F , который был последним построенным вариантом истребителя. специальная воздушной разведки модель S 29C Также эксплуатировалась . В 1960-е годы несколько J 29B участвовали в боях, находясь в Республике Конго в качестве вклада Швеции в миротворческую миссию ООН ( ONUC ). Австрийские ВВС также эксплуатировали этот тип. На вооружении J 29 показал себя относительно быстрым и маневренным. Шведские ВВС использовали этот тип как в качестве истребителя, так и в качестве истребителя-бомбардировщика до 1970-х годов.

Разработка

[ редактировать ]
Основная серийная модель SAAB 29 Tunnan (J 29 A:2) с установленными на фюзеляже тормозами пикирования. Ранние модели (J 29 A:1) имели тормоза пикирования, установленные на крыле.

Швеция отставала от быстрого технического прогресса, достигнутого в других странах, и Saab нужно было догонять ее с точки зрения аэродинамики и реактивного движения. [ 5 ] Соответственно, проект «JxR» был начат в конце 1945 года, а требования были сформулированы в октябре 1945 года. [ 6 ] Пару предложений представила команда дизайнеров Saab под руководством Ларса Брисинга . Первый из них, под кодовым названием R 101 , прозванный cigarren (сигара) из-за своей формы, имел сильное сходство с американским Lockheed P-80 Shooting Star . Второй выбранной конструкцией была бочкообразная конструкция под кодовым названием R 1001 , которая оказалась одновременно более быстрой и маневренной. [ 7 ]

Концепт R 1001 имел прямое крыло, но после того, как инженеры получили данные немецких исследований по стреловидному крылу, стреловидность крыла составила 25 градусов. Информация о стреловидном крыле пришла через Швейцарию и включала чертежи Мессершмитта P.1101 , P.1110 , P.1111 и P.1112 . Руководитель проекта SAAB Фрид Венстрём получил эти документы в 1945 году у инженеров Мессершмитта, бежавших в Швейцарию в конце войны. Среди них был инженер и специалист по аэродинамике Герман Бербом , который присоединился к команде Saab J 29. В этих документах четко указано, что конструкции треугольного крыла и стреловидного крыла «значительно снижают сопротивление при приближении самолета к звуковому барьеру». [ 8 ]

Чтобы сделать крыло максимально тонким, шасси убиралось в фюзеляж, а не в крылья. [ 9 ] [ 10 ] Испытания в аэродинамической трубе в Шведском королевском технологическом университете и Национальном институте аэронавтических исследований также повлияли на его аэродинамику. [ 11 ] В ходе этих испытаний была определена необходимая форма фюзеляжа, обеспечивающая достижение целевого критического числа Маха , а также поддержка использования прямоточного воздушного потока для максимизации тяги. [ 12 ] Автоматически запирающиеся прорези передней кромки , соединенные между собой с закрылками , также считались необходимыми для обеспечения поперечной устойчивости при взлете и посадке. Для дальнейшей проверки стреловидного крыла Saab Safir был модифицирован полноразмерным крылом как Saab 201 . [ 8 ] [ 11 ] Окончательный проект, включающий новую информацию, был составлен в январе 1946 года. [ 13 ]

Saab S 29C Tunnan в Музее ВВС Швеции, Линчёпинг
Кабина J 29F, 2013 г.

Первоначальной силовой установкой должен был стать de Havilland Goblin турбореактивный двигатель более мощный de Havilland Ghost , однако в декабре 1945 года стал доступен . Это было идеально, поскольку Ghost не только имел круглый воздухозаборник, но и его диаметр соответствовал запланированному фюзеляжу. [ 6 ] После переговоров между De Havilland и Saab для этого типа был выбран двигатель Ghost. [ 10 ]

Несмотря на ранние сомнения в поставках эквивалента американского алюминиевого сплава 75S , компания Svenska Metallverken смогла изготовить его, хотя и использовались значительно большие сечения, чем обычно для авиастроения. [ 14 ] В конструкции использовались тяжелые рамы и нагруженная обшивка, чтобы удовлетворить противоречивые требования к пространству, прочности, жесткости и доступности. [ 9 ]

Шведские ВВС запросили проверку характеристик и план производства проекта в феврале 1946 года. [ 15 ] Осенью 1946 года ВВС Швеции официально заказали три прототипа с обозначением типа J 29 . [ 15 ] Статические испытания полномасштабного макета выявили проблемы с негерметичностью кабины и поведением элеронов . система . ​​гидравлическая Для решения последней проблемы была установлена [ 9 ] [ 15 ] Однако эти модификации отложили первый полет до ожидаемой даты - 1 августа 1948 года. [ 15 ]

Первый полет прототипа Saab 29 состоялся 1 сентября 1948 года, его совершил S/L «Боб» Мур, [ 9 ] который позже был первым управляющим директором Saab GB в Великобритании . [ 7 ] Проблема с шасси повлияла на ожидаемую максимальную скорость самолета. [ 16 ] После полета Мур описал самолет как «на земле гадкий утенок, а в воздухе – стриж». Из-за формы фюзеляжа Saab J 29 быстро получил прозвище Flygande Tunnan («Летающая бочка»), или Tunnan сокращенно («Бочка»). Хотя SAAB не оценила его краткую форму, в конечном итоге она была принята официально. [ 17 ]

Для программы испытаний было построено четыре прототипа. Первые два не имели вооружения, вместо них было установлено тяжелое испытательное оборудование. Третий был вооружен четырьмя 20-мм (0,79 дюйма) пушками. [ 18 ] воздушные тормоза на фюзеляже и на крыльях за задним лонжероном, а также как обычные, так и комбинированные схемы элеронов / закрылков . Были испытаны [ 9 ] Летные испытания показали, что прототипы J 29 могут превышать максимальное число Маха, на которое они были рассчитаны, а летно-технические характеристики обычно превышали прогнозируемые значения. [ 18 ]

Серийное производство началось в 1948 году; В мае 1951 года крыло «Бровалла» (F 13) получило первый серийный самолет. [ 3 ]

Tunnan выпускался в пяти основных вариантах.

Истребитель J 29A был первой моделью, поступившей на вооружение, за ним последовали истребители J 29B и J 29E и, наконец, форсажной камерой с истребитель J 29F , который был последним построенным вариантом. Существовал также специальный разведывательный вариант S 29C . [ 3 ] [ 19 ] В период с 1950 по 1956 год был построен 661 самолет Tunnan, что стало крупнейшей серийной партией среди самолетов Saab. [ 7 ]

J 29F Tunnan 29666/T в Седерхамне / Музей авиации F 15, аэропорт Седерхамна

Saab 29 Tunnan был первым шведским самолетом, специально разработанным для использования реактивной тяги. Первый шведский реактивный истребитель Saab 21R был модификацией Saab 21 с поршневым двигателем . [ 12 ] Это небольшой, пухлый самолет с единственным круглым воздухозаборником в носовой части, с пилотом под купольным фонарем прямо над воздухозаборником в верхне-носовой части фюзеляжа. Он имеет очень тонкое среднерасположенное двухлонжеронное крыло средней стреловидности, представляющее собой единую конструкцию, прикрепленную к фюзеляжу четырьмя болтами. [ 9 ] Ходовая часть имеет гидравлический привод и была разработана для использования на неровных взлетно-посадочных полосах. [ 9 ] Для повышения живучести пилота в «Туннане» использовалось катапультное кресло, разработанное Saab в 1943 году, с системой взрывного сброса фонаря. [ 9 ]

Tunnan оснащен одним мощностью 22,4 кН (5000 фунтов силы ). de Havilland Ghost турбореактивным двигателем [ 9 ] максимальная скорость которых превышает 1050 км/ч (650 миль в час), что лучше, чем у шведских de Havilland Vampires . Двигатель крепился к фюзеляжу болтами в трех точках, а для снятия двигателя для обслуживания использовалась специальная тележка. [ 9 ] Окончательная версия имела форсажную камеру , первую успешную, использовавшуюся с британским реактивным двигателем. [ 20 ]

В крыло были внесены улучшения: передняя кромка с собачьими зубьями повысила критическое число Маха . Начиная с 1963 года все передовые J 29F оснащались AIM-9 Sidewinder с инфракрасным наведением ракетами класса «воздух-воздух» . [ 21 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Туннан на авиашоу шведских вооруженных сил

J 29 был быстрым и маневренным и установил мировой рекорд скорости на замкнутой трассе длиной 500 км (310 миль) в 1954 году. [ 22 ] на скорости 977 км/ч (607,05 миль в час). Два S 29C (разведывательный вариант) дополнительно установили международный рекорд скорости 900,6 км/ч (559,4 миль в час) на дистанции 1000 км (620 миль) по замкнутому кругу в 1955 году. [ 4 ] [ 22 ]

Количество аварий на ранних этапах эксплуатации было плохим, главным образом из-за неопытности в использовании самолетов со стреловидным крылом и отсутствия двухместного учебно- тренировочного варианта Tunnan с двойным управлением : это означало, что шведских пилотов-истребителей можно было обучать только с использованием двухместных вариантов самолета Tunnan. de Havilland Vampire (реактивный самолет с прямым крылом) перед тем, как отправиться в одиночный полет на Tunnan. 99 пилотов погибли во время тренировочных полетов в Швеции. [ 7 ]

В мае 1967 года истребители «Туннан» были сняты с боевой службы; тем не менее, некоторое количество самолетов было сохранено и переконфигурировано для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов по противодействию и для буксировки целей в 1970-е годы. [ 3 ] В августе 1976 года на авиашоу, посвященном 50-летию ВВС Швеции, был выполнен последний официальный военный полет. [ 3 ]

27 января 1961 года правительство Швеции разрешило Авиационному совету продать 15 самолетов J 29F Tunnan компании Saab для восстановления и перепродажи австрийским ВВС . Как и шведский аналог, Saab 29 в Австрии стали в просторечии называть «летающей бочкой» ( Fliegende Tonne ) или просто «бочкой» ( Tonne ). [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

В 1962 году была разрешена продажа Австрии еще 15 самолетов J 29F. [ 27 ] Эта вторая партия была модифицирована таким образом, чтобы блок камеры можно было установить в левом борту носовой части каждого самолета, что потребовало снятия двух пушек. Сменный блок камеры можно было заменить примерно за 30 минут, а камеры можно было перенаправить в полете из кабины. [ 28 ] Из-за ограничений Австрийского государственного договора 1955 года они никогда не были вооружены ракетами класса «воздух-воздух» . [ 29 ] Tunnan оставался на вооружении ВВС Австрии до 1972 года. [ 7 ]

20 октября 1964 года в 9:48 два австрийских J 29F второго истребительно-бомбардировочного авиаполка ( 2. Staffel/JaBo-Geschwader ) взлетели с базы в Линце; первый, Бу. № 29559 «Е», пилотировал сержант Йохан Кеметингер, второй, Бу. № 29627 «Л», пилотировал штаб-сержант Альфред Эрдлер. В плохую погоду и путаницу радиомаяков летчики «закурили» и пересекли воздушное пространство тогдашней Чехословакии. Из-за непогоды их не смогла перехватить даже аварийная пара, которой пришлось остаться в аэропорту. Таким образом, австрийские пилоты проникли в глубь страны и, обнаружив, что у них есть топливо примерно на последние 2 минуты полета, пилоты, полагая, что поле, на которое они приземлились, достаточно твердое, приземлились в поле в район деревни Оржех в районе Прага-Запад. По совпадению, всего в нескольких километрах от гражданского аэропорта Прага-Рузыне. [ 30 ] Одна машина при приземлении потеряла шасси, другая перевернулась в кювете, пилот оказался в ловушке, и его пришлось спасать людям, работавшим в поле. Оба пилота были возвращены на родину через два дня. Самолеты последовали за ними позже по железной дороге.

Операции ООН в Конго

[ редактировать ]
Истребители UN J 29 в Конго

Tunnan был первым шведским реактивным самолетом, принявшим участие в боевых действиях. В ответ на призыв Организации Объединенных Наций (ООН) о военной поддержке в сентябре 1961 года первоначальные силы из пяти J 29B, организованные как крыло F 22 шведских ВВС , были размещены в Республике Конго в качестве вклада Швеции в Миротворческая миссия ООН ( ОНУК ). [ 31 ] Впоследствии в 1962 году они были усилены еще четырьмя J 29B и двумя фоторазведывательными самолетами S 29C Tunnan. [ 27 ] Таннанцы получили опознавательные знаки ООН на своих фюзеляжах. [ 31 ]

Большинство миссий включало атаку наземных целей с помощью пушек и неуправляемых ракет, но ни один самолет не был потерян в бою, несмотря на сильный наземный огонь . Экипажи и иностранные наблюдатели пришли к единому мнению, что возможности «Туннана» были исключительными. [ 32 ] [ 33 ] Их противники-сепаратисты использовали несколько самолетов Fouga Magister и других самолетов, не способных вести воздушный бой.

Шведские пилоты отклонили некоторые просьбы о непосредственной авиационной поддержке наземных войск, мотивируя это тем, что риск жертв среди гражданского населения слишком высок. В ноябре 1962 года командующий шведской авиацией отказался от прямого приказа уничтожить сепаратистских «Фуга Магистров», поскольку они были безоружны. [ 34 ]

Единственный потерянный самолет принадлежал высокопоставленному офицеру, который разбился во время прерванного взлета для испытательного полета. Когда в 1964 году ОНУК прекратил свое существование, некоторые шведские самолеты были намеренно уничтожены на их базе, поскольку они больше не были нужны в Швеции и были заменены более поздними вариантами, а затраты на их возврат не были оправданы. [ 27 ]

Варианты

[ редактировать ]

Будет 1001 рэнд

    • J 29 - четыре прототипа, построенные в 1948–50 гг. [ 18 ]

Сааб 29А

Ранний J SAAB 29 (J 29 A:1) с пикировочными тормозами, установленными на крыле. Позже (A:2) появились тормоза пикирования, установленные на фюзеляже.
    • Дж 29А1 ( Дж 29А:1 ) [ 35 ] — истребитель ( j aktflygplan ; «самолет преследования»), построено 32 штуки с 1950 по 1951 год; ранняя серия с пикирующими тормозами, установленными на крыльях. [ 36 ] [ 37 ]
    • Дж 29А2 ( Дж 29А:2 ) [ 38 ] — истребитель, построено 192 штуки с 1951 по 1954 год; более поздние серии с тормозами пикирования, установленными на фюзеляже перед створками основных стоек шасси. [ 39 ] [ 36 ] [ 37 ]

Сааб 29 Б

    • J 29B - истребитель, 332 штуки 1953–55 годов постройки; имел на 50% больший запас топлива и подкрыльевые узлы подвески для перевозки бомб, ракет и сбрасываемых баков. [ 40 ]
      • A 29B — штурмовик ( ttackflygplan ; ; «штурмовик»), тот же самолёт, что и J 29B, при службе в штурмовых частях [ 40 ] [ 41 ] с 1954 года окрашены в оливково-зеленый цвет законцовки крыльев и плавник. [ 42 ]

Сааб 29 С

S 29C (поздний) с E-wing служил в 22-й истребительной эскадрилье ООН в Конго.
    • S 29C (ранний) — разведывательный ( s paningsflygplan ; «самолет-разведчик»), построено 76 штук с 1954 по 1956 год; на базе Saab 29B, с пятью камерами, установленными в модифицированной носовой части (вооружение не имелось); [ 20 ] с 1954 года окрашены в оливково-зеленый цвет законцовки крыльев и плавник. [ 42 ]
    • S 29C (поздний) — S 29C, модифицированный улучшенной конструкцией крыла, представленной на Saab 29E, иногда неофициально называемый S 29E . [ 20 ]

Сааб 29 Д

    • J 29D — предложенный вариант истребителя с форсажной камерой ; единственный прототип был построен для испытаний турбореактивного двигателя Ghost RM 2A с форсажной тягой 27,5 кН (2800 кгс / 6175 фунтов силы). Прототип в конечном итоге был преобразован в стандарт J 29 F как прототип J 29F. [ 20 ]
      • J 29D ( вариант 1. ) - предложение (вариант 1), оснащенное РЛС обнаружения цели в носовом обтекателе либо над носовым воздухозаборником, либо внутри него. [ 43 ]
      • J 29D ( альт. 2. ) – предложение (вариант 2) [ 43 ] на этом типе были установлены 4 × 30-мм пушки Hispano HSS 825. [ 44 ] Один J 29A (номер 29137) прошел испытания с макетами 30-мм HSS 825 в 1952 году. [ 45 ] После испытаний 30-мм HSS 825 на эстакаде в 1954 году было обнаружено, что оружие небезопасно, и от идеи использовать его на J 29D отказались. [ 46 ]

Сааб 29 Е

    • J 29E – истребитель, построено 29 штук в 1955 году; представил улучшенную конструкцию крыла с клыком передней кромки для увеличения критического числа Маха . [ 20 ]
      • A 29E - штурмовик, тот же самолет, что и J 29E, при службе в штурмовых частях; [ 41 ] окрашены в оливково-зеленый цвет с кончиками крыльев и плавником. [ 42 ]

Доходит до 29F

Австрийский J-29F «Tonne» «Aufklärungsversion» (разведывательный вариант) с двумя левыми пушками, замененными фотопакетом. 1979 год
    • J 29F - истребитель, 308 самолетов переоборудовано из имеющихся запасов планеров моделей B и E с 1954 по 1956 год; отличался форсажным двигателем Ghost и крылом с собачьим зубом; Все оставшиеся самолеты были дополнительно модифицированы в 1963 году для оснащения парой разработанных в США AIM-9B Sidewinder ракет класса «воздух-воздух» с тепловым наведением , на вооружении Швеции получивших обозначение rb 24 . [ 21 ]
      • A 29F - штурмовик, тот же самолет, что и J 29F, при службе в штурмовых частях; [ 41 ] окрашены в оливково-зеленый цвет с кончиками крыльев и плавником. [ 42 ]
    • J-29F «Тонна» ( Jagdversion ) — истребитель, 20 немодифицированных J 29F, используемых в ВВС Австрии. [ 23 ]
    • J-29F «Tonne» ( Aufklärungsversion ) - разведывательный, 10 модифицированных J 29F, используемых ВВС Австрии, с установкой комплекта камер шведской компании Malmö Flygindustri (MFI) вместо двух левых пушек, с тремя 70-мм камерами Vinten в зеленое жилье; 12 пакетов закуплены ВВС Австрии (установка была двусторонней), 10 самолетов постоянно модифицировались. Используется только второй эскадрильей истребителей-бомбардировщиков ( 2. Staffel/JaBo-Geschwader ). [ 47 ] [ 23 ] [ 48 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Австрия
Австрийский J 29F Tunnan из 1. Staffel/JaBo-Geschwader.
 Швеция
Saab J 29, исторический полет ВВС Швеции , авиашоу RAF Waddington 2013
  ООН ОНУК
ОНУК в Конго. Saab 29 вместе с иранскими и филиппинскими F-86F Sabre .

Выживший самолет

[ редактировать ]

Технические характеристики (Saab J 29F Tunnan)

[ редактировать ]
Saab J 29 Tunnan чертеж в 3 видах

Данные из Великой Книги Бойцов, [ 54 ] Сааб J 29 [ 55 ] Руководство для пилота J 29F [ 56 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 10,23 м (33 фута 7 дюймов)
  • Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюйм)
  • Высота: 3,75 м (12 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 24,15 м 2 (259,9 кв. футов)
  • Вес пустого: 4845 кг (10681 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 8375 кг (18 464 фунта)
  • Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Svenska Flygmotor RM2B с центробежным потоком и форсажным двигателем, тяга 27,0 кН (6070 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 1060 км/ч (660 миль в час, 570 узлов)
  • Дальность: 1100 км (680 миль, 590 миль)
  • Практический потолок: 15 500 м (50 900 футов)
  • Скорость набора высоты: 32,1 м/с (6320 футов/мин)

Вооружение

  • Оружие:
  • 4 x 20-мм (0,79 дюйма) Akan m/47C (лицензионное производство Hispano Mark V ) автопушки с боезапасом 180 патронов на ствол
  • Точки крепления:
  • 8 внутренних точек подвески ракетных пилонов; внутренняя точка подвески способна нести только одну ракету меньшего размера из-за шасси [ 58 ]
  • 2 внешние точки подвески для сбрасываемых баков или зажигательных бомб, однако испытания проводились с ракетами на этой точке подвески: 8 x 75-мм ракеты Bofors , 2-4 x 103-мм ракеты Bofors или 1 x 180-мм ракеты Bofors можно было нести на каждой точке подвески сбрасываемого бака через выделенный пилон [ 58 ]
  • Ракеты:
  • Ракеты:
  • Бомбы:
  • 200 кг (441 фунт) зажигательная бомба BrandB M/51 ; переносится на точку подвески сбрасываемого бака [ 57 ]
  • Сбрасываемые баки массой 600 кг (1323 фунта) могли быть вооружены как зажигательные бомбы в воздухе или заполнены напалмом с самого начала ; переносится на точку подвески сбрасываемого бака

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Названия шведских боевых самолетов, таких как Viggen или Draken, имеют определенную форму, тогда как небоевые самолеты, такие как Saab Safir, имеют неопределенную форму.
  1. ^ Нильссон 2012 .
  2. ^ Проект: Saab Historic Milestones , Saab, 23 марта 2014 г., шведское наименование самолета.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Бойн 2002, с. 547.
  4. ^ Jump up to: а б «1940-е годы». Saab , дата обращения: 27 марта 2016 г.
  5. ^ Видфельдт 1966, стр. 3.
  6. ^ Jump up to: а б Рейс 1950, с. 556.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Гебель, Грег. «СААБ 29 Туннан». Сайт Vector, 1 июля 2010 г. Проверено 4 декабря 2010 г.
  8. ^ Jump up to: а б Эрих и др. 1988, с. 37.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рейс 1950, с. 558.
  10. ^ Jump up to: а б Видфельдт 1966, с. 4.
  11. ^ Jump up to: а б Рейс 1950, с. 557.
  12. ^ Jump up to: а б Рейс 1950, стр. 556–557.
  13. ^ Видфельдт 1966, стр. 4–5.
  14. ^ Рейс 1950, стр. 557-558.
  15. ^ Jump up to: а б с д Видфельдт 1966, стр. 5.
  16. ^ «Летающей бочке исполняется 70 лет - Блог ВВС» . blog.forsvarsmakten.se . Проверено 17 сентября 2020 г.
  17. ^ «История: Saab 29 Tunnan: JAS 29 в ВВС Швеции». Сааб. Проверено 21 марта 2015 г.
  18. ^ Jump up to: а б с Видфельдт 1966, с. 6.
  19. ^ Видфельдт 1966, стр. 6–12.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Видфельдт 1966, стр. 8.
  21. ^ Jump up to: а б Видфельдт 1966, стр. 8–9.
  22. ^ Jump up to: а б «Мировые рекорды авиации общего назначения: Saab J 29». Архивировано 13 ноября 2007 г. в Международной авиационной федерации Wayback Machine (FAI) . Проверено: 18 февраля 2009 г.
  23. ^ Jump up to: а б с д и "Saab J-29F „Tunnan" "Fliegende Tonne" " . gotech.at . Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г. Проверено 11 марта 2024 г.
  24. ^ "S-65OE mit einer „Tonne" " . airpower.at. Архивировано из оригинала 14 мая 2006 г.
  25. ^ «J29 и Остеррике» . ointres.se . Проверено 11 марта 2024 г.
  26. ^ «F18-Kamraten-nr-58-минимальный-размер-файла.pdf» (PDF) . f18.se. п. 25 . Проверено 11 марта 2024 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Видфельдт 1966, с. 10.
  28. ^ Видфельдт 1966, стр. 10-11.
  29. ^ Ломбарди 2007, с. 165.
  30. ^ "Saab J-29F "Tunnan" от www.gotech.at" .
  31. ^ Jump up to: а б Видфельдт 1966, с. 9.
  32. ^ "J 29 - SAAB 29 ”Flygande Tunnan” (1951–1976)”. Авросис. Проверено 4 декабря 2010 г.
  33. ^ "J 29 Туннан". Всё2. Проверено 4 декабря 2010 г.
  34. ^ «Первые «Военно-воздушные силы» ООН: миротворцы в бою, Конго, 1960–64» . Walterdorn.net . Проверено 10 июля 2022 г.
  35. ^ "Прилагаем фото летающего J 29 A:1, SAAB "Tunnan" " . digitaltmuseum.se . Проверено 11 марта 2024 г.
  36. ^ Jump up to: а б Амелин, Бьёрн (1996). Бернс, Леннарт (ред.). Летающая бочка: антология (на шведском языке). Стокгольм: Всё о хобби. ISBN  9185496790 .
  37. ^ Jump up to: а б SFI 29 A и B: специальная инструкция водителя: введена 22 декабря 1954 года . Стокгольм: Управление материально-технического обеспечения Королевских ВВС Швеции. 1954-12-22. п. 22.
  38. ^ "Энгельсированная фотография J 29A:2" . digitaltmuseum.se . Проверено 11 марта 2024 г.
  39. ^ Видфельдт 1966, стр. 6–7.
  40. ^ Jump up to: а б Видфельдт 1966, стр. 7.
  41. ^ Jump up to: а б с «0602 Управление материально-техническим обеспечением ВВС, Управление материально-техническим обеспечением ВВС 1922–1971, Отдел материально-технического обеспечения 1942–1954, F 2 Вопросы, касающиеся готовности, Том 6» Состояние готовности, Том 6] (Документ) (на шведском языке). Швеция: Архив Управления материально-технического обеспечения Королевских ВВС Швеции, через Шведский военный архив. 1957. SE/KrA/0602/A/003:H/F 2/6. носок .Национальный архив .se /архивы /hnj2OZG3pKEMpj3UrtUyF2
  42. ^ Jump up to: а б с д Кронмаркт: окраска и маркировка шведских военных самолетов в XX веке / Лейф Хелльстрём, Лейф Фредин . Все о хобби. 2000. стр. 50. ISBN.  9172430036 .
  43. ^ Jump up to: а б Saab 29: «Летающая бочка» / Микаэль Форслунд; цветные иллюстрации Тьерри Валле; перевод: Ян Форсгрен . ISBN  9788365281340 .
  44. ^ Коллекция шведских архивных документов: отдел материалов FF, серия EI, том 9.
  45. ^ «29137 Дж 29А» . Проверено 13 июня 2021 г.
  46. ^ Торссон, Нильс (1975). История и картографирование боеприпасов самолетов . Арбога, Швеция. стр. 21. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  47. ^ Jump up to: а б с СААБ 29 80 лет . Стокгольм, Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. 2018. 22–25.
  48. ^ Jump up to: а б с "Saab J-29F „Tunnan" " . airpower.at. Архивировано из оригинала 14 мая 2006 г.
  49. ^ Jump up to: а б «ТИГЕРСТАФФЕЛЬ» . luftstreitkraefte.at . Проверено 11 марта 2024 г.
  50. ^ «ЦЕНТР ОПЫТА ПОЛЕТОВ – МЕТРО» .
  51. ^ https://www.midlandairmuseum.co.uk/aircraftlist.php «Мидлендский музей авиации». Дата обращения: 18 декабря 2023 г.
  52. ^ "Saab J 29F Tunnan". Музей авиации . Проверено: 21 марта 2015 г.
  53. ^ "Spaningsflygplan, S 29C" "Цифровой музей" . Проверено: 23 ноября 2023 г.
  54. ^ Грин и Суонборо, 2001 г. [ нужна страница ]
  55. ^ Видфельдт 1966, стр. 12.
  56. ^ SFI J 29 F, специальная инструкция для водителя .
  57. ^ Бернс, Леннарт. «Летающая бочка», антология Леннарта Бернса . Швеция. п. 144.
  58. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шегрен, Свен. FV Rocket Armament 1944-1954, Ракетное вооружение шведских ВВС: сборник результатов участия Научно-исследовательского центра (испытательного отдела) в разработке и испытаниях ракетного вооружения в 1944-1954 годах .
  59. ^ Jump up to: а б Описание ракетной техники ВВС . 1957.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бернс, Леннарт и Робин Линдхольм. «Сааб Дж 29 Туннан». International Air Power Review , том 13/2004, стр. 152–73.
  • Бойн, Уолтер Дж. Воздушная война: Международная энциклопедия, том 1. ABC-CLIO, 2002. ISBN   1-5760-7345-9 .
  • Эрихс, Рольф и др. История Saab-Scania . Стокгольм: Штрайферт и компания, 1988. ISBN   91-7886-014-8 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, ЧЕЛОВЕК : MBI Publishing, 2001. ISBN   0-7603-1194-3 .
  • Хелльстрем, Лейф (2015). «В Африку в бочке». Историк авиации (13): 22–34. ISSN   2051-1930 .
  • Ломбарди, Фиона. Швейцарская авиация: откуда? Куда? vdf Hochschulverlag AG, 2007 г. ISBN   3-7281-3099-0 .
  • Нильссон, Аксель (13 января 2012 г.), «JAS 39 Gripen - Milestones» , Проекты , Шведское управление оборонной техники, заархивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. , получено 12 февраля 2014 г.
  • «Saab-29: новый реактивный истребитель Швеции». Flight International , 4 мая 1950 г., стр. 556–58.
  • Тейлор, Джон В.Р. «Saab J 29». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Это происходит в ВВС Швеции (брошюра). Стокгольм: Информационный отдел штаба авиации, Flygstabens informationsavdelning, ВВС Швеции, 1983.
  • Видфельдт, Бо. Сааб J 29 . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966.
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия : Aerospace Publications, 2000. ISBN   1-875671-50-1 .
  • Винчестер, Джим. «Сааб Дж 29». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Рочестер, Кент, Великобритания: The Grange, 2006. ISBN   1-84013-929-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9919c74832dd62125b8d695735d4c99e__1723441440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/9e/9919c74832dd62125b8d695735d4c99e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saab 29 Tunnan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)