будет 29, я знаю
будет 29, я знаю | |
---|---|
![]() | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | Вы можете получить АБ |
Первый полет | 1 сентября 1948 г. |
Введение | 1951 |
Ушедший на пенсию | 1976 |
Основные пользователи | Шведские ВВС Австрийские ВВС |
Произведено | 1948–1956 |
Количество построенных | 661 |
Saab 29 Tunnan ( « Бочка » ), в просторечии также известный как Flygande Tunnan ( «Летающая бочка »), [ Кол-во 1 ] [ 1 ] [ 2 ] — ранний реактивный истребитель, разработанный и произведенный шведской авиастроительной компанией Saab . Это был второй боевой самолет с турбореактивным двигателем , разработанный в Швеции (первым был Saab 21R) , и это был первый западноевропейский , произведенный истребитель со стреловидным крылом после Второй мировой войны , которому в Западной Европе предшествовал только в целом на Мессершмитте Ме 262, построенном во время конфликта. [ 3 ] [ 4 ]
Работа над тем, что впоследствии стало Tunnan, началась в конце 1945 года. Конструкция, получившая внутреннее обозначение R 1001 , имела бочкообразный фюзеляж, придававший ему характерный округлый вид, от которого и произошло его название. Относительно тонкая стреловидная конфигурация крыла была принята после того, как аэродинамические исследования военного времени, проведенные в Германии, показали ее благоприятные высокоскоростные качества. Он был оснащен недавно разработанным турбореактивным двигателем de Havilland Ghost . прототип совершил свой первый Осенью 1946 года ВВС Швеции разместили первоначальный заказ на три прототипа под служебным обозначением J 29. 1 сентября 1948 года первый полет ; Летные испытания показали, что характеристики самолета превзошли оценки по нескольким аспектам.
В мае 1951 года крыло «Бровалла» (F 13) получило первый серийный самолет. [ 3 ] Было произведено пять основных вариантов Tunnan; Первой моделью, поступившей на вооружение, стал истребитель J 29A , более мощные истребители J 29B и J 29E и, наконец, форсажной камерой с истребитель J 29F , который был последним построенным вариантом истребителя. специальная воздушной разведки модель S 29C Также эксплуатировалась . В 1960-е годы несколько J 29B участвовали в боях, находясь в Республике Конго в качестве вклада Швеции в миротворческую миссию ООН ( ONUC ). Австрийские ВВС также эксплуатировали этот тип. На вооружении J 29 показал себя относительно быстрым и маневренным. Шведские ВВС использовали этот тип как в качестве истребителя, так и в качестве истребителя-бомбардировщика до 1970-х годов.
Разработка
[ редактировать ]
Швеция отставала от быстрого технического прогресса, достигнутого в других странах, и Saab нужно было догонять ее с точки зрения аэродинамики и реактивного движения. [ 5 ] Соответственно, проект «JxR» был начат в конце 1945 года, а требования были сформулированы в октябре 1945 года. [ 6 ] Пару предложений представила команда дизайнеров Saab под руководством Ларса Брисинга . Первый из них, под кодовым названием R 101 , прозванный cigarren (сигара) из-за своей формы, имел сильное сходство с американским Lockheed P-80 Shooting Star . Второй выбранной конструкцией была бочкообразная конструкция под кодовым названием R 1001 , которая оказалась одновременно более быстрой и маневренной. [ 7 ]
Концепт R 1001 имел прямое крыло, но после того, как инженеры получили данные немецких исследований по стреловидному крылу, стреловидность крыла составила 25 градусов. Информация о стреловидном крыле пришла через Швейцарию и включала чертежи Мессершмитта P.1101 , P.1110 , P.1111 и P.1112 . Руководитель проекта SAAB Фрид Венстрём получил эти документы в 1945 году у инженеров Мессершмитта, бежавших в Швейцарию в конце войны. Среди них был инженер и специалист по аэродинамике Герман Бербом , который присоединился к команде Saab J 29. В этих документах четко указано, что конструкции треугольного крыла и стреловидного крыла «значительно снижают сопротивление при приближении самолета к звуковому барьеру». [ 8 ]
Чтобы сделать крыло максимально тонким, шасси убиралось в фюзеляж, а не в крылья. [ 9 ] [ 10 ] Испытания в аэродинамической трубе в Шведском королевском технологическом университете и Национальном институте аэронавтических исследований также повлияли на его аэродинамику. [ 11 ] В ходе этих испытаний была определена необходимая форма фюзеляжа, обеспечивающая достижение целевого критического числа Маха , а также поддержка использования прямоточного воздушного потока для максимизации тяги. [ 12 ] Автоматически запирающиеся прорези передней кромки , соединенные между собой с закрылками , также считались необходимыми для обеспечения поперечной устойчивости при взлете и посадке. Для дальнейшей проверки стреловидного крыла Saab Safir был модифицирован полноразмерным крылом как Saab 201 . [ 8 ] [ 11 ] Окончательный проект, включающий новую информацию, был составлен в январе 1946 года. [ 13 ]


Первоначальной силовой установкой должен был стать de Havilland Goblin турбореактивный двигатель более мощный de Havilland Ghost , однако в декабре 1945 года стал доступен . Это было идеально, поскольку Ghost не только имел круглый воздухозаборник, но и его диаметр соответствовал запланированному фюзеляжу. [ 6 ] После переговоров между De Havilland и Saab для этого типа был выбран двигатель Ghost. [ 10 ]
Несмотря на ранние сомнения в поставках эквивалента американского алюминиевого сплава 75S , компания Svenska Metallverken смогла изготовить его, хотя и использовались значительно большие сечения, чем обычно для авиастроения. [ 14 ] В конструкции использовались тяжелые рамы и нагруженная обшивка, чтобы удовлетворить противоречивые требования к пространству, прочности, жесткости и доступности. [ 9 ]
Шведские ВВС запросили проверку характеристик и план производства проекта в феврале 1946 года. [ 15 ] Осенью 1946 года ВВС Швеции официально заказали три прототипа с обозначением типа J 29 . [ 15 ] Статические испытания полномасштабного макета выявили проблемы с негерметичностью кабины и поведением элеронов . система . гидравлическая Для решения последней проблемы была установлена [ 9 ] [ 15 ] Однако эти модификации отложили первый полет до ожидаемой даты - 1 августа 1948 года. [ 15 ]
Первый полет прототипа Saab 29 состоялся 1 сентября 1948 года, его совершил S/L «Боб» Мур, [ 9 ] который позже был первым управляющим директором Saab GB в Великобритании . [ 7 ] Проблема с шасси повлияла на ожидаемую максимальную скорость самолета. [ 16 ] После полета Мур описал самолет как «на земле гадкий утенок, а в воздухе – стриж». Из-за формы фюзеляжа Saab J 29 быстро получил прозвище Flygande Tunnan («Летающая бочка»), или Tunnan сокращенно («Бочка»). Хотя SAAB не оценила его краткую форму, в конечном итоге она была принята официально. [ 17 ]
Для программы испытаний было построено четыре прототипа. Первые два не имели вооружения, вместо них было установлено тяжелое испытательное оборудование. Третий был вооружен четырьмя 20-мм (0,79 дюйма) пушками. [ 18 ] воздушные тормоза на фюзеляже и на крыльях за задним лонжероном, а также как обычные, так и комбинированные схемы элеронов / закрылков . Были испытаны [ 9 ] Летные испытания показали, что прототипы J 29 могут превышать максимальное число Маха, на которое они были рассчитаны, а летно-технические характеристики обычно превышали прогнозируемые значения. [ 18 ]
Серийное производство началось в 1948 году; В мае 1951 года крыло «Бровалла» (F 13) получило первый серийный самолет. [ 3 ]
Tunnan выпускался в пяти основных вариантах.
Истребитель J 29A был первой моделью, поступившей на вооружение, за ним последовали истребители J 29B и J 29E и, наконец, форсажной камерой с истребитель J 29F , который был последним построенным вариантом. Существовал также специальный разведывательный вариант S 29C . [ 3 ] [ 19 ] В период с 1950 по 1956 год был построен 661 самолет Tunnan, что стало крупнейшей серийной партией среди самолетов Saab. [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Saab 29 Tunnan был первым шведским самолетом, специально разработанным для использования реактивной тяги. Первый шведский реактивный истребитель Saab 21R был модификацией Saab 21 с поршневым двигателем . [ 12 ] Это небольшой, пухлый самолет с единственным круглым воздухозаборником в носовой части, с пилотом под купольным фонарем прямо над воздухозаборником в верхне-носовой части фюзеляжа. Он имеет очень тонкое среднерасположенное двухлонжеронное крыло средней стреловидности, представляющее собой единую конструкцию, прикрепленную к фюзеляжу четырьмя болтами. [ 9 ] Ходовая часть имеет гидравлический привод и была разработана для использования на неровных взлетно-посадочных полосах. [ 9 ] Для повышения живучести пилота в «Туннане» использовалось катапультное кресло, разработанное Saab в 1943 году, с системой взрывного сброса фонаря. [ 9 ]
Tunnan оснащен одним мощностью 22,4 кН (5000 фунтов силы ). de Havilland Ghost турбореактивным двигателем [ 9 ] максимальная скорость которых превышает 1050 км/ч (650 миль в час), что лучше, чем у шведских de Havilland Vampires . Двигатель крепился к фюзеляжу болтами в трех точках, а для снятия двигателя для обслуживания использовалась специальная тележка. [ 9 ] Окончательная версия имела форсажную камеру , первую успешную, использовавшуюся с британским реактивным двигателем. [ 20 ]
В крыло были внесены улучшения: передняя кромка с собачьими зубьями повысила критическое число Маха . Начиная с 1963 года все передовые J 29F оснащались AIM-9 Sidewinder с инфракрасным наведением ракетами класса «воздух-воздух» . [ 21 ]
Операционная история
[ редактировать ]Швеция
[ редактировать ]
J 29 был быстрым и маневренным и установил мировой рекорд скорости на замкнутой трассе длиной 500 км (310 миль) в 1954 году. [ 22 ] на скорости 977 км/ч (607,05 миль в час). Два S 29C (разведывательный вариант) дополнительно установили международный рекорд скорости 900,6 км/ч (559,4 миль в час) на дистанции 1000 км (620 миль) по замкнутому кругу в 1955 году. [ 4 ] [ 22 ]
Количество аварий на ранних этапах эксплуатации было плохим, главным образом из-за неопытности в использовании самолетов со стреловидным крылом и отсутствия двухместного учебно- тренировочного варианта Tunnan с двойным управлением : это означало, что шведских пилотов-истребителей можно было обучать только с использованием двухместных вариантов самолета Tunnan. de Havilland Vampire (реактивный самолет с прямым крылом) перед тем, как отправиться в одиночный полет на Tunnan. 99 пилотов погибли во время тренировочных полетов в Швеции. [ 7 ]
В мае 1967 года истребители «Туннан» были сняты с боевой службы; тем не менее, некоторое количество самолетов было сохранено и переконфигурировано для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов по противодействию и для буксировки целей в 1970-е годы. [ 3 ] В августе 1976 года на авиашоу, посвященном 50-летию ВВС Швеции, был выполнен последний официальный военный полет. [ 3 ]
Австрия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2016 г. ) |
27 января 1961 года правительство Швеции разрешило Авиационному совету продать 15 самолетов J 29F Tunnan компании Saab для восстановления и перепродажи австрийским ВВС . Как и шведский аналог, Saab 29 в Австрии стали в просторечии называть «летающей бочкой» ( Fliegende Tonne ) или просто «бочкой» ( Tonne ). [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
В 1962 году была разрешена продажа Австрии еще 15 самолетов J 29F. [ 27 ] Эта вторая партия была модифицирована таким образом, чтобы блок камеры можно было установить в левом борту носовой части каждого самолета, что потребовало снятия двух пушек. Сменный блок камеры можно было заменить примерно за 30 минут, а камеры можно было перенаправить в полете из кабины. [ 28 ] Из-за ограничений Австрийского государственного договора 1955 года они никогда не были вооружены ракетами класса «воздух-воздух» . [ 29 ] Tunnan оставался на вооружении ВВС Австрии до 1972 года. [ 7 ]
20 октября 1964 года в 9:48 два австрийских J 29F второго истребительно-бомбардировочного авиаполка ( 2. Staffel/JaBo-Geschwader ) взлетели с базы в Линце; первый, Бу. № 29559 «Е», пилотировал сержант Йохан Кеметингер, второй, Бу. № 29627 «Л», пилотировал штаб-сержант Альфред Эрдлер. В плохую погоду и путаницу радиомаяков летчики «закурили» и пересекли воздушное пространство тогдашней Чехословакии. Из-за непогоды их не смогла перехватить даже аварийная пара, которой пришлось остаться в аэропорту. Таким образом, австрийские пилоты проникли в глубь страны и, обнаружив, что у них есть топливо примерно на последние 2 минуты полета, пилоты, полагая, что поле, на которое они приземлились, достаточно твердое, приземлились в поле в район деревни Оржех в районе Прага-Запад. По совпадению, всего в нескольких километрах от гражданского аэропорта Прага-Рузыне. [ 30 ] Одна машина при приземлении потеряла шасси, другая перевернулась в кювете, пилот оказался в ловушке, и его пришлось спасать людям, работавшим в поле. Оба пилота были возвращены на родину через два дня. Самолеты последовали за ними позже по железной дороге.
Операции ООН в Конго
[ редактировать ]
Tunnan был первым шведским реактивным самолетом, принявшим участие в боевых действиях. В ответ на призыв Организации Объединенных Наций (ООН) о военной поддержке в сентябре 1961 года первоначальные силы из пяти J 29B, организованные как крыло F 22 шведских ВВС , были размещены в Республике Конго в качестве вклада Швеции в Миротворческая миссия ООН ( ОНУК ). [ 31 ] Впоследствии в 1962 году они были усилены еще четырьмя J 29B и двумя фоторазведывательными самолетами S 29C Tunnan. [ 27 ] Таннанцы получили опознавательные знаки ООН на своих фюзеляжах. [ 31 ]
Большинство миссий включало атаку наземных целей с помощью пушек и неуправляемых ракет, но ни один самолет не был потерян в бою, несмотря на сильный наземный огонь . Экипажи и иностранные наблюдатели пришли к единому мнению, что возможности «Туннана» были исключительными. [ 32 ] [ 33 ] Их противники-сепаратисты использовали несколько самолетов Fouga Magister и других самолетов, не способных вести воздушный бой.
Шведские пилоты отклонили некоторые просьбы о непосредственной авиационной поддержке наземных войск, мотивируя это тем, что риск жертв среди гражданского населения слишком высок. В ноябре 1962 года командующий шведской авиацией отказался от прямого приказа уничтожить сепаратистских «Фуга Магистров», поскольку они были безоружны. [ 34 ]
Единственный потерянный самолет принадлежал высокопоставленному офицеру, который разбился во время прерванного взлета для испытательного полета. Когда в 1964 году ОНУК прекратил свое существование, некоторые шведские самолеты были намеренно уничтожены на их базе, поскольку они больше не были нужны в Швеции и были заменены более поздними вариантами, а затраты на их возврат не были оправданы. [ 27 ]
Варианты
[ редактировать ]Будет 1001 рэнд
-
- J 29 - четыре прототипа, построенные в 1948–50 гг. [ 18 ]
Сааб 29А

-
- Дж 29А1 ( Дж 29А:1 ) [ 35 ] — истребитель ( j aktflygplan ; «самолет преследования»), построено 32 штуки с 1950 по 1951 год; ранняя серия с пикирующими тормозами, установленными на крыльях. [ 36 ] [ 37 ]
- Дж 29А2 ( Дж 29А:2 ) [ 38 ] — истребитель, построено 192 штуки с 1951 по 1954 год; более поздние серии с тормозами пикирования, установленными на фюзеляже перед створками основных стоек шасси. [ 39 ] [ 36 ] [ 37 ]
Сааб 29 Б
-
- J 29B - истребитель, 332 штуки 1953–55 годов постройки; имел на 50% больший запас топлива и подкрыльевые узлы подвески для перевозки бомб, ракет и сбрасываемых баков. [ 40 ]
Сааб 29 С

-
- S 29C (ранний) — разведывательный ( s paningsflygplan ; «самолет-разведчик»), построено 76 штук с 1954 по 1956 год; на базе Saab 29B, с пятью камерами, установленными в модифицированной носовой части (вооружение не имелось); [ 20 ] с 1954 года окрашены в оливково-зеленый цвет законцовки крыльев и плавник. [ 42 ]
- S 29C (поздний) — S 29C, модифицированный улучшенной конструкцией крыла, представленной на Saab 29E, иногда неофициально называемый S 29E . [ 20 ]
Сааб 29 Д
-
- J 29D — предложенный вариант истребителя с форсажной камерой ; единственный прототип был построен для испытаний турбореактивного двигателя Ghost RM 2A с форсажной тягой 27,5 кН (2800 кгс / 6175 фунтов силы). Прототип в конечном итоге был преобразован в стандарт J 29 F как прототип J 29F. [ 20 ]
- J 29D ( вариант 1. ) - предложение (вариант 1), оснащенное РЛС обнаружения цели в носовом обтекателе либо над носовым воздухозаборником, либо внутри него. [ 43 ]
- J 29D ( альт. 2. ) – предложение (вариант 2) [ 43 ] на этом типе были установлены 4 × 30-мм пушки Hispano HSS 825. [ 44 ] Один J 29A (номер 29137) прошел испытания с макетами 30-мм HSS 825 в 1952 году. [ 45 ] После испытаний 30-мм HSS 825 на эстакаде в 1954 году было обнаружено, что оружие небезопасно, и от идеи использовать его на J 29D отказались. [ 46 ]
- J 29D — предложенный вариант истребителя с форсажной камерой ; единственный прототип был построен для испытаний турбореактивного двигателя Ghost RM 2A с форсажной тягой 27,5 кН (2800 кгс / 6175 фунтов силы). Прототип в конечном итоге был преобразован в стандарт J 29 F как прототип J 29F. [ 20 ]
Сааб 29 Е
-
- J 29E – истребитель, построено 29 штук в 1955 году; представил улучшенную конструкцию крыла с клыком передней кромки для увеличения критического числа Маха . [ 20 ]
Доходит до 29F

-
- J 29F - истребитель, 308 самолетов переоборудовано из имеющихся запасов планеров моделей B и E с 1954 по 1956 год; отличался форсажным двигателем Ghost и крылом с собачьим зубом; Все оставшиеся самолеты были дополнительно модифицированы в 1963 году для оснащения парой разработанных в США AIM-9B Sidewinder ракет класса «воздух-воздух» с тепловым наведением , на вооружении Швеции получивших обозначение rb 24 . [ 21 ]
- J-29F «Тонна» ( Jagdversion ) — истребитель, 20 немодифицированных J 29F, используемых в ВВС Австрии. [ 23 ]
- J-29F «Tonne» ( Aufklärungsversion ) - разведывательный, 10 модифицированных J 29F, используемых ВВС Австрии, с установкой комплекта камер шведской компании Malmö Flygindustri (MFI) вместо двух левых пушек, с тремя 70-мм камерами Vinten в зеленое жилье; 12 пакетов закуплены ВВС Австрии (установка была двусторонней), 10 самолетов постоянно модифицировались. Используется только второй эскадрильей истребителей-бомбардировщиков ( 2. Staffel/JaBo-Geschwader ). [ 47 ] [ 23 ] [ 48 ]
Операторы
[ редактировать ]
- Австрийские ВВС
- 1. Staffel/JaBo-Geschwader ( 1. Sta/Jabogeschw ; «Эскадрилья истребителей-бомбардировщиков»): желтые хвостовые коды AO; 15 истребителей-бомбардировщиков J-29F [ 49 ] [ 23 ] [ 47 ] [ 48 ]
- 2. Staffel/JaBo-Geschwader ( 2. Sta/Jabogeschw ; «Эскадрилья истребителей-бомбардировщиков»): красные хвостовые коды AO; 5 истребителей-бомбардировщиков J-29F, 10 истребителей-разведчиков J-29F. [ 49 ] [ 23 ] [ 47 ] [ 48 ]


- Шведские ВВС
- F 22 Конго (22-я истребительная эскадрилья ООН) [ 27 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2021 г. ) |
- J 29F 29624 выставлен в Аэрозееуме в пещере аэропорта Гетеборг/Сэве. [ 50 ]
- J 29F 29640 хранится в Музее авиации Мидлендса, Ковентри, Великобритания. [ 51 ]
- J 29F 29665 в Музее воздуха , расположенном в бывшем аэропорту Париж-Ле Бурже во Франции . [ 52 ]
- J 29F 29566 на выставке в Музее военной истории в Вене , Австрия.
- S29C 29902 хранится в музее F11 в стокгольмском аэропорту Скавста , Нючёпинг , Швеция. [ 53 ]
- J 29B 29657 на открытом хранении в Музее авиации и космонавтики Пима , Тусон , Аризона , США .
Технические характеристики (Saab J 29F Tunnan)
[ редактировать ]
Данные из Великой Книги Бойцов, [ 54 ] Сааб J 29 [ 55 ] Руководство для пилота J 29F [ 56 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 10,23 м (33 фута 7 дюймов)
- Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Высота: 3,75 м (12 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 24,15 м 2 (259,9 кв. футов)
- Вес пустого: 4845 кг (10681 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 8375 кг (18 464 фунта)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Svenska Flygmotor RM2B с центробежным потоком и форсажным двигателем, тяга 27,0 кН (6070 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 1060 км/ч (660 миль в час, 570 узлов)
- Дальность: 1100 км (680 миль, 590 миль)
- Практический потолок: 15 500 м (50 900 футов)
- Скорость набора высоты: 32,1 м/с (6320 футов/мин)
Вооружение
- Оружие:
- 4 x 20-мм (0,79 дюйма) Akan m/47C (лицензионное производство Hispano Mark V ) автопушки с боезапасом 180 патронов на ствол
- Точки крепления:
- 8 внутренних точек подвески ракетных пилонов; внутренняя точка подвески способна нести только одну ракету меньшего размера из-за шасси [ 58 ]
- 2 внешние точки подвески для сбрасываемых баков или зажигательных бомб, однако испытания проводились с ракетами на этой точке подвески: 8 x 75-мм ракеты Bofors , 2-4 x 103-мм ракеты Bofors или 1 x 180-мм ракеты Bofors можно было нести на каждой точке подвески сбрасываемого бака через выделенный пилон [ 58 ]
- Ракеты:
- 75-мм (3,0 дюйма) srak m/55 ( Bofors "Фрида") 75-мм (3,0 дюйма) ракета [ 58 ] ракета класса «воздух-воздух» с с контактным взрывателем боевой частью большой мощности ; [ 59 ] 2-4 ракеты на пилон , всего до 24
- 80-мм (3,1 дюйма) Prak M/46C ( РП-3 с наклонным оперением шведской конструкции) [ 58 ] [ 59 ] ракета класса «воздух-земля» 80 мм (3,1 дюйма) с бронебойной боевой частью диаметром ; 1 ракета на пилон, всего до 8
- 145-мм (5,7 дюйма) psrak m/49 (ракета Bofors 103-мм (4,1 дюйма)) [ 58 ] Ракета класса «воздух-земля» 145 мм (5,7 дюйма) с кумулятивной боевой частью диаметром ; 1-2 ракеты на пилон, всего до 14
- 150 мм (5,9 дюйма) srak m/51 (ракета Bofors 103 мм (4,1 дюйма)) [ 58 ] ракета класса «воздух-земля» 150 мм (6 дюймов) с фугасной боевой частью диаметром ; 1-2 ракеты на пилон, всего до 14
- 180-мм (7,1 дюйма) hprak m/49 (ракета Bofors 180 мм (7,1 дюйма)) [ 58 ] ракета класса «воздух-земля» с полубронебойной фугасной боевой частью; По 1 ракете на пилон, всего до 4
- Ракеты:
- Rb 24 ( AIM-9B Sidewinder ) Ракета класса «воздух-воздух» ; перенесен на третью точку подвески от центра
- Бомбы:
- 200 кг (441 фунт) зажигательная бомба BrandB M/51 ; переносится на точку подвески сбрасываемого бака [ 57 ]
- Сбрасываемые баки массой 600 кг (1323 фунта) могли быть вооружены как зажигательные бомбы в воздухе или заполнены напалмом с самого начала ; переносится на точку подвески сбрасываемого бака
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Дассо Харрикейн – ( Франция )
- Дассо Мистер - ( Франция )
- Хокер Хантер – ( Великобритания )
- Mikoyan-Gurevich MiG-15 – ( Советский Союз )
- Mikoyan-Gurevich MiG-9 – ( Советский Союз )
- Lavochkin La-15 – ( Советский Союз )
- Североамериканский F-86 Sabre - ( США )
- FMA IAe 33 Пульки II – ( Аргентина )
- Республика F-84F Тандерстрик – ( США )
- Фокке-Вульф Та 183 – ( нацистская Германия )
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Названия шведских боевых самолетов, таких как Viggen или Draken, имеют определенную форму, тогда как небоевые самолеты, такие как Saab Safir, имеют неопределенную форму.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Нильссон 2012 .
- ^ Проект: Saab Historic Milestones , Saab, 23 марта 2014 г., шведское наименование самолета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бойн 2002, с. 547.
- ^ Jump up to: а б «1940-е годы». Saab , дата обращения: 27 марта 2016 г.
- ^ Видфельдт 1966, стр. 3.
- ^ Jump up to: а б Рейс 1950, с. 556.
- ^ Jump up to: а б с д и Гебель, Грег. «СААБ 29 Туннан». Сайт Vector, 1 июля 2010 г. Проверено 4 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Эрих и др. 1988, с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рейс 1950, с. 558.
- ^ Jump up to: а б Видфельдт 1966, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Рейс 1950, с. 557.
- ^ Jump up to: а б Рейс 1950, стр. 556–557.
- ^ Видфельдт 1966, стр. 4–5.
- ^ Рейс 1950, стр. 557-558.
- ^ Jump up to: а б с д Видфельдт 1966, стр. 5.
- ^ «Летающей бочке исполняется 70 лет - Блог ВВС» . blog.forsvarsmakten.se . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «История: Saab 29 Tunnan: JAS 29 в ВВС Швеции». Сааб. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Видфельдт 1966, с. 6.
- ^ Видфельдт 1966, стр. 6–12.
- ^ Jump up to: а б с д и Видфельдт 1966, стр. 8.
- ^ Jump up to: а б Видфельдт 1966, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б «Мировые рекорды авиации общего назначения: Saab J 29». Архивировано 13 ноября 2007 г. в Международной авиационной федерации Wayback Machine (FAI) . Проверено: 18 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и "Saab J-29F „Tunnan" "Fliegende Tonne" " . gotech.at . Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г. Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ "S-65OE mit einer „Tonne" " . airpower.at. Архивировано из оригинала 14 мая 2006 г.
- ^ «J29 и Остеррике» . ointres.se . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ «F18-Kamraten-nr-58-минимальный-размер-файла.pdf» (PDF) . f18.se. п. 25 . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Видфельдт 1966, с. 10.
- ^ Видфельдт 1966, стр. 10-11.
- ^ Ломбарди 2007, с. 165.
- ^ "Saab J-29F "Tunnan" от www.gotech.at" .
- ^ Jump up to: а б Видфельдт 1966, с. 9.
- ^ "J 29 - SAAB 29 ”Flygande Tunnan” (1951–1976)”. Авросис. Проверено 4 декабря 2010 г.
- ^ "J 29 Туннан". Всё2. Проверено 4 декабря 2010 г.
- ^ «Первые «Военно-воздушные силы» ООН: миротворцы в бою, Конго, 1960–64» . Walterdorn.net . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ "Прилагаем фото летающего J 29 A:1, SAAB "Tunnan" " . digitaltmuseum.se . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Амелин, Бьёрн (1996). Бернс, Леннарт (ред.). Летающая бочка: антология (на шведском языке). Стокгольм: Всё о хобби. ISBN 9185496790 .
- ^ Jump up to: а б SFI 29 A и B: специальная инструкция водителя: введена 22 декабря 1954 года . Стокгольм: Управление материально-технического обеспечения Королевских ВВС Швеции. 1954-12-22. п. 22.
- ^ "Энгельсированная фотография J 29A:2" . digitaltmuseum.se . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Видфельдт 1966, стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Видфельдт 1966, стр. 7.
- ^ Jump up to: а б с «0602 Управление материально-техническим обеспечением ВВС, Управление материально-техническим обеспечением ВВС 1922–1971, Отдел материально-технического обеспечения 1942–1954, F 2 Вопросы, касающиеся готовности, Том 6» Состояние готовности, Том 6] (Документ) (на шведском языке). Швеция: Архив Управления материально-технического обеспечения Королевских ВВС Швеции, через Шведский военный архив. 1957. SE/KrA/0602/A/003:H/F 2/6. носок
.Национальный архив .se /архивы /hnj2OZG3pKEMpj3UrtUyF2 - ^ Jump up to: а б с д Кронмаркт: окраска и маркировка шведских военных самолетов в XX веке / Лейф Хелльстрём, Лейф Фредин . Все о хобби. 2000. стр. 50. ISBN. 9172430036 .
- ^ Jump up to: а б Saab 29: «Летающая бочка» / Микаэль Форслунд; цветные иллюстрации Тьерри Валле; перевод: Ян Форсгрен . ISBN 9788365281340 .
- ^ Коллекция шведских архивных документов: отдел материалов FF, серия EI, том 9.
- ^ «29137 Дж 29А» . Проверено 13 июня 2021 г.
- ^ Торссон, Нильс (1975). История и картографирование боеприпасов самолетов . Арбога, Швеция. стр. 21.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с СААБ 29 80 лет . Стокгольм, Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. 2018. 22–25.
- ^ Jump up to: а б с "Saab J-29F „Tunnan" " . airpower.at. Архивировано из оригинала 14 мая 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «ТИГЕРСТАФФЕЛЬ» . luftstreitkraefte.at . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ «ЦЕНТР ОПЫТА ПОЛЕТОВ – МЕТРО» .
- ^ https://www.midlandairmuseum.co.uk/aircraftlist.php «Мидлендский музей авиации». Дата обращения: 18 декабря 2023 г.
- ^ "Saab J 29F Tunnan". Музей авиации . Проверено: 21 марта 2015 г.
- ^ "Spaningsflygplan, S 29C" "Цифровой музей" . Проверено: 23 ноября 2023 г.
- ^ Грин и Суонборо, 2001 г. [ нужна страница ]
- ^ Видфельдт 1966, стр. 12.
- ^ SFI J 29 F, специальная инструкция для водителя .
- ^ Бернс, Леннарт. «Летающая бочка», антология Леннарта Бернса . Швеция. п. 144.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шегрен, Свен. FV Rocket Armament 1944-1954, Ракетное вооружение шведских ВВС: сборник результатов участия Научно-исследовательского центра (испытательного отдела) в разработке и испытаниях ракетного вооружения в 1944-1954 годах .
- ^ Jump up to: а б Описание ракетной техники ВВС . 1957.
Библиография
[ редактировать ]- Бернс, Леннарт и Робин Линдхольм. «Сааб Дж 29 Туннан». International Air Power Review , том 13/2004, стр. 152–73.
- Бойн, Уолтер Дж. Воздушная война: Международная энциклопедия, том 1. ABC-CLIO, 2002. ISBN 1-5760-7345-9 .
- Эрихс, Рольф и др. История Saab-Scania . Стокгольм: Штрайферт и компания, 1988. ISBN 91-7886-014-8 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, ЧЕЛОВЕК : MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Хелльстрем, Лейф (2015). «В Африку в бочке». Историк авиации (13): 22–34. ISSN 2051-1930 .
- Ломбарди, Фиона. Швейцарская авиация: откуда? Куда? vdf Hochschulverlag AG, 2007 г. ISBN 3-7281-3099-0 .
- Нильссон, Аксель (13 января 2012 г.), «JAS 39 Gripen - Milestones» , Проекты , Шведское управление оборонной техники, заархивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. , получено 12 февраля 2014 г.
- «Saab-29: новый реактивный истребитель Швеции». Flight International , 4 мая 1950 г., стр. 556–58.
- Тейлор, Джон В.Р. «Saab J 29». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Это происходит в ВВС Швеции (брошюра). Стокгольм: Информационный отдел штаба авиации, Flygstabens informationsavdelning, ВВС Швеции, 1983.
- Видфельдт, Бо. Сааб J 29 . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966.
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия : Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
- Винчестер, Джим. «Сааб Дж 29». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Рочестер, Кент, Великобритания: The Grange, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]