де Хэвилленд Стрекоза
DH.90 Стрекоза | |
---|---|
![]() | |
Бывший член авиакомпании Anglo European Airways Dragonfly попал на военную службу в RAF Gosport. | |
Роль | Легкий транспорт |
Производитель | Авиационная компания де Хэвилленд |
Первый полет | 12 августа 1935 г. |
Введение | 1936 |
Произведено | 1936–1938 |
Количество построенных | 67 |
De Havilland DH.90 Dragonfly — британский двухмоторный туристический биплан класса люкс 1930-х годов, построенный авиастроительной компанией de Havilland на аэродроме Хэтфилд .
Разработка
[ редактировать ]Dragonfly имеет явное семейное сходство с Dragon Rapide , но он меньше по размеру, имеет более высокое удлинение и слегка стреловидные крылья. Нижнее крыло имеет более короткий размах, чем верхнее, в отличие от DH.89, а верхняя часть мотогондол значительно меньше выступает над его поверхностью, поскольку топливный бак был перенесен в нижний центроплан. Конструктивно они тоже различны: «Стрекоза» имела новый фанерный несущий корпус и усиленный фюзеляж. Он был спроектирован как роскошный туристический самолет для четырех пассажиров и пилота с возможностью двойного управления. Первый самолет, G-ADNA , совершил первый полет 12 августа 1935 года. Dragonfly достиг максимальных характеристик при малой мощности за счет использования новых методов конструкции, разработанных для гоночного самолета de Havilland Comet , и поэтому его покупка была дорогой (2650 фунтов стерлингов). Говоря современным языком, это был бизнес-транспорт, ориентированный на богатых частных лиц, часто через принадлежащие им компании.
Операционная история
[ редактировать ]Первая поставка была осуществлена в мае 1936 года. Около 36 новых «Стрекоз» достались частным владельцам и владельцам компаний, около 15 — авиакомпаниям/воздушным такси и три — клубам. По два достались ВВС Дании и Швеции, а Королевская конная полиция Канады имела четыре для борьбы с торговцами ромом. Производство закончилось в 1938 году. [1] [2]
К 1939 году несколько самолетов перешли из частного использования в коммерческое, как, например, парк самолетов, созданный Air Dispatch Ltd в аэропорту Кройдона , возглавляемый достопочтенной г-жой Виктором Брюсом . Среди ее семи экземпляров были и машины бывшей авиакомпании. [3] Они использовались в качестве воздушного такси между различными аэропортами Лондона, а также в качестве ночных летных учебно-тренировочных самолетов армейского сотрудничества. Western Airways из аэропорта Уэстон-сьюпер-Мэр использовала свой Dragonfly на регулярном рейсе через Бирмингем в Манчестер .
Семь планеров были отправлены в Канаду и установлены компанией de Havilland Canada , где они обслуживали множество мелких коммерческих операторов, RCMP и два — RCAF . По крайней мере один, CF-BFF , был оснащен поплавками Edo и использовался в коммерческих целях.
Примерно в 1937 году три «Стрекозы» были куплены румынским правительством для обучения экипажей и внесены в их реестр актов гражданского состояния. [4]
В начале Второй мировой войны около 23 «Стрекоз» поступили в ВВС Великобритании и Содружества, около шести дожили до 1945 года. Всего в том году было около тринадцати самолетов.

Silver City Airways эксплуатировала Dragonfly G-AEWZ в качестве представительского транспорта с 1950 по 1960 год. Примерно к 1970 году только двое выживших, упомянутых ниже, были активными. из Хартфордшира В мае 2018 года автобус Uno назвал парк автобусов в честь самолета Dragonfly. [5]
Топливные баки в Dragonfly расположены в утолщенной нижней части центроплана, а не сразу за двигателями, как в Dragon Rapide . В результате в результате пожара погиб только один самолет. Распространенной причиной потерь было частое возникновение порочного контура заземления как при взлете, так и при посадке, что приводило к списанию ходовой части и повреждению лонжерона.
Варианты
[ редактировать ]- DH.90 : Только первый прототип. мощностью 130 л.с. (97 кВт) Два двигателя de Havilland Gipsy Major I
- DH.90A 1C или D мощностью 142 л.с. (106 кВт) : два de Havilland Gipsy Major (послевоенные, по сути идентичные) или более ранний, очень похожий Major II на довоенных самолетах.
- Гидросамолет Dragonfly : добавление алюминиевых поплавков, усиленных точек крепления, дополнительной двери кабины и прохода в крыле увеличило вес пустого самолета до 3110 фунтов (1410 кг) и снизило максимальную скорость до 125 миль в час (200 км/ч). [6]
Выживший самолет
[ редактировать ]

Выживают два летных самолета:
- ДХ 90А ЗК-АЙР [7] (c/n 7508) выполняется компанией Croydon Aircraft Company в Новой Зеландии для обзорных и ознакомительных полетов. Сначала он был зарегистрирован как G-AEDT , затем отправился в Австралию в 1938 году как VH-AAD и до 1951 года эксплуатировался компанией Adastra Aerial Surveys; перелетел в Великобританию в 1963 году, самолет был продан в США в 1964 году как N2034 . [8] Примерно с 1988 по 1996 год он снова летал под позывным G-AEDT , прежде чем покинуть Великобританию и отправиться в Новую Зеландию.
- DH 90A G-AEDU (c/n 7526) зарегистрирован в Соединенном Королевстве с 1992 года, в настоящее время принадлежит компании Shipping and Airlines в Биггин-Хилл как часть ее коллекции исторических самолетов, а ранее принадлежал Norman Airplane Trust. [9] Первоначально доставленный в Анголу в 1937 году, он летал как CR-AAB , а затем как ZS-CTR . в Южной Африке [10] Когда он был возвращен в Англию в 1979 году, он использовал британскую регистрацию ( G-AEDU ), которая была присвоена другому Dragonfly, но не использовалась. [8] Он был экспортирован в США в 1983 году как N190DH , но был возвращен в Англию в 1992 году в поврежденном состоянии и восстановлен до летного состояния как G-AEDU .
Операторы
[ редактировать ]- Кантас
- Королевские ВВС Австралии
- Адастра Аэрофотосъемка
- Коннеллан Эйрвэйз
- Буш Пилотс Эйрвэйз
- Миср Эйрворк, ООО
- Эйр Сервисез Индии Лтд.
- Королевские ВВС Индии
- Лаосская торгово-транспортная компания (CLCT) - только два самолета.
- Группа голландской армейской авиации
- Air Travel (NZ) Ltd – только два самолета.
- Родезийские и Ньясалендские авиалинии
- ВВС Испании - После гражданской войны
- Iberia Испанские авиалинии
- Турецкие авиалинии Турецкие государственные авиалинии
- «Эйр Диспетч » ООО
- ООО «Эйр Коммерс»
- ООО «Эйр Сервис Тренинг»
- ООО "Авиа Такси"
- Англо-Европейские авиалинии, ООО
- Биркетт Эйр Сервис Лтд.
- Британские континентальные авиалинии, ООО
- ООО «Международные авиаперевозки»
- Плимут Аэропорт Лтд.
- Королевские ВВС - 15 гражданских самолетов были приняты на вооружение в 1940 году.
- Силвер Сити Эйруэйз Лтд.
- Вестерн Эйруэйз Лтд.
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные британских гражданских самолетов с 1919 года, том 2. [10]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 31 фут 8 дюймов (9,65 м)
- Размах крыльев: 43 фута 0 дюймов (13,11 м)
- Высота: 9 футов 2 дюйма (2,79 м)
- Площадь крыла: 256 кв. футов (23,8 м 2 )
- Профиль крыла : RAF 34. модифицированный [11]
- Пустой вес: 2500 фунтов (1134 кг)
- Полная масса: 4000 фунтов (1814 кг)
- Силовая установка: 2 de Havilland Gipsy Major II мощностью 142 л.с. (106 кВт) каждый. 4-цилиндровых рядных поршневых двигателя перевернутого типа с воздушным охлаждением
- Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 144 миль в час (232 км/ч, 125 узлов)
- Дальность: 625 миль (1006 км, 543 миль) с максимальной полезной нагрузкой
- Перегоночная дальность: 900 миль (1400 км, 780 морских миль) с баком на 25 имп галлонов (30 галлонов США; 114 л) в задней части кабины.
- Практический потолок: 18 100 футов (5 500 м)
- Скорость набора высоты: 875 футов/мин (4,45 м/с).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Джексон (1978), стр. 374–9.
- ^ Хейс, стр. 145–50.
- ^ Хейс, с. 158.
- ^ Грей, К.Г., и Бриджмен, Л., Jane's All the World's Aircraft , 1938. (1972). п. 51б. Ньютон Эботт: Дэвид и Чарльз ISBN 0-7153-5734-4
- ^ Команда, первый маршрут (22 мая 2018 г.). «Инвестиции Uno в 1 миллион фунтов стерлингов в «действительно важный маршрут» » .
- ^ Джейн (1938), с. 82в.
- ^ «Запрос регистрационного знака воздушного судна» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон (1988), с. 471.
- ^ «Регистрация самолетов | Управление гражданской авиации Великобритании» . www.caa.co.uk.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон (1988), с. 150.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Комас, Матье (сентябрь – октябрь 2020 г.). Такие британцы!: Британские самолеты в ВВС Франции 1939–1940 гг. Авионс (на французском языке) (236): 38–61. ISSN 1243-8650 .
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.) . Лондон: Издательство Орбис.
- Хейс П. и Кинг Б. Транспортные бипланы де Хэвилленд . Колсден: Авиационное общество Гатвика (2003) ISBN 0-9530413-2-8
- Джексон, AJ Британские гражданские самолеты с 1919 года, Том 2 . Лондон: Патнэм, 1973. ISBN 0-370-10010-7 или (редакция 1988 г.) ISBN 0-85177-813-5 .
- Джексон, Эй Джей де Хэвилленд Самолеты с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1978. ISBN 0-370-30022-X
- Грей, Си-Джей, и Бриджмен, Л. Джейн «Все самолеты мира» (1938). Лондон: Сэмпсон Лоу Мартин.
- Луккини, Карло (апрель 1999 г.). «Воздушная встреча в Сахаре 1938 года». Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (73): 53–57. ISSN 1243-8650 .